Научная статья на тему 'Некоторые вопросы лицензирования образовательной деятельности'

Некоторые вопросы лицензирования образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / LICENSING / EDUCATIONAL ACTIVITIES / LICENSING REQUIREMENTS / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рустамова Светлана Мавлудовна, Манатилов Кази Мадридович

Освещены отдельные вопросы, связанные с лицензированием образовательной деятельности. Определены особенности лицензирования образовательной деятельности. Рассмотрены некоторые лицензионные требования к осуществлению образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some issues of licensing educational activities

Some issues related to licensing of educational activities are highlighted. The features of licensing educational activities are defined. Some license requirements for the implementation of educational activities are considered.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы лицензирования образовательной деятельности»

УДК 342.733 ББК 67.0

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10159

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Светлана Мавлудовна РУСТАМОВА, Кази Мадридович МАНАТИЛОВ, магистрант

доцент кафедры гражданского права Юридического института Дагестанского

Юридического института Дагестанского государственного университета

государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. Освещены отдельные вопросы, связанные с лицензированием образовательной деятельности. Определены особенности лицензирования образовательной деятельности. Рассмотрены некоторые лицензионные требования к осуществлению образовательной деятельности.

Ключевые слова: лицензирование, образовательная деятельность, лицензионные требования, образовательные организации.

Annotation. Some issues related to licensing of educational activities are highlighted. The features of licensing educational activities are defined. Some license requirements for the implementation of educational activities are considered.

Keywords: licensing, educational activities, licensing requirements, educational organizations.

Конституционное положение о праве каждого на образование гарантирует получение бесплатного дошкольного, основного среднего и специального профессионального образования в России.

Получение качественного образования возможно посредством усовершенствования образовательного процесса и развития науки, что достижимо при реализации эффективного организационного механизма управления со стороны государства. Таким регулятором отношений выступает лицензирование образовательной деятельности, являющееся одной из форм обеспечения государственных гарантий.

Необходимость получения лицензии при осуществлении образовательной деятельности установлена в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ; особенности лицензирования образовательной деятельности закреплены в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3; конкретные лицензионные требова-

ния отражены в Положении о лицензировании образовательной деятельности от 28 октября 2013 г.

Как справедливо отмечается в литературе, суть лицензирования сводится к выявлению соответствия образовательной деятельности заявленным программам, после чего выдается свидетельство об аккредитации на право осуществлять образовательную деятельность1.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляет Рособрнадзор в отношении образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, а также индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, уровням образования, профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), подвидам дополнительного образования.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020

Анализ законодательства в данной сфере позволил выделить некоторые особенности лицензирования образовательной деятельности.

Во-первых, помимо общих правил переоформления лицензии, в области осуществления образовательной деятельности ее переоформление возможно также при реорганизации юридических лиц в форме присоединения или слияния при условии наличия лицензии у присоединяемого или реорганизованного юридического лица соответственно.

Во-вторых, законодательно установлены дополнительные основания возврата документов, поданных лицензиатом. К таковым относятся:

1) подача документов в некомпетентный лицензирующий орган;

2) указание в документах на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат не вправе реализовывать;

3) наличие у лицензиата неисполненного предписания Рособрнадзора.

В-третьих, законодательством регламентированы процедурные особенности лицензирования отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Например, лицензирование образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, осуществляется по представлениям соответствующих религиозных организаций. При лицензировании образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания. Министерство иностранных дел РФ осуществляет сбор и передачу в лицензирующий орган заявлений от загранучреждений Министерства иностранных дел РФ как соискателей лицензии или лицензиатов о предоставлении или переоформлении лицензий и прилагаемых к таким заявлениям документов2.

Определенный интерес вызывают некоторые лицензионные требования, установленные в Положении о лицензировании. В частности, образовательная организация-лицензиат должна обладать на праве собственности или ином основании каким-либо строением, зданием или помещением, что, несомненно, свидетельствует о потенциальной возможности организации обеспечить учебный процесс.

Полагаем, таким образом законодатель пытается обеспечить гарантированное государ-

ством качество образования. Однако такое положение законодательства видится весьма спорным и не соответствует целям, на которые они направлены, поскольку требует больших материальных затрат со стороны образовательных организаций. Причем сам законодатель неоднозначно регулирует данный вопрос, устанавливая исключения из общего правила в отношении порядка организации практик обучающихся3.

Еще одним требованием является то, что в лицензию должен быть включен адрес места нахождения имущества, используемого для осуществления образовательного процесса, что, безусловно, создает «комфорт» государственным органам при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий.

Справедливости ради заметим, что законодатель частично устраняет данный недочет, предоставив возможность не указывать адреса мест осуществления образовательной деятельности для образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы и основные программы профессионального обучения4.

Необходимо обратить внимание на то, что в законодательстве отсутствует четкий перечень документов, материалов, которые могут запрашивать контролирующие органы. Оставление вне правового регулирования такого важного момента является правовым пробелом, который может оказать негативное воздействие на образовательные организации (злоупотребления со стороны контролирующих органов, отсутствие подготовленных материалов у образовательных организаций и т.д.) и, как следствие, на качество учебного процесса.

В связи с этим представляется необходимым закрепление на законодательном уровне четкого перечня документов и иных материалов, подлежащих предоставлению контролирующему органу, поскольку законодательство должно, в первую очередь, представлять и защищать интересы обучающихся на получение качественного образования.

1 Самсонова Е.М., Паулов П.А. Лицензирование образовательной деятельности в Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5. С. 207.

2 Образовательное законодательство России. Новая веха

развития: Монография / Л.В. Андриченко, В.Л. Баран-

ков, Б.А. Булаевский и др. Под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой. М.: ИЗиСП, 2015 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 29.01.2020)

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020

3 Черкасов К.В., Лапина Е.Б. Образовательная деятельность в современной России: к вопросу о правовых барьерах и ограничениях // Вестник Томского гос. ун-та. 2018. № 431. С. 217.

4 Крушевская М.В. Отдельные проблемы лицензирования образовательной деятельности в Российской Федерации // Юрист. 2019. № 6. С. 70.

Библиографический список

1. Крушевская М.В. Отдельные проблемы лицензирования образовательной деятельности в Российской Федерации // Юрист. 2019. № 6. С. 68-71.

2. Образовательное законодательство России. Новая веха развития: Монография / Л.В. Андри-ченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский и др. Под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой. М.: ИЗиСП, 2015. 480 с.

3. Самсонова Е.М., Паулов П.А. Лицензирование образовательной деятельности в Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5. С. 207-209.

4. Черкасов К.В., Лапина Е.Б. Образовательная деятельность в современной России: к вопросу о правовых барьерах и ограничениях // Вестник Томского гос. ун-та. 2018. № 431. С. 215—221.

\ \

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Эриашвили Н.Д., Чухвичев Д.В., Червонюк В.И. Законодательная техника. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция». — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 495 с.

ISBN 978-5-238-03289-4

Раскрываются основные теоретические и практические вопросы, связанные с законодательным регулированием, процессом создания, изменения и отмены нормативных правовых актов, дается характеристика системы законодательства в Российской Федерации. Рассматриваются основные правила законотворческой деятельности, научные концепции, связанные с законодательной техникой, способы, приемы и правила, применяемые при создании и принятии нормативных правовых актов, а также методология кодификации имеющегося законодательства. Характеризуются некоторые наиболее существенные проблемы законодательного регулирования в современной России.

Для студентов юридических вузов, аспирантов, преподавателей, а также сотрудников законодательных органов и органов исполнительной власти, занятых в процессе подготовки и принятия нормативных правовых актов.

Законодательная техника

3-е Li3fl3t*ie

А

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.