Научная статья на тему 'Предпринимательский потенциал молодежи Республики Мордовия'

Предпринимательский потенциал молодежи Республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОЛОДЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / YOUTH / POTENTIAL OF BUSINESSMEN / YOUNG BUSINESSMEN / ACTIVITY OF YOUTH / REGIONAL INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шубина Елизавета Юрьевна

В данной статье приводится анализ предпринимательского потенциала молодежи Республики Мордовия; подробно рассмотрена региональная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, включающая в себя как государственные учреждения, так и общественные и коммерческие организации. В работе также рассмотрены тенденции развития молодежного предпринимательства в регионе; описаны программы и проекты, посвященные изучению данного феномена, проанализированы результаты социологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS POTENTIAL OF YOUTH OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA

The paper considers the analysis of business potential of youth of the Republic of Mordovia, the regional infrastructure of support of small and average business is considered in details, including public institutions, and the public and commercial organizations. Tendencies of development of youth business in the region and programs and projects devoted to studying of this phenomenon are also examined in the article. Regional infrastructure and system of support of youth business, and also the factors, which influence the success of business activity of youth of region are described.

Текст научной работы на тему «Предпринимательский потенциал молодежи Республики Мордовия»

УДК 316.45

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Е.Ю. Шубина

Аннотация. В данной статье приводится анализ предпринимательского потенциала молодежи Республики Мордовия; подробно рассмотрена региональная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, включающая в себя как государственные учреждения, так и общественные и коммерческие организации. В работе также рассмотрены тенденции развития молодежного предпринимательства в регионе; описаны программы и проекты, посвященные изучению данного феномена, проанализированы результаты социологического исследования.

Ключевые слова: молодежь, предпринимательский потенциал, молодые предприниматели, активность молодежи, региональная инфраструктура.

BUSINESS POTENTIAL OF YOUTH OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA

E. Shubina

Abstract. The paper considers the analysis of business potential of youth of the Republic of Mordovia, the regional infrastructure of support of small and average business is considered in details, including public institutions, and the public and commercial organizations. Tendencies of development of youth business in the region and programs and projects devoted to studying of this phenomenon are also examined in the article. Regional infrastructure and system of support of youth business, and also the factors, which influence the success of business activity of youth of region are described.

Keywords: youth, potential of businessmen, young businessmen, activity of youth, regional infrastructure.

Уровень развития малого и среднего предпринимательства является одним из ключевых показателей в оценке экономического и социального состояния регионов Российской Федерации.

В Республике Мордовия на сегодняшний день разработана комплексная программа, направленная на поддержку молодых предпринимателей на всех этапах их деятельности, начиная с профориентации в школах, проведения тренингов, мастер-классов и заканчивая микрофинансированием и оказанием консультативной помощи.

Региональная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства представлена совокупностью

государственных, общественных и

коммерческих организаций, обеспечивающих функционирование предпринимательских субъектов. К государственным учреждениям региона относятся Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Государственное казенное учреждение «Бизнес-Инкубатор Республики Мордовия», Торгово-промышленная палата Республики Мордовия, Региональный центр

микрофинансирования Республики Мордовия, Мордовский Республиканский молодежный центр, Федеральное агентство по делам молодежи при Министерстве образования и

науки РФ, Государственный комитет Республики Мордовия по делам Молодежи. На базе данных учреждений проводятся конференции, бизнес школы, лагеря для школьников.

Успешным примером поддержки молодежного предпринимательства региона может служить Федеральная программа «Ты -предприниматель», реализуемая на базе Государственного комитета РМ по делам молодежи. Целью данной программы является стимулирование активности молодежи в сфере предпринимательства, начиная от повышения уровня готовности к предпринимательской деятельности среди старшеклассников и заканчивая объединением действующих молодых предпринимателей региона в сообщества. В результате проведения данной программы множество будущих

предпринимателей региона смогли не только представить свой проект и побороться за получение финансирования на его реализацию, но и приобрели новые знания, знакомства и связи. Также, в рамках данной программы в мае 2015 года состоялась информационная конференция «Вовлечение молодежи Мордовии в предпринимательскую

деятельность», в которой приняли участие две возрастные категории. Первую возрастную группу представляли студенты МГУ им. Н.П.

Огарева (Рузаевский филиал), которым было рассказано о предстоящих мероприятиях, таких как: форум «Инерка 2015», форум «¡Волга 2015», форум «Территория смыслов», а также о региональных этапах Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России». Вторую группу участников составили ребята до 18 лет, которым было предложено сыграть в деловую игру, в ходе которой предстояло обосновать бизнес-идеи.

Также, на базе Института дополнительного образования МГУ им. Н.П. Огарёва проводится «Школа бизнеса», в рамках которой слушатели осваивают курсы «Основы предпринимательской деятельности» и «Оптимизация и развитие бизнеса», знакомятся с успешными предпринимателями.

Наряду с государственными учреждениями функционируют такие общественные организации как Саранский клуб предпринимателей «Деловар»,

республиканская общественная организация «Российский союз молодежи», региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», региональное отделение «Деловая Россия».

В регионе существуют консалтинговые центры: «Центр поддержки

предпринимательства Республики Мордовия», «Центр инноваций социальной сферы», где предприниматели могут проконсультироваться по таким вопросам, как правовые основы ведения бизнеса, бухгалтерское и налоговое сопровождение деятельности организации, бизнес-планирование, маркетинговое

сопровождение деятельности организации и другие. Существует также совет предпринимателей при Администрации городского округа Саранск, чья деятельность направлена на повышение эффективности взаимодействия органов местного

самоуправления и предпринимательских субъектов в реализации государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства, а также укреплении и развитии предпринимательского сектора экономики в регионе. Кроме того, функционирует Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, принятая 1 октября 2008 года. Целью данной программы является определение приоритетных направлений развития Республики Мордовии, а также формирование ориентиров для практических действий на долгосрочную перспективу.

Одним из важнейших направлений является увеличение доли малых и средних предприятий и развитие инновационных технологий.

Однако в развитии молодежного предпринимательства отмечаются тревожные тенденции. Так, количество малых предприятий в регионе в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличилось с 1174 ед. до 1227 ед., однако, в 2013 г. вновь наблюдается падение численности предприятий до 1148 ед., до 1073 ед. в 2014 г. и до 1068 ед. в 2015 году [1].

23 ноября 2012 года Госдума во втором и третьем чтении одобрила правительственный законопроект № 143350-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» [4]. Данный законопроект предусматривал изменение тарифов, в частности повышение страховых выплат в Пенсионный Фонд России в два раза для отдельных категорий страхователей, в числе которых индивидуальные предприниматели. И хотя законопроект вступил в силу 1 января 2013 года и действовал около года, тем не менее, его принятие напрямую коснулось деятельности индивидуальных

предпринимателей и стало одной из причин закрытия малых предприятий во многих регионах России ввиду нерентабельности. В «Национальном отчете» по результатам исследования «Глобальный мониторинг предпринимательства», проведенного Высшей школой менеджмента СПбГУ, содержатся следующие данные - «В России в 2013 г. число бизнесов, которые прекратили свое существование после ухода собственника, составило 85,7% из всех выходов. Незначительное число продолжило существование с другими собственниками» [3]. Также, отмечается, что «Из тех, кто закрыл бизнес в 2013 г. и не владеет никаким другим бизнесом, лишь 12,9% готовы попробовать себя снова на предпринимательском поприще. Большинство же (51,6%) не рассматривают возможности создания бизнеса в ближайшие годы» [3].

Изучению потенциала

предпринимательской активности в Мордовии посвящен ряд социологических исследований, проводимых в режиме мониторинга. К примеру, по результатам исследования на базе НЦСЭМ РМ «Оценка предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности в Республике Мордовия», проведенного в 2013

году, был составлен аналитический доклад, где приводится комплексная оценка условий ведения предпринимательской деятельности в регионе двумя группами экспертов -представителей малого, среднего и крупного бизнеса и муниципальных служащих, курирующих вопросы предпринимательства. Автор аналитического доклада С.Г. Ушкин отмечает, что «...в группе предпринимателей недовольство общими условиями ведения бизнеса подкрепляется достаточно резким отношением к местным органам власти, наблюдается негативная коннотация, а также чувство обиды на власть». Далее -«Проблемной областью для малого предпринимательства является повышение страховых взносов от индивидуальных предпринимателей в Пенсионный фонд Российской Федерации. По мнению и предпринимателей, и муниципальных служащих, данное обстоятельство негативно сказывается на предпринимательском климате» [6]. Анализируя ответы муниципальных служащих, автор приводит следующие выводы - «В отличие от группы предпринимателей в группе муниципальных служащих царит позитивное восприятие

предпринимательского климата в регионе и критика практически отсутствует...

Восприятие общих условий ведения предпринимательской деятельности со стороны муниципальных служащих прямо противоположно восприятию этих же критериев со стороны предпринимателей.» [6].

В январе - марте 2015 года коллективом кафедры социологии совместно со студентами-социологами Мордовского

государственного университета им. Н.П. Огарева в рамках проекта «Социальные трансформации и положение молодежи в регионе» было проведено исследование, затронувшее все районы Республики Мордовия, а также города Саранск и Рузаевка. По результатам проведенного в 2015 году анкетного опроса желание открыть «свое дело» проявили чуть более 40% опрошенных, в то время как около 30% не захотели бы заниматься бизнесом и 26% затруднились ответить на данный вопрос, см. рис. 1. Это связано, в первую очередь, с отсутствием первичных инвестиций для начала бизнеса, необходимых связей и знакомств, а также с финансовой и правовой неграмотностью.

50% 40% 30% 20% 10% 0%

41% 41%

29%

4%

да

нет я уже занимаюсь затрудняюсь

бизнесом ответить

Рисунок 1. - «Распределение ответов на вопрос «Хотели бы Вы открыть свое частное предприятие?»

Так или иначе, занятие бизнесом в первую очередь, с

или связывается, материальной составляющей. Это доказывают ответы респондентов на вопрос о мотивах занятия предпринимательской деятельностью (более 60% опрошенных связали занятие бизнесом именно с доходом). Участники опроса отметили, что бизнес - это не только возможность прокормить свою семью и помочь родителям (23%), но и перспектива стать богатым человеком (20%), и, таким образом, занять устойчивое положение в обществе (20%). Однако стоит отметить и

творческую составляющую

предпринимательской деятельности - около трети опрошенных (33%) считают бизнес хорошей возможностью заняться интересным делом, см. рис. 2. Данные выводы сравнимы с выводами, полученными С.В. Полутиным. В своей работе «Профессионально-трудовое определение молодежи» он пишет - «.в представлении респондентов частное предприятие представляет собой интересное дело, позволяющее добиться устойчивого социального и материального положения» [5].

4%

В стремление занять устойчивое положение в обществе

□ возможность заняться интересным делом

□ необходимость прокормить семью, помочь родителям

□ перспектива стать богатым человеком

■ примеры родственников или знакомых

Рисунок 2. - «Мотивы открытия своего частного предприятия»

Но не только лишь к получению прибыли сводится занятие бизнесом. Анализируя данный процесс с точки зрения теории мотивации А.Х. Маслоу, можно сделать вывод, что занятие предпринимательством отражает в себе все пять ступеней пирамиды потребностей, начиная с удовлетворения физиологических потребностей и заканчивая самоактуализацией. Однако, каждый предприниматель индивидуально делает акцент на удовлетворении той или иной потребности, т.е. бизнес может быть источником средств существования (физиологическая потребность и потребность в безопасности); занятие бизнесом может являться неким инструментом соотнесения себя с какой-либо референтной группой (потребность в причастности); способом добиться престижа, власти, влияния, доверия (потребность в уважении), и, наконец, бизнес может выступать средством самореализации творческой составляющей (потребность в

самоактуализации) [2].

Таблица 1. - «Распределение факторов, влияющих

В ходе исследования респондентам -потенциальным предпринимателям было предложено выбрать несколько вариантов ответов на вопрос «От чего зависит успешность?». По мнению опрашиваемых, успех зависит, прежде всего, от таких условий как способности человека (77%) и целеустремленность (77%), на втором месте -трудолюбие (72%), далее - влиятельные связи (58%), помощь друзей и родственников (43%), удача и везение (40%), а вот социальные гарантии (30%), помощь государства (32%) и государственные социальные программы (29%) занимают далеко не первые позиции.

Анализируя данные ответы можно выделить несколько подгрупп факторов, влияющих на успешность. Условно данные факторы можно соотнести с тремя уровнями. Первый «микроуровень» составляют личностно-мотивационные факторы; «мезоуровень» определяется ближайшим социальным окружением индивида; «макро-уровень» включает в себя помощь извне, т.е. государства, см. табл. 1. на успешность»

Микроуровень Мезоуровень Макроуровень

Личностно-мотивационные факторы Ближайшее социальное окружение Помощь извне (помощь государства)

способности человека влиятельные связи социальные гарантии

целеустремленность помощь друзей и родственников помощь государства

трудолюбие государственные социальные программы

удача и везение

В оценке респондентов условий успешности преобладают факторы

микроуровня-личностно-мотивационные, менее значительными респонденты посчитали факторы мезоуровня, т.е. влияние ближайшего социального окружения и, наконец, меньше

всего внимания заслужили факторы макроуровня-помощь со стороны государства.

Республика Мордовия обладает современной инфраструктурой поддержки молодежного предпринимательства и является одним из регионов, где созданы комфортные условия для ведения бизнеса, о чем было также сказано

главой Республики В. Волковым на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге в июне 2015 года. Тем не менее, в процессе своей профессиональной деятельности потенциальные предприниматели региона, в основном, полагаются не на поддержку со стороны государства, а на свои собственные возможности.

Таким образом, можно сделать вывод, что Республика Мордовия обладает потенциалом развития малого и среднего

предпринимательства. В регионе существует развернутый комплекс мер, направленных на поддержку предпринимательства на различных уровнях, улучшение инвестиционного климата и

бизнес-среды. Однако создается некий диссонанс между наличием региональной системы поддержки молодых

предпринимателей, формированием

предпринимательских компетенций

потенциальных предпринимателей и реальными оценками действительности самих молодых людей. Это говорит о необходимости дальнейшего совершенствования региональной политики в сфере поддержки молодых предпринимателей, усиления координации поддерживающих структур, а также особого внимания к формированию личностных составляющих.

Литература:

1. Информационное агентство Бизнес Мордовии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //bm.binkrm.ru/index.php/component/content/category

2. Маслоу А.Х. Мотивация и личность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.ukrweb.net/books/masla01/

3. Верховская О.Р., Дорохина М.В., Сергеева А.В. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства» [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.gsom.spbu.ru/images/cms /data/faculty/gem_2013_final20_all.pdf

4. Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/systems/ ^/?питЪег =143350-6+&sort=date

5. Полутин С.В. Профессионально-трудовое определение молодежи / С.В. Полутин // Молодежь в российских регионах: перспективы гражданского и профессионального становления. - М., 2006. - С. 108-118.

6. Ушкин С.Г. Оценка предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности в Республике Мордовия / С.Г. Ушкин // Аналитический доклад ГКУ РМ НЦСЭМ, Саранск, 2013. - С. 1-38.

Сведения об авторе:

Шубина Елизавета Юрьевна (г. Саранск, Россия), аспирант Мордовского Государственного Университета им. Н.П. Огарева, e-mail:_elis_@bk.ru

Data about the author:

E. Shubina (Saransk, Russia), postgraduate student of Mordovian State University of N. Ogarev, e-mail: _elis_@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.