УДК 316.454
ТРУДОВЫЕ СТРАТЕГИИ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Е.Ю. Шубина
Аннотация. В данной статье рассмотрена теоретико-методологическая база изучения трудовых стратегий с позиции различных подходов, описаны трудовые стратегии предпринимателей в зависимости от таких факторов как этап экономической деятельности субъекта, время его пребывания на рынке, наличие конкуренции и т.д. Особое внимание уделено трудовым стратегиям в период экономической нестабильности. Также, статья содержит эмпирическую часть, основанную на исследовании специфики трудовых стратегий молодых предпринимателей Республики Мордовия.
Ключевые слова: трудовые стратегии, предпринимательство, молодежь, регион, государственная поддержка.
LABOR STRATEGY IN THE SPHERE OF BUSINESS E. Shubina
Abstract. The methodological base of studying of labor strategy from a position of various approaches is considered in this article, labor strategy of businessmen are described depending on such factors as a stage of economic activity of the subject, time of his stay in the market, competition existence, etc. The special attention is paid to labor strategy in the period of economic instability. Also, article contains the empirical part based on research of specifics of labor strategy of young businessmen of the Republic of Mordovia.
Keywords: labor strategy, business, youth, region, state support.
На сегодняшний день изучению трудовых стратегий в бизнесе уделяется немало внимания, поскольку выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению. В предпринимательской среде существует множество бизнес-тренингов, способствующих как личностному развитию предпринимателя, совершенствованию управленческих навыков, так и развитию компании в сфере продаж и оказания услуг [12]. Данные программы направлены на совершенствование самых различных навыков, начиная с личной эффективности, повышения конкурентоспособности организации,
урегулирования конфликтных ситуаций и заканчивая повышением навыков
стратегического планирования и управления, что является крайне важным в повышении эффективности организации на рынке.
Изучение данного феномена имеет особую актуальность на сегодняшний день, так как представляет интерес не только с точки зрения экономической эффективности, но и с позиции поведенческой парадигмы в социологии.
Понятие «стратегия» позволяет наиболее полно проанализировать специфику трудовой деятельности отдельных экономических субъектов и их поведение на рынке труда, а также является универсальным инструментом для анализа интегративных процессов, социального самочувствия тех или иных социальных групп
[11]. Данный термин применяется для описания любого этапа экономической деятельности, начиная со стратегии создания, адаптации, развития, решения конфликтных ситуаций, победы и заканчивая стратегией выживания и банкротства.
При анализе трудовых стратегий следует выделять различные периоды
предпринимательской деятельности, в соответствии с которыми трудовые стратегии могут существенно различаться, к примеру -трудовые стратегии начального этапа формирования бизнеса и стратегии ведения бизнеса, а также стратегии, включающие в себя планы и прогнозы на будущее.
В социологических теориях стратегии рассматриваются, в основном, как планирование действий на долгосрочную перспективу. Условно можно выделить два подхода: социокультурный, сторонниками которого являются О С. Елкина, Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов, и деятельностный подход, в рамках которого работали Б.С. Гладарев, В.Б. Тореев и В.В. Радаев.
По мнению Д. Моргана, термин «стратегия» может быть социологическим инструментом, основанным на тщательной оценке последствий, ресурсов и ограничений, доступных социальным акторам в определенный период»» [14].
В то же время можно констатировать, что единой точки зрения по содержанию категории «стратегия» не сформировано.
Г. Кроу определяет понятие «стратегия» как «существование сознательных и рациональных решений в долгосрочной перспективе» [13].
Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов также отмечают, что стратегия - есть «динамическая, саморегулирующаяся система социокультурных представлений личности о своей будущей жизни, ориентирующая и направляющая ее текущее (повседневное) поведение в течение длительного времени» [7].
Однако, напротив, как отмечает М.В. Киблицкая «если под термином «стратегия» подразумевать долгий период, например, полгода, год или даже два, то в наше нестабильное время иметь какую-либо заранее подготовленную стратегию невозможно» [5].
Особое место при анализе стратегий занимает концепция П. Бурдье, и хотя данное понятие не является центральной категорией в его теориях наряду с габитусом, социальным полем и пространством, тем не менее, позиция Бурдье имеет особое значение, поскольку, во многом, отличается от вышеприведенных теорий. В своих теориях П. Бурдье рассматривает такие стратегии как стратегии воспроизводства, деторождения, образовательные, экономические, стратегии наследования и матримониальные стратегии. Сам ученый определял свое учение как «философия действия», потому что понятие действия является в нем центральным [2].
Наибольший интерес представляет раскрытие данной категории с позиций экономического подхода.
В частности, Б.С. Гладарев в своей работе «Трудовые стратегии и изменения повседневной жизни в трансформирующемся обществе» дает определение понятию «трудовая стратегия»: это совокупность и последовательность действий людей, позволяющая им наиболее удовлетворительно, с их точки зрения, сохранять или улучшать свой социально-экономический статус [3].
ОС. Елкина так определяет понятие «трудовые стратегии»: это приоритетная, устойчивая, личностно значимая жизненная направленность личности, связанная с выбором оптимального для индивида положения в сфере оплачиваемой занятости, формирующаяся исходя из ориентации на определенный доход при определенной величине трудовых затрат [4]. В своей работе «Основные закономерности стратегий экономического поведения работников на рынке труда (на основе данных социологических исследований)» О.С. Елкина приводит типологию реализации трудовых стратегий с позиции соотношения «уровень дохода - уровень труда».
В.Б. Тореев определяет трудовые стратегии как «осознанный выбор работником направления долгосрочной трудовой деятельности» [10]. В своей работе «Трудовые стратегии россиян» ученый анализирует ряд факторов, влияющих на способность людей к выбору оптимальной трудовой стратегии. К таким факторам он относит состояние здоровья, врожденные качества характера, воспитание, образование, социальную среду, институциональную среду. Рассматривая трудовые стратегии молодежи, автор отмечает, что «Основное отличие молодежи от других акторов на рынке труда состоит в том, что молодые люди могут выбрать любую трудовую стратегию. На них не давит груз прошлых ошибок. Общим для всех российских молодых людей является влияние внешней среды, т.е. телевидения, радио, социальных сетей, электронных игр и т.д.» [10].
В.В. Радаев в своей работе «Некоторые институциональные условия формирования Российских рынков», основанной на исследованиях предпринимателей в ноябре 1997 - январе 1998 годов, подробно рассматривает коррупционные и
бюрократические особенности
предпринимательской деятельности, а также деловые стратегии предпринимателей в рамках их отношений с государственными структурами. В.В. Радаев выделяет «пассивную стратегию» или «стратегию откупа», согласно которой предприниматель стремится уйти от давления так называемых вымогателей, что связано с дополнительными издержками и «активную стратегию» или «стратегию подкупа», когда взятка приводит к получению преимуществ перед конкурентами и, в конечном счёте, к прибыли [8].
Для деятельности предпринимателей характерно множество стратегий, таких как товарная, ценовая, финансовая стратегии, выработка которых зависит от таких факторов как финансовые возможности предпринимателя, характер выпускаемой продукции, этап жизненного цикла товара (новый товар или уже известный потребителю), стратегии конкурентов, а также потребительский спрос, научно-технический прогресс и т.д.
Трудовые стратегии предпринимателей также различаются в зависимости от времени их пребывания на рынке. К примеру, «стратегия новичка» состоит в поиске собственной ниши на рынке и закреплении в ней; «стратегия ведомых» заключается в том, что, как правило, в целях экономии средств и сил они идут по уже известному пути вслед за другими компаниями; и, наконец, «стратегия претендента на лидерство» и «стратегия лидера» предполагают активное
развитие рекламной, ценовой, товарной политики ввиду высокой конкуренции на право лидерства.
В меняющихся экономических условиях и в период трансформации экономических отношений наиболее распространены два основных типа стратегий, которые можно условно назвать «стратегия выживания» и «стратегия развития». «Стратегия выживания» -это чисто оборонительная стратегия, которая применяется предпринимателем в случаях полного расстройства экономической деятельности предприятия, в состоянии, близком к банкротству» [1]. В период экономической нестабильности, когда наблюдается падение спроса, объемов продаж и прибыли, предприниматель вынужден проводить перестройку финансовой стороны деятельности, сокращая расходы на маркетинг, а также в случае необходимости совершать кадровые
перестановки, вплоть до сокращения штата сотрудников. Под «стратегией развития» понимается сбалансированное состояние предприятия на рынке, когда его позиция является устойчивой, и происходит полное использование внутренних и внешних возможностей для достижения прибыли. И та, и другая стратегия могут быть характерны для одной компании в разные периоды ее существования. В целом, трудовые стратегии редко носят ярко выраженный характер, как правило, распространены смешанные типы.
Также можно выделить «агрессивную стратегию» ведения бизнеса, которая характеризуется определенным риском, интенсивностью развития и направлена, как правило, на быстрое достижение максимально высокой прибыли в короткий срок, и так называемую «осторожную стратегию», которой свойственно поступательное экстенсивное развитие, но с меньшей прибылью. Во многом, данные стратегии зависят от сферы, в которой осуществляется предпринимательская
деятельность.
Одним из ведущих ученых в области изучения экономических явлений, в частности в области стратегического планирования в области конкуренции, является американский экономист М. Портер. Среди его работ особое место занимает методика для анализа отраслей и выработки стратегий бизнеса, именуемая «Пять сил». Данная методика включает в себя: анализ угрозы появления продуктов-заменителей, анализ угрозы появления новых игроков, анализ рыночной власти поставщиков, анализ рыночной власти потребителей и анализ уровня конкурентной борьбы [15]. Майкл Портер с помощью пяти структурных единиц,
свойственных каждой отрасли, описал стратегии формирования конкурентного преимущества и долгосрочной прибыльности товара, а также способы, с помощью которых компания в долгосрочном периоде может удерживать свою прибыльность и сохранять
конкурентоспособность [9].
Анализируя трудовые стратегии
предпринимателей нельзя не обратиться к теории А. Маслоу, его известной иерархии потребностей, так называемой «пирамиде Маслоу», поскольку данная теория отражает основные трудовые стратегии. Анализируя предпринимательскую деятельность с точки зрения данной теории можно отметить следующее:
предпринимательская деятельность является одним из способов удовлетворения потребностей, успешное ведение «своего дела» дает возможность практически одновременно удовлетворить все уровни пирамиды потребностей - от физиологических потребностей, потребности в безопасности до уважения, признания и самореализации. Самоактуализация может иметь две формы - с одной стороны это проявление творческих способностей при ведении предпринимательской деятельности, с другой стороны - реализация своих потребностей с помощью заработанных средств. Стремясь к максимальной прибыли, уважению и высокому статусу предприниматель вкладывает в свою работу все знания и умения, творческие способности и профессиональный опыт.
Наиболее детально изучить специфику трудовых стратегий молодых предпринимателей, а также предпринимательский климат Республики Мордовия позволило исследование, проведенное во второй половине 2015 г., в ходе которого методом экспертного интервью было опрошено 20 экспертов. Критериями отбора экспертов послужили следующие условия: статус «Индивидуальный предприниматель»,
зарегистрированный на территории Республики Мордовия, участие в федеральной программе поддержки молодых предпринимателей «Ты - предприниматель» и успешная предпринимательская деятельность (на официальном сайте программы
«Ты - предприниматель» размещены портфолио наиболее успешных предпринимателей Республики Мордовия).
По результатам проведенного исследования на сегодняшний день основным мотивом прихода в бизнес молодёжи является стремление к свободе и независимости с преобладанием ценностей духовного порядка, однако, отводя финансовую составляющую в плане успешности
на второй план, предприниматели отмечают необходимость усиления такой меры поддержки как субсидирование. Также, по мнению экспертов, в регионе сильна поддержка со стороны властей, однако, развитие бизнеса в ближайшее время будет определять, скорее, экономическая обстановка в стране и регионе. В связи с затянувшимся экономическим кризисом и, как следствие, снижением покупательской способности населения, большинству предпринимателей придется перейти со «стратегии развития» на «стратегию выживания», сократив всевозможные расходы. В ближайшее время в регионе будет более востребована сфера услуг, нежели сельское хозяйство или производство, поскольку данная сфера требует меньшего начального капитала и допускает возможность переориентирования бизнеса в условиях нерентабельности.
В качестве мер поддержки эксперты отметили необходимость акцентировать внимание на снижении налоговой ставки в период кризиса, так называемых «налоговых каникулах», а также увеличении финансирования и субсидирования проектов. Не менее важным, по мнению экспертов, является создание консультативных центров на бесплатной основе вне зависимости от статуса предпринимателя, поскольку в большинстве существующих центров бесплатные консультации могут получить лишь те предприниматели, которые являются
участниками региональных программ.
Таким образом, несмотря на успешность своей предпринимательской деятельности, практически все опрошенные эксперты отмечают «непростые времена» в экономике региона и страны в целом, что, несомненно, влияет на предпринимательский климат региона, давая возможность сохранения стабильности одним -более сильным и отсеивая с рынка более слабых.
Очевидно, что изменения в экономической обстановке влияют также и на выбор предпринимателями той или иной трудовой стратегии. Несмотря на то, что по официальным данным «Социально-экономическая ситуация в Республике Мордовия в I полугодии 2015 года характеризовалась увеличением по сравнению с аналогичным периодом 2014 года объемов в ряде отраслей промышленности,
сельскохозяйственного производства, стабильной ситуацией на рынке труда. Увеличились среднемесячная номинальная начисленная заработная плата и денежные доходы на душу населения» [6], тем не менее, многие предприниматели констатируют факт снижения покупательской способности, и, как следствие, перехода многих предпринимателей от «стратегии развития» к «стратегии выживания».
В целом, можно сделать вывод, что трудовые стратегии в сфере предпринимательства во многом зависят от экономической ситуации как в стране, так и в регионе, ценностных ориентаций самого предпринимателя, а также его личностных и статусно-ролевых характеристик.
Правильная выработка трудовой стратегии организации зависит от множества факторов - уровня профессиональной компетентности руководителя, экономической ситуации, сложившейся в регионе, политикой региональных властей и т.д. Однако, в основе любого стратегического планирования лежит человеческий потенциал, способный направить производственную деятельность организации на запросы потребителей, реагировать как на внешние изменения, так и изменения внутри самой организации, а также добиваться конкурентных преимуществ, что обеспечивает организации не только производственную эффективность, но и возможность долгосрочного планирования.
1. Авдеев С.В., Замедлина Е.А. Основы бизнеса / С.В. Авдеев, Е.А. Замедлина. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 190 с.
2. Бурдье П. Начала. Choses dites. М.: SocioLogos, 1994. - 288 с.
3. Гладарев Б.С. Трудовые стратегии и изменения повседневной жизни в трансформирующемся обществе / Б.С. Гладарев // Отечественные записки. - 2003. - Вып. № 3.
4. Елкина О.С. Основные закономерности стратегий экономического поведения работников на рынке труда (на основе данных социологических исследований) / О.С. Елкина // Вестник Омского университета. - 2007. - № 1. - С. 89-96.
5. Киблицкая М.В. Исповеди одиноких матерей
[Электронный ресурс] / М.В. Киблицкая. - Режим доступа: http://www.socnet.narod.ru/library/authors/ Kiblitskaya/mothers/4.html
6. Официальный сайт органов государственной власти РМ [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.e-mordovia.ru/news/view/25475
7. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) / Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов. - М.: Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002. - 260 с.
8. Радаев В.В. Некоторые институциональные условия формирования российских рынков / В.В. Радаев // Социологический журнал. - 1998. - № 3-4.
- С. 57-85.
9. Сайт по маркетингу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://powerbranding.ru/biznes-anaИz/porter-model/
10. Тореев В.Б. Трудовые стратегии россиян / В.Б. Тореев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз - 2015. - № 2(38). - С. 90-103.
11. Фофанова К.В., Борисов Д.М. Образование иностранных мигрантов как стратегия интеграции / К.В. Фофанова, Д.М. Борисов // Трансформация социальных систем: проблемы и поиски путей решения. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2015. - С. 153-158.
12. Шубина Е.Ю. Игровые практики в контексте предпринимательской деятельности / Е.Ю. Шубина // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2016. - № 1(57). - С. 202-212.
13. Crow Gr. The use of the concept of "strategy" in recent sociological literature. Sociology. - 1989. -Vol. 23. - No. 1. - P. 1-24.
14. Morgan D. Strategies and sociologist: a comment on Crow. Sociology. - 1989. - Vol. 23. - No. 1. - Р. 25-29.
15. Porter Michael E. The Five Competitive Forces that Shape Strategy. Harvard Business Review. - 2008. - P. 86.
Сведения об авторе:
Шубина Елизавета Юрьевна (г. Саранск, Россия), аспирант кафедры социологии, Историко-социологический факультет, кафедра социологии, Мордовский Государственный Университет им. Н.П. Огарева, e-mail:[email protected]
Data about the author:
E. Shubina (Saransk, Russia), Graduate student of department of sociology, Historical and sociological faculty, department of sociology, The Mordovian State University of N. P. Ogarev, e-mail:[email protected]