Научная статья на тему 'Трудовые стратегии молодежи'

Трудовые стратегии молодежи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1045
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ СТРАТЕГИИ / ФАКТОРЫ ВЫБОРА / FACTORS OF CHOICE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КВАЛИФИКАЦИЯ / SKILLS / ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / РЫНОК ТРУДА / LABOUR MARKET / БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT / LABOUR STRATEGIES / GOAL SETTING / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тореев Владимир Борисович

Каждый человек осознанно или интуитивно выбирает направление долгосрочной трудовой деятельности. Выбор стратегии определяется рядом факторов, формирующих жизненные установки человека: здоровье, характер, воспитание, образование, социальная среда, институциональная среда. Трудовые стратегии молодых людей, впервые выходящих на рынок труда, отличаются от трудовых стратегий работников с большим трудовым стажем. Описанию трудовых стратегий молодых россиян посвящена настоящая статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labour strategies of youth

Everyone consciously or intuitively chooses a direction of long-term labour activity. The strategy choice is determined by a number of factors forming person's ambitions: health, character, upbringing, education, social environment, institutional environment. Labour strategies of the young people entering labour market differ from the labour strategies of workers with long record of service. The present article is devoted to description of the labour strategy of young Russians.

Текст научной работы на тему «Трудовые стратегии молодежи»

Тореев В.Б. ТРУДОВЫЕ СТРАТЕГИИ МОЛОДЕЖИ

Каждый человек трудоспособного возраста так или иначе использует трудовые стратегии. Даже если он совсем не работает, то это тоже будет определенного рода направление. Можно сказать, что трудовая стратегия имманентна человеку. Будем понимать трудовую стратегию как осознанный выбор работником направления долгосрочной трудовой деятельности.

Инициативные, уверенные в себе люди выбирают трудовую стратегию смолоду и, если по каким-то факторам она им не подошла, меняют ее на другую. Менее инициативные — чаще полагаются на рекомендации родных и знакомых, а инертные безынициативные не строят долгосрочных планов, а идут по жизни «куда кривая вывезет».

Можно выделить ряд факторов, определяющих способность людей к выбору оптимальной трудовой стратегии.

Здоровье. Наличие заболеваний накладывает серьезные ограничения на выбор трудовой стратегии. Тяжелые проблемы обусловлены инвалидностью. Особенно трудно определять трудовую стратегию инвалидам с детства.

Для того чтобы получить работу, им приходится демонстрировать волю и целеустремленность.

Врожденные качества характера. Такие качества характера, как настойчивость в достижении цели, трудолюбие, способность воспринимать информацию помогают планированию трудовой карьеры. Люди, обладающие таким характером, смолоду представляют, чего они хотят добиться в жизни, и последовательно идут к намеченной цели.

Воспитание. Компенсировать недостаток врожденных качеств характера можно правильным воспитанием, которое чаще дают родители. Но случается, что сильное воздействие на формирование характера накладывают жизненные обстоятельства.

Образование. Уровень образования выступает одним из основных параметров, определяющих возможность выбора трудовой стратегии. Среднее образование ограничивает возможность получения интересной, хорошо оплачиваемой работы, среднее специальное образование позволяет реализовывать полученные знания на работе. Наконец, высшее образование дает возможность получить интересную, хорошо оплачиваемую работу и перспективу карьерного роста.

Социальная среда. На формирование мироощущения человека оказывает сильное воздействие социальная среда, в которой он воспиты-

вается и живет. Она формирует общий уровень культуры и ценностные установки человека, соответственно, влияет на выбор трудовой стратегии. Достаточно часто дети выбирают профессии своих родителей, потому что они с детства с ними знакомы. Хорошо известны семейные профессии (династии) военных, артистов, врачей, музыкантов, молодому человеку, выросшему в семье занимающейся малым бизнесом, намного легче основать свое дело или продолжить семейное и т.д.

Институциональная среда. Она определяет набор альтернатив, которые имеются у человека, накладывая жесткие ограничения на возможность выбора. Рынок труда, на котором и происходит реализация трудовой стратегии, определяет спрос на профессии, которые далеко не всегда совпадают с желаниями индивида.

В результате, на выбор трудовой стратегии влияют много факторов, которые формируют некоторые рациональные с точки зрения индивида установки. Они могут быть как материальные, например, максимизация дохода, так и идеалистические, например, выбор интересной работы.

Если бы выбор осуществлялся сугубо рационально, например, с целью максимизировать доход, то у нас перевелись бы учителя, врачи, ученые и другие мало оплачиваемые профессии.

На практике зачастую оба подхода сочетаются, и трудовая стратегия выбирается в зависимости от сочетания этих подходов.

Таким образом, выбор трудовой стратегии представляет собой соотнесение приобретенных жизненных установок с возможностями их реализации.

Основное отличие молодежи1 от других акторов на рынке труда состоит в том, что молодые люди могут выбрать любую трудовую стратегию. На них не давит груз прошлых ошибок. Е.Л. Омельченко [1] исследовала объективные характеристики социальных позиций выпускников ульяновских институтов и техникумов, что позволило ей разделить молодежь на типы:

• «бегущие» — наиболее адекватно включенные в условия меняющейся России;

• «идущие» — стабильно-традиционная группа, стремящаяся к пошаговой реализации потенциала, к избеганию риска и неопределенности;

• «догоняющие» — у представителей этой группы отмечаются черты инновационных и традиционных стратегий;

• «отстающие» — для этой группы характерны «вынужденные» практики вследствие крайней ограниченности доступа к значимым ресурсам (материальная и социокультурная депривация). Общим для всех российских молодых людей является влияние внешней среды, т.е. телевидение, радио, социальные сети, электронные игры и т.д. Их отличает от большинства родителей, которые получили первую работу по распределению, и которая им была гарантирована государством, полное отсутствие гарантий занятости. Они должны после окончания учебы сами трудоустраиваться в соответствии со своими требованиями (табл.1).

1 Будем считать молодежью людей в возрасте от 17 до 29 лет, как это делается в большинстве исследований.

Таблица 1

Распределение ответов молодежи на вопрос: «Каким требованиям должна отвечать работа, которая могла бы вас устроить?»

Ответы респондентов Общее число ответов* %

Хорошо оплачиваемая 1525 84,9

Интересная для меня 1141 63,5

С хорошими условиями труда 521 29,0

Обеспечивающая возможности профессионального роста 466 25,9

Разнообразная, творческая, предполагающая инициативу 293 16,3

Полезная обществу 255 14,2

Престижная 236 13,1

Оставлять много времени для других занятий (отдыха, семьи, учебы) 235 13,1

Обеспечивающая возможность сделать быструю карьеру 228 12,7

Не утомительная 111 6,2

Всего респондентов 1769 100,0

* Респонденты могли давать несколько ответов, поэтому число ответов превышает количество респондентов. Источник: Социологическое исследование ВЦИОМ «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты», проведенное в 2007 году, опрошено 1769 молодых людей в возрасте от 17 до 29 лет в 12 регионах России, Москве и Санкт-Петербурге.

Абсолютное большинство молодых людей ответили, что работа должна быть хорошо оплачиваемой (84,9%). Установка на то, что без материального благополучия невозможно строить свою жизнь, стала доминирующим фактором, сформированным внешней средой.

Следующим по частоте ответом стала заинтересованность в работе (63,5%). Следовательно, образ будущей профессии выглядит как «интересная работа с хорошим заработком». Отметим, что такую профессию хотели бы иметь все трудящиеся России. Остальные ответы встречались намного реже. Так, 29% респондентов хотели бы, чтобы работа была комфортной (с хорошими условиями труда), а 25,9% считают, что она должна обеспечивать профессиональный рост.

Интересно, что гедонистические настроения продемонстрировали не много молодых людей: 13,1% ответили, что работа должна оставлять до-

статочно времени для других занятий, а еще 6,2% определили, что она должна быть не утомительной.

Представление молодежи о способах получения хорошей работы демонстрируют данные табл. 2.

Самый популярный ответ отражает понимание молодых людей, что образование выступает непременным условием для получения хорошей работы.

Это корреспондирует с количеством молодых людей, стремящихся поступить в вузы после окончания школы.

Однако более половины респондентов считают, что путь к хорошей работе лежит через связи и знакомства. Поэтому молодые люди могут строить свои трудовые стратегии без получения хорошего образования или поступать в непрестижный институт ради получения заветной корочки, а потом все равно подключатся связи и знакомства и хорошая работа будет обеспечена.

* Респонденты могли давать несколько ответов, поэтому число ответов превышает количество респондентов. Источник: Социологическое исследование ВЦИОМ «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты», проведенное в 2007 году, опрошено 1769 молодых людей в возрасте от 17 до 29 лет в 12 регионах России, Москве и Санкт-Петербурге.

Таблица 2

Распределение ответов молодежи на вопрос: «Как вы считаете, что в первую очередь, помогает получить хорошую работу?»

Ответы респондентов Общее число ответов* %

Наличие высокой квалификации, знаний 1143 63,6

Связи и знакомства 945 52,6

Готовность трудиться с полной отдачей сил 561 31,2

Обладание специальностью, которая сейчас высоко ценится 555 30,9

Инициативность, предприимчивость 513 28,6

Дисциплинированность, исполнительность, ответственность 491 27,3

Умение ладить с начальством 367 20,4

Иное 15 0,8

Всего респондентов 1769 100,0

Количество респондентов, определивших путь к успеху через упорный труд, а напряженная учеба может быть приравнена к упорному труду, ненамного превышает количество респондентов, рассчитывающих на связи. К желающим упорно трудится можно отнести молодежь, связывающую свое будущие с получением специальности, которая высоко ценится, потому что получить ее можно только через упорный труд на ниве образования.

Опираясь на предпочтения в выборе оснований для получения хорошей работы, можно определить основные трудовые стратегии молодежи.

Осознанный профессионализм

По этой трудовой стратегии молодые люди довольно рано определяют, какую профессию они хотят получить, и последовательно реализуют свою мечту: получают соответствующие образование, приобретают необходимые компетенции и навыки.

Профессии, которые выбирают молодые люди, требуют хорошего образования, на получение которого уходит до восьми лет: шесть лет на получение базового образования и звания магистра, и два года на получение второго высшего. Обычно должности, которые занимают люди с такой подготовкой, обеспечивают им хорошую заработную плату и карьерный рост. Однако иногда достаточно получить только базовое образование и дополнить его, например, знанием иностранных языков, чтобы успешно использовать эту стратегию. Есть довольно большая группа молодых людей, которые используют эту стратегию, не получая высшего образования. Можно назвать профессии, которые не требуют высшего образования, но пользуются у молодых людей успехом: автослесарь, связист, швея и др. Они обеспечивают приемлемый уровень заработной платы и удовлетворяют потребность в самореализации. Для получения таких профессий достаточно окончить специализированный колледж.

Профессионализм

В отличие от предыдущей стратегии, использующие ее молодые люди не знают заранее, какую профессию они хотят получить. Не ставя перед собой осознанной цели, они выбирают вуз, следуя, например, за школьными товарищами, т.е. «за компанию», или по рекомендации родителей, или поближе к дому, но осознают, что хорошее образование поможет им успешно реализовать себя на рынке труда и готовы трудиться для его получения. Не редко им приходится менять специальность и, соответственно, вуз. Это происходит тогда, когда приходит понимание, какую профессию хочется получить.

Первые две трудовые стратегии реализуют молодые люди, которые видят путь к получению хорошей работы через приобретение высокой квалификации и знаний. Иногда второе высшее они получают в иностранных университетах, что делает их более конкурентоспособными для трудоустройства в иностранных компаниях, действующих в России. Обычно они ведут себя активно на рынке труда, подыскивая себе работу, которая удовлетворяла бы их амбициям.

По результатам ведомственного мониторинга Минобрнауки РФ в декабре 2012 г. лучше всего трудоустраиваются выпускники по специальностям инженерно-технического профиля: «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Морская техника», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» и «Металлургия, машиностроение и металлообработка».

Удельный вес нетрудоустроенных выпускников по этим специальностям не превышает 5%.

Совсем по-другому выглядят возможности устроится на работу после получения столь популярных у молодежи гуманитарных профессий. По специальностям «Гуманитарные науки» смогли устроиться работать только 53% выпускников, «Образование и педагогика» — 48%, «Социальные науки» — 45% [2].

Протекционизм

Эту трудовую стратегию используют молодые люди, которые делают ставку на связи и знакомства. Иногда для получения протекции важно получить определенную специальность, тогда они поступают в соответствующий вуз или колледж; иногда для получения работы по протекции совершенно не важно, какое образование получил молодой человек — лишь бы был диплом. Именно на таких студентах, которым знания, в общем-то, не очень нужны, взросли некоторые частные институты, которые не обеспечивают качественного образования, но зато выдают заветный диплом.

Эта категория молодежи заранее трудоустроена. Им трудно сменить место работы, даже если она не нравится, потому что они не готовили себя к активному поиску работы, к борьбе за новое рабочее место.

Свое дело

Молодежь этой категории связывает свое будущее с организаций собственного дела. Чаще это происходит, когда родные или люди из близкого окружения уже ведут свое дело, и молодые люди начинают осваивать бизнес под их присмотром. Статистика показывает, что для руководства малым предприятием нужно образо-

вание, лучше высшее, а для индивидуального предпринимательства достаточно получить среднее специальное. Некоторые студенты вузов начинают свой бизнес еще на стадии обучения, например, оказывая услуги по установке, наладке и обслуживанию компьютеров. Молодые люди до 25 лет чаще становятся руководителями малых предприятий под присмотром взрослых опытных людей. Это позволяет страховать свое дело от фатальных ошибок, ведущих к банкротству.

Выживание

В эту трудовую стратегию входят молодые люди, которые в силу разных причин рано начинают трудовую деятельность, чтобы прокормить себя или родных, находящихся у них на иждивении. Не имея образования, они вынуждены браться за самую низкооплачиваемую работу. Довольно часто эту стратегию вынуждены использовать выпускники детских домов.

«Пофигизм»

Эту трудовую стратегию выбирает часть молодежи, которая не желает работать. Имея возможность получать деньги на жизнь от родных и близких, они стараются не работать. А в случае, когда их все-таки устраивают на работу, делают все, чтобы их уволили. Такая инфантильная по отношению к работе позиция формируется в результате воздействия ряда факторов:

• неправильное воспитание;

• желание красивой жизни, сформировавшееся в подростковом возрасте под воздействием соц-сетей, телевидения и клановых установок;

• отклонения в психике и др.

Нередко молодые люди, живущие по этим установкам, становятся алкоголиками и наркоманами. Бывает, что период жизни по этим установкам длится довольно долго (до 40 лет и дольше), т.е. пока не иссякнут источники получения денег. Совсем не обязательно семья у таких молодых людей должна быть состоятельной, наоборот — они могут «тянуть деньги» из престарелых родителей-пенсионеров, проявлять акты чудовищной несправедливости по отношению к людям, которые их любят.

Неопределившиеся

Наконец, всех молодых людей, кто не использует ранее описанные стратегии, можно отнести в группу «неопределившихся». Это группа молодежи, у которой отсутствуют осознанные трудовые стратегии. Обычно эти люди учатся без усердия и в зависимости от способностей их называют слабыми учениками или середнячками. Они заканчивают школу, колледж или даже институт, не представляя, кем будут работать. Выходя на рынок труда, они используют различные стратегии поиска работы [3], но заняты по необходимости, не получая от труда удовлетворения. Возможно, постепенно они смогут разработать свою трудовую стратегию, но в молодые годы они «плывут по течению», не представляя, куда их может занести.

Необходимо отметить, что молодые люди, занимающие рабочие места на государственных предприятиях, гораздо чаще трудятся по специальности: 70% из них утверждают, что их работа соответствует специальности, указанной в дипломе, а

среди работающих на частных предприятиях таких только половина.

25% молодых людей, получивших среднее специальное образование, никогда не работают по своей специальности. Наибольшее количество трудоустроенных не по своей специальности наблюдается среди молодых предпринимателей (53%), молодых работников сферы услуг (45%), рабочих предприятий, шахт, строек (43%).

Студенты, начавшие свою трудовую деятельность в вузе или колледже, быстрее находят работу по спе-

циальности и легче адаптируются к ней [4].

Большая часть молодежи, прежде чем устроится на работу, проходит стадию безработицы. Это касается и выпускников школ, не поступивших в вузы, выпускников вузов и колледжей. В меньшей степени это относится к выпускникам вузов, получивших инженерную специальность. В табл. 3 представлены результаты мониторинга Минобрнауки РФ по проблемам трудоустройства выпускников инженерных специальностей, окончивших вуз в 2011 году.

Таблица 3

Количество выпускников вузов 2011 г., обучавшихся по специальностям инженерно-технического профиля и обратившихся за содействием в поиске работы в органы службы занятости

Федеральный округ Количество обратившихся в органы занятости (%) Количество признанных безработными (%)

Центральный федеральный округ 2,72 1,47

Северо-Западный федеральный округ 2,95 1,57

Южный федеральный округ 6,54 3,84

Северо-Кавказский федеральный округ 6,15 4,98

Приволжский федеральный округ 3,50 1,91

Уральский федеральный округ 4,56 2,33

Сибирский федеральный округ 8,37 4,74

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дальневосточный федеральный округ 7,03 4,23

ВСЕГО по России 4,37 2,47

Как видно из таблицы, наибольшее количество выпускников, получивших инженерные специальности, в поиске работы обращаются в органы занятости в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, а наименьшее — в Центральном и Северо-Западном округах.

В последние годы рынок труда динамично развивается, особенно в направлении повышения требований к уровню профессионализма работников.

С точки зрения качества рабочей силы его можно разделить на рынок квалифицированных и низкоквалифицированных рабочих мест. Квалифицированные рабочие места, как правило, могут занять работники, имеющие высшее и специальное среднее образование. Они представляют административно-управленческий персонал, инженерно-технических работников, сотрудников с высокой и средней квалификацией. Данная группа имеет относительно вы-

сокий уровень заработной платы и определенные стабильные гарантии занятости.

Низкоквалифицированные рабочие места не требуют специальной подготовки и квалификации. Они рассчитаны на людей без образования и опыта работы, т.е. рабочих в сфере обслуживания, чернорабочих на стройке и т.д. Для них характерны более низкий уровень оплаты труда и меньшие гарантии занятости.

Типология профессиональной структуры предложения рабочей силы выглядит следующим образом [8]:

• профессии высококвалифицированного, творческого и интеллектуального труда, спрос на которые растет;

• массовые сквозные профессии межотраслевого применения стабильного спроса: потребность производства в этих работниках определяется тенденциями экономики;

• непривлекательные профессии тяжелого, малоквалифицированного ручного и вредного труда, не соответствующие социально-культурным и психофизическим требованиям современной рабочей силы. До сих пор они характеризовались острым дефицитом кадров и низким качеством трудового потенциала;

• профессии, потребность производства в которых падает в результате структурной и технологической перестройки, и высвобождающиеся работники должны пройти переподготовку и переквалификацию;

• непристижные и малооплачиваемые профессии.

Чем лучше образование и выше квалификация молодого человека, тем легче ему найти работу. Но многие по разным причинам найти работу не могут и вынуждены пройти этап безработицы.

Среди причин молодежной безработицы можно назвать:

• несоответствие между спросом и предложением на региональном рынке труда,

• отсутствие опыта работы,

• нежелание работодателей заниматься обучением,

• служба в армии с последующей потерей квалификации,

• гендерная дискриминация,

• инфантилизм в поиске работы и др.

Отметим, что в связи с негативной демографической ситуацией в стране на первый план выходит задача выработки эффективных мер поддержки молодежи на рынке труда.

Литература

1. Омельченко Е.Л. Стилевые стратегии занятости и их гендерные особенности // Социологические исследования. - 2002.- №11. — С. 36-47.

2. СероваЛ.М., Степусь И.С. Актуальные проблемы подготовки и трудоустройства кадров инженерно-технического профиля в российской федерации // Ректор ВУЗА.

— 2014. — № 3. — С. 23-32.

3. Тореев В.Б. Рынок труда и стратегии поиска работы // Народонаселение. — 2013. — № 3.

4. Горшков М.К., Петухов В.В. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты // Информационно-аналитический бюллетень // ИНАБ. — 2007 — №4.

— С. 95.

5. Трудовые стратегии россиян (типология работников по трудовым стратегиям) // Фонд общественное мнение // Доминанта. — 2009. — № 40.

6. Скребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры в информационной экономике: как россияне осваивают новые формы организации труда и занятости. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-16906.html.

7. Елкина О.С. Стратегии экономического поведения работников на рынке труда // Информ-знание. — 2006. — С. 468.

8. Томилов В.В., СемерковаЛ.Н. Маркетинг рабочей силы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/read/m6/index.htm.

9. Рязанцев С.В., Белова Л.Г. Глобальный рынок высококвалифицированных специалистов и механизмы их привлечения в национальную экономику // Сегодня и завтра Российской экономики. — 2014. — № 63. — С. 28-31.

Bibliography

1. Omel'chenko E.L. Style strategies of employment and their gender features. Sociological Studies. 2002. №11. P. 36-47.

2. Serova L.M., Stepus I.S. Actual problems of training and employment of engineering and technical personnel in the Russian Federation. Rector of High School. 2014. №3. P. 23-32.

3. Toreyev V.B. Labor market and strategy for job search. Population. 2013. №3. P. 38-51.

4. Gorshkov M.R., Petukhov V.V. Youth of the new Russia: lifestyles and value priorities. 1NAB Information and Analytical Bulletin. 2007. №4. P. 95.

5. Labor Strategies of Russians (Typology of Workers by Labor Strategies). Public Opinion Foundation. 2009. Dominant №40.

6. Skrebkov D.O., Shevchyuk A.V. Freelancers in information economy: how Russians master new forms of work organization and employment. Available at: http://do.gendocs.ru/docs/index-16906.html.

7. Elkina O.S. Strategies of Workers' Economic Behavior on Labor Market. Мoscow. Inform-Knowledge. 2006. 468 p.

8. Tomilov V.V., Semerkova L.N. Marketing of labor. Available at: http://www.marketing.spb.ru/read/m6/index.htm.

9. Ryazantsev S.V., Belova LG The global market of highly skilled professionals and the mechanism of its involvement in national economy. Today and Tomorrow of the Russian Economy. 2014. № 63. 28-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.