удк 316.64
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
С. В. Ситникова
Саратовский государственный университет E-mail: skareva@yandex.ru
Статья посвящена анализу содержания профессиональных и трудовых ориентаций студенческой молодежи. Сформированная модель идеальной работы молодого специалиста позволила выявить значимые аспекты будущего трудоустройства выпускника. материал исследования может быть полезен представительствам управленческих структур в системе образования, занимающихся довузовской и вузовской профориентацией школьников и студентов, центрам занятости, работодателям, выпускникам вузов, а также исследователям, занимающимся данной проблематикой.
Ключевые слова: трудовые ценности, профессионализм, профессиональные ориентации.
Features of Professional, Labour Values of Student’s Youth S. V. Sitnikova
The article is devoted to the analysis of occupational and work orientations of students. Generated model of the ideal work of a young specialist helped identify important aspects of the future employment of graduates. The material research can be useful for representatives of the administrative structures in the system of education, engaged in pre-University and University professional education of schoolchildren and students, employment centres, employers, graduates, as well as researchers involved in these issues.
Key words: labour values, professionalism, professional orientation.
Анализ результатов ранее проведенных нами исследований позволяют утверждать, что на сегодняшний день население России отдает предпочтение частной форме собственности, и социальная мобильность будет идти в направлении от государственных и коллективных предприятий к частным. Несмотря на экономически неблагоприятные условия развития, этот сектор в силу своей большей гибкости, ориентации на потребности населения и общества отвоевывает экономическое пространство у государственного сектора. К наиболее доходным сферам экономики можно отнести добывающую промышленность, транспорт, строительство, финансы, кредит, армию и правоохранительные органы. Именно на эти сферы приложения труда ориентировано большинство населения. Что и выступает следствием адаптационных стратегий населения к рыночным условиям. Ценность работы заключается не только в возможности обеспечить средства к существованию, но и получить широкие возможности самореализации, а также расширить коммуникационное поле. Большинство работающих в целом удовлетворены настоящей работой. Главными факторами, определяющими высокую
степень удовлетворенности работой, являются возможность принимать самостоятельные решения и высокий профессиональный статус. Причем эти два фактора тесно коррелируют. Именно высокий профессиональный статус определяет большую степень свободы принятия производственных решений, тем самым определяет рыночный тип поведения работника.
Ситуация на рынке труда в данный момент объективно требует от работников высшей квалификации, роста компетентности, глубокой теоретической подготовки, навыков управления коллективом, готовности к деловому сотрудничеству. Между тем стабильное неблагополучие в сфере кадровой политики приводит к тому, что протекционизм, некомпетентный подход к работе с людьми нередко берут верх над профессионализмом. Это проявляется в снижении уровня знаний в средней и высшей школах, недостатке высококвалифицированных и высокообразованных специалистов в системе образования, в заметном падении престижа знаний сравнительно с утилитарными ценностями, в углублении разрыва между образованием и практической деятельностью. Невостребованность профессиональных знаний специалистов на производстве бумерангом возвращается в учебные заведения, снижая престижность добросовестной учебы.
Среди ряда проблем следует выделить значимость профессиональной адаптации студентов Саратовского региона. Дело в том, что именно в период обучения закладывается фундамент будущего профессионализма, осуществляется приобщение к профессии. Выбор профессии уже состоялся, но это не снижает значения дальнейшей профориентации будущего специалиста: более глубокого понимания мотивов выбора, стремления прочно овладеть профессиональными знаниями и навыками работы по специальности, осознания своих способностей к овладению данной профессией.
На современном этапе развития российского общества происходит трансформация всех сфер общественной жизни. В свою очередь, нарастающие темпы преобразований в обществе диктуют новые требования к подготовке специалистов, что предполагает в первую очередь модернизацию российского образования и ориентацию образовательной системы на новое качество. В связи с этим растет значимость профессионального самоопреде-
© Ситникова С. В., 2013
ления на разных ступенях обучения, выступающая основой формирования трудовых ценностей.
На сегодняшний день имеет место противоречивая ситуация - объективные кадровые потребности общества не соответствуют сложившимся субъективным профессиональным устремлениям молодежи. При этом именно образование является в соответствии с Законом РФ «Об образовании» «одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации...»1. В настоящее время сотни тысяч молодых людей приобретают профессии, которые не востребованы на рынке труда. На сегодняшний день в России мало изучаются потребности в кадрах и не осуществляется попыток серьезно спрогнозировать такие потребности экономики хотя бы на ближайшее будущее. В итоге в службах занятости возникает проблема трудоустройства выпускников.
Профессиональное самоопределение выпускников вузов г. Саратова рассматривалось на основе результатов социологического исследования «Особенности профессионального самоопределения выпускников вузов г. Саратова», проведенного методом анкетного опроса2. Нас в большей степени интересовали общие тенденции и особенности формирования трудовых ценностей в позициях студентов разных вузов.
Среди факторов, повлиявших на выбор респондентами их специальности, были упомянуты позиции друзей и сверстников, интерес к выбранной ими специальности, позиция родителей. Все это свидетельствует о том, что выбор большинства абитуриентов чаще детерминирован позициями людей, представляющих их социальное окружение. И именно позиции друзей и сверстников вызывают наибольшее доверие.
При выборе самых престижных профессий респонденты, в первую очередь, указывали на самые высокооплачиваемые специальности, такие как экономист, юрист, госслужащий и адвокат. Из этого можно сделать вывод о том, что в настоящее время представители молодого поколения при выборе престижной профессии обращают внимание в основном на прибыль, которую она принесет в дальнейшем.
Большая часть студентов не в полной мере удовлетворены своей специальностью (50%), абсолютно удовлетворены 21% ответивших. Совсем не устраивает специальность 24% респондентов и затруднились ответить 5% опрошенных. Таким образом, положительное восприятие собственной специальности присуще большинству студентов, что, в свою очередь, свидетельствует об их профессиональном самоопределении.
Наличие высшего образования не представляется для современной молодежи необходимым условием получения престижной профессии. Анализ мнений респондентов о значимости высшего образования для получения престижной высоко-
оплачиваемой работы выявляет высокую согласованность мнений большинства. Так, около 70% считают, что высшее образование никак не влияет на получение в дальнейшем престижной работы.
Одним из индикаторов профессионального самоопределения является отношение к работе. Для большинства опрошенных студентов работа является способом самореализации - 35%; работу как способ достичь самостоятельности и способ заработать деньги упомянули соответственно 24 и 21%. Четвертым по популярности был ответ «Средство сделать карьеру» - 17%, и последнее место в иерархии популярности разделили такие варианты ответов, как: «Развлечение», «Способ заработать на квартиру». Эти данные свидетельствуют о том, что работа для молодежи - это, прежде всего, деятельность, приносящая духовное удовлетворение, дающая возможность профессиональной реализации. Четверть студентов указали на такую важную характеристику, как возможность достичь самостоятельности. Именно студенческий возраст, на наш взгляд, определяет значимость подобной стратегии, когда самостоятельность выступает одной из важных составляющих профессиональной реализации.
Большинство занятых студентов работают по специальности (53,1%)
Отношение человека к работе, на наш взгляд, напрямую связано с профориентацией. Ответы работающих студентов доказывают подобную связь.
Восприятие работы как способа хорошего заработка или возможности карьерного роста, как правило, аргумент в пользу выбора места работы не по специальности. Так, из числа тех, кто считают, что работа - это способ заработка, 40% работают не по специальности; 80% из числа тех, для кого работа - это средство карьерного роста, также работают не по профилю. Не по специальности работают все, для кого работа - средство развлечения. Из числа тех, кто определили работу как средство достижения самостоятельности и возможности реализоваться, в равных долях работают как по специальности, так и не по специальности.
Рассмотрим, как влияет отношение к полученной профессии на наличие работы по специальности. Чем негативнее люди относятся к полученной специальности, тем чаще они работают не по профилю. Среди молодежи, считающей, что их полученная профессия - это их призвание, 33,3% имеют работу по специальности, 50% работают по специальности из числа тех, кто указал на наличие профессионального интереса. Вероятно, не столь высокие проценты - не свидетельство противоречия, а характеристика особенности вторичной занятости студентов. Получить работу по ряду специальностей, не имея соответствующей квалификации, чаще невозможно. Дальнейший анализ показал, что респонденты, не испытывающие интереса к своей специальности, имеют непрофильную занятость, что представляется вполне
логичным. Однако следует обратить внимание на тот факт, что респонденты, указавшие на неприязнь к своей специальности, все имеют профильную занятость. Вероятно, для этой группы именно практика реализации полученных знаний по специальности сформировала реальное представление о сути их профессии.
Дальнейший анализ позволил выявить особенности субъективного представления сложности трудоустройства будущих специалистов. Лишь 20% респондентов считают, что устроиться на работу по специальности будет легко, так как она востребована на рынке труда; 3 7% указали на ожидание ряда сложностей, чуть меньше (34%) предполагают, что этот процесс достаточно непрост; 4% считают, что их специальность никому не нужна. Вероятно, подобные предположения основаны на информации о реальной ситуации на рынке труда, что, безусловно вызывает интерес у будущих участников этого рынка. Все это свидетельствует об актуальности данной проблемы в студенческой среде.
Доказательством выявленной тенденции выступают данные о характере вторичной занятости студентов. Из числа тех, кто считают, что по их специальности легко найти работу, большинство работают именно по специальности. Предполагающие возможность трудоустройства, но с рядом сложностей, также в основном работают по специальности. Респонденты, указывающие на большие сложности, чаще трудоустроены не по специальности. Таким образом, чем критичнее мнение о сложности трудоустройства по специальности, тем меньше реальных случаев подобной занятости. Вероятно, именно реальный опыт трудоустройства формирует представление студентов о степени сложности профильной занятости в будущем.
Большинство работающих студентов (60%) заняты в частных фирмах, акционерных обществах, остальные же 40% работают на госпредприятиях, в учреждениях.
Как показал дальнейший анализ, уровень оплаты труда в частных фирмах выше, чем в госсекторе. Из числа респондентов со средним доходом в месяц в размере до 1000 рублей, в частных фирмах работают 33,3%, в госучреждениях их в два раза больше (66,7%). С доходом свыше 5000 рублей 14,3% работают на госпредприятиях, 85,7% - в частных фирмах. Кроме того, профессиональные стратегии большинства студентов определены желанием работать в частном секторе экономики. Менее 20% опрошенных высказали желание иметь работу на государственном предприятии.
Профильная занятость большинства респондентов, как показал анализ, зависит от места работы. Так, из числа тех, кто трудятся на госпредприятии, большинство устроены по специальности. В частной фирме по специальности работает лишь треть занятых. Вероятно, речь идет о группах работающих студентов, имеющих различную
мотивацию. Госучреждения, как оказалось, дают больше возможности трудоустроиться по специальности, однако со значительно меньшим уровнем оплаты труда, чем в частной фирме. Непрофильная занятость в частном секторе в большей степени аргументирует тех, кто ориентирован на получение высокого дохода.
Большинство из числа опрошенных указали на то, что являются специалистами на предприятии. Вероятно, к этой группе отнесли себя студенты старших курсов, имеющие опыт работы.
В числе популярных сфер занятости студентов оказались экономическая сфера (26%), торговля и гуманитарные отрасли (по 14%). Чуть реже упоминались физика, математика, сфера услуг. Наименее популярными оказались юриспруденция и рекламная деятельность. Все это косвенным образом свидетельствует о том, что сегодня на рынке труда города Саратова экономическая сфера, а также торговля и гуманитарные направления в большей степени открыты для студенческой молодежи. Кроме того, специалисты именно этих отраслей в большей мере востребованы на современном рынке труда. На вопрос о том, каким образом было получено то или иное рабочее место, большинство респондентов (33,9%) ответили: «С помощью друзей или родственников», это и явилось модальным значением по данному вопросу. 19% опрошенных нашли работу по объявлению в СМИ, Интернете; 17,4% трудоустроились самостоятельно, предлагая свои услуги разным организациям. Недостаточно эффективно работает в настоящее время агентство по трудоустройству. Респондентов, ответивших, что нашли работу через агентство по трудоустройству, всего 11,6%. Все это свидетельствует о высокой значимости социальных сетей в процессе поиска работы. Отсутствие системы обязательного распределения выпускников вузов в достаточной степени осложняет процесс их трудоустройства. СМИ и Интернет выступают в этом случае информационной базой.
Однако, как показал дальнейший анализ, именно помощь бирж труда наиболее эффективна в случае трудоустройства по специальности. Так, из числа обратившихся на биржу труда, 80% получили работу по специальности. Помощь родственников, самостоятельный поиск и объявления в СМИ в большинстве случаев имели результат непрофильного трудоустройства.
В ходе дальнейшего анализа выявлен ряд гендерных особенностей использования при поиске работы различных источников. Женщины чаще обращаются за помощью к коллегам и знакомым, мужчины - к родственникам. Самостоятельно ищут работу значительно больше женщин, чем мужчин (23% женщин и лишь 4% мужчин). Г азе-ты и журналы в поиске работы для мужчин более популярны, чем для женщин. Таким образом, для мужчин большую значимость, чем для женщин, имеет близкое социальное окружение в процессе
поиска работы. Способ самопрезентации чаще определяет стратегии женщин на рынке труда.
Рейтинг условий получения хорошего места работы (интересную, перспективную работу, хороший заработок и т. д.) определяет ряд позиций: стаж работы по данной специальности (50,8%), диплом об окончании вуза (44,9%), инициативность и творчество (38,1%), наличие дружеских отношений с начальством (14,6%). Значительно меньшую значимость имели такие условия, как наличие диплома техникума, владение иностранными языками, умение налаживать деловые связи и свободное владение ПК, связи и деньги, умение реализовывать полученные в вузе знания. Наличие опыта работы по специальности, безусловно, является актуальным запросом на рынке труда.
Однако следует обратить внимание на высокую значимость высшего образования для получения желаемого места работы. Ранее представленные позиции студентов об образовании как решающем факторе при поиске работы не подтверждают вышеприведенные данные. Вероятно, смещение значимости образования происходит в ситуации различия постановок вопроса. Наличие высшего образования не является решающим для получения перспективного места работы, однако имеет при этом высокую значимость.
Итак, по мнению большинства студентов, для того чтобы претендовать на хорошее место работы, нужно в первую очередь иметь стаж работы по данной специальности, что, безусловно, соответствует запросам современного рынка труда. Именно для получения опыта сегодняшний студент пытается начать работать уже с младших курсов обучения. Кроме того, необходимым условием является наличие диплома вуза, что говорит об увеличении значимости высшего образования в настоящее время. Однако нельзя не обратить внимания на мнения, выражающие высокую степень значимости социальных сетей, наличия родственных и дружеских связей, помощи коллег, умения налаживать деловые связи и т. д.
Студент мало обеспечен как общей информацией о связи обучения и основных профессиональных задач, которые ему предстоит решать в профессиональной деятельности, так и частной
- о содержании и формах самоподготовки, об организации учебного процесса и др.
Исследование показало, что выпускники вузов в достаточной мере владеют фундаментальными знаниями в профессии и способностью осуществлять исследовательскую деятельность, но чаще не готовы к выполнению профессиональных обязанностей, эффективным действиям в конкретной ситуации. Большое влияние на удовлетворенность работой респондентами оказывают сфера их деятельности и наличие работы по специальности.
Так, среди респондентов с неполным средним образованием 30% работает по специальности, со средним общим - лишь 49%, со средним профес-
сиональным образованием - 56%, со среднетехническим образованием по специальности работают 60% респондентов, с незаконченным высшим образованием - 34% и 23% с высшим образованием. Данное распределение может быть связано с тем, что в наше время на рынке труда увеличивается потребность в ряде технических профессий, дающих возможность овладеть каким-либо ремеслом. Именно они более высокооплачиваемы, нежели профессии социальной и научной сферы.
Западные исследователи, анализируя причины этого феномена, указывали на возрастающие расхождения между образовательными и профессиональными ориентациями студентов, с одной стороны, и действительными возможностями их реализации, с другой. Эти расхождения обусловлены развитием инфляционных процессов в сфере высшего образования, девальвацией целого ряда дипломов на рынке труда, ростом безработицы среди молодых дипломированных специалистов. Все эти процессы вызывают появление, по крайней мере, нескольких типов социально-психологической адаптации студентов. Один из них представляет собой сокращение усилий, затрачиваемых на учебу и на получение диплома, который перестает гарантировать доступ к социально привилегированным позициям. Если сокращение времени на учебу ведет к понижению уровня получаемой подготовки, то равновесие между социальными потребностями студентов и теми перспективами, которые открывает им высшее образование, достигается зачастую ценой уменьшения объема и снижения качества знаний. Исходя из того, что наличие высшего образования в целом продолжает оказывать положительное влияние на его будущее, молодой человек не отказывается от поступления в вуз, однако он стремится привести в соответствие количество усилий, прикладываемых к получению образования, с теми реальными преимуществами, которые ему может дать диплом в будущем. Длительные усилия и упорный труд, состояние материальной зависимости, необходимость финансовой поддержки, достаточно обременительной для семьи учащегося на протяжении всех лет обучения,
- все эти условия, обязательные для успешного окончания вуза, не вполне оправдываются с точки зрения тех действительных перспектив, которые открывает наличие большинства дипломов. Сокращая усилия на учебу, студент «выигрывает» время и энергию, которые могут быть употреблены на разнообразные эксперименты в сфере трудовой деятельности с целью установления и расширения различного рода контактов, позволяющих найти род работы, который наиболее совпадает с личными представлениями о призвании и адекватном вознаграждении за труд. Нетрудно предположить, что получение такой работы связано не столько с наличием соответствующего диплома, сколько с неформальными контактами и связями. Необходимо также иметь
в виду, что пора учебы в вузе связана не только с получением профессии и трудоустройством, но и с самоопределением в более широком плане, что требует разностороннего рассмотрения социального поведения студентов.
Что касается субъективных характеристик места работы студентов, к числу положительных были отнесены: возможности расширения круга общения (55%), возможность реализации своих профессиональных качеств (35,8%), получение новых профессиональных знаний и навыков (32,5%), возможность реализации личных качеств и возможность почувствовать свое место в жизни. Заработок как положительная сторона студенческой занятости оказался лишь на 6-й рейтинговой позиции. Данные свидетельствуют о высокой значимости профессиональной реализации для современного молодого человека.
Как показывает анализ, свой успех при трудоустройстве по специальности респонденты чаще всего (35,5%) рассматривают как личную заслугу. В то же время каждый третий, работающий не по специальности, ссылается на объективные препятствия при трудоустройстве. Данное явление может быть объяснено следующим: существует такое понятие в психологии, как «эффект экс-трапунитивности» (в социологии данный эффект называется экстраполяцией) - склонность людей обвинять в собственных неудачах других людей или социальную среду, а свой успех приписывать своим личным качествам (субъективное мнение)3. Действительно, такой ответ, как «Не нашел работу по специальности», в причинах работы не по специальности может быть расценен как объективное условие, так как люди ссылаются на препятствующие им обстоятельства при поиске работы, а не на самих себя, хотя причины работы не по специальности достаточно условны. И наоборот, в причинах работы по специальности - это личная заслуга человека без всяких сомнений для него. В социологии же данное явление изучал Ф. Херцберг4. Он на основе идей Маслоу5 разработал двухфакторную теорию мотивации, согласно которой только внутренние факторы, то есть содержание работы, повышают удовлетворенность трудом. Внешние же факторы, то есть условия работы: заработок, межличностные отношения в группе, политика компании, стиль управления и другие - Херцберг называл гигиеническими. Они могут снизить уровень неудовлетворенности трудом, способствовать закреплению кадров, но не окажут существенного влияния на повышение производительности труда. Ф. Херцберг сформулировал такие зависимости: удовлетворенность есть функция содержания работы, а неудовлетворенность - функция условий труда. Обе системы являются разнонаправленными плоскостями поведения.
Как показал дальнейший анализ, место учебы оказывает влияние на наличие работы по специальности. Оканчивая СГМУ, СГСЭУ, ПИСГУ, ПАГС, СГАУ, студенты чаще устраиваются на ра-
боту по специальности. Выпускники СГУ, СГТУ, РГОТУПС работают чаще не по специальности. Вероятно, данную особенность можно объяснить реальными потребностями рынка труда, с одной стороны, и характером профиля получаемой профессии, с другой. Полученная специальность, как оказалось, влияет и на возможность профильного трудоустройства. Так, чаще других по специальности работают студенты, получающие медицинское, строительное и экономическое образование. Таким образом, именно узкопрофильное образование дает больше возможностей трудоустроиться по специальности.
Престиж специальности как важная характеристика работы для молодого человека значим при трудоустройстве. И чем важнее этот престиж, тем больше студентов (66,7%) работают не по специальности. Важность перспективы сделать карьеру оказывает влияние на выбор работы по специальности. Чем выше значимость перспективы построить карьеру на работе не по специальности, тем меньше людей работают по специальности. Из тех, кто считает, что одним из главных качеств, которыми должна обладать работа, является перспектива сделать карьеру, работают по специальности 45,5%; те, кто считают данное качество работы не главным, работают по специальности и не по специальности в пропорции 50% на 50%.
Результаты опроса позволили выявить иерархию критериев, предъявляемых молодежью к престижной работе. На первом месте - «высокая зарплата» (выбрали 78% респондентов). Материальный критерий оказался достаточно значимым для молодых специалистов. «Перспективу сделать карьеру» выбрали - 69% респондентов, что свидетельствует о готовности молодежи добиваться в жизни желаемых профессиональных перспектив. Немаловажную роль играют «хорошие условия труда» - 52% респондентов. 35% респондентов от общего числа ответили, что желаемая работа должна быть по специальности. Видимо, про-фильность будущего трудоустройства не является столь важным критерием профессиональной реализации для молодежи.
В ходе исследования было выявлено влияние наличия у респондентов работы на удовлетворенность выбранной специальностью. Большинство из числа имеющих работу в определенной степени испытывают удовлетворенность от выбранной специальности. Студенты, не имеющие работу, чаще указывали на неудовлетворенность от выбора своей специальности. Вероятно, речь идет именно о тех специальностях, которые на сегодняшний день в меньшей степени востребованы на рынке труда, следствием чего является малая вероятность желаемого трудоустройства.
Дальнейший анализ позволил выявить влияние значимости оплаты труда на уровень удовлетворенности настоящей работой. Чем выше значимость материального вознаграждения за работу, тем ниже уровень удовлетворенности
работой. Так, из числа тех, для кого очень важен уровень заработной платы, около 70% указали на то, что не получают удовлетворения от работы. Из числа респондентов, указавших на отсутствие значимости материальной составляющей, не удовлетворены работой лишь треть. Вероятно, оплата труда в большинстве случаев является значительным фактором, формирующим общий уровень удовлетворенности трудом для молодежи.
Уровень оплаты влияет также и на выбор работы по специальности. Чем ниже зарплата на работе по специальности, тем больше вероятности устройства не по специальности. Со средним доходом в месяц до 1000 рублей все опрошенные работают по дипломной специальности. Доход свыше 4000 рублей имеют чаще те, кто работают не по специальности. Молодежь, как правило, ищет работу с достойным заработком, и чаще всего она не является профильной.
Профиль получаемой специальности, как показал анализ, определяет и уровень оплаты труда, на что, безусловно, влияют условия развития рынка труда. Данные свидетельствуют о том, что наиболее оплачиваемыми сферами деятельности являются: экономическая, техническая, сфера строительства и архитектуры. Вновь получаем доказательство востребованности на современном рынке труда «ремесленных» направлений в экономике.
Выбор профессии как ценность занимает различные места в системе ценностных ориентаций респондентов разных полов. Так, для мужчин, данная ценность занимает главное место (51%), в то время как среди женщин процент значимости составляет 37%. Это можно объяснить тем, что для мужчин значимость профессиональной реализации выше, чем для женщин, поскольку выше среди мужчин и ориентированность на более высокий доход. А именно успешная реализация позволяет выйти на уровень желаемого материального вознаграждения за свой труд.
Анализируя мнения респондентов о том, какое место в их жизни занимает выбор профессии, получены следующие результаты. Для 46% опрошенных выбор профессии - это менее значимая ценность по сравнению с другими ценностями; для 44% он занимает одно из важнейших мест в системе ценностей и лишь для 10% выбор профессии - главная ценность. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что лишь небольшой процент опрошенных безоговорочно признают господство такой ценности, как выбор профессии, а это означает, что большинство респондентов в дальнейшем не связывают свою жизнь с получаемой ими профессией.
При оценке желания респондента работать по своей специальности получены данные о том, что подавляющее число (64,9%) не хотят продолжать в дальнейшем работу по полученной ими специальности. И только 31% студентов указали на желание работать по профилю получаемой специальности. Вероятно, следует говорить о недостаточной эф-
фективности функционирования довузовской и вузовской подсистем профориентации молодежи.
Аргументами желания работать по специальности являются: престижность (72%), интерес к данной специальности (14,7%), перспективность (10,1%), востребованность (57%), высокая оплата (чуть менее 2%). Таким образом, можно сделать вывод о том, что престижность оказывает существенное влияние на желание работать по выбранной специальности, наличие интереса тоже можно отнести к главному фактору, влияющему на желание работать в дальнейшем по той или иной специальности. Главными причинами нежелания работать по специальности являются: отсутствие интереса (56%), непрестижность (14,9%), низкая оплата труда (14,8%), невостребованность на рынке труда (3,7%).
Влияние СМИ на выбор молодыми людьми профессии, по оценкам самих студентов, является значительным. Подавляющее большинство опрошенных указали на то, что средства массовой информации оказали существенное влияние на их профессиональное самоопределение. Это, безусловно, необходимо учитывать образовательным учреждениям, занимающимся разработкой и реализацией программ профориентации молодежи.
Успешность в жизни, по мнению студенческой молодежи, помогают обрести личные качества. Так ответили почти 50% всех опрошенных. Положение семьи, наличие связей и знакомств также оказались значимы в достижении успеха (28%). Качественное образование как значимый фактор назвали 14% опрошенных. Все слагаемые успеха детерминированы субъективными характеристиками личности.
По мнению респондентов, актуальными проблемами профессионального самоопределения на сегодняшний день являются: перенасыщение рынка труда, недостаток знаний и практических навыков при устройстве на работу, негативные тенденции в развитии экономики страны, недостаток материальных средств.
Одной из задач нашего исследования было выявление основных требований работодателя к молодому соискателю места работы. Из числа наиболее часто упоминаемых можно выделить: возраст (так ответили 45% респондентов), ответственность (43,3%), коммуникабельность (38,3%). Далее по снижению значимости - знание ПК, наличие высшего профессионального образования, пол, опыт работы, наличие профильного образования. Вероятно, наличие образования по специальности не является важным критерием при приеме на работу, поскольку речь идет о вторичной занятости студентов, которые чаще всего ориентированы на рабочие места, не требующие специальных профессиональных знаний.
Основными требованиями молодежи при устройстве на работу являются высокая своевременная оплата труда (83,2% респондентов отметили как очень важное требование при поступлении на рабочее место), дружный коллектив, интерес-
ная работа и возможность общаться с интересными людьми. Наличие полного социального пакета очень важно для половины опрошенных. В числе рейтинговых также упоминались удобное месторасположение, работа по специальности. Процентное распределение значимости требований работника к работодателю примерно одинаково. Однако наименьшим числом упоминаний обладает требование работы по специальности. Видимо, особенностью вторичной занятости студентов является непрофильность их работы.
Большинство опрошенных студентов считают, что смогут повлиять на будущее России. Это свидетельствует о наличии гражданской позиции у большинства представителей современной молодежи. Кроме того, именно патриотичное отношение к своей стране формирует желание участвовать в жизни российского общества.
Анализ результатов проведенного исследования позволил выявить особенности профессиональной ориентации и трудовой занятости молодежи. Выяснилось, что большинство выпускников работают не по специальности.
Рейтинг престижности профессий среди выпускников вузов распределился следующим образом: менеджер; экономист и инженер; администратор и дизайнер. В большинстве случаев молодежь выбирает более престижные и высокооплачиваемые специальности, к тому же позволяющие расширить социальные связи, обеспечить карьерный рост.
В реальности большинство студентов сегодня работают в следующих сферах: на первом месте экономическая; на втором - торговля и гуманитарные специальности; на третьем - физика, математика и сфера услуг. Все это свидетельствует о том, что сегодня на рынке труда города Саратова экономические специальности, с одной стороны, более открыты для молодежи, а с другой - более востребованы на современном рынке труда.
Модель «идеальной» работы для молодого специалиста представлена рядом слагаемых: высокая оплата труда, наличие перспектив карьерного роста, хорошие условия труда. Кроме того, работа должна быть престижной и приносить моральное удовлетворение.
Представители современной молодежи готовы добиваться в жизни успеха, достигать желаемых социальных статусов, причем главным условием этого считают личные качества и наличие социальных сетей.
При поиске работы молодые люди предпочитает использовать помощь знакомых, коллег, родственников, близких друзей, СМИ, собственные силы. Биржи труда оказались в числе менее популярных способов поиска работы. Кроме того, самопрезентация как способ поиска работы в большей степени популярен среди девушек.
Среди причин трудоустройства на работу не по специальности наиболее важными оказались: низкая оплата труда, отсутствие интереса к специ-
альности, отсутствие опыта работы, отсутствие спроса на рынке труда.
Удачное трудоустройство на работу по специальности большинство респондентов объясняли своим интересом к выбранной профессии; престижностью и высокой зарплатой; хорошими условиями труда; возможностью карьерного роста. Вместе с тем почти каждый третий молодой специалист не смог объяснить, что же способствовало его трудоустройству по избранной профессии. Мы в ходе исследования выяснили некоторые аспекты субъективного механизма поиска работы молодыми специалистами. Как показывает анализ, свой успех при трудоустройстве по специальности респонденты чаще всего рассматривают как свою личную заслугу. Именно этим объяснили свое трудоустройство 35,5%. Данное явление можно назвать экстраполяцией - склонностью людей обвинять в собственных неудачах других людей или социальную среду, а свой успех приписывают своим личным качествам. С другой стороны, каждый третий работающий не по специальности ссылался на объективные препятствия при трудоустройстве.
Примечания
1 Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N° 3266-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.08.2011).
2 Исследование было проведено Центром региональных социологических исследований СГУ при участии автора в марте 2009 г. Объектом исследования являлись выпускники вузов г. Саратова. Выборочная совокупность составила 561 чел. Были опрошены студенты разных факультетов и специальностей. В опросе принимали участие студенты Саратовского государственного социально-экономического университета (20,9% от всей совокупности опрошенных), Саратовского государственного аграрного университета им. Н. И. Вавилова (20,1%), Саратовского государственного медицинского университета (20%), Саратовского государственного университета им. Н. Г Чернышевского (13,2%), Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского (11,1%), Саратовского государственного технического университета (8%), Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина (6,8%). Из числа опрошенных девушки составили 71%, юноши - 29%. Квотное (по полу) распределение выборочной совокупности не соответствует параметрам генеральной совокупности, в связи с чем результаты исследования и выводы не могут считаться репрезентативными и распространяться на всю генеральную совокупность, что в значительной степени уменьшает процент вероятного прогноза. Однако исследование можно квалифицировать как пилотажное и выводы использовать в дальнейшей работе.
3. См.: Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М., 2001.
4 См:Херцберг Ф., МоснерБ., СнидерманБ. Б. Мотивация к работе : пер. с англ. М., 2007.
5. См: Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.