Научная статья на тему 'Современные проблемы формирования профессионального самоопределения студентов вузов (по материалам социологического опроса)'

Современные проблемы формирования профессионального самоопределения студентов вузов (по материалам социологического опроса) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
579
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ УЧАЩИХСЯ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малинский Игорь Герикович

В статье анализируются результаты социологического опроса студентов и выявляются основные типы профессионального самоопределения современных студентов, их потенциальные стратегии поведения в сфере занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы формирования профессионального самоопределения студентов вузов (по материалам социологического опроса)»

влетворения их требований нужно было энергическое вмешательство западных правительств в экономические отношения, а теория отсталой экономической школы, господствовавшая в образованных классах, не допускала этого вмешательства». И теперь, продолжал Чернышевский, эта теория «отсталой экономической школы» «ведет к подавлению личности, к заменению законного порядка произвольными мерами, к превращению всей законодательной и административной силы в полицейский и военный надзор для усмирения и наказания»11. Теория, по Чернышевскому, способствует или затрудняет развитие даже поэзии. Прежде чем ввести в поэзию жизнь, по его мнению, надо было также «теоретически разрушить теоретические представления, сбивавшие с толку поэтов», создать «ясную теорию поэзии»12.

Обращаясь к другим областям жизни, каждую из них он оценивал с точки зрения разумности ее устройства. «Никакая важная новость, - писал он, - не может утвердиться в обществе без предварительной теории... Нет ни одной части общественного устройства, которая утвердилась бы без теоретического объяснения.»13. Теория, таким образом, представляется им венцом деятельности человеческого разума и силой, предопределяющей всякое изменение в общественной жизни людей. И в то же время в каждой новой теории, а отсюда и в каждом новом шаге общественного развития, он видел не отрицание, не отвержение всего старого, но развитие их лучших, еще сохранявших свое значение сторон. В связи с этим он писал, что «в развитии теории позднейшая школа обыкновенно берет существенный вывод, к которому пришла прежняя школа, и развивает его, отбрасывая противоречившие ему понятия, несообразность которых не замечались прежнею теориею»14.

Итак, все успехи народной жизни обусловливаются воздействием на нее ума, знаний, воплощающихся в разумных теориях, «поэтому, - делал вывод Чернышевский, - только просвещенный народ может работать успешно». Это относится и к отдельному человеку. «Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны. три качества: обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова»15. Значит, только образованные люди могут активно и сознательно участвовать в общественном прогрессе и обеспечивать его. Человек, общественное сословие, класс и в целом народ, не будучи просвещенными, остаются вне сознательного участия в жизни общества, в истории. Этот вывод составляет одно из главнейших положений концепции социального прогресса Н.Г. Чернышевского.

Примечения

Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: в 15 т.

М., 1939-1950. Т. XVI. С. 382, 383.

Там же. Т. X. С. 909.

Там же. Т. X. С. 920.

Там же. Т. III. С. 228.

Там же. Т. X. С. 920.

Там же. Т. IX. С. 628.

Там же. Т. IV. С. 5, 6.

Там же.

Там же. Т. VII. С. 645. Там же. Т. VII. С. 266, 267. Там же. Т. V. С. 592. Там же. Т. I. С. 151. Там же. Т. VII. С. 45. Там же. Т. VII. С. 49. Там же. Т. III. С. 311, 312.

УДК 378

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ (по материалам социологического опроса)

И.Г. Малинский

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Modern Problems of the Formation of Professional self-determination of students (by our survey Data)

В статье анализируются результаты социологического опроса студентов и выявляются основные типы профессионального самоопределения современных студентов, их потенциальные стратегии поведения в сфере занятости.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение студентов, вторичная занятость студентов, профессиональные стратегии учащихся вузов.

I.G. Malinsky

The paper analyzes the results of our sociological survey of students and brings to light basic types of modern students' professional self-determination, their potential behavior in the sphere of looking for a job. Key words: professional self-determination of students, secondary student employment, professional strategies of students.

i

© Малпнскт И.Г., 2011

Современное российское общество находится в состоянии сложного длительного периода модернизации государства и экономики. Новые потребности общества невозможно удовлетворить без существенной перестройки структуры выпуска высшей школы, подготовки современного педагогического корпуса страны, обеспечения ему существенно более высокого социального и материального статуса. Сегодня, когда в развитой части современного мира решающим фактором развития стал человеческий капитал, отставание в этом процессе исторически становится предельно опасным. Привлекательность учебных заведений для молодежи, ее устремления в сфере образования, доступность получения знаний во многом определяют завтрашний уровень образования населения, численность и качество квалифицированных работников, весомость потенциала ученых и специалистов для наукоемких отраслей, от этого во многом зависит, какое место займет Россия в быстроменяющемся мире. Об актуальности мониторинга профессионального самоопределения и проблемах в данной сфере свидетельствует тот факт, что в 2010 г. в ходе совместного заседания Госсовета и Комиссии при Президенте РФ, которое было посвящено вопросам комплексного развития образования России, Д. Медведев подчеркнул, что подготовка специалистов должна вестись с учетом реальных потребностей экономики в условиях ее модернизации, и заявил, что для этого нужны «регионально-отраслевые прогнозы потребностей в кадровых ресурсах, то есть нужен четкий заказ»1.

В настоящее время на рынке труда именно молодежь как активная и творческая часть общества составляет группу социальной напряженности. В условиях постоянно меняющейся ситуации на рынке труда, когда одни профессии теряют свою актуальность, а их место занимают другие, рынок пополняется в основном рабочей силой, либо не пользующейся спросом, либо не способной выдержать конкуренцию. В то же время многие вакантные места на предприятиях не заполняются. Зачастую одной из причин сложности трудоустройства среди молодежи является отсутствие опыта работы у молодых специалистов, закончивших вузы и техникумы, спрос на профессии которых практически отсутствует, а также у молодежи после окончания средней школы, впервые ищущей работу и не имеющей профессии. Следует также помнить, что Саратов - город университетов. Это особенно актуализирует вопрос занятости и профессионального самоопределения молодежи, впервые выходящей на рынок труда после окончания вуза.

Анализ результатов социологического исследования СГУ позволил выявить особенности профессиональной ориентации и трудовой заня-

тости молодежи2. Выяснилось, что большинство выпускников работают не по специальности. Рейтинг престижности профессий среди выпускников вузов распределился следующим образом: менеджер, экономист и инженер, администратор и дизайнер. В большинстве случаев молодежь выбирает более престижные и высокооплачиваемые специальности, к тому же позволяющие расширить свои социальные связи, обеспечить карьерный рост.

Рейтинг реальных сфер вторичной занятости студентов возглавляют экономические профессии (26%). На втором месте - торговля и гуманитарные специальности (по 14%), на третьем - физика, математика и сфера услуг. Наименее популярными оказались юриспруденция и рекламная деятельность. Все это свидетельствует о том, что сегодня на рынке труда экономическая сфера, а также торговля и гуманитарные направления в большей степени открыты для студенческой молодежи. Специалисты именно этих отраслей в большей степени востребованы на современном рынке труда.

Одним из индикаторов профессионального самоопределения является отношение к работе. Модель «идеальной» работы для молодого специалиста представлена рядом слагаемых: высокая оплата труда, наличие перспектив карьерного роста, хорошие условия труда. Кроме того, работа должна быть престижной и приносить моральное удовлетворение. Для большинства опрошенных студентов работа является способом самореализации - 35%; «способ достичь самостоятельности» и «способ заработать деньги» упомянули соответственно 24% и 21%. Четвертым по популярности был ответ - «средство сделать карьеру» - 17%, и последнее место в иерархии популярности разделили такие варианты ответов, как «развлечение», «способ заработать на квартиру». Таким образом, работа для молодежи - это, прежде всего, деятельность, приносящая духовное удовлетворение, дающая возможность профессиональной реализации и достижения самостоятельности.

Рейтинг мнений об условиях получения хорошего места работы определяет ряд позиций: стаж работы по данной специальности (50,8%), диплом об окончании вуза (44,9%), инициативность и творчество (38,1%), наличие дружественных отношений с начальством (14,6%). Менее значимы такие условия, как диплом, владение иностранными языками, умение налаживать деловые связи и свободное владение ПК, связи и деньги, умение реализовать полученные в вузе знания. Наличие опыта работы по специальности, безусловно, является актуальным запросом на рынке труда. Анализ мнений студентов о значимости высшего образования для получения престижной высокооплачиваемой работы выявляет высокую согласованность мнений большинства. Однако,

как показал дальнейший опрос, 70% считают, что высшее образование никак не влияет на получение в дальнейшем престижной работы. 12% респондентов согласны с мнением о важности наличия высшего образования для будущей работы. Это противоречие можно трактовать как важность не столько самого образования, как способа получения профессиональных знаний и компетенций, сколько важность факта получения, наличия диплома о высшем образовании, что не может не вызывать настороженности.

Большинство работающих студентов трудятся по специальности или «близко к ней» (53,1%). Из числа работающих по специальности 34,2% имеют общий стаж работы - 1-2 года; 26,8% - 3-4 года общего стажа; 19,5% - 5-6 лет и столько же (19,5%) респондентов имеют общий стаж работы более 7 лет. 39% студентов указали, что стаж работы на последнем рабочем месте - от 6 месяцев до 1 года; столько же (39%) респондентов ответили «от 2 до 3 лет» и 21,9% респондентов ответили «от 4 до 5 лет». В среднем общий стаж работы опрошенных студентов профессиональных учебных заведений равен 4 годам, что свидетельствует об их вторичной занятости практически с первых лет обучения в вузе.

Отношение человека к работе влияет на формирование профориентаций. Восприятие работы как способа хорошего заработка или возможности карьерного роста, как правило, аргумент в пользу выбора места работы не по специальности. Так, из числа тех, кто считают, что работа - это способ заработка, 40% работают не по специальности. 80% из числа тех, для кого работа - это средство карьерного роста, также работают не по специальности. Не по специальности работают все, для кого работа - это средство развлечения. Из числа тех, кто определил работу, как средство достижения самостоятельности и возможности реализоваться, в равных долях работают как по специальности, так и не по специальности.

Большинство работающих студентов (60%) заняты в частных фирмах, акционерных обществах; остальные же 40% работают на госпредприятиях, в учреждениях. Как показал дальнейший анализ, уровень оплаты труда в частных фирмах выше, чем на госпредприятиях. Иными словами, профессиональные стратегии большинства студентов определены желанием работать в частном секторе экономики. Менее 20% респондентов высказали желание иметь работу на государственном предприятии.

Профильная занятость большинства респондентов, как показал анализ, зависит от места работы. Так, из числа тех, кто работает на госпредприятии, большинство устроены по специальности. В частной фирме по специальности работают лишь треть занятых. Вероятно, речь идет о группах работающих студентов,

имеющих различную мотивацию. Госучреждения, как оказалось, дают больше возможности трудоустроиться по специальности, однако со значительно меньшим уровнем оплаты труда, чем в частной фирме. Непрофильная занятость в частном секторе в большей степени характерна для тех, кто ориентирован на получение более высокого дохода. Большинство из числа опрошенных указали на то, что являются специалистами на предприятии. Вероятно, к этой группе отнесли себя студенты старших курсов, имеющие опыт работы.

Что касается субъективных характеристик места работы студентов, к числу положительных были отнесены: возможности расширения круга общения (55%), возможность реализации своих профессиональных качеств (35,8%), получение новых профессиональных знаний и навыков (32,5%), возможность реализации личных качеств и возможность почувствовать свое место в жизни. Заработок, как положительная сторона студенческой занятости, оказался лишь на 6-й рейтинговой позиции. Данные свидетельствуют о высокой значимости профессиональной реализации для современного молодого человека.

Дальнейший анализ позволил выявить особенности субъективного представления сложности трудоустройства будущих специалистов. Лишь 20% респондентов считают, что устроиться на работу по специальности будет легко, так как она востребована на рынке труда. 37% указали на ожидание ряда сложностей, чуть меньше (34%) предполагают, что этот процесс достаточно непрост. Лишь 4% считают, что их специальность никому не нужна. Вероятно, подобные предположения основаны на информации о реальной ситуации на рынке труда, что, безусловно, вызывает интерес у будущих участников этого рынка. Из числа тех, кто считают, что по их специальности легко найти работу, большинство работают именно по специальности. Предполагающие возможность трудоустройства, но с рядом сложностей, также в основном работают по специальности. Респонденты, указывающие на большие сложности, чаще трудоустроены не по специальности. Таким образом, чем критичнее мнение о сложности трудоустройства по специальности, тем меньше реальных случаев подобной занятости. Вероятно, именно реальный опыт трудоустройства формирует представление студентов о степени сложности профильной занятости в будущем.

Престиж специальности, как важная характеристика работы для молодого человека, значим при трудоустройстве. Чем важнее престиж специальности, тем больше студентов работают не по специальности. 66,7% респондентов, считающих престиж специальности важным, работают не по специальности. Из тех, кто счи-

тает, что одним из главных качеств, которыми должна обладать работа, является перспектива сделать карьеру, работают по специальности 45,5%, а работают не по специальности с таким же мнением 54,5%; те, кто считают данное качество работы не главным, работают по специальности 50% на 50%. Чем выше значимость перспективы построить карьеру на работе не по специальности, тем меньше людей работают по специальности. Иными словами, представления студента о престиже специальности и возможности карьерного роста не адекватны ситуации на рынке труда и его профессиональному потенциалу.

Основными требованиями молодежи при устройстве на работу являются высокая своевременная оплата труда (83,2% респондентов отметили как очень важное требование при поступлении на рабочее место), дружный коллектив, интересная работа и возможность общаться с интересными людьми. Наличие полного социального пакета очень важно для половины опрошенных. Также упоминались удобное месторасположение, работа по специальности. Вероятно, особенностью вторичной занятости студентов является непрофильность их работы.

Большинство студентов, имеющих работу, в определенной степени испытывают удовлетворенность от выбранной специальности. Студенты, не имеющие работу, чаще указывали на неудовлетворенность от выбора своей специальности. Вероятно, речь идет именно о тех специальностях, которые на сегодняшний день в меньшей степени востребованы на рынке труда, следствием чего является малая вероятность желаемого трудоустройства.

На вопрос о том, каким образом было получено то или иное рабочее место, большинство респондентов (33,9%) ответили «с помощью друзей или родственников», это и явилось модальным значением по данному вопросу. 19% опрошенных нашли работу по объявлению в СМИ, Интернете. 17,4% ответили - самостоятельно, предлагая свои услуги разным организациям. Не достаточно эффективно работает в настоящее время агентство по трудоустройству. Респондентов, ответивших, что нашли работу через агентство по трудоустройству, всего 11,6%. Все это свидетельствует о высокой значимости социальных сетей в процессе поиска работы. Отсутствие системы обязательного распределения выпускников вузов в достаточной степени усложняет процесс их трудоустройства. СМИ и Интернет выступают в этом случае информационной базой.

При оценке желания респондента работать по своей специальности получены данные о том, что 64,9% студентов не хотят продолжать в дальнейшем работу по полученной ими специальности, мотивируя это отсутствием интереса (56%), непристижностью (14,9%), низкой

оплатой труда (14,8%), невостребованностью на рынке труда (3,7%). 31% студентов указали на желание работать по профилю получаемой специальности, аргументируя это престижностью (72%), интересом к данной специальности (14,7%), перспективностью (10,1%), востребованностью (57%), высокой оплатой (чуть менее 2%). Вероятно, следует говорить о недостаточной эффективности функционирования довузовской и вузовской подсистем профориентации молодежи. Таким образом, престижность оказывает существенное, хотя и противоречивое влияние на желание работать по выбранной специальности. Наличие интереса можно отнести к главному фактору, влияющему на желание работать в дальнейшем по той или иной специальности.

Успешность в жизни, по мнению студенческой молодежи, помогают обрести личные качества. Так ответили почти 50% опрошенных. Положение семьи, наличие связей и знакомств также оказались значимы в достижении успеха (28%). Качественное образование как значимый фактор назвали 14% опрошенных. Все слагаемые успеха детерминированы субъективными характеристиками личности. Как показывает анализ, свой успех при трудоустройстве по специальности респонденты чаще всего рассматривают как личную заслугу. Именно этим объясняют свое трудоустройство 35,5% респондентов. Каждый третий, работающий не по специальности, ссылается на объективные препятствия при трудоустройстве. Данное явление может быть объяснено как эффект экстраполяции - склонность людей обвинять в собственных неудачах других людей или социальную среду, а свой успех приписывают своим личным качествам (субъективное мнение).

По мнению опрошенных респондентов, актуальными проблемами профессионального самоопределения на сегодняшний день являются следующие: перенасыщение рынка труда, недостаток знаний и практических навыков при устройстве на работу, негативные тенденции в развитии экономики страны, недостаток материальных средств. Однако, как показал анализ, именно помощь бирж труда наиболее эффективна в случае трудоустройства по специальности. Так, из числа обратившихся на биржу труда 80% получили работу по специальности. Помощь родственников, самостоятельный поиск и объявления в СМИ в большинстве случаев имели результат непрофильного трудоустройства.

В ходе дальнейшего анализа выявлен ряд гендерных особенностей использования при поиске работы различных источников. Женщины чаще обращаются за помощью к коллегам и знакомым, мужчины - к родственникам. Самостоятельно ищут работу значительно больше женщин, чем мужчин (23% женщин и лишь 4% мужчин). Газеты и журналы в поиске работы для

мужчин более популярны, чем для женщин. Таким образом, для мужчин большую значимость, чем для женщин имеет близкое социальное окружение в процессе поиска работы. Способ самопрезентации чаще определяет стратегии женщин на рынке труда.

Исследование показало, что выпускники вузов в достаточной мере владеют фундаментальными знаниями в профессии и способностью осуществлять исследовательскую деятельность, но чаще не готовы к выполнению профессиональных обязанностей, эффективным действиям в конкретной профессиональной ситуации. Большое влияние на удовлетворенность работой респондентами оказывает сфера их деятельности, и наличие работы по специальности.

По мнению большинства студентов, для того чтобы иметь хорошее место работы, нужно, во-первых, иметь стаж работы по данной специальности, что, безусловно, соответствует запросам современного рынка труда. Именно для получения опыта сегодняшний студент пытается начать работать уже с младших курсов. Во-вторых, необходимым условием является наличие диплома вуза, что говорит об увеличении значимости высшего образования в настоящее время. В-третьих, нельзя не обратить внимание на мнения, выражающие высокую степень значимости социальных сетей, родственных и дружественных связей. Студент мало обеспечен как общей информацией о связи обучения и основных профессиональных задач, которые ему предстоит решать в профессиональной деятельности, так и частной - о содержании и формах профессиональной самоподготовки, об организации компетентной профессиональной самопрезентации своей специальности на рынке труда.

Результаты исследования продемонстрировали расхождение между образовательными и профессиональными ориентациями студентов, с одной стороны, и действительными возможностями их реализации - с другой. Эти расхождения обусловлены развитием инфляционных процессов в сфере высшего образования, девальвацией целого ряда дипломов на рынке труда, ростом безработицы среди молодых дипломированных специалистов. Все эти процессы вызывают появление, по крайней мере, нескольких типов социально-профессиональной самореализации студентов. В ходе исследования были выявлены три типа студентов в зависимости от отношения к профессиональному становлению.

Первый тип - «студенты - трудоголики». Их примерно 19%. Они все имеют постоянное место работы. В этой группе в равной степени присутствуют представители обоих полов, преобладают студенты старших курсов. Именно среди этой группы наибольшее число женатых и замужних студентов и студенток. Предста-

вители данного типа достаточно обеспечены в материальном плане, но самостоятельно осуществить некоторые покупки в виде квартиры, машины пока не в состоянии. В основном живут на самостоятельно заработанные деньги, хотя материальная поддержка родителей им оказывается, но в незначительном объеме. Работу находили по личным связям при помощи друзей и родственников, находятся на должности рабочего и специалиста. Их доход колеблется от 3 до 10 тыс. руб. в месяц. Большая часть студентов работает не по специальности (76%). При этом выявилась следующая закономерность: удовлетворены своей работой все студенты гуманитарных наук, работающие по специальности (100%), и студенты естественных наук, работающие в других сферах (86%). Успеваемость работающих студентов высока (учатся на «4» и «5»), хотя пропуски занятий имеются. Причем самый большой процент обучающихся на оценку «отлично» именно среди этой группы. Среди ценностных ориентаций главенствующими выступают материальное благополучие, самореализация себя как личности, теплые и заботливые отношения с людьми.

Самый распространенный второй тип -«студенты - рабочий потенциал» (63%). Они стремятся в ближайшем времени трудоустроиться. Это самая большая группа, в которой преобладают девушки. Представители этого типа в основном обучаются на младших курсах. Они малообеспечены, что и является главным стимулом к поиску работы. Им оказывается постоянная материальная поддержка родителей, но в минимальном размере. Успеваемость высока, наличие пропусков незначительно. Большинство желает работать по специальности. Среди жизненных ценностей также превалируют самореализация себя как личности, материальное благополучие и теплые отношения с окружающими людьми. В СГУ представителей данной категории учится 38%, в СГАУ - 28%.

Третий тип - «студенты - потребители» (18%). Данная группа студентов не работает и не желает трудоустраиваться. В ней преобладают парни в возрасте 20-21 года, которые живут обеспеченно и могут позволить себе в материальном плане практически все. Им постоянно оказывается материальная поддержка родителей в размере 1000 - 2000 руб. в неделю. При этом учатся они на «3» и «4», хотя у них 100%-ная посещаемость. Главными жизненными ценностями выступают материальное благополучие и высокое социальное положение. При этом ценность теплых, заботливых отношений с людьми, которая является одной из основных у двух предыдущих типов студентов, находится на последнем месте. В СГТУ представителей данного типа 36%, в СГСЭУ - 30%.

Молодежь не отказывается от поступления в вуз, однако стремится привести в соответствие

количество усилий, вкладываемых в получение образования, с теми реальными преимуществами, которые может дать диплом в будущем. Длительные усилия и упорный труд, состояние материальной зависимости, необходимость финансовой поддержки, достаточно обременительной для семьи учащегося на протяжении всех лет обучения, - все эти условия, обязательные для успешного окончания вуза, не вполне оправдываются с точки зрения тех действительных перспектив, которые открывает наличие большинства дипломов. Сокращая усилия на учебу, переходя на «бакалавриат», студент «выигрывает» время и энергию, которые могут быть употреблены на разнообразные эксперименты в сфере трудовой деятельности с целью установления и расширения различного рода контактов, позволяющих найти работу, которая наиболее совпадает с личными представлениями о призвании и адекватном вознаграждении за труд. Нетрудно предположить, что получение такой работы связано не столько с наличием соответствующего диплома, сколько с неформальными

контактами и связями. Необходимо также иметь в виду, что пора учебы в вузе связана не только с получением профессии и трудоустройством, но и с самоопределением в более широком плане, что требует разностороннего и глубокого подхода к формированию профессионального и социального самоопределения студентов.

Примечания

1 Совместное заседание Госсовета и Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, август 2010. URL: http:// newsland.ru/News/Detail/id/553007/cat/42/.

2 Социологическое исследование «Профессиональная ориентация и трудовая занятость студентов» было проведено Центром региональных социологических исследований СГУ при участии автора в 2010 году. Было опрошено более тысячи студентов всех саратовских вузов. В их числе: СГУ - 36% респондентов от общего числа выборочной совокупности; СГАУ - 23%; СГТУ - 15%; ПИСГУ -10%; ПАГС - 6%; РГОТУПС -5%, СГСЭУ - 8%, СГМУ - 2%; СГАВМ - 1%.

УДК 316.653

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ РЕЙТИНГИ КАК МАНИПУЛЯТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

с.В. Везиницына

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье рассматривается возможность использования электоральных и политических рейтингов в качестве инструмента политического манипулирования, анализируются способы фальсификации рейтингов, а также способы защиты от данного вида манипулирования.

Ключевые слова: электоральный рейтинг, политический рейтинг, избирательная технология, манипулирование.

The Political and Electoral Ratings as Manipulative Technologies

s.V. Vezinitsyna

This article discusses the possibility of using electoral and political ratings as a tool for political manipulation and we analyze different ways of ratings rigging as well as the ways of protecting from this type of manipulation.

Key words: electoral rating, political rating, election technology, manipulation.

Электоральные и политические рейтинги, являясь, по сути, цифровым отражением результатов опросов общественного мнения, стали сегодня одним из способов передачи определенных знаний, инструкций, информации со стороны общества каждому из его членов. Степень влия-

ния рейтингов политиков и политических партии на поведение избирателей является предметом многочисленных исследований, однако, несмотря на всю актуальность и значимость, до сих пор продолжает оставаться неопределенной. Однако политтехнологи активно используют рассматриваемый инструмент социологического арсенала в качестве манипулятивной избирательной технологии.

В последние годы, к сожалению, участились случаи, когда в средства массовой информации в результате политического заказа попадают сознательно сфабрикованные рейтинги. Речь идет не о случайных ошибках социологов, а о сознательных искажениях социальной действительности. Целью подобных информационных вливаний является создание так называемой псевдосреды, которая является опосредующим звеном между человеком и реальной окружающей средой1. Руководствуясь методологией У Липпмана, можно отметить, что человек, даже самый активный, не может быть участником всех имеющих место в обществе событий. Поэтому чаще всего мы выстраиваем свою эмоциональную реакцию и мнение о событии на основе мысленного образа об этом событии или

© Везиницына С.В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.