Научная статья на тему 'Отношение участников образовательного процесса к модернизации высшего образования в России'

Отношение участников образовательного процесса к модернизации высшего образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
819
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОТНОШЕНИЕ К РЕФОРМЕ ОБРАЗОВАНИЯ / БАКАЛАВРИАТ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Наталья Владимировна

В статье рассматриваются вопросы отношения студентов, преподавателей и работодателей к реформам высшей школы. Анализируются закономерности и факторы, влияющие на критическое отношение или поддержку реформ. Приводятся данные авторского эмпирического исследования по проблеме модернизации системы образования и переходу на двухступенчатую систему подготовки в российских институтах, оценки перспектив трудоустройства выпускников на рынке труда и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение участников образовательного процесса к модернизации высшего образования в России»

СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

УДК 378.014:316(470+571)

Н.В. Титова

ОТНОШЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА К МОДЕРНИЗАЦИИ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

ТИТОВА Наталья Владимировна — студентка Московского городского педагогического университета института психологии, социологии и социальных отношений (МГПУ ИПССО).

В статье рассматриваются вопросы отношения студентов, преподавателей и работодателей к реформам высшей школы. Анализируются закономерности и факторы, влияющие на критическое отношение или поддержку реформ. Приводятся данные авторского эмпирического исследования по проблеме модернизации системы образования и переходу на двухступенчатую систему подготовки в российских институтах, оценки перспектив трудоустройства выпускников на рынке труда и т.д.

Ключевые слова: модернизация образования, отношение к реформе образования, бакалавриат, трудоустройство, ценности образования.

Определяя социальное поле субъектов образовательного процесса высшей ступени образования, можно выделить следующих участников: студенты и их родители, профессорско-преподавательский состав, рынок труда в лице совокупности работодателей. Несмотря на то, что в строгом смысле во многих нормативно-правовых актах субъектами образовательного процесса признаются преимущественно непосредственно занятые в обучении, т.е. преподаватели и учащиеся, на наш взгляд, целесообразно расширить диапазон участников до обозначенного выше перечня.

В рамках обозначенной темы можно определить следующую проблему: противоречие между необходимостью модернизации системы высшего образования, вызванной присоединением к Болонской конвенции, и отсутствием представлений относительно оценок модернизации процессов со стороны основных участников образовательного процесса.

Задачи исследования заключались в том, чтобы определить основные параметры модернизации системы образования в России; оценить отношение работодателей к перспективам изменения подготовки кадров; выявить отношение профессорско-преподавательского состава вузов к инновационным образовательным процессам; на основании анкетного опроса выявить отношение студентов к переходу на новую двухступенчатую систему обучения через призму сравнения мнений обучающихся по программе специалитета и бакалавриата.

© Титова Н.В., 2011

112

Используемые методы и методология исследования

Для реализации первой задачи был проведен анализ документов — законов об образовании, конвенции об образовательном процессе, статей и публикаций. На основе вторичного анализа данных исследований выявлено социальное поле оценок и ожиданий работодателей относительно выпускников вузов. Методом экспертного опроса и вторичного анализа данных определена специфика оценок профессорско-преподавательского состава относительно реформ в системе высшего образования. Методом анкетного опроса выявлены ожидания студентов и их оценка происходящих изменений.

Наша страна активно вовлечена в процесс построения новой образовательной системы в соответствии со следующими основными принципами:

— значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

— глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

— обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья;

— формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов.

В рамках нашего исследования наибольший интерес представляет анализ реформ, которые являются методологической основой оценки респондентами. Реформа российского образования подразумевает:

— разработку единых стандартов, уравнивающих российскую и европейскую системы образования. Прежде всего, это выражается в переходе высшего образования на программу «бакалавриат-магистратура»;

— возможность мобильности обучающихся, обеспечение равного доступа к образованию;

— увеличение доли внебюджетного финансирования и развитие платных образовательных услуг;

— возможности трудоустройства выпускников, в том числе за рубежом.

Отношение работодателей к системе бакалавриата

Для оценки позиции работодателей относительно перспектив бакалавриата в России мы обратились к данным исследования, проведенного по заказу журнала «Обучение & карьера» независимой исследовательской группой «Рейтинги высшей школы» в 2005 г. [1]

Оценка ситуации. По замыслу реформаторов системы образования, диплом бакалавра должен стать наиболее распространенным свидетельством профессиональной квалификации в России. Однако отзывы экспертов свидетельствуют, что на отечественном рынке труда диплом бакалавра ассоциируется, прежде всего, с неоконченным высшим

образованием - 82% экспертов сочли бакалавриат неполным высшим образованием (НВО), хотя в Европе это полноценное высшее образование (ВО).

Из рисунка 1 видно, что специалисты по трудоустройству оценивают востребованность бакалавров работодателями в целом как высокую (46% говорят о вероятном 75-процентном трудоустройстве). Однако 18% респондентов придерживаются мнения, что только 10% выпускников с таким дипломом смогут быстро найти место. На самом деле результат зависит от многих обстоятельств: профессионального опыта, полученного в годы учебы, личных качеств соискателя, специальности (редкой или массовой), личных связей и, конечно, имени вуза, доверие к которому очень часто служит решающим фактором.

■ 75%я востребованность у работодателей

■ 50%я востребованность у работодатели

■ 30%я востребованность у работодателей

Рисунок 1 - Эффективность трудоустройства бакалавров

Рейтинг специальностей. Какие виды деятельности стоит осваивать на уровне бакалавриата? В таблице 1 отражены 15 специальностей, соответствующих наиболее массовым профессиям. Эксперты оценили степень их востребованности на рынке труда по 10-балльной шкале.

Наиболее востребованы бакалавры-инженеры и информатики, чуть менее — экономисты, дизайнеры и бакалавры в области туризма. Представители таких популярных направлений образования, как менеджмент и юриспруденция на уровне бакалавриата мало востребованы. Возможно, имеет место проблема перепроизводства кадров в этих областях, тогда как бакалавров-экономистов поглощает развивающийся банковский сектор. К наименее престижным специальностям также относятся психология, педагогика и социальная работа. Это связано, с одной стороны, с тем, что данные виды деятельности (по крайне мере первые два) требуют более высокой квалификации, а с другой — с низким уровнем оплаты труда сотрудников с начальным высшим образованием, поскольку основные места трудоустройства для них — средние школы или районные социальные службы.

Таблица 1 Рейтинг наиболее востребованных специальностей по направлению бакалавриата

№ Название специальности Средний балл

1 Бакалавр техники и технологии 6,8

2 Бакалавр информационных систем 7,5

3 Бакалавр туризма 5,5

4 Бакалавр бизнес-информатики 5,0

5 Бакалавр прикладной информатики 6,0

6 Бакалавр статистики 5,0

7 Бакалавр менеджмента 4,8

8 Бакалавр коммерции 4,3

9 Бакалавр экономики 5,4

10 Бакалавр дизайна 5,8

11 Бакалавр педагогики 3,4

12 Бакалавр социальной работы 2,8

13 Бакалавр психологии 3,5

14 Бакалавр юриспруденции 3,2

15 Бакалавр прикладной математики и информатики 5,7

На рабочем месте. В условиях отсутствия опыта массового приема на работу студентов-четверокурсников (таковым выпускник бакалавриата является относительно специалиста) у работодателей часто возникают вопросы, связанные с оценкой психологической готовности бакалавра ответственно работать в коллективе. Подавляющее большинство экспертов (73%) считают, что здесь все зависит от индивидуальных особенностей.

При условном равенстве бакалавров и специалистов на уровне коммуникативных возможностей вызывают интерес два вопроса: наличие или отсутствие необходимости повышения квалификации и стартовый уровень зарплаты выпускника-бакалавра.

На первый вопрос эксперты ответили однозначно: все зависит от желания самого человека — если он хочет сделать карьеру, то, конечно, будет учиться дальше, это обязательное условие (так считают 54% респондентов, рис. 2). Хотя при приеме на работу повышение квалификации не является непреложным требованием. Что касается уровня оплаты, в среднем бакалавр может рассчитывать на 300-400 долл. в месяц, хотя на многое влияют требования руководства, специальность и потенциал самого претендента.

■ не обязательно

■ нет

■ неважно

Рисунок 2 - Влияние дальнейшего обучения на карьерный рост

115

Таким образом, отношение работодателя к соискателю-бакалавру далеко не однозначное. Необходимо учитывать конкретные обстоятельства, но некоторые общие тенденции уже можно определить:

— диплом бакалавра пока не ассоциируется с полноценным высшим образованием;

— наибольшим доверием работодателей пользуются выпускники известных государственных вузов;

— большинство окончивших бакалавриат смогут найти работу по специальности при относительно низкой зарплате (по сравнению с другими соискателями с высшим образованием);

— наиболее востребованные специальности бакалавриата — технические;

— повышение образовательного уровня — обязательное условие карьерного роста для человека с дипломом бакалавра.

Отношение профессорско-преподавательского состава к модернизации российского высшего образования

Исследование проводилось автором на базе кафедры прикладной социологии МГПУ осенью 2010 г. Опрашивались преподаватели МГПУ, СГА, Высшей школы экономики.

Экспертный опрос показал, что профессорско-преподавательский состав в целом согласен с необходимостью модернизировать российское образование. В качестве основных направлений изменений называли пересмотр отношений в сторону большей ориентации на потребности рынка, в частности эксперты отмечали некоторое перенасыщение отдельными специалистами рынка труда и нехватку других.

Как правило, сторонники перехода на двухступенчатую систему — молодые преподаватели, работающие в системе бакалавриата. Основными преимуществами они считают стандартизацию процесса, усиление использования новых средств и компьютерных технологий в образовательном процессе, его гибкость и возможность дистанционного обучения.

Противники — преподаватели старших возрастов, не имеющие опыта работы с бакалавриатом. Основными недостатками они называют усложнение процесса обучения, необходимость больших затрат времени на разработку и внедрение системы контроля. Кроме того, они негативно оценивают тестирование как инструмент контроля знаний.

Относительно качества современного образования и перспектив его изменения эксперты единодушно высказались негативно. Негативно оцениваются и перспективы качества российского образования в связи с модернизацией и переходом на двухуровневую систему.

Большинство сложностей эксперты объясняют апробированием новой системы и отсутствием достаточной четкости и координированности процесса обучения. Многие отмечали чрезмерную загруженность «бумажной работой», а также слишком большую численность студенческих групп (25-30 человек). Кроме того, много времени уходит на работу по составлению тестов, формированию дистанционных курсов и материалов.

Относительно перспектив трудоустройства бакалавров эксперты (работающие и не работающие в системе бакалавриата) считают, что бакалавры окажутся не востребованными на рынке труда в России, особенно за границей. В отдаленной

116

перспективе ситуация, возможно, улучшится, но все равно приоритет будут отдавать магистрам.

Ожидания и оценка студентами происходящих изменений

Осенью 2010 г. автор провела анкетный опрос на базе кафедры прикладной социологии МГПУ 111 студентов московских вузов по случайной стратифицированной выборке. Ошибка выборки — 4,6%.

Среди респондентов 33,3% мужчин и 66,7% женщин. Средний возраст опрашиваемых — 20 лет. 84% студентов оценили свое материальное положение как среднее и выше среднего. Около половины респондентов работают.

При этом абсолютное большинство работающих отметили, что их работа не связана с получаемой специальностью в институте. Среди специалистов и бакалавров доли работающих одинаковы.

Представляют интерес данные о ценностных ориентациях студентов (табл. 2).

Таблица 2 Ценностные ориентации студенчества

Ценностные ориентации Ранг важности

Здоровье 1

Семья 2

Дружба 3

Материальное положение 4

Успех 5

Развитие 6

Интересная работа 7

Свобода и независимость 8

Карьера 9

Сравним наши данные с результатами, полученными в ходе общероссийских репрезентативных исследований, проведенных Институтом социальных и национальных проблем и Институтом социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации в 1997 и 2007 гг. [2]. Оба исследования базируются на аналогичных структурах выборки, регионах опроса, используют сопоставимый методический инструментарий. Объем выборочной совокупности в 1997 г. — 1750 человек в возрасте 1726 лет. В 2007 г. были опрошены две группы: основная, собственно молодежь в возрасте от 17-26 лет — 1796 человек и контрольная, представляющая старшее поколение в возрасте от 40 до 60 лет — 655 человек.

Из таблицы 3 видно, что данные М. Горшкова и Ф. Шереги согласуются с нашими. В частности, в массовом сознании российской молодежи «жизненный успех» — это, прежде всего, крепкая семья и дети, а также уважение окружающих. Высокую должность, подразумевающую карьерный рост, отметили только 12,7% респондентов. В нашем исследовании роль карьеры относительно других приоритетов также невысока.

Наличие крепкой семьи, детей 60,2

Уважение окружающих 40,2

Богатство 38,1

Интересная работа 30,5

Наличие надежных друзей 28,4

Возможность быть самому себе хозяином 15,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие престижной собственности (иномарка, коттедж и т.п.). 12,8

Высокая должность 12,7

Яркие жизненные впечатления 11,1

Быть первым во всем, что кажется важным 9,3

Честно прожитая жизнь 7,5

Обладание властью 6,2

Победа над своими врагами 2,9

Достижение известности, популярности 2,3

Сравним теперь мотивы получения высшего образования у студентов, обучающихся по программам специалитета и бакалавриата (табл. 4)

Таблица 4. Сравнительный анализ мотивов получения высшего образования у студентов, обучающихся по программам специалитета и бакалавриата, %

Мотивы Программа обучения

специалитет бакалавриат

Получить диплом 62,1 45,5

Иметь образование по интересной специальности 45,5 63,6

Перспективы в карьере 43,9 36,4

Образование в престижном вузе 12,1 15,9

Получить образование 48,5 36,4

Не задумывался 6,1 2,3

Другое 7,6 13,6

Как видно из таблицы 4, специалистов в меньшей степени интересует образование по интересной специальности, чем бакалавров, а для последних несколько меньшую роль играет образование в престижном вузе.

Большинство опрошенных студентов считают, что образование в современной России, в целом, необходимо, и только 9,9% отметили, что образование скорее не нужно. При этом такая оценка не зависит от программы и формы обучения.

Оценки удовлетворенности получаемого образования респондентов более сдержанны. Тем не менее, большинство опрошенных (69,4%) в целом довольны.

Мы зафиксировали слабую связь между программой обучения и уровнем удовлетворенности получаемым образованием. Бакалавры высказывают большую удовлетворенность (коэффициент корреляции — 0,283). Однако мы не стали бы однозначно утверждать, что качество и уровень образования по программе бакалавриата выше. Студенты, обучающиеся по программе бакалавриата, — это в основном младшие курсы, которые менее критично оценивают программу обучения из-за своей некомпетентности.

Применительно к качеству образования в целом респонденты оценили его на 6 баллов, причем оценка также не зависит от форм и программ обучения опрошенных.

Что же респонденты подразумевают под термином «хорошее образование»?

118

Владение практическими навыками для работы по специальности 21,5

Отличные знания по профессии 18,3

Расширение кругозора и развитие эрудиции 14,1

Возможность получения востребованной специальности 13,8

Возможность реализовать творческий потенциал 13,5

Этикет, хорошие манеры 4,8

Отличные знания иностранного языка 4,5

Престижное образование 3,9

Иметь диплом с отличием 2,9

Получения подготовки в области компьютерных технологий 2,6

Судя по таблице 5, студенты независимо от формы обучения и программы при получении высшего образования ориентируются преимущественно на использование навыков в практической деятельности, при трудоустройстве. Статистически значимой разницы в интерпретировании обозначенного понятия у бакалавров и специалистов не зафиксировано.

Весьма показательно желание опрошенных получить второе высшее образование. Такое желание выразило абсолютное большинство — 73,9%. Это дополнительно свидетельствует о том, что, во-первых, удовлетворенность получаемым образованием не очень высока, а во-вторых, студенты не ориентированы на трудоустройство по специальности.

Только 58 % студентов хотят работать по специальности (рис. 3). Получается, что данные о низком проценте работающих по специальности студентов связаны даже не столько с проблемами трудоустройства, сколько с низкой мотивацией трудоустройства по специальности. Вместе с тем в ходе исследования выявлена статистически значимая слабая корреляционная зависимость стремления работать по специальности и программы обучения. Бакалавры в большей степени ориентированы на работу по специальности (коэффициент корреляции — 0,312).

■ да

■ скорее да скорее нет

■ нет

Рисунок 3 - Желание работать по специальности

Опрошенные в среднем рассчитывают получать около 58 тыс. руб. в месяц. Этот показатель соответствует приоритетным ценностям высокого материального положения студентов.

При выборе работы студенты руководствуются следующими критериями (табл. 6).

119

Критерии Ранг важности

Интересная работа 1

Высокая зарплата 2

Возможность карьеры 3

Взаимоотношение в коллективе 4

Престиж организации 5

Социальный пакет 6

Сложная и ответственная работа 7

Соответствие специальности 8

Близость к дому 9

Простая и легкая работа 10

Общий рейтинг критериев не зависит от формы и программы обучения. Вместе с тем, обнаружена связь программы обучения и значения таких критериев, как близость от дома и соответствие специальности. Специалистам чуть более важен критерий близости работы от дома, чем бакалаврам (коэффициент корреляции — 0,270), бакалавры больше специалистов ценят соответствие работы специальности (коэффициент корреляции — 0,232). Скорее всего, это связано с тем, что среди студентов, обучающихся по программе специалитета, работающих больше, чем среди бакалавров. Работающий человек начинает больше обращать внимание на комфортные условия работы, в том числе на близость работы от дома.

Большинство студентов знают о реформах в сфере образования. При этом только 22% опрошенных независимо от пола, возраста, формы обучения и специальности склонны оценивать их как положительные.

85,6% респондентов осведомлены о Болонском процессе, 40% положительно относятся к переходу на двухступенчатую систему высшего образования.

И тут проявляется, пожалуй, самая значимая разница между студентами, обучающимися по программе бакалавриата и специалитета: бакалавры в большей степени положительно оценивают переход к двухступенчатой системе (коэффициент корреляции —

0,481). Еще теснее связь с возрастом респондента (коэффициент корреляции — 0,671): чем старше студент, тем чаще он оценивает переход на двухступенчатую систему негативно.

Большинство респондентов отмечают практическую значимость высшего образования, считая, что диплом в целом будет способствовать трудоустройству. Вместе с тем обнаружена слабая корреляционная зависимость между ролью диплома в дальнейшем трудоустройстве и программой обучения. Обучающиеся по программе специалитета более скептично оценивают роль диплома в дальнейшем трудоустройстве (коэффициент корреляции — 0,343). В то же время специалисты в качестве мотива получения высшего образования больше склонны придавать значение диплому. Можно предположить, что диплом о высшем образовании специалистами рассматривается как формальный критерий стартовых возможностей для получения работы, но совершенно не обязательно связанной с получаемой профессией.

Немногим больше половины студентов рассматривают возможность выезда за границу. Между тем, одна из задач реформирования образования заключается в

120

повышении мобильности выпускников. В связи с этим важна оценка перспектив трудоустройства за рубежом отечественных студентов (рис. 4).

■ да

■ скорее да

■ скорее нет

■ нет

Рисунок 4 - Возможность трудоустройства бакалавра за границей

Обнаружена слабая корреляционная зависимость (коэффициент корреляции — 0,228)

— бакалавры чуть с большим оптимизмом оценивают эти перспективы.

Наконец, подавляющее большинство респондентов отрицательно относятся к идее полного перехода на платное образование (рис. 5).

Чтобы рассмотреть переменные, влияющие на отношение учащихся к переходу на двухступенчатую систему образования, прибегнем к процедуре дискриминантного анализа.

Всех учащихся по степени их отношения к переходу на систему «бакалавриат-магистратура» условно можно разделить на тех, кто поддерживают этот шаг, и на тех, кто против. Мы взяли в качестве группирующей переменной именно этот параметр, так как мнение относительно перспектив или отношение к реформам — менее надежные индикаторы. Переход же на двухступенчатую систему может быть оценен студентами более объективно в силу того, что это уже свершившийся факт и учащиеся имеют опыт обучения в рамках новой системы.

В качестве дискриминационных переменных на основе предварительного анализа связей, обнаруженных выше, были выбраны следующие переменные:

■ да

■ нет

Рисунок 5 - Стоит ли делать высшее образование платным?

программа получения образования (специалитет или бакалавриат); удовлетворенность получаемым образованием; желание работать по специальности;

— оценка роли диплома в трудоустройстве;

— оценка перспектив трудоустройства с отечественным дипломом бакалавра за границей;

— материальное положение;

— возраст респондента.

Таблица 7 Значение теста на равенство средних в дискриминантных группах

Вопросы анкеты Л Уилкса Р ст. св1 ст. св2 Знч.

Укажите, по какой программе Вы получаете образование? ,745 36,541 1 107 ,000

Довольны ли Вы получаемым образованием? ,951 5,533 1 107 ,020

Хотите ли Вы работать по специальности ,985 1,668 1 107 ,199

Поможет ли Вам полученный диплом в трудоустройстве? ,974 2,830 1 107 ,095

Сможет ли человек, окончивший бакалавриат в России, устроиться на работу за границей? ,995 ,525 1 107 ,470

Оцените Ваше материальное положение 1,000 ,010 1 107 ,922

Ваш возраст ,778 30,512 1 107 ,000

Судя по значениям теста (табл. 7), существуют три статистически значимые дискриминационные переменные: программа, по которой студенты обучаются,

удовлетворенность получаемым образованием и возраст. Оценивая значения

дискриминирующей функции, получим следующие данные.

Таблица 8 Собственные значения функции дискриминантной модели

Функция Собственное значение % объясненной дисперсии Кумулятивный % Каноническая корреляция

1 ,424 100,0 100,0 ,545

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из таблицы 8, коэффициент корреляции между значениями дискриминантной функции и реальной принадлежностью достаточно высокий (0,545), что говорит о применимости полученной модели.

Значимость различий внутри групп также статистически значима (см. табл. 9).

Таблица 9 Тест значимости групповых различий

Проверка функции(й) ЛУилкса X2 ст. св. Знч.

1 ,702 37,963 3 ,000

Для построения дискриминантной модели в результате анализа были получены следующие коэффициенты (табл. 10).

Вопросы анкеты Функция

1

Укажите, по какой программе Вы получаете образование? 1,490

Довольны ли вы получаемым образованием? -,225

Ваш возраст -,309

(Константа) 4,617

Дискриминантная модель будет иметь вид: d = 4,617 + 1,49x1 - 0,225x2 - 0,309x3. Ниже, в рисунках 6 и 7, приводятся графики распределения значений полученной дискриминантной функции.

Рисунок 6 - Распределение значений канонической дискриминантной функции для группы «студенты, положительно оценивающие переход на двухступенчатую систему

образования»

Рисунок 7 - Распределение значений канонической дискриминантной функции для группы «студенты, отрицательно оценивающие переход на двухступенчатую систему

образования»

Представленная модель может быть использована как прогнозирование отношений к реформированию на основании таких характеристик, как программа обучения, удовлетворенность получаемым образованием и возраст студентов. Например, для студента, обучающегося по программе бакалавриата в возрасте 19 лет, скорее довольного получаемым образованием, значение дискриминантной функции составит 1,276. Он, скорее всего, положительно отнесется к реформированию высшего образования, связанного с дальнейшей разработкой двухступенчатого образования.

Подведем итоги.

a) Основные направления модернизации российского образования связаны с попыткой унификации с европейскими стандартами для повышения мобильности выпускников. Наиболее яркой формой модернизации системы высшего образование является переход на двухступенчатую систему.

b) Подавляющее большинство работодателей (82%) воспринимают бакалавриат как незаконченное высшее образование, около 54% оценивают перспективы трудоустройства бакалавров как сомнительные.

ф В профессорско-преподавательской среде нет однозначной оценки реформам. Условно можно выделить два лагеря — сторонников и противников реформ, при том, что сам факт необходимости реформирования никем не отрицается. Основное противоречие заключается в оценке методов реформирования. Большинство сторонников реформ — молодые преподаватели, имеющие опыт работы в системе бакалавриата, противники — преподаватели со стажем.

d) В среде студентов довольно четко фиксируется оценка политики модернизации в зависимости от принадлежности к программе обучения. Основными проводниками реформирования, склонными положительно оценивать перспективы, являются бакалавры. Основными дискриминационными признаками являются программа, по которой студенты обучаются, удовлетворенность получаемым образованием и возраст.

Сами реформы российского образования в перспективе могут получить одобрение прежде всего со стороны студентов, получающих образование по программе бакалавриата. Основные положительные тенденции — склонность в большей степени ориентироваться на трудоустройство по специальности, получение интересной работы, положительная оценка перспектив трудоустройства. Это создает предпосылки выправления перекоса, наметившегося между получением образования по одной специальности и фактической занятостью, никак с образованием не связанным. Вместе с тем необходима разработка комплекса мер, направленных на развитие и закрепление полученной тенденции. Основные угрозы одобрения реформирования — невысокая оценка качества образования, принципиально настороженно-негативное отношение к реформированию, неодобрение со стороны работодателей. Политика развития реформирования должна опираться именно на новый, молодой слой, который во многом сможет стать стабилизирующим фактором модернизации отечественного образования.

Литература

1. Бакалавр на рынке труда: экспертная оценка «О&К» / подгот. М. Филь // Zarplata.Ru : [веб-сайт]. 2005. 13 июля. URL: http://www.zarplata.ru/a-id-7512.html.

2. Горшков М. К. Ценностные ориентации, нравственные установки и гражданская активность молодежи / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги // ВЦИОМ : [веб-сайт]. 2010. URL: http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/95/2_2010_Gorshkov_Sheregi.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.