Научная статья на тему 'Предпринимательские сети и социальный капитал в российских бизнес-организациях (на примере эмпирических исследований фирм малого и среднего бизнеса в Уральском федеральном округе) [1]'

Предпринимательские сети и социальный капитал в российских бизнес-организациях (на примере эмпирических исследований фирм малого и среднего бизнеса в Уральском федеральном округе) [1] Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СЕТИ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕПЯТСТВИЯ БИЗНЕСУ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА / КОРРУПЦИЯ / БИЗНЕСПАРТНЕРСТВО / SOCIAL CAPITAL / BUSINESS NETWORKS / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / ECONOMIC BARRIERS / BUSINESS EFFICIENCY / CORRUPTION / BUSINESS PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыденко Владимир Александрович, Тарасова Анна Николаевна, Зыков Владимир Владиславович

В статье произведена попытка верификации актуальных проблем предпринимательских сетей на основе концепции социального капитала. В качестве ключевых параметров предпринимательской сети изучались такие ее компоненты, как характеристики бизнеса, характеристики препятствий бизнесу, способы преодоления препятствий бизнесу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Давыденко Владимир Александрович, Тарасова Анна Николаевна, Зыков Владимир Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTERPRISE NETWORKS AND SOCIAL CAPITAL IN THE RUSSIAN BUSINESS ORGANIZATIONS: CASE STUDY OF THE SMALL AND MEDIUM BUSINESS COMPANIES IN THE URAL FEDERAL DISTRICT [1]1

The article verifies urgent issues of business networks basing on the conception of social capital. As key characteristics of the enterprise network the authors study such components as description of business, description of economic barriers, ways of overcoming the economic harassments.

Текст научной работы на тему «Предпринимательские сети и социальный капитал в российских бизнес-организациях (на примере эмпирических исследований фирм малого и среднего бизнеса в Уральском федеральном округе) [1]»

УДК 334 : 316.3/.4 (470.5)

Давыденко Владимир Александрович

доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента, маркетинга и логистики Тюменского государственного университета [email protected]

Тарасова Анна Николаевна

кандидат социологических наук,

доцент кафедры менеджмента,

маркетинга и логистики

Тюменского государственного университета

[email protected]

Зыков Владимир Владиславович

кандидат экономических наук,

доцент кафедры современных

банковских технологий

Тюменского государственного университета

[email protected]

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СЕТИ И СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ В РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФИРМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ) [1]

Аннотация:

В статье произведена попытка верификации актуальных проблем предпринимательских сетей на основе концепции социального капитала. В качестве ключевых параметров предпринимательской сети изучались такие ее компоненты, как характеристики бизнеса, характеристики препятствий бизнесу, способы преодоления препятствий бизнесу.

Ключевые слова:

социальный капитал, предпринимательские сети, малый и средний бизнес, препятствия бизнесу, эффективность бизнеса, коррупция, бизнеспарт-нерство.

Davydenko Vladimir Alexandrovich

D.Phil. in Social Science, Professor, Head of the Management, Marketing and Logistics Subdepartment, Tyumen State University [email protected]

Tarasova Anna Nikolaevna

PhD in Social Science, Assistant Professor of the Management, Marketing and Logistics Subdepartment, Tyumen State University [email protected]

Zykov Vladimir Vladislavovich

PhD in Economics, Assistant Professor of the Modern Banking Technologies Subdepartment, Tyumen State University [email protected]

ENTERPRISE NETWORKS AND SOCIAL CAPITAL IN THE RUSSIAN BUSINESS ORGANIZATIONS: CASE STUDY OF THE SMALL AND MEDIUM BUSINESS COMPANIES IN THE URAL FEDERAL DISTRICT [1]

Summary:

The article verifies urgent issues of business networks basing on the conception of social capital. As key characteristics of the enterprise network the authors study such components as description of business, description of economic barriers, ways of overcoming the economic harassments.

Keywords:

social capital, business networks, small and medium business, economic barriers, business efficiency, corruption, business partnership.

В современной научной литературе накоплен достаточно большой теоретический и эмпирический материал, свидетельствующий о полезности концепции социального капитала для бизнеса и для его социальных сетей [2-6]. Наиболее интересна концепция социального капитала Ф. Фукуяме, который рассмотрел социальный капитал как фактор, способствующий росту благосостояния и конкурентоспособности страны (нации) и связал понятие социального капитала с социальными нормами и радиусом доверия. Ф. Фукуяма доказал, что эффективность экономики страны зависит от присущего тому или иному обществу «радиуса доверия»: если он невелик (то есть ограничен в основном родственными и дружескими связями), то экономические отношения в стране не столь эффективны, как могли бы быть [7, с. 179-181].

Применяя концепцию социального капитала «по Фукуяме» по отношению к предпринимательским сетям в России, было акцентировано внимание на следующих его качественных признаках, которые представляют собой в совокупности гипотезы нашего исследования: 1) радиу-

сы доверия сужаются, а их цена возрастает; 2) имеют значение аморальные практики в рамках парадигмы «аморальной семейственности», «двойных стандартов», «двойной морали», социальных норм «своих и чужих» («друзей и врагов»), различий инсайдера / аутсайдера («входов и выходов») в пределах данных сетевых солидарностей и сетевой кооперации; 3) как следствие, социальный капитал такого качества трансформируется в денежный капитал в форме коррупции; 4) циркуляция финансового капитала в этих социальных сетях обеспечивает их устойчивость и развитие по схеме положительной обратной связи: чем больше социальный капитал в контексте парадигмы аморальной семейственности «своих и чужих», тем больше коррупция, тем успешнее бизнес; 5) выживают те малые и средние фирмы, которые встроены в коррупционные сетевые схемы с использованием административного ресурса, верен и обратный тезис: неуспешные малые и средние предприятия не встроены в коррупционные сетевые схемы с использованием административного ресурса.

Эмпирическая верификация гипотез осуществлялась на основе результатов социологического исследования по изучению проблемы укорененности и функционирования корпоративных сетей, проведенного совместно с «ВЦИОМ-Урал». Методом интервью по представительной территориальной выборке опрошено 1 003 респондента в Уральском федеральном округе, из них: владельцы бизнеса - 14 %, руководители бизнеса - 22 %, руководители структурных подразделений бизнес - 24 %, менеджеры среднего звена - 40 %.

Общие выводы, полученные по результатам прикладного исследования предпринимателей Уральского федерального округа можно свести к следующему:

1. Подтвердилась гипотеза, что в качестве измерителя устойчивости сети может быть использован признак стаж работы на рынке. Однако при этом выявилась «проблема счета»: в том, что малые и средние предприятия (МСП) обладают высокой «онтологической волатильностью», то есть довольно часто появляются (регистрируются) и довольно часто умирают. Тем не менее выявлено по МСП: 5 % фирм - на рынке оказалось более 20-ти лет; 20 % фирм -на рынке от 13-ти до 20-ти лет; 60 % фирм - на рынке от 1-го до 12-ти лет; 15 % фирм - менее одного года. В среднем срок работы на рынке предприятия составил 10,6 лет - при стандартном отклонении 12,5 лет. При этом наиболее часто встречающийся ответ (мода) составил 5 лет, а медиана 7 лет (то есть половина предприятий работает менее 7 лет); доля остальных незначительна (менее 5 % суммарно).

Распределение фирм по стажу / опыту работы на рынке дает веские основания заключить, что, не смотря на политические декларации о том, что функционирование сетей малого и среднего бизнеса в целом «не устойчиво» - на самом деле это не совсем так, что говорят эмпирические данные.

2. Успешность бизнеса связана сегодня в первую очередь с размером фирмы (по тесту ANOVA - F статистика=25,7, где F-критерий - величина, характеризующая соотношение дисперсий двух распределений, значение F-критерия больше 10 указывает на существенное превышение межгрупповой дисперсии над внутригрупповой), значимо зависит от сферы деятельности и умеренно связана с регионом регистрации. В то же время успешность бизнеса в УРФО довольно слабо связана с уровнем конкуренции на рынке. А именно: успешность бизнеса в предпринимательской среде в первую очередь определяется доступностью кредитных ресурсов, но не уровнем конкуренции на рынке, что говорит о не очень сильной развитости рыночных отношений. Самые конкурентные рынки в УРФО - торговля (в том числе ритейл); транспорт и связь; образовательные услуги.

3. Корреляционный анализ показал, что среди различных сторон бизнеса прямо связаны сильной корреляционной зависимостью: доступность деловой информации ( г=0,709 при ошибке менее 0,0001); конкурентоспособность и успешность бизнеса ( г=0,655); доступность ресурсов связи и коммуникации (г=0,565), что составляют также основные характеристики социального капитала.

4. Было выявлено, что качество предпринимательской среды в Уральском Федеральном округе достаточно высоко по признаку доступности услуг в смежных отраслях: 57 % предпринимателей малого и среднего бизнеса считают, что такие услуги найти «достаточно легко», 33 % -что такие услуги найти «всегда можно при затрате минимума усилий» - итого 90 %. Это означает, что реальный бизнес довольно легко ориентируется в своем предпринимательском пространстве, и если, допустим, снять различные препятствия и препоны, то он сумеет достаточно быстро и легко развернуться практически в любой отрасли народного хозяйства.

5. Были определены угрозы бизнесу и способы их преодоления. Иерархия угроз выглядит таким образом: значительно выросла конкуренция - 40 %; сложно найти работников необходимой квалификации - 35 %; сложно найти необходимые для бизнеса финансовые ресурсы -32 %; стала напряженной ситуация на рынке труда - 24 %; подводили поставщики (смежники) -

22 %; оплата от потребителей не вовремя (совсем не поступала) - 16 %; низкий уровень спроса на нашу продукцию - 15 %; административное давление - 13 %; сложно найти квалифицированный управленческий персонал - 9 %; возникали задолженности перед смежниками - 4 %; трудно найти необходимую недвижимость - 3 %; возникали задолженности перед банками -3 %; участились случаи рейдерских захватов - 1 %; противоправные действия правоохранительных органов - менее 1 %.

6. Иерархия угроз с точки зрения возможного финансового ущерба: нестабильность внешней среды - 61 % (основная угроза); неэффективность государственного регулирования -39 %; административные препятствия - 20 %; квалификация персонала - 15 %; захват бизнеса конкурентами - 12 %; узкий (недостаточно развитый) рынок - 10 %; индивидуальный подход чиновников - 7 %; обременительность механизма взяток - 7 %; захват бизнеса представителями власти - 6 %; выплаты криминалу - 1 %.

7. Каким образом предприниматели предпочитают преодолевать препятствия? Этот рейтинг имеет следующий вид: сильное партнерство - 59 % (этот факт отражает значимость социального капитала и сплоченности в предпринимательских сетях); наглядная агитация - 22 %; «свои люди» во власти - 18,4 %; объединения (слияния и поглощения) - 17,7 %; блат - 12 %; коррупция - 7 %; жалобы - 5 % (наиболее легитимные способы преодоления препятствий жалобы считают эффективными 5 % опрошенных; то есть жаловаться мало кто может себе позволить, поскольку это бессмысленно).

8. Для теории и практики социального капитала очень важный момент в том, а что же означает признак «сильное партнерство», который как один из приоритетных способов преодоления препятствий занимает первое место в соответствующей иерархии (его считают самым эффективным способом 59 % опрошенных), что отражает факт сплоченности в предпринимательских сетях. На что влияет «сильное партнерство»? Сильное партнерство помогает преодолевать в первую очередь рыночный риск (Спирмен pro = 0,154**) и риск ошибок и просчетов при разработке проектов (Спирмен pro = 0,152**), помогает неформально договариваться с конкурентами о правилах работы на рынке (Спирмена pro = 0,123**). Остальные способы относят к «неформально-теневым», подразумевающим ту или иную степень от законных, прямых способов сопротивления. Это: «свои люди во власти», «блат» и «коррупция», занимающие третье, пятое и шестое место в рейтинге.

9. Наиболее опасными для предпринимателей оказываются рыночный риск, социальнополитические и институциональные изменения, риск ошибок и просчетов при разработке проектов - что называется «нестабильностью внешней среды» для бизнеса, вызываемая в основном властным (власть - собственность) ресурсом.

10. Было выявлено, что социально-политические и институциональные изменения максимально значимо (с ошибкой менее 0,001) связаны с выплатами криминалу (Спирмен pro=192**) и оценками успешности бизнеса (Спирмен pro = 0,127**), а преодолевать эти препятствия предпочтительно с помощью «своих людей во власти» (Спирмен pro = 0,156**). Нестабильность внешней среды для бизнеса преодолевается этими тремя способами.

11. При оценке наиболее эффективных способов преодоления препятствий проведен факторный анализ, с помощью которого возможные пути решения проблем свелись к трем основным. По величине факторных нагрузок переменные «коррупция» (0,557), «свои люди во власти» (0,672) и «блат» (0,688) отнесены к одному фактору, условно названному «коррупционные связи». Переменная «сильное партнерство» с факторной нагрузкой 0,769 относится фактору, названному «партнерские связи». И все остальные переменные отнесены к третьему фактору (жалобы - 0,694, наглядная агитация - 0,569, слияния и поглощения - 0,416), понимаемый авторами статьи как «социальный капитал институциональной среды». Выявленные факторы (коррупция, партнерские связи и социальный капитал институциональной среды) говорят об использовании персонализированных элементов социального капитала, которые, будучи общим ресурсом определенного хозяйствующего субъекта, фиксируются в виде долгосрочной (сильной) социальной связи с бюрократами, чиновниками, должностными лицами, конкурентами, клиентами и различными партнерами по бизнесу.

12. Основываясь на выявленных стратегиях для использования социального капитала и социальных сетей, на основе признака «как действовать, чтобы преодолевать препятствия в бизнесе», была проведена кластеризация респондентов, в результате которой образовалось четыре группы предпринимателей.

В первую группу вошли те, кто используют примерно в равной мере и коррупционные и партнерские связи - таковых оказалось 8 % от всех предпринимателей / собственников малых и средних фирм, участвующих в нашем опросе. Можно предположить, что они пытаются использовать и «чистое партнерство» и коррумпированные связи в зависимости от ситуации и обстоя-

тельств. Во вторую группу вошли те, кто используют преимущественно коррупционные связи -таковых оказалось 17 % от нашей выборки. Можно предположить, что они стремятся решить свои проблемы, в основном, посредством коррумпированных связей и коррумпированного партнерства. В третью группу вошли те, кто вообще «не используют» какие-либо связи таковых оказалось 32 % от нашей выборки. Можно предположить, что они сосредоточены только на институциональном уровне социального капитала, без использования каких-либо своих собственных социальных сетей. В четвертую группу вошли те, кто используют преимущественно партнерские связи - таковых оказалось 43 % от нашей выборки. Можно предположить, что они просто всегда ориентированы исключительно на партнерские отношения, действуют в бизнесе «без помощи коррупции».

Эти цифровые выводы кажутся достаточно парадоксальными, если учитывать факт массового идеологического помешательства на всесильности и тотальности современной российской коррупции. Они требуют, конечно, своего сильного переосмысления, повторных опросов и сравнения с данными, полученными другими социологическими службами по схожей (еще лучше аналогичной) методике интервью.

13. Важным моментом исследования стало рассмотрение вопроса, каким образом использование или не использование тех или иных связей отражается на успешности бизнесе предпринимателя. В ходе обследования малых и средних фирм предпринимателям был задан вопрос о том, как они оценивают разные аспекты бизнеса: бизнес-успех, конкурентоспособность, доступ к кредитным ресурсам, информации и т.п. Для проверки значимости различий этих параметров в кластерных группах использован непараметрический тест Крускала и Уоллиса для нескольких независимых примеров. Выяснилось, что по ряду параметров в оценках бизнеса статистически значимых отличий между кластерными группами не наблюдается ^д. > 0,05). А значит, использование связей не дает особых преимуществ в повышении конкурентоспособности фирмы, ее возможностей получения деловой, политической информации. Это - еще один довольно парадоксальный вывод из нашего эмпирического исследования.

14. Вместе с тем отмечены статистически значимые отличия между кластерными группами в оценках таких аспектов как: успешность бизнеса ^д. = 0,001), простота поиска услуг в смежных для бизнеса отраслях ^д. = 0,005 > 0,001, но <0,01) и доступность кредитных ресурсов ^д. = 0,039 > 0,01, но <0,05). Именно эти три параметра, являясь по сути основными для развития бизнеса, сильнее всего определяются характером используемых предпринимателем социальных связей. При этом успешность бизнеса и легкость поиска услуг в смежных отраслях значительно выше при использовании партнерских связей. Как это не покажется странным, однако в этом случае использование коррупционных связей не дает особых преимуществ для успешного бизнеса. Лишь при оценке доступности кредитных ресурсов, те из предпринимателей, которые задействуют весь арсенал имеющихся связей (и коррупционные и партнерские) несколько выше оценивают свои возможности.

Таким образом, несомненно, использование социальных связей дает определенные преимущества предпринимателю, прежде всего, расширяя его возможности доступа к ресурсам. Но успешность бизнеса связана скорее с включением его в партнерские сетевые структуры, чем в коррупционные, основанные на личных знакомствах владельца бизнеса (именно собственники в 1,5 раза чаще демонстрируют ориентацию на коррупционные схемы, чем наемные руководители). При этом 47 % тех, кто для преодоления препятствий в бизнесе использует преимущественно коррупционные связи, отмечают, что средний объем взятки или «очень велик» или «средний, но весьма обременительный для бизнеса». Этот факт свидетельствует о том, что в ряде случаев предприниматели втягиваются в коррупционные схемы не по своей инициативе. Дача взятки, поиск «своих людей» используется малым и средним бизнесом не столько для развития и повышения своей успешности (например, получение доступа к ресурсам, эксклюзивной информации, выход на новые рынки и т.п. более характерны для крупного предпринимательства), сколько для преодоления возникающих административных барьеров. В данном случае мы должны сделать вывод о том, что относительно низкий уровень социального капитала как общественного блага сильно ограничивает возможности использования институциональной среды для решения бизнес-проблем. Так, явно не доверяя ни правоохранительным органам, ни судам, предприниматель, сталкиваясь с вымогательством контролирующих органов, предпочитает дать взятку нужному человеку, а не обратится с жалобой в соответствующие органы.

Итак, можно сделать общий вывод о том, что использование предпринимателями персонифицированного социального капитала повышает его успешность на рынке, и особенно это касается развития сильного партнерства между собственниками, руководителями и представителями малых и средних фирмам. Включенность в коррупционные схемы для малого и среднего бизнеса не дает ярко выраженных преимуществ, но при этом замещает неразвитость инсти-

туциональной среды. Наконец, довольно низкое общее социальное доверие в российском обществе, неразвитость социальных норм и ценностей рыночного взаимодействия, то есть социальный капитал как частный ресурс межличностных связей компенсирует нехватку социального капитала как общественного блага.

Успешность бизнеса и легкость поиска услуг в смежных отраслях значительно выше при использовании партнерских связей. Как ни будет выглядеть это парадоксальным, но использование коррупционных связей не дает особых преимуществ для успешного бизнеса в нашем случае, в Уральском Федеральном округе. Лишь при оценке доступности кредитных ресурсов те предприниматели, которые задействуют весь арсенал имеющихся связей (и коррупционные и партнерские) свои возможности оценивают выше.

Ссылки и примечания:

1. Работа выполнена при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., ГК 14.740.11.1377.

2. Бурдьё П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Том 3. № 5. С. 60-74.

3. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 122-139.

4. Brunie A. Meaningful distinctions within a concept: Relational, collective and generalized social capital // Social science research. Amsterdam, 2009. Vol. 38. № 2. P. 251-265.

5. Норт Д., Уоллис Д., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества / пер. с англ. Д. Узланера, М. Маркова, Д. Раскова, А. Расковой. М., 2011.

6. Gambetta D. The Sicilian Mafia. The Business of Private Protection / Harvard University Press. Cambr. (Mass.); L., 1993.

7. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / пер. с англ. М., 2006.

References (transliterated) and notes:

1. The paper was performed with financial support from the federal special-purpose program “Scientific, academic and teaching personnel of innovative Russia” for 2009-2013, government contract № 14.740.11.1377.

2. Burd'e P. Formy kapitala // Ekonomicheskaya sotsiologiya. 2002. Vol. 3. № 5. P. 60-74.

3. Koulman J. Kapital sotsial'niy i chelovecheskiy // Obshchestvenne nauki i sovremennost'. 2001. № 3. P. 122-139.

4. Brunie A. Meaningful distinctions within a concept: Relational, collective and generalized social capital // Social science research. Amsterdam, 2009. Vol. 38. № 2. P. 251-265.

5. Nort D., Uollis D., Vayngast B. Nasilie i sotsial'ne poryadki. Kontseptual'ne ramki dlya interpretatsii pis'mennoy istorii che-lovechestva / transl. from Engl. by D. Uzlaner, M. Markov, D. Raskov, A. Raskova. M., 2011.

6. Gambetta D. The Sicilian Mafia. The Business of Private Protection / Harvard University Press. Cambr. (Mass.); L., 1993.

7. Fukuyama F. Doverie: sotsial'ne dobrodeteli i put' k protsvetaniyu / transl. from Engl. M., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.