Научная статья на тему 'Оценка институциональной среды предпринимательства в России'

Оценка институциональной среды предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3168
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вовченко Наталья Геннадьевна, Епифанова Татьяна Владимировна

В данной статье исследована роль институциональной среды предпринимательства в экономической системе общества, установлены характерные особенности, присущие предприятиям малого и среднего бизнеса в рамках формирования институциональной среды предпринимательства. Обоснована роль и значение государственного регулирования предпринимательской деятельности, дана оценка региональной институциональной среды предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вовченко Наталья Геннадьевна, Епифанова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the institutional environment of business in Russia

The article deals with the role of the business institutional environment in the economic system of the society. The authors describe the typical features of the small and medium business enterprises under the conditions of the developing institutional environment of business. The role and relevance of the state regulation of the business activities are substantiated, and the regional business’s institutional environment is assessed.

Текст научной работы на тему «Оценка институциональной среды предпринимательства в России»

УДК 330.3 Вовченко Наталья Геннадьевна

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) dom-hors@mail.ru

Епифанова Татьяна Владимировна

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) dom-hors@mail.ru

ОЦЕНКА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Vovchenko Natalya Gennadyevna

D.Phil. in Economics, Professor of the Finances Department, Rostov State Economic University dom-hors@mail.ru

Epifanova Tatiana Vladimirovna

PhD in Law, Assistant Professor of the Civil Law Department, Rostov State Economic University dom-hors@mail.ru

ASSESSMENT OF THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF BUSINESS IN RUSSIA

Аннотация:

В данной статье исследована роль институциональной среды предпринимательства в экономической системе общества, установлены характерные особенности, присущие предприятиям малого и среднего бизнеса в рамках формирования институциональной среды предпринимательства. Обоснована роль и значение государственного регулирования предпринимательской деятельности, дана оценка региональной институциональной среды предпринимательства.

Ключевые слова:

малый и средний бизнес, институциональная среда, предпринимательство.

Summary:

The article deals with the role of the business institutional environment in the economic system of the society. The authors describe the typical features of the small and medium business enterprises under the conditions of the developing institutional environment of business. The role and relevance of the state regulation of the business activities are substantiated, and the regional business’s institutional environment is assessed.

Keywords:

small and medium-sized businesses, institutional environment, entrepreneurship.

Предприятия малого и среднего бизнеса являются значимым сектором российской экономики и существенным фактором ее социальной устойчивости, способным понижать территориальную неравномерность экономического пространства, поддерживать диверсификацию экономики и ее инновационное развитие. Вследствие этого устойчивое развитие малых и средних предприятий является одной из главных приоритетных задач экономической политики России, ориентированной на модернизацию стратегических секторов экономики.

Роль малого и среднего предпринимательства можно определить при рассмотрении его как целостной экономической системы, охватывающей совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся отношений собственности и хозяйственного механизма [1].

Под институциональной средой в исследовании мы понимаем набор формальных и неформальных институтов, а также механизмы государственного регулирования предпринимательской деятельности, в том числе механизмы централизованной поддержки малого предпринимательства со стороны органов государственной власти и международного сообщества.

Первостепенное значение в оценке институциональной среды предпринимательства имеет регулятивный аспект, включающий в себя административные и экономические методы регулирования предпринимательской деятельности. Регулятивный аспект является одним из наиболее важных характеристик институциональной среды предпринимательства и включает в себя внешние процессы, которые оказывают непосредственное влияние на устойчивое развитие предприятий малого и среднего бизнеса.

Для формирования институциональной среды предпринимательства важно законодательное регулирование. С этой точки зрения актуален легитимный аспект, определяющий правовое поле функционирования малого и среднего предпринимательства. Высшей юридической силой на территории Российской Федерации обладает Конституция [2], которая предоставляет каждому гражданину право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [3]. Таким образом, свободное осуществление предпринимательской деятельности является элементом конституционного принципа экономической свободы. Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, не должно противоречить конституционным нормам. В состав законодательства входят федеральные законы и подзаконные акты (Указы Президента, Постановления Правительства, акты министерств и ведомств).

Рисунок 1 - Институциональная структура малого и среднего предпринимательства

в Российской Федерации

Регулятивный аспео:

Административные методы Экономические методы

Г с ^'/дарственный контроль (надзор}; Денежно-кредитная и бюджетная

Государственная регистрация политика;

1. лредлри нимателей; Прогнозирование и

X Налогообложение; программирование социально-

6 ■1 Лицензирование отдельных видев экономического развития;

0 1 предпринимательской деятельности Государственная поддержка малого

л г Контроль за монополистическими и среднего бизнеса;

в рынками; Внешнеэкономическая политика;

р к Установление минимального уровня Таможенное регулирование;

§: доходов, минимального уровня Государственный (муниципальный)

ш социальных выплат; заказ;

0 ї Установление тарифов. Государственная поддержка

ї инвестиционной деятельности и

с защита инвесторов;

Делегирование полномочий

Ї X I саморегулируемым организациям.

О. Е

Ї Легитимный аспект:

□. Е Конституция РФ

"5" Кодексы: ГК РФ, Налоговый кодекс. ГПК, АПК, КоАП, УК.

Е Градостроительный кодекс, Земельный кодекс, Таможенный кодекс

Ш си О. Таможенного союза, Трудовой кодекс, Лесной кодекс, Бездушный кодекс.

Кодекс внутреннего водного транспорта, Кодекс торгового мореплавания.

Е ■ ФЗ: вО разви“ии малого и среднего предпринимательства в России ■; *06

3 / особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в

и Р* государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной

н X ■собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства,, и о внесении изменений в отдельные

I законодательные акты РФш и другие.

£ Указы президента:; *ОВ организационных мерах по развитию малого и

л среднего бизнеса в РФ*; «О неотложных мерах по ликвидации

административных сгран^ений при осуществлении предпринимательской

5 деятельности» и другие.

і Постановления правительства: «О распределении и предоставлении

о. о субсидий из федерального бюджета бюджетам РФ на государственную

в поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские

{фермерские) хозяйства» и другие.

Приказы министерств и ведомств

- . Когнитивный аспект: наличие квалификации и знаний для ведения

бизнеса и их доступность

Организационные стру1гтуры, осуществляющие регулирование и контроль за предпринимательской деятельностью:

Министерство экономического развития, органы законодательной и исполнительней власти, налсгсвая служба, Федеральная антимоноп ольная служба; Роспотребнадзор, таможенные органы; лицензирующие органы; самэрегупируемые организации;

общественные организации.

Орга н изационны е структуры,

осуществляющие защиту прав предпринимателей;

Бизнес-омбудсмен; Общественные организации; Медиаторы;

Третейские суды;

Суд.

Субъектно-институциональный состав предпринимательской деятельности

участников

Организации, потребности

консалтинговые юридические

обеспечения, охранные агентства, реклама и другие.

Основные участники; индивидуальные предприниматели, предприятия малого и среднего бизнеса, крестьянские фермерские хозяйства.

Постоянные и стратегические партнеры: крупный бизнес (промышленные, строительные, транспортные, сервисные корпорации, научно-технические компании и другие), государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные заказчики, потребители.

Финансовые институты: коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные компании, лизинговые компании, негосударственные пенсионные фонды, посредники! на фондовом рынке.

удовлетворяющие локальные

малых и средних предприятий:

компании, аудиторские фирмы, агентства, разработчики! программного

Корпоративные объединения малых и средних предприятий:

- региональная интеграция (ассоциации и союзы конкретного региюнв или регионов);

- принадлежность предпринимателей к определенней социальной фуппе (молодежные союзы, ассоциации ве-ерзнсв, женщин и т.п.);

- отраслевая интеграция «Ассоциация международных перевозчиков, строительных фирм.

Инструменты институциональной поддержки малого н среднего предпринимательства: Ми -я-гранты; Гранты: Кредиты на

Л>Г0ТНЫ9€

условиях; Партнерские »;догевые) субсидии Бизнес-инкубаторы текнопарии; Льготы для предпринимателей ; Оказание псддерас*и силами частного сектора: Консультаций ннае услуги, в том числе от опытных бизнесменов

и

Неформальные институты: Обычаи делового оборота, общественные ценности, стереотипы поведения, рейдерство, коррупции, атношение к предпринимательству в обществе.

Для адекватной институциональной среды предпринимательства действенное значение имеет когнитивный аспект, который характеризуется наличием квалификации и знаний для ведения бизнеса. Вероятность открытия собственного дела тем выше, чем выше потенциальный предприниматель оценивает собственные знания и навыки и чем выше у него склонность к риску [4]. На развитость культуры предпринимательства влияет множество факторов: общеэкономические условия развития региона, исторический опыт, образование.

Структура институциональной среды предпринимательской деятельности представляет собой упорядоченную совокупность институтов, в основе которых формальные правила и нормы получают развитие, система находится в постоянном движении: правила появляются, получают свое развитие, дополняются новыми и исчезают, переходят из неформальных в формальные, дополняются новыми санкциями (рисунок 1). Структура институциональной среды отражает взаимосвязи структурных элементов, центральная ролевая нагрузка отводится субъектно-институциональному составу участников.

Субъектно-институциональный состав участников предпринимательской деятельности можно классифицировать следующим образом:

- основные участники предпринимательской деятельности; постоянные и стратегические партнеры основных участников предпринимательской деятельности;

- финансовые институты;

- организации, удовлетворяющие локальные потребности малых и средних предприятий, корпоративные объединения малых и средних предприятий, организационные структуры, осуществляющие регулирование и контроль предпринимательской деятельности, защиту прав предпринимателей.

При всех положительных тенденциях в России степень защиты предпринимателей намного ниже уровня развития самого предпринимательства, поэтому развитие институтов защиты предпринимателей является необходимым условием формирования институциональной среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Институциональные инструменты поддержки малого и среднего бизнеса можно разделить на финансовые и нефинансовые, являющиеся взаимодополняющими и взаимоусиливающими. К финансовым инструментам институциональной поддержки относятся: мини-гранты, гранты, кредиты на льготных условиях, партнерские (долевые) субсидии (50/50 %). К нефинансовым инструментам относятся: льготы для предпринимателей, имущественная поддержка, консультационные услуги, в том числе от опытных бизнесменов, оказание поддержки силами частного сектора (предпринимателями, инвесторами).

Особое значение в оценке институциональной среды предпринимательства в России имеет региональный подход, который позволяет при распределении государственной поддержки учесть неравномерные социально-экономические условия развития регионов России. Региональную институциональную среду предпринимательства можно оценить, используя следующие показатели:

1) Показатель предпринимательской активности региона (Р^;

2) Показатель реализации финансовой поддержки в регионе ^);

3) Показатель результативности финансовой поддержки в регионе ^), где I - номер региона.

Для расчета указанных показателей использован метод рейтинговых оценок и сравнительного анализа.

Основные статистические данные, необходимые для расчета показателя предпринимательской активности региона (Р1) представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Статистические показатели деятельности малых и средних предприятий для расчета показателя предпринимательской активности региона

№ п/п Показатель и его обозначение Единицы измерения

1. Оборот малых и средних предприятий в регионе (ОМП1) Млрд руб.

2. Оборот малых и средних предприятий в России (ОМП) Млрд руб.

3. Валовой региональный продукт на душу населения (ВРПI) Руб.

5. Число малых и средних предприятий региона (ЧМСП1) Тыс.

6. Число малых и средних предприятий России (ЧМСП) Тыс.

7. Территория региона (Т1) Тыс. км2

8. Территория России(Т) Тыс. кв2

. ОМПІ Ріі = ОМП (1):

Р2І = — ВРП (2):

РЗі =чмсш ЧМСП (3):

РЗ і =- т (4):

Рі = Ріі * Р2і * РЗі * Р4І (5).

Показатель предпринимательской активности региона представляет собой общероссийскую рейтинговую оценку предпринимательской активности в регионе.

Основные статистические данные необходимые для расчета показателя реализации государственной финансовой поддержки в регионе (Н) представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Статистические показатели деятельности малых и средних предприятий для расчета показателя реализации государственной финансовой поддержки в регионе

№ п/п Показатель и его обозначение Единицы измерения

1. Региональный объем ассигнований на поддержку МСП федеральный бюджет (план) (ФБплані) Тыс. руб.

2. Региональный объем ассигнований на поддержку МСП федеральный бюджет (факт) (ФБфакті) Тыс. руб.

3. Объем ассигнований на поддержку МСП областной (краевой) бюджет (план) (ОБплані) Тыс. руб.

4. Объем ассигнований на поддержку МСП областной (краевой) бюджет (факт) (ОБфакті) Тыс. руб.

5. Объем ассигнований на поддержку МСП муниципальная программа (план) (МБплані) Тыс. руб.

6. Объем ассигнований на поддержку МСП муниципальная программа (факт) (МБфакті) Тыс. руб.

7. Объем ассигнований на поддержку МСП внешние инвестиции (план) (ВИплані) Тыс. руб.

8. Объем ассигнований на поддержку МСП внешние инвестиции (факт) (ВИфакті) Тыс. руб.

9. Число малых и средних предприятий региона (ЧМСПі) Ед.

10. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства получивших государственную поддержку в регионе (Кі) Тыс. ед.

Р 1 (6),

ФБплан£

Р21 _ ОБфакт£+МБфакт£+ВИфакт£

ОБплан£+МБплан£+ВИплан£

N1=-^— (8),

чмсп; ' "

Р1 = Р 1 i * Р2i*Ni (9).

Показатель реализации государственной финансовой поддержки в регионе ^) представляет собой общероссийскую рейтинговую оценку реализации государственной финансовой поддержки в регионах.

Основные статистические данные, необходимые для расчета показателя результативности финансовой поддержки в регионе ^) представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Основные показатели малых и средних предприятий, необходимые для расчета показателя результативности финансовой поддержки

№ п/п Показатель и его обозначение Единицы измерения

1. Оборот малых и средних предприятий в регионе (ОМПО Млрд руб.

2. Валовой региональный продукт (ВРПО Млрд руб.

3. Субсидии регионам на государственную поддержку МСП (общероссийский показатель) (Э) Млрд руб.

4. Региональный объем ассигнований на поддержку МСП федеральный бюджет (план) (ФБО Тыс. руб.

5. Число малых и средних предприятий региона (ЧМСПО Ед.

6. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства получивших государственную поддержку в регионе (Ю) Тыс. ед.

а=— (10),

врп; ' "

а = ™ (11),

Ni=-^— (12),

чмсп; ' "

й i = а * йi * Ni (13).

Показатель результативности финансовой поддержки в регионе (М) представляет собой общероссийскую рейтинговую оценку результативности финансовой поддержки по отношению к валовому региональному продукту. Используя общероссийские рейтинговые оценки показателей предпринимательской активности, реализации и результативности финансовой поддержки, определим интегрированную рейтинговую оценку региональной институциональной среды предпринимательства в каждом регионе России по формуле:

й i = йр i + й/i + йwi (14),

где - общероссийский рейтинг предпринимательской активности региона;

РА - общероссийский рейтинг реализации финансовой поддержки региона;

Rwi - общероссийский рейтинг результативности финансовой поддержки региона.

Для распределения регионов по группам используем метод Паретто, известный также как закон 80:20.

1) Группа «А» (определяет 80 % сущностей от наибольшего интегрированного рейтинга). В нее попадают регионы с интегрированным рейтингом от 222 до 178 и рангом от 1 до 6, эта группа «депрессивных» регионов.

2) Группа «В» (определяет 15 % сущностей от наибольшего интегрированного рейтинга). В нее входят регионы с интегрированным рейтингом от 33 до 177 и рангом от 7 до 69. Это самая большая группа по количеству регионов.

3) Г руппа «С» (определяет 5 % сущностей от наибольшего интегрированного рейтинга) включает в себя регионы с интегрированным рейтингом ниже 33 и рангом от 70 до 72.

Группу «В» охватывает самое большое количество регионов России имеет смысл разбить три подгруппы.

Данный анализ позволяет распределить регионы по степени влияния оказываемой финансовой поддержки на уровень развития предпринимательства в регионе по отношению ко всей России.

Таким образом, по значению интегрированного рейтинга региональной институциональной среды предпринимательства, регионы России можно условно разделить на пять групп (таблица 4):

Таблица 4 - Распределение регионов по уровню развития предпринимательства (используется интегрированный рейтинг региональной институциональной среды предпринимательства)

Тип региона по уровню развития предприн имател ьства Интегрированный рейтинг региональной институциональной среды предпринимательства Ранг региона Регион России

«Депрессивные» регионы 222-178 1-6 Республика Ингушетия, Еврейская автономная область, КабардиноБалкарская республика, Ульяновская область, Новгородская область, Тверская область.

Регионы с низким уровнем развития предпринимательства 177-139 7-20 Республика Марий Эл, Саратовская область, Пермский край, Республика Тыва, Алтайский край, Республика Хакасия, Костромская область, Тамбовская область, Псковская область, Карачаево-Черкесская республика, Республика Бурятия, Магаданская область, Томская область, Чукотский автономный округ.

Регионы со средним уровнем развития предпринимательства 138-109 21-39 Владимирская область, Воронежская область, Калужская область, Курская область, Липецкая область, Ярославская область, Республика Карелия, Республика Адыгея, Астраханская область, Мурманская область, г. Санкт-Петербург, Чеченская республика, Удмуртская республика, Чувашская республика, Курганская область, Свердловская область, Республика Алтай, Омская область, Камчатский край.

Регионы с нормальным уровнем развития предпринимательства 108-33 40-69 Белгородская область, Брянская область, Ивановская область, Московская область, Рязанская область, Смоленская область, Тульская область, г. Москва, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Волгоградская область, Ростовская область, Республика Башкортостан, Кировская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Тюменская область, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область.

Регионы с высоким уровнем развития предпринимательства Ниже 33 70-72 Республика Татарстан, Краснодарский край, Нижегородская область

1. «депрессивные» регионы;

2. регионы с низким уровнем развития предпринимательства;

3. регионы со средним уровнем развития предпринимательства;

4. регионы с нормальным уровнем развития предпринимательства;

5. регионы с высоким уровнем развития предпринимательства.

Регионы России имеют неоднородную институциональную предпринимательскую среду, диспропорции в социально-экономическом развитии регионов являются следствием недостаточно действенной системы государственного регулирования. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций, ведущих к еще большему расслоению регионов.

Все это послужило предпосылкой выводов о том, что объем государственной поддержки предпринимательской деятельности в регионах находится во взаимосвязи с уровнем развития предпринимательства в регионе. Как правило, чем ниже уровень развития предпринимательства в регионе, тем ниже уровень его социально-экономического развития. В этой связи целесообразно дифференцировать размер государственной финансовой поддержки от уровня развития предпринимательства в регионе, что может качественно улучшить региональную институциональную среду предпринимательства (таблица 5).

Таблица 5 - Распределение государственной финансовой поддержки в зависимости от уровня развития предпринимательства в регионе

Тип региона Доля государственной финансовой поддержки, %

«Депрессивные» регионы 50 %

Регионы с низким уровнем развития предпринимательства 30 %

Регионы со средним уровнем развития предпринимательства 10 %

Регионы с нормальным уровнем развития предпринимательства 7 %

Регионы с высоким уровнем развития предпринимательства 3 %

Методика рейтинговой оценки региональной институциональной среды предпринимательства позволяет не только оценить уровень его развития в регионе, степень реализации и результативности направляемой в регион государственной поддержки, но и представляет собой достаточно действенный инструмент распределения государственной финансовой поддержки в соответствии с качеством региональной институциональной среды предпринимательства.

Ссылки:

1. 11Р1_: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 26.06.2013).

2. Ст. 15 Конституции РФ // Российская газета. 2009. № 7. 21 января.

3. Ч. 1 ст. 34 Конституции РФ // Российская газета. 2009. № 7. 21 января.

4. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012». С. 12. 11Р1_:

Http://www.gsom.spbu.ru/files/upload/research/gem/gem_full_13.pdf (дата обращения: 23.07.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.