МНЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ
УДК 334.012.23
ключевые слова: бизнес, государство, институт, взаимодействие, партнерство, безопасность
Г. А. Агарков, В. В. Зыков
БИЗНЕС И ГОСУДАРСТВО: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ1
Рассмотрены современные концепции оценки взаимодействия государства и бизнеса. Сделан вывод о перспективности развития инфраструктурного подхода. Выявлены основные угрозы развитию рыночной инфраструктуры российской экономики. Предложены направления нейтрализации этих угроз.
Траектория развития национальной экономики, ее конкурентные преимущества и недостатки в значительной степени связаны с наличием и использованием (или отсутствием и неиспользованием) нескольких видов ресурсов, к числу которых следует отнести институциональный ресурс.
Переориентация общественного экономического мышления в отношении институтов является важным моментом в становлении инновационной экономики России. Введение институтов в анализ основных направлений реализации стратегии модернизации и формирования инновационной модели экономики позволяет рассматривать их в единой системе общественных преобразований. При этом развитие институтов предопределяет характер изменения экономической системы на базе инноваций и создает необходимые условия для реализации ее потенциала.
Мировой опыт свидетельствует, что основными институтами рыночной экономики являются государство и бизнес, а характер их взаимодействия определяет направление ее
1 Исследование выполнялось в рамках государственного контракта от 18 августа 2009 г. №П903 по конкурсу «Проведение поисковых научно-исследовательских работ по направлению «Экономические науки» в рамках мероприятия 1.2.1 Программы» (НК-71П) по проблеме исследовательских работ: «Выявление объема и структуры теневой экономики и формирование мер по противодействию угрозам устойчивого развития со стороны теневой экономики».
развития. Основным фактором, определяющим прогрессивный характер развития общества и государства, являются взаимоотношения общества, власти и бизнеса.
Развитие российского общества на протяжении всего XX века носило поистине катастрофический характер. Анализ российских социальных катастроф XX столетия со всей очевидностью показывает, что в их основе при всем внешнем различии ситуаций лежит кризис отношений между обществом и властью. С начала 90-х гг. с появлением в России вновь частного капитала возник и кризис отношений между этими двумя сторонами и бизнес-сообществом.
Есть все основания считать, что в современной России именно в предвзятости к бизнесу, предпринимательству, в недопонимании существа данного явления и в недооценке его роли в рыночных экономических условиях кроется одна из главных причин мучительного и длительного формирования отечественной инновационной системы. Очевидно, что проблемы в ее построении напрямую связаны со слабостью государства в решении задач по формированию рыночной инфраструктуры и отсутствием возможности обеспечить условия развития бизнес-среды как одного из ключевых факторов в организации эффективного использования и распространения инноваций.
Эффективность предпринимательской деятельности во многом зависит от рыночной инфраструктуры — совокупности институтов, создающих нормальные и равные условия для всех субъекта бизнеса. Рыночную среду формируют правовые, финансовые, организационные, материально-технические, информационные элементы инфраструктуры, которые в России приняли искаженные, не отвечающие цивилизованным рыночным отношениям формы, что привело к образованию неадекватной предпринимательской среды, повлиявшей на снижение
эффективности легальной деятельности, в первую очередь субъектов малого бизнеса.
Одним из определяющих факторов эффективной предпринимательской среды является экономическая свобода. Сущность экономической свободы заключается в правовых гарантиях осуществления предпринимательской деятельности любым гражданином. Их отсутствие связано с теми неадекватными ограничениями, которые накладываются существующим законодательством, нормативными актами на предпринимательскую деятельность, это заставляет предпринимателей использовать в своей деятельности элементы теневой экономики, что создает в результате угрозу экономической безопасности бизнеса. Уральский федеральный округ (УрФО) является показательным регионом для проведения оценок влияния негативных факторов на инфраструктуру, так как в нем представлены территории как с развитой не-фте-, газодобычей, металлургией, тяжелым машиностроением, военной промышленностью, так и с преобладанием сельского хозяйства. Неоднородно и их финансовое положение, от дотационных до регионов, формирующих значительную долю доходов бюджета Российской Федерации.
В УрФО сохраняется рост количества преступлений, связанных с коррупционной деятельностью. Особенно резко в 2008 г. возросло количество преступлений против интересов государственной службы (рис. 1).
Можно утверждать, что современной российской экономике присущи деструктивные противоречия, которые под влиянием неадекватных внешних экономических условий препятствуют развитию экономики и приводят к разделению единого экономического пространства на официальный и теневой сектор. Исходя из этого, вероятно, сущность теневой экономики можно определить как следствие
Рис. 1. Количество преступлений, связанных с коррупцией, на территории УрФО
возникновения деструктивных экономических противоречий [1].
Коррупция и теневая экономика являются взаимозависимыми угрозами устойчивому развитию Российской Федерации. Оценка негативного воздействия теневой экономики осуществлялась авторами посредством расчета ущерба, наносимого теневой экономикой по совокупности показателей (компонентов). Полученные данные позволят обработать весть массив разрозненной информации, характеризующей теневую экономику и разработать эффективные способы противодействия теневой экономике. [2, с. 9-22].
Рассмотрены следующие составляющие ущерба: производственная и торговая (ущерб, наносимый хозяйствующим субъектам в результате теневой активности на других предприятиях); инвестиционная (недополученный в результате воздействия теневой экономики объем инвестиций); финансовая (потери хозяйствующих субъектов и экономики региона в результате деятельности теневой экономики на финансовых рынках); бюджетная (налоговые доходы, недополучаемые бюджетами всех уровней в результате теневой экономической деятельности); социальная (негативное влияние на доходы населения и ущерб, наносимый в результате уменьшения расходов бюджетов всех уровней на социальные цели); экологическая (ущерб, наносимый экологии в результате теневой экономической деятельности); трансакци-онная (ущерб, наносимый теневой экономикой посредством роста трансакционных издержек хозяйствующих субъектов).
Методика апробирована при оценке влияния теневой экономики на социально-экономическую обстановку в УрФО в 2001—2009 гг. Расчеты показывают до 2008 г. позитивную динамику, выражающуюся в снижении ущерба от теневой экономики (рис. 2). В 2008 г. ущерб от
% 301
157
10--
5--
0^-1-1-1-1-1-1-1-1
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
годы
Рис. 2. Отношение ущерба, наносимого теневой экономикой, к валовому региональному продукту по УрФО, %
Б
■иосю ЗйОО
яооо
25 СЮ гооо 1500 чиСО 5СО
О
зооб
заведено раскрыто передано вынесено уголовных и передано в суды судебное дел следователю решение
Рис. 3. Количество уголовных дел по статье «Мошенничество» по РФ за 2007г. по стадиям рассмотрения
теневой экономической деятельности увеличился несущественно, что связано с определенной инерцией в отражении в статистике кризисных явлений. В 2009 г. рост ущерба продолжился. Во многом рост объясняется усилением компенсаторной функции теневой экономики в условиях кризисных явлений. Несмотря на то, что такая теневая экономическая деятельность частично снижает социально-экономическую напряженность, она создает существенные барьеры на пути устойчивого развития экономики по инновационному сценарию.
Рассматривая проблему противодействия теневой экономике и коррупции в контексте взаимодействия государства и бизнеса, необходимо отметить, что в настоящее время борьба с экономическими правонарушениями ведется недостаточно эффективно. Нередко ресурсы правоохранительных органов задействуются для недобросовестной конкуренции и передела собственности, о чем свидетельствует статистика. Так, поданным [3], лишь 10—16% заведенных уголовных дел по экономическим статьям заканчиваются судебным решением. Остальные 84—90% экономических дел либо не раскрываются, либо не доходят до суда, либо разваливаются уже в ходе судебного процесса (рис. 3). В то время как, например, по уголовным преступлениям против личности приговорами заканчивается более 80% уголовных дел. Возникает предположение, что многие уголовные дела по экономическим правонарушениям возбуждаются с целью сделать их предметом торга либо по заказу предпринимателей для осуществления недобросовестной конкуренции.
Справедливо будет отметить, что в последнее время наметились положительные тенденции в данном направлении, и государство обратило внимание на проблемы развития российского бизнеса. В частности, в администрации президента разработан законопроект о запрете арестов бизнесменов по большинству экономичес-
ких преступлений. Это затруднит использование ресурсов правоохранительных органов для недобросовестной конкуренции и рейдерства. Однако для воплощения обозначенных тенденций в жизнь, необходимо чтобы не только государство, но и общество начало избавляться от устаревших взглядов на предпринимательство.
Как тут не вспомнить слова У. Черчилля, сказавшего однажды: «Одни видят в предпринимателе волка, которого необходимо убить. Другие полагают, что предприниматель — это корова, которую можно без конца доить. И лишь немногие видят в нем лошадь, которая тащит телегу».
Анализ отношения россиян к современному бизнесу и его представителям позволяет говорить о том, что сегодня в обществе сложился весьма представительный слой людей, позитивно относящихся к бизнесу и бизнесменам. Кроме того, полученные данные позволяют прогнозировать рост толерантности к крупному бизнесу в ближайшие годы по мере естественной смены поколений в России и расширении частного сектора экономики за счет создания новых предприятий, организаций и фирм.
Экономика и политика как функциональные подсистемы общества неразрывно связаны: политика создает кодифицированные правила поведения экономических агентов. Уже одно это обусловливает необходимость диалога бизнеса и власти.
Отношения власти и бизнеса никогда и нигде в мире не были безоблачными. Определенный элемент противостояния в них заложен самой природой власти [4]. Поэтому проблему представляет не наличие такого рода конфликтов, а уровень, степень остроты и форма ее протекания, механизмы и социальные последствия его разрешения. Отсутствие механизмов полноценного двустороннего диалога между бизнесом и государством порождает кризисную форму развития социально-экономических процессов.
Формы и механизмы взаимодействия государства и бизнеса оказывают существенное влияние на поведение фирм и стимулы, которыми руководствуются их собственники. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема эффективного управления процессом согласования интересов и координации усилий государства и бизнеса как основных институтов рыночной экономики [5].
Анализ исследований взаимодействия государства и бизнеса в современных российских условиях позволяет сделать вывод о том, что совершенствование механизма управления им на-
прямую корреспондирует с успешностью функционирования бизнес-сектора, повышением эффективности государственного регулирования социально-экономических процессов и улучшением качества управленческой деятельности в государственных организациях. Оно должно оказать стимулирующее воздействие на развитие экономических систем различных уровней иерархии. При этом принципы взаимодействия остаются неизменными на различных уровнях иерархии, тогда как конкретные механизмы сотрудничества в значительной степени трансформируются под влиянием региональных детерминант.
Модели управления взаимодействием институтов государства и бизнеса, как отмечается в [5], в региональных системах формируются под влиянием определенных комбинаций критериев и качественных параметров (уровень социально-экономического развития и инвестиционная привлекательность региона; специфика и степень консолидации интересов бизнеса; стадия жизненного цикла региональной подсистемы системы взаимодействия государства и бизнеса; национальная и конфессиональная специфика исследуемого взаимодействия; роль общественных объединений бизнеса в развитии государственно-частных отношений), что позволяет корректировать механизм управления в соответствии с конкретными характеристиками региональных подсистем системы.
К числу основных комплексных форм взаимодействия государства и бизнеса часто относят: прямое государственное финансирование деятельности коммерческих структур, косвенное содействие государства развитию бизнеса, согласование интересов сторон на основе информационного обмена, взаимодействие на основе распределения пакета полномочий.
Очевидно, что главными функциями государства по отношению к разным формам предпринимательства должны стать регулирующая и стимулирующая. По каждому из этих направлений должны быть намечены принципиальные изменения концептуальных, теоретических и практических подходов. Концептуальный подход должен состоять в установлении отношения к сфере предпринимательства как одной из групп потребителей услуг государственных органов и служб.
Одной из важнейших антикризисных мер является создание предпосылок для эффективного партнерства государства и бизнеса. В последние годы во многих странах с рыночной экономикой происходят значительные сдвиги в
системе экономических отношений государства и частного сектора, при этом складывается новая институциональная структура хозяйства, такая как частно-государственное партнерство.
У государства нет возможности бесконечно ослаблять налоговый пресс и при этом исполнять свои обязательства в социальной и оборонной сферах, выделять трансферы регионам и финансировать государственные заказы для своих нужд. Зато оно способно и обязано усилить свою регулирующую роль в формировании и осуществлении такой политики, которая бы способствовала повышению эффективности систем обеспечения жизнедеятельности общества. Для этого объединяются ресурсы и потенциалы двух хозяйствующих субъектов — государства и бизнеса. С одной стороны, в партнерство вносятся объекты государственной собственности, с другой — принципы частно-предпринимательского хозяйствования, менеджмента, инвестиций и инноваций.
Одной из форм такого партнерского взаимодействия является частно-государственное партнерство. Это институт, включающий в себя совокупность формальных и неформальных правил, в рамках которых с целью удовлетворения потребностей общества осуществляется совместная деятельность государственных органов власти и частного сектора и на равных реализуются экономические интересы. Однако такая форма взаимодействия требует тщательно проработанного законодательного обеспечения, административных процедур, в противном случае в ней возникают существенные коррупционные риски.
Повышение согласованности интересов всех участников предпринимательской деятельности, развитие партнерских отношений возможно через формирование системы социального партнерства, как на уровне страны, так и на уровне отдельно взятого региона.
Между тем предпринимаемых в этом направлении усилий как на федеральном, так и на региональном уровне явно недостаточно, эффективность государственной поддержки остается низкой. Отсутствие теоретических и методологических разработок по поддержке и развитию предпринимательства, в том числе в области формирования стратегии его развития в регионах, не позволяет проводить эффективную государственную политику регулирования предпринимательской деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях.
Особенности системы управления взаимодействием государства и бизнеса, сущность го-
сударственных и частных институтов обусловливают смещение механизма управления партнерскими отношениями в системе координат «государство — бизнес» в плоскость саморегулирования. То есть в качестве субъектов управления системой взаимодействия государства и бизнеса могут выступать представители государственного и коммерческого секторов и их институциональные посредники.
Продолжающийся глобальный финансово-экономический кризис влияет на все отрасли экономики России и увеличивает риски роста давления на предпринимательские структуры. В этих условиях особую значимость приобретают проблемы экономической безопасности бизнеса. К числу главных угроз его безопасности следует отнести коррупцию, криминальную конкуренцию, теневую экономику. Сегодня они являются весомыми дестабилизирующими факторами, которые следует рассматривать как серьезные препятствия для достижения устойчивого развития предпринимательства, и угрозу экономической безопасности страны.
Попытки разрешить имеющиеся проблемы преимущественно административным воздействием также несут существенные риски для устойчивого развития экономики.
Противодействовать коррупции, теневой экономике, недобросовестной конкуренции следует преимущественно мерами, направленными на совершенствованием рыночной инфраструктуры.
Список литературы
1. Бугров В. Ю. Теневая деятельность малых и средних предприятий // ЭКО. 2008. № 4. с. 67-74.
2. Татаркин А.И., Куклин A.A., Агарков Г.А. Формирование оптимального комплекса мер по противодействию теневой экономике на основе сценарного анализа // Экономика региона. 2008. № 2. с. 9-22.
3. Галкин М. Холостой ход // Ведомости. 2010. № 28.
4. Нещадин А., Горин Н. Общество, бизнес и власть. Условия цивилизованного взаимодействия // Общество и экономика. 2005. № 10-11. с. 9-10.
5. Никитаева А. Ю. Теория и практика управления взаимодействий государства и бизнеса. Региональный аспект. Ростов н/Д : Изд-во Ю<Щ 2007. 348 с.
6. Иванов В., Суровцев Д. Система мер государственной поддержки малого предпринимательства. Концептуально-стратегический подход // Безопасность Евразии. 2008. № 3. с. 97-109.
УДК 332.143
ключевые слова: асимметрия информации, конкуренция, отраслевой рынок
Ю. К. Перский, Д. В. Дмитриев
ВЗАИМОВЛИЯНИЕ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ КОНКУРЕНТНЫХ ПРОЦЕССОВ И АСИММЕТРИИ ИНФОРМАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ
ОТРАСЛЕВОМ РЫНКЕ
В данной статье определяется содержание понятия «асимметрия информации» в зависимости от вида информации. Доказывается несостоятельность существующих сигналов сглаживания эффектов асимметрии информации, и обосновывается настоятельная необходимость создания информационно-экономического механизма, направленного на формирование конкурентной среды на региональном отраслевом рынке на основе управления уровнем асимметрии информации.
События последних десятилетий выявили основополагающую роль конкуренции в развитии экономических систем. Между тем по ряду причин на многих товарных рынках
Российской Федерации конкурентная среда не сформирована. Как показывают исследования, среди множества факторов, оказывающих влияние на формирование конкурентной среды современных отраслевых рынков, особое место принадлежит асимметрии информации.
Термин «асимметрия информации» в настоящее время относится к числу наиболее популярных и употребляется очень часто. Однако необходимо признать, что само понятие, обозначаемое этим термином, до сих пор сколько-нибудь точно не определено. В современной экономике сущность понятия «информационная асимметрия» определяется как неравномерное распространение информации между экономи-