Научная статья на тему 'Экономическая безопасность России в условиях экономического кризиса'

Экономическая безопасность России в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
626
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСВКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / АНАЛИЗУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ЭКОНОМИЧЕСВКАЯ SAFETY / A FINANCIAL SOUNDNESS / TO THE ANALYSIS OF ECONOMIC INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безруков Е. Ю.

Современное состояние отечественной экономики, характеризующееся кризисными тенденциями развития производства подвергается угрозе развала еще не окрепших рыночных отношений и требует принятия экстренных мер по усилению экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SAFETY OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF AN ECONOMIC CRISIS

The competitor of chair of the finance and branch The current state of domestic economy characterised by recessionary trends of development of production is exposed to threat of disorder of the market relations which have not got stronger yet and requires acceptance of emergency measures on strengthening of economic safety.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность России в условиях экономического кризиса»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Безруков Е.Ю., соискатель кафедры финансов и отраслевой экономики РАГС при Президенте РФ

Современное состояние отечественной экономики, характеризующееся кризисными тенденциями развития производства подвергается угрозе развала еще не окрепших рыночных отношений и требует принятия экстренных мер по усилению экономической безопасности.

Ключевые слова: экономичесвкая безопасность, финансовая устойчивость, анализу экономических показателей.

ECONOMIC SAFETY OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF AN ECONOMIC CRISIS

Bezrukov E., RAGS at the President of the Russian Federation, The competitor of chair of the finance and branch

The current state of domestic economy characterised by recessionary trends of development of production is exposed to threat of disorder of the market relations which have not got stronger yet and requires acceptance of emergency measures on strengthening of economic safety.

Keywords: экономннесвкаa safety, a financial soundness, to the analysis of economic indicators.

Экономическая безопасность представляется нам особой социально-экономической категорией, отражающей, прежде всего, возможности эффективной реализации общественных экономических отношений, основывающихся на рационально выстроенной системе отношений собственности и организационно-правовых формах её реализации в процессах производства и предпринимательства, обуславливающих экономические интересы и потребности всех субъектов сформированных экономических отношений.

В основе экономической безопасности лежит не только оценка современного состояния, темпов и перспектив экономического роста, но и, прежде всего, полноценное понимание сущности и значения устойчивого развития производственного комплекса как материально-вещественной базы общества, производительного потенциала экономического роста, создающего новую стоимость и формирующего материальные основы жизнеобеспечения и жизнедеятельности граждан. Именно в производственном комплексе и нигде кроме него создается стоимость и прибавочная стоимость как основа расширенного воспроизводства национального богатства страны. В силу этого экономическая безопасность производственного комплекса непосредственно связана с формированием экономических условий и организационно-правовых механизмов обеспечения заданных темпов промышленного развития, на основе выпуска конкурентоспособных востребованных рынком товаров и услуг.

Вместе с тем темпы индустриального развития, особенно в условиях кризиса, зависят от акцентов промышленной политики государства, которая оказывают непосредственное влияние на формирование тенденций промышленного развития. И поскольку именно в промышленном комплексе создается материальная основа экономического роста формирование постиндустриального и тем более потребительского общества и экономики, на первый взгляд отвергающее индустриальный тип развития, не следует понимать буквально. Внедрение высоких инновационных и информационных технологий даже в обществе потребления будет нацелено преимущественно на совершенствование управления производственным комплексов с возрастающими параметрами развития.

Важным аспектом системы экономической безопасности является формирование антикризисного организационно-экономического механизма, способного преодолеть критический порог разобщения всех основных субъектов собственности и прав на средства производства (общества, государства, предпринимателей, граждан) в процессах производства, обмена и потребления во взаимовыгодном социально-экономическом партнерстве. Тем самым экономическая безопасность становится экономическим фундаментом общенациональной безопасности. Она возникает и становится необходимой на этапе формирования государственности и отношений собственности на основе необходимости соблюдения экономических интересов государства, общества, предпринимателей, граждан.

Острая необходимость скорейшего создания новой адекватной устойчивой системы национальной экономической безопасности на этапе коренной экономической реформы побудила теоретиков того периода обратиться к истокам возникновения системы экономичес-

кой безопасности. Так, например, профессор Пороховский А.А., рассматривая причины побуждения общества к формированию системы экономической безопасности, отмечал, что «историческая проблема национальной экономической безопасности возникает одновременно с возникновением государственности и государственных экономических интересов. Поэтому в истории любого государства можно встретить периоды, когда проблема экономической безопасности либо обострялась, либо уходила в тень, но она никогда не исчезала из поля зрения государственных мужей»1, что подчеркивает актуальность исследуемой проблемы на современном этапе.

Объектами системы экономической безопасности в каждом конкретном случае становились природные ресурсы (земельные участки, лесные массивы, водные объекты и т.д.), иные объекты движимого и недвижимого имущества, секреты и стратегические планы экономического развития, технологические и продуктовые инновации, непроизводственные активы, финансовые, трудовые ресурсы, хозяйственные структуры, предприниматели, домохозяйства, конфиденциальность форм и методов их внутрифирменного хозяйствования, и др. Предметом же деятельности органов отвечающих за экономическую безопасность является, создание правовых, экономических и организационных механизмов предотвращения и нейтрализации внутренних и внешних угроз экономике и субъектам хозяйствования, возникающих в процессах реструктуризации управления, экономических кризисов, недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов и органов управления, криминальных структур, оказывающих негативное воздействие на экономическое состояние производственного комплекса и экономики страны, ущемляющих экономические интересы производителей и граждан.

Состояние экономической безопасности производственного комплекса, как материальной основы экономики, характеризуется основными направлениями и темпами экономического развития, к которым в первую очередь относятся:

- заданные (не снижающиеся) темпы роста валового внутреннего продукта, производимого на основе опережающих темпов производительности труда, растущего совокупного уровня качества труда и производимой продукции и интенсивного использования опережающих инновационных технологий;

- стратегическая финансовая устойчивость системообразующих предприятий и корпораций на основе высоких показателей рентабельности, возрастающей стоимости активов и бизнеса, увеличивающихся размеров капитализации;

- уровень развития малого и среднего бизнеса, удовлетворяющего возрастающий массовый потребительский спрос;

- высокие потребительские свойства массовых видов продукции производимых на отечественных предприятиях с «брэндом» признаваемый мировым рынком

- гарантированное обеспечение безопасности и основных потребностей населения с учетом достаточной заработной платы трудоспособного населения и пособий по безработице;

- современные системы управления и информационные техно-

1 Пороховский А.А. Рыночная экономика на рубеже нового века: место и роль России. Научные труды Международного союза экономистов и Вольного экономического общества. М.: Спб. 1995. С. 26-27.

логии, наряду с высококвалифицированными кадрами;

- наличие законодательной базы, обеспечивающей экономические интересы и права производителей, повышение устойчивости экономики и её неуязвимости по отношению к внутренним и внешним угрозам;

- эффективная защита экономических интересов производственных и финансовых структур на внутреннем и международном уровнях и т.д.

Важное значение придается анализу экономических показателей, определяющих ту или иную степень экономической безопасности страны (производительность труда, рост ВВП, темпы инфляции, уровень жизни, норма безработицы, размер теневой экономики, импортная зависимость, внутренний и внешний долг, техническое вооружение и др.). При этом, основные показатели безопасности формируются в сфере хозяйственных структур, в числе которых выделяют рентабельность активов и продаж, финансовую устойчивость предприятий и организаций, ресурсную достаточность и мобильность и др. При этом необходимо оценить пороговые значения таких показателей, отражающих предельные величины их отклонений, за которыми следуют острые негативные последствия, в том числе, - остановка производства, банкротство, падение биржевой активности, рост задолженности, разрушение экономик регионов, обострение социально-политической ситуации в стране и др. Например, по мнению ряда экспертов, пороговое значение снижения объема валового внутреннего продукта (ВВП) страны не может быть ниже кризисного порога 75%, доли обрабатывающей промышленности в промышленном производстве - 70%, доли машиностроения в промышленном производстве - 20%, объемов инвестиций по отношению к ВВП в стоимостном выражении - 25%, размеров инвестиций на научные исследования по отношению к ВВП - 2%, доли населения имеющего доходы ниже прожиточного минимума - 7%, уровня безработицы (расчеты по методологии МОТ) - 7%, уровня инфляции за год - 20%, разрыва между доходами 10% самых высоких групп населения и 10% самых низких групп

- 8 раз и т.д. Такие нормы снижения основных экономических показателей в современных условиях являются рисковыми и несут в себе значительные угрозы безопасности страны. И как мы, к сожалению, отмечаем в настоящий момент пороговые значения ряда показателей в экономике России достиг установленных пороговых значений, что представляет существенные экономические и социально-политические угрозы обществу.

Параллельно с этими тенденциями в условиях разразившегося кризиса ускоренными темпами развивается теневая экономика. Под теневой экономикой следует понимать недостаточно контролируемые государством формы организации производства, распределения, обмена и потребления материально-вещественных, инвестиционно-финансовых активов, результатов производства, использования природных, трудовых, финансовых и иных ресурсов, бесконтрольное владение, распоряжение, пользование государственной собственностью на основе действий скрываемых от органов государственной власти и управления.

Теневая экономика существовала на всех этапах развития общества. Особо стремительно она стала развиваться на этапе перехода к рыночной экономике. Рыночное законодательство легализовало ряд теневых видов деятельности, за которые граждане несли ответственность в период административно-плановой экономики СССР, к которым можно отнести подпольную трудовую деятельность единоличников - «цеховиков», «надомников», «приписчиков», «несунов», спекулянтов и др. И многим казалось, что в условиях развитого рынка эти категории носителей теневой экономики исчезнут окончательно. Однако уже на первых этапах формирования рынка к ним, за исключением легализованных «цеховиков»и спекулянтов, прибавились новые виды теневой (параллельной) экономики, среди которых массовое сокрытие налогооблагаемой базы, уклонения от уплаты налогов, «черный нал», коррупционные незаконные «неформальные выплаты», нарушения стандартов внешнеэкономической деятельности и др.

На основе этих процессов формируется система незаконных социально-экономических отношений между субъектами хозяйствования, предпринимателями, целыми социальными группами, гражданами по использованию государственной, коллективной (акционерной) собственности в корыстных личных или групповых интересах. Сегодня только в сфере т. н. безобидных видов теневой активности, таких как незарегистрированная индивидуальная предпринимательская деятельность, производство в подсобном хозяй-

стве в товарной форме, строительство и ремонт жилья, частные перевозчики, сдача жилья в наём и т.д., кроются значительные объемы неучтенных и неконтролируемых государством объемов производства и денежного обращения, негативно воздействующих на финансовую систему страны.

Теневая экономика является привлекательной материальной основой для криминальных структур, превращаясь тем самым в криминальную экономику. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что данное исследование носит преимущественно экономический характер. Это предполагает более четкое разграничение теневой и криминальной форм противозаконных действий в экономике, что помогает нам и сосредоточиться преимущественно на исследовании теневых экономических процессов. Такой выбор обусловлен тем, что криминальные формы, на наш взгляд, инициируются преимущественно организованной экономической преступностью и носят умышленный незаконный характера в большей степени отличающийся субъективизмом. При этом важно понять, что как те, так и другие формы теневой экономики несут за собой прямые экономические угрозы государству и обществу

Возникновение экономических угроз и интенсивное развитие различных форм теневой экономики связано с действием факторов как субъективного, так и объективного характера. Формирующаяся молодая рыночная экономика не оказалась способной в ускоренном порядке сформировать свои основные регуляторы и создать должные условия для развития добросовестной конкуренции, действия законов предельной полезности и предельной производительности, которые начинают действовать только по истечении определенного периода свободного развития рынка. Эти закономерности уже сами по себе, как показала практика зарубежных странах, несут элементы, с одной стороны, хаотичности действий производителей и потребителей (броуновского движения), с другой, - тенденции цикличности рыночного развития, предполагающие периодическую смену роста, стагнации, спада, кризиса экономической и производственной систем. И неумение прогнозировать эти тенденции представляет значительные экономические риски для производителей, особенно для малоопытного малого предпринимательства. И неудивительно, что в условиях экономической реформы в России эти угрозы оказали наиболее серьёзное воздействие, прежде всего, на малый бизнес, который стал искать спасения в теневой среде, в силу чего теневая экономика получила весьма существенный размах.

Экономический кризис создал дополнительные сложности для работы системы экономической безопасности. Однако для предотвращения прогнозируемых негативных последствий рынка существует отработанная на протяжении полувека в странах с развитой рыночной экономикой система методов государственного регулирования и их эффективное использование должно стать прерогативой органов власти и управления. С накоплением опыта рыночного хозяйствования, разработкой прогноза рыночных тенденций и внимательного изучения опыта стран с развитой рыночной экономикой в России вырабатываются эффективные инструменты противодействия разрушительным экономическим угрозам.

Вместе с тем практически одновременное упразднение старых и ускоренное принятие новых законодательных и нормативных актов в процессе рыночного реформирования экономики не способствовало созданию прочного законодательного фундамента новой системы экономической безопасности рыночного хозяйствования. И поэтому достаточно длительный период бесконтрольного го рыночного строительства оказался вне ограничений и норм экономической безопасности и, в силу этого, характеризовался обвалом производства, финансовой дестабилизацией, галопирующей инфляцией, социальным расслоением и др. негативными последствиями. В бесконтрольной практически ничем не ограниченной правовой ситуации на первом этапе рыночного строительства резко изменилось экономическое поведение предпринимателей, быстрыми темпами развивались теневые формы и методы хозяйствования, усилилась криминализация экономики. При полном бессилии властей в отсутствии действенных инструментов, ограничивающих незаконную деятельности субъектов хозяйствования и граждан теневая экономика усиливалась многообразием новых форм изобилующих нестандартными (доморощенными) методами частного обогащения преимущественно на основе разгосударствления собственности и криминальной приватизации государственного имущества, что создало дополнительные трудности в процессах обеспечения мер экономической безопасности.

Наряду с этим, развитие негативных теневых экономических тенденций усугубляется действиями недобросовестных предпринимателей, деклассированными и криминальными элементами, а также коррумпированными представителями органов власти и управления, что также инициирует развитие теневой экономики. В этой связи большинство экспертов утверждает, что «важнейшим «неналоговым фактором» и причиной ухода в тень предпринимателей (согласно социологическому опросу респондентов) является коррумпированность государственного аппарата. «Неформальные выплаты» при получении лицензий, сертификатов, различных разрешений требуют значительного оборота неучтенной наличности, материальных ценностей. При этом основной снижающей трудовую активность причиной ухода в тень были и остаются высокие налоговые ставки в сфере производства и бизнеса»2.

Существенное влияние на возникновение угроз экономической безопасности оказывают также незаконные действия, осуществляемые под воздействием эгоцентристского характера накопления и потребления части национального богатства, хищнического присвоения коррумпированными группировками государственного имущества и результатов производства. При этом значительная часть правонарушений совершается на уровне предприятий и корпораций, которые подвергаются насильственным полукриминальным процессам слияния и поглощения.

Существенный ущерб экономической безопасности наносят также неупорядоченные действия органов исполнительной власти. Наглядным примеров тому явился кризис малого предпринимательства в России. Поднятый в начале рыночной реформы ажиотаж в связи с необходимостью спешного развития малого бизнеса как панацеи от наследия бюрократической административно-плановой системы хозяйствования вскоре сменился его фактическим забвением со стороны государства. И, естественно, сделав резкий скачек в начале реформы (по некоторым оценкам количество малых предприятий в России на первом этапе реформы достигало от 3 до 5 миллионов) их количество затем также резко стало сокращаться и зв течение 6-7 лет замерло на отметке 700-800 тысяч, часть их которых также усилила теневую экономику. Такая ситуация явно не способствовала достижению поставленных государством целей и причины этому носили как объективный так и субъективный характер. Для сравнения можно привести цифры характеризующие развитие малых и средних предприятий в странах с развитой рыночной экономикой. Так для нормального обеспечения потребностей населения в США сегодня работает около 25 миллионов малых и средних предприятий, в Японии - только в обрабатывающей промышленности занято до 8 млн. малых и средних предприятий и т.д.

Вместе с тем, ряд экономистов указывает на объективные причины возникновения некоторых видов теневой экономики. Так швейцарский экономист Д. Кассел3, на наш взгляд, справедливо, выделяет три в той или иной степени позитивные функции теневой экономики в рыночном хозяйстве, которые стали наиболее характерны и для российской модели рыночной экономики:

1. «экономическая смазка» - сглаживание перепадов в экономической конъюнктуре с помощью перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой в случае кризисной ситуации в легальной экономике и которые затем возвращаются в легальную после завершения кризиса;

2. «социальный амортизатор» - смягчение нежелательных социальных противоречий посредством неофициальной занятости населения, облегчающей материальное положение малоимущих;

3. «встроенный стабилизатор» - теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную экономику, в результате чего т.н. «отмытые теневые капиталы», накопленные в теневом секторе, начинают функционировать и облагаться налогами в легальном секторе.

Однако необходимо понять, что все любые виды теневой экономики в той или иной степени наносят существенный вред государственному устройству и подлежат легализации и (или) ликвидации органами, отвечающими за соблюдением норм экономической безопасности.

В развитии этого положения органами государственной власти Российской Федерации принимаются определенные меры по законодательному и нормативному обеспечению экономической безо-

пасности, в числе которых выделяются формы сложной системной борьбы с коррупцией и теневой экономикой. Так уже на первом этапе рыночной реформы в целях минимизации этих явлений был принят Закон РФ «О безопасности», издан Указ президента Российской Федерации «О государственной стратегии экономической безопасности», принято постановление Правительства Российской Федерации о разработке системы обеспечения экономической безопасности и т.д. В течение прошедшего периода становления и развития рыночной экономики утверждались и реализовывались указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ по различным направлениям в этой сфере.

В настоящее время теневая экономика получила распространение во всех уголках нашей страны и планеты в целом. Развитие различных и наиболее изощренных её видов наблюдается, как ни странно, в богатых европейских странах, в США, навязываемых всему миру собственные принципы демократии. И хотя повсеместно признается необходимость борьбы с ней, односторонняя эпизодическая борьба с этим негативным явлением делает его ликвидацию весьма сложной.

Объясняя причины такого размаха теневой экономики, ряд экспертов выражает мнение о слабости действующих федеральных и региональных законов и нормативных актов, определяющих параметры экономической безопасности и меры по борьбе с нею, другие указывают на необходимость ослабления макроэкономических регуляторов в части прессинга фискальной политики, особенно налогового бремени. Часть из них указывает на важность устранения бюрократических «препонов» и создания благоприятного экономического и правового климата развития предпринимательства. Вместе с тем практически все указывают на обязательность борьбы с коррупцией, проникшую во «все двери» и создающую благотворную почву для распространения теневой экономики. При этом необходимо также осознавать, что каждые из указанных выше проблем и противоречий тесно связаны с теневой экономикой как материальной основой их воспроизводства и в одночасье разорвать эту связь весьма сложно. И параллельно с усилением борьбы с теневой затраты на проведение превентивных и оперативных мероприятий будут существенно возрастать для чего должны быть выделены дополнительные средства и приняты соответствующие законы и постановления.

Важно не только наблюдать, но и формировать серьезную общественную оценку проявляющимся социально-экономическим противоречиям развития экономики и общества, таким как повсеместная коррупция, необузданные темпы инфляции, снижающаяся занятость населения, низкий общий уровень заработной платы, большой разрыв между доходами высокооплачиваемых и низкооплачиваемых групп населения, высокие цены на социальное жилье и продукты первой необходимости и т.д.

По мере развития рыночных отношений, теневая экономика, особенно в период усиления кризисных тенденций, приобретает все новые замысловатые формы своей реализации и быстро приспосабливается к любым изменениями формам борьбы, что усложняет методы её обнаружения. В ближайшей перспективе речь может идти скорее лишь о сокращении её масштабов и минимизации наиболее опасных (чёрных) видов. И эти мероприятия должны быть системными, а опыт борьбы может быть идентичным с точки зрения его использования государственными органами различных стран. При этом необходимо чтобы пресечение криминальных (черных) видов незаконной экономической деятельности осуществлялось согласованными мероприятиями на уровне тесно взаимодействующих специальных органов при поддержке интерпола.

Определенным выходом из сложившегося положения должна стать комплексная оценка указанным выше противоречиям, порождающим причины бурного развития различных форм теневой экономики. И только на этой основе могут быть выработаны и эффективно использованы не только законодательные и общественнопрофилактические методы противодействия, но и специальные целевые правоохранительные меры экономической безопасности адекватные изменениям, происходящим в экономике и обществе.

2 Бой с тенью. «Российская газета» - Российская бизнес-газета»№ 602 от 8 мая 2007 г.

3 Бекряшев А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и экономическая преступность. Электронный учебник. (Ь1т1г//пе’№авр.отвкге^ги/ ЬекгиасЫ), 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.