Научная статья на тему 'Диагностика теневой экономики Уральского федерального округа'

Диагностика теневой экономики Уральского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика теневой экономики Уральского федерального округа»

ДИАГНОСТИКА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Уральское отделение Института экономики РАН выпустило три монографии: «Теневая экономика региона: диагностика и меры нейтрализации» (М.: Экономика. 2005), «Экономические правонарушения в Уральском федеральном округе: предупреждение, пресечение и противодействие» (М.: Экономика. 2005), «Наркоиммунитет региона: социально-экономический и медикобиологичес-кий аспекты» (М.: Экономика. 2005).

Первая монография посвящена диагностике ущерба от функционирования теневой экономики на отраслевом и региональном уровнях и ее влиянию на состояние экономической безопасности Уральского федерального округа. В данной работе в отличие от книг, посвященных этой «скрытой» от глаз теме, проведена тщательная оценка потерь бюджета за счет неоптимального налогообложения.

Авторы книги считают, что теневая экономика

- признак несовершенства правового государства. Она зависит от особенностей предшествующего периода и состояния экономики на данный момент времени. Теневая экономика в отличие от официальной экономики не обеспечивает профессиональную и социальную защиту населения. Занятые в ней не имеют альтернатив трудоустройства.

Для теневой экономики характерны непредвиденные колебания условий бизнеса. Она ориентирована на краткосрочную перспективу и преобладает в малом бизнесе. Существуют две формы проявления теневой экономики:

1) олигархи, владеющие огромными капиталами, обращающимися в спекулятивно-финансовой сфере;

2) малые предприятия, частично уклоняющиеся от государственного регулирования и уплаты налогов.

В ходе изучения зарубежной и отечественной литературы авторы книги пришли к выводу, что надо различать:

• нелегальную экономику и скрытую экономику;

• официальную и неофициальную экономику;

• скрытую (теневую) и неформальную деятельность. Следовательно, нелегальная деятельность

- это деятельность, которая охватывает производство, распространение товаров и услуг, прямо запрещенных законодательством.

Неформальная деятельность - любая деятельность, не связанная с основным местом работы, уголовно ненаказуемая.

Теневая деятельность — это неофициальная деятельность, не являющаяся ни криминальной, ни неформальной.

«Скрытая» экономика обозначает совокупность теневой и неформальной экономики.

В советское время теневая экономика составляла примерно 3-4% ВВП. Сохранение теневой экономики и ее рост связан с рыночными преобразованиями, с приватизацией функций государства отдельными группами чиновников. Во-вторых, возникает особый сектор теневой экономики, «разжиревший» на распределении бюджетных дотаций для государственного сектора экономики. В-третьих, созданы крупные негосударствен н ые структуры на базе круп ных м ин истерств и ведомств, имеющие доступ к конфиденциальной информации, которые монопольно регулируют целые сектора экономики, обладающие финансовой мощью, сопоставимой с бюджетом нескольких европейских государств (РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и др.). В-четвертых, высокий уровень налоговых изъятий «толкает» некоторые структуры к уклонениюотуплаты налогов и выводу значительных средств в «тень».

Важную роль в теневой экономике играют такие причины ее возникновения, как асоциальный, порой неправовой характер рыночных преобразований, а также отсутствие эффективного контроля со стороны государственных органов за исполнением хозяйствующими субъектами своих обязательств.

В книге описаны различные способы перевода ресурсов в теневой оборот, раскрыты сферы проникновения теневой экономики (по видам деятельности, типам товара, величине предприятий, местоположению, типам конкуренции, типам рынка).

Причинами «теневизации» внешнеэкономической сферы являются:

• форсированный характер либерализации;

• несовершенство российского законодательства;

• высокая доходность внешнеторговых операций, связанная с различиями в структуре мировых и внутренних цен; длительное отсутствие действенной системы валютного и экспортного контроля;

• «прозрачность» российских границ вевязи с распадом СССР.

Цель участников теневой деятельности в сфере внешней экономики заключается в неконтролируемой государством прибыли, укрытии доходов от налогообложения, размещении валютной выручки

2 (2) - 2005

Книжный компас

в иностранных банках и ее расходовании в личных целях за рубежом.

В книге исследованы негативные последствия коррупции в чиновничьей среде как в экономической, так и в социальной сфере. Причем показываются проявления «верхушечной» и «низовой» коррупции. Сделан вывод об особой опасности государственной коррупции, то есть участия в ней должностных лиц, влияющих на бюджетные средства, государственные и муниципальные заказы и льготы, объекты государственной и муниципальной собственности, социальные преобразования, медицинские услуги, оказываемые государством.

Социально-экономическая обстановка в Уральском федеральном округе исследована с позиций различных видов безопасности (инвестиционной, производственной, научно-технической, внешнеэкономической, финансовой), уровня жизни населения, рынка труда, демографического состояния, оценку правопорядка, продовольственного обеспечения, а также экологической и энергетической безопасности. Особое внимание уделено проблемам, связанным с экологической преступностью.

Оценка экономических преступлений охватывает такие их виды, как хищение чужого имущества (путем присвоения, растраты, мошенничества), незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, взяточничество. Подробно исследована проблема легализации теневого оборота руды черных металлов. В частности, выявлено, что в регионах, экспортирующих готовый прокат черных металлов, эта легализация происходит на стадии первичной переработки в чугун и изделия из него.

Особый интерес вызовету читателей предложенная методика оценки ущерба, наносимого теневой экономикой, которая предлагает различные виды оценок:

1) оценку ущерба в производственной и торговой сфере;

2) оценку ущерба в инвестиционной сфере;

3) учет потерь в финансовой сфере;

4) недополучение доходов в бюджетной сфере;

5) оценка недополученного дохода во внешнеэкономической сфере;

6) учет ущерба в социальной, экологической сферах.

Книга хорошо иллюстрирована картографическими материалами, графиками и аналитическими таблицами, что позволяет воспроизвести подобную работу применительно к другим федеральным округам.

Вторая книга развивает и дополняет основные положения, изложенные в первой работе. В то же время в ней уделено много внимания проблемам, возникающим при правонарушениях на потребительском рынке, в кредитно-финансовой системе, в сфере бюджетного финансирования и налогообложения.

Авторы поддерживают суждение о том, что экономическая преступность может рассматри-

ваться в качестве своеобразного индикатора, отражающего степень эффективности реформирования отечественной экономики.

В книге под экономической преступностью понимается совокупность преступных деяний, осуществляемых в сфере бизнеса и его субъектами, посягающими на интересы экономики государства в целом, на предпринимательскую деятельность и на интересы отдельных групп граждан, имеющих целью получение незаконного дохода.

Парадокс заключается в том, что теневой рынок поглощает излишки предложения рабочей силы в официальной экономике, амортизируя тем самым экономические и социальные потрясения в обществе. В то же время нарушаются универсальные моральные нормы, что в конечном итоге может привести к снижению социальной устойчивости в обществе.

В работе исследуются и обобщаются различные взгляды на проблему классификации видов экономических правонарушений. В результате предлагается новая классификация преступлений в сфере экономики и модифицированная классификация административных правонарушений в сфере экономической деятельности.

Выявление территориальных особенностей Уральского федерального округа позволило сделать вывод о том, что наибольшее число преступлений экономической направленности регистрируется в Свердловской области.

Наибольшее число предприятий, находящихся в состоянии банкротства, относится к агропромышленному комплексу, жилищно-коммунальному хозяйству, пищевой промышленности, лесодобываю-щей и лесоперерабатывающей промышленности, гидролизной и ликероводочной отрасли, тяжелому машиностроению. Именно в этих сферах выявлено больше всего преступлений, связанных с криминальным банкротством предприятий.

В книге представлена методика, позволяющая оценить различные виды ущерба: в производственной сфере; ущерб от неправомерного ограничения свободы торговли; ущерб от распространения нелицензированных товаров; ущерб, наносимый инвестиционному климату (в результате нарушения прав кредиторов, прав акционеров); ущерб в финансовой сфере, наносимый посредством злоупотреблений; ущерб, наносимый бюджетной сфере (уклонение от уплаты налогов в целом, от уплаты подоходного налога с физических лиц, от уплаты единого социального налога); ущерб в социальной и экологической сферах.

Оценка ущерба, наносимого теневой экономикой в результате роста трансакционных издержек, производилась по четырем показателям:

- 79

> ущерб, связанный с изменениями свойств товаров и услуг, с потерями, вызванными ошибками измерения и сознательным введением в заблуждение, издержками спецификации и защитой прав потребителей;

> ущерб, нанесенный теневым сектором посредством роста трансакционных издержек, переговорного процесса и издержк, связанных с недобросовестным поведением партнеров;

> ущерб от влияния теневых институтов (злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами, превышением полномочий частных охранных или детективных служб);

> издержки влияния, обусловленного вмешательством государства, спровоцированными деятельностью теневой экономики.

Завершается книга предложениями по предупреждению экономических преступлений, совершаемых вследствие взаимодействия силовых структур с органами исполнительной власти местного самоуправления и общественных организаций.

Третья книга посвящена анализу и моделированию.наркоситуации в Уральском федеральном округе, который привлекает внимание наркодельцов из-за центрального положения в России. Он используется как «перевалочная база» для последующей транспортировки наркотических средств и психотропных веществ как в европейскую зону России, так и в ее восточные районы.

Особенностью структуры потребления наркотических веществ является преобладание опиатов. Их доля, по оценкам специалистов, достигает 90% среди наркотических веществ. Именно препараты, произведенные из его сырья (основной производитель Афганистан), преобладают в России.

На смену антинаркотической пропаганде пришла пропаганда наркотической субкультуры. В России в ходе перехода к рынку многие спортивные и культурные организации остались без материальной базы. Большинство детей оказались неохваченными спортивно-культурной воспитательной работой. Кроме того, возникла своеобразная «мода» на употребление наркотиков. Сложность ситуации заключается в том, что происходит переход к «тяжелым» наркотикам, высока доля различных синтетических веществ.

Уральский федеральный округ граничит с Севе -ро-Казахстанской и Кустанайской областями Республики Казахстан. В зоне деятельности Челябинской, Магнитогорской, Курганской, Тюменской таможен проходит более 60 фунтовых дорог, неконтролируемых таможенными и пограничными органами.

Наркотики ввозятся на территорию округа преимущественно по двум основным транзитным направлениям:

1) южному - из стран «Золотого полумесяца» (Пакистан, Афганистан) транзитом через среднеазиатские республики (Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, Казахстан) поступают героин, гашиш, марихуана;

2) западному - из государств Западной Европы и Прибалтики ввозятся кокаин и синтетические наркотики. Каналы поставки прослеживаются от городов

Караганда, Кустанай, Павлодар. Основные потоки проходят через Челябинскую и Курганскую области. Через Екатеринбург наркотические средства поступают на север УрФО в Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

В книге исследованы проблемы распространения социально обусловленных заболеваний среди населения (туберкулез, инфекции, гепатиты). Это вызванотем, что наркоманы, а также лица без определенного места жительства и другие подобные контингента, являются фуппами риска возникновения любого социально обусловленного заболевания.

Предложенная авторами книги схема моделирования наркоситуации на территории включает следующие блоки исследования:

• диагностирование экономической безопасности регионов;

• диагностирование наркоситуации;

• определение критических уровней наркозависимости;

• моделирование процесса распространения наркомании;

• разработка программно-целевых мероприятий по нейтрализации наркомании. Предлагаемые в книге на основе анализа

обширной информации мероприятия по противодействию незаконному обороту наркотических средств представляют большой практический интерес. В частности, первоочередными задачами для правоохранительных органов являются:

1) лишение преступного наркобизнеса финансовой и технической основы;

2). участие в обеспечении охраны наземных, воздушных и водных путей от контрабанды наркотиков;

3) налаживание сотрудничества с коллегами из других стран;

4) повышение уровня безопасности граждан, общества в целом;

5) защита семьи, учебных заведений, производственных помещений, мест занятия спортом, досуга и отдыха молодежи от проникновения наркоторговцев и их агентуры.

В отличие от книг рассматриваемого направления эти книги не являются «криком о помощи». Их выгодно отличает глубокий анализ проблем, выполненный на высоком профессиональном уровне. Они будут полезны тем исследователям, кто занимается проблемами рисков, угроз, кризисных ситуаций, безопасностью страны и ее регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.