Научная статья на тему 'Предпринимательские конгломераты'

Предпринимательские конгломераты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательские конгломераты»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

Проведённое на основе статистических данных изучение уровня социального развития стран-членов БРИКС позволяет нам сформулировать следующий вывод: в совокупности, население, проживающее на территории стран БРИКС, составляет практически 50% от всего населения мира, что обеспечивает данные субъекты конкурентным преимуществом в виде значительного количества «дешевой» рабочей силы. Этот ресурс активно используется Китаем и в последнее время Индией. Значительные резервы в этом направлении существуют в ЮАР, так как 25% экономически активного населения этой страны подпадает под категорию «безработные».

Список использованной литературы:

1 Азнабаева А.М. Использование производственной функции при моделировании ВВП стран-членов СНГ / Азнабаева А.М. // В сборнике: Математическое моделирование в экономике, страховании и управлении рисками Сборник материалов IV Международной молодежной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2015. - С. 3-9.

2 Александрова Е.Н. Роль и перспективы развития стран БРИКС в глобальной экономике / Е.Н. Александрова, В.И. Орлов // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 8. - С. 36-38.

3 Аль Зухайри Х. М. Роль стран БРИКС в развитии современной системы мирового хозяйства // Молодой ученый. - 2016. - №3. - С. 443-445.

4 Киреев А.А. Роль России в группе БРИКС / А.А. Киреев // Теория и практика общественного развития. -2015. - № 12. - С. 250-252.

5 Колесникова Т. Н. Анализ конкурентоспособности экономик стран БРИКС общие проблемы и преимущества // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 573-576.

6 Нерсисян Л.К. БРИКС - будущий фундамент мировой экономики / Л.К. Нерсисян, Л.В. Цыкал // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. - 2015. - № 43. - С. 88-95.

7 Попов В.В. Эконометрическое моделирование влияния внешнеторговых товаропотоков на развитие экономического потенциала субъектов Российской Федерации / В.В. Попов, А.П. Цыпин // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12-3. - С. 391-394.

8 Хейфец Б. А. Россия и БРИКС. Новые возможности для взаимных инвестиций: монография / Б. А. Хейфец. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 220 с.

9 Цыпин А.П. Эконометрическое моделирование влияния факторов на ВВП стран-членов Таможенного союза / А.П. Цыпин // В книге: Экономика, экология и общество России в 21 -м столетии. Сборник научных трудов 17- й Международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск В.Р. Окороков. 2015. - С. 43-45.

© Побегаева Д.Б., 2016

УДК33

А.А. Подылин

Студент 2 курса института экономики и управления Магнитогорский государственный технический университет Научный руководитель: Л. М. Вотчель Доцент кафедры экономики и финансов Магнитогорский государственный технический университет г. Магнитогорск, Российская Федерация

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОНГЛОМЕРАТЫ

Предпринимательский конгломерат - это группа различных индивидуальных предпринимателей, работающих в разнообразных областях, возможно занимающихся совершенно разным бизнесом, но подпада

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

ющих под одну корпоративную структуру, с участием материнской компании и несколько (или много) дочерних компаний.

Крупные конгломераты, объединяющие группы, в настоящее время включают сети предприятий — являются локомотивами развитой экономики среди ведущих стран мира. Они формируют долговременные связи, конгломераты создают социальные среду и взаимоотношения, которые могут выходить за рамки экономик и рынков.

Как правило, конгломераты образуются путём поглощения крупной компанией нескольких десятков мелких и средних фирм различных отраслей и сфер деятельности, не имеющих между собой производственных, сбытовых или других функциональных связей.

Конгломераты в основном присущи развивающимся рынкам (например, страны БРИКС), а также многопрофильным компаниям. Для России, с развитием различных форм производства, специфичны промышленные предпринимательские конгломераты (I II1К) не редкость в мировой экономической системе. Среди наиболее мощных (глобальных) корпораций мира, зачастую, труднее назвать те, которые не являются конгломератами - отраслевыми или многоотраслевыми. Более того, диверсифицированные компании несвязанного типа - японские кейрецу (например, Mitsubishi) и корейские чеболи (Daewoo) - вообще являются основой экономики этих стран. Много предпринимательский конгломератов в Европе и в США. Период известного увлечения конгломератами на Западе приходится на 60-е годы, когда доля конгломеративных слияний и поглощений составляла около 20% и 70% соответственно.

Зарубежные конгломераты имеют богатую историю, насчитывающую не одно десятилетие, а то и более 100 лет. Сегодня многие из них реализуют стратегию своего развития как сети глобальных корпораций и имеют чеканную формулировку своей миссии.

В рыночных условиях хозяйствования для решения стоящих перед предприятием задач возникает необходимость объединения (интеграции) предприятий. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью достижения финансовой устойчивости предприятий в условиях сильной конкуренции. [1]

Целями интеграции являются:

1) сокращение продолжительности создания и внедрения новой техники;

2) повышение конкурентоспособности продукции на рынке сбыта;

3) понижение издержек производства;

4) рост рентабельности и прибыли.

В зависимости от поставленных целей и задач предприятия объединяют либо на основе принципа Кооперации, либо Концентрации. Кооперируются предприятия, как правило, для совместного выполнения крупных проектов, для осуществления единых задач и координации поведения на рынке сбыта продукции. Интеграция на основе кооперации может быть временная и постоянная

Совокупность предпринимательства

Начиная с 80-ых годов XX века в России происходят трансформационные процессы, предполагающие формирование новых институтов. Одним из таких институтов является предпринимательство.

Предпринимательство призвано выполнить следующие функции:

1) реализовать предпринимательские инициативы;

2) обеспечить самозанятость;

3) усилить самодостаточность хозяйствующих субъектов при формировании доходов;

4) повысить эффективность функционирования национальной экономики в целом;

5) усилить толерантность между социальными группами

Выполнение перечисленных функций во многом определяется сущностью предпринимательства как коммерческой деятельности в высокорискованной сфере, направленной на получение сверхприбыли на основе производства товара-инноватора или товара рыночной новизны.

При этом в российской теории нет единой трактовки предпринимательства и не определены его отличительные особенности от бизнеса. Как известно, оба вида коммерческой деятельности имеют общие черты:

1) единые принципы хозяйствования (ориентация на получение прибыли, инициативность, самостоятельность и др.);

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

2) общие сферы деятельности (производство товаров, предоставление услуг, финансовая деятельность, консалтинг и др.).

Особенности предпринимательства предполагают формирование его культуры как его базовой отличительной особенности и управленческого фактора, воздействующего на его дальнейшее развитие. [2]

Составляющие предпринимательской культуры

1. Законность. В Конституции РФ запрещается любая коммерческая деятельность, предполагающая монополизацию и использование недобросовестной конкуренции, а также в обязанности субъектов вменяется своевременная уплата налогов и сборов.

2. Строгое выполнение обязательств и обязанностей в соответствии с российским законодательством и традициями делового сообщества

3. Честность при осуществлении коммерческой деятельности ориентирована на личностные характеристики предпринимателя. Именно данный элемент формирует общественное мнение и, как следствие, имидж предпринимателя, отношение к нему социума. Поэтому особенно важным является соблюдение предпринимателями общих этических норм, правил и обычаев делового оборота.

Таким образом, культура предпринимательства это система правовых и этических критериев (норм), регламентирующая отношения внутри делового сообщества, при соблюдении действующих правовых актов, правил, норм.

Выделенные особенности культуры предпринимательства и его структурных составляющих в экономике современной России свидетельствуют о начавшихся прогрессивных изменениях: в личной идентификации; в ориентации при развитии на производство, а не на торговлю; с формированием организационной культуры; в усилении осознании общественной пользы, приносимой людям. [3]

Предпринимательские объединения, их виды и общая характеристика.

Объединения в предпринимательстве - форма интеграции, участники которой осуществляют согласованную предпринимательскую деятельность.

Классификация объединений предпринимателей:

по экономическому содержанию:

а) концерн - способ организации субъектов предпринимательской деятельности путем централизации производственных, научно-технических, внешнеэкономических функций, финансовой и инвестиционной деятельности, сервисного, коммерческого обслуживания, представляющий собой экономическое единство и централизованное управление,

б) конгломерат - совокупность разнопрофильных организаций, не имеющих каких-либо общих производственных основ, но объединенных организационными или финансовыми связями,

в) консорциум - временное договорное объединение с целью осуществления крупных проектов субъектов предпринимательской деятельности, которые сохраняют юридическую самостоятельность,

г) картель - договорная форма объединения хозяйствующих субъектов, в которой участники сохраняют статус юридического лица, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность и определяют общую сбытовую политику и ценообразование с целью усиления влияния на товарных рынках,

д) синдикат - предпринимательское объединение картельного типа, участники которого сбывают свои товары через единую торговую контору, осуществляющую для них закупку сырья,

е) пул - договорная форма предпринимательского объединения, создаваемая для консолидации средств и минимизации предпринимательских рисков с целью распределения полученных от совместной деятельности доходов в конце «пульного» периода.

в соответствии с организационно-правовыми формами:

а) ассоциация (союз) - некоммерческая организация, которая представляет собой договорное объединение коммерческих организаций, созданное в целях координации их предпринимательской деятельности и защиты общих имущественных интересов;

б) финансово-промышленная группа - форма организационного объединения юридических лиц в целях технологической и экономической интеграции;

в) холдинг - совокупность основного общества (товарищества) и дочерних хозяйственных обществ,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

которые ведут согласованную предпринимательскую деятельность и связаны между собой отношениями экономической зависимости и контроля, позволяющими основному обществу (товариществу) определять условия ведения предпринимательской деятельности дочерними обществами;

г) некоммерческое партнерство - некоммерческая организация, основанная на членстве, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, по способу организации объединения:

а) объединения вертикального типа - неравноправные объединения, которые основаны на экономической субординации и контроле (холдинговые компании, унитарные предприятия с хозяйственными обществами (товариществами);

б) объединения горизонтального типа - равноправные объединения, основанные на добровольных отношениях кооперации (ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства, простые товарищества). [4]

Объеденения в мировой практике

В условиях происходящих перемен на современном этапе развития системы мировой экономики международная экономическая интеграция стран с тесными социально-экономическими связями и общими экономическими интересами становится необходимым фактором развития национальной экономики и повышения экономического благосостояния страны.

Мотивы участия стран в международных экономических интеграционных процессах различны. Страны, которые одержимы идеей экономического, во многих случаях военно-политического, господства над всем миром, с целью укрепления своих позиций в торгово-экономических и политических отношениях с другими странами создают международные экономические объединения или вступают в них. Страны со слабым экономическим потенциалом вступают в международные экономические объединения в ожидании получения экономической поддержки от стран-партнеров, увеличения иностранных инвестиций в национальную экономику, получения доступа к внешним рынкам стран-партнеров для реализации товаров и услуг национального производства и т. д.

Политические и социально-экономические взаимосвязи стран со временем приводят к либерализации торговых взаимоотношений, что отражается в свободном перемещении товаров, услуг рабочей силы и капитала. Происходит слияние экономических структур, что приводит к формированию экономических союзов и объединений стран. Процесс формирования таких союзов и объединений в мировой практике получил название международной экономической интеграции.

В современной экономической литературе понятие международной экономической интеграции определяется:

• как объективно обусловленный, но регулируемый и направляемый процесс сближения, взаимной адаптации, переплетения и «срастания» национальных экономических систем отдельных интернирующихся стран в единое экономическое целое;

• взаимоприспособление национальных экономик, включение их в единый воспроизводственный процесс в интернациональных масштабах;

• процесс сближения экономик нескольких государств, способный доходить до их полного слияния и образования единого хозяйственного целого, в котором экономические отношения между странами ничем существенно не отличаются от тех, которые обычно существуют между регионами отдельной страны, а решающую роль в экономической политике начинают играть не органы управления отдельных государств, вошедших в интеграционную группу, а общие для них управленческие органы.

Несмотря на разнообразность этих определений, все они схожи в том, что международная экономическая интеграция - это объективный процесс сближения, переплетения и включения национальных экономик в единТеория международной экономической интеграции основывается на том факте, что существование определенных факторов и экономических условий во взаимоотношениях стран, имеющих одинаковые экономические интересы, цели и стратегии достижения этих целей, постепенно приводит к полному переплетению политических и социально-экономических сфер деятельности этих стран. Поэтому формирование международных экономических объединений можно охарактеризовать как политический и социально-экономический процесс постепенного слияния общественной жизнедеятельности взаимодействующих стран. Исходя

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070

из экономических и социальных параметров стран можно определить, какая степень интеграции подходит для них. Именно выбор странами правильного интеграционного объединения может привести к эффективной реализации всеобщих экономических целей и задач. [5] Список использованной литературы:

1.Вотчель Л.М. Россия — Деятельность межотраслевых предпринимательских конгломератов в международной экономике. Серия: Управление экономическими системами. 2013. № 9

2.Предприниматели как совокупность социальных групп. [Электронный ресурс] URL: http://allrefs.net/c5/3s5q8/p7/

3. Основные составляющие культуры предпринимательства. Рубрика: Менеджмент и трудовые отношения [Электронный ресурс] URL: http://revolution.allbest.ru/management/00387649_0.html

4.Предпринимательские объединения, виды и характеристика. [Электронный ресурс] URL: http://www.studfiles.ru/preview/1463185/

5. Объеденения в мировой практике. [Электронный ресурс] URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=799319

© Подылин А.А., 2016

УДК 331.108.44

Е. С. Попова

Магистрант института экономики и управления Уфимский государственный авиационный технический университет

Л. Д. Сайфуллина к.э.н., доцент кафедры «УСиЭС» Уфимский государственный авиационный технический университет

Г. Уфа, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация

На сегодняшний день все больше руководителей отмечают важность управления человеческими ресурсами, поскольку персонал - одна из главных движущих сил современных организаций. В частности, особое внимание уделяется оценке трудового потенциала, как задаче стратегического характера: вложения в персонал сегодня - это успех предприятия завтра. Не маловажную роль играют молодые специалисты, от того какой вклад организация внесет в развитие их потенциала, зависит насколько они будут мотивированы к эффективной трудовой деятельности, направленной на достижение тактических и стратегических целей.

Ключевые слова

Трудовой потенциал; управление персоналом; человеческие ресурсы; молодые специалисты; индивидуальный коэффициент; творческий паспорт.

В последнее время эксперты все чаще обращаются к проблематике, связанной с феноменом трудового потенциала, что обусловлено повышением стратегической роли человеческих ресурсов в деятельности современной организации. Развитие потенциала человека и его социального благополучия становится одним из надежных и долгосрочных вкладов в успех предприятия, поскольку все больше организаций рассматривают персонал как один из важнейших стратегических ресурсов.

Трудовой потенциал личности - это совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.