Научная статья на тему 'Предпринимательская сеть как противопоставление рынку'

Предпринимательская сеть как противопоставление рынку Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СЕТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ложкин А. Г.

Предпринимательские сети как инструмент обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики в рыночных условиях имеет ряд внутренних условий, способных противопоставить объект исследования рынку. В числе ключевых особенностей предпринимательских сетей, обеспечивающих данное противопоставление, – особая система ценностей в совместной деятельности, трансформация сетей в сети выживания, формализация сетевых взаимоотношений как средство ограничения входа на рынок, приоритет доверия над эффективностью, инерция плановых сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательская сеть как противопоставление рынку»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СЕТЬ КАК ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ РЫНКУ

© Ложкин А.Г.*

Уфимская государственная академия экономики и сервиса, г. Уфа

Предпринимательские сети как инструмент обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики в рыночных условиях имеет ряд внутренних условий, способных противопоставить объект исследования рынку. В числе ключевых особенностей предпринимательских сетей, обеспечивающих данное противопоставление, - особая система ценностей в совместной деятельности, трансформация сетей в сети выживания, формализация сетевых взаимоотношений как средство ограничения входа на рынок, приоритет доверия над эффективностью, инерция плановых сетей.

Ключевые слова предпринимательство, сетевое взаимодействие, предпринимательская сеть.

Конечность (понимая под этом не столько ограниченность, сколько небольшое количество) числа участников локальных сделок на локальных рынках, и их существенная способность прямо воздействовать на итоги взаимодействия, вне сомнения, противоречат принципам совершенной конкуренции и, ставят под сомнение достижимость равновесного состояния экономической системы.

При этом, как отмечает А.Н. Олейник [3], феномен локальности существует не только в географическом, но и институциональном, социальном пространстве: «например, географически близкий поставщик может в то же самое время являться далеким в социальном смысле, если велики сомнения относительно его благонадежности».

В широком смысле «предпринимательская сеть» - это система долгосрочных неформализованных или «мягко формализованных» взаимодействий независимых субъектов хозяйствования, основанных на совместном использовании ресурсов, особой системе ценностей, направленных на минимизацию рисков, внедрение новаций, диверсификацию бизнеса, реализацию потенциальных возможностей с максимальной выгодой [2, с. 6].

Именно особая система ценностей, а также совместная деятельность выступают основополагающими в позиционировании предпринимательской сети как явления, порожденного рыночной экономикой, но, при определенных условиях, - противополагаемого последней.

Еще К. Кук и Р. Эмерсон определили сеть как набор двух и более взаимосвязанных отношений обмена. В таком определении сеть противопоставляется рыночным отношениям.

* Соискатель.

Современные проблемы экономической теории и практики

9

Можно выделить явные («сети к...», формализация сетевых взаимоотношений как средство ограничения входа на рынок) и неявные формы (приоритет доверия над эффективностью, понуждение к исполнению, инерция плановых сетей) противопоставления сети рынку.

«Сети к ...»

Так, в российской экономике сосуществуют две противоположные категории межфирменных сетей: «сети к» и «сети от». «Сети к» - конгломераты с преобладающим центростремительным движением трансакций, «сети от» -центробежным. Это обусловлено следующими причинами. С одной стороны, отдельные крупные предприятия, созданные еще в период плановой экономики, продолжают реализовывать самые простые формы маркетинга взаимоотношений, формируя замкнутый круг трансакций в рамках «сети к» -т.н. сети выживания. Подобные сети состоят из организаций, не находящих перспектив своего существования в условиях рыночной конкуренции и объединяющихся с целью изоляции входящих в сеть фирм. Причем структура таких сетей, как правило, основывается на связях, сформированных еще в условиях плановой экономики.

Формализация сетевых взаимоотношений как средство ограничения входа на рынок

Другой основой противопоставления сети рынку выступает формализация сетевых взаимоотношений как средство ограничения входа на рынок или выхода из него.

Так, важнейшие барьеры для входа на рынок, характерные для промышленных отраслей, - существенная капиталоемкость, инерционность полного цикла инвестиций, уникальность отдельных производственных объектов, затрудненность или невозможность организационного выделения технологических переделов за рамки предприятия, высокая пожарная и взрыво-опасность технологических процессов, экологические вопросы, вредные условия труда, двойные технологии и пр. Данные барьеры самодостаточны и не требуют формирования сетей как способа ограничения входа или выхода из отрасли. Их преодоление также не обеспечивается сетевым взаимодействием. В сервисных секторах экономики ситуация прямо противоположна, что обусловливает, к примеру, значительную активизацию создания формальных сетей (к примеру, саморегулируемых организаций) именно в сервисных секторах (аудит, оценка, услуги в сфере промышленной и экологической безопасности, строительные услуги и пр.).

Приоритет доверия над эффективностью. Понуждение к исполнению

В условиях недостаточного обеспечения гарантии сделки сети выступают соответствующим институциональным инструментом проверки. До-

10

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

верие к контрагенту, основанное на его участии в сети, выступает важным условием совершения трансакции, иногда даже в противовес экономической целесообразности.

С другой стороны, этот эффект сети красочно описан С.Ю. Барсуковой как то, что «сетевые каналы ... основаны не на вере в индивидуальную честность, а на способности сетевого мира вынудить индивида соблюдать условия взаимодействия» [1, с. 53]. В таком случае отнесение соответствующих управляющих воздействий даже в ущерб конкретному субъекту сети к процедуре рационализации сетевых взаимодействий не только и не столько возможно, но и, при достижении общего положительного экономического эффекта, следует считать эффективными управляющими воздействиями. Тем не менее, сеть зачастую выступает инструментом обеспечения сделок, не полагаясь на соответствующие общественные институты рыночной экономики и даже действуя в обход них.

Инерция плановых сетей

Подавляющее большинство взаимодействий между предприятиями в условиях плановой экономической системы советского периода было детерминировано административными механизмами управления. Высокая степень производственной концентрации и невозможность в плановой экономике самостоятельного выбора контрагентов создали предпосылки для персонификации отношений «красных директоров». В результате основное развитие получили сети, которые можно назвать «плановыми отраслевыми сетями» и управление которыми осуществлялось соответствующими отраслевыми министерствами и комитетами. Следует отметить, что в наименьшей степени они сохранились в сфере услуг как секторе, который в первую очередь и в наибольшей степени подвергся реформированию в начальный этап становления рыночной экономики. В основе же формирования и развития взаимоотношений и межфирменных сетей иностранных компаний, напротив, лежат рыночные принципы взаимодействия фирм.

Список литературы:

1. Барсукова С.Ю. Вынужденное доверие сетевого мира // Политические исследования. - 2001. - № 2.

2. Зотов А.А. Формирование и развитие снабженческих предпринимательских сетей: автореф. дисс. ... кандидата экономических наук. - СПб.: Санкт-Петербургский гос. инженерно-экономический университет. - 2008. -19 с.

3. Олейник А.Н. Модель сетевого капитализма [Электронный ресурс] // О ситуации в России. Альманах «Восток». - 2004. - № 4 (16). - Режим доступа: http://www.situation.ru/app/j_art_366.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.