Научная статья на тему 'Предпринимательская подготовка как средство профессионализации студентов колледжей Москвы'

Предпринимательская подготовка как средство профессионализации студентов колледжей Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОЕКТИРО- ВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / КОНКУРС / ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BUSINESS EDUCATION / ENGINEERING / MOTIVATION / CONTEST / TUTOR- ORGANIZER / SELF-CONTAINED ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисов Андрей Станиславович

В статье раскрывается сущность предпринима- тельской подготовки студентов колледжей, которая позволяет по сред- ствам самостоятельной проектной деятельности обучающихся реализо- вывать различные траектории профессионального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисов Андрей Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS EDUCATION AS MEANS FOR THE PROFESSIONAL IMPROVEMENT OF STUDENTS IN MOSCOW COLLEGES

This article details the essence of setting-up in business education for students in colleges. This sort of preparation, together with a self-contained designing activity, enables to realize various trends in the professional education.

Текст научной работы на тему «Предпринимательская подготовка как средство профессионализации студентов колледжей Москвы»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ МОСКВЫ

Ключевые слова: предпринимательская подготовка, проектирование, мотивация, конкурс, педагог-организатор, самостоятельная деятельность.

Keywords: Business education, engineering, motivation, contest, tutor- organizer, self-contained activity.

Аннотация: В статье раскрывается сущность предпринимательской подготовки студентов колледжей, которая позволяет по средствам самостоятельной проектной деятельности обучающихся реализо-вывать различные траектории профессионального становления.

Abstract: This article details the essence of setting-up in business education for students in colleges. This sort of preparation, together with a self-contained designing activity, enables to realize various trends in the professional education.

В современном законодательстве предпринимательство определено как индивидуальная, самостоятельная деятельность граждан и объединений, направленная на получение прибыли и осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность. Именно поэтому это определение не отменяет интерпретации предпринимательства как возможной формы обучения студентов колледжей к самостоятельной, осуществляемой под собственную ответственность, коммерческой и профессиональной деятельности, целью которой является получение прибыли (материальной, трудовой, научной и др.).

Опыт проведения ежегодного конкурса «Лучший предпринимательский проект студенческой и учащейся молодежи города Москвы» свидетельствует, что предпринимательская подготовка предполагает не только вовлечение молодежи в самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность, т.е. личностное развитие в рамках современных рыночных отношений, но и, независимо от современных экономических предпочтений, обеспечивает молодому человеку возможность проектирования собственного карьерного пути. В системе начального и среднего профессионального образования предпринимательская подготовка выступает не просто отдельным образовательным элементом, а отдельным комплексом различных мероприятий (учебный курс, конкурс, бизнес-фестиваль, методическое сопровождение реализации проектов), позволяющим в ходе профессионального обучения актуализировать проблему собственного профессионального и социального развития после обучения.

Экономическое содержание термина «предпринимательство» зачастую отождествляют с терминами «бизнесмен», «коммерсант», «торговец» и пр., что, с точки зрения экономического понимания, оправдывает себя. Между тем, мы считаем целесообразным расширить понимание предпринимательства как отдельного социокультурного явления, позволяющего студенту профессионального образовательного учреждения самостоятельно выстраивать траекторию карьерного движения, создавать и самостоятельно реализо-вывать планы профессионального развития

На рисунке 1 представлено понимание предпринимательской деятельности в развитии педагогической, психологической и социальной практики.

Рис 1. Различение понятий «предприниматель», «бизнесмен», «коммерсант»

Представленное на рисунке 1 различение понятий позволяет, не утрачивая экономического понимания, выделить предпринимательскую деятельность обучающихся как многомерное явление, характеризующее студента в качестве субъекта, реализующего самостоятельную деятельность по адаптации, профессиональному становлению, трудоустройству в современном обществе.

Реализуемый в ряде учреждений среднего профессионального образования Москвы (колледжи №11, 16, 24, 58 и др.) подход в профессиональной подготовке позволяет вовлекать студентов в самостоятельную предпринимательскую деятельность, которая направлена на проектирование траекторий профессионального развития. В основе такой предпринимаемой студентами деятельности лежит необходимость самоопределения «зон собственного развития», недостающих в себе деловых, коммуникативных, интеллектуальных способностей, связанных, прежде всего, с наращиванием различных внутренних ресурсов для реализации собственной проектной деятельности.

По своему содержанию включение студента в опыт предпринимательской деятельности, в действия по принятию шагов к проектированию собственной будущей профессиональной деятельности в учреждениях профессионального образования реализуются по следующей схеме:

1. В первый год профессионального обучения происходит:

- ознакомление студентов с предметом деятельности (на этом этапе формируются личные основания (целеполагание) к деятельности которую предстоит освоить;

- включение студента в реализацию предпринимательского проекта через участие в процесс деятельности команды (группы, коллектива);

- формирование мотивации обучающихся к проявлению собственных профессиональных замыслов, самостоятельной проектной логики посредством различных проблемных организационно-деятельностных игр и семинаров;

- освоение основ предпринимательской деятельности, через изучение базовых понятий: «знания, умения, навыки», «средства, инструменты, способы деятельности» и пр.

2. Второй год профессионального обучения предполагает:

- введение студентов в рефлексивную деятельность посредством серии организационно-деятельностных игр и семинаров, направленных на осознание собственного профессионального выбора и построения личной траектории развития;

- реализация выбранной проектной траектории сопряженной в идеале с профилем профессионального обучения;

- изучение исторических и культурных основ выбранной профессиональной деятельности.

3. На третьем, завершающем году обучения:

- постановка проектно-практической деятельности студентов в жесткие рамки; основное условие - результат проектной (профессиональной) деятельности должен переводиться в реальный ресурс, причем конкретный - материальный, финансовый, информационный;

- проведение инженерно-педагогическими работниками экспертизы достигнутого результата проектно-практической деятельности; проведение государственных экзаменов, подготовка и защита дипломных проектов.

Условием успешности такого подхода является параллельное сопряжение реализуемого студентами практического опыта с теоретическими знаниями, получаемыми в ходе обучения. Формируемые навыки предпринимательской деятельности обучающихся по развитию собственных карьерных планов закрепляются научно-практическими семинарами, сборами проектных групп, обсуждением результатов проводимой деятельности. При этом студенты должны осознавать, что их приобщают к реальной деятельности, за которую нужно нести самостоятельную ответственность, при этом необходимо уметь наращивать и предъявлять собственные средства и инструменты профессиональной деятельности, осуществлять организационное планирование и программирование своих профессиональных шагов, прогнозировать и планировать будущий результат, достигать его.

Реализуемый в ряде колледжей Москвы подход к вовлечению в различных формах в самостоятельную предпринимательскую деятельность позволяет: сформировать у студентов навыки самостоятельного поиска новых знаний и необходимых умений; реализовать самостоятельную проектную деятельность студентов; обеспечить взаимодействие педагогов и обучаемых, обучаемых между собой с ориентацией на конкретный результат; повысить мотивацию к профессиональному развитию студентов; повысить деловую активность и снизить порог дискомфорта в случае неудач; обучить студентов навыкам рефлексивного анализа и оценки собственных шагов и результатов деятельности.

Всё вышесказанное позволяет современным учреждениям профессионального образования поддерживать конкурентоспособность и развивать различные формы проектной деятельности как обу-

чающихся, так и инженерно-педагогических работников. Разработка индивидуального проекта или участие в групповом проекте позволяют студентам через развитие собственного практического опыта усилить способности к рефлексии, анализу ситуации, пошаговому программированию, осмыслению и проектированию собственной профессиональной деятельности. При этом важным в мотивации к предпринимательской деятельности является устойчивое желание самореализации студента путем активной деятельности, главное условие которой - чёткая цель и ресурсы её достижения.

Можно выделить два основных блока в предпринимательской подготовке:

1. Теоретический блок, состоящий из необходимых знаний о самостоятельной предпринимательской деятельности, в него входят: предпринимательское право, история и этика предпринимательской деятельности, основы бухгалтерского учета, основы менеджмента и маркетинга, основы проектного метода, бизнес-планирование и пр.

2. Практический блок, включающий в себя различные практико-ориентированные мероприятия:

- проведение самостоятельного маркетингового исследования в рамках освоения профессии, например, могут быть задания на изучении рынка вакансий, анализа профессиональных технологий используемых на конкретных предприятиях и фирмах города, изучение условий по созданию рабочего места или производственного участка в реальном экономическом секторе;

- участие в совместной проектной работе с обучающимися и преподавателями в рамках разработок предметных предпринимательских проектов или практической работы в прикладных творческих профессиональных мастерских учреждений профессионального образования;

- самостоятельная разработка и реализация в ходе профессионального обучения в образовательном учреждении предпринимательского проекта собственной профессиональной деятельности, замыслом которого является модель профессиональной деятельности в качестве независимого субъекта хозяйствования (в форме конкретного юридического или физического лица);

- участие в организационно-деятельностных и ролевых играх, которые позволяют обучающемуся выйти за предмет профессиональной деятельности и взять на себя роль (позицию) менеджера, маркетолога, экономиста, рекламного агента и др. в искусственно смоделированной экономической ситуации.

Основными условиями при организации предпринимательской подготовки студентов в учреждениях профессионального образования являются:

• деятельность педагога-организатора (наставника) предпринимательской подготовки, способного вовлечь обучающегося в опыт проектно-предпринимательской деятельности;

• сопряжение профессиональных целей обучающегося с предпринимательскими целями, через формирование самостоятельного профессионального проекта обучающегося;

• предпринимательская подготовка, обеспечивающая наращивание не только теоретических знаний, но и опытов погружения обучающихся в реальную практику предпринимательской деятельности;

• развитие организационных мероприятий по созданию и поддержке предпринимательских инициатив обучающихся (методические семинары, конкурсы, ресурсное обеспечение сопровождения предпринимательских проектов).

Опыт организации городских мероприятий по вовлечению обучающихся в самостоятельную предпринимательскую деятельность позволяет выделить ее основные цели, которые стимулируют обучающихся находить предпринимательские идеи, разрабатывать и осуществлять предпринимательские проекты: получение ресурсов (материальных, информационных, духовных и иных) для удовлетворения личных потребностей, трудоустройство на рынке труда, активная социализация через самостоятельную деятельность.

Предпринимательская деятельность усиливает мотивацию обучающихся учреждений профессионального образования к получению новых знаний, наращиванию и расширению профессиональных навыков и способностей, достижению профессиональных квалификаций, построению личной траектории карьерного движения.

В качестве катализатора мероприятий по развитию предпринимательской подготовки может выступить полипрофессиональный практико-ориентированный учебный курс «Маркетинг и менеджмент предпринимательских проектов», в настоящее время реализуемый в различных формах: отдельные факультативные занятия и отдельные экономические дисциплины, предусмотренные образовательным стандартом (колледжи №4, №6, №16, №24 и др.), а также формами внеурочной работы: школа мастеров (колледж №11) или учебно-производственный участок «Свияжск» (колледж №26). Данный курс позволяет в управленческом плане вовлекать студентов в проектные формы деятельности и обучения в рамках реализации курсовых проектов и учебных заданий, в содержательном плане развивать теоретические знания и практические предпринимательские способности, в организационном плане - тиражировать опыт участия студентов в городских мероприятиях, конкурсах, иных формах проектной работы (рис.2).

Рис.2.

Реализация элементов данной модели позволила создать технологию проектирования и осуществления профессиональной карьеры обучающихся средствами самостоятельной предпринимательской деятельности. По своему содержанию учебный курс обеспечивает ускоренную профессионализацию, стимулирует мотивацию обучающихся к собственному профессиональному развитию. Логика реализации учебных заданий позволяет через проблематизацию актуализировать необходимость предпринимательской деятельности, вывести на самостоятельное проектирование студентами такой деятельности и обеспечить педагогам-наставникам сопровождение реализации предпринимательского проекта (рис.З.):

ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИЯ

Рис.3

1-й этап - проблематизация. Главным на данном этапе является наращивание средств самомотивации и самоактуализации обучающихся в рамках сконструированного преподавателем образовательного пространства. На этом этапе обучающийся выстраивает рефлексивную позицию по отношению к своему «я» и окружающему социальному пространству. Технологически процесс самомотивации и самоактуализации можно представить в виде следующей схемы:

1. Обучающийся анализирует образцы и способы профессиональной реализации в социуме, на примере конкретных людей изучает, что и каким образом можно в жизни достичь, какую социальную позицию (социальную нишу) в обществе можно занять в результате профессиональной деятельности.

2. Обучающийся выбирает наиболее интересный для себя результат социальной и профессиональной самореализации.

3. Обучающийся начинает в сознании конструировать собственный идеальный тип самореализации личных, профессиональных интересов.

2-й этап - проектирование. В основе любого проекта заложено главное - наличие и обеспеченность проекта необходимыми для реализации ресурсами. На этапе проектирования предпринимательской деятельности обучающемуся важно определить имеющиеся и требующиеся ему для реализации ресурсы. Ресурсы могут быть различными: от мате-

риальных (компьютер, транспорт, инструменты, материалы, помещение), информационных (договор с поставщиком или заказчиком, договоренности с коллегами и друзьями) до образовательных (наличие необходимых навыков, знаний о предмете деятельности, соответствие образовательному уровню (начальному, среднему или высшему профессиональному образованию), кадровых и других. Рамки проекта задаются различными показателями: местом реализации проекта, спецификой осуществляемой деятельности, финансовыми условиями, количеством участников проекта, размером вложенных средств в реализацию проекта, юридической формой и др.

Очень важным моментом на этапе проектирования является то, что реализация собственного замысла возможна только в условиях, когда планируемая предпринимательская деятельность будет приносить реальную прибыль. При этом главным условием является наличие реального спроса (потребителя, заказчика, инвестора) на результаты осуществляемой предпринимательской деятельности.

3-й этап - планирование. До начала реализации предпринимательской деятельности, необходимо составить организационный план предполагаемых действий, направленных на разворачивание реальной предпринимательской деятельности. Четкое и грамотное составление организационного плана - необходимый элемент любой деятельности, направленной на быстрое и результативное решение поставленных задач и достижения цели.

4-й этап - реализация. В ходе реализации обучающийся начинает использовать все имеющиеся у него необходимые в проекте ресурсы для получения результата и достижения поставленной цели.

Полученные в ходе такой подготовки навыки помимо основной способности к реализации самостоятельной предпринимательской деятельности, позволяют: определять круг задач для решения поставленной цели; уметь организовывать себя и других; непринужденно вступать в коммуникацию с людьми; уметь находить и конструировать новые способы, технологии, ресурсы, направленные на реализацию поставленных целей; приобщаться к различным опытам профессиональной деятельности; оптимально планировать и организовывать собственную деятельность и деятельность других; определять и находить круг необходимых ресурсов для решения поставленных задач; действовать в команде; принимать оперативно решения в сложных ситуациях; находить и использовать различные информационные источники для решения практических задач; привлекать сторонних участников для решения единовременных задач.

В современных условиях предприниматель является аналитиком, умеющим ориентироваться в огромном потоке информации,

использовать достижения прикладных и фундаментальных наук1. Следовательно, в содержании предпринимательской подготовки в учреждениях профессионального образования должна быть включена проектная деятельность, развивающая предмет будущей профессиональной деятельности обучающегося. В таком случае разработка предпринимательского проекта на основе предмета профессиональной деятельности позволяет обучающимся проектировать и реализовывать проекты (рис.4.): создание рабочего места в структуре действующего предприятия (производственного участка) в рамках конкретного предприятия или даже на базе учебно-производственных мастерских учреждения профессионального образования; создание нового предприятия, организация юридического лица на существующем рынке; совершенствование рабочего места посредством внедрения новых организационных и технологических подходов в существующий производственный процесс; организация коммерческого или иного предприятия, приносящего материальную прибыль, но не связанного с выбранным профилем профессионального обучения.

Предпринимательская деятельность в молодежной среде позволяет обучающимся за счет приобретенных навыков эффективнее предъявлять себя на рынке труда и самореализовываться в профессиональной деятельности. В качестве конкретного примера можно привести финалистов-участников городского конкурса «Лучший предпринимательский проект студенческой учащейся молодежи города Москвы» в 2009 году студентов с ограниченными возможностями здоровья Строительного колледжа №26 (педагог-наставник А.Н. Бартеньев). В настоящее время, в 2010 году, при поддержке Центра занятости г. Коломны ими созданы и реализуются в форме индивидуальных предприятий мастерские по изготовлению сувенирной продукции из кожи, и эксклюзивных изделий из металлоконструкций. За пятнадцать лет проведения городского конкурса «Лучший предпринимательский проект студенческой и учащейся молодежи города Москвы» выпускниками учреждений среднего профессионального образования г. Москвы созданы десятки малых предприятий различного профиля, от мастерских по утилизации автотранспорта до участков по производству мебельной продукции.

Развитие различных элементов предпринимательской подготовки (учебных и практико-ориентированных) является одной из задач инновационного развития современного учреждения профес-

1 Колоков, В.А. Предпринимательство в условиях глобализации: Фундаментальные исследования. - М. : ООО «Издательский Дом «Академия Естествознания», 2005. - С. 7577. http://elibrary.ru/item.asp?id=10435339.

сионального образования. Предпринимательские навыки и способности (компетенции) должны быть присущи современному работнику. Без наличия постоянных, долгосрочных целей профессиональной деятельности, без способности видеть конечный результат деятельности и умения сформулировать новую цель, используя полученный опыт, невозможно профессиональное развитие. В современных условиях предпринимательство становится не просто одним из способов экономической активности населения, а действенным и эффективным механизмом по профессиональному становлению и социальному развитию обучающихся.

Профессиональная подготовка в колледже

Погружение в предмет профессиональной деятельности

Предпринимательская подготовка в колледже

Создание нового рабочего места через внедрение новых организационных, технологических, и др. подходов в производственный процесс

Реализация профессиональной деятельности по окончанию колледжа

Трудоустройство по профилю освоенной

профессии (специальности), по направлению колледжа, центра занятости, совету родителей, друзей.

Коммерческое предприятие не связанное с выбранным профилем профессионального обучения

Создание рабочего места

в структуре действующего предприятия (производственного участка)

Создание рабочего места

по средствам создания нового предприятия на существующем рынке

Рис.4 95

Предпринимательство, таким образом, представляется не как способ экономической деятельности, а как механизм профессионального развития студентов, направленный на собственное становление: профессионализации и трудоустройство в современном социуме.

1. Ломакин, О., Марчак, И., Потапов, А. Молодежный бизнес-инкубатор как форма адресной поддержки предпринимательских инициатив в системе профессионального образования [Текст] / под общей ред. А.С. Потапова. - М., 2006. - 72 с.

2. Швецов, В.В., Парамонов, А.И., Слободчиков, В.И., Павлов И.С. и др. Предпринимательство как новое содержание профессионализма [Текст] / под общей редакцией В.В. Швецова. - М., 2005. -124 с.

3. Быков В.В., Парамонов А.И., Зверев С.М., Скворчевский К.А. и др. Развитие предпринимательской инициативы учащейся и студенческой молодежи [Текст]. - М., 2005 - 111 с.

4. Журавлев, Б., Ломакин, О., Муртазина, Е., Потапов, А. Оценка индивидуальных способностей молодежи к индивидуальной деятельности [Текст] : учебно-методич. Пособие / Б. Журавлев, О. Ломакин, Е. Муртазина, А. Потапов. - М. : МИФИ, 2006 - 68 с.

5. Бизнес-планирование [Текст] : учеб. пособие для студ. ср. проф. учеб. заведений / А.И. Гомола, П.А. Жанин. - 2-е изд., стер. -М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 144 с.

6. Педагогическое сопровождение предпринимательской подготовки молодежи [Текст] : метод. рекомендации / В.В. Быков, А.С. Борисов. - М. : НФ «Подросток - право на будущее», 2002. - 26 с.

7. Быков, В.В., Ощепков, П.В., Парамонов, А.И. Развитие предпринимательства в молодежной среде [Текст] / под общей ред. А.С. Потапова. - М., 2001. - 158 с.

8. Предпринимательство: учебник / под ред. М.Г. Лапусты. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 667 с. - (Высшее образование).

9. Колоков, В.А. Предпринимательство в условиях глобализации: Фундаментальные исследования. - М. : ООО «Издательский Дом «Академия естествознания», 2005. - С 75-77. Электронная библиотека http://elibrary.ru/item.asp?id=10435339.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.