Научная статья на тему 'Умение работать в социо-культурном пространстве залог эффективной предпринимательской подготовки'

Умение работать в социо-культурном пространстве залог эффективной предпринимательской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Умение работать в социо-культурном пространстве залог эффективной предпринимательской подготовки»

УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В СОЦИО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ -ЗАЛОГ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ

БОРИСОВ А.С.

Предпринимательская подготовка обучающихся в колледжах состоит из активных методов педагогической работы направленных на выявление, формирование, закрепление и развитие предпринимательских способностей в профессиональной деятельности.

По своей структуре предпринимательской подготовка состоит из следующих компонентов:

1. Теоретический блок, состоящий из необходимых знаний о самостоятельной предпринимательской деятельности, в него входят: предпринимательское право, история и этика предпринимательской деятельности, основы бухгалтерского учета, основы менеджмента и маркетинга, основы проектного метода, бизнес-планирование и пр.

2. Практический блок, включающий в себя различные практико-ориентированные мероприятия:

- проведение самостоятельного маркетингового исследования в рамках освоения профессии, например, это могут быть задания на изучении рынка вакансий, анализа профессиональных технологий используемых на конкретных предприятиях и фирмах города, изучение условий по созданию рабочего места или производственного участка в реальном экономическом секторе;

- участие в совместной проектной работе с обучающимися и преподавателями в рамках разработок предметных предпринимательских проектов или практической работы в прикладных творческих профессиональных мастерских учреждений профессионального образования;

- самостоятельная разработка и реализация в ходе профессионального обучения в образовательном учреждении предпринимательского проекта собственной профессиональной деятельности, замыслом которого является модель профессиональной деятельности в качестве независимого субъекта хозяйствования (в форме конкретного юридического или физического лица);

- участие в организационно-деятельностных и ролевых играх, которые позволяют обучающемуся выйти за предмет профессиональной деятельности и взять на себя роль (позицию) менеджера, маркетолога, экономиста, рекламного анкета и др. в искусственно-смоделированной экономической ситуации.

В совокупности такая подготовка позволяет у обучающихся активизировать жизненную позицию, и способствуют построению профессиональной карьеры средствами самостоятельной предпринимательской деятельности. Учитывая, что смена экономических формаций и видов и типов профессиональной деятельности сопровождает современного человека на протяжении всей его жизни, наращивание адаптационных предпринимательских навыков и способностей становится актуальным при профессиональной подготовке по различным профессиям и специальностям. Опыт предпринимательской (проектной) деятельности для специалиста любой сферы деятельности позволяет эффективнее выявлять и использовать источники профессиональной информации, конструировать и реализовывать траектории профессионального движения (самореализации), конкурировать по трудоустройству на рынке труда.

Учебная логика предпринимательской подготовки направленная на активизацию личных навыков и способностей и научение основам предпринимательской деятельности неразрывно связана с логикой развития реальной предпринимательской деятельности. Невозможно научится водить автомобиль, не сев за руль и не попробовав на нем ездить. Также и с предпринимательской деятельностью, невозможно стать предпринимателем, не начав предпринимать, действовать в задуманной логике, не начав разворачивать самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Существует технологическая схема развития в рамках учебной предпринимательской подготовки реальной предпринимательской деятельности, она выстроена следующим образом (рис. 1):

Рис.1 Этапы развития предпринимательской деятельности 1-й этап - Проблематизация. Главным моментом на этом этапе является наращивание у обучающегося средств самомотивации и самоактуализации в рамках сконструированного преподавателем образовательного пространства. На этом этапе обучающийся выходит в рефлексивную позицию по отношению своего «я» и окружающего соци-

ального пространства. Технологически процесс самомотивации и самоактуализации можно представить в виде следующей схемы:

1. Обучающийся анализирует образцы и способы профессиональной реализации в социуме, на примере конкретных людей изучает, что и каким образом можно в жизни достичь, какую социальную позицию (социальную нишу) в обществе можно занять в результате профессиональной деятельности.

2. Обучающийся выбирает наиболее интересный для себя результат социальной и профессиональной самореализации.

3. Обучающийся начинает в сознании конструировать собственный идеальный тип самореализации своих личных, профессиональных интересов.

2-й этап - Проектирование. В основе любого проекта заложено главное - наличие и обеспеченность проекта необходимыми для реализации ресурсами. На этапе проектирования предпринимательской деятельности обучающемуся важно определить имеющиеся и требующиеся ему для реализации ресурсы. Ресурсы могут быть различными: от материальных (компьютер, транспорт, инструменты, материалы, помещение), информационных (договор с поставщиком или заказчиком, договоренности с коллегами и друзьями) до образовательных (наличие необходимых навыков, знаний о предмете деятельности, соответствие образовательному уровню (начальному, среднему или высшему профессиональному образованию), кадровых и других. Рамки проекта задаются различными показателями: местом реализации проекта, спецификой осуществляемой деятельности, финансовыми условиями, количеством участников проекта, размером вложенных средств в реализацию проекта, юридической формой и др.

Очень важным моментом на этапе проектирования является то, что реализация собственного замысла возможно только в условиях, когда планируемая предпринимательская деятельность будет приносить реальную прибыль. При этом главным условием является наличие реального спроса (потребителя, заказчика, инвестора) на результаты осуществляемой предпринимательской деятельности.

3-й этап - Планирование. До начала реализации предпринимательской деятельности, необходимо составить организационный план предполагаемых действий направленных на разворачивание реальной предпринимательской деятельности. Четкое и грамотное составление организационного плана необходимый элемент любой деятельности, направленной на быстрое и результативнее решение поставленных задач и достижения цели.

Организационный план - это поэтапная, пошаговая, расписанная по времени структура развития предприятия (индивидуального дела предпринимателя) составленная с учетом всех необходимых для реализации проекта задач, привлекаемых ресурсов.

Примерный организационный план развития предпринимательской деятельности может состоять из следующих элементов (элементы могут меняться зависимости от специфики проектной деятельности):

1. Сбор необходимой информации по реализации проекта;

2. Составление графика деловых встреч;

3. Составление графика привлечения финансовых средств (оплата услуг нотариуса, аренда помещения, аренда и закупка оборудования, затраты на дообучение и др.);

4. Составление бизнес-плана предпринимательской деятельности;

5. Составление графика оформления юридических документов (для создания юридических лиц или оформления индивидуального предпринимательства);

6. Подготовка плана закупки оборудования, и пр.

4-й этап - Реализация. В ходе реализации предприниматель начинает использовать все имеющиеся у него необходимые в проекте ресурсы для получения результата и достижения поставленной цели.

На этом этапе, помимо реализации организационного плана реализации предпринимательской деятельности важным моментом является работа с информационными источниками. От навыков работы с ними зависит качество корректировки организационного плана реализации проекта. Обычно информационные источники обеспечивают предпринимателя актуальной информацией:

- об изменениях структуры рынка;

- о ценах на материалы и оборудование;

- о новых предпочтениях потребителя;

- о конкурентной политике на рынке;

- о лицензировании деятельности, и о многом другом.

Эффективная работа с информационными источниками это верный путь к минимизации затрат в ходе реализации проекта.

На протяжении всех этапов развития предпринимательской деятельности проектант вынужден уметь работать с окружающим его информационным пространством, в котором он вступает в различные типы информационного взаимодействия (контакты, договора, изучения, исследования, межличностные и межгрупповые коммуникации, экспертные оценки той или иной необходимой ему информации). Задача педагога в ходе предпринимательской подготовки сформировать у обучающегося «информационные» навыки и способности предпринимателя, которые формулируются помимо основных деятельностных навыков и способностей (целеполагания, самоорганизации, принятия решений, формирования новых ресурсов и др.) в следующую группу навыков (рис.2):

Рис.2. Структура информационных навыков и способностей специалиста

1. Навыки поиска, сбора и выявления источников необходимой информации для самостоятельной реализации предпринимательской деятельности (Интернет сайты, уличная реклама, справочники и иные печатные информационные издания и пр.);

2. Навыки отбора, обработки (по критериям) и анализа нужной информации из массива полученных данных;

3. Навыки администрирования необходимой информации, включающие в себя знание делопроизводства, документооборота, способы оформления используемой в ходе предпринимательской деятельности различной проектной документации;

4. Навыки владение информационными средствами коммуникации, которые делятся две составляющие:

- технические средства (компьютер, принтер, факс, ксерокс, мобильная связь, Интернет и др.)

- программные средства (поисковые информационные программы, электронные базы данных, программные средства ввода и обработки информации и др.);

5. Навыки построения (конструирования) информационной коммуникации с различными деловыми партнерами, потенциальными потребителями, заказчиками услуг, представителями органов управления на местах, инвесторами.

В настоящее время, все реализуемые предпринимательские проекты обучающихся можно разделить на три типа:

1. Проект по созданию реально-действующего производственного участка, предприятия по выпуску определенной продукции и оказанию услуги.

В качестве примера можно привести производственный участок малых архитектурных форм «Свияжск» (руководитель проекта Тузов Дмитрий) реализованный на базе Строительного колледжа №26. В настоящее время проект вышел за рамки колледжа в форме предпринимательского, социо-культурного проекта по реставрации объектов культового назначения «Наследие».

2. Проект по созданию собственного рабочего в существующей инфраструктуре рынка, реализации профессиональной карьеры.

Каплин Роман, выпускник Колледжа предпринимательства №11 по специальности «специалист по маркетингу» начал свою деятельность в качестве маркетолога-аналитика в коммерческой фирме «Инко-маркет». В настоящее реализует различные маркетинговые проекты в должности начальника отдела «Маркетинга» в крупном книготорговом предприятии «Омега-Л».

3. Проект по использованию и соорганизации имеющихся, созданию новых типов ресурсов направленных на извлечение конкретной прибыли через самостоятельную индивидуальную деятельность. В основном реализуется вне существующих организационно-правовых формах по направлениям:

- информационно-управленческой работы (разработка исследовательского отчета, практической программы, проведение экспертизы, сбор информации под заказ, управление производственным процессом и пр.);

- предметной работы (оказание частных педагогических, медицинских, технических или иных сервисных услуг на договорных условиях с непосредственным заказчиком).

В качестве примера можно привести Вишневского Андрея выпускника высшего учебного заведения. Обладая опытом и навыками работы в медико-реабилитационных учреждениях по социально-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, он был принят по договору на должность специалиста Московского центра труда и занятости молодежи «Перспектива» для разработки комплексной программы по социально-трудовой адаптации инвалидов и создания новых методических пособий по работе с такими категориями граждан.

Усиление информационной составляющей в предпринимательской подготовке является залогом к эффективной практической (проектной), профессиональной деятельности обучающегося, позволяя ему взаимодействовать в команде, адаптироваться к различному профессиональному опыту и условиям; на-

ходить и конструировать новые способы, технологии, ресурсы направленные на реализацию поставленных целей; выявлять и определять круг необходимых ресурсов для решения поставленных задач. Но нельзя и забывать о технологической составляющей предпринимательских проектов, от глубины и уровня проработки бизнес-планов (технико-экономических обоснований) предпринимательской деятельности зависит 50% успеха задуманного дела.

В основе формируемой в настоящее время системы предпринимательской подготовки обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования г. Москвы должен лечь накопленный опыт предпринимательской подготовки - городского конкурса «Лучший предпринимательский проект студенческой и учащейся молодежи г. Москвы» и опыт реализации проектной деятельности имеющийся в учреждениях профессионального образования г. Москвы. Только комплексный подход в сопряжении теоретических знаний об основах предпринимательской деятельности с практикоориетированными методиками погружения обучающегося в реальный опыт предпринимательской (проектной) деятельности, обеспечит должный эффект и позволит выпустить учреждениям среднего профессионального образования г. Москвы на рынок труда, профессионально адаптированного, мобильного, обладающего способностями к самостоятельной деятельности специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.