Научная статья на тему 'ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
предпринимательская деятельность / социально ориентированные некоммерческие организации / социальное предпринимательство / социальные проблемы / меры поддержки / социальный заказ / исполнители общественной полезных услуг. / entrepreneurial activity / socially oriented non-profit organizations / social entrepreneurship / social problems / support measures / social order / performers of public useful services.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рюмин Андрей Романович

В статье раскрывается содержание предпринимательской деятельности как способа финансирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Автором обосновывается, что правовая неопределенность такого рода деятельности обусловлена, в том числе, отсутствием порядка установления статуса социально ориентированных некоммерческих организаций. В свою очередь, снижение потребности в мерах государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих возможно путем повышения вовлечения таких организаций в социальный заказ. Особое внимание уделяется вопросам соотношения социального предпринимательства и предпринимательской деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Сформулирован вывод о необходимости установления автоматического порядка включения всех социально ориентированных некоммерческих организаций в реестр исполнителей услуг по социальному сертификату при соблюдении определенных условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURIAL ACTIVITY AS A WAY OF FINANCING THE ACTIVITIES OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS

The article reveals the content of entrepreneurial activity as a way of financing the activities of socially oriented non-profit organizations. The author substantiates that the legal uncertainty of this kind of activity is due, among other things, to the lack of a procedure for establishing the status of socially oriented non-profit organizations. In turn, reducing the need for state support measures for socially oriented non-profit organizations is possible by increasing the involvement of such organizations in the social order. Special attention is paid to the issues of the correlation of social entrepreneurship and entrepreneurial activity of socially oriented non-profit organizations. The conclusion is formulated about the need to establish an automatic procedure for the inclusion of all socially oriented non-profit organizations in the register of performers of social certificate services, subject to certain conditions.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-10-307-310 РЮМИН Андрей Романович,

NIION: 2018-0076-10/23-804 аспирант

MOSURED: 77/27-023-2023-10-804 Департамента правового регулирования

экономической деятельности Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: andre-ryumin@mail.ru

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ

ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. В статье раскрывается содержание предпринимательской деятельности как способа финансирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Автором обосновывается, что правовая неопределенность такого рода деятельности обусловлена, в том числе, отсутствием порядка установления статуса социально ориентированных некоммерческих организаций. В свою очередь, снижение потребности в мерах государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих возможно путем повышения вовлечения таких организаций в социальный заказ. Особое внимание уделяется вопросам соотношения социального предпринимательства и предпринимательской деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Сформулирован вывод о необходимости установления автоматического порядка включения всех социально ориентированных некоммерческих организаций в реестр исполнителей услуг по социальному сертификату при соблюдении определенных условий.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность; социально ориентированные некоммерческие организации; социальное предпринимательство; социальные проблемы; меры поддержки; социальный заказ; исполнители общественной полезных услуг.

RUMIN Andrey Romanovich,

Postgraduate student of the Department of Legal Regulation of Economic Activities of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation

ENTREPRENEURIAL ACTIVITY AS A WAY OF FINANCING THE ACTIVITIES OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS

Annotation. The article reveals the content of entrepreneurial activity as a way of financing the activities of socially oriented non-profit organizations. The author substantiates that the legal uncertainty of this kind of activity is due, among other things, to the lack of a procedure for establishing the status of socially oriented non-profit organizations. In turn, reducing the need for state support measures for socially oriented non-profit organizations is possible by increasing the involvement of such organizations in the social order. Special attention is paid to the issues of the correlation of social entrepreneurship and entrepreneurial activity of socially oriented non-profit organizations. The conclusion is formulated about the need to establish an automatic procedure for the inclusion of all socially oriented non-profit organizations in the register of performers of social certificate services, subject to certain conditions.

Key words: entrepreneurial activity; socially oriented non-profit organizations; social entrepreneurship; social problems; support measures; social order; performers of public useful services.

Сформированная в научной литературе дискуссия по вопросу осуществления предпринимательской деятельности некоммерческими организациями (поднималась в работах Е.А. Абросимовой [1], О.В. Гутникова [2], Т.М. Звездиной [3], Е.А. Суханова [4]) отражает актуальность определения особенностей участия

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

социально ориентированных некоммерческих организаций (далее также СО НКО) в гражданском обороте. Представляется обоснованным рассматривать наличие у СО НКО возможности осуществлять предпринимательскую деятельность с теми лишь поправками, что для таких организаций она не является основной, а характе-

ризуется вспомогательной ролью. Указанное предопределяет определенные ограничения по характеру предпринимательской деятельности и последующее использование полученных денежных средств, но не изменяет самого существа такого феномена.

Специфика осуществления деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, связанная с решением социальных проблем, развитием гражданского общества и т.д., предполагает определение альтернативных способов финансирования деятельности, которое не всегда возможно достичь непосредственным осуществлением уставных функций (например, благотворительной деятельностью).

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о НКО) не устанавливает специальных положений, регулирующих источники финансирования деятельности СО НКО. Полагаем, что в этой связи рассматриваемые организации подчинены общему режиму некоммерческих организаций. Как следует из статьи 26 Закона об НКО источниками формирования имущества некоммерческой организации являются: поступления от учредителей, взносы и пожертвования, дивиденды, выручка от реализации товаров, работ и услуг, а также доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации. Указанный перечень не является исчерпывающим и предполагает возможность использования иных способов финансирования при условии, что они не запрещены законом.

Фактически предпринимательская деятельность в рассмотренных видах тесно взаимосвязана с получаемой выручкой. В свою очередь, получаемые денежные средства СО НКО обязаны использовать для достижения целей, ради которых они созданы (п. 4 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 26 Закона о НКО).

Одной из причин отсутствия специального механизма видится порядок установления статуса СО НКО. Законодательство Российской Федерации не закрепляет каких-либо норм, устанавливающих процедуру присвоения некоммерческой организации статуса СО НКО. В свою очередь, такой порядок предусматривается для некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг, которыми могут являться СО НКО при соблюдении определенных требований (ст. 31.4 Закон о НКО). Результатом признания некоммерческой организации - исполнителем общественно полезных услуг является включение в соответствующий реестр сроком на 2 года. Вместе с тем, неоднозначным аспектом является механизм соблюдения требования «соответствия цели» деятельности СО НКО, единственным видом деятельности которой выступает благотво-

рительная деятельность (пп. 8 п. 1 ст. 31.1 Закона о НКО). В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» благотворительная деятельность рассматривается в качестве добровольной деятельности граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Основным в приведенном понятии является критерий бескорыстности. По справедливому замечанию Н.Л. Бондаренко указанная деятельность не может квалифицироваться как предпринимательская, аналогичное обосновано и в отношении социального предпринимательства [5]. При этом СО НКО не лишены возможности осуществлять иные виды деятельности, так как критерий установления статуса СО НКО основывается на фактическом ведении деятельности, имеющей социальную направленность.

В этой связи актуальным является определение наличия ограничения в рамках использования предпринимательской деятельности как способа финансирования СО НКО. Прежде всего, целесообразно учитывать общие ограничения, предусмотренные для некоммерческих организаций. Кроме того, предпринимательская деятельность СО НКО сужена соразмерно исчерпывающим видам деятельности, предусмотренным для таких организаций. Данное обстоятельство вытекает из комплексного рассмотрения статуса СО НКО и является вполне обоснованным учитывая тот факт, что для СО НКО предусматриваются дополнительные меры поддержки (статья 31.1 Закона о НКО), которые недоступны для других юридических лиц в аналогичном порядке.

Наиболее приемлемым вариантом осуществления предпринимательской деятельности СО НКО является полноценное участие таких организаций в реализации социальной функции государства, в том числе путем оказания части услуг, которые традиционно осуществлялись государственными организациями. Такая деятельность безусловно соответствует существу рассматриваемых организаций в силу направленности на решение социальных проблем. Механизм привлечения СО НКО к вышеуказанному процессу предусмотрен в Федеральном законе от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (далее - Закон о социальном заказе). Основное преимущество использования такой системы -возможность выбора потребителем поставщика из реестра исполнителей услуг по сертификату.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

Наличие конкуренции на рынке социальных услуг позволяет СО НКО сосредоточить внимание на достаточно узком круге деятельности с достижением высоких стандартов таких услуг.

В рамках отбора исполнителей законодатель предусматривает право уполномоченного органа в определенных случаях допускать исключительно некоммерческие организации, которые признаны в установленном порядке исполнителями общественно полезных услуг или некоммерческие организации, соответствующие установленным требованиям (ч. 12 ст. 9 Закона о социальном заказе). При этом автоматический порядок включения в реестры исполнителей услуг по социальному сертификату предусматривается лишь в отношении некоммерческих организаций, которые признаны исполнителями общественно полезных услуг и оказывающие такие услуги, при условии, что они являются государственными (муниципальными) услугами в социальной сфере (ч. 20 ст. 9 Закона о социальном заказе). Видится обоснованным включение альтернативного механизма автоматического включения в рассматриваемый реестр для всех СО НКО. Учитывая, что нормативное правовое регулирование не предусматривает отдельного порядка признания некоммерческой организации СО НКО, возможно установление обязанности направления информации уполномоченному органу во всех случаях, когда государственным органом или иной организацией определена принадлежность некоммерческой организации к СО НКО, которая оказывает общественно полезные услуги, являющиеся государственными (муниципальными) услугами в социальной сфере. В пользу такого подхода является также срочность признания исполнителем общественно полезных услуг (два года).

При этом Закон о социальном законе в текущей редакции действует до 1 января 2025 года (ст. 28), что не позволяет рассматривать социальный заказ в качестве универсального способа финансирования деятельности СО НКО. Согласимся с Н.В. Кисилевой, обосновывающей необходимость принятия подобного закона с бессрочным действием [6].

В отличие от иных видов финансирования деятельности СО НКО, социальный заказ как одно из направлений предпринимательской деятельности рассматриваемых организаций обеспечивает достижение критерия «систематичности» при получении дохода. В результате обеспечивается долгосрочное устойчивое положение СО НКО, позволяющее реализовывать уставные цели. Определенные разночтения возникают и в рамках анализа содержания конструкции СО НКО и социального предпринимательства. Как следует из статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпри-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

нимательства в Российской Федерации» социальное предпринимательство рассматривается в качестве предпринимательской деятельности, которая направлена на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с определенными условиями, предусмотренными в данном федеральном законе. Можно отметить большую степень сходства с понятием СО НКО, в котором системообразующая роль принадлежит вопросу «решения социальных проблем». При этом социальное предпринимательство определяется через виды деятельности, которые могут приносить определенный доход. В этом аспекте происходит ключевое разграничение СО НКО и социального предпринимательства. Более того, одним из видов деятельности в рамках социального предпринимательства законодатель рассматривает обучение работников и волонтеров СО НКО, которое направлено на повышение качества предоставления услуг такими организациями.

Исследователи отмечают несовершенство подхода в рамках правового регулирования социального предпринимательства, так как к субъектам малого и среднего предпринимательства (только они могут являться субъектами социального предпринимательства) не могут относиться некоммерческие организации, что необоснованно сужает сферу применения рассматриваемого закона. По мнению М.Д. Шапсуговой, «правосубъектность некоммерческих организаций направлена именно на достижение социально полезного эффекта и решение социально значимых задач. Кроме того, она позволяет осуществлять предпринимательскую деятельность» [7]. Необходимость включения СО НКО в структуру социального предпринимательства поддерживается и другими учеными [8]. Полагаем, что предпринимательская деятельность СО НКО характеризуется социальной направленностью и в ряде случаев может полностью совпадать с видами деятельности, характерными для социального предпринимательства.

В свою очередь, использование предпринимательской деятельности в качестве инструмента финансирования достижения уставный целей СО НКО предполагает самостоятельное определение такой организацией конкретных направлений применения рассматриваемого способа финансирования. Обоснованной является позиция О.А. Беляевой, которая отмечает, что «социальная ориентация определяется исключительно на условиях фактического осуществления организацией в соответствии с учредительными документами указанной деятельности» [9]. В этой связи бремя доказывания соответствия осуществляемой предпринимательской деятельности, установленной в

учредительных документах деятельности также лежит на СО НКО. Таким образом, представленные в настоящей статье результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

Предпринимательская деятельность выступает одним из способов финансирования деятельности СО НКО;

Особенностью предпринимательской деятельности СО НКО, является её соответствие целям функционирования таких организаций (решение социальных проблем, обеспечение развития гражданского общества, а также реализация отдельных элементов государственных программ и мероприятий, характеризующихся социальной направленностью);

Социальный заказ является показательным примером осуществления предпринимательской деятельности СО НКО;

Повышение эффективности участия СО НКО в механизме оказания государственных социальных услуг возможно путем закрепления автоматического порядка включения всех СО НКО в реестр исполнителей услуг по социальному сертификату при соблюдении определенных условий;

Содержание оказываемых услуг в рамках осуществления социального предпринимательства и предпринимательской деятельности СО НКО достаточно близко.

Список литературы:

[1] Предпринимательское право: современный взгляд: монография / Е.А. Абросимова, В.К. Андреев, Е.Г. Афанасьева и др.; отв. ред. С.А. Карелина, П.Г. Лахно, И.С. Шиткина. М.: Юстицин-форм, 2019. 600 с.

[2] Гутников О.В. Классификация юридических лиц в современном корпоративном праве: организационно-правовые формы и критерии их разграничения // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2022. № 2.

[3] Звездина Т.М. К вопросу о соотношении понятий предпринимательской и приносящей доход деятельности некоммерческих организаций / Т.М. Звездина // Бизнес, Менеджмент и Право. 2014. № 2.

[4] Суханов Е.А. Комментарии к статьям 48, 50 Гражданского кодекса РФ // Вестник гражданского права. 2022. № 1. С. 136 - 166.

[5] Социальное гражданское право в его основополагающих институтах: коллективная монография / А.М. Авакян, М.В. Бандо, В.С. Белых и др.; отв. ред. К.М. Некрашевич. Москва: Статут, 2022. 190 с.

[6] Киселева Н.В. Социальные услуги и государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере: законодательное определение и соот-

ношение II Государственная власть и местное самоуправление. 2023. № 2. С. 8 - 12.

[7] Шапсугова M^. НКО забыли? Комментарий к Закону о социальном предпринимательстве II Социальное и пенсионное право. 2019. № 4. С. 53 - 56.

[8] Занковский С.С. Понятие и правовое регулирование социального предпринимательства II Предпринимательское право. 2020. № 4. С. 51 - 56.

[9] Беляева О.А. Порядок предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование социально ориентированным некоммерческим организациям II Комментарий судебной практики I отв. ред. К.Б. Ярошенко. M.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2019. Вып. 25. С. 4 - 12.

Spisok literatury:

[1] Predprinimatel'skoe pravo: sovremennyj vzglyad: monografiya I E.A. Abrosimova, V.K. Andreev, E.G. Afanas'eva i dr.; otv. red. S.A. Karelina, P.G. Lahno, I.S. SHitkina. M.: YUsticinform, 2019. 600 s.

[2] Gutnikov O.V. Klassifikaciya yuridicheskih lic v sovremennom korporativnom prave: organizacion-no-pravovye formy i kriterii ih razgranicheniya II Pravo. ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki. 2022. № 2.

[3] Zvezdina T.M. K voprosu o sootnoshenii ponyatij predprinimatel'skoj i prinosyashchej dohod deyatel'nosti nekommercheskih organizacij I T.M. Zvezdina II Biznes, Menedzhment i Pravo. 2014. № 2.

[4] Suhanov E.A. Kommentarii k stat'yam 48, 50 Grazhdanskogo kodeksa RF II Vestnik grazhdan-skogo prava. 2022. № 1. S. 136 - 166.

[5] Social'noe grazhdanskoe pravo v ego osno-vopolagayushchih institutah: kollektivnaya monografiya I A.M. Avakyan, M.V. Bando, V.S. Belyh i dr.; otv. red. K.M. Nekrashevich. Moskva: Statut, 2022. 190 s.

[6] Kiseleva N.V. Social'nye uslugi i gosudarst-vennye (municipal'nye) uslugi v social'noj sfere: zakonodatel'noe opredelenie i sootnoshenie II Gosu-darstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2023. № 2. S. 8 - 12.

[7] SHapsugova M.D. NKO zabyli? Kommen-tarij k Zakonu o social'nom predprinimatel'stve II Social'noe i pensionnoe pravo. 2019. № 4. S. 53 - 56.

[8] Zankovskij S.S. Ponyatie i pravovoe reg-ulirovanie social'nogo predprinimatel'stva II Predprinimatel'skoe pravo. 2020. № 4. S. 51 - 56.

[9] Belyaeva O.A. Poryadok predostavleniya municipal'nogo imushchestva v bezvozmezdnoe pol'zovanie social'no orientirovannym nekom-mercheskim organizaciyam II Kommentarij sudebnoj praktiki I otv. red. K.B. YAroshenko. M.: IZiSP, KONTRAKT, 2019. Vyp. 25. S. 4 - 12.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.