Научная статья на тему 'НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ'

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СЕТИ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СФЕРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / МЕНЕДЖМЕНТ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Башминов А.В., Руденко М.Н.

Цель. Проанализировать современное состояние и тенденции развития социально ориентированных некоммерческих организаций на региональном уровне для обобщения инновационной практики взаимодействия органов государственного управления, бизнеса и населения в решении задач общественного развития. Задачи. Оценить значимость некоммерческих организаций в решении задач социально-экономического развития; провести анализ количественных характеристик некоммерческих организаций в России в целом и на региональном уровне (на примере Пермского края); выделить специфику социально ориентированных некоммерческих организаций; дать рекомендации по развитию некоммерческих организаций в контексте решения общих задач социально-экономического развития. Методология. При проведении исследования применены методы анализа и синтеза, графической интерпретации статистических данных, а также подходы, используемые в практике реализации управленческих решений субъектов Российской Федерации (РФ) в области поддержки развития некоммерческих организаций. Результаты. В условиях кризисности развития, которые проявляются систематически в течение последних лет, возникает потребность в мобилизации дополнительных ресурсов для решения актуальных проблем государственной политики. Один из такого рода ресурсов, не в полной мере используемых в России, это - некоммерческие организации, в частности такая их специфическая категория, как социально ориентированные некоммерческие организации. Они, как показывают статистические данные, многочисленны и распространены во всех регионах РФ. Ввиду направленности их деятельности на решение социально значимых задач следует активнее привлекать их к участию в реализации различных государственных программ, что, в свою очередь, делает оправданной государственную поддержку деятельности этих организаций. Наиболее успешные из них способны частично самофинансироваться за счет осуществления сетевого предпринимательского взаимодействия, что присуще, например, профессиональным спортивным клубам. Поэтому государственная поддержка их должна быть расширена не только с позиций оказания традиционной финансовой, административной, правовой и иной помощи, но и с позиций создания государством благоприятных институциональных условий для формирования и развития сетевого взаимодействия некоммерческих организаций. Выводы. Проведенное исследование показало перспективность развития социально ориентированных некоммерческих организаций РФ с точки зрения реализации основных задач государственной политики. Результаты анализа тенденций развития этих организаций на примере Пермского края могут оказаться востребованными в инновационной практике взаимодействия стейкхолдеров в решении задач общественного развития в масштабе всей страны. Эффективность сетевого предпринимательского взаимодействия с участием органов государственного управления, бизнеса и населения, формируемого вокруг крупных социально ориентированных некоммерческих организаций, может стать основанием для выработки новых концептуальных решений, связанных с развитием общества на стратегическую перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Башминов А.В., Руденко М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-PROFIT ORGANIZATIONS AND THEIR NETWORKING

Aim. The presented study aims to analyze the current state and development trends of socially oriented non-profit organizations at the regional level and to summarize the innovative practice of interaction between public administration, the business, and the population in solving the problems of social development. Tasks. The authors assess the importance of non-profit organizations in solving the problems of socio-economic development; analyze the quantitative characteristics of non-profit organizations in Russia at the national and regional levels (through the example of the Perm region); highlight the specific features of socially oriented non-profit organizations; provide recommendations for the development of non-profit organizations in the context of solving common problems of socio-economic development. Methods. This study uses the methods of analysis and synthesis, graphical interpretation of statistics, and approaches to implementing management decisions of the constituent entities of the Russian Federation associated with supporting the development of non-profit organizations. Results. In the context of crisis development, which has been manifesting systematically over the past few years, it is necessary to mobilize additional resources in order to solve urgent problems of public policy. One such resource that is not fully used in Russia is non-profit organizations, particularly socially oriented non-profit organizations. Statistics show that they are numerous and widespread in all regions of the Russian Federation. Since their activities are focused on solving socially significant tasks, they should be more actively involved in the implementation of various state programs, which, in turn, would justify government support for the activities of these organizations. The most successful can partially self-finance through the implementation of business networking, which is inherent, for example, in professional sports clubs. Therefore, government support for them should be expanded not only in terms of providing traditional financial, administrative, legal, and other assistance, but also from the perspective of the government creating favorable institutional conditions for the formation and development of networking between non-profit organizations. Conclusions. The conducted study shows a promising outlook for the development of socially oriented non-profit organizations in the Russian Federation in terms of completing the main objectives of state policy. The results of the analysis of trends in the development of these organizations through the example of the Perm region can be useful in the innovative practice of interaction between stakeholders in solving problems of social development throughout the country. The efficiency of business networking with the participation of government bodies, the business, and the population, which is forming around large socially oriented non-profit organizations, can serve as a basis for the development of new conceptual solutions related to the development of society from the strategic perspective.

Текст научной работы на тему «НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

BUSINESS MANAGEMENT

Оригинальная статья / Original article

УДК 332.145

http://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-12-1259-1268

Некоммерческие организации и их сетевое взаимодействие

Александр Васильевич Башминов1, Марина Николаевна Руденко2Н

1 Прикамский социальный институт, Пермь, Россия, psi.2001@mail.ru

2 Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, m.ru.ko@mail.ruM

Аннотация

Цель. Проанализировать современное состояние и тенденции развития социально ориентированных некоммерческих организаций на региональном уровне для обобщения инновационной практики взаимодействия органов государственного управления, бизнеса и населения в решении задач общественного развития.

Задачи. Оценить значимость некоммерческих организаций в решении задач социально-экономического развития; провести анализ количественных характеристик некоммерческих организаций в России в целом и на региональном уровне (на примере Пермского края); выделить специфику социально ориентированных некоммерческих организаций; дать рекомендации по развитию некоммерческих организаций в контексте решения общих задач социально-экономического развития.

Методология. При проведении исследования применены методы анализа и синтеза, графической интерпретации статистических данных, а также подходы, используемые в практике реализации управленческих решений субъектов Российской Федерации (РФ) в области поддержки развития некоммерческих организаций.

Результаты. В условиях кризисности развития, которые проявляются систематически в течение последних лет, возникает потребность в мобилизации дополнительных ресурсов для решения актуальных проблем государственной политики. Один из такого рода ресурсов, не в полной мере используемых в России, это — некоммерческие организации, в частности такая их специфическая категория, как социально ориентированные некоммерческие организации. Они, как показывают статистические данные, многочисленны и распространены во всех регионах РФ. Ввиду направленности их деятельности на решение социально значимых задач следует активнее привлекать их к участию в реализации различных государственных программ, что, в свою очередь, делает оправданной государственную поддержку деятельности этих организаций. Наиболее успешные из них способны частично самофинансироваться за счет осуществления сетевого предпринимательского взаимодействия, что присуще, например, профессиональным спортивным клубам. Поэтому государственная поддержка их должна быть расширена не только с позиций оказания традиционной финансовой, административной, правовой и иной помощи, но и с позиций создания государством благоприятных институциональных условий для формирования и развития сетевого взаимодействия некоммерческих организаций.

Выводы. Проведенное исследование показало перспективность развития социально ориентированных некоммерческих организаций РФ с точки зрения реализации основных задач государственной политики. Результаты анализа тенденций развития этих организаций на примере Пермского края могут оказаться востребованными в инновационной практике взаимодействия стейкхолдеров в решении задач общественного развития в масштабе всей страны. Эффективность сетевого предпринимательского взаимодействия с участием органов государственного управления, бизнеса и населения, формируемого вокруг крупных социально ориентированных некоммерческих организаций, может стать основанием для выработки новых концептуальных решений, связанных с развитием общества на стратегическую перспективу.

© Башминов А. В., Руденко М. Н., 2022

х Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации, предпринимательские zj сети, сетевое взаимодействие, сфера физической культуры и спорта, менеджмент некоммерческих m организаций

X

< Для цитирования: Башминов А. В., Руденко М. Н. Некоммерческие организации и их сетевое взаимо-

^ действие // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 12. С. 1259-1268. http://doi.org/10.35854/1998-

° 1627-2022-12-1259-1268

I—

5 Non-profit organizations and their networking

in

Aleksandr V. Bashminov1, Marina N. Rudenko2H

1 Prikamsky Social Institute, Perm, Russia, psi.2001@mail.ru

2 Perm State National Research University, Perm, Russia, m.ru.ko@mail.ruM

Abstract

Aim. The presented study aims to analyze the current state and development trends of socially oriented non-profit organizations at the regional level and to summarize the innovative practice of interaction between public administration, the business, and the population in solving the problems of social development.

Tasks. The authors assess the importance of non-profit organizations in solving the problems of socio-economic development; analyze the quantitative characteristics of non-profit organizations in Russia at the national and regional levels (through the example of the Perm region); highlight the specific features of socially oriented non-profit organizations; provide recommendations for the development of non-profit organizations in the context of solving common problems of socio-economic development.

Methods. This study uses the methods of analysis and synthesis, graphical interpretation of statistics, and approaches to implementing management decisions of the constituent entities of the Russian Federation associated with supporting the development of nonprofit organizations.

Results. In the context of crisis development, which has been manifesting systematically over the past few years, it is necessary to mobilize additional resources in order to solve urgent problems of public policy. One such resource that is not fully used in Russia is nonprofit organizations, particularly socially oriented non-profit organizations. Statistics show that they are numerous and widespread in all regions of the Russian Federation. Since their activities are focused on solving socially significant tasks, they should be more actively involved in the implementation of various state programs, which, in turn, would justify government support for the activities of these organizations. The most successful can partially self-finance through the implementation of business networking, which is inherent, for example, in professional sports clubs. Therefore, government support for them should be expanded not only in terms of providing traditional financial, administrative, legal, and other assistance, but also from the perspective of the government creating favorable institutional conditions for the formation and development of networking between non-profit organizations.

Conclusions. The conducted study shows a promising outlook for the development of socially oriented non-profit organizations in the Russian Federation in terms of completing the main objectives of state policy. The results of the analysis of trends in the development of these organizations through the example of the Perm region can be useful in the innovative practice of interaction between stakeholders in solving problems of social development throughout the country. The efficiency of business networking with the participation of government bodies, the business, and the population, which is forming around large socially oriented non-profit organizations, can serve as a basis for the development of new conceptual solutions related to the development of society from the strategic perspective.

Keywords: socially oriented non-profit organizations, business networks, networking, physical culture and sports, management of non-profit organizations

For citation: Bashminov A.V., Rudenko M.N. Non-profit organizations and their networking. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2022;28(12):1259-1268. (In Russ.). http://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-12-1259-1268

Введение

Развитие Российской Федерации (РФ) в последние годы подвержено влиянию значительного числа факторов, связанных с политическими, пандемическими, финансовыми, экономическими и иными шоками, вызывающими кризисы [1; 2; 3]. В целях их преодоления государство вынуждено мобилизовать все имеющиеся ресурсы и потенциалы для поддержки стратегических отраслей. При этом реализация ряда социальных проектов и обязательств неизбежно сталкивается с ограниченностью бюджетных средств, что приводит к сворачиванию соответствующих программ и проектов.

Таким образом, современные реалии диктуют необходимость развития новых форм взаимодействия между государством и бизнесом, в том числе для реагирования на социальные вызовы [4, с. 62]. В процессе решения многих задач общественного развития в нашей стране стал формироваться институт некоммерческих организаций, функционирующих среди широкого спектра видов деятельности [5; 6]. Объектом настоящего исследования является сегмент социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) РФ и ее субъектов.

Материалы и методы

В процессе исследования использованы показатели федеральной и региональной статистики, данные, размещенные на официальных сайтах органов государственной власти, отчеты о финансово-хозяйственной деятельности отдельных СО НКО, а также результаты опубликованных исследовательских работ отечественных и зарубежных экономистов.

Анализ литературы

Феномен социального предпринимательства заключается в приоритете создания общественных ценностей над получением дохода (прибыли). Следует отметить, что социальное предпринимательство активно развивается во многих странах, где сформирована благоприятная среда для реализации социальных инициатив и осуществляется поддержка НКО в виде государственных и частных грантов, субсидий, консультационного сопровождения, льготирования деятельности и обеспечения доступа к инвестициям.

Так, Л. А. Лебединцева и П. П. Дерюгин, ®

со

исследуя теоретические модели социального ^ предпринимательства за рубежом, констати- ® руют все большее включение СО НКО в ком- ° мерческую деятельность для обеспечения ^ стратегического позиционирования в реше- 2 нии общественных задач. По их мнению, о исходя из распространенного утверждения ® о том, что любой вид предпринимательской ° деятельности в современных условиях является социальным (речь идет о создании ^ рабочих мест, развитии инновационных ^ подходов к удовлетворению социальных по- 5 требностей, иных общественных ценностях), ^ формируется тенденция будущего видоиз- & менения деятельности СО НКО: в большей ® степени от благотворительной (некоммер- ° ческой) активности к развитию предпри- а нимательских сетей. Тем самым создается | их новая гибридная сущность в реализации 2

о

различного рода социально ориентированных миссий [7, с. 162].

Высокий экономический потенциал раз- з витых стран формирует не только новые 2 социальные потребности, ранее не рассма- 5 тривавшиеся на государственном уровне, > но и обеспечивает возможности для их удов-

со

летворения посредством перераспредели-

<

тельных механизмов фондов общественного т благосостояния. Так, в Европейском союзе ° отмечается рост занятости в социальном | секторе приблизительно на 30 % в каждое Э десятилетие текущего века [8, с. 256]. ш

Развитие НКО в России характеризуется приверженностью органов государственного управления трансляции идеи нарастающего значения некоммерческого сектора в постиндустриальном обществе. Соответствующие федеральные и региональные программы развития обеспечили преобладающую роль государственного финансирования некоммерческих организаций в сравнении с объемами частных пожертвований и инвестиций. Наряду с положительными эффектами преобладание государственного финансирования, по мнению Ю. А. Скоковой и М. А. Рыбниковой, снижает автономность НКО и диапазон свободы их деятельности [9, с. 95].

В практике государственного управления наблюдается высокий субъективизм при распределении средств, выделяемых на поддержку функционирования НКО, существует проблема преодоления многочисленных организационных и финансовых барьеров. Тем не менее нельзя игнорировать долгосрочную стратегическую перспективу некоммерческо-

организаций 12

21

Рис. 1. Структура источников формирования денежных средств СО НКО России в 2020 г., % [15] Fig. 1. Structure of the sources of funds for Russian SO NPOs in 2020, % [15]

го сектора в решении многих задач в РФ [10, с. 40]. В особой степени это относится к такому сегменту НКО, как социально ориентированные некоммерческие организации, значение которых, согласно позиции П. В. Разова и А. Л. Андрущенко, возрастает в условиях преодоления последствий СОУГО-19. Государство оказалось не в состоянии полностью реализовать свои функции в поддержке социально незащищенных слоев населения [11, с. 146]. Несомненно, что сложившаяся ситуация служит подтверждением необходимости частичного разгосударствления социального обслуживания [12, с. 7].

М. А. Метелева считает, что полноценное развитие НКО должно опираться на готовность предпринимательских сетей к реформированию с учетом потенциала региональных стейкхолдеров, формально или неформально принимающих участие в сетевом взаимодействии [13, с. 173]. Отличием предпринимательских сетей НКО является их эволюция в тесном взаимодействии с развитием социальных сетей акторов в территориальном (региональном) пространстве [14, с. 122].

В связи с изложенным подробнее рассмотрим вопросы развития социально ответственных НКО, а также аспекты формирования их предпринимательских сетей на уровне ряда субъектов РФ.

Результаты и их обсуждение

По состоянию на 10 августа 2022 г. в государственном реестре зарегистрировано

45 598 СО НКО, функционирующих на территории РФ. Структура источников формирования денежных средств СО НКО России (по состоянию на 2020 г.) представлена на рисунке 1.

Как видно на рисунке 1, СО НКО в большей степени осуществляют деятельность за счет доходов от реализации работ и услуг. Существенную долю составляют поступления от юридических и физических лиц, а также бюджетное финансирование. При этом динамика количества СО НКО различна в субъектах РФ и федеральных округах. На рисунке 2 отражены показатели количества СО НКО в субъектах Уральского макрорегиона в 2016-2020 гг.

Содержание рисунка 2 позволяет судить о схожих тенденциях влияния внешних факторов на количество СО НКО в регионах. Можно проследить также прямую связь между наличием на территории субъектов Уральского макрорегиона крупного капитала, общим уровнем социально-экономического развития региона и его бюджетными возможностями. Данные закономерности прослеживаются и по такому показателю, как средняя численность работников СО НКО, представленному на рисунке 3.

Различия объемов финансирования СО НКО связаны, полагаем, помимо прочих факторов, с наличием на территории субъектов Уральского макрорегиона профессиональных спортивных клубов, получающих большую часть средств за счет про-

6 000

5 000

4 000

3 000

2 000

1000

Республика Башкортостан Удмуртская Республика Пермский край Оренбургская область Курганская область Свердловская область Челябинская область

■ 2016 4 957 1844 3 029 2 380 497 5137 1 595

2017 4 535 1859 3 074 2 308 624 5107 1834

■ 2018 4 552 1 791 3 058 2 158 715 4 707 1886

■ 2019 4 635 1811 3 263 2 138 719 5 019 1976

2020 4 758 1492 2 762 1596 569 4 127 2 252

25 000

20 ООО

15 000

10 000

5 000

Рис. 2. Количество СО НКО Уральского макрорегиона в 2016-2020 гг., ед. [15] Fig. 2. Number of SO NPOs in the Ural macroregion in 2016-2020, units [15]

Республика Башкортостан Удмуртская Республика Пермский край Оренбургская область Курганская область Свердловская область Челябинская область

■ 2016 21 241 5 251 11464 10 453 1 656 20 713 18 238

2017 17 482 4 703 10 959 9 795 1 736 18 967 13 996

■ 2018 15 994 4 350 9131 8 309 1 566 18 878 13 220

■ 2019 15 725 4 352 9 311 7 612 1996 18179 13 561

2020 14 906 3 833 8 203 5 669 1 905 15 835 13 265

>

= <

Рис. 3. Средняя численность работников СО НКО Уральского макрорегиона в 2016-2020 гг., чел. [15] Fig. 3. Average number of employees of SO NPOs in the Ural macroregion in 2016-2020, people [15]

дажи билетов на спортивные мероприятия и спортивной атрибутики, спонсорской помощи от физических и юридических лиц и из средств грантов, выделяемых из ре-

гиональных и муниципальных бюджетов, как видно на рисунке 4.

На рисунке 5 приведены данные, отражающие общее количество СО НКО в сфере

J

<

и Республика Башкортостан Удмуртская Республика Пермский край Оренбургская область Курганская область Свердловская область Челябинская область

■ 2016 14 598,6 3 795,5 7 689,2 5 352,3 910,2 30 990,9 16 893,9

2017 10 078,3 3 634,6 9 666,6 4 947,7 957,5 18 698,2 12 981,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ 2018 11913,5 3 793,6 10 636,6 5 995,0 1 263,3 23 747,3 13 896,8

■ 2019 11978,0 4135,1 11135,7 5 309,6 1 306,9 20 462,9 14 685,9

2020 11491,2 3 715,9 9 091,6 4 421,1 1 293,0 21 313,8 15 267,4

Рис. 4. Поступление денежных средств в СО НКО Уральского макрорегиона в 2016-2020 гг., млн руб. [15]

Fig. 4. Cash inflow of SO NPOs in the Ural macroregion in 2016-2020, million rubles [15]

31000

30 500

30 000

29 500

29 000

28 500

28 000

30 679

29 998

2016

2017

2018

2019

2020

Рис. 5. Количество СО НКО в сфере физической культуры и спорта на территории России

в 2016-2020 гг., ед. [15]

Fig. 5. Number of SO NPOs in the field of physical culture and sports in Russia in 2016-2020, units [15]

физической культуры и спорта на территории РФ.

Можно отметить существенную зависимость количества СО НКО в сфере физической культуры и спорта от кризисных явлений в экономике, а также фактора пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. С учетом последнего фактора введенный локдаун и запрет на посещение

массовых мероприятий затронули финансовые возможности многих спортивных клубов.

Рассмотрим более детально деятельность СО НКО в сфере физической культуры и спорта на примере Пермского края. На рисунке 6 представлены объемы гран-товой поддержки НКО в сфере физической культуры и спорта.

Хоккей на траве «Юность»; 296,1

ПБ «ПАРМА»; 55 000,0

Мини -футбольный клуб «А-Тур»; 2 462,5

Настольный теннис « Пермспецкабель»; 750,0

ФК «Амкар-Пермь»; 10 603,7

Рис. 6. Финансирование НКО в сфере физической культуры и спорта за счет средств бюджета Пермского края в 2021 г., тыс. руб. [16] Fig. 6. Funding of NPOs in the field of physical culture and sports from the budget of the Perm region in 2021, thousand rubles [16]

Данные, отраженные на рисунке 6, позволяют заключить, что осуществляется преобладающее финансирование за счет средств краевого бюджета профессионального баскетбольного клуба «ПАРМА». Тем самым подтверждается вывод многих исследований о существовании территориального дисбаланса в развитии физкультуры и спорта, включая спорт высоких достижений [17, с. 179]. Помимо выделяемых из бюджета Пермского края 55 млн руб. клуб в 2021 г. получил из бюджета города Перми 80 млн руб. По итогам продажи билетов и абонементов на матчи, а также вследствие участия в сетевом предпринимательском взаимодействии на расчетный счет клуба поступило 121,8 млн руб. Общая сумма денежных поступлений в 2021 г. составила 336 млн руб.

Реализация дополнительно выделяемых бюджетных средств предопределяет необходимость повышения эффективности управления СО НКО, а также оценки качества менеджмента. В нашем случае профессиональный баскетбольный клуб «ПАРМА» служит положительным примером в реализации государственной политики и развития НКО, так как участие в сложившемся вокруг него сетевом сообществе обеспечило доминирующую долю финансирования деятельности.

При непосредственном участии одного из соавторов настоящей статьи в клубе «ПАРМА» успешно реализованы мероприятия по совершенствованию управления и повышению его качества. В частности, они связаны с оценкой сетевого взаимодействия [18, с. 171]. Это позволило клубу успешно преодолеть последствия пандемии коронавируса СОУГО-19.

Заключение

В процессе исследования нами доказана перспективность развития социально ориентированных НКО в России с точки зрения реализации основных задач государственной политики. Результаты анализа тенденций развития СО НКО на примере Пермского края могут оказаться востребованными в инновационной практике взаимодействия стейкхолдеров в решении задач общественного развития в масштабе страны. Эффективность сетевого предпринимательского взаимодействия с участием органов государственного управления, бизнеса и населения, формируемого вокруг крупных СО НКО, может стать основанием для выработки новых концептуальных решений, направленных на развитие общества в перспективе.

>

= <

g Список источников

J

< 1. Гришков В. Ф., Плотников В. А., Фролов А. О. Мобилизационная экономика в совре-s менной России: теоретические аспекты // Известия Санкт-Петербургского государствен-

< ного экономического университета. 2022. № 3 (135). С. 7-13.

^ 2. Публичное управление в условиях цифровой глобализации: монография / отв. ред.

i_ А. В. Полянин. Орел: Изд-во Среднерусского института управления, 2020. 268 с.

ш 3. Смешко О. Г., Плотников В. А., Вертакова Ю. В. Перспективы российской экономики: новые вызовы экономической безопасности и перестройка государственного управления //

g: Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 6. С. 524-537. DOI: 10.35854/1998-1627-2022-

I 6-524-537

ш

5 4. Попкова А. Формирование благоприятной среды для социального предпринимательства:

опыт Канады // Банкауск веснш. 2020. № 12 (689). С. 62-72.

5. Башминов А. В., Руденко М. Н. Модернизация менеджмента некоммерческих организаций в современных условиях // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2021. № 1 (47). С. 19-23.

6. Муханова И. Н. Негосударственные некоммерческие организации: трактовка и классификация в контексте подотчетности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 3 (129). С. 148-153.

7. Лебединцева Л. А., Дерюгин П. П. Бизнес и социальное предпринимательство: обзор основных теоретических моделей // Журнал исследований социальной политики. 2021. Т. 19. № 1. С. 155-165. DOI: 10.17323/727-0634-2021-19-1-155-165

8. Фомина Ю. А., Катунина И. В. Мотивы социального предпринимательства в сфере образования и просвещения Европейского союза // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2021. № 54. С. 255-272. DOI: 10.17223/19988648/54/15

9. Скокова Ю. А., Рыбникова М. А. Размер некоммерческого сектора в регионах России: факторы различий // Журнал социологии и социальной антропологии. 2022. Т. 25. № 1. С. 70-102. DOI: 10.31119/jssa.2022.25.1.3

10. Гришина Е. Л. Управление государственным реестром некоммерческих организаций на основе использования возможностей цифровых технологий инновационной экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 1 (127). С. 172-177.

11. Разов П. В., Андрущенко А. Л. Взаимодействие государства и социального бизнеса в борьбе с социальными проблемами современной России // Власть. 2022. Т. 30. № 2. С. 143-149. DOI: 10.31171/vlast.v30i2.8947

12. Григорьева И. А., Парфенова О. А. Социально ориентированные НКО и социальные предприятия как драйверы разгосударствления социального обслуживания: барьеры и возможности // Журнал исследований социальной политики. 2021. Т. 19. № 1. С. 7-22. DOI: 10.17323/727-0634-2021-19-1-7-22

13. Метелева М. А. Проектирование и управление предпринимательскими сетями: оценка сетевого потенциала населения территорий Арктической зоны Российской Федерации // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2021. № 4 (74). С. 172-187. DOI: 10.37614/2220-802X.4.2021.74.013

14. Ластовкина Д. А. Сетевые взаимодействия в рамках регионального сообщества // Society and Security Insights. 2021. Т. 4. № 1. С. 122-139. DOI: 10.14258/ssi(2021)1-09

15. Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации (на основе формы № 1-СОНКО) // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/1-sonko.html (дата обращения: 10.08.2022).

16. Взаимодействие с некоммерческими организациями // Сайт губернатора и Правительства Пермского края. URL: https://admin.permkrai.ru/activities/vzaimodeystvie-s-nekommer-cheskimi-organizatsiyami/obshchestvennye-organizatsii-permskogo-kraya/reestr-sotsialno-orientirovannykh-nekommercheskikh-organizatsiy/?sphrase_id=2670166 (дата обращения: 10.08.2022).

17. Филоненко Н. В., Кулькова И. В. Передовой зарубежный опыт по управлению адаптивной физической культурой // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2021. Т. 20. № 1. С. 178-188. DOI: 10.24182/2073-6258-2021-20-1-178-188

18. Мингалева Ж. А., Башминов А. В. Методические особенности применения модели CAF для оценки качества менеджмента некоммерческих организаций (на примере профессионального баскетбольного клуба) // Вопросы управления. 2020. № 3 (64). С. 169-179. DOI: 10.22394/2304-3369-2020-3-169-179

References ®

1. Grishkov V.F., Plotnikov V.A., Frolov A.O. Mobilization economy in modern Russia: Theoretical aspects. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. ® 2022;(3):7-13. (In Russ.). °

2. Polyanin A.V., ed. Public administration in the context of digital globalization. Orel: Central ^ Russian Institute of Management; 2020. 268 p. (In Russ.). 2

3. Smeshko O.G., Plotnikov V.A., Vertakova Yu.V. Prospects for Russian economy: New chal- ® lenges to economic security and public administration restructuring. Ekonomika i upravle- ° nie = Economics and Management. 2022;28(6):524-537. (In Russ.). DOI: 10.35854/1998- ® 1627-2022-6-524-537 *

4. Popkova A. Creating favourable environment for social entrepreneurship: experience s of Canada. Bankauski vesnik = Bank Bulletin. 2020;(12):62-72. (In Russ.).

5. Bashminov A.V., Rudenko M.N. Modernization of management of non-profit organizations ^ in modern conditions. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii. S 2021;(1):19-23. (In Russ.). m

6. Mukhanova I.N. Non-governmental not-for profit organizations: Interpretation and classification in the context of accountability. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo 0 ekonomicheskogo universiteta. 2021;(3):148-153. (In Russ.). *

7. Lebedintseva L.A., Deriugin P. Business and social entrepreneurship: Review of the main- ® stream theoretical models. Zhurnal issledovanii sotsial'noi politiki = The Journal of Social 0 Policy Studies. 2021;19(1):155-165. (In Russ.). DOI: 10.17323/727-0634-2021-19-1-155-165

8. Fomina Yu.A., Katunina I.V. Motives of social entrepreneurship in the EU's education 2 and enlightenment field. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika □= = Tomsk State University. Journal of Economics. 2021;(54):255-272. (In Russ.). DOI: ^ 10.17223/19988648/54/15 s

9. Skokova Yu.A., Rybnikova M.A. The size of nonprofit sector in Russian regions: Differentiating o factors. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii = The Journal of Sociology and Social ^ Anthropology. 2022;25(1):70-102. (In Russ.). DOI: 10.31119/jssa.2022.25.1.3 ^

10. Grishina E.L. Management of the state register of non-profit organizations on the basis í of using the opportunities of digital technologies innovative economy. Izvestiya Sankt- : Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2021;(1):172-177.

(In Russ.). m

11. Razov P.V., Andrushenko A.L. Interaction of the state and social business in the fight against social problems of modern Russia. Vlast' = The Authority. 2022;30(2):143-149.

(In Russ.). DOI: 10.31171/vlast.v30i2.8947 §

12. Grigoryeva I.A., Parfenova O.A. Socially-oriented NPOs and social enterprises as drivers of denationalization in social services: Barriers and opportunities. Zhurnal issledovanii sotsial'noi politiki = The Journal of Social Policy Studies. 2021;19(1):7-22. (In Russ.). DOI: 10.17323/727-0634-2021-19-1-7-22

13. Meteleva M.A. Designing and management of entrepreneurial networks: Evaluation of the population's network potential in the Arctic zone of the Russian Federation territories. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka. 2021;(4):172-187. (In Russ.). DOI: 10.37614/2220-802X.4.2021.74.013

14. Lastovkina D.A. Network interactions within a regional community. Society and Security Insights. 2021;4(1):122-139. (In Russ.). DOI: 10.14258/ssi(2021)1-09

15. Information on the activities of a socially oriented non-profit organization (based on Form No. 1-SONKO). Rosstat. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/1-sonko.html (accessed on 10.08.2022). (In Russ.).

16. Interaction with non-profit organizations. Official website of the Governor and the Government of the Perm Territory. URL: https://admin.permkrai.ru/activities/vzaimodeystvie-s-nekom-mercheskimi-organizatsiyami/obshchestvennye-organizatsii-permskogo-kraya/reestr-sotsial-no-orientirovannykh-nekommercheskikh-organizatsiy/?sphrase_id=2670166 (accessed on 10.08.2022). (In Russ.).

17. Filonenko N.V., Kulkova I.V. Advanced foreign experience in the management of adaptive physical culture. Uchenye zapiski Rossiiskoi Akademii predprinimatel'stva = Scientific Notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2021;20(1):178-188. (In Russ.). DOI: 10.24182/2073-6258-2021-20-1-178-188

18. Mingaleva Zh.A., Bashminov A.V. Methodological features of applying the CAF model to assess the quality of management of non-profit organizations (on the example of a professional basketball club). Voprosy upravleniya = Management Issues. 2020;(3):169-179. (In Russ.). DOI: 10.22394/2304-3369-2020-3-169-179

<

J

<

Сведения об авторах

< Александр Васильевич Башминов

сг

о старший преподаватель кафедры экономики ^ и управления

ш

5 Прикамский социальный институт

X

^ 614002, Пермь, Чернышевского ул., д. 28

ш

5 Марина Николаевна Руденко

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой предпринимательства и экономической безопасности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пермский государственный национальный исследовательский университет

614068, Пермь, Букирева ул., д. 15

Поступила в редакцию 03.11.2022 Прошла рецензирование 29.11.2022 Подписана в печать 19.12.2022

Information about Authors

Aleksandr V. Bashminov

senior lecturer at the Department of Economics and Management

Prikamsky Social Institute

28 Chernyshevskogo str., Perm 614002, Russia

Marina N. Rudenko

D.Sc. in Economics, Professor, Head of the Department of Entrepreneurship and Economic Security

Perm State National Research University

15 Bukireva str., Perm 614068, Russia

Received 03.11.2022 Revised 29.11.2022 Accepted 19.12.2022

Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи. Conflict of interest: the authors declare no conflict of interest related to the publication of this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.