УДК 316.77
DOI: 10.31660/1993-1824-2022-2-77-89
Сетевое взаимодействие некоммерческих организаций в системе развития территорий: ценности и направления
Алена Анатольевна Попкова1, Игорь Юрьевич Фомичев1,
2
Алексей Владимирович Шляков
1Кафедра маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия
2Кафедра гуманитарных наук и технологий, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия
Аннотация. Некоммерческие организации в последние годы приобретают большое значение не только в системе предоставления социальных услуг населению, но и в качестве полноценного субъекта социально-экономического развития территории. Реализуемые проекты, привлекаемые грантовые ресурсы, работа с целевыми группами, партнерство с властью и бизнесом определяют необходимость не только трансформации функциональной деятельности организаций некоммерческого сектора, но и системы ценностных ориентиров, способствующих их становлению в качестве центров общественного развития на территориях. На современном этапе не у всех некоммерческих организаций существуют реальная возможность и ресурсы для становления в качестве центра общественного развития на территории, но это может быть преодолено в рамках сетевого взаимодействия, в ходе которого происходят расширение ресурсной базы, обмен технологиями и повышение профессионализма некоммерческого сектора. В данной статье приведены результаты исследований некоммерческого сектора Уральского федерального округа, на основании которых сформирована система ценностей и направлений деятельности организаций.
Ключевые слова: некоммерческие организации, сетевое взаимодействие, ценности, центр общественного развития
Для цитирования: Попкова, А. А. Сетевое взаимодействие некоммерческих организаций в системе развития территорий: ценности и направления / А. А. Попкова, И. Ю. Фомичев, А. В. Шляков. - DOI 10.31660/1993-1824-2022-2-77-89 // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2022. - № 2. - С. 77-89.
Networking of non-profit organizations in the territorial development system:
values and directions
11 2 Alena A. Popkova , Igor Yu. Fomichev , Aleksey V. Shlyakov
1Department of Marketing and Government Administration, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia 2Department of Humanities and Technology, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia
Abstract. In recent years, non-profit organizations have become of great importance not only in the system of providing social services to the population, but also as a full-fledged subject of socio-economic development of the territory. Ongoing projects, attracted grant resources, work with target groups, partnership with government and business determine the need not only to transform the functional activities of non-profit sector organizations, but also a system of value orientations that contribute to their formation as centers of social development in the
territories. At the present stage, not all non-profit organizations have a real opportunity and resources to become a center of social development in the territory, but it can be overcome within the framework of network interaction during which there are an expansion of the resource base, technology exchange and professional development of the non-profit sector. This article presents the results of research of the non-profit sector of the Ural Federal District, based on which a system of values and activities of organizations has been formed.
Keywords: non-profit organizations, networking, values, community development center
For citation: Popkova, A. A., Fomichev, I. Yu., & Shlyakov, A. V. (2022). Networking of non-profit organizations in the territorial development system: values and directions. Proceedings from Higher Educational Institutions. Sociology. Economics. Politics, (2), pp. 77-89. (In Russian). DOI: 10.31660/1993-1824-2022-2-77-89
Введение
На сегодняшний день некоммерческий сектор представлен разнонаправленными в своей деятельности организациями, имеющими различный опыт работы. Многие организации являются институциональными для поддержки и развития сектора в регионах, муниципальных образованиях, выступая ресурсными центрами поддержки и развития СО НКО. В России институциональная поддержка развития сектора некоммерческих организаций, ключевые направления государственной политики федерального центра и система мер поддержки, реализуемая в регионах, обеспечили функционирование данных организаций вокруг следующих сфер деятельности: социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан; благотворительная деятельность, деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества; деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства; деятельность в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни; деятельность в области физкультуры и спорта и содействие указанной деятельности; развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации; деятельность в сфере патриотического, военно-патриотического воспитания граждан РФ; мероприятия по медицинской и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ; работа с молодежью и лицами пожилого возраста. Подобный охват сфер жизнедеятельности общества, несомненно, определяет некоммерческие организации в качестве значимых субъектов как для отдельных целевых групп благополучателей, так и для региональных и муниципальных территорий.
Более того, анализ социальных практик показал, что многие организации некоммерческого сектора уже накопили существенный опыт по отдельным направлениям, технологиям работы с целевыми группами — опыт, который очень ценен и может быть использован в практике деятельности других организаций, всего сектора. В результате чего четко обозначилась необходимость внутрисекторальных интеграционных процессов, в том числе за счет сетевого взаимодействия, выработки общих разделяемых ценностей и направлений укрепления и развития сектора.
Материалы и методы
Для целей и задач данного исследования в качестве обозначенной проблематики были применены и использованы как общенаучные методы, такие как логико-формализованный и системный анализ, так и специфические, наиболее ярко подсвечивающие значимые стороны исследуемого вопроса, — это социологические методы (контент-анализ, фокус-группа).
Анализ современного состояния развития некоммерческого сектора в России представлен в работах Е. Н. Галкиной, В. Ю. Кульковой, А. В. Ларионова, К. Б. Парфенова, В. В. Прилепского, а также в докладах Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации» [1-6]. Оценка значения ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и возможности их сетевого взаимодействия отражена при исследовании публикаций С. В. Белоусовой, М. В. Мамонова, А. Г. Заббарова, А. Ю. Сухаревой [7-9]. Вопрос системы ценностей организаций некоммерческого сектора представлен в исследованиях И. В. Мерсияновой, Л. И. Якобсона, Е. Р. Ярской-Смирновой и др. [10-13].
Прикладной аспект исследуемой тематики получен на основе контент-анализа материалов исследования, полученных при проведении групповых интервью с 65 представителями некоммерческих организаций — региональных и муниципальных ресурсных центров Уральского федерального округа, а также проведенного SWOT-анализа.
Результаты и обсуждение
Укрепление значения некоммерческого сектора в трансформации социальных процессов в России, накопление опыта данными организациями и институционализация их структуры привели к пересмотру организаций и их взаимодействия внутри сектора. Фактически на сегодняшний день сложилось несколько форматов внутрисекторного взаимодействия между организациями: конкуренция за грантовые ресурсы, партнерство и обмен технологиями, совместные проекты. Несмотря на разный характер взаимоотношений, ключевым фактором секторального развития являются коммуникации, так как именно они, по мнению С. В. Белоусовой, позволяют общественным организациям «преобразовать социальные эмоции и ожидания, чувства неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные требования (артикуляция интересов); выработать общегрупповые цели (агрегация интересов); донести выработанную концепцию до целевых аудиторий (информативная функция) и сформировать успешные каналы обратной связи (функция формирования политических элит)» [7].
Модель сетевого взаимодействия между развитыми некоммерческими организациями была создана в 1995 году Сибирской сетью центров общественного развития. Формирование общей информационно-коммуникативной инфраструктуры, способствующей обмену опытом и практиками деятельности по развитию территории и работе с отдельными группами благополучателей, привело к укреплению некоммерческих организаций и созданию условий трансформации отдельных из них в региональные ресурсные центры.
Принимая во внимание положительные результаты сетевого взаимодействия для развития организаций и укрепления сектора, данная модель была применена в 2011 году в Уральском федеральном округе и создана Уральская сеть ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (табл. 1).
Таблица 1
Результаты деятельности Уральской сети ресурсных центров поддержки СО НКО [14]
2019 2020 2021 Всего План
Сотрудники ресурсных центров, принявшие участие в 8 мероприятиях по повышению квалификации: стажировках, семинарах, сетевой встрече, форсайт-сессиях 104 46 134 284 55
Представители НКО, инициативных групп, принявшие участие в 54 образовательных, информационных мероприятиях 1193 1 170 770 3 133 1 620
НКО, инициативные группы — получатели финансовой поддержки в конкурсах социальных проектов 79 230 33 342 150
Предоставлено консультаций 2 948 3 183 2 836 8 967 6 300
Представители местных НКО, органов власти — участники трех межрегиональных мероприятий Уральской сети 68 1 109 178 170
Жители — добровольцы/ благотворители коалиционных акций, организованных РЦ 12 643 16 077 8 485 37 205 12 000
Некоммерческий сектор Уральского федерального округа развивается достаточно активно. Ханты-Мансийский автономный округ, Челябинская и Тюменская области входят в ТОП-10 регионов по уровню и качеству развития некоммерческого сектора (табл. 2).
Таблица 2
ТОП-10 регионов по уровню и качеству развития некоммерческого сектора в РФ [6]
Позиция в рейтинге Субъект РФ Рейтинг в 2020 г. Позиция Рейтинговое число Экономическая значимость Устойчивость существования НКО Активность деятельности НКО Поддержка НКО регионом Онлайн-доступность информации о поддержке СО НКО Медиаактивность Результаты экспертного опроса Социальная значимость Значимость РОП для НКО Значимость ресурсных центров СОНКО
1 Москва 1 0 66,048 5,00 5,00 2,70 3,02 4,51 5,00 2,65 4,97 4,13 4,33
2 Вологодская область 14 12 64,436 3,39 4,42 4,96 4,51 3,59 3,67 3,07 4,55 3,08 3,13
3 Республика Татарстан 2 -1 62,348 4,29 4,22 3,70 3,33 3,29 3,46 3,77 3,34 4,88 3,35
4 ХМАО — Югра 4 0 61,854 2,71 4,74 3,12 5,00 3,81 3,19 2,77 5,00 4,80 3,50
5 Челябинская область 11 6 61,709 3,61 3,96 3,91 3,98 3,72 3,52 2,68 3,89 4,89 3,45
6 Тюменская область 3 -3 60,445 2,54 3,99 3,26 3,65 3,02 4,09 3,36 4,96 4,12 5,00
8 Тульская область 9 2 59,046 3,50 4,00 2,60 3,20 4,07 3,10 5,00 2,83 4,68 3,43
9 Санкт-Петербург 5 -3 58,038 3,66 4,16 2,49 3,46 3,40 4,37 2,65 4,82 3,18 3,47
10 Самарская область 10 1 56,979 3,81 4,03 3,53 3,59 3,15 2,77 2,41 4,10 4,67 2,49
11 Краснодарский край 33 23 56,853 2,79 3,45 4,20 4,52 2,66 3,18 2,17 3,44 3,77 3,86
Совместная деятельность в результате сетевого взаимодействия привела к необходимости выработки общих ценностей и направлений развития. Понятие ценностей, особенно ценностей некоммерческого сектора, многогранно и сложно для исследования. В частности, Г. С. Артемьева, К. Н. Куликова, Н. П. Резникова определяют ценность некоммерческих организаций как «способность влиять их на события, входящие в зону воздействия организации, и менять вектор социального, технологического, экономического и т. п. развития внешней среды, а также — собственную структуру и деятельность», что в свою очередь выявляет необходимость структурирования ценностей для внешней и внутренней среды [11]. Так, ценности внешней среды определяются рядом возможностей, позиционирующих некоммерческую организацию в партнерской среде, что для данных видов организации, в условиях привлечения ресурсов является очень значимым. Внутренняя среда определяет ценность как включенность целевых групп и благополучателей принимать участие в деятельности организации с целью повышения ее социальной эффективности.
Результаты исследования показали, что в рамках сетевого взаимодействия ценности некоммерческих организаций формируются по направлениям «действия», «ресурсы» и «принципы».
Ключевым значением для участников сетевого взаимодействия являются развитие компетенции и навыков, координация, совместные действия, обмен опытом и практикой, формирование единого вектора развития. Для более детального анализа системы ценностей сетевого взаимодействия ресурсных центров и их развития в ходе исследования были определено, что основными разделяемыми ценностями являются «поддержка» и «развитие». Именно эти ценности по отношению к Уральской сети были выделены сотрудниками некоммерческих организаций. На втором месте были выделены такие ценности, как «взаимодействие» и «помощь», которые, по сути, являются значимыми для сетевого взаимодействия и показывают его результативность (рис. 1).
Ценности сетевого взаимодействия НКО по направлению «действие»
Рис. 1. Результаты контент-анализа ценностей по направлению «действие»
Укрепление Обучение Расширение Продвижение Решение Обмен Координация Наставничество Объединение Помощь Взаимодействие Развитие Поддержка
О 5 10 15 20
Существенной составляющей в системе ценностей сетевого взаимодействия некоммерческих организаций являются ресурсы. Проведенный контент-анализ показал, что в данном направлении ценностями НКО Уральской сети являются «опыт», «практика», «активность, «информация» и «проекты», совместные с другими организациями, инициативными гражданами. Исходя из этого, можно сказать, что ценностными ориентирами сети является обмен опытом, практиками, ресурсами и активностями, что формируется и усиливается именно в рамках сетевого взаимодействия, так как формируются условия для расширения ресурсной базы деятельности некоммерческих организаций (рис. 2).
Ценности сетевого взаимодействия НКО по направлению «ресурсы» Рис. 2. Результаты контент-анализа ценностей по направлению «ресурсы»
Также существенной системообразующей характеристикой сетевого взаимодействия являются его свойства, поэтому была выделена данная смысловая группа кодов в контент-анализе. Участники исследования в своих характеристиках обозначали разные позиции, но наиболее значимыми свойствами сетевого взаимодействия являются «новое» (трансформировано в анализе в свойство «новшество»), «полезность», «единомыслие», «гражданственность», «результативность», «улучшение» и «профессиональность» (рис. 3).
Ценности сетевого взаимодействия НКО по направлению «свойство»
Рис. 3. Результаты контент-анализа ценностей по направлению «свойство»
Таким образом, проведенное исследование показало, что наиболее значимыми ценностями сетевого взаимодействия некоммерческих организаций являются «поддержка», «развитие», «взаимодействие», «помощь», их «опыт», «практика», «ресурсы» и «активность», а также «новшество», «полезность» и «единомыслие». Данные ценности определяют потребность в сетевом взаимодействии организаций некоммерческого сектора, значимость данного взаимодействия для развития организаций и целевые ориентиры для дальнейшей деятельности.
Ценностные ориентиры деятельности некоммерческих организаций, как уже было указано выше, определяются для внутренней и внешней среды. Опираясь на данный факт для определения направлений развития сетевого взаимодействия, в исследовании были выделены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы Уральской сети ресурсных центров для поддержки СО НКО.
В результате исследования представителями некоммерческих организаций были выделены сильные стороны сетевого взаимодействия, такие как огромный и уникальный опыт организаций, входящих в сеть, профессионализм организаций, наличие сотрудничества, партнерства, наставничества во взаимодействии некоммерческих организаций, методическая поддержка, обмен знаниями и обучение в сетевом взаимодействии, уникальность технологии работы с благополучателями, обширная география Уральской сети ресурсных центров и разнообразие организаций, входящих в сеть (по масштабу, опыту, направлениям деятельности), тиражирование опыта и узнаваемость сети. Результаты SWOT-анализа в этом направлении подтверждают, что именно в рамках сетевого взаимодействия укрепляется потенциал и развивается эффективность деятельности некоммерческих организаций.
Несмотря на сложившийся позитивный опыт взаимодействия, некоммерческие организации, входящие в сеть, в качестве слабых сторон отмечают недостаточную развитость коммуникаций внутри сети, разный уровень профессионализма, неравность компетенций представителей организаций — членов сети, присутствие эмоционального и профессионального выгорания, недостаточную развитость взаимодействия с благопо-лучателями и НКО в своем регионе, многозадачность деятельности некоммерческих организаций, неразвитость технологий привлечения ресурсов, неуверенность в успехе, неосознанность успеха как самих организаций, так и сети в целом.
Сетевое взаимодействие некоммерческих организаций в целом, и Уральская сеть ресурсных центров поддержки СО НКО в частности, не являются закрытыми организационными структурами, поэтому существенным для развития сети являются факторы внешней среды, которые формируют возможности и угрозы (табл. 3).
Проведенный анализ результатов исследования показал, что на сегодняшний день сетевое взаимодействие некоммерческих организаций формирует у них преимущества и потенциал развития. Для снижения влияния факторов слабых сторон внутри сетевого взаимодействия, а также угроз со стороны внешней среды необходимо выработать и реализовывать общую систему стратегических направлений деятельности.
Таблица 3
Оценка возможностей и угроз внешней среды Уральской сети ресурсных центров поддержки СО НКО
Внешняя среда
Возможность (O)
Угроза (T)
1) Объединение ресурсов, практик и партнеров для развития деятельности организаций-участников сети в территориях
2) Обучающие программы институциональных НКО, входящих в УС РЦ
3) Развитие экспертности в некоммерческом секторе регионов
4) Развитие взаимодействия с органами власти (программы поддержки СОНКО, запрос
на ресурсный центр, поддержка — субсидии, гранты)
5) Активизация взаимодействия с сообществом на территории деятельности организации
6) Развитие взаимодействия с бизнесом
7) Развитие партнерства с НКО (взаимодействие
с университетами, реализация совместных проектов, обучение у лидеров секторов, тиражирование практик, стажировка/обмен опытом, формирование запросов от НКО, бюджетные организации)
8) Развитие взаимодействия со СМИ (социальная реклама, популяризация деятельности НКО, условная специализация (свой журналист в СМИ), блогеры, социальные сообщества в социальных сетях, растить «молодежь» среди НКО, позиционировать себя как привлекательное лицо НКО)
9) Развитие грантовой деятельности
1) Изменения законодательства в области НКО
2) Изменение приоритетов государственной политики развития некоммерческого сектора
3) Низкая компетенция инициативных граждан и НКО
4) Конкуренция между НКО
5) Незаинтересованность/низкая активность граждан
6) Отсутствие мотивации у бизнеса к взаимодействию
7) Дефицит профессиональных кадров в секторе
8) Высокая активность некоторых НКО
при отсутствии соответствующих компетенций
9) Недобросовестность некоторых НКО, как следствие, потеря имиджа
10) Высокая конкуренция за ограниченные ресурсы (в первую очередь финансовые)
Сопоставление результатов SWOT-анализа показало, что они могут быть сконцентрированы вокруг следующих аспектов сетевого взаимодействия:
• систематизация практик и разработка программы стажировок организаций внутри сети;
• активизация работы организаций с местным сообществом, активистами, НКО в территориях, в том числе с использованием опыта других организаций и регионов;
• формирование и реализация благотворительных программ на территориях деятельности НКО;
• развитие имиджа сети и организаций как профессионалов, реагирующих на запросы благополучателей и готовых на конструктивное партнерство с различными секторами;
• создание единого информационного ресурса (портала), объединяющего практики деятельности организаций-участников сети;
• развитие практик проведения общесетевых встреч с образовательными экспертными модулями, проводимыми участниками сети;
• активизация работы с НКО и благополучателями, развитие функций центра общественного развития на территориях деятельности организации;
• организация и проведение совместных акций, мероприятий, обучающих семинаров, формирование координационных советов по развитию территорий с привлечением представителей разных секторов;
• организация и проведение мероприятий на высоком профессиональном уровне;
• транслирование полученного опыта в сетевом взаимодействии в секторе на территориях;
• взращивание кадров внутри сети и в территориях за счет организации и проведения совместных акций, мероприятий, обучающих семинаров.
Реализация данных направлений деятельности в сетевом взаимодействии позволит укреплять потенциал некоммерческих организаций, в том числе в качестве активного субъекта развития территории.
Выводы
В ходе проведения исследования сетевого взаимодействия некоммерческих организаций, входящих в Уральскую сеть ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, было определено следующее.
1. Некоммерческие организации на сегодняшний день стали активными субъектами социальной жизни территории не только за счет предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан, но и за счет активизации своей роли в качестве центра общественного развития, создающего условия для выстраивания партнерских отношений между властью, бизнесом и населением.
2. Специфика деятельности некоммерческих организаций определяет недостаточность ресурсов и условий для эффективного функционирования организации в качестве центра общественного развития, что может быть решено в рамках сетевого взаимодействия с другими некоммерческими организациями.
3. Анализ опыта функционирования Уральской сети ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций показал, что сетевое взаимодействие укрепляет потенциал организации за счет повышения профессионализма посредством реализации внутрисетевых образовательных программ, обмена опытом, практиками, технологиями работы, а также общесетевых ресурсов, способствующих продвижению и развитию организаций не только на территории своей непосредственной деятельности, но и всего Уральского федерального округа.
4. Институализация сетевого взаимодействия некоммерческих организаций привела к необходимости выработки единых ценностей для данного сектора, среди которых в качестве определяющих выделяются инновационность, социальная полезность, единомыслие, опыт и практика деятельности, поддержка и развитие организаций.
5. Опыт сетевого взаимодействия некоммерческих организаций в Уральском федеральном округе определил необходимость проработки приоритетных направлений деятельности некоммерческого сектора. В результате проведенного исследования данными направлениями на сегодняшний день выступают:
• активизация работы с местным сообществом, активистами, НКО в территориях, в том числе за счет использования опыта других организаций и регионов;
• формирование и реализация благотворительных программ на территориях;
• развитие имиджа сети и организаций как профессионалов, реагирующих на запросы благополучателей и готовых к конструктивному партнерству с различными секторами;
• организация и проведение совместных акций, мероприятий, обучающих семинаров, формирование координационных советов по развитию территорий с привлечением представителей разных секторов;
• транслирование полученного опыта в сетевом взаимодействии в секторе на территориях деятельности НКО;
• активизация работы с НКО и благополучателями, развитие функций центра общественного развития на территориях регионов и муниципалитетов.
Сформированные в ходе исследования ценности и направления развития внутри сетевого взаимодействия укрепят роль и значение некоммерческой организации в развитии территории муниципалитетов и регионов, сформируют условия для их успешного и эффективного функционирования.
Список источников
[1] Галкина, Е. Н. Некоммерческие организации : понятие, тенденции развития / Е. Н. Галкина. - Текст : непосредственный // Теория и практика современной аграрной науки. Сборник V национальной (всероссийской) научной конференции с международным участием. Новосибирск, 28 февраля 2022 года. - Новосибирск : Издательский центр Новосибирского государственного аграрного университета «Золотой колос». - 2022. - С. 1383-1387.
[2] Кулькова, В. Ю. Позиционирование миссии в управлении деятельностью некоммерческих организаций сферы услуг в Российской Федерации / В. Ю. Кулькова. -Б01 10.22394/2304-3369-2020-3-54-64. - Текст : непосредственный // Вопросы управления. - 2020. - № 3 (64). - С. 54-64.
[3] Ларионов, А. В. Функции государственных реестров НКО в развитии третьего сектора : российский опыт / А. В. Ларионов. - Б01 10.17323/1999-5431-2021-0-4-90113. - Текст : непосредственный // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2021. - №. 4. - С. 90-113.
[4] Парфенов, К. Б. Современное состояние и основные направления совершенствования законодательства о некоммерческих организациях / К. Б. Парфенов. - DOI 10.47643/1815-1337_2021_3_31. - Текст : непосредственный // Право и государство: теория и практика. - 2021. - № 3 (195). - С. 31-34.
[5] Прилепский, В. В. Гражданское общество в современной России : проблемы становления и развития / В. В. Прилепский. - DOI 10.22394/2079-1690-2021-1-2-195200. - Текст : непосредственный // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2021. - № 2. - С. 195-200.
[6] Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2021 год. -Текст : электронный // Общественная палата Российской Федерации : официальный сайт. - Москва, 2021. - URL: https://files.oprf.ru/storage/documents/doklad-oprf2021.pdf (дата обращения: 01.05.2022).
[7] Белоусова, С. В. Актуальные проблемы некоммерческого сектора : коммуникационный аспект / С. В. Белоусова. - Текст : непосредственный // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Политология. - 2014. - № 3. - С. 23-30.
[8] Мамонов, М. В. Возможности конструирования сетевых структур третьего сектора через формирование повестки дня НКО / М. В. Мамонов, А. Г. Заббаров. - Текст : непосредственный // Политическая экспертиза : ПОЛИТЭКС. - 2008. - Т. 4, № 4. -С.185-192.
[9] Сухарева, А. Ю. Ресурсные центры как ключевой элемент в системе инфраструктуры сопровождения и поддержки НКО и СОНКО / А. Ю. Сухарева. - Текст : непосредственный // Российский политический процесс в региональном измерении : история, теория, практика. - 2021. - № 14. - С. 110-114.
[10] Арпентьева, М. Р. Ценности социального служения и НКО в активизации горожан : от иждивенчества к партисипации / М. Р. Арпентьева, С. В. Брайцева. - Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. -2017. - № 2. - С. 61-66.
[11] Артемьева, Г. С. Управление некоммерческой организацией на базе информации о ее ценности / Г. С. Артемьева, К. Н. Куликова, Н. П. Резникова. - Текст : непосредственный // T-COMM : телекоммуникации и транспорт. - 2016. - Т. 10, № 8. -С. 51-56.
[12] Мерсиянова, И. В. Негосударственные некоммерческие организации : институциональная среда и эффективность деятельности / И. В. Мерсиянова, Л. И. Якобсон. -Москва : Высшая школа экономики, 2007. - 170 с. - Текст : непосредственный.
[13] Ярская-Смирнова, Е. Р. Модели легитимации некоммерческих организаций как поставщиков социальных услуг / Е. Р. Ярская-Смирнова, О. А. Бодрова. - DOI 10.31 119/j ssa.2021.24.1.3. - Текст : непосредственный // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2021. - Т. 24, №. 1. - С. 45-78.
[14] Уральская сеть ресурсных центров для развития и поддержки СО НКО : от ресурсных центров для НКО к центрам развития местных сообществ УрФО 2018-2021. -Текст : электронный // Благотворительный фонд развития города Тюмени : офици-
альный сайт. - URL: http://cftyumen.ru/upload/docs/2021/11/ural2021.pdf (дата обращения: 01.04.2022).
References
[1] Galkina, E. N. (2022). Nekommercheskie organizatsii : ponyatie, tendentsii razvitiya. Teoriya i praktika sovremennoy agrarnoy nauki. Sbornik V natsional'noy (vserossiyskoy) nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Novosibirsk, February, 28, 2022. Novosibirsk, Novosibirsk State Agrarian University, Zolotoy kolos Publ., рр. 1383-1387. (In Russian).
[2] Kulkova, V. Yu. (2020). Positioning the mission in managing the activities of non-profit organizations in the service sector of the Russian Federation. Management issues, (3(64)), pp. 54-64. (In Russian). DOI: 10.22394/2304-3369-2020-3-54-64
[3] Larionov, A. V. (2021). Functions of state registries of NPOs in the development of the third sector: Russian experience. Public administration issues, (4), pp. 90-113. (In Russian). DOI: 10.17323/1999-5431-2021-0-4-90-113
[4] Parfenov, K. B. (2021). Current status and main directions for improving legislation on non-profit organizations. Law and State: The Theory and Practice, (3(195)), рр. 31-34. (In Russian). DOI: 10.47643/1815-1337_2021_3_31
[5] Prilepsky, V. V. (2021). Civil society in modern Russia: problems of formation and development. State and municipal management. Scholar notes, (2), рр. 195-200. (In Russian). DOI: 10.22394/2079-1690-2021-1-2-195-200
[6] Doklad o sostoyanii grazhdanskogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii za 2021 god. (2021). Moscow. (In Russian). Available at: https://files.oprf.ru/storage/documents/ doklad-oprf2021.pdf
[7] Belousova, S. V. (2014). Current problems of nonprofit sector: communication approach. RUDN journal of political science, (3), рр. 23-30. (In Russian).
[8] Mamonov, M. V., & Zabbarov, A. G. (2008). Possibilities for construction of the third sector network structures by means of setting NPO agenda. Political expertise: POLITEX, 4(4), рр. 185-192. (In Russian).
[9] Sukhareva, A. Yu. (2021). Resursnye tsentry kak klyuchevoy element v sisteme infra-struktury soprovozhdeniya i podderzhki NKO i SONKO. Rossiyskiy politicheskiy protsess v regional'nom izmerenii: istoriya, teoriya, praktika, (14), рр. 110-114. (In Russian).
[10] Arpentev^ M. R., & Braitseva, S. V. (2017). The values of social service and non-profit organizations in the activation of citizens: from dependency to participation. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Ural'skiy region, (2), pp. 61-66. (In Russian).
[11] Artemieva, G. S., Kulikova, K. N., & Reznikova, N. P. (2016). Nonprofit organization management based on information about its value. T-COMM, 10(8), pp. 51-56. (In Russian).
[12] Mersiyanova, I. V. & Yakobson, L. I. (2007). Negosudarstvennye nekommercheskie organizatsii: institutsional'naya sreda i effektivnost' deyatel'nosti. Moscow, HSE University Publ., 170 p. (In Russian).
[13] Iarskaia-Smirnova, E. R., & Bodrova, O. A. (2021). Models of legitimation of non-profit organizations as social service providers. The journal of sociology and social anthropology, 24(1), pp. 45-78. (In Russian). DOI: 10.31119/jssa.2021.24.1.3
[14] Ural'skaya set' resursnykh tsentrov dlya razvitiya i podderzhki SO NKO: ot resursnykh tsentrov dlya NKO k tsentram razvitiya mestnykh soobshchestv UrFO 2018-2021. (In Russian). Available at: http://cftyumen.ru/upload/docs/2021/11/ural2021.pdf
Статья поступила в редакцию 16.05.2022; одобрена после рецензирования 24.05.2022; принята к публикации 30.05.2022.
The article was submitted 16.05.2022; approved after reviewing 24.05.2022; accepted for publication 30.05.2022.