Некоммерческие организации как субъекты социальных инноваций Non-profit organizations as subjects of social innovation
Фоминых Виталий Юрьевич
Студент магистратуры 1 курса Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
Россия, Москва fominyh-vitaliy@mail. ru
Fominykh Vitaly Yuryevich
1st year Master's student Lomonosov Moscow State University Russia, Moscow fominyh-vitaliy@mail. ru
Аннотация.
Некоммерческий сектор выступает субъектом социальных инноваций, в этой связи некоммерческие организации способны гибко адаптироваться и быстро реагировать на возникающие социальные вызовы. Реализация деятельности способствует зарождению внутри некоммерческого сектора новых технологий и форм работы, одними из которых выступают фандрайзинг, краудсорсинг, краудфандинг. Кроме того, НКО более эффективно взаимодействуют с волонтерами, что способствует совершенствованию миссии негосударственных социальных служб за счет дополнительных ресурсов. Секторальные условия, в которых существует некоммерческий сектор, способствуют большей результативности, гибкости деятельности в сравнении с зарегламентированностью государственных учреждений. Оценивая существующие потребности людей, НКО предлагают инновационные решения, которые могут быть востребованы благополучателями. В процессе реализации собственной деятельности НКО создают новые технологии и формы работы, которые могут выступать поддерживающим фактором в реализации проектных идей.
Annotation.
The non-profit sector acts as a subject of social innovation, in this regard, non-profit organizations are able to flexibly adapt and quickly respond to emerging social challenges. The implementation of activities contributes to the emergence of new technologies and forms of work within the non-profit sector, one of which is fundraising, crowdsourcing, crowdfunding. In addition, non-profit organizations interact more effectively with volunteers, which contributes to the improvement of the mission of non-state social services at the expense of additional resources. The sectoral conditions in which the non-profit sector exists contribute to greater efficiency and flexibility of activities in comparison with the regulation of state institutions. Assessing the existing needs of people, non-profit organizations offer innovative solutions that can be demanded by beneficiaries. In the process of implementing their own activities, nonprofit organizations create new technologies and forms of work that can act as a supporting factor in the implementation of project ideas.
Ключевые слова: социальные инновации, некоммерческие организации, фандрайзинг, краудфандинг, краудсорсинг.
Key words: social innovations, non-profit organizations, fundraising, crowdfunding, crowdsourcing.
Сущность социальных инноваций заключается в формировании потенциально новых способов решения существующих социальных проблем. Применяемые новые методы способствуют созданию более эффективных результатов осуществляемой работы. Данный феномен интерпретируется в совокупности с нагрузкой определенного функционала и характерных свойств. Нововведения в рамках социума способствуют формированию возможностей обеспечения потребностей общества и социальных групп, созданию отличающихся от уже имеющихся или же новых программ и продуктов взаимодействия.
Оценивая социальные инновации в контексте развития гражданского общества, И. В. Мерсиянова и И. И. Краснопольская отмечают, что указанный феномен оказывает как социально значимый эффект для общества, так и увеличивает возможность популяризации его к действию [1]. Социальные инновации оказывают безусловное влияние как на непосредственно социальные службы, так и на целевые группы, которые пользуются социальными
услугами. С одной стороны, вырабатываются более актуальные стратегии, методы и технологии работы с благополучателями. С другой стороны, трансформируются наборы социальных услуг, а также создается более эффективный курс в вопросах качества и доступности оказываемой помощи для населения.
Ключевую роль в создании социальных инноваций играет деятельность НКО, способных оказывать влияние на возникающие социальные вызовы. Отражая запросы со стороны нуждающихся категорий населения, некоммерческий сектор находится в постоянном поиске новых решений социально важных вопросов, определяя при этом собственные возможности социально-экономического характера. НКО характеризуются гибкой системой оказания помощи и предоставления социальных услуг, которая находится в постоянной реорганизации существующей проектной базы. Способность НКО сосредоточения и представления интересов уязвимых категорий населения создает ориентацию на их первостепенную значимость в поле субъектов оказания помощи. Некоммерческий сектор наиболее гибко способен реагировать на нетипичные запросы граждан и на неформатные социальные проблемы, которые, как правило, не получают должного внимания со стороны государства, вследствие чего повышается действенность предлагаемых благополучателям решений.
Для возможности более мобильного преобразования деятельности, адаптированной под запросы и потребности целевых групп, необходимо находить способы привлечения новых форм инвестиций, финансирования внешней поддержки НКО. Стоит отметить, что существует определенная функциональная система инноваций, от следования которой зависит эффективность реализации социально важных идей в некоммерческом секторе:
• Внутренняя деятельность НКО, рассматриваемая в контексте продуктивности управленческих процессов, а также наличие рычагов мотивирования сотрудников, находящихся в штате;
• Присутствие аналогичных проектных идей, способных оказывать конкурентное влияние;
• Возможность преобразования инновационной практики в более масштабном представлении;
• Поддержка в виде существования инфраструктуры, способствующей перспективному развитию социальной инновации [2].
Одним из инструментов, способствующих гармонизации в решении социально важных задач, выступает фандрайзинг. В условиях нестабильного экономического фона, несвоевременной и непостоянной поддержки со стороны государства в вопросах финансирования проектов некоммерческого сектора, становится все более актуальным развитие фандрайзинга. Появление данного феномена в России связывается с развитием некоммерческого сектора в конце 1990-х годов, когда вопрос участия населения в поддержке НКО стоял наиболее остро [3].
Фандрайзинг может быть охарактеризован как совокупность мероприятий, преследующих цель в популяризации среди потенциальных доноров, общества в целом идеи содействия проектной базе учреждения/организации, которая имеет предпосылки в формировании новых условий социально-экономического развития социума. И. В. Мерсиянова, Н. В. Иванова, И. Е. Корнеева в своем исследовании подчеркивают значимость фандрайзинга как фактора реализации финансовой устойчивости НКО [4]. В качестве развития данной мысли можно привести доводы, что данный инструмент выступает дополнительной поддержкой обеспечения постоянного диалога некоммерческого сектора с целевой аудиторией в виде реализации проектной базы. Фандрайзинг как инновационная технология зарождается внутри некоммерческих организаций, способствуя тем самым реализации основной миссии, в достижении которых помогает поиск ресурсной базы, а именно необходимых людей, партнеров, информации, финансов.
В условиях перехода к цифровизации оказания помощи, а также услуг, актуальным становится использование краудсорсинга как дополнительного ресурса поддержки. Данный феномен характеризуется
поиском, привлечением и переориентацией ресурсов, которыми располагают люди, для решения задач, связанных с социальной сферой. В результате краудсорсинга заинтересованные лица включаются в решение проблем, создания инноваций посредством интернет-платформ. Принцип данной технологии сфокусирован на коллективном взаимодействии людей, имеющих различный опыт, которое используется для разрешения существующих задач. Таким образом, краудсорсинг является тем процессом, в базовой идее которого сформировано обсуждение решений людьми, которые привержены одной движущей мысли. Проектная деятельность некоммерческого сектора, связанная с использованием краудсорсинга, способствует как привлечению финансовых ресурсов, так и поддержке организации за счет разнообразных ресурсов, в большинстве своем человеческих[5].
Краудфандинг, как составляющий элемент краудсорсинга, может быть охарактеризован как возможность коллективного вклада людей в поддержание социально значимых проектов, предложенных НКО и инициативными гражданами. Согласно Л. К. Плюсниной, краудфандинг представляет собой денежный вклад большого количества жертвователей, основанный на добровольной поддержке проектной базы через интернет площадки [6]. Популяризация такой формы содействия в возможности привлечения средств происходит благодаря совершенствованию, развитию новых направлений деятельности НКО, способных реализовывать перспективно важные и востребованные проектные инициативы. Представители некоммерческого сектора, характеризуются популяризацией более актуальных, современных и эффективных методов, способствующих развитию проектной цели организаций. В этой связи пользование сетевыми коммуникациями, в том числе специализированными платформами, позволяет наиболее оперативно осуществлять взаимодействие самой НКО с заинтересованными в помощи гражданами, другими организациями. В условиях нестабильной экономической базы некоммерческого сектора, краудфандинговые ресурсы выступают дополнительным возможным примером эффективной поддержки инновационных проектов, зарождающихся в НКО. На сегодняшний день на территории Российской Федерации существует несколько масштабных интернет-площадок, помогающих в поиске потенциально заинтересованных граждан, которые, в свою очередь, имеют возможность помогать в различных областях деятельности НКО. Так, согласно статистике, приведенной на официальном сайте краудфандинговой платформы «Planeta.m» за время реализации благотворительных проектов, было осуществлено 2058 успешных плановых начинаний [7]. В рамках данной категории представлены запросы относительно помощи различным целевым категориям: дети с ограниченными возможностями здоровья; нуждающиеся пожилые люди; люди с различными заболеваниями и другие. Краудфандинг представляет собой потенциально новую модель поддержки финансирования проектов, созданных в том числе на базе некоммерческого сектора. Его постепенное и успешное развитие связано во многом с востребованностью со стороны представителей НКО в продвижении инновационных практик, служащих движущей силой достижения главных целей.
Развитие инновационных практик зависит от внешних и внутренних факторов. Так, Г. А. Миннингалеева определяет связь возможностей внедрения новаций от отношений со стейкхолдерами [8]. Экзогенные (внешние) факторы рассматриваются в налаженной взаимосвязи с внешними стейкхолдерами, а также в связи с участием НКО в различных тематических мероприятиях и сообществах. Эндогенные (внутренние) факторы, представленные отношениями с внутренними стейкхолдерами, а именно волонтерами, сотрудниками, зависят от выстроенной мотивационной составляющей, а также настроенного коммуникационного баланса.
Среди инновационных практик, реализующихся на базе некоммерческого сектора, стоит выделить те, которые создают предпосылки для пересмотра имеющихся рычагов исполнения цели организаций. Идеи, воплощенные представителями третьего сектора, способствуют изменению принципов деятельности в тех или
иных направлениях, в том числе предлагают актуальные ориентиры для работы государственных социальных служб.
Несмотря на то, что множество социальных инноваций реализуются внутри некоммерческого сектора, акторами создания которых выступают специалисты организаций, важно отметить вклад тех ресурсов, которые являются внешними по отношению к организациям. По данным мониторинга состояния гражданского общества НИУ ВШЭ, 31% [9] граждан участвовали в добровольческой деятельности на базе какой-либо организации. В этой связи можно сделать вывод, что на сегодняшний день достаточно активно используется труд волонтеров в некоммерческом секторе. Рассматривая добровольческую деятельность в контексте дополнительного эффективного ресурса, способствующего большей результативности, можно утверждать, что деятельность инициативных граждан может как прямо, так и косвенно оказывать влияние на реализацию социальных инноваций на базе НКО. Третий сектор, являясь площадкой для реализации гражданской инициатива и развития гражданского общества, активно вовлекает в свою деятельность волонтеров, тем самым способствуя привнесению идей от инициативных граждан. Возможность привлечения к деятельности организации добровольческого труда и благотворительных поступлений способствует устойчивости организации, а также ориентации на мобильность общественных действий в контексте индивидуального вклада граждан в привнесение инноваций в социальной сфере [10]. В целом на развитие некоммерческого сектора оказывают влияние множество ресурсов: общественная поддержка, человеческие ресурсы в лице добровольцев и волонтерских организаций, все эти ресурсы способствуют подготовке почвы для создания социальных инноваций.
Список используемой литературы:
1. Краснопольская И. И., Мерсиянова И. В. Гражданское общество как среда производства и распространения социальных инноваций // Форсайт. - 2014. - №4. - С. 40-53.
2. Официальный сайт фонда Центр гражданского анализа и независимых исследований / Социальные инновации НКО: первое приближение. - Режим доступа: http://granv-center.org/event/socialnve-inmvacii-nko-pervoe-priЫizhenie (дата обращения 04.04.2020).
3. Безуглый Э.А., Кутергин Н. Б., Алексеев Н. А., Ковалева Е. Г., Радоуцкий В. Ю. Фандрайзинг: история возникновения и развитие // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. - 2016. - №3. - С. 187-190.
4. Мерсиянова И. В. Иванова Н. В., Корнеева И. Е. Фандрайзинг как фактор устойчивого функционирования некоммерческого сектора // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. -2015. - №1. - С. 151-180.
5. Безуглый Э.А., Кутергин Н. Б., Алексеев Н. А., Ковалева Е. Г., Радоуцкий В. Ю. Краудсорсинг -современный способ решения социально значимых задач // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. - 2016. - №2. - С. 206-208.
6. Плюснина Л. К. Краудфандинг как социальный феномен информационного общества // Теория и практика общественного развития. - 2017. - №6. - С. 18-21.
7. Официальный сайт российской краудфандинговой платформы Planeta.ru. / Благотворительные проекты. - Режим доступа: https://charitv.planeta.ru/about/ (дата обращения 05.05.2020).
8. Миннингалеева Г. А. Инновации в некоммерческих организациях: управленческий контекст // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - №5. - С. 36-43.
9. Волонтерство и благотворительность в России и задачи национального развития: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, 9-12 апр. 2019 г. - М., 2019. - С. - 78.
10. Краснопольская И. И., Мерсиянова И. В. Трансформация управления социальной сферой: запрос на социальные инновации // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2015. - №2. - С. 29-52.