/к МЕНЕДЖМЕНТ,, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Башминов А.В., Руденко М.Н.
МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В современных условиях все более важную роль в экономике и обществе приобретают некоммерческие организации. Они ориентированы на достижение общественно значимых целей. Но, как показывает практический опыт, они вносят вклад не только в социальное, но и в экономическое развитие. Это усложняет процесс управления ими. В статье рассмотрены особенности управления некоммерческими организациями, обусловленные их спецификой как объектов управления.
Ключевые слова. Система менеджмента, принципы управления, управление изменениями, некоммерческая организация.
Bashminov A.V., Rudenko M.N.
MODERNIZATION OF MANAGEMENT OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN MODERN CONDITIONS
Abstract. In modern conditions, non-profit organizations are acquiring an increasingly important role in the economy and society. They are focused on achieving socially significant goals. But, as practical experience shows, they contribute not only to social, but also to economic development. This complicates the process of managing them. The article discusses the features of management of non-profit organizations, due to their specificity as objects of management.
Keywords. Management system, management principles, change management, non-profit organization.
Современный этап развития экономики и общества в целом проходит под влиянием множества самых разнообразных факторов и явлений, действие которых многократно усиливает друг друга, трансформируя уже привычные и устоявшиеся способы и правила поведения, а также восприятия различных субъектов общества. В этой связи многие авторы справедливо характеризуют современный этап развития как трансформационный, когда подходы к ведению хозяйственной деятельности и методы управления ею радикально видоизменяются [1-4].
В полной мере отмеченная тенденция нарастающих изменений относится к теории и практике менеджмента, который под влиянием социально-экономических трансформаций претерпевает су-
ГРНТИ 06.39.41
© Башминов А.В., Руденко М.Н., 2020
Александр Васильевич Башминов - старший преподаватель кафедры экономики и управления Прикамского социального института (г. Пермь).
Марина Николаевна Руденко - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой предпринимательства и экономической безопасности Пермского государственного национального исследовательского университета.
Контактные данные для связи с авторами (Руденко М.Н.): 614990, г. Пермь, Букирева ул., д. 15 (Russia, Perm, Bukirevа str., 15). Тел.: +7 912 885-33-25. Е-mail: m.ru.ko@mail.ru.
щественные изменения в части форм и методов управления, используемых технологий и инструментария. В том числе, в менеджменте возникает такое новое и сравнительно малоизученное на данный момент явление, как управление некоммерческими организациями [5]. Традиционно в теории и практике менеджмента речь шла о хозяйствующих субъектах (в терминах экономической теории - фирмах), которые ориентированы на извлечение прибыли, что задавало понятную и однозначную критериальную базу для оценки эффективности управления (максимизация прибыли в неоклассической концепции фирмы) и формирования его процедур и частных задач.
Активное развитие некоммерческих организаций (НКО), целевые установки которых отличаются значительным разнообразием и, как правило, не сводятся к извлечению прибыли, потребовали пересмотра подходов к менеджменту организаций. Привычным является понимание места и роли некоммерческих организаций как выразителей общественных интересов и/или специальных агентов, реализующих часть общественных функций по предоставлению государственных (муниципальных) услуг населению. И число таких организаций довольно значительно. Их роль в современном обществе также стремительно растет.
Это подтверждается имеющимися официальными статистическими данными. Так, по данным Доклада о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций, подготовленного Минэкономразвития России (см.: https://www.economy.gov.ru/material/file/ 8be0adaa07fd23125c4920afe40e8757/Doklad_NKO.pdf), в 2018 и 2019 гг. финансовую поддержку от государства на федеральном уровне получили 3 826 и 4 248 социально ориентированных НКО, соответственно. Количество НКО, которым была оказана финансовая поддержка из региональных бюджетов, в 2019 г. составило 9,1 тыс. организаций (в 2018 г. - 7,4 тыс. организаций). Услуги социально ориентированных НКО в 2019 г. получили более 19 млн россиян (в 2018 г. - более 22 млн). «С 2011 г. происходил рост устойчивый рост средней численности добровольцев, участвующих в деятельности [рассматриваемых организаций]. В 2011 г. их было более 1 146 тыс. человек, в 2016 г. - 2 155 тыс. человек, в 2017 г. - 2 731 тыс. человек, в 2018 г. - 2 937,3 тыс. человек. В 2019 году среднесписочная численность добровольцев (волонтёров), участвующих в деятельности..., составила 4 056,7 тыс. человек».
Как мы видим, сектор НКО активно «разрастается», за счет чего результаты деятельности этих организаций начинают приобретать не только социальное, но и экономическое значение. НКО в этой связи, по мнению авторов, могут рассматриваться как ведущий участник регионального хозяйственного сообщества, обеспечивающий за счет своей деятельности и привлечение дополнительных доходов в бюджеты территорий, и решение проблем занятости, и целого комплекса иных социальных и экономических проблем. Такая трансформация роли некоммерческих организаций в современном обществе возникла в результате действия ряда ключевых факторов, сложившихся на рубеже XX-XXI веков и активно воздействующих сегодня на процессы экономического и общественного развития.
Исследование комплекса факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на развитие и управление некоммерческими организациями, позволило выделить из всего их многообразия несколько ключевых, оказавших ранее и оказывающих сегодня наибольшее влияние на менеджмент некоммерческих организаций. Это следующие факторы:
1. Начало четвертой промышленно-технологической революции и переход экономики к новому технологическому укладу, сопровождающийся активным внедрением, прежде всего, информационно-коммуникационных, знаниевых, цифровых технологий [6]. Их использование в менеджменте позволило перестроить технологию управления, в том числе за счет придания ей распределенного характера, а также учитывать в менеджменте НКО большее разнообразие целей и методов их достижения;
2. Социальные трансформации, которые привели к кардинальному изменению подходов к месту и роли человека в трудовой (производственной) деятельности. Это привело к развитию гуманистического подхода в рамках теорий менеджмента и изменению на этой основе фундаментальных методов управления организациями, приданию им человеко-центристского характера. Эта смена подходов хорошо сочетается с парадигмальными основами управления НКО, которые ориентированы на решение, прежде всего, неэкономических, но социальных, гуманистических задач;
3. Рост неустойчивости социально-экономического развития. В частности, экономические кризисы конца ХХ (1998 г.) - начала XXI вв. (2008 г.), а также развернувшийся с 2020 года «коро-накризис», вызванный пандемией новой коронавирусной инфекции Covid-19, повлекли за собой серьезные изменения в оценке места и роли некоммерческих организаций в современном обществе, прежде всего с точки зрения обоснованности активной государственной (бюджетной) поддержки их деятельности и наличия системы финансирования (в области практики менеджмента это выразилось в необходимости проведения регулярной оценки качества менеджмента НКО, а также в поиске новых возможностей и путей финансирования их деятельности);
4. Развитие механизмов публично-частного партнерства [7, 8]. Усложнение задач современного публичного управления и нехватка ресурсов для их удовлетворительного решения привели к активному взаимодействию не только государства и частного бизнеса, но и к вовлечению в эти процессы институтов гражданского общества, выразителями интересов которого как раз и являются НКО. В рамках партнерства, понимаемого в широком смысле, провести границу между управлением коммерческой и некоммерческой деятельностью все чаще становится затруднительно, в итоге чего специфические инструменты менеджмента НКО начинают все более широко использоваться и в иных секторах экономики;
5. Рост внимания к проблемам социальной ответственности всех субъектов экономики и общества перед гражданами, населением регионов, все более существенно влияющей на рейтинг и имидж организаций. Это привело к требованию отражения вопросов, связанных с социальной ответственностью в отчетных документах предприятий и организаций, а также к необходимости усиления соответствующих подсистем менеджмента организаций;
6. Активное развитие процессов сетевизации и «горизонтального» взаимодействия во всех сферах экономики и общества [9]. Во многом, этот фактор связан с развитием цифровых технологий, но он не тождественен этому технократическому аспекту. Сетевизация и дижитализация, действуя одновременно, усиливают синергетический эффект друг друга. Сетевизация спровоцировала значительное усложнение внешней среды организаций за счет роста числа взаимосвязей и расширения разнообразия их содержания, произошло ускорение взаимодействия между субъектами и, соответственно, возникла необходимости более быстротой ответной реакции систем менеджмента на изменения внешней среды организаций.
Проявление каждого их этих факторов было само по себе достаточно значимым для развития теории и практики менеджмента, но в совокупности их влияние оказалось весьма значительным и повлияло на деятельность некоммерческих организаций, изменив инструментарий управления ими. Помимо этих специфических факторов, можно выделить и иные, общесистемные факторы развития инструментов менеджмента НКО в последние десятилетия (см. рисунок).
В силу того, что условия функционирования организаций, в том числе НКО, в последние годы беспрестанно изменяются, важное значение в развитии менеджмента организаций приобретают теории управления изменениями и управления на основе изменений. Речь идет о следующем. Важным аспектом современного этапа трансформации систем управления под влиянием глобальных изменений в самом технологическом укладе общества является задача быстрого и адекватного реагирования на широкое распространение различного рода изменений как в деятельности самих организаций (в качестве реакции на изменения внешней среды), так и обусловленных этим изменений в системе менеджмента как по отдельным направлениям, так и в целом. Решение этой задачи обеспечивается современными теориями управления изменениями.
Нужно отметить, что теории управления изменениями также тесно связаны и с теориями инноваций, поскольку инновации по своей сущности (особенно организационные, маркетинговые и др.) являются изменениями, причем в ряде случаев весьма радикальными [10, 11]. Такие радикальные изменения могут вызывать сопротивление со стороны большой части коллектива, а также части руководства организаций. Это предполагает создание и внедрение специальной системы управления изменениями. При этом такая система может быть как частью системы менеджмента организации в целом, так и системы управления инновациями - это зависит от отраслевой и секторальной специфики организации, от активности инновационной деятельности, от уже имеющегося опыта управления на основе изменений.
Современные направления развития исследований в области менеджмента
некоммерческих организаций
Гуманистические походы в менеджменте
Теории управления изменениями и управления на основе изменений
Теории саморазвития и самоорганизации
^ Теория тройной спирали ^ Теория эмерджентных циклических уровней существования (уровни спиралей)
> Системно-интеграционная парадигма
> Концепция «Обучающаяся организация»
> Концепция создания знаний в организации - модель SECI
^ Модель проведения изменений К. Левина > Модель Л. Грейнера ^ Модель жизненного цикла организации И. Адизеса
> Модель «EASIER»
> Модель «ESIA»
> Модель EFQM
> Модель CAF
Рис. Направлений развития исследований в области менеджмента (составлено Башминовым А.В.)
Необходимое в новых условиях изменение способов мышления людей, их поведения и отношения к внешним и внутренним факторам воздействия, а также к понимаю и осознанию их личной роли в организации можно сформировать с помощью специальных методов управления изменениями [12]. При правильном построении процесса адаптации членов организации к изменениям, необходимо организовать систему коллективного обсуждения изменений, причем как уже происходящих, так и возможных в перспективе.
Такое обсуждение позволит снизить негативные аспекты восприятия изменений, особенно если такие изменения инициированы руководством организации, а не являются результатом движения «снизу». Грамотно построенная система управления изменениями позволит сформировать позитивное восприятие ситуации всеми (или большинством) членов коллектива, приведет к повышению открытости в поведении членов организации (особенно тех, кто испытывает сомнения или страх перед изменениями) и обеспечит более тесное и скоординированное взаимодействии всех участников организации.
При создании системы управления изменениями нужно четко помнить, что конечной целью таких действий является формирование позитивного восприятия изменений, понимание их неизбежности и подавление стремлений «оставить все как есть». Это достигается на основе разработки специальной программы изменений и организации эффективного процесса коммуникаций, позво-
ляющего людям получать информацию о цели и причинах предстоящих изменений, об их ожидаемых результатах, о ходе их реализации и достигнутых результатах. Также программа изменений должна предусматривать процедуры формирования у членов организации новых навыков и компетенций, обучение новым способам их применения.
Формирование у членов организации адекватного подхода к пониманию проблемы и необходимости проведения изменений обеспечивает устранение разрыва между общей стратегией изменений и индивидуальным поведением членов организации. Таким образом, для обеспечения главной цели управления некоммерческой организацией в рамках программы управления изменениями необходимо, чтобы вносимые в структуру и механизм управления организацией изменения соответствовали целям и задач управления в целом, каждому отдельному направлению деятельности и были адекватно восприняты как сотрудниками, отвечающими за реализацию изменений, так и всем коллективом организации [там же].
Подводя итог, отметим, что в современных условиях менеджмент организаций, в частности -некоммерческих организаций, существенно видоизменяется. Это требует изменения самих организаций. В таком контексте особую важность приобретает правильный выбор способа реагирования системы управления в ответ на возникающие проблемы развития, который и обеспечить развитие управления НКО в новых условиях, что предполагает строгое е соблюдение принципов управления в рамках разработанных программ управления изменениями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Винслав Ю.Б. Экономика-2021: сохранение фундаментальных проблем, императивность и направления трансформации макроуровневых управленческих моделей // Российский экономический журнал. 2021. № 1. С. 3-31.
2. Грибанов Ю.И., Руденко М.Н. Цифровая трансформация бизнеса / Пермский государственный национальный исследовательский университет. М., 2021. 213 с.
3. Ефремова Т.А., Артемьева С.С., Макейкина С.М. Особенности, тенденции и перспективы цифровой трансформации экономики: мировой и национальный опыт // Теория и практика общественного развития. 2021. № 1 (155). С. 53-58.
4. Институциональная трансформация социально-экономических систем в условиях цифровизации: состояние, тренды, проблемы и перспективы: монография. Курск: Университетская книга, 2020. 294 с.
5. Мингалева Ж.А., Башминов А.В. Методические особенности применения модели CAF для оценки качества менеджмента некоммерческих организаций (на примере профессионального баскетбольного клуба) // Вопросы управления. 2020. № 3 (64). С. 169-179.
6. Vertakova Y.V., Ershova I.G., Plotnikov V.A. Educational system influence on knowledge economy formation // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 27. № 5. С. 679-683.
7. Агамагомедова Е.В. Проекты государственно(муниципально)-частного партнерства в развитии социальной сферы // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 4 (42). С. 2528.
8. Акобиров С.О. Государственно-частное партнерство и среда его реализации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. № 2 (44). С. 28-31.
9. Оводенко Д.В. Новые направления развития сетевизации субъектов экономики // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 8-1. С. 350-354.
10. Друкер П.Ф. Бизнес и инновации. М., 2007.
11. Шумпетер Й. Теория экономического развития: Исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита и цикла конъюнктуры. М.: Прогресс, 1982.
12. Башминов А.В. Создание эффективной системы управления организациями на основе подхода управления изменениями // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-4 (41). С. 572-574.