УДК 332.142.2
© Л.О. Григорьева
Предпринимательская активность как основа устойчивого территориального развития
В статье исследуется проблема реализации предпринимательского потенциала территориальных образований. Одним из путей достижения устойчивого экономического развития регионов является активизация предпринимательского потенциала местного населения с одновременной реализацией государственной социальной политики территориального выравнивания.
Ключевые слова: предпринимательский потенциал, организационно -экономический механизм территориального развития.
L.O. Grigor'eva
Entrepreneurial activity as a basis for sustainable territorial Development
The paper investigates the problem of realization of entrepreneurial potential territorial entities. One way to achieve sustainable economic development of the regions is the activation of entrepreneurial potential of the local population with the simultaneous implementation of state social policy territorial alignment.
Keywords: entrepreneurial potential, the organizational-economic mechanism of territorial development
Успешное развитие малого предпринимательства является важнейшим показателем степени эффективности рыночных преобразований, а также и основным критерием оценки конкурентоспособности экономики. Историческое появление в начале 1990-х гг. и дальнейший рост числа представителей малого бизнеса сразу стало одним из основных направлений экономической политики России как на федеральном, так и на региональном уровне.
Предпринимательство как одна из популярных форм организации экономических отношений призвано не только повышать материальный и духовный потенциал общества, но и создавать благоприятный климат для реализации деловых способностей граждан, что способствует единению нации, упрочению национального духа и национальной гордости.
Уникальность предпринимательства заключается в том, что благодаря ему приходят в эффективное взаимодействие основные факторы экономики - труд, капитал, земля, знание. Целеустремленность предпринимателей в сочетании с умением контролировать риск, помноженные на рыночный механизм, позволяют с высокой отдачей использовать все экономические ресурсы, достигать высоких темпов экономического роста.
Как показывает опыт развитых стран, их экономические достижения, в том числе устойчивые темпы экономического роста, инвестиции, инновации напрямую зависят от успешного раскрытия предпринимательского потенциала территорий. Так, экономическая политика, ориентированная
на поддержку предпринимательства, оптимизацию государственных расходов и государственного регламентирования, позволила США и другим странам Запада успешно преодолеть кризисные явления 1980-1990-х гг.
Считается, что предпринимательские способности как экономический ресурс эффективнее задействованы в условиях достаточно либеральной экономической системы, без чрезмерной государственной бюрократии, но с полноценным законодательным полем. При этом очевидно, что залогом успешного использования предпринимательских способностей являются прежде всего сами предприниматели, их квалификация и уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высококонкурентной среде, а также их чувство социальной ответственности.
В странах с высоким предпринимательским потенциалом важную роль обычно играет малый и средний бизнес, являющийся питательной средой предпринимательства, своего рода «кузницей» предпринимательских кадров. В США, например, 40% ВНП создается на предприятиях малого и среднего бизнеса. Государство оказывает предпринимательству широкую поддержку. В стране наряду с поддерживающим предпринимательство федеральным органом - Администрацией малого бизнеса, при органах исполнительной власти на местах действуют 19 тыс. региональных комиссий по экономическому развитию, призванных способствовать развитию бизнеса в конкретном регионе, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос в данной местности. Кроме того, в США в середине 1990-х гг. действовало около 600 так называемых предпринимательских инкубаторов, т.е. специализированных государственных и частно-государственных учреждений, осуществляющих многоплановую поддержку вновь создающимся компаниям. Такой бизнес-инкубатор территориально объединяет новые компании под одной крышей и способствует их «выращиванию» и становлению.
Исследования сущности категории «предпринимательский потенциал» являются достаточно новыми для российской экономической науки. Вопросам содержания, методологии и методики оценки категории «предпринимательский потенциал», на наш взгляд, уделено недостаточно внимания. В связи с этим представляется ценной и обоснованной необходимость систематизации методологических подходов к уточнению экономической сущности, содержанию и структурному анализу предпринимательского потенциала во взаимосвязи с понятием территориального развития.
Заслуживает внимание подход, предпринятый зарубежными учеными-экономистами, выделившими в этой категории предпринимательский потенциал индивида. Начиная с XVIII в., Р. Кантильон и его последователи Й. Тюнен, Г. Мангольд и Ф. Найт в качестве основного компонента предпринимательского потенциала выделили способность к риску. И. Шумпе-тер рассматривал инновационность, креативность как ведущую способность предпринимателя.
Л. Мизес, И. Кирцнер, Ф. Хайек по существу рассматривали предпринимательский потенциал как стратегический ресурс, главным компонентом которого являются способности предпринимателя как его основного носителя осуществлять уникальные комбинации инновационных факторов воспроизводства с целью получения предпринимательского дохода. Эта способность обусловлена такими уникальными, естественными качествами, развивающимися в процессе экономической деятельности, как избирательный интеллект, предвидение, стратегический, инновационный тип мышления, склонность к приемлемой рисковой деятельности, стремление к освоению стержневых компетенций и т.д. Все эти качества позволяют предпринимателю как основному субъекту рыночного процесса обладать предпринимательским потенциалом одной из основных движущих сил рыночного процесса [1].
Общим в подходе к исследованию предпринимательского потенциала для этих ученых является то, что в данном случае индивид был исследован в качестве основного субъекта предпринимательства по созданию и использованию хозяйственных инноваций.
Для российской экономической науки исследования сущности категории «предпринимательский потенциал» являются достаточно новыми, так как в советский период существование такой экономической категории, к сожалению, не признавалось.
Многие известные ученые экономисты, такие как А.Г. Аганбегян, Е.В. Омельченко определяют предпринимательские способности (предпринимательство) как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру [2].
В свою очередь, к предпринимателям относятся, прежде всего, владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих.
Используют также термин «предпринимательский потенциал», который в целом можно охарактеризовать как потенциальные возможности по реализации предпринимательских способностей людей.
Однако до настоящего времени в российской экономической науке не выработан единый подход к определению понятия «предпринимательский потенциал».
Так, одни авторы полагают, что предпринимательский потенциал является разновидностью трудового потенциала, неотъемлемой и составной его частью и рассматривают его в связи с предпринимательскими способностями работника как предпринимателя [3, 4, 5, 6].
Также ряд исследователей рассматривает предпринимательский потенциал как категорию, характеризующую интегральные предпринимательские способности носителей предпринимательской деятельности, направленные на определение, формирование и удовлетворение потребностей в товарах или услугах и получение прибыли.
Третья группа экономистов отождествляет предпринимательский потенциал с предпринимательскими способностями, а предпринимателя рассматривает в качестве их носителя [7].
Все рассмотренные выше подходы выделяют общую компоненту предпринимательского потенциала - способность, возможность индивида, коллектива, общества, используя имеющиеся ресурсы, достигать определенных целей и задач.
Таким образом, можем констатировать достаточно большое различие взглядов на сущность и подходы к оценке предпринимательского потенциала при значительном внимании к этой проблеме, что свидетельствует, скорее, не о слабой проработке этой проблемы, а о сложности, многоас-пектности, динамизме изучаемого явления.
Необходимость определения приоритетов развития современной региональной экономики повышает научный и практический интерес к основам и особенностям реализации и проявления экономического потенциала регионов, где предпринимательский потенциал является движущей силой. Уровень развития предпринимательства является важной исходной базой при обосновании стратегических направлений развития экономической деятельности региона.
Сегодня действует разветвленная система общественной и государственной поддержки малого предпринимательства. На протяжении более десяти лет создается и совершенствуется институциональная инфраструктура обеспечения более благоприятных условий для его развития. Организации инфраструктуры поддержки оказывают услуги, которые в силу объективных причин недоступны малым предприятиям на открытом рынке или отсутствуют на нем.
Начиная примерно с 1993 г., а на региональном уровне (г. Москва и другие регионы) в ряде случаев и ранее, в России стала формироваться институциональная инфраструктура, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для формирования и развития малых частных фирм, а также оказывать им те услуги, которые они - в силу принципиальных особенностей малых предприятий, усиливаемых начальным этапом развития данного сектора в трансформационной экономике - не могут покупать на рынке, либо рынок их не предлагает. Прежде всего речь идет о структурах бизнес-образования и обучения кадров для малого бизнеса, агентствах поддержки малого предпринимательства (юридических, маркетинговых, бухгалтерских, консалтинговых услуг), фондах поддержки предпринимательства (кредитование, залогово-гарантийная поддержка), лизинговых фондах, бизнес-инкубаторах (комплекс мероприятий в области имущественной и иной поддержки стартующих малых предприятий), технологических парках (форма кооперации высокотехнологичных малых фирм с вузами и крупными предприятиями) и другие.
Создана система региональных агентств поддержки малого предпринимательства, которая оказывает юридические, бухгалтерские, консал-
тинговые услуги, осуществляет маркетинговые разработки. Работает региональная сеть фондов поддержки предпринимательства, оказывающая помощь в кредитовании и гарантийном обеспечении. Отдельные структуры предоставляют услуги бизнес-образования и обучения кадров для малого предпринимательства. Функционируют специальные лизинговые компании. Есть структуры, нацеленные на оказание комплексного пакета услуг в области поддержки стартующих предпринимателей, - бизнес-инкубаторы.
Интересы малого бизнеса по важнейшим вопросам отстаивают общественные объединения, в частности Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства, Профсоюз работников малых и средних предприятий, политическая партия «Развитие предпринимательства» и другие структуры.
Для реализации функции по проведению государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, в середине 1990-х гг. был создан Государственный комитет РФ по развитию и поддержке малого предпринимательства. В настоящий момент функции по государственной поддержке предпринимательства возложены на Департамент государственной поддержки предпринимательства Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Более чем в 70 субъектах РФ существуют региональные органы по государственной поддержке предпринимательства.
Тем не менее уровень и масштабы развития предпринимательства в России остаются невысокими. В частности, количество малых предприятий - юридических лиц (МП) на протяжении уже нескольких лет фактически остается на одном уровне (около 900 тыс.). Число субъектов малого предпринимательства (СМП) растет только за счет предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ).
Между тем, по нашему глубокому убеждению, основывающемуся на результатах ряда исследовательских проектов РНИСиНП, начиная с 1992 г., в российском обществе существует достаточно прочное «прото-предпринимательское ядро», размеры которого колеблются под влиянием целого ряда факторов и условий и весьма различаются в межрегиональном сопоставлении. При этом далеко не всякие шаги по содействию малому предпринимательству способствуют расширению этого ядра, не говоря уже о превращении протопредпринимателей в начинающих предпринимателей, а начинающих - в действующих [8].
Совершенно очевидно, что активизация протопредпринимательских слоев населения России (его численность, образовательный уровень и другие факторы) могла бы привести к подлинно необратимым последствиям в создании стабильно развивающейся конкурентной рыночной экономики и социального государства.
Перед каждым регионом России стоит важнейшая проблема - разработать механизм формирования, развития и эффективной реализации пред-
принимательского потенциала как стратегического ресурса и внутреннего источника развития экономики, движущей силы рыночного процесса.
Термин «механизм» стал привычным и часто используемым в специальной литературе: механизм мотивации, механизм ценообразования, механизм гарантий, механизм защиты от давления акционеров, механизм рефинансирования, механизм использования ресурсов и т.п. При этом определение его содержания, как правило, не приводится, но всегда подразумевается, что механизм свидетельствует о наличии какой-либо целостной системы и исключает фрагментарность.
Для определения механизма организационного-экономического развития территории обратимся к толкованию термина в словарях.
Механизм - внутреннее устройство, система чего-либо, например, государственный механизм; совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо явление.
Механизм - система звеньев для преобразования движения одних звеньев в требуемое движение других.
Механизм - последовательность состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь действие, явление.
Механизм управления - система экономических, организационных, правовых и прочих форм и методов управления.
Таким образом, понятие механизма напрямую связано с понятием развития. В соответствии с рисунком 1, современное понятие «развитие» включает три взаимосвязанные характеристики: изменения, рост, улучшение, главной из которых является последняя.
РАЗВИТИЕ
Рис. 1. Современное понятие развития
Развитие как социальные изменения не происходит само по себе, а связано с разработкой политики определенной мировоззренческой направленности. Оно влечет за собой разноплановые структурные изменения. Наиболее типичными из них являются:
- модификация факторов производства и сдвиги в структуре экономики;
- лучшее использование существующих ресурсов;
- изменение структуры и функций имеющихся институтов;
- изменение ценностных ориентаций и отношений членов местного сообщества.
Эти и другие перемены фактически означают изменение образа жизни большей части населения.
Развитие как рост означает такие структурные изменения, которые ведут к технологическому прогрессу, повышению качества продукции и улучшению распределения товаров и услуг.
Развитие как улучшение влечет такие социальные изменения, которые обеспечивают равные возможности более широкому кругу людей воспользоваться общественными благами - образованием, здравоохранением, жильем, участием в принятии политических решений и т.д.
Развитие тесно связано с понятием «жизнеспособность», поскольку оно в конечном счете должно вести к снижению зависимости сообщества к внезапным изменениям в производственной технологии или рыночной среде.
Источником изменений могут быть как внешние, так и внутренние импульсы. Местные сообщества могут по разному реагировать на эти перемены и обладают разной способностью адаптироваться к ним. Сообщества, неспособные адекватно реагировать на происходящие перемены, попадают в разряд депрессивных районов. Напротив, сообщества с развитой адаптивной способностью могут воспользоваться преимуществами складывающейся ситуации, укрепить свои позиции в конкурентной борьбе с другими сообществами и извлечь для себя выгоды.
Изменения могут вызываться и внутренними факторами, связанными с осознанием неудовлетворенных потребностей местного населения и стремлением повысить его благосостояние. Но и в этом случае возникает необходимость совершенствования механизма реагирования на местные нужды.
Цель политики развития заключается в том, чтобы повысить способно -сти адекватно реагировать на внешние изменения, а не в том, чтобы защитить сообщество от их воздействия, последнее в большинстве случаев оказывается практически невозможным.
Таким образом, повышение жизнеспособности сообщества предполагает прежде всего создание гибкой, диверсифицированной и восприимчивой к новшествам экономики. Однако понятие жизнеспособности выходит далеко за рамки экономических характеристик. Таким образом, высший уровень жизнеспособности связывается с достижением местным сообществом такого состояния, которое отвечает следующим требованиям:
- гибкость - способность эффективно реагировать на изменения в окружающей среде;
- изобретательство и новаторство - способность и стремление к экспериментированию и введению новшеств;
- инициативность - способность, желание и наличие ресурсов для принятия самостоятельных решений и их реализации;
- диверсифицированность экономики - наличие в местной экономике хотя бы одного сектора, на который изменения в отдельной отрасли или на рынке определенного товара не оказывают заметного влияния.
Обобщая рассмотренные признаки развития и характеристики механизма, можно дать следующее определение. Механизм организационного
развития - система комплексного преобразования территории, улучшающая ее деятельность, расширяющая конкурентные возможности предпринимательства и совершенствующая способности к непрерывному обновлению. Условиями эффективного организационного развития являются выбор верного квантора реальности и разработки стратегий, не закрывающих будущее, наличие и/или способность найти неисчерпаемые ресурсы, умение видеть незанятые зоны в предпринимательстве и бизнесе и создавать под новый бизнес организации, которые могут занять эти ниши и эффективно в них действовать.
Поскольку экономика является одной из важнейших сфер жизнедеятельности, трудно выделить специфические характеристики экономического развития из общего контекста развития. Попытаемся определить основные ее характеристики.
Во-первых, экономическое развитие - последовательная, проходящая определенные стадии деятельность в целях достижения частных и групповых интересов путем эффективного управления имеющимися ресурсами.
Во-вторых, как и иные виды коллективной деятельности, экономическое развитие предполагает:
- постановку целей;
- определение состава участников, характера и порядка взаимодействия;
- оценку сложившейся ситуации и возможных последствий принимаемых решений;
- поиск новых комбинаций имеющихся ресурсов и возможностей вовлечения новых ресурсов.
В-третьих, поскольку участниками экономического развития являются конкретные люди, то и способы достижения целей и организационные формы развития обусловлены институциональными рамками, иными словами, «правилами игры». Сами «правила поведения» и конкретные действия участников ограничены ресурсами, которыми располагает местное сообщество для реализации принятых проектов развития.
Таким образом, организационно-экономический механизм развития территорий нами определяется как процесс, в котором действия самих людей объединяются с действиями властей с целью улучшить экономические, социальные и культурные условия жизни сообщества, интегрировать эти сообщества в общий поток жизни нации, дать им возможность вносить максимальный вклад в национальное развитие. Комплекс процессов включает два обязательных элемента: участие самих людей в действиях по повышению уровня их жизни с максимальной опорой на их собственную инициативу, предпринимательский потенциал и обеспечение технических и иных услуг, направленных на развитие инициативы, самопомощи и взаимопомощи, и повышение эффективности их деятельности. Это закладывается в разнообразные программы улучшения сторон жизни сообщества (рис. 2).
Представление о целях и результатах развития - необходимая предпосылка выбора ресурсов развития и, исходя их этого определения, основ организационно-экономического механизма развития территории.
В наиболее общем виде целью и результатом развития территории является улучшение благосостояния его населения. Это понятие включает в себя основные элементы:
- продукты (услуги);
- занятость;
- «внешние эффекты»;
- благоустройство территории и общества.
Занятость и доходы - создание рабочих мест является одной из важнейших целей развития местного сообщества.
«Внешние эффекты» - в ходе реализации мер по развитию возникают сопутствующие результаты, так называемые внешние эффекты, не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг воздействия на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках. Привлечение новых фирм, ранее действовавших за пределами местного сообщества, расширение или создание новых предпринимательских структур, деятельность которых связана с основными направлениями экономической активности местного сообщества, как правило, оказывают на последнее более благоприятное воздействие по сравнению с фирмами, не связанными со сложившейся экономикой. Кроме того, проекты, усиливающие внутреннюю экономическую интеграцию местного сообщества, обычно создают и конкурентные преимущества.
Благосостояние населения - это главный продукт развития местного сообщества, который материализуется в конкретных видах товаров и услуг, выражающих потребности местного населения. Поэтому цели развития связаны с тем, чтобы выявить нужды потребителей в товарах и услугах и разработать стратегические проекты их реализации.
Благоустройство местного сообщества - это необходимое условие как материального, так и духовного благосостояния человека. Культура, отдых, внешний вид местного сообщества являются важнейшими компонентами духовного состояния местного сообщества.
Внедрение предлагаемого механизма предполагает выделение двух основных подходов к его организации:
- механизм поддержки развития;
- механизм развития (опора на собственные силы).
Идея самопомощи является одним из важнейших принципов теории, практики и идеологии развития территории. Она основывается на предпосылке, согласно которой люди могут, хотят и должны сотрудничать в решении проблем своего сообщества.
В данном механизме больше значения придается процессу развития, чем самим изменениям, потому что сотрудничество, основанное на чувстве сообщества, может и в дальнейшем использоваться как инструмент
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
Вывод территории из состояния депрессии и определение траектории саморазвития
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Г
Природные материальные ресурсы (физический капитал)
Рабочая сила («человеческий капитал»)
Социальный капитал
Рынки
Финансовые ресурсы
УПРАВЛЕНИЕ
Механизм поддержки развития
Механизм развития
Организационным механизм
Экономический механизм
Структура и
уровни
управления
Финансовый механизм
Финансовая поддержка развития:
Роли и обязан-
- за счет региональных финансов;
ности - за счет собственных финансов
Программа анти-депрессионных мероприятий с учетом особенностей территории
Продукт/услуга -повышение производственного потенциала
Отдача
Занятость населения терриго рии,
Повышение качества жизни населения
ожидаемый РЕЗУЛЬТАТ
РАЗВИТИЕ / УЛУЧШЕНИЕ ЖИЗНИ НА ТЕРРИ ТОРИИ
Внешние эффекты (сопутствующие результаты)
Рис. 2. Организационно-экономический механизм развития территорий
улучшения качества жизни. Однако в отношении территорий, испытывающих кризисные явления, реализация механизма самопомощи связана с большим числом ограничений и препятствий. Практическая реализация идеи саморазвития невозможна без первоначального осуществления механизма поддержки развития.
Механизм поддержки развития имеет следующие характеристики:
- помощь должна максимально соответствовать потребностям самого сообщества;
- помощь должна подталкивать инициативы со стороны местных жителей;
- помощь должна вести к развитию самодостаточности;
- помощь должна создавать предпосылки для задействования местных человеческих и природных ресурсов.
Таким образом, оба механизма ориентируются на непрерывность процесса изменений, в котором не может быть конечной цели, поскольку улучшение условий жизни - непрерывный процесс. Процессы изменений - это нормальное состояние развивающегося общества. Скорость их определяется реальными возможностями. Поэтому реализация организационно-экономического механизма территориального развития является процессом длительным и сложным, требует иного мышления и способа действий, освоения технологии соучастия, объединения усилий людей и властей.
Литература
1. Гурьянов П.А. О предпринимательстве // Современные научные исследования и инновации. 2011. - Июль. - № 3.
2. Омельченко Е.В. Формирование условий предпринимательской деятельности: автореф. дис... д-ра экон. наук. - М., 1996. - С.8.
3. Кравченко С.И., Кладченко И.С. Исследование сущности инновационного потенциала // Научные труды Донецкого национального технического университета. Сер. Экономическая. - 2003. - Вып. 68. - С. 88-96.
4. Марченко Ю.В. Предпринимательские способности как особый элемент производственного потенциала сельского хозяйства. - URL: http://ej.kubagro.ru.
5. Чепляева Л.А. Гностический аспект профессиональной деятельности: монография. - Балашов: Изд-во БГ1 II I. 1996.
6. Хизрич Р., Питере М.Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. I. Предприниматель и предпринимательство / общ.ред. B.C. Чагашвили; пер. с англ. - М.: Просвещение, 1992.
7. Супян В.Б., Кочетков Г.Б. Корпорация: американская модель. - 2005.- 320 с.
8. Предпринимательский потенциал российского общества: анализ и рекомендации по содействию вовлечению населения в малый бизнес / Чепуренко А.Ю., Алимова Т.А., Тихонова Н.Е., Обыденнова Т.Б. - URL: http://www.nisse.ru/ business/ article/article_891
9. Буров В.Ю. Роль и содержание малого предпринимательства в исследованиях современных российских ученых // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - № 2.- С. 89-91
Григорьева Людмила Очировна, кандидат экономических наук, доцент, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, email: [email protected]
Grigor 'eva Ludmila Ochirovna, candidate of economic sciences, associate professor of the chair of Economics, East Siberian University of Technology and Management, e-mail: [email protected]