Научная статья на тему 'Предпосылки возникновения и роль фольклора в формировании и развитии татарской детской письменной литературы'

Предпосылки возникновения и роль фольклора в формировании и развитии татарской детской письменной литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
634
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ИСТОКИ / ФОЛЬКЛОР / THE TATAR CHILDREN'S LITERATURE / SOURCES / FOLKLORE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мингазова Ляйля Ихсановна

В последнее годы все больше внимание уделяется проблемам детской литературы. Потому что это область особое искусство духовного воспитания растущего человека, имеющее своей сверхзадачей создание социально-нравственного фундамента личности. И здесь до сих пор много проблем, которые требуют специального исследования. Например, вопросы, связанные с истоками и развитием. Целью статьи является рассмотреть истоки, факторы становления и роль фольклора в развитии татарской детской литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preconditions of Folklore Genesis and Its Role in the Tatar Children's Written Literature Forming and Development

The article considers the preconditions of folklore genesis and its role in development of the Tatar children's literature of XX century. The purpose of research consists in analyzing the roots and sources of the Tatar children's literature; in defining the role of socio-historical factors during transformation of this literature into an independent area of verbal art; in objective scientific estimations of the way passed by the children's literature; in revealing the factors promoting its further development; in the analysis of ways and forms of transition in the children's literature of some qualities inherent in the folklore.

Текст научной работы на тему «Предпосылки возникновения и роль фольклора в формировании и развитии татарской детской письменной литературы»

УДК 821.512.145 ББК 83.8

Мингазова Ляйля Ихсановна

кандидат филологических наук, доцент

кафедра татарской литературы и методики ее преподавания Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

г. Казань

Mingazova Lyailya Ikhsanovna Candidate of Philology,

Assistant Professor Chair of the Tatar Literature and Methods of Its Teaching Tatar State Humanitarian Pedagogical University

Kazan

Предпосылки возникновения и роль фольклора в формировании и развитии татарской детской письменной литературы Preconditions of Folklore Genesis and Its Role in the Tatar Children’s Written

Literature Forming and Development

В последнее годы все больше внимание уделяется проблемам детской литературы. Потому что это область - особое искусство духовного воспитания растущего человека, имеющее своей сверхзадачей создание социальнонравственного фундамента личности. И здесь до сих пор много проблем, которые требуют специального исследования. Например, вопросы, связанные с истоками и развитием. Целью статьи является рассмотреть истоки, факторы становления и роль фольклора в развитии татарской детской литературы.

The article considers the preconditions of folklore genesis and its role in development of the Tatar children's literature of XX century.

The purpose of research consists in analyzing the roots and sources of the Tatar children's literature; in defining the role of socio-historical factors during transformation of this literature into an independent area of verbal art; in objective scientific estimations of the way passed by the children's literature; in revealing the factors promoting its further development; in the analysis of ways and forms of transition in the children's literature of some qualities inherent in the folklore.

Ключевые слова: татарская детская литература, истоки, фольклор.

Key words: the Tatar children's literature, sources, folklore.

Итак, на рубеже ХХ-ХХ1 вв. детская литература становится неотъемлемым компонентом общего литературного процесса и отражает перемены происходящее в жизни общества. Понятие «детская литература» сложно и своеобразно. Это литература долга отделялась от «большой» («общей») и учебной литературы. Может, поэтому до сих пор вызывал и вызывает негативные оценки сам факт обособления ее в самостоятельную область, и, как следствие, до сих пор имеет место дискуссии в связи с

проблемой так называемой «специфики». Не прекращаются споры и о том, как ее называть: «детская литература» или «литература для детей» [1; 3].

Словосочетание «детская литература» в буквальном смысле означает произведения, написанными детьми, все то, что сегодня называем детским творчеством, оно составляет часть детской литературы.

Понятие «детская литература» употребляется и к книгам, которые первоначально были адресованы взрослому читателю.

И, наконец, понятие «детская литература» включает произведения, специально написанные для детей всех возрастов.

За последние десятилетия в детской литературе произошло существенное движение, связанное с корректировкой круга детского чтения. Исключены произведения, ориентированные на советскую идеологию, возвращены незаслуженно «забытые» имена - К. Шариф, Г.Исхаки, Г.Рахим, Ф.Карими, А.Айдар, Ф.Агиев, Сирин и др. Предпринимаются попытки современного прочтения произведений детских писателей советского периода, уточняются некоторые аспекты истории татарской детской литературы Х1Х и ХХ вв.

Как показывает история, революционные, социально-нравственные, политические преобразования и просветительское движение начала ХХ столетия аккумулировали внимание передовых слоев национальной интеллигенции к необходимости нового осмысления идейно-эстетических ценностей, на основе которых возросла важность воспитания молодого поколения - строителя нового общества. Для достижения этих целей возникли современные методы детского образования - новометодные школы и основной воспитательный материал - особая литература для детей, доступная детскому мировосприятию. Относительно подобного явления в русской литературе Ф.И.Стеклова пишет: «Только в ХХ веке, когда в обществе сложились определенные исторические условия, когда экономика и культура достигли такого состояния, <...> когда школа сделала первые попытки освободиться из-под власти церкви, а художественная литература, педагогическая наука, книгопечатание поднялись на небывало высокий уровень - вот тогда детская литература смогла стать самостоятельной отраслью большой литературы»

[2;12]. Продолжая мысль можно добавить, расцвет татарской детской художественной литературы также приходится на ХХ в., что в советский период принято было связывать с политикой советской власти. Безусловно, советская власть придавала больше значение роли художественной литературы в воспитании детей, но причина успешного развития детской литературы в ХХ в. имеет не политические или идеологические истоки, а эстетические, связанные с продолжением художественных традиций предшествующего века в исследовании темы детства.

Первые образцы татарской детской литературы в ее сегодняшнем понимании увидели свет на страницах новых учебников в предреволюционные годы. А «Профессиональное развитие татарской детской поэзии поистине начинается с Тукая» [3. 5]. Великий поэт высоко ценивший значение фольклора в воспитании и в образовании еще в 1910 году включил в свою хрестоматию для национальных школ множество образцов устной народной поэзии.

После революции детская литература прошла путь становления и своеобразного развития. Эта была литература, которая по своей простоте и слаженности, форме и содержанию, стилю выражения мысли не имела аналога в нашей классической письменной литературе. Целью новой детской литературы было в доступной форме донести до детей их восприятие реальной действительности. В сущности, эта литература являет собой сложную по своей простоте литературу, создавать которую способен не каждый. Следует отметить, что по сегодняшний день в нашем литературоведении должным образом не раскрыты особенности этой литературы.

Относительно истории зарождения детской литературы в татарском литературоведении прослеживается схожесть мнений. Ф.Ибрагимова, Р.Рахмани рассуждая об этом вопросе, высказывали мнение о том, что татарская детская литература начинает формироваться в середине Х1 Х века. Но до Октябрьской революции еще не созрела твердая почва для возникновения детской литературы, как мы ее понимаем теперь. Эта почва возникла только в условиях установления социалистических отношений как важное историческое, социальное и культурное явление, свойственное этому обществу.

Однако борьба за создание самостоятельной детской литературы началась раньше. Это борьба прошла, в основном, в два периода: первый - это период поисков, имевший место в классической литературе вплоть до Х1 Х века; второй

- борьба в печати и научном мире, начавшаяся с середины Х1Х века.

История поисков в литературе древняя, как и само словесное искусство. С самого зарождения классическая литература - К.Гали «Кыйссаи Йосыф», Котб «Хосрау ва Ширин», Харазми «Махаббатнама» и др. наряду с углублением философского содержания, обращалась к воспитательной функции, отразила эпизоды положительно воздействующее на детскую психику. Вот почему назидательные сюжеты, дидактические мысли, которые считаются текстами для детского чтения в классической литературе, привлекают наше внимание как одна из форм поисков, ведущихся на путях создания детской литературы. Эти прекрасные образцы искусства и сегодня читаются с большим интересом.

Таким образом, можно констатировать, что если Х1 Х век обозначился первыми попытками и стремлениями создания специфически детских произведений (творчество К.Насыйри), то ХХ век характеризуется уже расцветом детской литературы.

Исследования последних лет показывают, что история возникновения татарской детской литературы своими корнями уходит в глубь веков.

Рассуждая об истории возникновения русской детской литературы, известный литературовед Б. Бегак пишет следующие: «История детской книги уходит в глубь веков. К тем временам, когда книги как таковой еще не было, а были простодушная колыбельная, спетая в праздничные дни, поучительные бабушкины сказки. В том, что создавал для детей великий педагог и художник

- народ, таились лучшие качества будущей детской литературы:. занимательность, простота и ясность, живой юмор, порой глубоко спрятанная, но всегда ощутимая нравственная идея - торжество правды, добра и зла» [4;25].

Таким образом, первыми произведениями, поэтическими образцами детской литературы у разных народов мира были колыбельные песни, бабушкины сказки, загадки, скороговорки и др., имеющие специфическую сущность, связанную с характером народа. Выявление специфических черт татарского детского фольклора, иными словами, определение своеобразия в

происхождении татарской детской литературы, является первоосновой для правильного определения путей ее развития. По мнению фольклориста Р.Ягъфарова «.татарский детский фольклор объединяет себе около двадцати жанров, созданные взрослыми для детей и которые создана детьми» [5. 6].

Колыбельные песни можно рассматривать как разновидность лирической народной песни. Первоначальными их авторами, вероятно, были сами матери. Они рассказывали в песнях не только о своем ребенке, но и о своем прошлом, о мечтах, выражали свои желания. В них, выражая свой духовный мир, представления о добре и счастье, мать становится, по сути, первым учителем ребенка, закладывает основу его эстетического воспитания. Понимая суть этого жанра, многие татарские детские поэты снова и снова обращаются и дают педагогические мысли в глубоких пластах колыбельных: Г.Тукай

«Колыбельная песня», Дардманд «Баю-бай», М.Джалил «Колыбельная песня», Р.Валиева «Спи мой братик», Э.Шарифуллина «Маленький ты мой» и другие.

Вслед за колыбельными песнями идет игровые жанры, чуть позже самостоятельные подвижные игры. В них содержится оптимизм, радость, огромное желание на скорейшее подрастание здорового, умного ребенка. Выраженные не только словами, а мелодичными стихами они обладают большой силой художественного воздействия. Эти жанры, несомненно, воздействовали на детскую письменную литературу. Такие произведения как «Пальцы» М.Газизова, «Дождик, лей!» Н.Думави, «Пчела» А.Файзи, «Ягнята» А.Бикчантаевой, «Весенняя сказка» Ш.Галиева, «Цыплята» М.Хусаинова, «На печи пять котят» М.Шабаева, «Жадина» Р.Валиевой, циклы загадок Ш.Галиева, Г.Гыйльманова, Р.Курбана, Р.Башара и др. способствуют развитию у ребенка разума, двигательных реакций, жизнеутверждающего мироощущения, закладывают первооснову чувство юмора. Писатели в своих произведениях заимствовали признаки этих жанров, умело использовали мастерство, таящееся в истоках детской литературы. Используя игровую, остроумную природу этих жанров поэты с большим мастерством и сегодня создают новые произведения.

Неотъемлемой частью, чертой татарского фольклора является прием олицетворения, а также прием психологических параллелей сопоставляемых природных явлений с жизнью человека. Эти фольклорные традиции переходят

и в литературные произведения. Авторы, например Ф. Амирхан, Г. Ибрагимов, Г. Губай, Л. Ихсанова, Г. Мухамматшин, Ф. руллин, Г. Гыйльманов и др. используют прием психологического параллелизма, в основе которого лежит сопоставление природных явлений с жизнью человека, т.е. объекта и субъекта, по категориям движения и действия. Таким образам, отличительной чертой произведений детского фольклора состоит в учете психологии, возрастных особенностей детей. Произведения для детей тоже создаются с учетом специфики детской аудитории.

На основе всего сказанного можно заключить, что в прежние века, когда еще не было понятия «детская литература» в сегодняшнем понимании, дети предков все же имели в своем распоряжении огромное литературное наследие. А это, в свою очередь, является прямым свидетельством того, что в те далекие времена проблемы воспитания нравственности, духовности, человечности, художественного, эстетического вкуса подрастающего поколения находились в центре внимания родителей, представителей науки и образования, общества.

Ученые справедливо считают, что народная педагогика взяла свое начало в опыте древних предков и нашла свое выражение в устном творчестве народа. Фольклор отвечает и требованиям педагогики. Он же и может считаться в своем роде исторической летописью народной педагогики. В различных фольклорных жанрах отображается философское мышление народа, его взгляд в вопросах воспитания. В своих сказках, пословицах и поговорках народ убеждает читателя, что самые трудные мгновенья человек должен опираться на свой разум, труд и умение. Народная педагогика всегда высоко ценила труд человека, и всегда заботился об умственном, нравственном и физическом воспитании подрастающего поколения. На это особенное внимание уделял и знаменитый фольклорист, драматург Н.Исанбет: «Дети разного возраста пользуются разными жанрами фольклора, которое соответствует им по возрасту. Возрастом они же меняют и фосон, и форму одежды и здесь тоже должно быть соотношение. Поэтому своеобразие и вожность фольклора должно определяться с этого точки зрения» [6;3].

Далее, научное изучение истории татарской литературы позволило выявить, что устное народное творчество проникало в неё различными путями,

что в зависимости от особенностей литературного процесса каждого определенного этапа, по мере развития литературы, менялись формы этого влияния. На первом этапе влияние фольклора на литературу протекало в основном двумя путями.

Первый путь - это редактирование и переработка народных произведений с целью приближения их к пониманию детей. Посредством такой адаптации художественное творчество народа вовлекалось в круг детского чтения.

Второй путь влияния фольклора на детскую литературу - создание новых произведений с использованием сюжета народных сказок или же по мотивам народных произведений. На этой основе созданы произведения для детей такими известными татарскими художниками слова, как Г.Тукай, Ф.Амирхан, Ш.Ахмадиев, Б.Рахмат, Н.Исанбат, А.Файзи, Г.Гыйльманов, Р.Курбан и др.

Наблюдение и осмысление исторического пути татарской детской литературы показало, что влияние фольклора в большей степени и многосторонне испытывает на себе поэзия, нежели проза. В силу такого фактора использование художественно-эстетических и стилевых особенностей устного творчества в поэзии проявилось наиболее ярко и многообразно.

Далее, изучая и анализируя художественные произведения писателей 20х годов, можно сказать, что благодаря плодотворному воздействию фольклора в этот период полностью завершается процесс формирования татарской детской литературы. Заметное развитие в этот период получают стихотворные жанры, загадки и поэмы, которые, обогатившись новыми формами и содержанием, обрели некоторые важные и специфические особенности детской поэзии.

Однако следует отметить, что на последующих этапах развития детской литературы, то есть во второй половине ХХ-го столетия устное народное творчество обрело первостепенное значение. В эти годы татарские писатели особенно пристально изучают и осваивают социально-исторический духовный опыт народа, стремятся синтезировать традиции прошлого и современные художественные достижения, новаторски переосмыслить и обогатить традицию. Глубокое проникновение в богатый образный мир фольклора, пристальный взгляд на его художественный арсенал, поиски и стремление

творчески освоить опыт многонациональной советской детской литературы заметно расширили горизонты творческих возможностей и обусловили рождение нового этапа изучения и освоения устного народного творчества.

Содержательные и образные стихи всегда были свойственны народной поэзии, не сходили с уст, ибо они отвечали природе настоящей литературы. Детская литература усваивал и усваивает эти качества - содержание фольклора, его форму, модель. Ибо в фольклоре очень много черт, близких к детскому пониманию и восприятию. Таким образом, можно утверждать, что татарская детская литература, насчитывающая вековую историю, питаясь из богатейшего источника классической и устной народной поэзии, впитывая и синтезируя традиции и направления, получила мощный импульс для дальнейшего развития и встала на путь совершенства.

Словом, основной причиной зарождения детской литературы является осознание роли и значения ребенка в обществе, чувство ответственности за воспитание будущего поколения, придание воспитанию социально-

политической и государственной значимости, и в этой связи возрастание роли и значения родителей и общества перед будущим поколением.

Библиографический список

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. [Текст]/ И.Н.Арзамасцева, С.А.Николаева.- М.: ACADEMA, 2002. - 472 с.

2. Стеклова Ф.И.Зарубежная детская литература [Текст]/ Ф.И.Стеклова. - М.: Искусство, 1982. - 318 с.

3. Кукушкин Р. Окрыленный мир. [Текст]/ Р.Кукушкин. - Казань: Татар.кн. изд., 1984.- 184 с.

4. Бегак Б.А. Сложная простота Очерк об искусстве детской литературы. [Текст] / Б.А.Бегак - М.: Дет. лит., 1980. - 294 с.

5. Татарский детский фольклор. [Текст]/Сост. Р.Ягъфаров. - Казань: Раннур, 1999.352с.

6. Детский фольклор. [Текст]/Сост. Н.Исанбет. - Казань: Татар.кн. изд., 1984.- 488 с.

Bibliography

1. Arzamastseva, I.N., Nikolaeva, S.A. Children's Literature [Text] / I.N.Arzamastseva, S.A.Nikolaeva. - М: ACADEMA, 2002. - 472 p.

2. Begak, B.A. Difficult Simplicity: Sketch About the Art of the Children's Literature

[Text] / B.A.Begak - М: Children’s Literature, 1980. - 294 p.

3. Children's Folklore [Text] / Comp. by N. Isanbet. - Kazan: Tаtаr Book House, 1984. -

488 p.

4. Kukushkin, R. The Inspired World [Text] / R.Kukushkin. - Kazan: Tаtаr Book House, 1984. - 184 p.

5. Steklova, F.I. Foreign Children’s Literature [Text] / F.I.Steklova. - М: Iskusstvo, 1982. -

318 p.

6. The Tatar Children's Folklore [Text] / Comp. by R. Yagfarov. - Kazan: Rannur, 1999.352 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.