Предпосылки возникновения дистанционного обучения в мировом образовательном пространстве
Ю. А. Голионова (Московский гуманитарный университет)*
С 70-х годов прошлого столетия происходит активный процесс внедрения в практику работы учебных заведений, университетов программ дистанционного обучения. Лидерами в данном направлении являются Великобритания, США, Канада, Франция. Наблюдаются процессы объединения и интеграции обучающих организаций в союзы и ассоциации как проявление глобализации в этой сфере и формы движения к информационному обществу. Благодаря информационным технологиям дистанционное обучение выгодно отличается от заочной формы обучения, делая обучение более доступным и качественным. Выделяется три группы предпосылок становления и развития дистанционных форм обучения в мировом образовательном пространстве, связанных с развитием постиндустриального информационного общества и внутренней потребностью личности в постоянном самосовершенствовании.
Ключевые слова: дистанционное обучение, информационное общество, международная интеграция, открытый университет.
The Prerequisites of the Distance Learning Appearance in the Global Educational Space
J. A. Golionova
(Moscow University for the Humanities)
Since the 1970s, there has been an active process of introduction of programs of distance learning into practice of educational institutions, universities. The leaders in this direction are the Great Britain, the UsA, canada and France. one can observe the processes of consolidation and integration of training organizations into unions and associations as a expression of globalization in this sphere and a form of moving towards the information society. Due to information technologies distance learning differs from the correspondence form of learning favorably, making learning more accessible and qualitative. There are three groups of preconditions of formation and development of distance forms of learning in the world educational space, which are connected with the development of postindustrial information society and internal requirement of a person for a constant self-improvement. Keywords: distance learning, information society, international integration, оpen university.
Научно-техническая революция 60-х годов ХХ столетия детерминировала повышение общественного интереса к интенсификации образования. Существующие на тот период традиционные формы обучения не могли удовлетворить потребность в подготовке профессиональных кадров для быстро растущего производства. Начало 70-х годов XX столетия можно рассматривать как период становления дистанционного образования в мире, активного процесса создания высших учебных заведений, университетов, реализующих программы дистанционного обучения. Университеты дистанционного
обучения должны были обеспечить массовую подготовку и переподготовку специалистов различного профиля с использованием традиционных и инновационных методов, средств и форм обучения, основанных на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. В мире за период с конца 60-х годов XX века до начала XXI столетия таких вузов было создано более 700 (Канаев, 2004: 3).
Базовой моделью для дистанционных университетов можно считать Британский открытый университет (BOU), который был учрежден по указу королевы Великобритании Елизаветы II в 1969 г. Открытие BOU
* Голионова Юлия Александровна — преподаватель Московского гуманитарного университета. Тел.: (495) 374-79-56; (495) 525-58-43. Эл. адрес: [email protected]
явилось значительным событием в истории дистанционного обучения, предоставляющим возможность получения образования широким слоям населения. Многочисленные консультационные пункты Открытого университета (ОУ) стали центрами современных технологий обучения. За годы своего существования Британский открытый университет стал мировым лидером в дистанционном обучении, общеевропейским «университетом без границ». Обучение по программам университета ведется в более чем двадцати странах. В настоящее время в ОУ обучаются более 160 тыс. студентов со всей страны; более 40 тыс. человек во всем мире также являются студентами университета. Каждый пятый не очный студент Великобритании обучается в Открытом университете. Среди британских университетов рейтинг BOU высок и сопоставим с рейтингом университетов Оксфорда и Кембриджа (http://www. educationuk.org).
В Великобритании придается большое значение формированию имиджа страны как всемирного центра инновационных проектов в сфере образования. Образовательная система Великобритании занимает сегодня ведущие позиции среди стран ЕС в создании образовательных порталов. Более 1300 британских колледжей и университетов предлагают дистанционную форму обучения. Более 1 млн международных студентов обучаются в Великобритании дистанционно, не покидая своей страны (http://www.distance-learning. com).
В 60-е годы ряд американских инженерных колледжей начали использовать телевидение для профессиональной подготовки работников корпораций, что способствовало возникновению дистанционного обучения в США. Эти программы стали успешными, и на их основе в 1984 г. был образован Национальный технологический университет (National Technological University, NTU), который к 1991 г. превратился в консорциум из 40 инженерных школ.
В настоящее время в США дистанционно обучаются около 400 тыс. студентов. Более
80% университетов США предлагают как минимум один учебный курс дистанционного обучения, а 67% считают это направление одним из самых важных. Более 50% корпораций США используют технологии дистанционного обучения в обучении своих сотрудников. В 2002 г. рынок дистанционного обучения в США оценивался в 10,3 млрд, к 2006 г. произошло увеличение до 83,1, а к 2011 г. ожидается его увеличение до 212 млрд долл. (http://www.cnews.ru)
В 1970 г. в Канаде в провинции Онтарио была создана государственная Служба средств обучения, включая Управление учебного вещания провинции. Перед управлением была поставлена задача использовать электронные и взаимодействующие с ними средства для предоставления возможности обучения всего населения провинции. Штат управления насчитывал более 400 человек. Они занимались созданием учебных программ, дидактических материалов. Телевизионные учебные программы различного назначения транслируются в Онтарио ежедневно. В начале 1980 г. начались передачи учебных телепрограмм через спутник и ряд ретрансляторов, что позволило охватить отдаленные районы провинции.
В настоящее время ведущими университетами дистанционного обучения (ДО) в Канаде являются Университет Атабаски (самый северный университет Канады, основан в 1970 г.) и Телеуниверситет (организован Министерством образования провинции Квебек в 1972 г.). Главными задачами ДО в Канаде являются предоставление возможности получения высшего образования, а также обеспечение профессиональной переподготовки. На дистанционные университетские курсы принимаются ежегодно около 20 тыс. студентов, 80% из которых работающие взрослые (http://www.distance-learning.com).
В Европе дистанционное обучение получило интенсивное развитие в начале 70-х годов. Связано это было с созданием ряда Открытых университетов дистанционного обучения, которые финансируются прави-
тельством и предоставляют курсы с использованием телевидения и радио, в последнее время все больше прибегая к компьютерным технологиям. Современные технические средства дают возможность выбора оптимального режима обучения и, естественно, способствуют продвижению дистанционного обучения в мире.
Успешно развивается Национальный университет дистанционного обучения (Universidad National de Educación a Distancia — UNED) в Испании, созданный в середине 80-х годов ХХ века. Университет включает в себя около 67 отделений, некоторые из которых находятся за рубежом, в том числе и в США. В UNED обучаются более 120 тыс. студентов, изучающих большое число учебных программ (http://www.cnews.ru). По национальному радио Испании в вечернее время передаются радиопрограммы университета. Диски с аудио- и видеоматериалами также являются важными средствами учебной информации в UNED.
Организацию дистанционного обучения во Франции осуществляет Национальный центр дистанционного обучения — НЦДО (CNED). Он был создан по решению правительства в 1939 г. как Национальный центр заочного обучения (CNEC) для детей, которые в связи с начавшейся Второй мировой войной, по болезни или инвалидности не могли посещать обычные школы. С 1980 г. Центр носит свое современное название (http://www.cned.fr).
Также во Франции действует Межуниверситетское восточное объединение телеобучения, которое включает 7 университетов, предоставляющих образовательные услуги более чем 40 000 пользователей в 120 странах мира (http://www.distance-learning.com).
Дистанционное обучение получает все большее распространение в Германии, где в отличие от других стран оно стало активно развиваться не так давно, что связано с объединением восточных и западных земель. Примером высшего профессионального учебного заведения, осуществляющего дистанционную подготовку специалистов, явля-
ется Заочный университет города Хаген (земля Северный Рейн - Вестфалия). Университет предоставляет образовательные услуги более 50 000 студентам в год.
С каждым годом растет спрос на дистанционное обучение в Корее. Его главными потребителями являются физические лица, корпорации, государственные учреждения и учебные заведения. В 2006 г. спрос составил 1,700 млрд долл. Сейчас в Корее около 20 электронных университетов (Юбилейный e-learning в МЭСИ // Платное образование. 2007. №11 (61). С. 38-40, 6).
Другими мегауниверситетами мирового образовательного пространства, использующими технологии дистанционного обучения, являются: Китайский телеуниверситет (530 тыс. студентов), Национальный открытый университет им. Индиры Ганди в Индии (184 тыс.), Университет Южной Африки в ЮАР (130 тыс.), Университет Сукотай Тампариат в Тайланде (110 тыс.), Университет Анадолу в Турции (578 тыс.) (Канаев, 2004: 3).
В странах Ближнего Востока и Центральной Америки, где уровень образованности населения наиболее низкий, недостаточна техническая оснащенность образовательного процесса, внедрение и развитие дистанционного обучения заметно отстает от использования дистанционных технологий обучения в других регионах мира.
Во всех странах, где развито удаленное обучение, в последние годы наблюдается тенденция к глобализации. Многие университеты объединяются в одну организацию для предоставления широкого выбора специальностей студентам. Например, в США уже 20 лет существует организация под названием Американская ассоциация дистанционного образования USDLA (United States Distance Learning Association). Эта организация была создана в 1987 г., сейчас она объединяет в себе все уровни образования — от школьного до высшего, в том числе переподготовку, корпоративное обучение и т. д. (http://www.usdla.org)
В Европе также существуют организации, являющиеся союзом институтов дистанци-
онного обучения. В 1987 году была создана Европейская ассоциация университетов с дистанционным обучением, которая затем трансформировалась в Европейский открытый университет, в основе которого лежала сеть европейских открытых университетов. В эту сеть уже входит 17 открытых университетов из 17 стран. Обучается в сети около 650 тысяч студентов. Между институтами, входящими в сеть, принят ряд соглашений в области оценки, сертификации, взаимного признания экзаменов, обеспечивающих передвижение дипломов по странам. Все это помогает международному сотрудничеству и укрепляет систему дистанционного обучения в целом (www.de.unicor.ru).
В процессе анализа современного состояния дистанционного обучения, изучения психолого-педагогических исследований считаем целесообразным выделить три группы предпосылок становления и развития дистанционных форм обучения в мировом образовательном пространстве.
Предпосылки первой группы обусловлены стремительным развитием постиндустриального информационного общества:
— быстрая смена промышленных технологий в постиндустриальный период повлекла за собой потребность общества в высококвалифицированных кадрах. Как следствие — рост численности трудовых ресурсов, нуждающихся в обновлении профессиональных знаний: если в начале семидесятых годов в обновлении профессиональных знаний нуждались 5% населения раз в 6-7 лет, то в начале восьмидесятых период обновления составлял 4-5 лет, а к настоящему времени этот показатель сократился до 3-4 лет и затрагивает интересы приблизительно 15-20% населения (Соловов, 1999: 5);
— возникновение и быстрое развитие компьютерных систем и сетей, информатизация общества и образования, развитие новых информационных технологий, радикально изменяющих представление и восприятие информации, способы анализа и исследования проблем, способы принятия решений.
Предпосылки второй группы связаны с развитием мировой системы образования, потребностью современного общества в новых гибких, адаптивных формах обучения:
— существование формы заочного образования как платформы для становления дистанционных технологий в обучении.
Многие ученые, такие как Е. С. Полат, М. В. Моисеева (Полат, 1998: 2), Э. Г. Ски-бицкий, Л. И. Холина (Скибицкий, Холина, 1999: 4), утверждают, что дистанционное обучение выделилось из системы заочного за счет технологического прорыва — использования новых коммуникационных технологий;
— повышение роли международной интеграции. Интеграция национальных образовательных систем, создание единого мирового образовательного пространства является насущной необходимостью развития мирового сообщества. Появление дистанционного обучения способствует решению этих задач. Образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач. При этом дистанционные методы обучения, основанные на современных технологических достижениях, обладая высокой степенью охвата и дальнодействия, играют основную роль;
— гуманизация образования, направленность педагогического процесса на личност-но ориентированное взаимодействие обучающего и обучаемого с использованием современных информационных технологий. В центре всей образовательной системы становится личность учащегося, обеспечение бесконфликтных условий его обучения и развития.
Предпосылки третьей группы обусловлены внутренней потребностью человека в самосовершенствовании, саморазвитии, самореализации, предполагающие получение знаний в наиболее комфортных условиях (в удобном месте, удобное время, без отрыва от производства и т. п.). Эта группа предпосылок включает:
— потребность личности в постоянном и быстром обновлении знаний, приобретении способности самостоятельно, активно действовать, гибко адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни. Идея «образования через всю жизнь» приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения;
— повышение спроса на образовательные услуги среди различных слоев населения: военнослужащие и члены их семей; лица всех возрастов, проживающие в удаленных и малоосвоенных регионах; лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования или находящиеся в стационарных условиях; отбывающие наказание в местах лишения свободы, другие возможные категории населения;
— потребность личности в необходимости расширения территориального присутствия различных программ обучения, преодоления физической удаленности учащегося от образовательного центра. Появление Интернета и спутникового телевидения дало возможность приблизить информационносправочные материалы к пользователю, находящемуся в любой точке мира.
Резюмируя вышесказанное, заметим, что постиндустриальное общество, общество информационных технологий, в отличие от индустриального общества конца XIX — середины XX века, в гораздо большей степени заинтересовано в способных активно действовать, самостоятельно принимать решения, гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям гражданах. Такие потребности общества способствуют формированию стратегического направления развития образовательных систем в современном мире — интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную целесообразную деятельность в различных областях зна-
ния для получения возможности найти свое место в жизни на всем ее протяжении.
Главной задачей образовательной системы информационного общества является предоставление необходимых образовательных услуг высокого качества всем социальным группам населения, в любое время и в любом месте. Попытки достичь этой цели привели к созданию во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, систем дистанционного обучения.
Появление и активное распространение дистанционных форм обучения является адекватным откликом систем образования многих стран на происходящие в мире процессы интеграции, движение к информационному обществу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Волов, В. Т., Четырова, Л. Б., Волова, Н. Ю. (2000) Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы. Самара : РИО СНЦ РАН.
Дистанционное обучение : учеб. пособие / под ред. Е. С. Полат (1998) М. : Владос.
Канаев, В. И. (2004) Дистанционное обучение: технологические аспекты. Новосибирск : Веди.
Скибицкий, Э. Г., Холина, Л. И. (1999) Пси-холого-педагогические аспекты дистанционного обучения : учеб. пособие. Новосибирск : Веди.
Соловов, А. В. (1999) Введение в проблематику дистанционного обучения (ДО) (Аналитический обзор состояния ДО в мире). Самара.
Юбилейный e-learning в МЭСИ // Платное образование. 2007. № 11 (61). С. 38-40. http://www.de.unicor.ru http://www.cned.fr http://www.cnews.ru http://www.distance-learning.com http://www.educationuk.org http://www.usdla.org