Челпанова Елена Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Chelpanova Elena Vladimirovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Foreign Languages and English Language Teaching Methods,
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. Kmail: [email protected]
ro ca <u .0 H X
о ф
УДК 378 ББК 74.480.215
И.А. Леонтьева
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
В статье рассмотрены особенности применения дистанционного обучения в контексте одного из средств повышения уровня высшего образования студентов. Автором на базе изученного теоретического материала сделаны выводы относительно конкретизации понятия дистанционного обучения, а также обозначены приоритетные направления развития методологии дистанционного образования в качестве средства повышения качества образования в вузах России.
Тематика исследований охватывает базовые вопросы дистанционного образования в России, но информатизация общества требует более тщательного изучения проблемы применительно к каждому уровню образования. Именно поэтому появляется потребность в реформировании образования, а именно введении новой системы информационного обеспечения, внедрении в образовательный процесс новых технологий, прогрессивных концепций.
Ключевые слова: дистанционное обучение, высшее учебное заведение, студенты, форма обучения, информационные технологии.
I.A. Leontyeva
DISTANCE LEARNING AS ONE OF THE MEANS TO IMPROVE THE QUALITY OF EDUCATION OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY
The article describes the features of the application of distance learning as one of the means of improving the standard of higher education students. Having studied the theoretical material, the author draws conclusions about concretization of distance learning concepts and outlines priority areas to develop the methodology of distance education as a means of improving the quality of education in Russian universities.
Research topics cover basic issues of distance education in Russia, but informatization of the society requires a more thorough study of the problem in relation to each level of education. That is why there is a need for education reform, namely the introduction of a new information management system, the implementation of the educational process of new technologies, innovative concepts.
Key words: distance learning, higher education institution, students, form of education, information technology.
По данным федеральной службы государственной статистики общее число образовательных организаций высшего образования в 2016 г. по сравнению с 2015 г. сократилось на 8,8% (или на 79 единиц): число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 5,3% (на 28 единиц); количество действующих частных образовательных организаций высшего образования - на 13,9% (на 51 единицу); численность студентов уменьшилась на 387,5 тыс. человек. Одной из причин сокращения числа студентов, соответственно, стало то, что современные тенденции в развитии общества, особенностями которых является существенное увеличение информационных потоков в образовании требуют изменений в организации учебного процесса и формулируют новые приоритеты в подготовке специалистов высшей школы. Большая роль отводится методам активного познания, самообразованию, формированию определенной нормативной и мотивационно-ценностной структуры личности студента, ведущим компонентом которого является объективная необходимость в постоянном самосовершенствовании, а также должное внимание к дистанционным методам обучения и дистанционным образовательным программам.
Дистанционное обучение наряду с уже зарекомендовавшими традиционными формами обучения (очной, заочной) появилось не так давно. Данная форма обучения является наиболее приемлемой с точки зрения экономии как финансового, так и временного ресурса. В сравнении с другими формами образования дистанционное обучение способно удовлетворять потребности самого широкого круга потребителей образовательных услуг.
Дистанционное обучение - это форма обучения с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов на разных этапах обучения и самостоятельную работу с материалами информационной сети [4, с. 120].
В перспективность, жизненность дистанционного обучения и адекватность его (по отношению к традиционным формам) сегодня поверили не только коллективы наиболее прогрессивных вузов страны, но и сами студенты, которых с каждым годом становится все больше.
В отличие от зарубежных моделей, российское дистанционное обучение более приближено к нашему потребителю и более демократично. Органично сочетая в себе смешанные технологии открытого образования (кейс-технологии, ТУ-технологии, сетевые технологии), дистанционное обучение становится наиболее доступным широким массам населения, давая им возможность получать образование не на некоторый период времени, а на всю жизнь.
Современное информационное общество предъявляет требования к системе образования, основные из которых можно сформулировать так: умение самостоятельно находить, накапливать и переосмысливать научные знания; умение студентов самостоятельно ориентироваться в современном информационном обществе [5, с. 105]. Качество внедрения и применения дистанционного обучения можно оценивать с помощью таких показателей, как:
• результативность (степень усвояемости знаний, возможность применять накопленные знания на практике, успешность, индивидуальный процесс обучения, гибкие консультации);
• доступность всем слоям населения (студенты разного социального уровня и финансовой обеспеченности также имеют возможность дистанционно учиться);
• ресурсоемкость (отсутствие необходимости посещать лекции и семинары, финансовые расходы, материальные ресурсы, аудитории, преподаватели и т.д.);
• оперативность (время на усвоение знаний, донесение до студентов и т.д.);
• демократическая связь «преподаватель - студент»; комплексное программное обеспечение;
• ведущие образовательные технологии.
Все вышеперечисленное можно отнести к показателям эффективности
X
ф
3
XI
са о с ш
н
о
4 ф
со ^ ^ со
0 Сй
* I го Ф
¥ ^ ^ о
1
ф 5
м ю Й о т о Ф п
0 го
1 О. 1Ю
о о
го Б £ « Л а
го
m
ф
л н
X
о ф
процесса дистанционного обучения. Дистанционное обучение развивается очень быстро, и для России, безусловно, является перспективной формой высшего образования [2, е. 115].
Следует сказать, что в РФ и за рубежом сделаны соответствующие шаги по созданию инфраструктуры дистанционного обучения, на управленческих уровнях принимаются инновационные решения, которые способствуют разнообразию форм учебной деятельности, основанной на активном использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В течение трех лет российским вузам на он-лайн-обучение и связанные с ним нужды будет выделен в виде грантов 1 млрд руб. Об этом говорится в опубликованном 20 июня текущего года постановлении Правительства, утвердившем правила предоставления субсидий. Средства на указанные цели предусмотрены в федеральном бюджете: 400 млн руб. в 2017 г. и по 300 млн руб. в плановый период в 2018 и 2019 гг. [1].
Опыт внедрения современных информационных технологий в образовательную практику высших учебных заведений (вуз) является залогом обеспечения эффективного обучения за счет повышения уровня информативности, интерактивности использования информационных электронных ресурсов, учебных электронных комплексов, электронных библиотек и автоматизированных систем управления образовательной деятельностью.
Анализ деятельности многих вузов в направлении разработки и внедрения интерактивных форм и элементов дистанционного обучения показывает, что развитие информационно-коммуникационных образовательных технологий, формирование электронной образовательной среды традиционно проходят следующими способами:
• активная информатизация деканатов, кафедр, библиотек, учебных частей, автоматизация процессов образовательной деятельности;
• формирование нового образовательного пространства интерактивного обучения;
• применение элементов электронного обучения через использование полнотекстовых массивов информации, необходимой для обеспечения целей образовательной деятельности;
• предоставление студентам широкого доступа к локальным сервисам вузов с использованием средств вычислительной техники (Интернет, сканирование, электронная почта и т.д.).
Итак, комплексное обновление всей системы информационного обеспечения вуза поможет решить проблему модернизации национального образования на уровне развития научно-педагогической деятельности, перехода к принципам и формам открытой образовательной коммуникации, которая строится на обеспечении гибкого доступа к образованию с учетом географических, социальных и временных ограничений [6, c. 167].
Подтверждением этому является то, что в последние годы в вузах более широкое распространение получила технология электронного образования (e-leaming), которая базируется на применении hitech и включает:
• методику мультимедийного off-line и on-line обучения;
• учебно-методическое обеспечение образовательного процесса информацией на электронных носителях, средствами оп-Пм пользования;
• использование аудио- и видеосопровождения в образовательной деятельности;
• постепенное формирование инновационной среды получения знаний.
Как свидетельствуют практика и ряд исследований, тенденция обучения четко развивается в направлении заочно дистанционного или смешанного обучения. Смешанное обучение является относительно новым подходом в мире высшего образования нашей страны. Этот формат обеспечивает гибкость по сравнению с традиционным обучением, а также предоставляет возможность образовательным учреждениям предлагать обучение в различных условиях доставки учебного материала.
Под смешанным обучением (blended learning) принято понимать объедине-
ние средств дневной формы обучения -работы в аудиториях, изучения теоретического материала - с такими методами, которые предусматривают, например, обсуждение учебного материала с помощью электронной почты и интернет-конференций, то есть смешанная форма обучения органично сочетает в себе как дневные, так и дистанционные формы обучения [6, с. 168].
Министерство образования и науки РФ планирует до конца текущего года провести эксперимент, в ходе которого сравнит эффективность традиционной формы учебного процесса, основанной на лекциях и семинарах, которые ведут преподаватели вуза, с несколькими образовательными моделями, базирующимися на он-лайн-курсах. В ходе эксперимента будут апробированы две модели. Первая предполагает полную замену учебного курса вуза на он-лайн-курс, вторая -частичную. Университет обеспечивает студентам тьюторскую поддержку [3].
Исходя из результатов данного исследования, представители профессионального сообщества смогут с точностью определить и подтвердить или опровергнуть бытующую информацию среди молодежи о том, что дистанционное обучение сможет заменить со временем очное. С нашей точки зрения, данный эксперимент должен базироваться на учете специфики подготовки специалистов конкретного университета. Даже в 21 веке сложно представить студента медицинского вуза или будущего сотрудника МЧС, который с помощью дистанционного обучения в совершенстве бы овладел будущей профессией.
Исходя из всего вышесказанного, необходимо отметить, что дистанционное обучение в качестве средства повышения уровня образования студентов в вузе имеет целый ряд преимуществ, среди которых:
• возможность заниматься в любом месте, где есть компьютер;
• возможность выполнять задачи в удобное для студента время;
• виртуальный асинхронный курс лекций позволяет сократить или растянуть время обучения по своему усмотрению;
• возможность самостоятельно выбирать предметы для изучения и работать в своем темпе, в удобное время;
• возможность выбора места обучения независимо от текущего места жительства (включая обучение за рубежом);
• относительно невысокие затраты на обучение.
Но существуют и отрицательные стороны дистанционного обучения, к которым мы относим отсутствие очного общения учителя и ученика, а значит, нет индивидуального подхода в обучении и воспитании. Так же в ходе дистанционного изучения предмета возникает необходимость самостоятельного освоения даже самых сложных для понимания тем. Студенты не всегда сознательны и самостоятельны до такого уровня, который необходим при дистанционном обучении. Помимо этого, студенты могут недополучить определенный необходимый объем практических занятий, а это значит, что невозможно использовать дистанционное обучение при изучении дисциплин, требующих обязательного усвоения практических навыков.
Анализ и обобщение современной литературы, посвященной дистанционным формам обучения, показывает, что для подготовки специалистов разных направлений отсутствует унифицированная модель смешанного обучения, что говорит о необходимости рассмотрения вопросов использования дистанционных форм обучения применительно к каждой специальности в контексте учебной программы студента профильного вуза.
Библиографический список
1. Воейков, Д. Российские вузы получат из бюджета миллиард на онлайн-образование [Электронный ресурс] / Д. Воейков // CNews. - 2016. - 20 июня. - Режим доступа: http://www.cnews.ru/news/ top/2017-06-20_rossijskie_vuzy_poluchat_izJbyudzheta_miШard_na. - [Дата обращения: 3.08.2017].
2. Дмитриев, М.Е. Отношение к дистанционному образованию в педагогической среде вуза [Текст] / М.Е. Дмитриев, Л.М. Дмитриева, А.Е. Сережкина // Научный альманах. - 2016. -№ 8-1(22). - С. 113-116.
х
ф
3 .л
са о с ш I-о
4 Ф
ш
0 Сй
* I го ф
¥ ^ ^ о
1
ф 5
м ю Й о т о Ф п
0 го
1 О. 1Ю
о о
ГС о £ « Лгс
3. Панов, П. Онлайн-обучение в вузах заменит «живые» лекции и семинары [Электронный ресурс] / П. Панов // Известия. - 2017. - 10 марта. - Режим доступа: http://iz.ru/news/669377. -[Дата обращения: 2.08.2017].
4. Урсу, Я.А. Дистанционное образование студентов в вузах [Текст] / Я.А. Урсу // Международный журнал экспериментального образования, 2010. - № 8. - С. 120.
5. Фирсов, В.Л. Педагогические условия формирования готовности студентов вуза к непрерывному профессиональному образованию в условиях дистанционного обучения [Текст] / В.Л. Фирсов // Наука и современность, 2012. - № 15-3. - С. 104-107.
6. Шабанов, Г.А. Методические проблемы реализации информационных технологий в дистанционном образовании студентов вуза [Текст] / Г.А. Шабанов // Инновационные информационные технологии. - 2012. - № 1. - С. 167-169.
References
1. Voeykov D. Russian universities will receive from the budget a billion for online education. CNews, 2016. 20 June. Available at: http://www.cnews.ru/news/top/2017-06-20_rossijskie_vuzy_poluchat_iz_ byudzheta_milliard_na. [in Russian].
2. Dmitriev M.E., Dmitrieva L.M. and Serezhkina A.E. Attitude towards distance education in the pedagogical environment of the university. Nauchnyj almanakh, 2016. № 8-1 (22). P. 113-116. [in Russian].
3. Panov P. Online learning at universities will replace the "live" lectures and seminars. Izvestiya, 2017. 10 March. Available at: http://iz.ru/news/669377. [in Russian].
4. Ursu I.A. Distance education students in higher education institutions. Mezhdunarodnyj zhurnal experimentalnogo obrazovaniya, 2010. №. 8. P. 120. [in Russian].
5. Firsov L.V. Pedagogical conditions for formation of student readiness to continuing professional education distance learning. NaukaIsovremennost', 2012. №. 15-3. P. 104-107. [in Russian].
6. Shabanov G.A. Methodological problems of implementing information technologies in distance education university students. Innovatsionnyje informatsionnyje tekhnologii, 2012. № 1. P. 167-169. [in Russian].
Сведения об авторах: Леонтьева Ирина Александровна,
старший преподаватель, Казанский федеральный университет, Елабужский институт, г. Елабуга, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the authors: Leontyeva Irina Aleksandrovna,
Senior Lecturer,
Kazan Federal University,
Yelabuzhsky Institute
Yelabuga, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 36
ББК 65.9(2Рос)27
О.А. Милькевич
РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
В статье представлены результаты теоретического анализа вопроса развития партнерских отношений в решении сложной проблемы - детское неблагополучие. Представленные тенденции развития социально-культурного партнерства позволяют дать оценку текущего состояния данного вида практики и определить перспективы с учетом накопленного опыта и с точки зрения обеспечения максимально возможной эффективности в решении обозначенной проблемы. Ключевые слова: партнерские отношения, развитие партнерских отношений.