Научная статья на тему 'Развитие партнерских отношений в профилактике детского неблагополучия'

Развитие партнерских отношений в профилактике детского неблагополучия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
143
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ / PARTNERSHIP RELATIONS / DEVELOPMENT OF PARTNERSHIP RELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Милькевич Оксана Анатольевна

В статье представлены результаты теоретического анализа вопроса развития партнерских отношений в решении сложной проблемы детское неблагополучие. Представленные тенденции развития социально-культурного партнерства позволяют дать оценку текущего состояния данного вида практики и определить перспективы с учетом накопленного опыта и с точки зрения обеспечения максимально возможной эффективности в решении обозначенной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing partnership relations in preventing child distress

The article represents results of a theoretical analysis of the development of partnership relations in solving a complex problem of child distress. The presented trends in the development of socio-cultural partnership make it possible to assess the current state of this type of practice and to determine the prospects, taking into account the accumulated experience and from the point of view of ensuring the greatest effectiveness possible in solving the identified problem.

Текст научной работы на тему «Развитие партнерских отношений в профилактике детского неблагополучия»

3. Панов, П. Онлайн-обучение в вузах заменит «живые» лекции и семинары [Электронный ресурс] / П. Панов // Известия. - 2017. - 10 марта. - Режим доступа: http://iz.ru/news/669377. -[Дата обращения: 2.08.2017].

4. Урсу, Я.А. Дистанционное образование студентов в вузах [Текст] / Я.А. Урсу // Международный журнал экспериментального образования, 2010. - № 8. - С. 120.

5. Фирсов, В.Л. Педагогические условия формирования готовности студентов вуза к непрерывному профессиональному образованию в условиях дистанционного обучения [Текст] / В.Л. Фирсов // Наука и современность, 2012. - № 15-3. - С. 104-107.

6. Шабанов, Г.А. Методические проблемы реализации информационных технологий в дистанционном образовании студентов вуза [Текст] / Г.А. Шабанов // Инновационные информационные технологии. - 2012. - № 1. - С. 167-169.

References

1. Voeykov D. Russian universities will receive from the budget a billion for online education. CNews, 2016. 20 June. Available at: http://www.cnews.ru/news/top/2017-06-20_rossijskie_vuzy_poluchat_iz_ byudzheta_milliard_na. [in Russian].

2. Dmitriev M.E., Dmitrieva L.M. and Serezhkina A.E. Attitude towards distance education in the pedagogical environment of the university. Nauchnyj almanakh, 2016. № 8-1 (22). P. 113-116. [in Russian].

3. Panov P. Online learning at universities will replace the "live" lectures and seminars. Izvestiya, 2017. 10 March. Available at: http://iz.ru/news/669377. [in Russian].

4. Ursu I.A. Distance education students in higher education institutions. Mezhdunarodnyj zhurnal experimentalnogo obrazovaniya, 2010. №. 8. P. 120. [in Russian].

5. Firsov L.V. Pedagogical conditions for formation of student readiness to continuing professional education distance learning. NaukaIsovremennost', 2012. №. 15-3. P. 104-107. [in Russian].

6. Shabanov G.A. Methodological problems of implementing information technologies in distance education university students. Innovatsionnyje informatsionnyje tekhnologii, 2012. № 1. P. 167-169. [in Russian].

Сведения об авторах: Леонтьева Ирина Александровна,

старший преподаватель, Казанский федеральный университет, Елабужский институт, г. Елабуга, Российская Федерация. &mail: leontjeva.ira@yandex.ru

Information about the authors: Leontyeva Irina Aleksandrovna,

Senior Lecturer,

Kazan Federal University,

Yelabuzhsky Institute

Yelabuga, Russia.

E-mail: leontjeva.ira@yandex.ru

УДК 36

ББК 65.9(2Рос)27

О.А. Милькевич

РАЗБИТИЕ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

В статье представлены результаты теоретического анализа вопроса развития партнерских отношений в решении сложной проблемы - детское неблагополучие. Представленные тенденции развития социально-культурного партнерства позволяют дать оценку текущего состояния данного вида практики и определить перспективы с учетом накопленного опыта и с точки зрения обеспечения максимально возможной эффективности в решении обозначенной проблемы. Ключевые слова: партнерские отношения, развитие партнерских отношений.

O.A. Milkevich

DEVELOPING PARTNERSHIP RELATIONS IN PREVENTING CHILD DISTRESS

The article represents results of a theoretical analysis of the development of partnership relations in solving a complex problem of child distress. the presented trends in the development of socio-cultural partnership make it possible to assess the current state of this type of practice and to determine the prospects, taking into account the accumulated experience and from the point of view of ensuring the greatest effectiveness possible in solving the identified problem.

Key words, partnership relations, development of partnership relations.

Рассмотрение вопроса развития партнерских отношений в решении проблем детства является значимым с точки зрения определения возможных точек роста их эффективности с учетом накопленной практики и достижений современной теории и практики. Исторически проблема детского неблагополучия имеет различные вектора рассмотрения учеными и решения на уровне практики, что не является предметом детального рассмотрения. Однако определение основных аспектов развития партнерских отношений в контексте проблемы детского неблагополучия позволяет сформулировать собственное видение на основные тенденции их развития в актуальный момент социально-культурной и социально-педагогической практик.

Изучение работ отечественных ученых (Н.Ф. Басов [2], К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин [4], М.В. Фирсов [10]) позволяет сформулировать следующее.

В рамках традиционных периодов рассмотрения отечественной истории отношение к детям, проблемам детства было неоднозначным, как и механизмы их решения с точки зрения партнерских отношений.

Так, период с древнейших времен до эпохи Средневековья можно характеризовать как период зарождения идеи о необходимости поддержки детства и оформления первых общинных практик помощи (например, прокормление общиной, поочередное кормление, при-ймачество). Однако партнерство, как практика решения проблемы детского неблагополучия и ее профилактики, не представлено с точки зрения основных

признаков партнерских отношений (учет взаимных интересов, преследование определенной цели, организационная оформленность). Субъектами помощи и заботы со стороны общины выступали дети-сироты, больные дети, незаконнорожденные дети.

В эпоху Средневековья детство не рассматривается как социальная группа, нуждающаяся в мерах специальной помощи. Практики партнерства не представлены, за исключением малочисленных частных благотворительных учреждений, создаваемых для отдельных категорий детей, а также отдельных благотворительных мероприятий, реализуемых монастырями. В этом случае практики партнерства можно рассматривать в системе отношений государства и церкви, общества и конкретной личности благотворителя.

Эпоха Просвещения и Новое время представляют собой период расцвета идеи партнерства в решении проблем детства. Появляются частные благотворительные учреждения для различных категорий детей, оформляются и активно функционируют системы учреждений образования и культуры, социальной помощи и защиты. Данный период можно характеризовать как становление государственно-общественных субъектов партнерских отношений в решении проблем детства, расширение видов частной и общественной благотворительной практики как разновидности партнерства.

Новейшее время характеризуется появлением нормативно-правовых оснований, косвенно регулирующих развитие партнерских отношений между

т >

с; о с о

го

£ ф

X

£ го с;

s -&

о ^

с

a

о ^

ф X

н ^

го с

различными типами учреждении в контексте реализации идеи всестороннего развития личности. Появляются новые организационные формы партнерства в работе с детьми (внешкольные объединения - комплексы, дворцы творчества, опытные станции и др.), решающие в большей мере образовательные и воспитательные задачи.

Все обозначенные периоды отражают постепенное становление субъектов, готовых и способных участвовать в решении проблем детства. Однако каждый из периодов является ярким примером скрытого игнорирования потенциала семьи, ее воспитательно-социализирующих возможностей, что определяется спецификой социокультурной ситуации, характеристиками семьи как социального института, недостаточным пониманием зависимости положения и благополучия детей от благополучия семьи.

Вторая половина XX века характеризуется появлениемнормативно-правовых документов различных уровней (международного, федерального, регионального), регулирующих систему защиты прав и законных интересов ребенка. Значимым с точки зрения проводимого исследования является признание значимости семьи как основного института воспитания и социализации подрастающего поколения, что стало основанием для развития современных идей, форм и технологий партнерства и находит отражение в современном законодательстве в области защиты интересов детей.

Вместе с тем ряд современных исследователей (М.А. Костенко [3], А.В. Милая [6], Л.И. Савинов [8], А.Г. Филипова [9]) подчеркивают двойственность национальной системы обеспечения социальной защиты детства, ее внутреннюю противоречивость. М.А. Костенко отмечает: «С одной стороны, продолжается реформа законодательства и инфраструктуры социальных услуг в интересах детей, вводятся новые форматы практической деятельности, ориентированные на сохранение семейной заботы о детях, определяются приоритеты в финансировании эффективных технологий помощи семьям в трудной жизненной си-

туации с детьми и т. д. С другой стороны, наблюдаются традиционно высокие показатели лишения родительских прав и социального сиротства, снижение реального качества социальных услуг семьям, высокая отрицательная трудовая мобильность («текучесть кадров») коллективов социальных служб, отток наилучших профессионалов в другие отрасли экономики и т. д.» [3, с. 77].

Следует отметить, что авторы признают понимание государством необходимости изменения ситуации, постепенного переноса акцента на профилактику возможных рисков развития и социализации различных категорий детей, осознание зависимости социализации и развития ребенка от потенциала его семьи. Кроме того, важным является признание необходимости консолидации усилий различных социальных институтов в профилактике детского и семейного неблагополучия, что является основанием для проектирования форм и технологии социально-культурного партнерства. Одновременно можно говорить о постепенном признании и перспективности профилактической составляющей в решении проблемы детского неблагополучия.

Постепенно идея социально-культурного партнерства в профилактике и решении проблем детства получила развитие в таких аспектах, как: организационный (на уровне формирования и поддержания связей между учреждениями и специалистами), содержательный (на уровне объединения идей различных областей знания и предметных областей - педагогики, культурологии, социологии, теории социальной работы и др.), технологичный (на уровне разработки и реализации различных форм и методов взаимодействия с детьми - воспитательных, образовательных, культурно-просветительских, досуго-вых, социально-правовых и др. мероприятий).

Следует подчеркнуть, что социально-культурное партнерство характеризует определенную общественную практику, теорию и культуру, организационно, содержательно и технологично отражая взаимодействие сферы образования и куль-

туры как базовых институтов становления, развития и социализации личности. Развитие партнерских отношений имеет определенную последовательность - продвижение от частных действий конкретного лица к оформлению длительных, организационно и содержательно сложных и разнообразных совместных действий, проектов, мероприятий.

Анализ теоретических положений социально-культурного партнерства, представленных в работах отечественных авторов (Е.Н. Абузярова [1], Т.П. Ро-модина, А.А. Ерашева, Д.В. Дружинин [7], Н.А. Лаптинская [5] и др.) позволяет определить собственное видение сущности социально-культурного партнерства.

В широком социальном смысле социально-культурное партнерство можно рассматривать как своеобразную форму общественного договора в решении той или иной проблемы, удовлетворении социальных потребностей группы людей в рамках новой системы отношений, имеющей определенный культурный каркас (ценности, нормы, традиции). Значимым в таком контексте является понимание заинтересованности государства в решении определенной проблемы, что в конечном итоге содействует его устойчивости и стабильности.

В педагогическом смысле данный термин характеризует совокупность социальных установок и действий некоторых субъектов, определяющую готовность и способность решения социально-значимых задач посредством совместной деятельности, объединения усилий и ресурсов на фоне четкого осознания ответственности. В таком контексте социально-культурное партнерство представляет собой организационную оболочку, в рамках которой реализуется совместная деятельность учреждений образования и культуры или практикующих специалистов этих сфер. Важным с этой точки зрения является определение содержания социально-культурного партнерства, наиболее эффективных форм его реализации в решении той или иной задачи/проблемы.

В узком педагогическом смысле социально-культурное партнерство -

это непосредственное взаимодействие некоторых субъектов в ходе решения определенной социально-значимой задачи. В таком контексте социально-культурное партнерство можно рассматривать как процесс с четко заданной целью и способами ее достижения. При этом необходимо четко формулировать цель, проектировать адекватные способы ее достижения с учетом имеющихся ресурсов, специфики решаемой задачи и характеристики группы людей, на которых направлены совместные усилия учреждений образования и культуры или практикующих специалистов этих сфер.

Изучение работ отечественных ученых и представленного в научной и методической литературе опыта реализации различных форм партнерства позволяет сформулировать следующие тенденции социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия на современном этапе развития общества и социально-культурной практики.

1. Постепенное расширение понимания значимости социально-культурного партнерства, его функций в профилактике детского неблагополучия, переход от рассмотрения данного вида партнерства как способа «переключения» детей от влияния улицы на социально-полезные виды деятельности к пониманию широкого спектра его возможностей в развитии личности, становлении ее определенных качеств и характеристик, образовании и воспитании детей.

2. Признание государством и обществом необходимости реализации социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия, переход от частной инициативы к механизмам государственно-общественного, межведомственного регулирования подобной деятельности.

3. Обогащение форм социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия, развитие и распространение новых практик партнерства на уровне учреждений и практикующих специалистов.

4. Ориентация различных форм социально-культурного партнерства на

т

с; о с о

го

£ ф

X

о

О

I-

ф

Ё го с;

s -&

о ^

с

X

ф

3

о

X I-

о

о ^

ф

X

I-^

го с

го CL

обеспечение субъектной позиции детям, на которых оно направлено, удовлетворение их социальных потребностей, содействие их самореализации.

5. Сочетание форм социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия, инициируемых государственными и общественными структурами и органами, с формами партнерства, инициируемыми частными лицами, специалистами, группами лиц.

6. Доминирование профилактической составляющей в социально-культурном партнерстве, связанной с формированием определенных ценностей, социальных установок, норм (в рамках проводимого исследования - ценность детства, формирование установки на ценностное отношение к нему со стороны различных групп взрослых, нормы взаимоотношений ребенка и взрослого в различных сферах жизнедеятельности, выработка и распространение передового опыта социально-культурного пар-

тнерства как определенной культуры отношений между учреждениями и специалистами).

7. Семейно-ориентированный подход в профилактике детского неблагополучия, отраженный в распространении семейных форм мероприятий, разрабатываемых субъектами социально-культурного партнерства.

Таким образом, развитие партнерских отношений в профилактике детского неблагополучия имеет определенную историю, которая свидетельствует о постепенном формировании их организационного, содержательного и технологического аспектов. Понимание и признание на уровне государства и общества значимости социально-культурного партнерства как вида практической деятельности конкретных субъектов в профилактике детского неблагополучия определяет необходимость характеристики тенденций развития партнерских отношений, возможных способов повышения их эффективности.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Абузярова, Е.Н. Социально-культурное партнерство как фактор формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е.Н. Абузярова. - Челябинск, 2009. - 206 с.

2. Басов, Н.Ф. Развитие призрения и помощи семьям в дореволюционной России [Текст] / Н.Ф. Басов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. - № 1. -С.149-153.

3. Костенко, М.А. Модернизация российской национальной системы предотвращения утраты родительского попечения: основные тенденции, риски, перспективы практической деятельности [Текст] / М.А. Костенко// Вестник Евразийской академии административных наук. - 2014. - № 3 (28). - С. 76-85.

4. Кузьмин, К.В. История социальной работы за рубежом и в России [Текст]: учебное пособие / К.В. Кузьмин. Б.А. Сутырин. - М.: Академический Проект; Трикста, 2005. - 624 с.

5. Лаптинская, H.A. Социально-культурное партнерство в учреждениях досуговой сферы [Текст] / Н.А. Лаптинская // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6-1. - С. 193-195.

6. Милая, А.В. От профилактики социального сиротства - к профилактике социального неблагополучия [Текст] / А.В. Милая // Отечественный журнал социальной работы. - 2010. - № 2. -С. 102-115.

7. Ромодина, Т.П. Социально-культурное партнерство музея и школы на уроках истории [Текст] / Т.П. Ромодина, А.А. Ерашева, Д.В. Дружинин // Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. - 2015. - № 5. - С. 33-35.

8. Савинов, Л.И. Закономерности социальной системы защиты семьи и детства: методологические и методические аспекты [Текст] / Л.И. Савинов // Вестник Мордовского университета. - 2012. - № 1. - С. 26-32.

9. Филипова, А.Г. Детская социальная политика в современной России: от выживания к развитию детства [Текст] / А.Г Филипова // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. - 2015. - Т. 2. - № 3 (23). - С. 58-65.

10. Фирсов, М.В. История социальной работы [Текст]: учебное пособие для высшей школы / М.В. Фирсов. - М.: Академический Проект; Трикста. - 2004. - 608 с.

References

1. Abuzyarova E.N. Socio-cultural partnership as a factor in forming the image of the supplementary education institution for children. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2009. P. 206. [in Russian].

2. Basov N.F. Development of charity and assistance to families in pre-revolutionary Russia. Vestnik Kostromskogo gosugarstvennogo universiteta im O.N. Nekrasova. Pedagogika. Psykhologiya. Sotsial'naya rabote. Yu-venologiya. Sotsio-kinetika, 2015. Vol. 21. No. 1. P. 149-153. [in Russian].

3. Kostenko M.A. Modernization of the Russian national system for preventing the loss of parental care: the main trends, risks, prospects for practical activity. Vestnik Yevraziyskoy akademii administrativnykh nauk, 2014. No. 3 (28). P. 76-85. [in Russian].

4. Kuzmin K.V., Sutyrin B.A. The history of social work in Russia and abroad.. M.: Akademicheskiy proekt; Triksta, 2005. P. 624. [in Russian].

5. Laptinskaya H.A. Socio-cultural partnership in the institutions of leisure sphere. Mir nauki, kultury, orbazovaniya, 2011. No. 6-1. P. 193-195. [in Russian].

6. Milaya A.V. From the prevention of social orphanhood - to the prevention of social ill-being. Otechest-venniy zhurnal sotsial'noy raboty, 2010. No. 2. P. 102-115. [in Russian]

7. Romodina T.P., Erasheva A.A., Druzhinin D.V. Social and cultural partnership of a museum and school for history classes. Vestnik muzeya arkheologii I etnografii Permskogo Zaural'ya,, 2015. No. 5. P. 33-35. [in Russian].

8. Savinov L.I. Patterns of the social systems for family and child care: methodical and methodological aspects. VestnikMordovskogo universiteta,, 2012. No. 1. P. 26-32. [in Russian].

9. Filipova A.G. Social policy for children in modern Russia: from survival to the development of childhood. Uchenye zapiski Komsomolskogo-na-Amure state technical university, 2015. T. 2. № 3 (23). P. 58-65. [in Russian].

10. Firsov M.V. History of social work. M.: Akademicheskiy project; Triksta, 2004. P. 608. [in Russian].

T >

c; о с о

го

£ ф

X

Сведения об авторе: Милькевич оксана Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, Соликамский государственный педагогический институт (филиал) Пермского государственного национального исследовательского университета, г. Соликамск, Российская Федерация. КтаИ: miloka75@mail.ru

Information about the author: Milkevich oksana Anatolievna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology,

Solikamsk State Pedagogical Institute (branch) of Perm State National Research University, Solikamsk, Russia. E-mail: miloka75@mail.ru

£ го с;

s -&

о œ с

ü о

Œ ф

X I-

Œ

го с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.