Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования 2. актуальный проект, самостоятельно разработанный студентом - выпускником во время его работы на предприятии в качестве инженера - стажера, отвечающий современным требованиям или внедренный в производственный процесс, с объективной оценкой проекта специалистами с точки зрения инновационного подхода, экономической целесообразности и практического воплощения.
Следует, однако, отметить, что реформа собственности на средства производства, проведенная в России в последние годы, привела к появлению большого количества частнокапиталистических предприятий, которые, как правило, стремятся к получению максимальной прибыли от любых видов своей деятельности. Таким предприятиям не выгодно за свой счет заниматься обучением студентов - практикантов, которые к тому же после окончания ВУЗа могут пойти работать к конкурентам.
В этих условиях система образования должна быть оптимально приспособлена к изменившимся правовым отношениям. Высшие учебные заведения должны получить возможность организованно оплачивать производственную и преддипломную практику в рамках отдельных договоров на каждого конкретного студента. Такие договоры должны заключаться на условиях и в объемах, позволяющих установить взаимовыгодные экономические отношения между производственным предприятием и учебным заведением. Подобный подход позволит существенно сократить дистанцию между требованиями, которые предъявляются молодому специалисту при поступлении на работу и уровнем его научно - теоретической и практической подготовки.
Перспективы и направления развития отечественного высшего профессионального образования
д.т.н., проф. Зубков В.Г., д.т.н., проф. Колтунов И.И., к.т.н., доцент. Акимов А.В.
МГТУ «МАМИ»
Современные проблемы, с которыми сталкивается сегодня цивилизация, приводят к пониманию того, что в основном они сосредоточены в самом человеке, в его внутреннем мире. Чем богаче и разнообразней этот мир, тем лучше для общества в целом. В связи с этим основная ставка в дальнейшем развитии общества делается на образование как главный, а может быть и единственный, механизм, способный вывести общество из кризиса, согласовать ценности и цели отдельного человека и общества.
Применение информационных и коммуникационных технологий, открывая человечеству огромные перспективы, ставит перед ним многочисленные проблемы, от решения которых зависит как судьба конкретного члена общества, как направления развития отдельного государства, так и существование самого общества в целом. Одной из таких наиболее важных общественных проблем является проблема глобализации - современное общество становится глобальным информационным обществом.
Несмотря на трудности, переживаемые современной Россией, ее позиции в начале этого пути выглядят достаточно обнадеживающими. Россия, пожалуй, самая богатая природными ресурсами страна в мире, занимающая шестую часть сухопутной части планеты, охватывающей одиннадцать часовых поясов, имеющая сложную, противоречивую, но славную и достойную историю, подарившая миру выдающихся ученых, инженеров, педагогов, врачей и специалистов других профессий, должна и в информационном обществе занять достойное место.
Долго находясь в эйфории от нефте- и газодолларовых инъекций, Россия существенно отстала от тех государств, которые в качестве основных стратегий своего развития выбрали компьютерные и коммуникационные технологии.
Информационное общество - это интеллектуальное общество, основанное на знаниях и информации. Основным капиталом такого общества является человеческий капитал, а у России во все времена, несмотря на войны и правительства, был и остается достаточно высоким
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования именно человеческий потенциал. Этого удалось достигнуть благодаря развитой системе образования различных уровней.
К сожалению, в современной России этот человеческий и интеллектуальный потенциал либо не используется, либо используется не по назначению. Согласно мнению ученых, современная Россия - страна с избыточно-недостаточным уровнем образования по отношению к структуре реальной экономики. Перепроизводство инженеров и отсутствие квалифицированных менеджеров и экономистов в 80-е годы прошлого века сменилось гипертрофированным выпуском специалистов в области юриспруденции и невостребованностью специалистов технических и технологических специальностей реальным сектором производства.
Тем не менее, Россия до сих пор является страной, которая больше всех в мире готовит специалистов в области точных наук. По отношению к общей структуре высшего образования в России [1] в 2003 году более 50% выпущенных специалистов в достаточно большом объеме изучили математику, физику, информатику, информационные технологии и другие точные науки, чтобы стать профессионалами в сфере инженерных и информационных дисциплин. В США эта цифра составляет 18%, в Японии - 22%, в ведущих европейских странах - 30% [2]. Таким образом, в России готовится достаточно большое количество специалистов, которые способны не только осваивать, но и создавать новые технологии, стать предпринимателями в инженерной, информационной и технологической сферах.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) [3] составила рейтинг способности стран к инновациям (Ц№С1). Этот рейтинг учитывает уровень образования нации, долю занятых в сфере научных исследований и разработок (НИР), расходы на них, общий уровень грамотности, количество регистрируемых патентов и некоторые другие параметры, связанные с состоянием науки и образования в конкретном государстве. Среди 117 стран Россия заняла 25-е место с показателем 0,788 пункта (минимум - 0, максимум - 1). Для сравнения: ЦМС1 США равен 0,927 (3-е место), Китая - 0,358 (74-е место), Индии - 0,285 (83-е место).
По данным ЮНЕСКО всемирный контингент обучающихся на всех уровнях образования увеличился с 437 млн. в 1960 году (14% общей численности населения в мире) до 990 млн. в 1991 году (18% общей численности, даже, несмотря на то, что общая численность населения в мире существенно увеличилась).
Еще более опережающими темпами развивалось высшее образование. Количество обучающихся по программам высшего профессионального образования в мире увеличилось с 13 млн. человек в 1960 году до 79 млн. в 2000 году.
Естественно, на всей образовательной системе России отразились в полной мере все социально-экономические и политические процессы последних десятилетий. С одной стороны, численность студентов высших учебных заведений растет, с другой - работодатели и педагогическая общественность бьют тревогу о снижении качества образования.
В 2004 - 2008 годах сохранилась тенденция к сокращению числа государственных и муниципальных дневных образовательных учреждений и численности учащихся в них. Это в определенной степени связано с демографическим спадом. Среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет в 2004 году уменьшилась на 6,2%. В 2005 году выпуск из 9-х классов общеобразовательных школ сократился по сравнению с 2004 годом на 265,6 тысяч человек (12,3%), а в 2010 году ожидается сокращение на 858,6 тысяч человек (-39,7%). Выпуск из 11 классов в 2005 году сократился на 55,8 тысяч человек (4%), а в 2010 прогнозируется сокращение на 588,2 тысячи человек (-42,2%).
В 2003-2008 годах в стране продолжилось реформирование системы образования, направленное на обеспечение доступности качественного образования и эффективности деятельности образовательных учреждений. Следует признать, что отношение в обществе к проводимым реформам в образовании неоднозначное, слишком много непродуманных и волюнтаристских решений предлагается, и иногда создается впечатление, что основная цель этих реформ не создание новой образовательной системы, а разрушение старой. Учитывая
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования важность для общества проводимых реформ, следовало, применяя лучшие зарубежные образцы образовательных систем, сохранять достижения отечественного образования, шире использовать аппарат математического моделирования при принятии соответствующих стратегических решений, пытаясь заранее определить возможные последствия, особенно негативные.
Однако, для того чтобы Россия смогла сохранить статус ведущей мировой державы, реформирование отечественной образовательной системы необходимо. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации были одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 года (протокол №47, раздел) и предусматривают:
• повышение качества профессионального образования,
• обеспечение доступности качественного общего образования,
• развитие современной системы непрерывного профессионального образования,
• повышение инвестиционной привлекательности сферы образования,
• переход на принципы подушевого финансирования и формирования эффективного рынка образовательных услуг.
На основе этих приоритетных направлений разработана и утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (Протокол заседания Правительства РФ от 11 августа 2005 года № ПП-32). Данная программа представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
Российская модель образования всегда строилась на базе серьезной фундаментальной подготовки, чтобы на ее основе можно было успешно развивать прикладные направления. Достижения российских ученых и инженеров в этих областях общеизвестны. Поэтому в России существует потенциал и предпосылки стать лидером в разработке, производстве и внедрении новых технологий.
Внедрение современных образовательных технологий позволит России поднять качество человеческого капитала. Известно, кто владеет информацией, тот владеет миром. Понимая важность этих задач, Правительством России сформированы государственные программы развития отрасли информационных технологий и образования на основе этих технологий. В случае успешной реализации этих программ Россия сможет реализовать свой исторический шанс занять достойное место в глобальном информационном обществе.
Для реализации этих программ целесообразно использовать не только отечественный опыт и наработки, но и наиболее перспективные достижения зарубежных стран. Тем более, что приходится признавать существенное отставание в использовании в отечественном образовании современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Как может формироваться специалист будущего, если в современном образовании до недавнего времени в основном использовались традиционные методы и технологии, наработанные в течение предыдущих веков, и совершенно не учитывающие возможности и перспективы информационных технологий. Человек, живущий в информационном обществе, и образование должен получать с использованием информационных технологий.
Справедливости ради следует признать, что за последнее десятилетие ситуация коренным образом изменилась: компьютерные и информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. И хотя сделаны еще только первые незначительные шаги, но достигнутые в этом направлении успехи, делают необратимыми процессы внедрения современных информационных технологий в образование. Уже никого не удивляют термины дистанционные и информационные образовательные технологии.
Словосочетание "дистанционное образование" прочно вошло в мировой образовательный лексикон. В течение последних десятилетий дистанционное образование стало глобаль-
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования во многих странах мира. Возникла и развивается целая индустрия образовательных услуг, объединяемая общим названием дистанционное образование, впечатляющая огромным числом обучающихся, количеством образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами инвестиций и денежного оборота [4]. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО.
Многие исследователи считают, что история современного дистанционного образования имеет советские корни. В ходе контактов между странами бывшей антигитлеровской коалиции, британских ученых заинтересовал советский опыт организации заочного образования. В Британии было принято решение о формировании подобной системы образования. Правительство Великобритании выделило под этот проект значительные средства. Были разработаны учебные планы, программы, учебно-методические пособия и образовательные технологии.
В течение XX века подобные учебные заведения были созданы во многих странах мира.
Французский национальный центр дистанционного обучения (CNED) был основан в 1939 году. О размахе его деятельности свидетельствуют следующие данные: количество учебных курсов - 2,5 тысячи, количество пользователей - 185 тысяч, филиалы в 120 странах мира, 5 тысяч преподавателей участвуют в разработке учебных курсов и образовательной деятельности. Технические средства, используемые в организации работы CNED, включают в себя спутниковое телевидение, видео- и аудиокассеты, электронную почту, Internet, а также традиционные литературные источники.
Другие старейшие центры дистанционного образования в Европе - это Национальный университет дистанционного образования (UNED) в Испании (58 учебных центров в стране, 9 за рубежом) и Балтийский университет (BU) со штаб-квартирой в Стокгольме, объединяющий 10 стран Балтийского региона.
В Канаде в 1972 г. появляется Открытый университет, в котором в настоящее время свыше 14000 студентов обучаются бизнесу, искусству, информационным технологиям.
В том же году в Китае образован Шанхайский телевизионный университет, объединяющий в настоящее время свыше 500000 студентов.
В 1974 году в Германии создан Ферн (Хаген) - университет с программами обучения по гуманитарным, социальным, экономическим и компьютерным наукам. Число студентов -55000.
Одним из наиболее авторитетных в области дистанционного образования сегодня признается Пенсильванский университет (Penn State University). Его опыт использовался ЮНЕСКО при создании концепции виртуального университета.
Дистанционные образовательные бизнес-программы составляют 25% всех дистанционных образовательных программ в Америке. Такие компании, как General Motors, Ford, Wal-Mart, Federal Express, осуществляют повышение квалификации персонала через частные корпоративные образовательные сети. Внутреннюю спутниковую образовательную сеть использует для этих целей корпорация IBM.
Большой опыт в развитии дистанционного обучения имеется в Австралии. Там успешно функционирует консорциум девяти традиционных университетов - открытое обучение Австралии (Open Learning Australia - OLA). Обучение осуществляется по 150 дисциплинам высшей школы, охватывающим социальные науки и бизнес, с использованием как печатных материалов и почты, так и телевидения, радио, аудио- и видеозаписей.
В таблице 1 представлены некоторые из наиболее значимых университетов, развивающих дистанционные образовательные технологии [5]. Это, так называемые, мегауниверсите-ты, в которых численность студентов измеряется десятками и даже сотнями тысяч.
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования
В таблице 2 приведены некоторые из наиболее важных характеристик [5]: количество обучаемых студентов, количество ежегодных выпускников, бюджет и другие. Представлены округленные данные 1994-1996 годов, поэтому в настоящее время они могли существенно измениться, но не в сторону уменьшения. Если в столбцах оплата и грант сумма не составляет 100%, то это значит, что бюджет дополнительно формируется за счет других источников поступлений.
Таблица 1.
Мегауниверситеты дистанционного обучения
Страна Название университета Год создания Сокращенное название
Китай China TV University System 1979 CTVU
Франция Centre National d'Enseignement a Distance 1939 CNED
Индия Indira Gandi National Open University 1985 IGNOU
Индонезия Universitas Terbuka 1984 UT
Иран Payame Noor University 1987 PNU
Корея Korea National Open University 1982 KNOW
ЮАР University of South Africa 1873 UNISA
Испания Universidad Nacional de Educacion a Distancia 1972 UNED
Тайланд Sukhothai Thammathirat Open University 1978 STOU
Турция Anadolu University 1982 AU
Великобритания United Kingdom Open University 1969 UKOU
Таблица 2.
Характеристики мегауниверситетов (данные на 1994-1996 гг.)
Сокра- Число Число % поступлений в Академический Штат-
щенное студентов выпуск- бюджет персонал ный
название ников в оплата грант штат- совмес- общий
год студента ный тители персонал
CTVU 530000 101000 0 75 18000 13000 43000
CNED 185000 28000 60 30 1800 3000 3000
IGNOU 242000 9250 42 58 232 13420 1129
UT 353000 28000 70 30 791 5000 1492
PNU 17000 7563 87 13 499 3165 2169
KNOU 211000 11000 64 36 176 2670 670
UNISA 130000 10000 39 60 1348 1964 3437
UNED 110000 2753 60 40 1000 3600 2023
STOU 217000 12583 73,5 26,5 429 3108 1900
AU 578000 26321 76 6 579 680 4985
UKOU 158000 18359 31 60 158 7376 3312
На рубеже ХХ-ХХ1 веков число учреждений дистанционного образования разных типов и уровней за рубежом превысило 1100. В ряде стран (Китай, Латвия, Нидерланды, Алжир, Великобритания, Турция и др.) от 10 до 25% студентов получает образование в учреж-
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования дениях дистанционного обучения.
Традиционные заочные и очные формы образования дополняются системой "виртуальных университетов", где преподавание и обучение переносится главным образом или целиком в кибернетическое пространство. Обучение студентов осуществляется с помощью информационных технологий в учебном заведении, на работе, дома или в рассредоточенных учебных центрах. С помощью современных коммуникационных технологий они могут напрямую связываться с экспертами в любой точке мира, а также изучать их произведения с помощью лекций, записанных на различных носителях информации, пользоваться электронными библиотеками и т.д. Следует иметь в виду, что внедрение в образовательный процесс информационных технологий не исключает использование как традиционных печатных материалов, так и непосредственного общения с преподавателем, причем последнее может осуществляться с помощью теле- или видеоконференций.
Такие тенденции уже очевидны. Для этой цели создаются новые институты, а старые пересматривают свои стратегии преподавания в стенах учебных заведений и за их пределами. Устанавливаются партнерские отношения между университетами, телекоммуникациями и корпорациями массовой информации не только с национальным, но и с глобальным рыночным прицелом. Преобразования идут чрезвычайно быстро. Однако на государственном, институциональном и личностном уровнях существуют различия, которые будет нелегко преодолеть.
В России еще с 30 годов XX века существует своя форма "обучения по переписке" - заочная. Предпринимались неоднократные попытки, следуя лучшим зарубежным образцам, внедрить дистанционное обучение с помощью радиолекций (1932г.), радиокурсов (1943), телевизионных уроков (1960-1970 гг.). В высших учебных заведениях страны накоплен значительный опыт работы со студентами вне стен учебного заведения. Однако решительного перерастания этого опыта в новую перспективную форму обучения пока не происходит, в основном из-за некоторых юридических проблем, но главное, из-за отставания информационных технологий.
В России датой официального развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования.
Некоторая хаотичность и "самостийность" организаторов заочного обучения в выборе методических, учебно-организационных и информационно-технологических подходов, трактовке и применении дистанционных технологий, свойственные начальному периоду становления, постепенно приобретает определенные признаки структуры, имеющей свои концептуальные очертания.
Министерство образования и науки Российской Федерации придает большое значение развитию современных дистанционных и информационных технологий обучения в области среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Свидетельством этого являются принятые в последнее время правительственные документы, впервые упоминающие дистанционные технологии в качестве инструмента в процессе образования.
Принятые документы, регламентируя основные положения и принципы дистанционных технологий образования, открывают перед образовательными учреждениями широкие возможности для их творческого использования, для поиска оптимальных форм взаимодействия традиционных классических и современных информационных технологий обучения в рамках действующего законодательства Российской Федерации в области образования.
На основании Закона РФ "Об образовании (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ), Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Федерального закона от 10 января 2003 года № 11-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об об-
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования разовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", к компетенции и ответственности образовательного учреждения относятся (подпункт 5 пункта 2 статьи 32 ФЗ "Об образовании"):
" 5) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием".
Из данных положений Закона следует:
• дистанционные образовательные технологии являются законодательно признанными;
• принятие решения об использовании дистанционных образовательных технологий находится в компетенции образовательного учреждения;
• возможны различные формы реализации дистанционных образовательных технологий, но в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий;
• дистанционные образовательные технологии могут реализовываться опосредованно (на расстоянии), т.е. не подразумевается непосредственный контакт обучающегося и педагогического работника;
• дистанционные образовательные технологии могут реализовываться и не полностью опосредованно, т.е. возможен периодический непосредственный контакт обучающегося и педагогического работника;
• дистанционные образовательные технологии можно использовать при всех формах получения образования (очная, очно-заочная, заочная, экстернат).
Для реализации дистанционных образовательных технологий на практике федеральным (центральным) государственным органом управления образованием - Министерством образования РФ выпущен Приказ от 18 декабря 2002 года № 4452 "Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации".
Методика разработана и утверждена Министерством образования РФ "С целью оказания методической помощи учреждениям высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в использовании при организации образовательного процесса современных информационных технологий".
Однако данная Методика, являясь прогрессивной по своей сути, поскольку давала в руки образовательных учреждений реальный инструмент, способствующий внедрению дистанционных образовательных технологий, содержала целый ряд противоречивых положений и, естественно, со временем требовала своего совершенствования. С учетом накопленного опыта применения дистанционных образовательных технологий и предложений, поступивших от педагогической общественности, был выпущен Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. № 137 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 августа 2005 г. Регистрационный № 6862) "Об использовании дистанционных технологий".
Естественно, что по мере развития системы дистанционного обучения, внедрения новых информационных технологий в образование, разработке перспективных педагогических технологий и в зависимости от целого ряда других факторов технического, технологического, социального и экономического плана будут совершенствоваться и нормативно-правовые основы дистанционных образовательных технологий. Однако следует признать, что уже сей-
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования час на территории России действует вполне обоснованная и хорошо аргументированная нормативная база, которая способствует интенсивному развитию дистанционных образовательных технологий.
Литература
1. Статистика Российского образования (http://www.stat.edu.ru/).
2. Бяхов О.В. Стратегия вхождения в глобальное информационное общество: подход для России // Сборник докладов Международной конференции "Юнеско между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу", Россия, Санкт-Петербург, 1719 мая 2005 г. (http://www.ifap.ru/).
3. Не бедность, а порок // Коммерсант № 21 (№3352) от 7 февраля 2006. - С.8. (http://www.commersant.ru/).
4. Овсянников В.И., Густырь А.В. Введение в дистанционное образование. Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. - М.: РИЦ "Альфа" МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001. (http://www.ido.edu.ru/ open/ikt/chrest7.htm).
5. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. - М.: Наука, 2002. - 527 с.
Современные технологии подготовки инженерных кадров на кафедре
«Технология машиностроения»
К.т.н., проф. Шандров Б.В., к.т.н., доц. Балашов В.Н.
МГТУ "МАМИ"
На современном этапе развития высшей школы преподаватели специальных дисциплин и в первую очередь «Технологии машиностроения» столкнулись с серьезной проблемой, связанной с закрытием большого числа машиностроительных предприятий, базирующихся на территории г. Москвы. Закрытие предприятий повлекло за собой сокращение числа баз технологических практик студентов и практический наглядный материал по изготовлению автомобильных деталей студенты стали получать в значительно меньшем объеме.
Преподавание же дисциплины «Технология машиностроения», представляющей собой совокупность методов и приемов, выработанных в течение длительного времени, без наглядного материала мало эффективно, потому что, чтобы понять, как что-то сделать, лучше один раз увидеть, чем сто раз об этом услышать. В связи с этим перед преподавателями кафедры встала серьезная задача, как решить проблему, связанную с недостаточностью практического живого материала. На помощь пришла так называемая мультимедийная техника, комплект которой включает в себя ноутбук, мультимедийный проектор, экран и лазерную указку. Применение такой техники позволило по-новому подойти к чтению лекций по дисциплине «Технология машиностроения» и существенным образом расширить возможности преподнесения иллюстративного материала. Но, для того чтобы эта техника эффективно заработала, пришлось существенным образом пересмотреть весь лекционный материал и переработать его так, чтобы в рамках установленного объема часов изложить весь необходимый материал и при этом продемонстрировать большое количество видеосюжетов.
Такая работа была выполнена. И сейчас несколько дисциплин на кафедре «Технология машиностроения» читаются только с использованием мультимедийной техники.
При разработке лекционного материала использовались три вида иллюстраций:
• рисунки, выполненные схематично, предназначенные для зарисовки студентами;
• фотографии объекта, который изображен на рисунке схематично;
• видеоролики, демонстрирующие процесс обработки или работу устройств в движении.
Подготовка такой дисциплины, как «Технология машиностроения», потребовала значительных затрат времени, но эти затраты себя оправдали, так как излагаемый материал теперь воспринимается студентами с большим интересом, а на экзаменах они отвечают более осознано. Одновременно с этим за счет того, что при такой методике чтения лекций не затрачи-