УДК 37.013; 371.134
Д. С. Молоков
Предпосылки становления и развития непрерывного педагогического образования
В статье анализируется проблема генезиса непрерывного педагогического образования. Представлены направления историко-педагогического анализа становления и развития системы подготовки педагогов. В частности, обобщены аспекты изучения системы педагогического образования в России, которые в совокупности представляют собой комплексный историко-педагогический анализ данной проблемы. Систематизированы научные школы, изучающие проблему непрерывного образования. Материалы статьи раскрывают факторы, обусловившие своеобразие системы педагогического образования, такие, например, как политический, идеологический, экономический и социокультурный. В статье раскрывается взаимообусловленность уровня развития государства и общества и педагогического образования. Анализ факторов развития последнего позволил выявить предпосылки становления и развития системы профессиональной подготовки педагогических кадров. К ним можно отнести усложнение задач воспитания, ускорение темпов развития общества, существенные социальные сдвиги, культурные трансформации, а также развитие педагогической мысли и науки. Дана попытка определить истоки, исходную точку рассмотрения сферы подготовки педагогов как системы непрерывного профессионального образования. Выявление особенностей зарождения и развития педагогического образования рассматривается автором как условие для определения направлений совершенствования подготовки педагогов в современных условиях.
Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, история педагогического образования, предпосылки развития системы подготовки педагогов.
D. S. Molokov
Prerequisites of Continuous Pedagogical Education Formation and Development
In the article the problem of continuous pedagogical education genesis is analyzed. The directions of the historical and pedagogical analysis of formation and development of the teachers' training system are presented. In particular, aspects of studying of the pedagogical education system in Russia are generalized, which in general are a complex historical and pedagogical analysis of this problem. The schools of sciences studying the problem of continuous education are systematized. Materials of the article reveal the factors, which caused originality of the pedagogical education system, for example, such as political, ideological, economic and sociocultural factors. In the article interconditionality of the level of development of the state and society and the level of development of pedagogical education is revealed. The analysis of factors of its development allowed us to reveal prerequisites of formation and development of the teachers' vocational training system. It is possible to refer to complication of targets of education, increase of society development rates, essential social shifts, cultural transformations, and also development of the pedagogical thought and science. The attempt is presented to define sources, a starting point for consideration of the sphere of teachers' training as a system of continuous professional education. Revealing of features of origin and development of pedagogical education is considered by the author as a condition to define directions of improvement of teachers' training in modern conditions.
Keywords: continuous pedagogical education, history of pedagogical education, prerequisite of development of the teachers' training system.
Современная система непрерывного педагогического образования уходит своими корнями в глубокое прошлое. Изучение вопроса о становлении и развитии системы подготовки педагогов позволяет глубже постичь ее суть, обнаружить своеобразие и национальную специфику. На наш взгляд, без этого невозможно определить перспективные направления модернизации системы непрерывного педагогического образования.
Историко-педагогический анализ становления и развития системы подготовки педагогов в Рос-
сии предполагает исследование следующих аспектов:
- организация преемственной сети учебных заведений педагогического образования;
- эволюция взглядов мыслителей и ученых о подготовке педагогов;
- формирование системы управления педагогическим образованием;
- совершенствование нормативно-правовой базы педагогического образования;
- изучение государственного и социального заказа на подготовку педагогов;
© Молоков Д. С., 2017
- определение передового опыта в организации педагогического образования в прошлом.
Очевидно, что каждая историческая эпоха представляет свой образ учителя, педагога, а также нормативные требования к его подготовке. Эти представления, которые могут быть предметом специального анализа, так или иначе отражены в фольклоре и художественном творчестве, прессе и литературных произведениях, фильмах и информационных источниках.
Изучением проблемы развития педагогического образования занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. В России сложилось несколько научных школ по исследованию непрерывного педагогического образования:
- московская - при Российской Академии образования, которая комплексно исследует систему непрерывного профессионального образования, в том числе затрагивая ее историко-педагогический аспект (А. М. Новиков [11], С. Я. Батышев, Т. Ю. Ломакина [6], С. В. Иванова, М. В. Кларин, А. К. Орешкина [21]); при НИИ комплексных проблем непрерывного педагогического образования Московского педагогического государственного университета, рассматривающая непрерывное педагогическое образование в контексте процессов образовательной интеграции (Г. А. Артамонов, Н. Ю. Борисова и др [8]);
- петербургская - при НИИ непрерывного образования РГПУ им. А. И. Герцена, исследующая проблемы, научно-методическое обеспечение и зарубежный опыт в сфере непрерывного образования (Е. В. Пискунова, Г. А. Бордовский и др. [18]); при НИИ социально-экономических и педагогических проблем непрерывного образования Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина (Н. А. Лобанов, В. Н. Скворцов, А. И. Тучков [21]);
- барнаульская - при Алтайском государственном педагогическом университете, в рамках которой с 1994 г. действует научно-исследовательская лаборатория «Подготовка учителя в системе непрерывного педагогического образования» (А. Н. Орлов [12], Ж. Т. Филиппова и др); при Алтайском государственном университете, где исследуются культурологические основания непрерывности образования (Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская [21]);
- волгоградская - при Учебно-научно-методическом центре непрерывного педагогического образования, реализующая новаторский опыт взаимодействия педагогики и школьной
практики (Н. К. Сергеев, Н. М. Борытко, В. В. Зайцев и др. [10]);
- новгородская - при Институте непрерывного педагогического образования Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (Р. М. Шерайзина [20], Е. А. Медник и др.);
- красноярская - при Красноярском государственном педагогическом университет им. В. П. Астафьева, сосредоточившая внимание на вопросах подготовки учителя в условиях становления постиндустриального общества (В. А. Адольф, И. Ю. Степанова [15]);
- иркутская - при Иркутском институте повышения квалификации работников образования, уделяющая особое внимание развитию профессиональной компетентности учителя в системе непрерывного педагогического образования (Т. А. Стефановская [16]);
- оренбургская - при Оренбургском государственном педагогическом университете, соотносящая процессы непрерывного образования с развитием творческого потенциала личности педагога (В. Г. Рындак [14]);
- нижегородская - при Волжском государственном инженерно-педагогическом университете, разрабатывающая основы непрерывного инженерно-педагогического образования (Ю. Н. Петров [13] и др.);
- ярославская - при Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского (В. В. Афанасьев, В. Н. Белкина, О. А. Коряковцева, Л. М. Курилова, М. В. Новиков и др.).
В Казахстане непрерывное образование в контексте процессов глобализации и межкультурной коммуникации исследует астанинская научная школа при Национальной академии образования им. И. Алтынсарина (А. Е. Абылгазина, Ж. О. Жилбаев, К. К. Шупшибаев, С. К. Исмагулова и др. [21]).
В Белоруссии проблемы подготовки педагогов исследует минская научная школа при научно-методической лаборатории непрерывного педагогического образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка (И. И. Цыркун, О. И. Котлобай и др.). Генезис педагогического образования изучен в работах таких представителей этой научной школы, как М. А. Андарало [1], Л. А. Козинец, С. И. Невдах [9].
Реконструкция процесса становления и развития системы педагогического образования не-
возможна без определения факторов, определяющих специфику этой системы. Попытка обосновать факторы и тенденции развития современной системы непрерывного образования содержится в исследовании К. К. Шупшибаева [21, с. 108-120]. Он отмечает, в частности, «преобразования в экономике, научно-технический прогресс, новые явления в общественной жизни, которые диктуют необходимость постоянного обновления содержания и структуры» непрерывного образования [21, с. 117].
На наш взгляд, факторы развития педагогического образования в исторической ретроспективе необходимо рассматривать комплексно, исходя из влияния того или иного общественного института на систему подготовки педагогов. К таким факторам отнесем политический, идеологический, экономический и социокультурный. Помимо влияния государственной политики и уровня развития экономики и культуры, на специфику педагогического образования, безусловно, оказывают влияние национальные особенности, черты национального менталитета. В свою очередь, от уровня развития системы педагогического образования зависит уровень развития общества и государства. Неслучайно вопрос о подготовке профессионала, на которого возложена миссия передачи опыта старших поколений младшим, формирования интеллектуальной элиты общества и граждан своего отечества, столь важен и не теряет своей актуальности.
Чтобы определить истоки непрерывного педагогического образования, необходимо выявить предпосылки его становления и развития. Предпосылка представляет собой «предварительное условие, исходный пункт чего-либо» [17, с. 544].
Одной из предпосылок развития системы педагогического образования является усложнение задач воспитания, следствием чего стало расширение функций и специализация профессии педагога. Если в первых школах педагог выступает в качестве учителя-наставника, воспитателя, то в современных условиях - в качестве тьютора, медиатора, психолога, консультанта, исследователя, методиста, аниматора (вдохновителя), куратора, руководителя и др. М. Н. Фроловская, продолжая эту мысль, подчеркивает, что «педагогическое непрерывное образование выходит далеко за рамки обслуживания профессии» [21, с. 353].
Второй предпосылкой развития педагогического образования можно назвать ускорение темпов развития общества. Вплоть до ХХ в. об-
разовательный уровень педагога позволял ему в течение всей профессиональной жизни выполнять функциональные обязанности. В наши дни увеличение объемов информации, появление новых технологий, изобретения и открытия в науке, глобализация [2] обуславливают необходимость постоянного профессионального роста педагогов. Отсюда включение в систему педагогического образования таких важнейших компонентов, как повышение квалификации и переподготовка кадров [19, с. 203].
Третья предпосылка, обусловившая развитие системы педагогического образования, заключается в существенных социальных сдвигах, которые происходили на почве демократизации. Образование становилось все более доступным, массовым, право на него получали представители различных социальных страт. Как следствие, обществу требовалось больше учителей, что привело к распространению сети профессиональных учреждений.
Демократические процессы способствовали пересмотру роли церкви в развитии образования в целом и подготовке педагогов в частности. В эпоху Средневековья учителя подготавливались преимущественно в церковных школах, а мыслители-схоласты ставили под сомнение возможность человека быть учителем. Так, в трактате «Об учителе» Ф. Аквинский задался вопросом: «Может ли человек учить и быть назван учителем, или же это божественное предназначение?» [22]. Начиная с эпохи Возрождения происходит демонополизация права церкви и усиление роли государства и общества в подготовке педагогов.
Демократизация образования в Новое время привела к включению женщин в мир труда. Возросшее количество учебных заведений обусловило усиленный спрос на учителей, что привело к привлечению в педагогическую профессию женщин. Открытие, в свою очередь, женских курсов и учительских семинарий способствовало развитию системы педагогического образования.
Четвертой предпосылкой развития системы подготовки педагогов можно назвать культурные трансформации [7, с. 25], происходившие в тот или иной исторический период. В статье Ю. В. Сенько «Культурологические основания непрерывного образования и место педагога в этом процессе» автор отмечает, что «строй мышления теоретиков и практиков образования, способы достижения и оценки образовательных результатов определенным образом соотносятся с
культурным слоем эпохи, ее идейной доминантой» [21, с. 336].
Человек - носитель культуры своего времени, поэтому во всем, что он делает, о чем думает, проявляются культурные нормы и ценности. Ярким примером служит представление о подготовке учителей, сохранившееся в поэмах «Илиада» и «Одиссея». Античный поэт Гомер в VIII в. до н. э. ярко и образно определил качества «наставников-старцев». Герои Гомера (такие, например, как наставник Ахилла - Феникс) красноречивы, хорошо знакомы с деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами и письмом, физически крепки, искусные воины. Так поэт представлял качества и требования к подготовке учителей своего времени.
Вслед за утверждением идей гуманизма в эпоху Возрождения повысились требования к мастерству учителей (у итальянского педагога-гуманиста Пьетро Верджерио, например, это положение вошло в состав принципов гуманистического воспитания). По мысли Ю. В. Сенько, для конца ХХ в. характерна гуманитаризация различных сфер человеческой деятельности: «В гуманитарной парадигме профессиональное образование - это становление становящегося человека в профессиональной культуре. И процесс этот не имеет завершения» [21, с. 343].
Пятой предпосылкой, определившей развитие системы педагогического образования, было развитие педагогической мысли и науки.
Ряд исследователей усматривает корни непрерывного образования, в том числе педагогического, в период античности, когда зародилась педагогическая мысль. Так, например, Н. К. Шупшибаев вслед за А. С. Колесниковым связывает идею непрерывности образования с античной идеей «заботы человека о себе через образование», которую разрабатывали Сократ, Платон, Аристотель и другие античные философы [21, с. 108]. Автор приводит мысль Сократа о том, что «мы все ... нуждаемся в самом что ни на есть хорошем учителе», и осуждал тех, кто высмеивал взрослых, желающих «брать уроки» [21, с. 108]. Аристотель в своей системе уделял внимание «мужам, которые делают осознанный выбор, . приучаются и занимаются самосовершенствованием и самовоспитанием» [21, с. 109].
В истории отечественной педагогики четко прослеживается динамика представлений ученых о подготовке педагогов, начиная с XVIII в., когда впервые была поставлена проблема учительства.
Речь идет, например, о взглядах таких отечественных ученых, как М. В. Ломоносов, И. И. Бецкой, Ф. И. Янкович. В XIX в. их идеи развивали К. Д. Ушинский [4, с. 102], Н. И. Пирогов, Д. И. Менделеев. Идеи передовых мыслителей воплощались в ходе образовательных реформ [3, с. 68], результатом которых было совершенствование системы профессиональной подготовки педагогов и ее распространение.
Определив предпосылки развития системы подготовки педагогов, следует отметить, что поводом для складывания основ непрерывного педагогического образования стала III Международная конференция ЮНЕСКО, прошедшая в Токио в 1972 г. Именно на ней было внесено предложение принять непрерывное образование в качестве руководящей концепции для будущих нововведений во всем мире. Уже к середине 70-х гг. прошлого века стали закладываться основы непрерывного педагогического образования. Так, в августе 1975 г. на специальной международной конференции по вопросам образования в рамках 35-й сессии ЮНЕСКО отмечалось, что невозможно снабдить будущего педагога знаниями и умениями, достаточными для всей его профессиональной деятельности [5, с. 71]. Это обусловлено постоянным обновлением и развитием общих и педагогических знаний и постепенными изменениями, происходящими в образовательных системах.
Данная точка зрения подтверждается исследованиями, проведенными Г. А. Артамоновым, Н. Ю. Борисовой и др. [8], а также Н. К. Сергеевым, Н. М. Борытко, В. В. Зайцевым и др. [10]. Выделенные указанными исследователями пять стадий развития непрерывного педагогического образования укладываются в хронологические рамки второй половины ХХ в., а роль ЮНЕСКО обозначена как определяющая для «широкого распространения и официального признания академическим сообществом» термина «непрерывное образование» [8, с. 141].
Итак, зависимость уровня развития общества и государства от уровня развития подготовки педагогов обусловила взаимосвязь системы педагогического образования со всеми сферами жизнедеятельности общества. Среди факторов, определивших специфику подготовки педагогов, можно выделить политический, идеологический, экономический, социокультурный. Предпосылками развития системы педагогического образования стали усложнение задач воспитания, ускорение темпов развития общества, существенные
социальные сдвиги, культурные трансформации, развитие педагогической мысли и науки.
Библиографический список
1. Андарало, М. А. Генезис систем высшего педагогического образования в странах постсоветского пространства (Беларусь, Россия, Украина) 1990-2010 гг. [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. А. Андарало ; Белор. гос. пед. ун-т им. М. Танка. -Минск, 2011. - 24 с.
2. Галковски, А., Молоков, Д. С. Опыт международного сотрудничества в организации дополнительного профессионального образования [Текст] / А. Галковски, Д. С. Молоков // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - Т. 2. - № 3. - С. 183-185.
3. Данилова, Л. Н. Рождение реформы [Текст] / Л. Н. Данилова // Директор школы. - 2014. - № 10 (193). - С. 67-72.
4. Иванова, Е. О. К. Д. Ушинский и развитие современного педагогического образования [Текст] / Е. О. Иванова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 2 (17). - С. 101-106.
5. Костюкова, Т. А., Михайлова, О. С. Непрерывное педагогическое образование: история, концепции, векторы развития [Текст] / Т. А. Костюкова, О. С. Михайлова // Образование в Сибири. - 2005. - № 13. - С. 68-72.
6. Ломакина, Т. Ю. Развитие системы непрерывного профессионального образования [Текст] / Т. Ю. Ломакина. - М. : ИТИП РАО, 2005. - 64 с.
7. Мартазанов, Х. М. Социальный процесс в динамике культурных трансформаций [Текст] / Х. М. Мартазанов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2009. -№ 3. - С. 24-26.
8. Матросов, В. Л., Мельников, Д. А., Артамонов, Г. А., Борисова, Н. Ю. Система непрерывного педагогического образования в контексте процессов образовательной интеграции [Текст] / В. Л. Матросов, Д. А. Мельников, Г. А. Артамонов, Н. Ю. Борисова // Развитие личности. - 2012. - № 2. - С. 139-151.
9. Невдах, С. И. Становление и развитие системы высшего педагогического образования в Республике Беларусь (1921-1993 гг.) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. И. Невдах ; Белор. гос. пед. ун-т им. М. Танка. - Минск, 2002. - 22 с.
10. Непрерывное образование учителя: теория и практика [Текст] : коллективная монография. - Волгоград : Принт, 2016. - 360 с.
11. Новиков, А. М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития [Текст] / А. М. Новиков. - М. : Эгвес, 2000. - 272 с.
12. Орлов, А. Н. Организационно-педагогические основы управления подготовкой учителя [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / А. Н. Орлов ; Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. - М., 1992. - 334 с.
13. Петров, Ю. Н. Научная школа «Непрерывное инженерно-педагогическое образование» [Текст] / Ю. Н. Петров. - Н. Новгород : ВГИПУ, 2008. - 112 с.
14. Рындак, В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) [Текст] : монография / В. Г. Рындак. -М. : Педагогический вестник. - 1997. - 244 с.
15. Степанова, И. Ю., Адольф, В. А. Профессиональная подготовка учителя в условиях становления постиндустриального общества [Текст] : монография / И. Ю. Степанова, В. А. Адольф; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2009. - 520 с.
16. Стефановская, Т. А. Интегративные процессы в непрерывном педагогическом образовании [Текст] / Т. А. Стефановская // Байкальский психологический и педагогический журнал. - 2003. - № 1. - С. 45-50.
17. Толковый словарь русского языка [Текст] / под ред. Д. Н. Ушакова : в 4 т. - Т. 3. - М., 1935-40. -712 с.
18. Учитель в эпоху перемен [Текст] : коллективная монография. - СПб. : Потсдам, 1999. - 209 с.
19. Ходырев, А. М., Филиппов, Г. А., Молоков, Д. С. Вариативные модели переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования детей [Текст] / А. М. Ходырев, Г. А. Филиппов, Д. С. Молоков // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - Т. 2. - № 4. - С. 206-213.
20. Шерайзина, Р. М. Новые ценности непрерывного образования современного педагога: личностно-профессиональный выбор - социально-психолого-педагогическая поддержка - экспертное консультирование [Текст] / Р. М. Шерайзина // Непрерывное образование. - Вып. 2. - 2012. - С. 57-60.
21. Ресей жэне Казахстан жалпыга Yздiксiз бЫм беру жолында: моногр. / курастырушылар: Н. А. Лобанов, А. М. Мамырханова, Ж. О. Жилбаев, Н. А. Лобанов, В. Н. Скворцовтардыц гылыми редак-циялауымен. - СПб. - Астана, 2016. - 440 с.
22. Aquinas Th. De magistro [Электронный ресурс] / The Aquinas Translation Project of DeSales University. - Режим доступа: http://hosted.desales.edu/w4/philtheo/loughlin/ATP/De_ Magistro/De_Magistro_11_1.html, свободный. - Яз. англ. (Дата обращения: 28.02.2017).
Bibliograficheskij spisok
1. Andaralo, M. A. Genezis sistem vysshego pedagog-icheskogo obrazovanija v stranah postsovetskogo pros-transtva (Belarus', Rossija, Ukraina) 1990-2010 gg. [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01 / M. A. Andaralo ; Belor. gos. ped. un-t im. M. Tanka. -Minsk, 2011. - 24 s.
2. Galkovski, A., Molokov, D. S. Opyt mezhdunarod-nogo sotrudnichestva v organizacii dopolnitel'nogo pro-fessional'nogo obrazovanija [Tekst] / A. Galkovski, D. S. Molokov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2013. - T. 2. - № 3. - S. 183-185.
3. Danilova, L. N. Rozhdenie reformy [Tekst] / L. N. Danilova // Direktor shkoly. - 2014. - № 10 (193). - S. 67-72.
4. Ivanova, E. O. K. D. Ushinskij i razvitie sovremen-nogo pedagogicheskogo obrazovanija [Tekst] / E. O. Ivanova // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagog-ika. - 2014. - № 2 (17). - S. 101-106.
5. Kostjukova, T. A., Mihajlova, O. S. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie: istorija, koncepcii, vektory razvitija [Tekst] / T. A. Kostjukova, O. S. Mihajlova // Obrazovanie v Sibiri. - 2005. - № 13. - S. 68-72.
6. Lomakina, T. Ju. Razvitie sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija [Tekst] / T. Ju. Lomakina. - M. : ITIP RAO, 2005. - 64 s.
7. Martazanov, H. M. Social'nyj process v dinamike kul'turnyh transformacij [Tekst] / H. M. Martazanov // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnolog-icheskogo universiteta. - 2009. - № 3. - S. 24-26.
8. Matrosov, V. L., Mel'nikov, D. A., Artamonov, G. A., Borisova, N. Ju. Sistema nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija v kontekste processov obra-zovatel'noj integracii [Tekst] / V. L. Matrosov, D. A. Mel'nikov, G. A. Artamonov, N. Ju. Borisova // Razvitie lichnosti. - 2012. - № 2. - S. 139-151.
9. Nevdah, S. I. Stanovlenie i razvitie sistemy vysshego pedagogicheskogo obrazovanija v Respublike Belarus' (1921-1993 gg.) [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01 / S. I. Nevdah ; Belor. gos. ped. un-t im. M. Tanka. - Minsk, 2002. - 22 s.
10. Nepreryvnoe obrazovanie uchitelja: teorija i praktika [Tekst] : kollektivnaja monografija. - Volgograd : Print, 2016. - 360 s.
11. Novikov, A. M. Rossijskoe obrazovanie v novoj jepohe: paradoksy nasledija, vektory razvitija [Tekst] / A. M. Novikov. - M. : Jegves, 2000. - 272 s.
12. Orlov, A. N. Organizacionno-pedagogicheskie osnovy upravlenija podgotovkoj uchitelja [Tekst] : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.01 / A. N. Orlov ; Mosk. ped. gos. un-t im. V. I. Lenina. - M., 1992. - 334 s.
13. Petrov, Ju. N. Nauchnaja shkola «Nepreryvnoe inzhenerno-pedagogicheskoe obrazovanie» [Tekst] / Ju. N. Petrov. - N. Novgorod : VGIPU, 2008. - 112 s.
14. Ryndak, V. G. Nepreryvnoe obrazovanie i razvitie tvorcheskogo potenciala uchitelja (teorija vzaimodejstvi-ja) [Tekst] : monografija / V. G. Ryndak. - M. : Pedagog-icheskij vestnik. - 1997. - 244 s.
15. Stepanova, I. Ju., Adol'f, V. A. Professional'naja podgotovka uchitelja v uslovijah stanovlenija postindus-trial'nogo obshhestva [Tekst] : monografija / I. Ju. Stepanova, V. A. Adol'f; Krasnojar. gos. ped. un-t im. V. P. Astafeva. - Krasnojarsk, 2009. - 520 s.
16. Stefanovskaja, T. A. Integrativnye processy v nepreryvnom pedagogicheskom obrazovanii [Tekst] / T. A. Stefanovskaja // Bajkal'skij psihologicheskij i peda-gogicheskij zhurnal. - 2003. - № 1. - S. 45-50.
17. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Tekst] / pod red. D. N. Ushakova : v 4 t. - T. 3. - M., 1935-40. -712 s.
18. Uchitel' v jepohu peremen [Tekst] : kollektivnaja monografija. - SPb. : Potsdam, 1999. - 209 s.
19. Hodyrev, A. M., Filippov, G. A., Molokov, D. S. Variativnye modeli perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii kadrov dlja sfery dopolnitel'nogo obrazovani-ja detej [Tekst] / A. M. Hodyrev, G. A. Filippov, D. S. Molokov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2014. - T. 2. - № 4. - S. 206-213.
20. Sherajzina, R. M. Novye cennosti nepreryvnogo obrazovanija sovremennogo pedagoga: lichnostno-professional'nyj vybor - social'no-psihologo-pedagogicheskaja podderzhka - jekspertnoe konsul'tiro-vanie [Tekst] / R. M. Sherajzina // Nepreryvnoe obrazovanie. - Vyp. 2. - 2012. - S. 57-60.
21. Resej zhsne K^aza^stan zhalpyra Yzdiksiz bilim beru zholynda: monogr. / ^yrastyrushylar: N. A. Lobanov, A. M. Mamyrhanova, Zh. O. Zhilbaev, N. A. Lobanov, V. N. SkvorcovtardyH rylymi redakcijalauymen. - SPb. -Astana, 2016. - 440 s.
22. Aquinas Th. De magistro [Jelektronnyj resurs] / The Aquinas Translation Project of DeSales University. -Rezhim dostupa: http://hosted.desales.edu/w4/philtheo/loughlin/ATP/De_ Magistro/De_Magistro_11_1.html, svobodnyj. - Jaz. angl. (Data obrashhenija: 28.02.2017).
18
ff. C. MonoKOB