Научная статья на тему 'Предпосылки развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Алтайском крае'

Предпосылки развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ТОВАРНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ФОРМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО БИЗНЕСА / AGRICULTURAL CONSUMER COOPERATIVE SOCIETY / COMPETITIVENESS AND MARKETABILITY OF PRODUCTS OF SMALL FARMING BUSINESS / STATE SUPPORT OF SMALL FARMING BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриценко Галина Михайловна

Обоснованы объективные предпосылки создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов; представлены результаты социологических исследований, в которых раскрыты причины отсутствия широкого кооперативного движения в Алтайском крае; предложены меры, направленные на развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гриценко Галина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREREQUISITES FOR AGRICULTURAL CONSUMER COOPERATION DEVELOPMENT IN THE ALTAI REGION

Objective prerequisites of creation of agricultural consumer cooperative societies are substantiated, the results of sociological studies which reveal the reasons of the absence of wide cooperative movement in the Altai Region are presented, and the measures directed on the development of agricultural consumer cooperation are proposed.

Текст научной работы на тему «Предпосылки развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Алтайском крае»

2. Цхай А.А. Мониторинг и управление качеством вод речного бассейна: модели и информационные системы // Барнаул: Алтайское кн. изд-во, 1995. — 174 с.

3. Цхай А.А., Рыков Д.А., Сибиряков А.В., Шайдуров А.А. Информационная система мониторинга деятельности сельхозпроизводителей для повышения эффективности регионального управления // Вычислительные технологии — 2011. — Т. 16. — № 6. — С. 85-92.

4. Цхай А.А., Рыков Д.А., Сибиряков А.В., Шайдуров А.А. Информационно-моделирующая система мониторинга деятельности сельхозпроизводителей региона // Известия АлтГУ. — 2011. — № 1/2. — С. 129-133.

5. Цхай А.А., Рыков Д. А. Динамическая геоинформационная система «Территория» с распределенным вводом данных // Вестник алтайской науки. — 2008. — № 2. — С. 18-23.

6. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. — 4-е изд., доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 2001.

— 416 с.

7. Цхай А.А., Сибиряков А.В., Рыков Д.А. Моделирование развития сельхозпредприятий // Вестник ААЭП. — 2011. — № 4 (22) — С. 68-73.

+ + +

УДК 334:63:321.01(571.15)

Г.М. Гриценко

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

Ключевые слова: сельскохозяйственный потребительский кооператив, конкурентоспособность и товарность продукции субъектов малых форм организации сельскохозяйственного производства, государственная поддержка малых форм сельскохозяйственного бизнеса.

Введение

Меняющаяся макроэкономическая среда

— интеграция агропродовольственных рынков, приводящая к снижению конкурентоспособности продукции отечественных сельхозтоваропроизводителей, продовольственной безопасности страны и постепенной ликвидации сельского образа жизни, требует поддержания эффективности экономической деятельности сельского населения и прежде всего домашних и крестьянских (фермерских) хозяйств, связанной с повышением качества продукции, снижением её себестоимости, обеспечением её сбыта, а процесса производства — с необходимыми материально-техническими ресурсами и услугами, за счет их кооперации между собой и с предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности. Цель работы — выявить предпосылки, определяющие необходимость развития сельскохозяйственной потребительской кооперации,

которая является неотъемлемой частью единой кооперационной системы современной России (рис.).

Главное её предназначение — обеспечение необходимыми материально-техническими ресурсами и услугами малого сельскохозяйственного предпринимательства, продолжающего производить большую часть продукции в большинстве отраслей сельского хозяйства (табл. 1).

В условиях членства России в ВТО эта продукция все больше теряет свою конкурентоспособность в силу:

низкого уровня технической оснащенности производства;

отсутствия инфраструктуры сбыта произведенной продукции и, как следствие, снижения её качества и закупочных цен; дефицита ряда ресурсов и услуг; реализации продукции в непереработан-ном виде;

разрозненности владельцев домашних и крестьянских (фермерских) хозяйств;

жесткого государственного администрирования по отношению к малому бизнесу на селе.

Несмотря на существующие проблемы, рост их товарности продолжается уже в силу того, что на селе с низким платежеспособным спросом его населения сельскохозяйственное производство — единственный окупаемый вид деятельности (табл. 2).

Виды кооперации в аграрной экономике

По цели деятельности: коммерческая организация

Производственная кооперация

Сельскохозяйственный производственный кооператив

По цели деятельности: некоммерческая организация

Потребительская кооперация

Торгово-

закупочные

кооперативы

системы

«Центросоюз»

Участники — физические и юридические лица

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы

Снабженческо-сбытовые

Перерабатывающие

Обслуживающие

Кредитные

Рис. 1. Виды кооперации в аграрном секторе экономики

Таблица 1

Структура производства молока по категориям хозяйств в 2008-2012 гг., % [1]

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Производство молока, всего, тыс. т 100 100 100 100 100

в т.ч. сельхозпредприятия 43,2 42,8 42,5 43,1 42,2

население 54,1 54,4 54,4 54,7 55,4

КФХ и ИП 2,7 2,8 3,1 2,2 2,4

Таблица 2

Закуп продукции в личных подсобных хозяйствах [1]

Показа- тели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

тыс. т млн руб. тыс. т млн руб. тыс. т млн руб. тыс. т млн руб. тыс. т млн руб. тыс. т млн руб.

Молоко 154,9 851,2 160,1 984,4 192,9 1334,9 209,1 1612,4 193,8 1344,2 201,5 2171,8

Мясо 93,5 3741,4 98,5 4081,8 100,1 4184,9 107,3 5054,6 102,2 4706,6 102,3 6536,4

Сумма 4680 5066,2 5519,8 6667 6050,8 8708,2

Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации обусловлено необходимостью повышения конкурентоспособности отечественной продукции в условиях членства в ВТО. Алтайский край — одна из наиболее значимых аграрных территорий страны: размер площади пашни — 16 млн га, доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте — 18%, доля в производстве наиболее востребованных продуктов питания, формирующих продовольственную корзину граждан, — 23%, доля сельского населения в общей численности населения региона — 46,3%, производство валовой продукции сельского хозяйства на душу населения — 17% (по России — около 4%). В крае размещено 447600 домашних (личных подсобных) хозяйств, в большинстве своем являющихся товарными, 4802 крестьянских (фермерских), 67% которых имеют земельные участки размером от 100 до 500 га и 48,1 тыс. гол. крупного рогатого скота, в т.ч. 19,9 тыс. коров (5,6% от поголовья,

имеющегося в Алтайском крае), и 4012 малых предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Все это в совокупности представляет собой малый сельский бизнес, который является основой любого кооперативного движения.

Понимая роль и перспективы развития данного сектора экономики, государство создает ему условия в виде ведомственной целевой программы «Развитие молочного и мясного скотоводства», краевой программы «Строительство и реконструкция 100 молочных и 100 мясных ферм», ВЦП «Развитие пчеловодства», ВЦП «Развитие сельского туризма», грантов губернатора Алтайского края на строительство и реконструкцию семейных ферм.

За весь период реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. в Алтайском крае в малые формы сельскохозяйственного биз-

неса направлено 8708 льготных субсидируемых кредитов на сумму 1 млрд 861 млн руб., из них фермерским хозяйствам — 568 кредитов на сумму

938,4 млн руб., домашним — 8136 кредитов на сумму 907,7 млн руб., сельскохозяйственным потребительским кооперативам — 4 кредита на сумму 15,6 млн руб.

Это позволило обеспечить техническое оснащение производства сельскохозяйственного бизнеса и сохранить темпы роста производства продукции в нем.

В рамках ведомственной целевой программы «Создание и развитие многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации» с 2009 по 2012 гг. государственную поддержку получили 6 снабженческо-сбытовых и 7 кредитных кооперативов Краснощековского, Курь-инского, Шипуновского, Тальменского районов, привлекшие кредитов на общую сумму 5,8 млн руб. На эти средства приобретены транспорт и оборудование для сбора и охлаждения молока и повысить объемы его закупа в домашних хозяйствах — членах кооператива до 2 тыс. т и более, а среднюю цена закупа — до 11 руб. за 1 л при средней в летний период у индивидуальных предпринимателей края по 5-7 руб.

В 2013 г. администрацией Алтайского края предусмотрено проведение гранта в рамках ведомственной целевой программы «Развитие в Алтайском крае семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» на приобретение техники и оборудования для сбора и минипереработки продукции.

На 01.01.2013 г. сельскохозяйственная потребительская кооперация в крае насчитывала 72 кооператива, из них 42 — кредитных, 16 — снабженческо-сбытовых, 5 — перерабатывающих, 9 — иных видов деятельности с паевым фондом в 7310,5 тыс. руб. (табл. 3).

Среди трех основных направлений развития сельскохозяйственной потребительской кооперации — кредитные, снабженческо-сбытовые и перерабатывающие — наибольшее значение имеют снабженческо-

сбытовые и перерабатывающие, т.к. их задача — формировать малозатратную материально-техническую базу и обеспечивать первичную подработку и фасовку, логистику и продвижение на рынок произведенной продукции, формировать конкурентные по объёму и качеству товарные партии продукции, влиять на ценообразование и формирование конъюнктуры рынка товара и цены, организовывать надлежащее ветеринарное обслуживание и искусственное осеменение, т.е. повышать конкурентоспособность малых форм сельскохозяйственного бизнеса.

Как показывает практика, наиболее действенными являются сельскохозяйственные потребительские кооперативы, членами которых являются крупные сельхозтоваропроизводители или перерабатывающие предприятия. Исследования, проведенные нами в 2010-2012 гг. в Краснощековском, Косихин-ском, Волчихинском, Славгородском, Павловском и Рубцовском районах Алтайского края, показали, что к основным причинам, сдерживающим вступление владельцев крестьянских (фермерских) и домашних хозяйств в кооперативы, относятся экономическая безграмотность населения и отсутствие квалифицированных кадров руководителей (табл. 4).

Экспертный опрос руководителей перерабатывающих предприятий, работников администраций тех же районов и управления пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края показал, что сотрудничество перерабатывающих предприятий с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и их создание ведут к:

- повышению затрат их собственного производства (60%);

- дополнительной нагрузке на бухгалтерскую службу (64%);

- утрате маржи от разницы в закупочных ценах при наличии фирм-однодневок, которую придется возвращать поставщикам сырья (12%);

- необходимости раскрывать собственную бухгалтерскую отчетность (8%). То есть кооперация им невыгодна.

Таблица 3

Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Алтайском крае

на 1 декабря 2012 г. [1]

Год Кол-во СПоК по данным Алтайкрайстата Из них фактически работающих Удельный вес работающих Плановый показатель удельного веса работающих кооперативов по Соглашению ГУСХ Алтайского края и МСХ

2008 15 11 73,3 70

2009 55 26 47,3 78

2010 60 26 43,3 81

2011 63 21 33,3 86

2012 63 26 41,3 89

Таблица 4

Результаты социологического опроса владельцев крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств (180 чел.)

Варианты ответа на вопрос: «Что, на ваш взгляд, мешает созданию в вашем селе сельскохозяйственного потребительского кооператива по сбыту сельхозпродукции?» Число ответов Доля от общего числа ответов, %

Опасение, что тот, кто возглавит кооператив, обманет и оставит их ни с чем 126 70

Страх перед незащищенностью кооператива в условиях самостоятельной работы на рынке 36 20

Отсутствие кадров, способных эффективно организовать деятельность кооператива 114 63

Но в ближайшей перспективе все же потребуется ускоренное развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации, т.к. она позволяет:

сельхозтоваропроизводителям:

- обеспечить себя кормами и другими материально-техническими ресурсами и услугами, участвуя в ценообразовании на них;

- получить доступ к дополнительным кредитным ресурсам на техническое перевооружение и технологии;

- снизить затраты на реализацию продукции;

- оставить в своих руках добавленную стоимость за счет реализации переработанной и упакованной продукции;

- повысить конкурентоспособность их продукции;

- обеспечить участникам статус официально работающих лиц;

перерабатывающим предприятиям:

- расширить свою сырьевую базу;

- регулировать качество получаемого сельскохозяйственного сырья;

- снизить затраты на его закуп;

муниципальным органам управления:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повысить уровень доходов населения и, как следствие, налогооблагаемую базу;

региональным органам управления:

- увеличить объем производства конкурентоспособной продукции;

- частично решить проблемы с её сбытом на отдаленных территориях;

- частично решить социальные проблемы на селе.

Поэтому для активизации процессов создания снабженческо-сбытовых и перерабатывающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Алтайском крае, на наш взгляд, необходимо:

- вести широкую пропаганду преимуществ кооперативов для домашних хозяйств и малого бизнеса;

- с избранным председателем и/или исполнительным директором заключать договор не только со стороны самого кооператива, но и администрации территории;

- для обеспечения экономической устойчивости создавать кооперативы при участии перерабатывающих и иных предприятий, стимулируя их соответствующими государственными преференциями в зависимости от степени их участия;

- организовать подготовку председателей и исполнительных директоров кооперативов с приглашением профессиональных преподавателей, имеющих практический навык работы.

Заключение

Объективной предпосылкой дальнейшего развития сельскохозяйственной потребительской кооперации является членство России в ВТО и резкое снижение конкурентоспособности продукции малого сектора сельскохозяйственной экономики, связанное с низким уровнем технической оснащенности производства, отсутствием инфраструктуры сбыта произведенной продукции, дефицита ряда ресурсов и услуг, реализации продукции в непереработанном виде, разрозненности владельцев домашних и крестьянских (фермерских) хозяйств и жесткого государственного администрирования по отношению к малому бизнесу на селе. Государство создает малому бизнесу условия для развития в виде ведомственных целевых программ. Однако кооперативное движение должной организационной поддержки не получило. В практике все большее значение приобретают услуги снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов, но средний и крупный бизнес не заинтересован в таком сотрудничестве, т.к. это влечет за собой рост затрат их собственного производства, дополнительную нагрузку на бухгалтерскую службу, утрату маржи от разницы в закупочных ценах, которую придется возвращать поставщикам сырья, и необходимость раскрывать собственную бухгалтерскую отчетность. Решение этих проблем требует консолидации усилий районных и региональных органов управления по пропаганде и поддержке кооперативного движения, поиска стимулов для среднего бизнес,

а также в работе с мелкими поставщиками сельхозсырья и подготовке специалистов.

Библиографический список

1. Статистические данные Главного управления сельского хозяйства Алтайского края.

2. Крылов В., Парфирьев П., Черников А. Кооперация — основа стабильного

развития сельских территорий // АПК: экономика, управление. — 2012. — № 11. — С. 73-78.

3. Лещева М.Г., Юлдашбаев Ю.А. Концентрация товарного производства в региональном АПК // Аграрная наука. — 2012. — № 1. — С. 10-13.

+ + +

УДК 334.7.021 О.В. Борисова

ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИИ И РАЗВИТИЕ ЕГО РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ

Ключевые слова: потребительская кооперация, российский союз потребительских обществ, экономическое развитие, сельские территории.

Введение

Успешное развитие регионов Российской Федерации во многом зависит от того, настолько полно используется экономический потенциал сельских территорий, как развивается предпринимательская деятельность граждан, проживающих там. Для предпринимателей, работающих на отдалённых сельских территориях, особое значение приобретает обеспечение средствами производства, а также организация сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Решения этих вопросов достаточно часто берёт на себя потребительская кооперация.

Целью исследования является научное обоснование значимости развития потребительской кооперации в Российской Федерации. По мнению автора, совершенствование развития экономики сельских территорий должно базироваться на создании единой кооперации, а не раздробленной, как в настоящее время. Это позволит активно использовать экономический потенциал территории, что обуславливает актуальность избранной темы.

Объектом исследования является система методов организации кооперативного движения на сельских территориях, предметом исследования — новые формы экономических отношений и система хозяйственных взаимосвязей, складывающаяся в процессе развития потребительской кооперации.

В качестве объекта наблюдения взяты Центросоюз России и его региональные отделения, расположенные в субъектах Российской Федерации.

Основные итоги исследования

Система потребительской кооперации Российской Федерации представляет собой обособленную часть народного хозяйства страны, обладающей характером общественно-хозяйственной системы, для которой характерны многоотраслевая структура деятельности и социальная направленность. Потребительская кооперация изначально развивается как социально-ориентированная система, которая призвана укрепить и стабилизировать социальную обстановку в сельской и городской местности путем осуществления своей хозяйственной деятельности [1].

Потребительская кооперация в Российской Федерации имеет достаточно яркую и продолжительную историю, насчитывающую около 180 лет, однако её созданию предшествовали различные формы объединения, взаимодействия и взаимопомощи людей: крестьянские общины, различные бытовые артели, складчина и другие. Упоминания о них есть в литературе, начиная с XI в.

Русская община, называемая миром, объединяла в каждом селе местных крестьян, ведущих частное, индивидуальное хозяйство, управлялась общим собранием, сходом крестьян, любое решение на нём принималось единогласно, ни один член общины не мог быть исключён из него. Следы артельных начал на Руси ведут в глубокую древность, к Х1-Х11 векам. Артели создавались на устном или письменном договоре и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.