СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
УДК 334.735
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
И. В. ПАЛАТКИН, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной экономики Е-mail: ivpalatkin@bk. ru А. С. САЛМИНА, ассистент кафедры экономики и менеджмента Е-mail: anna. salmina. 88@mail. ru Р. И. ТЕРЮШКОВ, соискатель кафедры прикладной экономики Е-mail: rit2008@post. ru Пензенская государственная технологическая академия
В статье проведен анализ работы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Пензенской области, показаны проблемы их становления и развития, трудности в создании соответствующей инфраструктуры. Даны предложения по дальнейшему эффективному развитию кооперативной системы, объединению разрозненных кооперативов области в единую вертикально интегрированную многоуровневую систему сельскохозяйственной потребительской кооперации, включающую кооперативы второго и последующих уровней.
Ключевые слова: сельскохозяйственный потребительский кооператив, государственная программа, инфраструктура сопровождения кооперативов, кредитная поддержка, субсидии, гранты, многоуровневая система сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Практика реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы» показала, что малый и средний бизнес особенно остро нуждаются в создании инфраструктуры поддержки в форме сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Особенно актуальным становится развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации как некоммерческого направления деятельности в связи с вступлением России в ВТО, ведь она не подпадает под ограничения этой организации и становится для нее неуязвимой, что также необходимо иметь в виду.
Динамика роста численности личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области в 2001—2001 гг., тыс. ед.
Тип хозяйства 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
К (Ф) Х 1 915 1 844 1 731 1 561 1 577 2 232 2 402 2 774 2 342 2 703 3 231
ЛПХ 236 235 236 234 238 239 239 237 239 237 238
С начала реализации государственных программ при непосредственном участии правительства Пензенской области и регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» проходит процесс организации сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) на территории области. Также с участием правительства области и управления Федеральной государственной службы занятости населения по Пензенской области была реализована антикризисная программа, направленная на снижение напряженности на рынке труда региона, которая, в свою очередь, дала дополнительный импульс в направлении создания кооперативов. В результате реализации долгосрочных целевых программ в Пензенской области происходит резкое увеличение численности кооперативов: с 62 в 2007 г. до 1,5 тыс. ед. в 2011 г. [1].
Основу сельскохозяйственных потребительских кооперативов формируют крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства. Численность крестьянских (фермерских) хозяйств в период 2001— 2011 гг. увеличилась более чем 1,6 раза и составила 3 231 ед. (см. таблицу). В наибольшей степени происходит увеличение числа фермерских хозяйств, количество личных подсобных хозяйств изменяется незначительно и держится на уровне 338 тыс. ед. По состоянию на 01.01.2011 в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах Пензенской области содержалось 178,5 тыс. голов крупного рогатого скота (60 % всего поголовья области), 198,4 тыс. голов свиней (64 %) и 116 тыс. голов овец и коз (91 %).
По основным видам производимой продукции доля хозяйств населения варьирует от 0,2 до 92,4 %. С начала 1990-х гг. отмечено перераспределение производства картофеля и овощей, которые являются основой рациона питания сельских жителей, в личный сектор. Преимущественно возделывание этих трудоемких видов продукции растениеводства осуществляется с использованием ручного труда, тогда как крупномасштабное производство зерна, сахарной свеклы, семян подсолнечника невозможно без применения средств механизации.
В хозяйствах населения в 2011г. было произведено картофеля 92 %, овощей — 92 %, мо-
лока — 62 %, тогда как зерна — 1,1 %, сахарной свеклы — 0,8 %, семян подсолнечника — 0,2 % от общего объема производства в регионе. Производство мяса (в убойном весе) в личных подсобных хозяйствах в абсолютном выражении существенно не изменилось, однако отмечается существенное снижение их доли в общей структуре с 54 % в 2005 г. до 37 % в 2011 г., что обусловлено значительным ростом объемов производства мяса птицы в сельскохозяйственных организациях за тот же период.
Следует отметить, что материально-техническая база фермерских хозяйств в области развита слабо: моторесурс эксплуатируемой техники полностью исчерпан, отсутствует собственная база по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, что, несомненно, ставит вопрос кооперирования для крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.
Вместе с тем для многих сельских жителей доходы от домашних хозяйств стали основными. Не имея собственной рыночной инфраструктуры, главы фермерских и подсобных хозяйств вынуждены обращаться к услугам посредников для сбыта произведенных в своих хозяйствах продукции, приобретения средств труда, получения услуг. В результате существенная доля прибавочного продукта достается посредникам. Реальный путь, который позволит существенно сократить отток полученного от результатов труда дохода — это кооперирование сельскохозяйственных товаропроизводителей, фермерских и личных подсобных хозяйств. В данном случае целесообразно объединение малых форм хозяйствования в рамках сельскохозяйственных потребительских кооперативов с собственными средствами и денежными средствами государственной поддержки. Важно также учитывать тот факт, что в настоящее время потребительская кооперация выполняет не только производственные функции, но и является практически единственным средством решения проблемы трудоустройства сельского населения [2].
Во всех районах Пензенской области на начало 2011 г. зарегистрировано более 1,5 тыс. сельскохозяйственных потребительских кооперативов, объединяющих более 187 сельхозпредприятий и более
2 (33)
8 000 крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. Общий размер паевых фондов в них составляет более 246 млн руб. Объем заготовленной, переработанной и сбытой сельскохозяйственной продукции кооперативами в 2011 г. составил более 200 млн руб., или в 3,2 раза больше, чем в 2007 г. Однако средний объем реализации в большинстве потребительских кооперативов составляет пока не более 150 тыс. руб. Кооперативы делают попытки вести работу по закупке излишков сельхозпродукции у сельского населения, ее переработке, обеспечению поставок в организации бюджетной сферы и крупные перерабатывающие предприятия, на рынки и в торговую сеть.
Учитывая важность развития перспективного направления и проблемы слабой динамики развития кооперативов, по инициативе министерства сельского хозяйства Пензенской области авторами был проведен анализ деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Его целью являлась оценка фактического состояния их деятельности и перспектив развития. В обследовании участвовали 125 кооперативов из 27 муниципальных районов Пензенской области. Среди участников можно выделить 106 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, 65 % из которых работают c 2009 г., остальные зарегистрированы в 2010 и 2011 гг. С использованием субсидий Федеральной государственной службы занятости населения, а также по инициативе администрации (сельской, районной, областной) открылись 70 % из всех опрашиваемых кооперативов.
Эффективность деятельности кооперативов во многом зависит от материально-технической базы: размера паевого фонда, наличия техники и транспорта в кооперативе, наличия в собственности производственных зданий и сооружений и т. д. Исследования показали, что средний паевой фонд в снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и обслуживающих кооперативах весьма невелик и составляет в среднем 370 тыс. руб. Опрос выявил также довольно слабую материально-техническую базу кооперативов, которая представлена в основном техникой и преимущественно тракторами (23 % опрошенных). Однако лишь 45 % техники находится в собственности кооперативов.
3(11)
1(56)
Рис. 1. Наличие в кооперативах основных средств, в% к числу опрошенных:
1 — есть помещения для содержания сельскохозяйственных животных;
2 — имеются склады для хранения животных; 3 — есть помещения для хранения сельскохозяйственной техники
Наличие основных средств в кооперативах показано на рис. 1.
Таким образом, у 56 % опрошенных есть помещения для содержания сельскохозяйственных животных, у 33 % имеются склады для хранения продукции и только у 11 % опрошенных кооперативов есть помещения для хранения сельскохозяйственной техники.
Кроме того, развитие перерабатывающих кооперативов сдерживает фактор отсутствия мощностей по переработке. Исследования показали, что только 36 % респондентов имеют необходимое оборудование для переработки продукции.
Немаловажным является размер выручки в потребительских кооперативах, который варьируется от 20 до 350 тыс. руб.: 73 % кооперативов имеют выручку от 20 до 100 тыс. руб., а 27 % — от 100 до 350 тыс. руб.
В связи с незначительным размером выручки в 22 % кооперативов привлекали кредит в ОАО «Рос-сельхозбанк» на приобретение основных и оборотных средств. Часть кооперативов, не привлекавших кредит, нуждалась в финансовых ресурсах, но не смогла найти залоговое обеспечение. Помимо этого все кооперативы, получившие целевой кредит, воспользовались субсидированием процентной ставки.
Анализ государственной поддержки, направленной на развитие кооперативов, показывает, что наибольшие ресурсы государственной помощи выделялись по антикризисной программе создания рабочих мест и самозанятости. Из числа опрошенных кооперативов 98 % привлекали эту субсидию (58,8 тыс. руб.) на приобретение основных средств. Кроме того, только 40 % опрошенных стали победителями конкурса на получение гранта управления предпринимательства области в размере 300 тыс.
3(15)
руб. И только 8% стали победителями конкурса, проводимого министерством сельского хозяйства Пензенской области по субсидированию 25 % затрат по бизнес-проекту, что крайне недостаточно.
Наряду с этим в кооперативах существуют проблемы в плане консультаций по выбору системы налогообложения и ведению бухгалтерской отчетности. Для решения этих вопросов кооперативы вынуждены постоянно обращаться за консультациями к специалистам в муниципальных районах и в областном центре. Формирование четкой и оптимальной финансовой отчетности и ее анализ может помочь кооперативам в принятии правильных решений в области планирования и контроля хозяйственной деятельности. Из числа опрошенных с проблемой подготовки составления и сдачи отчетности в бюджетные и внебюджетные фонды столкнулись 41 % опрошенных. Отрицают существование таких проблем 58 %, уклонились от ответа — 1 %. Составлением отчетности, согласно опросу, занимаются в основном собственники — 50 %, а также квалифицированные специалисты: бухгалтеры — 24 %, третьи лица — 23 %. При подготовке отчетности специалистами проблем с ее сдачей практически не возникнет. Следует отметить, что большинство представителей кооперативов признает свое незнание законодательных актов, из-за чего чаще всего и возникают проблемы при проверке их организаций контрольно-надзорными органами.
Анализируя вопрос государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации, следует отметить, что государство заинтересовано в развитии малого предпринимательства. В Пензенской области развивается инфраструктура государственной поддержки потребительских кооперативов, поэтому изучение специфики их взаимоотношений с информационно-консультационными организациями является одной из задач данного исследования.
Около трети опрошенных кооперативов (36 %) имеют представление об организациях инфраструктуры сопровождения кооперативов области. Они слышали об агентствах поддержки малого предпринимательства, центрах развития сельскохозяйственной кооперации, районных консультационных кооперативах, районных управлениях сельского хозяйства. Столько же (около одной трети опрошенных)
5(2) 6(9)
1(36)
2(35)
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Информированы ли Вы о деятельности организаций, которые занимаются поддержкой малого бизнеса?», в % к числу опрошенных:
1 — да, я полностью информирован о них; 2 — в целом имею представление об их деятельности; 3 — недостаточно информирован о них и их деятельности; 4 — не имею представления, чем занимаются подобные организации, знаком только с их названиями; 5 — ничего не знаю о существовании подобных организаций; 6 — затрудняюсь с ответом
хорошо знакомы с данной инфраструктурой и только 5 % опрошенных субъектов малого предпринимательства ничего не знают об их деятельности (рис. 2).
При этом 60 % респондентов хотя бы однажды обращались в ИКС, из них регулярно — 14 % опрошенных, 22 % — не обращались в подобные организации. 41 % опрошенных взаимодействовали с агентством поддержки малого предпринимательства или Центром развития сельскохозяйственной кооперации, 21 %—с центром занятости населения, однако 34 % опрошенных не взаимодействовали ни с какими организациями.
Кроме того, респондентам предлагалось оценить, какое влияние на развитие кооперативов оказывает реализация государственной поддержки в регионе. Из всех опрошенных 72 % ответили, что существенное, 12 % — несущественное, 5 % — не оказывает никакого влияния, 11 % — не смогли сформулировать свое мнение. Большинство опрошенных (62 %) смогли при помощи организаций поддержки малого предпринимательства разработать бизнес-план, 31 % — получили квалифицированные консультации по различным вопросам, 20 % — получили финансовую помощь и помощь в продвижении продукции на рынок, 14 % — смогли наладить контакты с руководителями других предприятий, 12 % — прошли обучение. Следует отметить, что 20 % опрошенных респондентов не получили никакой помощи от организаций поддержки малого предпринимательства (рис. 3).
Под влиянием государственной поддержки 68 % кооперативов видят свою перспективу в дальней-
Нллакой
Грсеедение $«нз*созого анализа, какя$№« путей угеяиенхя дооедши Поучение 8 аренду госудгрст&нны« и муниц^вдя помещений кз льготам услозизх Получа-ие информации пэ взаимодействию с государственны«« органами Доступ к инфоруац/й-мыи база« данных Содействие 5 поисках источк«ов финансирования Обучен«
КОИТЗКТЬ! С рукОИДСТКМ организации
Получение чхдитз на луотаьи устели Продзю^ение проду>цш и возмоиюсти учзспм з актаьах л ярмарках Квалифтадоова»«* консультации .то рзздмвд вопрос рйрабвшбизнес-пдана
30,8
62,0
10
20
30
40
50
60
70
Примечание: общая сумма опрошенных лиц превышает 100 % в связи с тем, что одному человеку можно было выбрать несколько вариантов ответа.
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Какую помощь Вы получили от организаций поддержки малого предпринимательства?», в % к числу опрошенных
шем развитии, 7 % субъектов — считают нецелесообразным продолжение работы и приняли решение о ликвидации, 20 % — не смогли дать ответа, и только 5 % — видят свое эффективное развитие за счет объединения с другими субъектами. Большой процент затруднившихся ответить свидетельствует о существующей неопределенности ситуации, в которой функционирует бизнес.
Таким образом, после проведения изучения состояния потребительской кооперации в Пензенской области можно сделать ряд выводов.
Формирование потребительской кооперации в Пензенской области связано с началом реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006 г. Вместе с тем, в области на протяжении трех последних лет действовала антикризисная программа «Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области», благодаря которой наблюдался бурный рост числа потребительских кооперативов. Следует отметить, что 65 % опрошенных кооперативов зарегистрированы в 2009 г. Кооперативы малочисленны — среднее количество работающих в кооперативе — 5 чел., материально-техническая база представлена преимущественно техникой (тракторы), но в собственности имеют эту технику
лишь 45 % кооперативов, только у 33 % имеются производственные помещения. Кооперативы имеют небольшой объем выручки. Средний паевой фонд СПоК составляет всего 370 тыс. руб.
Наряду с этим, результаты проведенного исследования также свидетельствуют о том, что сельчане высоко оценили кооперативы как альтернативу работы по найму. В то же время необходима активизация работы по сопровождению деятельности кооперативов.
Анализ кредитной поддержки кооперативов показывает, что с 2006 г. кооперативы получили 130 кредитов на 260 млн руб., или 10 % от общего количества. Это хороший показатель, свидетельствующий об ее эффективности.
Практика создания и сопровождения кооперативов позволяет выделить их основные проблемы (рис. 4). На основе проведенного исследования сформулированы предложения для устранения выявленных проблем.
Прежде всего необходимо повысить степень проработки создания кооператива на стадии организации: подбор участников, направление работы кооператива, информирование, обучение, бизнес-план, государственная поддержка. Реализация данного предложения возможна на основе взаимодействия Федеральной государственной службы занятости
/-N
На стадии создания:
- недостаточная информированность потенциальных членов кооператива о сущности кооператива, возможностях его развития, условиях работы кооператива;
- некачественная подготовка учредительных документов, игнорирование организации учета в кооперативе и требований законодательства об обязательном участии в ревизи-
. онном союзе
Рис. 4. Основные проблемы организации и развития СПоК
населения, управления сельского хозяйства области, структур сопровождения кооперативов. Далее, необходимо организовать взаимодействие кооператива со структурами сопровождения кооперативов и органами государственной поддержки. Реализовать систему обеспечения учредительными документами и контроля правильной регистрации кооперативов. Также на стадии организации кооператива необходимо оказать организационную помощь в постановке бухгалтерского учета (ведение учета собственными силами или на основе бухгалтерского аутсорсинга), обеспечить вступление кооператива в один из ревизионных союзов.
В качестве рекомендаций в рамках информационно-консультационного обслуживания кооперативов необходимо выработать предложения и механизмы устойчивого развития кооперативов. На стадии
организации кооператива указать на целевой характер субсидий в соответствии с бизнес-планом. Для повышения устойчивости работы и сохранения целевого характера государственной поддержки нормативно (на общем собрании) внести средства господдержки в неделимый фонд. При возникновении проблем с членами кооператива, не желающими участвовать в его хозяйственной деятельности, перевести их в ассоциированные члены. Возможно участие в кооперативах в качестве ассоциированного участника сбытовых организаций, а также необходимо участие кооперативов в муниципальных заказах и в строительстве кооперативных рынков.
На стадии становления кооператива необходимо оказать организационную помощь в участии в государственных программах поддержки кооперативов. Для этого из перечня программ выбрать наиболее приемлемые направления, сформировать необходимый пакет документов, организовать подготовку бизнес-плана. В соответствии с требованиями банка провести работу по кредитной поддержке кооператива.
Необходимо также развивать систему сопровождения кооперативов. Для этого целесообразно организовать постоянный мониторинг кооперативов и создать по результатам мониторинга базу данных. Развивать систему сопровождения в виде регионального и районных (зональных) консультационных центров, организуемых при поддержке государственных органов и частично финансируемых из бюджета. Формы господдержки могут быть в виде заключения договоров на льготную аренду помещений в бизнес-инкубаторах, субсидирования учебных семинаров, издания учебно-методической литературы и т. д. В связи с низкой доходностью
На стадии государственной поддержки:
- неполный пакет документов на получение государственной поддержки, несоответствие цели заявки условиям предоставления государственной поддержки;
- отсутствие правоустанавливающих документов на землю и имущество кооператива;
- наличие задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами;
- неточное отражение участия кооператива собственными средствами в предлагаемом проекте, неэффективное и нецелевое использование выделенных субсидий;
- длительный срок получения государственной поддержки, в результате чего происходит разрыв договоров купли-продажи с поставщиками основных соедств, приобретаемых за счет гоантов
Проблемы инфраструктуры сопровождения кооперативов:
- отсутствие единой политики и методологии построения инфраструктуры сопровождения кооперативов и малых форм хозяйствования, неполный охват всех территорий и кооперативов;
- отсутствие достаточного финансирования из-за низкой доходности кооперативов, слабая квалификация кадров;
- низкий уровень технических и технологических консультаций, недостаток методического и информационного обеспечения
кооперативов необходимо обеспечить субсидирование осуществляемых ими затрат на ревизионные проверки.
Для конструктивного решения вопросов становления и развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Пензенской области предлагается провести объединение разрозненных кооперативов области в единую вертикально интегрированную систему посредством создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов второго и последующих уровней. В состав учредителей кооператива второго уровня целесообразно включать сельскохозяйственные потребительские кооперативы первого уровня — снабженческо-сбытовые и перерабатывающие потребительские кооперативы. В качестве ассоциированных членов в него могут входить муниципальные агентства по поддержке предпринимательства, предприятия областного союза потребительских обществ, другие заинтересованные организации. Работа кооператива второго уровня может осуществляться на принципах товарной биржи с заключением договоров на перспективу, предоставлением возможности участия в государственных закупках, тесном взаимодействии с торговыми сетями и созданием электронной торговой площадки.
Таким образом, сельскохозяйственная потребительская кооперация Пензенской области находится в стадии становления, характерными признаками которой являются малочисленность членской базы, слабая материально-техническая база, незначительный объем выручки и доходности кооперативов. Вместе с тем присутствует высокая мотивация для дальнейшего развития кооперативов на основе ак-
тивной государственной и банковской поддержки, объединения с другими организациями, решения проблем эффективного их сопровождения. Капитализация кооперативов осуществлялась в момент их создания в основном за счет предоставления субсидий областного центра занятости населения (58,8 тыс. руб. на каждого пайщика), грантов управления развития предпринимательства (по 300 и 500 тыс. руб.) и субсидии областной администрации (25 % субсидии к бизнес-проекту), субсидируемых кредитов ОАО «Россельхозбанк». Вместе с тем существует ряд проблем создания и функционирования кооперативов. Необходимо уделить больше внимания слабым местам кооперации, помочь кооперативам грамотно и продуманно организовываться и эффективно работать [3].
Список литературы
1. Палаткин И. В. Актуальные проблемы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации Пензенской области / Сборник материалов международной научно-практической конференции. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010.
2. Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации на региональном уровне: монография / под общей ред. Палаткина И. В., Кудрявцева А. А. Пенза, 2011.
3. Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации как региональный антикризисный проект сокращения безработицы и поддержки малого предпринимательства сельских территорий: монография / под общей ред. Палаткина И. В. Пенза, 2009.