Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ'

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ЗАЧИСЛЕНИЕ / АБИТУРИЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболь Е.А., Потоцкая Л.А., Пичугова А.Н., Морозов А.М.

Мотивация студентов-медиков является ключевым аспектом в достижении своей цели “стать высококвалифицированным врачом”. На этом вопросе акцентируют свое внимание ВУЗы при обучении будущих специалистов. Важно понимать цели, действия и средства, которые используют абитуриенты при поступлении в ВУЗ. В работе был проведен анализ данных анонимного опроса обучающихся и выпускников ТГМУ на тему профессиональной мотивации при поступлении в медицинский университет. Более 50% удовлетворены своим выбором и не думают о смене деятельности. Однако есть процент сомневающихся в своем решении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соболь Е.А., Потоцкая Л.А., Пичугова А.Н., Морозов А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREREQUISITES OF PROFESSIONAL MOTIVATION FOR ADMISSION TO MEDICAL UNIVERSITY

Motivation of medical students is a key aspect in achieving their goal of "becoming a highly qualified doctor." This issue is emphasized by universities in the training of future specialists. It is important to understand the goals, actions and means that applicants use when entering a university. In the work, an analysis of the data of an anonymous survey of students and graduates of TSMU was carried out on the topic of professional motivation when entering a medical university. More than 50% are satisfied with their choice and do not think about changing activities. However, there is a percentage of doubters in their decision.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УДК 614.23 DOI: 10.37963/SMA.2021.4.139

^ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Е.А. Соболь, Л.А. Потоцкая, А.Н. Пичугова, Морозов А.М.

Научный руководитель: к.м.н., доцент кафедры общей хирургии Морозов А.М.

ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет» Минздрава России,

170100, Тверь, ул. Советская, 4.

lizastar76@gmail.com - Соболь Е.А.

Резюме. Мотивация студентов-медиков является ключевым аспектом в достижении своей цели "стать высококвалифицированным врачом ". На этом вопросе акцентируют свое внимание ВУЗы при обучении будущих специалистов. Важно понимать цели, действия и средства, которые используют абитуриенты при поступлении в ВУЗ. В работе был проведен анализ данных анонимного опроса обучающихся и выпускников ТГМУ на тему профессиональной мотивации при поступлении в медицинский университет. Более 50% удовлетворены своим выбором и не думают о смене деятельности. Однако есть процент сомневающихся в своем решении.

Ключевые слова: мотивация, медицинский университет, зачисление, абитуриент

^ PREREQUISITES OF PROFESSIONAL MOTIVATION FOR ADMISSION TO MEDICAL UNIVERSITY

E.A. Sobol', L.A. Pototskaya, A.N. Pichugova, Morozov A.M.

Principal investigator: A.M. Morozov, Ph.D., Associate Professor, Department of General surgery.

Tver State Medical University, 4, Sovetskaya str., Tver, 170100, Russia lizastar76@gmail.com - E.A.

Sobol'

Abstract. Motivation of medical students is a key aspect in achieving their goal of "becoming a highly qualified doctor." This issue is emphasized by universities in the training of future specialists. It is important to understand the goals, actions and means that applicants use when entering a university. In the work, an analysis of the data of an anonymous survey of students and graduates of TSMU was carried out on the topic of professional motivation when entering a medical university. More than 50% are satisfied with their choice and do not think about changing activities. However, there is a percentage of doubters in their decision.

Keywords: motivation, medical university, enrollment, applicant

Введение. Система высшего медицинского образования направлена в первую очередь на повышение качества и уровня знаний молодых специалистов. Очень важно достижение международного признания высшего образования российских вузов в других странах, укрепление его статуса и конкурентоспособности. В связи с этим университеты совершенствуют свою специфику преподавания [2].

Обучение будущих врачей проходит в атмосфере сильного эмоционального стресса, вызванного большим объемом учебной информации, постоянным контролем знаний, необходимостью закреплять теорию практикой в больнице. Вместе с этим, студент должен учиться сохранять спокойствие в любой ситуации, действовать в нестандартных жизненных ситуациях, адекватно реагировать на внешние стресс-раздражители. В дополнение ко всему врач должен обладать лидерскими качествами, чтобы брать ответственность не только за свои действия, но и за подчиненных. Поэтому перед кафедрами медицинских вузов стоит задача не только предоставить учебный материал, но и помочь студенту в развитии себя как истинного специалиста [1, 5].

В условиях современных технологий образование претерпевает новые внедрения. дистанционное обучение стало частью учебного процесса. Модернизированные образовательные технологии являются перспективным направлением в сфере высшего профессионального образования. Для медицинских вузов абсолютный переход в онлайн режим был настоящей проблемой во время карантина 2020 года. Однако ряд освоенных в тот период технологий кафедры активно используют и сейчас в процессе обучения студентов и проведения промежуточных аттестаций. Это позволяет отойти

от традиционных устоев классического образования и предполагает современный подход к обучению. Соблюдение баланса между классическими и дистанционными формами обучения открывает перспективы на прогрессивное направление развития педагогических решений в образовательной системе здравоохранения [4, 8, 7].

Качество той или иной услуги, в том числе образовательной, контролируется и совершенствуется. Уровень образования специалиста в современных условиях должен определяться путем оценки степени восприятия учебного материала, в том числе посредством самостоятельно проделанной им работы, а также изменением подходов к педагогическим технологиям и обоснованности выбора из них наиболее эффективных методов. Мониторинг удовлетворенности потребителей образовательных услуг позволяет совершенствовать учебный процесс и обеспечивать эффективное взаимодействие всех сторон, заинтересованных в высшем образовании [6].

Актуальным является сбор обратной связи от студентов как показатель уровня образовательной деятельности. Данный критерий помогает ученому совету и преподавательскому составу скорректировать пробелы студентов в освоении материала и найти более удобный способ закрепления знаний.

Цель исследования. Анализ данных анонимного опроса среди абитуриентов, студентов медицинского университета и работников медицинской сферы деятельности для определения мотивации при поступлении в медицинский университет.

Методика. Исследование проводилось среди обучающихся и выпускников ФГБОУ ВО

«Тверской государственный медицинский университет» Минздрава России. Всего в анкетировании приняло участие 188 респондентов в возрасте от 18 до 26 лет. Перед опросом все участники были ознакомлены с целью проведения анкетирования и правилами заполнения анкеты. Анкетирование шло анонимным путем по добровольному согласию респондентов.

Статистический анализ полученных данных был проведен, опираясь на приложение для работы с электронными таблицами «Microsoft Office Excel 2007». Для обработки полученных данных использована корреляционная связь между показателями для выявления причинно-следственной взаимосвязи между факторными и результативными признаками.

Профессиональная мотивация проводилась на основе ряда критериев: взвешенность и осознанность решения о поступлении в высшее учебное заведение медицинского профиля, факт участия посторонних лиц в принятии решения и наличия сомнений или сожалений касательно выбранной специальности, степень удовлетворенности результатами конкурса поступления.

Результаты. Среди участников анонимного опроса большая часть является студентами Тверского ГМУ 1-5 курсов [3]. 93,6% опрошенных утверждают, что решение о выборе ВУЗа было взвешенным и осознанным. 76,6% респондентов сами приняли решение о своей будущей профессии, и 23,4% студентов прибегли к помощи родственников, чьи советы повлияли на окончательный выбор. Стоит отметить, что большинство абитуриентов подают заявления в ВУЗы будучи уже совершеннолетними и могут решать, куда поступать, самостоятельно.

При исследовании степени удовлетворенности, получены следующие результаты. 74,5% респондентов удовлетворены результатами зачисления в университет, 19,1% - частично. Подчеркнем, что в среднем абитуриенты подают заявления на несколько факультетов сразу, чтобы "подстраховаться" и гарантированно поступить в желаемый ВУЗ. В приоритете остается определенная специальность, и альтернативные варианты вступают в силу в крайних случаях.

Первые мысли о выборе профессии большинству из опрошенных (55,3%) пришли в школьный период, так как именно в этот период происходит становление человека как личности, адаптация в социальной среде и предоставление большого спектра наук для выбора дальнейшей профессиональной деятельности. 27,7% респондентов утверждают, что решение о выборе специальности им пришло еще в детстве. Для кого-то - это осуществление мечты "стать доктором", для другого - это пример родителей. Стоит заметить, что среди опрошенных 29,8% имеют родственников, работающих в медицинской сфере деятельности. Влияние со стороны родителей может дать положительный результат, но может и усугубить ситуацию. В приоритете остается личное желание ребенка касательно выбора будущей профессии, а родители-медики будут являться лишь хорошим примером для будущего врача.

Для некоторых участников опроса (10,6%) решение о поступление в медицинский ВУЗ пришло уже после окончании школы, что нередко для мужской части населения, которая на территории Российской Федерации вынуждена пройти военную службу в возрасте от 18 до 27 лет. Такая же статистика характерна для людей, окончивших медицинские техникумы и колледжи.66% опрошенных

твердо уверены в своем профессиональном решении и никогда не думали о смене деятельности. 34% респондентов противоположного мнения. Они задумывались о переходе в другую специальность. Это может быть связано с эмоциональным выгоранием в течение учебы, с большой нагрузкой в первые 23 года учебы, с неспособностью адаптироваться под специфику обучения в ВУЗе после школы, с индивидуальной непереносимостью медицинских аспектов профессии врача и многие другие причины, которые диктуют необходимость повышения и закрепления мотивации студентов в период обучения.

Выводы. Более 50% участников опроса удовлетворены результатами поступления в медицинский университет, никогда не задумывались о смене профессиональной деятельности и твердо знают, к чему они хотят прийти.

Лечение людей - основополагающее для врача и большинство абитуриентов идут именно с этой целью в медицинские вузы. Есть процент тех, кто сомневается в выборе или вовсе уже поменял сферу деятельности, что всегда было, есть и будет. Процент отчисления из медицинских ВУЗов зависит напрямую от желания студента добиться результата и закончить ВУЗ. Не стоит забывать, что на выбор профессии косвенно может повлиять смена экономической, политической и социальной сферы жизни населения.

Список литературы:

1. Акименко Г.В., Начева Л.В. Психологические факторы социально- психологической адаптации к обучению в медицинском вузе / Г.В.Акименко, Л.В.Начева // Дневник науки. - 2019. - №.7(31). - С.18

2. Девдариани Н.В. Эффективная организация обучения на основе активных методов / Н.В. Девдариани // Региональный вестник. - 2020. - №.7(22). - С.55- 56

3. Жуков С. В., Рыбакова, М. В., Дементьева, П. И. [и др.] / Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021661873 Российская Федерация. Программа для проведения дистанционного социологического анкетирования: № 2021660772: заявл. 05.07.2021: опубл. 16.07.2021

4. Зимина В. А. Проблемы использования дистанционного обучения в медицинском университете (платформа «MOODLE») / В. А. Зимина, Ю. И. Жиленкова, И. Ю. Стюф и др. // Международный научно-исследовательский журнал. = 2019. - № 12 (90). Часть 2. - С. 93—95

5. Кетова Н.А., Никулин Е.А., Ильин М.Ю., Пирогова С.О. Особенности агрессивного поведения обучающейся молодежи / Н.А. Кетова, Е.А. Никулин, М.Ю.

6. Ильин, С.О. Пирогова // Коллекция гуманитарных исследований. - 2019. - №.5(20). - С.35-40

7. Колесникова А.А., Колесников О.Л., Синицкий А.И., Шишкова Ю.С. Оценка удовлетворенности студентов в условиях дистанционного образования / А.А. Колесникова, О.Л.Колесников, А.И.Синицкий, Ю.С.Шишкова // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - №.4. - С.71

8. Ланько С.В., Тихомирова А.А., Котиков П.Е. Использование дистанционных образовательных технологий в системе непрерывного медицинского образования / Ланько С.В., Тихомирова А.А., Котиков П.Е. // Медицина: теория и практика. 2019. Т. 4. № S. С. 302-303

9. Тихомирова А.А., Котиков П.Е., Дохов М.А., Крылова Ю.С., Ваулин Г.Ф. О некоторых проблемах организации учебного процесса педиатрического университета в дистанционном формате в условиях пандемии / А.А.Тихомирова, П.Е.Котиков, М.А.Дохов, Ю.С.Крылова, Г.Ф. Ваулин // Детская медицина Северо- запада. - 2020. - Т.8 №.1. - С.331-332

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.