Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С АБИТУРИЕНТАМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С АБИТУРИЕНТАМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБИТУРИЕНТЫ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колесникова И.Ю., Самоукина А.М., Иванов А.Г., Мсхвилидзе Н.П., Григорьева Д.Д.

Абитуриенты с инвалидностью чаще нуждаются в консультациях сотрудников приемной комиссии и психологов. Они более уверены в своем выборе будущей профессии. Особые образовательные потребности - социально-психологическое сопровождение, помощь тьютора, адаптация образовательных программ. Здоровые поступающие и абитуриенты с инвалидностью высказались за совместное аудиторное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колесникова И.Ю., Самоукина А.М., Иванов А.Г., Мсхвилидзе Н.П., Григорьева Д.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL NEEDS AND PROFORIENTATION WORK WITH APPLICANTS WITH DISABILITIES AND DISABILITIES IN MEDICAL UNIVERSITY

Entrants with disabilities need more consultations from admissions officers and psychologists. They are more assured in their choice of a future profession. Their special educational needs are socio-psychological support, tutor assistance, adaptation of educational programs. Healthy applicants and entrants with disabilities prefer offline co-education.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С АБИТУРИЕНТАМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 2500-3585

62

№4 (29) 2021 www.j-chr.com

DOI: 10.21626/j-chr/2021-4(29)/8 Педагогические науки

УДК: 331.548:378.14-056.24

Образовательные потребности и профориентационная работа с абитуриентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в медицинском вузе

© И.Ю. Колесникова, А.М. Самоукина, А.Г. Иванов, Н.П. Мсхвилидзе, Д.Д. Григорьева

Колесникова И.Ю. - доктор медицинских наук, профессор, проректор по учебной и воспитательной работе ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России

Самоукина А.М. - кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой гигиены и экологии ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России

Иванов А.Г. - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой основ общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России

Мсхвилидзе Н.П. - специалист управления по воспитательной работе ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России

Григорьева Д.Д. - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и психологии с курсами биоэтики и истории Отечеств ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России

Адрес: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 4, Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

Абитуриенты с инвалидностью чаще нуждаются в консультациях сотрудников приемной комиссии и психологов. Они более уверены в своем выборе будущей профессии. Особые образовательные потребности - социально-психологическое сопровождение, помощь тьютора, адаптация образовательных программ. Здоровые поступающие и абитуриенты с инвалидностью высказались за совместное аудиторное обучение.

Ключевые слова: абитуриенты с инвалидностью, профориентация, анкетирование, образовательные потребности.

Инклюзивное обучение является важной тенденцией развития современного общества и образования всех уровней, а также приоритетным направлением государственной социальной политики России [1]. Поскольку инклюзивное образование предполагает создание условий для совместного обучения здоровых обучающихся и лиц с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), важно исследовать образовательные потребности, факторы, оказывающие влияние на профессиональную ориентацию, состояние психологической адаптации у старшеклассников и абитуриентов медицинского вуза с инвалидностью и ОВЗ [2].

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Был проведен анализ стационарной и выездной профориентационной работы приемной комиссии ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России в 2020-2021 гг., включая проведение дней открытых дверей в вузе (аудиторных и с использованием дистанционных технологий), а также участие в различных образовательных ярмарках, профориентационных мероприятиях в образовательных организациях среднего общего образования г. Твери, Тверской и Московской областей.

Кроме того, проведено анонимное добровольное анкетирование абитуриентов приемной кампании-2021, включившее 31 поступающего с инвалидностью и ОВЗ, а также 68 здоровых абитуриентов. Анкета включала в себя общие вопросы, касающиеся преимущественно информационной, мотивационной и эвалюативной составляющих профессионального ориентирования. Частные вопросы для абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ уточняли вид ограничения по здоровью, особые

потребности при получении образования, отношение к необходимости изменения образовательной программы, работы тьюторов с инвалидами и лицами с ОВЗ. Общий вопрос касался также отношения к инклюзивному обучению, то есть совместному обучению здоровых студентов и лиц с инвалидностью или ОВЗ.

Проведено сопоставление изменений социальной активности, профессиональной ориентации и отношения к инклюзивному обучению во времени и в зависимости от статуса абитуриента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ профориентационной работы приемной комиссии показал значительное повышение интереса к обучению в Тверском ГМУ старшеклассников с инвалидностью или ОВЗ в 2021 г. в сравнении с 2020 г. Если в 2020 г. во время проведения дня открытых дверей вопросы об обучении лиц с инвалидностью или ОВЗ были единичными, а во время выездных мероприятий практически не возникали совсем, то в 2021 г. эти вопросы стали регулярными. Полагаем, что такое изменение в достаточно короткий срок может быть связано с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в стране, в целом. С одной стороны, пандемия и широкое социальное признание героизма и мужества медиков повысило престиж медицинских профессий. С другой - в связи с высокой нагрузкой на систему здравоохранения страны несколько снизилась доступность плановой медицинской помощи, в которой в наибольшей степени нуждаются старшеклассники с инвалидностью и ОВЗ. Это могло послужить мотивацией для получения последними медицинского образования.

Изменился и спектр задаваемых вопросов. Если в 2020 г. и ранее старше-

63

№4 (29) 2021 www.j-chr.com

64

№4 (29) 2021 www.j-chr.com

классников интересовали, главным образом, преимущества при поступлении в рамках особой квоты, правила подачи документов, представление медицинской документации, то в 2021 г. сопоставимое количество вопросов касалось особенностей обучения в вузе, наличия особых условий, безбарьерной среды, возможности выполнения рекомендаций индивидуальной программы реабилитации (абили-тации) лиц с инвалидностью, варианты последующего продолжения образования в ординатуре, проблемы трудоустройства. Иначе говоря, акцент с вопросов поступления в вуз сместился на проблемы адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ к условиям обучения в образовательной организации, а также последующего введения в профессию и трудоустройства.

Важно отметить, что старшеклассники с инвалидностью и ОВЗ в большей степени нуждались в индивидуальных профориентационных и разъяснительных консультациях со стороны членов приемной комиссии, чем здоровые старшеклассники. Для последних во время приемной кампании 2021 г. частота обращения за индивидуальной консультацией составила от 10 до 18% по различным направлениям подготовки, в то время как для инвалидов и лиц с ОВЗ этот показатель был близок к 100%.

При этом попытки вывести эту работу в отдельное направление не пользовались популярностью. Исходя из особенностей работы с данным контингентом поступающих, во время выездных мероприятий по профориентации старшеклассников приемная комиссия Тверского ГМУ выделила одного сотрудника, наиболее ориентированного в вопросах работы с инвалидами и лицами с ОВЗ, а также психолога, специализирующегося на работе со студентами с инвалидностью и ОВЗ, за

отдельным рабочим столом с табличкой «Вопросы профориентации, поступления и обучения инвалидов и лиц с ОВЗ». Однако, вопреки ожиданиям, практически все будущие выпускники и их родители подходили к общему столу. Вероятно, это связано с нежеланием последних огласки особенностей здоровья старшеклассников и возможностью последующей социальной стигматизации, учитывая высокую публичность и социальную ориентированность профессиональной деятельности врача или провизора. Также и при проведении стационарных профориентацион-ных мероприятий старшеклассники и их родители редко пользовались возможностью предварять вопрос тегом «ОВЗ».

В связи с вышеизложенным формат консультирования был изменен. Во-первых, все члены приемной комиссии прошли повышение квалификации по вопросам профориентации инвалидов и инклюзивного обучения. Во-вторых, в процессе профориентационной консультации абитуриентам и/или их родителям предлагали воспользоваться возможностью дополнительно уточнить интересующие их вопросы у психолога вуза, которому, в случае согласия собеседника, просто передавали телефонную трубку. Эффективность подобного подхода оказалась весьма высокой: с почти нулевого уровня запросов на консультирование психолога частота подобных запросов возросла до 34%. При этом даже в случае отказа от общения с психологом подобное предложение со стороны сотрудника приемной комиссии всегда воспринималось положительно.

Проведено анкетирование поступающих с инвалидностью или ОВЗ, а также здоровых абитуриентов. Было отмечено, что первые охотнее отзываются на предложение пройти анкетирование - 31 (74%)

человек, чем здоровые - 68 (36%) абитуриентов.

По полу респонденты были сопоставимы: среди поступающих с инвалидностью или ОВЗ преобладали девочки, 21 (67,8%), а среди здоровых была 41 девочка (60,3%), принявшая участие в анкетировании.

По возрасту среди поступающих с инвалидностью или ОВЗ преобладали восемнадцатилетние - 16 (51,6%) опрошенных, старше 18 лет - 7 (22,6%), моложе 18 лет - 8 (25,8) респондентов. При этом среди здоровых также преобладали восемнадцатилетние - 38 (55,9%), старше 18 лет - 11 (16,2%), моложе 18 лет - 19 (27,9%) респондентов.

Степень определенности в выборе будущей профессии у поступающих с инвалидностью или ОВЗ оказалась выше, чем у здоровых сверстников: 24 (77,4%) первых и 42 (61,8%) вторых выбрали ответ «Я твердо уверен, какую профессию буду получать», тогда как ответ «Определился, но некоторые сомнения имеются» выбрали соответственно 7 (22,6%) и 20 (29,4%) опрошенных. В группе лиц с инвалидностью или ОВЗ не было ответа «Испытываю существенные сомнения в правильности выбора», в то время как среди здоровых абитуриентов такой ответ дали 6 (8,8%) человек.

Незначительные различия между группами отмечены в ответах на вопрос: «Какие аргументы при выборе профессии Вы учитываете в первую очередь?». Можно было выбрать несколько ответов, поэтому общее число ответов могло превышать 100%. В обеих группах наиболее часто абитуриенты выбирали ответ «соответствие профессии моим увлечениям, хобби». В группе поступающих с инвалидностью или ОВЗ такой ответ дали 24 (77%) респондентов, а в группе здоровых - 63

2%). Для поступающих с инвалидностью или ОВЗ вторым по популярности был ответ «доход, который приносит профессия»

- 5 (16%) абитуриентов, далее ответы, выбранные с одинаковой частотой - по 2 (6%) человек: «популярность, престиж профессии», «несложность получения профессии», «соответствие семейной традиции» и «карьерные перспективы». В группе здоровых абитуриентов предпочтения оказались несколько другими. Вторыми по частоте выбора стали ответы «популярность, престиж профессии» - 20 (29%) респондентов и «карьерные перспективы»

- 18 (26%) опрошенных. Ответ «доход, который приносит профессия» оказался на четвертой позиции, его выбрали 10 (15%) респондентов. Наименее популярными оказались ответы «соответствие семейной традиции» - 3 (4%) абитуриента и «несложность получения профессии» - 1 (1,5%) человек. Таким образом, здоровые абитуриенты выбирали большее количество аргументов при выборе профессии, существенно чаще мотивацией при выборе профессии были престиж профессии и возможность карьерного роста. У абитуриентов с инвалидностью или ОВЗ преобладающей мотивацией было соответствие профессии личным увлечениям, нежели «внешние» оценочные факторы: престиж профессии или возможность успешной карьеры. Указанное различие может отражать преобладание интровертных установок поступающих с инвалидностью или ОВЗ, их потребность в получении медицинской профессии больше «для себя», чем для профессиональной самореализации. По результатам анализа анкеты было запланировано продолжить психологические исследования в данном направлении в процессе профориентационной работы со студентами с инвалидностью или ОВЗ во время их обучения в вузе.

65

№4 (29) 2021 www.j-chr.com

66

№4 (29) 2021 www.j-chr.com

Некоторые различия между группами выявлены и при анализе ответов на вопрос «На какие источники информации Вы ориентируетесь при выборе профессии?». Можно было выбрать несколько ответов, поэтому общее число ответов могло превышать 100%. Абитуриенты с инвалидностью или ОВЗ с близкой частотой выбирали ответы «мнение родителей» - 16 (52%) респондентов, «информация в социальных сетях» - 16 (52%), «информация в справочниках» - 15 (49%) опрошенных и «информация на сайтах образовательных организаций» - 14 (45%) человек. Реже были выбраны ответы «мнение друзей» и «мнение учителей» - по 3 (10%), самыми редкими оказались варианты «информация от работодателей» - 2 (6%) и «телевизионная информация» - 1 (3%) поступающий. Здоровые абитуриенты чаще ориентировались на «информацию в социальных сетях» - 62 (91%) респондент, «мнение друзей» - 58 (85%) и «мнение родителей» - 57 (83%) опрошенных. Реже встречался ответ «информация на сайтах образовательных организаций» -50 (74%) человек. Наименее популярными были «информация в справочниках» - 35 (51%), «мнение учителей» - 32 (47%), «информация от работодателей» - 10 (15%) и «телевизионная информация» - 4 (6%). Таким образом, для обеих групп абитуриентов, принявших участие в анкетировании, наиболее востребованной оказалась информация о поступлении и выборе профессии, полученная из социальных сетей, что, безусловно, необходимо учитывать при планировании приемной кампании.

При исследовании мнения абитуриентов о предпочтительности/возможности инклюзивного обучения, 29 (94%) респондентов с инвалидностью или ОВЗ выбрали как предпочтительный вариант совместное аудиторное обучение со здо-

ровыми студентами, 2 (6%) - аудиторное обучение в малых группах, состоящих исключительно из студентов с инвалидностью или ОВЗ. Ни один человек из этой группы анкетируемых не выбрал в качестве предпочтительного вариант преимущественно дистанционного обучения с небольшой долей аудиторных занятий в группах из студентов с инвалидностью или ОВЗ. Интересно, что и среди здоровых опрошенных результаты оказались совершенно сопоставимыми: за совместное обучение высказались 66 (97%) абитуриентов, за раздельное - 2 (3%) человека. Преимущественно дистанционное обучение не пользовалось популярностью и среди здоровых абитуриентов.

При ответе на специальные вопросы абитуриенты с инвалидностью или ОВЗ отметили наличие ограничений по зрению 3 (10%) человека, по слуху - 1 (3%), опорно-двигательного аппарата - 13 (42%), иные ограничения - 14 (45%) респондентов.

Среди возможных особых потребностей при получении высшего образования абитуриенты с инвалидностью или ОВЗ чаще всего выбирали ответ «социально-психологическое сопровождение» - 16 (52%) респондентов, реже «помощь ассистента-помощника» - 9 (29%), еще реже «индивидуализированная образовательная программа» - 4 (13%) абитуриента. Только один опрошенный (3%) выбрал ответ «специальное оборудование».

Наличие тьютора считали полезным 18 (58%) респондентов, на отсутствие необходимости в тьюторе указали 13 (42%) опрошенных.

Желание учиться по индивидуализированной (адаптированной) образовательной программе изъявили 13 (42%) опрошенных, на предпочтительность одинаковых программ для всех указали 18

(58%) респондентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ выездной и стационарной профориентационной работы приемной комиссии Тверского ГМУ в 2020 и в 2021 гг. показал повышение востребованности медицинского образования среди старшеклассников с инвалидностью или ОВЗ в Тверской и Московской областях в 2021 г. в сравнении с предыдущим годом. Вероятно, это можно объяснить влиянием длительной неблагоприятной эпидемической обстановки в стране, снижением доступности плановой медицинской помощи, повышением престижа врачебных профессий. Отказ от выделения старшеклассников с инвалидностью или ОВЗ в отдельный поток при проведении профо-риентационных мероприятий оказалось весьма эффективным, данная мера позволяет избежать стигматизации лиц с особыми образовательными потребностями. В целом, старшеклассники и абитуриенты с инвалидностью или ОВЗ значительно чаще нуждались в консультациях как основных сотрудников приемной комиссии, так и психолога. Как старшеклассники, так и их родители крайне положительно относились к предоставленной возможности проконсультироваться по вопросам поступления и психоэмоционального состояния.

Анонимное анкетирование 31 абитуриента с инвалидностью или ОВЗ и 68 здоровых поступающих в рамках приемной кампании 2021 г. позволило оценить их информированность по вопросам поступления, мотивационную и эвалюатив-ную составляющие. По данным анкетирования, абитуриенты с инвалидностью или ОВЗ были более уверены в своем выборе профессии, при этом основной мотивацией было соответствие будущей профессии

внутренним стремлениям и влечениям респондента. Часть здоровых абитуриентов сомневалась в правильности своего выбора, респонденты учитывали не только свои личные предпочтения, но и внешние аспекты - востребованность профессии, возможность карьерного роста, ожидаемый уровень дохода. Для обеих групп важнейшее значение имел такой источник информации как социальные сети, справочники, официальные сайты образовательных организаций. Мнение родителей было довольно значимым для обеих групп, а мнение друзей и учителей было важным преимущественно для здоровых опрошенных. Почти не влияла на формирование профориентационной установки информация, полученная от работодателя или из телевизионных программ.

Абсолютное большинство респондентов, как из числа здоровых опрошенных, так и из числа абитуриентов с инвалидностью или ОВЗ высказались за совместное аудиторное обучение в одних группах.

Среди возможных особых образовательных потребностей около половины абитуриентов с инвалидностью или ОВЗ указывали на предпочтительность социально-психологического сопровождения, помощи тьютора, возможности освоения адаптированных образовательных программ.

В целом, проведенное исследование показало хорошие перспективы развития инклюзивного медицинского образования, готовность как здоровых абитуриентов, так и с инвалидностью или ОВЗ обучаться вместе, схожесть мотивационных и ценностных характеристик.

67

№4 (29) 2021 www.j-chr.com

1. Богинская, Ю.В. Образовательная здоровья как фактор их адаптации в интеграция студентов с инвалидностью трансформирующемся обществе / Е. С. и ограниченными возможностями Бирюков, В. Н. Козлов, Д. Ф. Романенкова здоровья/ Ю.В. Богинская - Текст : [и др.]. - Текст : непосредственный // непосредственный // Инновационная Известия Уральского федерального наука. - 2016. - №7-8. - С. 117-120. университета. Сер. 3, Общественные

2. Образовательные потребности науки. — 2019. — Т. 14, № 2 (188). — С. 21-39. абитуриентов с инвалидностью и

ограниченными возможностями

ЛИТЕРАТУРА

68

№4 (29) 2021 www.j-chr.com

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЫПУСК, ПОСВЯЩЕННЫЙ 30-ЛЕТ1/Н

EDUCATIONAL NEEDS AND PROFORIENTATION WORK WITH APPLICANTS WITH DISABILITIES AND DISABILITIES IN MEDICAL UNIVERSITY

© Irina Yu. Kolesnikova, Anna M. Samoukina, Alexander G. Ivanov, Nana P. Mskhvilidze, Daria D. Grigorieva

Irina Yu. Kolesnikova - PhD in Medicine, Full Professor, Vice-rector for educational and educational work, Tver State Medical University

Anna M. Samoukina - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Hygiene and Ecology, Tver State Medical University

Alexander G. Ivanov - PhD in Medicine, Full Professor, Head of the Department of Fundamentals of Public Health, Health Care and the History of Medicine, Tver State Medical University

Nana P. Mskhvilidze - Specialist of the Department for educational work, Tver State Medical University

Daria D. Grigorieva - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy and Psychology with courses in bioethics and history, Tver State Medical University

Address: 170100, Tver, Sovetskaya str., 4, Russian Federation

ABSTRACT

Entrants with disabilities need more consultations from admissions officers and psychologists. They are more assured in their choice of a future profession. Their special educational needs are socio-psychological support, tutor assistance, adaptation of educational programs. Healthy applicants and entrants with disabilities prefer offline co-education.

Keywords: entrants with disabilities, career guidance, questionnaire, educational needs.

69

REFERENCES

1. Boginskaya, YU.V. Obrazovatel'naya integraciya studentov s invalidnost'yu i ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya/ YU.V. Boginskaya - Tekst : neposredstvennyj // Innovacionnaya nauka. - 2016. - №7-8. - S. 117-120.

2. Obrazovatel'nye potrebnosti abi-turientov s invalidnost'yu i ogranichen

nymi vozmozhnostyami zdorov'ya kak faktor ih adaptacii v transformiruyush-chemsya obshchestve / E. S. Biryukov, V. N. Kozlov, D. F. Romanenkova [i dr.]. - Tekst : neposredstvennyj // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 3, Obshchestvennye nauki. — 2019. — T. 14, № 2 (188). — S. 21-39.

№4 (29) 2021 www.j-chr.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.