УДК 378.14 DOI: 10.37963/SMA.2021.4.122
^ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ" ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Потоцкая Л.А., Соболь Е.А., Пичугова А.Н., Морозов А.М.
Научный руководитель - к.м.н., доцент кафедры общей хирургии Морозов А.М.
ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет» Минздрава России, 170100, Тверь, ул. Советская, 4. lizastar76@gmail.com - Соболь Е.А.
Резюме. Качество медицинского образования напрямую зависит от результатов освоения учебного материала студентами, что диктует необходимость учитывать мнение обучающихся при разработке учебно-методических пособий и планов. В данной работе был произведен анализ данных анонимного опроса студентов ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет» Минздрава России, освоивших дисциплину "Общая хирургия". В ходе исследования были получены результаты процента успешности проведения занятий, удовлетворенности со стороны обучающихся и уровня качества образования по данному предмету.
Ключевые слова: учебная нагрузка, качество образования, высшее медицинское образование, общая хирургия.
^ PECULIARITIES OF EDUCATIONAL LOAD IN THE DISCIPLINE "GENERAL SURGERY" OF TVER STATE MEDICAL UNIVERSITY
Pototskaya L.A., Sobol'E.A., Pichugova A.N., Morozov A.M.
Principal investigator: A.M. Morozov, Ph.D., Associate Professor,
Department of General surgery
Tver State Medical University, 4, Sovetskaya str., Tver, 170100, Russia lizastar76@gmail.com - E.A. Sobol'
Abstract. The quality of medical education directly depends on the results of student learning, which dictates the need to take into account the opinion of students when developing teaching aids and plans. In this work, an analysis was made of data from an anonymous survey of students of the Federal State Budgetary Institution VO "Tver State Medical University" of the Ministry of Health of Russia who mastered the discipline "General Surgery." The results of the study were the percentage ofsuccess, student satisfaction and quality of education in the subject.
Keywords: educational load, quality of education, higher medical education, general surgery.
Введение. Система высшего медицинского образования направлена в первую очередь на повышение качества и уровня знаний молодых специалистов. Также очень важно достижение международного признания высшего образования российских высших учебных заведений в других странах, укрепление его статуса и конкурентоспособности. В связи с этим университеты совершенствуют свою специфику преподавания [2].
Обучение будущих врачей проходит в атмосфере сильного эмоционального стресса, вызванного большим объемом учебной информации, постоянным контролем знаний, необходимостью закреплять теорию практикой в больнице. Вместе с этим студент должен учиться сохранять спокойствие в экстренной ситуации, действовать в нестандартных условиях, адекватно реагировать на внешние стресс-раздражители. В дополнение ко всему врач должен обладать лидерскими качествами, чтобы брать ответственность не только за свои действия, но и за действия подчиненных. Поэтому перед кафедрами медицинских ВУЗов стоит задача не только предоставить учебный материал, но и помочь студенту в развитии себя как истинного специалиста [1,5].
В условиях развития современных технологий образование также претерпевает новые внедрения. Частью учебного процесса стало дистанционное обучение. Дистанционные образовательные технологии являются перспективным направлением в высшем профессиональном образовании. Для медицинских высших учебных заведений абсолютный переход в онлайн режим был настоящей проблемой во время карантина 2020 года. Однако, освоив ряд технологий, кафедры продолжили их активное применение в процессе обучения студентов и проведения промежуточных
аттестаций. Это позволяет отойти от традиционных устоев классического образования и предполагает современный подход к обучению. Соблюдение баланса между классическими и дистанционными формами обучения открывает перспективы прогрессивного направления развития педагогических решений в образовательной системе здравоохранения [4,7,8].
Качество той или иной услуги, в том числе образовательной, контролируется и совершенствуется. Уровень образования специалиста в современных условиях должен определяться путем оценки степени восприятия учебного материала, в том числе посредством самостоятельно проделанной им работы, а также изменением подходов к педагогическим технологиям и обоснованности выбора из них наиболее эффективных методов. Мониторинг удовлетворенности потребителей образовательных услуг позволяет совершенствовать учебный процесс и обеспечивать эффективное взаимодействие всех сторон, заинтересованных в высшем образовании [6].
Актуальной является организация обратной связи от студентов как показатель уровня образовательной деятельности. Данный критерий помогает ученому совету и преподавательскому составу скорректировать пробелы студентов в освоении учебного материала и найти более удобный способ закрепления знаний.
Цель исследования. Определение особенностей учебной нагрузки по дисциплине "Общая хирургия" Тверского государственного медицинского университета на основе данных анонимного опроса среди студентов и выпускников ВУЗа.
Методика. Исследование проводилось среди обучающихся Тверского ГМУ. Всего в анкетировании участвовало 160 человек в возрасте от 20 до 26 лет 3 курса и старше, а также выпускники ВУЗа. Перед заполнением все участники были ознакомлены с целью проведения анкетирования, правилами заполнения анкеты. Анкетирование проходило анонимным путем при условии добровольного согласия участников.
Статистический анализ полученных данных был проведен, опираясь на приложение для работы с электронными таблицами «Microsoft Office Excel 2007». Для обработки полученных данных использована корреляционная связь между показателями для выявления причинно-следственной взаимосвязи между факторными и результативными признаками.
Оценка особенностей программы обучения по вышеназванной дисциплине осуществлялась по следующим критериям: субъективная оценка студентами собственного уровня знаний, доступности изложения материала, время, затрачиваемое корреспондентами на подготовку к занятиям и общая удовлетворенность организацией учебного процесса на кафедре.
Результаты. Дисциплина "Общая хирургия" осваивается студентами лечебного и педиатрического факультетов в течение 3 года обучения, стоматологического - в течение 4- го. Большая часть респондентов (75%) является студентами лечебного факультета. Это также связано с тем, что количество обучающихся на других факультетах ВУЗа меньше в 1,5-2 раза. В ходе анонимного анкетирования было выявлено, что 60% студентов оценивают свой уровень знаний на среднем уровне, 20% - выше среднего и 10% - высокий уровень [3]. Вероятно, оценка собственных знаний складывается из результатов экзамена и субъективных ощущений студента. Стоит заметить, что 50% учащихся усвоили пройденный материал в полном объеме и 50% - частично. Лишь у 15% опрошенных имелись задолженности по дисциплине в виде отработок пропущенных занятий или неудовлетворительных оценок, а также пересдачи экзамена.
70% студентов утверждают, что материал по дисциплине излагался доступно. 30% респондентов считают, что подача информации была частично доступной. Подчеркнем, что студенты получают одинаковые учебно-методические материалы, а также обучающиеся имеют возможность ознакомиться со всеми предлагаемыми кафедрой информационными источниками на сайте университета. Оценка аспекта "Доступность материала" больше несет субъективную оценку уровня преподавания того или иного сотрудника кафедры. При чем студенты лечебного факультета осваивают дисциплину в течение двух семестров, и, как правило, преподаватели меняются между группами, что дает возможность разнообразия в представлении материала у студентов.
Проведение практических занятий происходит стандартно по плану кафедры. В действительности большинство студентов утверждает, что из форм текущего контроля знаний применяется "устный ответ на вопрос преподавателя" и "решение ситуационных задач", но не исключаются контрольные работы, доклады и дискуссии. Для того, чтобы положительно ответить на поставленный вопрос преподавателя, а также сдать экзамен по дисциплине, студенты (60%) тратят в основном 1 -2 часа в день на подготовку. 20% опрошенных требуется более 3 часов в день на изучение материала. 15% хватает менее часа, и небольшой процент (5%) вовсе не готовятся к занятиям. Для
подготовки студенты используют учебники и методические материалы и в комплексе обращаются к электронным ресурсам. Такой вид самостоятельного изучения наиболее популярный среди обучающихся медицинского ВУЗа. Ряд студентов прибегает к чтению научных статей по теме занятий.
В целом, 70% опрошенных удовлетворены организацией учебного процесса, причем 65% студентов чувствуют себя позитивно на занятиях. 35% респондентов оценивают морально-нравственную атмосферу практических занятий нейтрально. Данная статистика поможет в составление учебных планов более качественно и продуктивно, что позволит студентам освоить дисциплину в полном объеме и сохранить свои знания вплоть до момента выхода на работу по специальности.
Выводы. Большая часть студентов (70%) удовлетворены организацией учебного процесса по дисциплине "Общая хирургия" на базе Тверского государственного медицинского университета. Данный показатель является хорошим критерием, который следует улучшать. Мнение студентов, которые уже прошли данную дисциплину, поможет в более грамотной разработке учебно-методических пособий, учебно-тематических планов, вариантов проведения промежуточных аттестаций и контроля знаний. Список литературы:
1. Акименко, Г.В., Начева, Л.В. / Психологические факторы социально- психологической адаптации к обучению в медицинском вузе // Дневник науки. - 2019.- №.7(31). - С.18
2. Девдариани, Н.В. / Эффективная организация обучения на основе активных методов // Региональный вестник. - 2020. - №.7(22). - С.55-56
3. Жуков, С. В., Рыбакова, М. В., Дементьева, П. И. [и др.] / Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021661873 Российская Федерация. Программа для проведения дистанционного социологического анкетирования: № 2021660772: заявл. 05.07.2021: опубл. 16.07.2021
4. Зимина В. А. / Проблемы использования дистанционного обучения в медицинском университете (платформа «MOODLE») // Международный научно- исследовательский журнал. 2019. - № 12 (90). Часть 2. - С. 93—95
5. Кетова, Н.А., Никулин, Е.А., Ильин, М.Ю., Пирогова, С.О. / Особенности агрессивного поведения обучающейся молодежи // Коллекция гуманитарных исследований. - 2019. - №.5(20). - С.35-40
6. Колесникова, А.А., Колесников, О.Л., Синицкий, А.И., Шишкова, Ю.С. / Оценка удовлетворенности студентов в условиях дистанционного образования // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - №.4. - С.71
7. Ланько, С.В., Тихомирова, А.А., Котиков, П.Е. / Использование дистанционных образовательных технологий в системе непрерывного медицинского образования // Медицина: теория и практика. 2019. Т. 4. № S. С. 302-303
8. Тихомирова, А.А., Котиков, П.Е., Дохов, М.А., Крылова, Ю.С., Ваулин, Г.Ф. / О некоторых проблемах организации учебного процесса педиатрического университета в дистанционном формате в условиях пандемии // Детская медицина Северо-запада. - 2020. - Т.8