Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
668
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНА / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / "КАПИТАЛИЗАЦИЯ МЕДИЦИНЫ" / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРЕСТИЖ / ПРОФЕССИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / HIGHER EDUCATION / MEDICINE / MEDICAL EDUCATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / MOTIVATION / SOCIAL FACTORS / "CAPITALIZATION OF MEDICINE" / SELF-REALIZATION / PRESTIGE / PROFESSION / SOCIAL STATUS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Геец Наталья Федоровна, Ерохин Алексей Константинович

Совершенствование системы качества учебной деятельности служит необходимым условием успешного обучения студентов выбранной специальности и дальнейшего профессионального роста. Предмет исследования в данной статье - мотивация к профессиональной деятельности студентов медицинского университета. Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности и профессии, не выявив личностные и социальные мотивы, не представляется возможным. Цель работы - выявить степень мотивированности и особенность учебно-профессиональной мотивации к трудовой деятельности студентов первого курса разных специальностей Тихоокеанского государственного медицинского университета. Методология исследования строилась с учетом теоретических концепций мотивации к профессиональной деятельности и знания региональных особенностей состояния медицины в Приморском крае. В качестве основного метода исследования использовался социологический опрос абитуриентов и студентов первого курса. Выдвинутая гипотеза предполагает преобладание материальных и экономических побудительных мотивов при поступлении в медицинский вуз. Анализ полученных данных выявил усиление внешних - факторов, влияющих на мотивацию поступления в медицинский вуз (престиж, гарантия трудоустройства) и сокращение мотивов, связанных с внутренней потребностью служения обществу. Научная новизна исследования состоит в выявлении особенностей развития мотивации к обучению у первокурсников. Представленные материалы могут быть использованы для дальнейшего формирования профессиональной картины мира студента и развития его мотивации на последующих курсах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Геец Наталья Федоровна, Ерохин Алексей Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF MEDICAL UNIVERSITIES STUDENTS FOR EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES

Improving the quality system of educational activities is a prerequisite for successful training in the chosen specialty and further professional growth. Subject of research is motivation for professional activity of medical university students. It is not possible to form positive motivation for educational activity and profession without identifying internal and broad social motives. The purpose of the article is to identify the degree of motivation and the peculiarity of educational and professional motivation for labor activity of first-year students at the Pacific State Medical University. The research methodology was based on the theoretical concepts of labor motivation and knowledge of the regional characteristics of the state medicine at the Primorsky krai. A sociological survey of applicants and first year students was used as the main research method. The hypothesis put forward implies the predominance of material and economic incentives for admission to a medical school. An analysis of the data obtained revealed an increase in external social and economic factors affecting the motivation for entering to medical university, and a decrease in motives associated with the internal need to serve society. The scientific novelty of the research consists in identifying the features of the development of motivation to learn among applicants. The presented materials can be used to further form the student's professional picture of the world and develop his motivation in subsequent courses of study.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378

DOI: 10.26140/knz4-2020-0904-0003

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2020

SPIN 6415-7615 Author ID 782484

Геец Наталья Федоровна, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Тихоокеанский государственный медицинский университет (690002, Владивосток, проспект Острякова д. 6, e-mail: natalyavlad_25@mail.ru) SPIN 1465-3623 Author ID 319576 ORCID 0000-0001-6420-3010

Ерохин Алексей Константинович, кандидат философских наук, доцент кафедры экономики, управления и информационных технологий Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г. Артеме

(692760, Россия, Артем, ул. Кооперативная, д. 6, e-mail: alker@list.ru) Аннотация. Совершенствование системы качества учебной деятельности служит необходимым условием успешного обучения студентов выбранной специальности и дальнейшего профессионального роста. Предмет исследования в данной статье - мотивация к профессиональной деятельности студентов медицинского университета. Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности и профессии, не выявив личностные и социальные мотивы, не представляется возможным. Цель работы - выявить степень мотивированности и особенность учебно-профессиональной мотивации к трудовой деятельности студентов первого курса разных специальностей Тихоокеанского государственного медицинского университета. Методология исследования строилась с учетом теоретических концепций мотивации к профессиональной деятельности и знания региональных особенностей состояния медицины в Приморском крае. В качестве основного метода исследования использовался социологический опрос абитуриентов и студентов первого курса. Выдвинутая гипотеза предполагает преобладание материальных и экономических побудительных мотивов при поступлении в медицинский вуз. Анализ полученных данных выявил усиление внешних - факторов, влияющих на мотивацию поступления в медицинский вуз (престиж, гарантия трудоустройства) и сокращение мотивов, связанных с внутренней потребностью служения обществу. Научная новизна исследования состоит в выявлении особенностей развития мотивации к обучению у первокурсников. Представленные материалы могут быть использованы для дальнейшего формирования профессиональной картины мира студента и развития его мотивации на последующих курсах обучения.

Ключевые слова: высшее образование, медицина, медицинское образование, профессиональная деятельность, мотивация, социальные факторы, «капитализация медицины», самореализация, престиж, профессии, социальный статус.

MOTIVATION OF MEDICAL UNIVERSITIES STUDENTS FOR EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES

© 2020

Geets Natalya Fedorovna, Associate Professor, Department of Humanities Pacific State Medical University (690002, Vladivostok, prospect Ostryakova 6, e-mail: natalyavlad_25@mail.ru) Erokhin Alexey Konstantinovich, PhD in Philosophy, Associate Professor Department of Economics, Management and Information Technology Vladivostok State University of Economics and Service, branch in Artyom (692760, Russia, Artyom, Kooperativnaya St., 6, e-mail: alker@list.ru) Abstract. Improving the quality system of educational activities is a prerequisite for successful training in the chosen specialty and further professional growth. Subject of research is motivation for professional activity of medical university students. It is not possible to form positive motivation for educational activity and profession without identifying internal and broad social motives. The purpose of the article is to identify the degree of motivation and the peculiarity of educational and professional motivation for labor activity of first-year students at the Pacific State Medical University. The research methodology was based on the theoretical concepts of labor motivation and knowledge of the regional characteristics of the state medicine at the Primorsky krai. A sociological survey of applicants and first year students was used as the main research method. The hypothesis put forward implies the predominance of material and economic incentives for admission to a medical school. An analysis of the data obtained revealed an increase in external social and economic factors affecting the motivation for entering to medical university, and a decrease in motives associated with the internal need to serve society. The scientific novelty of the research consists in identifying the features of the development of motivation to learn among applicants. The presented materials can be used to further form the student's professional picture of the world and develop his motivation in subsequent courses of study.

Keywords: higher education, medicine, medical education, professional activity, motivation, social factors, "capitalization of medicine", self-realization, prestige, profession, social status.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Образование и здравоохранение составляют весомую часть социальной сферы и формируют устойчивый сегмент современного рынка труда в стране. Одна из задач развития национальной системы здравоохранения в Стратегии развития здравоохранения до 2030 г. предусматривает создание качественной и своевременной системы оказания медицинской помощи [1]. Задача актуализирует потребность в специалистах высшей квали-Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 4(33)

фикации во всех регионах России с высокой мотивацией к профессиональной деятельности. В настоящее время в мировом «образовательном пространстве лидерство задают страны, обладающие кадрами высокой квалификации, способные производить новые технологии, и применять новейшее научное знание в практической деятельности» [2, с. 48]. Проблема кадрового обеспечения отрасли здравоохранения остро, а порой критично, стоит в большинстве субъектах РФ, в том числе и в Приморском крае. «Приток молодых выпускников вузом и медицинских колледжей не покрывает отток

специалистов из отрасли здравоохранения, сохраняя потребность в медицинских кадрах и их дисбаланс» [3, с. 24]. Подводя итоги 2019 г. министр здравоохранения Приморского края Виктор Фисенко отметил, что проблема укомплектованности врачами краевых учреждений остается нерешенной и составляет 83%, а среднего медицинского персонала 87%. Значительную часть кадрового обеспечения составляют врачи пенсионного возраста [4].

Активно анализируется вопрос - почему молодые кадры, подготовленные для реализации своих профессиональных навыков, не идут работать в отрасль? Какие стимулы и факторы могут повлиять на мотивацию студентов, ординаторов и помочь им связать свою судьбу с Российским здравоохранением, стать высококлассными специалистами?

«Правильный выбор профессии - это судьбоносный шаг в жизни человека, определяющий жизненный и профессиональный успех. Успешность обучения в вузе детерминирована уровнем развития мотивационной сферы личности как совокупность стойких мотивов» [5, с. 52]. Сделанный выбор при поступлении вуз, не должен быть утрачен студентом в процесс получения профессиональных навыков и умений.

Для выработки правильной стратегии требуется начальный анализ мотивов, сподвигших абитуриентов на выбор профессии. «В качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности, что должно подкрепляться внедрением в образовательный процесс новых современных информационных технологий и инновационных методик обучения и самообучения профессиональной деятельности» [6, с. 84].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты данной проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Профессиональная деятельность, по мнению многих авторов, зависит от профессиональных установок, складывающихся еще на стадии обдумывания поступления в вуз. Анализу формирования такого рода установок посвящены исследования А.М. Еникеевой, Т.Р. Баймуратова, Э.Ф. Хамадеева, В.В. Ретивиной, Р.Г. Бункиной и других [7-14]. Другие авторы в ходе исследований приходят к выводу о том, что мотивация профессионального выбора студентов складывается уже в процессе обучения, а на стадии поступления в вуз она далека от осознанности. К таким результатам приходят Е.И. Касьянова, Н.А. Канаева и др. [15-17]. Поэтому И.Г. Новокрещенова, С.Г. Заболотная и др. полагают, что мотивация возникает только при сочетании внешних факторов, влияющих на выбор вуза и внутренних побуждений [18; 19]. Постоянное выполнение всех требований образовательного пространства формирует осознанность мотивов выбора медицинской деятельности. Качество ее результативности определяется большим количеством «совпадений личных целей каждого работника с целями организации» [20, с. 55]. Мы также разделяем эту точку зрения, представленную в наших предыдущих работах [21; 22].

Различие в точках зрения вызвано, скорее всего, выбором методологии, с позиций которой осуществляется исследование. С другой стороны, мотивация - процесс длительный, формируемый многими внутренними и внешними факторами, что требует многогранного изучения данного вопроса.

МЕТОДОЛОГИЯ

Для изучения мотивов, побуждающих молодых людей выбрать профессию врача, было проведено социологическое исследование на базе ФГБОУ ВО Тихоокеанского государственного медицинского университета (ТГМУ). Генеральная совокупность респондентов - студенты первого курса всех специальностей набора 2019-2020 г. - 695 человек. Выборочная совокуп-16

ность - 209 человек.

Предмет исследования: отношение студентов первого курса к учебно-профессиональной деятельности. Цель исследования - определить степень мотивированности студентов первого курса к выбранной профессии. Рабочая гипотеза, выдвинутая при подготовке исследования, заключается в предположении о преобладании прагматических факторов, влияющих на выбор студентов, и снижающих гуманистический характер профессии. Методология исследования основывается на функциональном подходе, разработанном такими авторами как Б. Вайнер, К.Л. Холл, К. Спенс, К. Левин, Дж. Аткинс убежденных в том, «что мотивация играет ведущую роль в поведении сотрудников и является следствием вызова внешней среды, находя подкрепление в профессиональной деятельности» [23, с. 8]. Исследование проводилось с помощью метода социологического опроса. Обработка данных осуществлялась с помощью пакета Statistica 6.0.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В период работы приемной комиссии в 2019 г. на программы специалитета в Тихоокеанский государственный медицинский университет было подано 4629 заявлений, в том числе с возмещением стоимости обучения - 1426. Зачислено на программы специалитета 500 абитуриентов на места в рамках контрольных цифр приема, 264 - по целевому приему, 15 абитуриентов в рамках особой квоты. 229 абитуриентов зачислены на места по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Согласно приказам на зачисление по специальностям на бюджетной основе по итогам первой волны (80% всех зачисленных) нижний предел зачисления по некоторым специальностям составил 209-210 баллов (лечебное дело и педиатрия). Проходной балл достаточно высок, если считать, что верхняя планка начиналась с 270 баллов.

В ходе исследования документов работы приемной комиссии было установлено, что на все специальности высшего образования в 2019 г. существовал конкурс, а также обнаруживается стойкая тенденция увеличения количества мест приема по целевому набору на программы специалитета - до 63,3%. (рис. 1). В условиях высокой конкуренции и повышения цен за обучение такая динамика свидетельствует о взвешенном выборе медицинского вуза.

600 т-

Рисунок 1 - Показатель увеличения целевого набора по результатам самообследования ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава в 2019 г.

Среди опрошенных первокурсников 77% составили девушки и 23 % - юноши. Был исследован территориально-поселенческий состав первокурсников. Соотношение абитуриентов близко к общероссийской тенденции. По результатам переписи населения 2010 г. численность городского населения составляет 73,7%,а сельского -26,3% [20]. Соответственно при поступлении в вузы это соотношение сохраняется. В нашем случае выявлено из поступающих 68% абитуриентов закончили обучения в городских школах, 16% имеют аттестат выпускников сельских школ, 12% - окончили районную школу, 4% -завершили обучение в структурном подразделении уни-Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

верситете - факультет довузовской подготовки ФГБОУ ВО ТГМУ (рис. 2).

у 69% опрошенных респондентов стойкая мотивация к профессиональному выбору на протяжении 3-х и более лет (рис. 3).

Рисунок 2 - Территориальная представленность студентов

По мнению В.А. Барановой территория проживания влияет на «первый опыт группового осмысления реальности, определяя первичные факторы социализации, формирования ценностей, потребностей, установок, норм личности» [18, с. 194]. Существует социальный стереотип, что жители города и села сильно отличаются по эрудиции, образованию, твердости жизненной позиции, характеру, мобильности, целеустремленности, состоянию здоровья материальному положению и т.д. [19, с. 196-197]. Различие в характеристиках очень важны для определения целей и интереса студента к получению высшего образования.

Большинство сельских жителей предпочли специальность «Педиатрия», абитуриенты городские в большинстве своем поступили на специальности «Лечебное дело» и «Стоматология». Это объясняется не только материальными возможностями (обучение на этих специальностях дороже), но и некоторой неуверенностью в своих способностях общения с людьми. Выпускники сельских школ, как показали опросы, чувствуют себя увереннее в общении с детьми, чем с взрослыми. Но как показывает практика, в процессе обучения такие студенты быстро осваиваются в городской среде, развивают свой потенциал и приобретают навыки коммуникации наравне с другими студентами.

Средний возраст первокурсников - 18 лет. Возрастная характеристика опрошенного контингента нам необходима для понимания зрелости и осознанности принятого профессионального выбора. Медицина - сфера повышенной ответственности, где порою требуется принятие мгновенного, рационального, взвешенного решения. В советскую эпоху для поступления в медицинский вуз требовался трудовой стаж не менее двух лет. Приоритетом пользовались абитуриенты, окончившие медицинское училище. В приемной комиссии абитуриент проходил собеседование, на выявление зрелости и степени мотивированности выбора. Сегодня, все эти механизмы отсутствуют. Поэтому прочность мотивации к выбранной профессии исследовалась в вопросе «Как давно Вы определились с выбором медицинской профессии?» Выбор профессии врача не возникает спонтанно. Он закладывается с раннего детства в семье и в школе. Данные агенты социализации непосредственно влияют на мотивационную сферу ребенка. Результаты опроса показали следующее: только у 10% от числа опрошенных выбор профессии состоялся в последний год обучения в школе. Все остальные имеют прочную мотивацию. Определились с профессией за годы полного среднего обучения (10-11 класс) - 15%, 30% сделали свой выбор, завершая основное образования. Обучаясь в 9 классе, они твердо решили стать врачами. У оставшейся части опрошенных оказалась самая стойкая мотивация: 19% сделали свой выбор приблизительно в возрасте 12 лет, и 20% смогли реализовать мечту детства. То есть,

Рисунок 3 - Стойкость мотивов профессионального выбора

Для профессионального успеха важны внутренние вызовы. Они стали предметом нашего изучения в одном из пунктов опроса. На вопрос проходил ли абитуриент профессиональную ориентацию перед поступлением в медицинский вуз, респонденты ответили следующее: да - 44%; нет - 56%. Это свидетельствует, о том, что большинство студентов первого курса свой профессиональный выбор сделали под влиянием внешней среды, а это менее прочные стимулы для учебной деятельности. Результаты зимней сессии на первом курсе служат подтверждением этому.

При выявлении мотивов выбора профессии самым популярным и единственным внутренним мотивом оказался вариант «интерес к медицинской профессии» (38%). Все остальные решения (62%) относятся к внешним мотивам, распределившимся в порядке убывания следующим образом.

Мотив гарантированного трудоустройства назвали 19% абитуриентов. Экономический кризис привел к нестабильности рынка труда. Сложно найти работу соответствующую качественным и количественным характеристикам. А медицинские услуги, убеждены абитуриенты, всегда будут востребованы, а, значит, всегда будет работа и прочная экономическая база. Третью позицию заняла материальная составляющая. Студенты (16%) убеждены, что их профессиональные знания и умения будут достойно вознаграждены. На достигаемый статус влияет образование. Этот факт предопределил выбор -желание иметь диплом о высшем образовании (15%). Давление со стороны родителей в выборе профессионального образования испытали 14,5%. На желание продолжить медицинскую династию указали 4% респондентов.

Сложилась почти классическая структура потребностей А. Маслоу. Половина выборов респондентов (40%) связана с будущей профессиональной деятельностью и с высшей потребностью в самоактуализации. На втором месте - потребности в безопасности (35%), что продиктовано социально-экономической ситуацией в стране. И третье место принадлежит социальной потребности в признании (15%).

Вопрос «Укажите специальность, на которую мечтали поступить?» был направлен на выявление совпадения мечты с реальностью. Самыми мотивированными оказались студенты специальности «клиническая психология» - 100% совпадение мечты и реальности. Среди студентов специальностей «лечебное дело» и «стоматология» свою мечту осуществили 94% абитуриентов, 81% - студенты специальности «педиатрия». Замыкают рейтинг студенты специальности «медико-профилактическое дело» - 59%. Среднеарифметический положительный показатель среди опрошенных респондентов составил 86%.

На выбор нежелательной специальности повлиял такой внешний мотив как целевое направление. Данная категория студентов составила 4%. Но большинство сту-

дентов (57%) сделали выбор осознанно и закрепили свое желание целевой подготовкой. По правилам приема на 2019 г. Министерство Здравоохранение из 500 бюджетных мест на программы специалитета под целевой прием выделило 283 места.

В ходе опроса выявлялись будущие профессиональные предпочтения студентов. На первом курсе на представление желаемой специальности влияет ее престиж в социальной среде. Полученные результаты свидетельствуют, об относительной устойчивости профессионального выбора будущей специализации. Первое место по престижу среди лечебных специальностей традиционно заняла - хирургия (21% выборов); вторую позицию занимает специальность педиатрия (19% выборов); третье место заняла специальность акушерство и гинекология (15% выборов), что также достаточно традиционно; на четвертом месте онкология (11% выборов); замыкает пятерку лидеров, с небольшим отставанием кардиология (10% выборов) и эндокринология (10% выборов), шестое место достается специальности нейрохирургия (7% выборов), анестезиология и реанимация (6%). На рисунке 4 отображена ситуация с выбором студентов.

Рисунок 4 - Престиж медицинских специальностей.

Рейтинг престижа врачебных специальностей остался традиционным, что лишний раз подтверждается консервативностью профессиональных убеждений. Единственным исключением среди респондентов стало резкое увеличение популярности специальности «онкология». Еще три года назад в приемной комиссии существовали трудности с заполнением бюджетных мест на эту специальность. В этой области наука сделала большой рывок. На смену пришло новое высокотехнологическое оборудование, новые методы лечения, что, несомненно, вызывает интерес молодых людей. По последним данным, онкология в Приморском крае стоит на третьем месте по заболеваемости (прирост составляет 5-7% в год).

В целом для исследуемой выборки ориентация на престижные в обществе специальности закономерна, т.к. «капитализация» этих областей стремительно прогрессирует. Смена ценностной парадигмы общества привели к тому, что материальная мотивация вышла на первые позиции. Первокурсникам были предложены на выбор различные варианты правовой формы собственности лечебных учреждений, в которых они предпочли бы работать. Кроме врачебной, предлагался выбор научной и педагогической деятельности. Престиж научной и педагогической деятельности в обществе невысок, что и отразили результаты опроса. На вопрос, где вы себя видите в качестве специалиста, голоса распределились следующим образом: в частной клинике - 58%, в государственной клинике - 22%, в медицинском вузе - 3%, в научно-исследовательском институте - 17%

Очевидно, что престиж научной сферы в среде молодежи невысок. Выбор в пользу частной медицины происходит не только из-за более высокого материального дохода, но и лучшего оборудования и возможности применения современных технологий. 18

ВЫВОДЫ

В ходе исследования было выявлено усиление праг-магических мотивов поступления в медицинский вуз. Результаты показали, что внешняя направленность (социальные мотивы) связанная с желанием занять свое место в обществе, утвердиться в материальной и экономической состоятельности составляет преобладающий феномен учебной мотивации первокурсников. Конечно, в ходе образовательного процесса могут возникнуть первоначально отсутствовавшие смыслообразующие мотивы (самореализация личности, достижение общественного признания, получение моральной и экзистенциальной удовлетворенности) и связанные с учением профессиональные цели. Но на начальном этапе студенты обеспокоены будущей стабильностью трудоустройства, экономической состоятельностью и социальным статусом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030 гг. URL: https://gigabaza.ru/ doc/153687.html

2. Аллин О.Н., Сальникова Н.И. Кадры для эффективного бизнеса. М.: Генезис, 2005. 248 с.

3. Галимова А.И. Мотивация студентов при поступлении в медицинский вуз// Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7-1. С. 22-53.

4. Здравоохранение ДВФО: как регионы справляются с кадровым дефицитом // ПорталВладМедицина.Ру. URL: https://vladmedicina. livejournal.com/74067.html

5. Батаршев В.А. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. М.: Академия, 2009. 176 с.

6. Комаров Е.И. Измерение мотивации и стимулирования «человека работающего». М.: РИОР: ИНФРА-М, 2010. 136 с.

7. Профессиональная мотивация студентов медицинского вуза / А. М. Еникеева, Т. Р. Баймуратов, Э. Ф. Хамадеев [и др.] // Молодой ученый. 2016. № 21 (125). С. 869-870.

8. Ретивина В.В. Трудовые ценности и установки современной студенческой молодёжи // Высшее образование в России. 2019. № 1. С. 57-63.

9. Буянкина Р.Г., Таптыгина Е.В., Рудакова Л.В. Мотивация выбора образовательного учреждения абитуриентами // Сибирское медицинское образование. 2014. № 1. С. 93-96.

10. Гомилевская Г.А., Петрова Г.А., Кононов А.Ю. Образовательный туризм как механизм межкультурной адаптации иностранных абитуриентов ВГУЭС // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 227-230.

11. Толканюк З.А. Профессиональное самоопределение молодежи как фактор подготовки компетентного специалиста // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 57-59.

12. Смольянинова Е.Н., Козлова А.А. Анализ условий обучения в высшей школе как факторов, влияющих на выбор абитуриентов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 186-189.

13. Андриенко О.А., Толканюк З.А. О социальном партнерстве общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования //Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 5-8.

14. Быканова О.А., Павлова А.К. Виды профориентационной работы в экономическом вузе и ее эффективность // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 39-41.

15. Касьянова Е.И. Обучение в высшем учебном заведении и профессиональная ориентация студентов (по результатам социологического исследования) // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. 2015. № 4. С. 136-142.

16. Канаева Н.А. Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов. // Молодой ученый. 2010. № 4 (15). С. 271-273.

17.12Кондратюк Т.А., Коломейцева И.В., Кондратюк А.И. Социально-психологическое исследование первокурсников Красноярского педагогического университета имени В.П. Астафьева // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 79-86.

18. Новокрещенова И.Г., Новокрещенов И.В., Семикина Н.А., Чунакова В.В. Характеристика профессионального самоопределения студентов-первокурсников медицинского вуза // Оренбургский медицинский вестник. 2018. № 4. С. 55-59.

19. Заболотная С.Г. Ценностное самоопределение будущего врача в медицинской профессии // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. С. 167.

20. Ключевский А.И. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала //Проблемы науки. 2017. №2 (15). С. 54-58.

21. Ерохин А.К., Власенко А.А. Дилемма целей высшего образования в философском измерении// Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Т. 9. - № 4. С. 132-153.

22. Ерохина Л.Д., Трифонова Г.А., Урядова В.В., Ерохин А.К. Возможности медиаобразования в формировании интереса к учебе // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 2-4. С. 105-112.

23. Макклеланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. 672 с.

Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

24. Баранова В.А. Городской и сельский социумы: социально-психологические аспекты исследования территориально-поселенческих общностей // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2012. № 2. С. 194-201.

25. Социально-демографический портрет России: По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года/Федеральная служба государственной статистики. М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. 183 с.

Статья поступила в редакцию 15.09.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.