Научная статья на тему 'Предпосылки, обуславливающие модернизацию содержания методик и технологий преподавания специальной прикладной физической подготовки сотрудникам ОВД'

Предпосылки, обуславливающие модернизацию содержания методик и технологий преподавания специальной прикладной физической подготовки сотрудникам ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специальная прикладная физическая подготовка / технологии преподавания / профессионально-важные физические качества / специальные правовые режимы / профессиональная компетентность / special applied physical training / teaching technologies / professionally important physical qualities / special legal regimes / professional competence / physical qualities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимир Андреевич Тихомиров, Вадим Михайлович Бычков, Константин Николаевич Костиков

Рассматриваются исходные положения, которые предопределяют необходимость совершенствования ныне существующих методик и технологий преподавания специальной прикладной физической подготовки. Понимание истинных причин и условий, обуславливающих модернизацию содержания процесса профессиональной подготовки сотрудников ОВД, позволит определиться с вектором работы, а также дать достойный и исчерпывающий ответ существующим внешним вызовам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Владимир Андреевич Тихомиров, Вадим Михайлович Бычков, Константин Николаевич Костиков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prerequisites conditioning the modernization of the content of methods and technologies for teaching special applied physical training to its employees

The presented article discusses the starting points that predetermine the need to improve currently existing methods and technologies for teaching special applied physical training. Understanding the true reasons and conditions that determine the modernization of the content of the professional training process for police officers will make it possible to determine the vector of work, as well as give a worthy and comprehensive response to existing external challenges.

Текст научной работы на тему «Предпосылки, обуславливающие модернизацию содержания методик и технологий преподавания специальной прикладной физической подготовки сотрудникам ОВД»

Научная статья УДК 796

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-131-134 EDN: https://elibrary.ru/qvctzo NIION: 2018-0077-2/24-467 MOSURED: 77/27-024-2024-02-666

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Предпосылки, обуславливающие модернизацию содержания методик и технологий преподавания специальной прикладной физической подготовки сотрудникам ОВД

Владимир Андреевич Тихомиров1, Вадим Михайлович Бычков2, Константин Николаевич Костиков3

1 2. 3 Московский университет России МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 tikhomirov90.96@mail.ru

2 wind2999@rambler.ru

3 wind2999@rambler.ru

Аннотация. Рассматриваются исходные положения, которые предопределяют необходимость совершенствования ныне существующих методик и технологий преподавания специальной прикладной физической подготовки. Понимание истинных причин и условий, обуславливающих модернизацию содержания процесса профессиональной подготовки сотрудников ОВД, позволит определиться с вектором работы, а также дать достойный и исчерпывающий ответ существующим внешним вызовам.

Ключевые слова: специальная прикладная физическая подготовка, технологии преподавания, профессионально-важные физические качества, специальные правовые режимы, профессиональная компетентность

Для цитирования: Тихомиров В. А., Бычков В. М., Костиков К. Н. Предпосылки, обуславливающие модернизацию содержания методик и технологий преподавания специальной прикладной физической подготовки сотрудникам ОВД // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 2. С. 131-134. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2024-2-131-134. EDN: QVCTZO.

Original article

Prerequisites conditioning the modernization of the content of methods and technologies for teaching special applied physical

training to its employees

Vladimir A. Tikhomirov\ Vadim M. Bychkov2, Konstantin N. Kostikov3

1 2 3 Moscow University of Russia Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 tikhomirov90.96@mail.ru

2 wind2999@rambler.ru

3 wind2999@rambler.ru

Abstract. The presented article discusses the starting points that predetermine the need to improve currently existing methods and technologies for teaching special applied physical training. Understanding the true reasons and conditions that determine the modernization of the content of the professional training process for police officers will make it possible to determine the vector of work, as well as give a worthy and comprehensive response to existing external challenges.

Keywords: special applied physical training, teaching technologies, professionally important physical qualities, special legal regimes, professional competence, physical qualities

For citation: Tikhomirov V. A., Bychkov V M., Kostikov K. N. Prerequisites conditioning the modernization of the content of methods and technologies for teaching special applied physical training to its employees. Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(2):131-134. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-131-134. EDN: QVCTZO.

На современном этапе развития общества просле- ваний к профессиональной подготовленности сотруд-живается отчетливая тенденция роста уровня требо- ников органов внутренних дел. Современные вызовы

© Тихомиров В. А., Бычков В. М., Костиков К. Н., 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

создают предпосылки к установлению более жестких критериев оценки, связанных с выполнением сотрудниками органов внутренних дел своих служебных обязанностей. Одно из направлений, к которому предъявляется повышенные требования является физическая подготовленность сотрудников к решению различного рода задач, возникающих в ходе осуществления оперативно-служебной деятельности.

Достижение высокого уровня физической подготовки сотрудников органов внутренних дел является одной из ключевых задач в обеспечении их эффективной профессиональной компетентности. Специальная физическая подготовка направлена на формирование не только высоких показателей силы, выносливости, быстроты, гибкости, но и выработки устойчивости к стрессу и способности к действиям в экстремальных ситуациях [2].

Необходимость модернизации содержания методик и технологий преподавания специальной прикладной физической подготовки для сотрудников ОВД является одной из самых актуальных задач педагогики в системе ведомственных высших учебных заведений. Предпосылками такой модернизации являются как социальные, так и технологические изменения в обществе, а также новые требования к эффективности и безопасности служебной деятельности. В данной статье мы рассмотрим ключевые факторы, обуславливающие модернизацию содержания методик и технологий преподавания специальной физической подготовки сотрудникам ОВД.

Предпосылки модернизации содержания методик и технологий преподавания специальной профессиональной физической подготовки сотрудникам органов внутренних дел имеют свои корни в различных изменениях, происходящих в обществе, в сфере правоохранительной деятельности, в нормативно-правовом поле и спорте.

Первая предпосылка касается развития науки и технологий. С появлением новых методов и средств тренировок, улучшения спортивного оборудования и разработки эффективных программ физической подготовки стало возможным более точно адаптировать тренировочные процессы к конкретным потребностям сотрудников ОВД [5].

Вторая предпосылка связана с изменениями в самой системе органов внутренних дел. В условиях изменяющейся социально-экономической ситуации и повышения сложности преступных проявлений, требуются более высокие уровни физической подготовленности личного состава. Это вызывает необходимость постоянного совершенствования содержания и методик преподавания физической подготовки [7].

Третья предпосылка связана с ростом значимости физической подготовки сотрудников из-за событий, происходящих в социуме. Например, большинство оперативных задач, решаемых в ходе проведения Специальной военной операции, требуют от сотрудников высокого уровня физического развития и способности применения ими знаний, умений и навыков, получен-

132 РЕйДООО1СДЬ

ных в ходе тренировок и тренажеи, так как они часто сталкиваются с опасными и экстремальными ситуациями. Поэтому развитие методик и технологии преподавания физической подготовки становится ключевым моментом для повышения эффективности работы в различных условиях выполнения служебных задач [6].

Четвертая предпосылка - это международный опыт и передовые практики других стран. Мировые тренды в области физической подготовки в правоохранительных органах активно изучаются и адаптируются к условиям России. Это позволяет использовать передовой опыт других стран для модернизации содержания методик и технологий преподавания специальной профессиональной физической подготовки [1].

Физическая подготовка является неотъемлемой частью процесса обучения сотрудников правоохранительных органов, поэтому она должна носить строго легитимный характер, то есть основные критерии должны быть отражены в нормативно-правовых актах.

Основным источником организации физической подготовки сотрудников ОВД является Приказ МВД России от 1 июля 2017 года № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», который регламентирует правила и порядок развития и совершенствования профессионально-важных физических качеств и формирования двигательных умений и навыков, необходимых при осуществлении оперативно-служебных задач.

Как существующие методики и технологии преподавания специальной физической подготовки сотрудникам, так и нормативно-правовое регулирование требуют модернизации с учетом появления новых социальных условий (предпосылок) и обусловливающих их факторов.

Анализ современного состояния методик и технологий показывает необходимость пересмотра подхода к преподаванию физической подготовки. Важным аспектом является переход от классических методик, основанных на общих принципах педагогики, теории и методики физического воспитания, к специализированным программам, более эффективным и адаптированным к выполнению специфических задач и требований службы ОВД.

Так, касаемо изменений подхода преподавания и повышения общего уровня физической подготовки сотрудников, Коллегией МВД России было принято Решение (Приложение к Приказу МВД России от 3 июня 2023 года № 480) от 30 мая 2023 года №2км «О повышении качества профессиональной подготовки личного состава органов внутренних дел, в том числе к выполнению служебных задач в особых условиях» о повышении качества методического обеспечения профессиональной служебной и физической подготовки в ОВД.

Ключевым фактором модернизации методики обучения стала необходимость обязательного введения тематики о выполнение служебных задач в особых условиях в период действия специальных правовых режимов [3].

SCIENCES

Научно-технический прогресс может позволить повысить эффективность подготовки сотрудников. Например, это может быть использование специального оборудования для тренировки определенных навыков, инновационных технологий, включающие в себя различные компьютерные программы, интерактивные тренажеры, виртуальную реальность и другие средства симулирующие реальные ситуации.

Еще одним важным аспектом модернизации является индивидуализация подхода к каждому сотруднику. Учитывая особенности физической подготовленности каждого человека, необходимо разрабатывать программы, которые учитывают индивидуальные потребности и возможности каждого сотрудника, для рационального использования сил и средств при выполнении служебных задач [4].

Таким образом, модернизация содержания методик и технологий преподавания специальной профессиональной физической подготовки сотрудникам ОВД является необходимостью для эффективного выполнения ими своих служебных обязанностей в условиях изменяющейся реальности.

Библиографический список

1. Галимова А. Г. Повышение уровня физической подготовленности курсантов вузов МВД России средствами кроссфит : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. / А. Г. Галимова. Улан-Удэ, 2017. 184 с.

2. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

3. Решение Коллегии МВД России от 30 мая 2023 года №2км «О повышении качества профессиональной подготовки личного состава органов внутренних дел, в том числе к выполнению служебных задач в особых условиях».

4. Рукавишников Д. А. Педагогические условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД РФ : дис. ... канд. пед.наук : 13.00.08 / Рукавишников Денис Анатольевич. Чебоксары, 2006. 193 с.

5. Серебрянников В. А., Мудренко Н. А., Стор-жук А. В. О необходимости разработки современной концепции физической подготовки сотрудников ОВД // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы XVIII междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т.

Т. I. Иркутск : ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. С. 249-255.

6. Славко А. Л. Опыт внедрения новых форм и методов физической подготовки в органах внутренних дел // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2017.

7. Троян Е. И. Профессиональная подготовка сотрудников ОВД к комплексным силовым действиям в оперативно-служебных ситуациях. Тюмень : Министерство внутренних дел Российской Федерации, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2019. 84 с.

Bibliographic list

1. Galimova A. G. Increasing the level of physical fitness of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia using crossfit : dis. ...cand. ped. Sciences: 13.00.04. / Galimova A.G. Ulan-Ude, 2017. 184 p.

2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated July 1, 2017 No. 450 «On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation».

3. Decision of the Board of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated May 30, 2023 No. 2km «On improving the quality of professional training of personnel of internal affairs bodies, including the performance of official tasks in special conditions».

4. Rukavishnikov D. A. Pedagogical conditions for improving professional-applied physical training of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation : dis. ...cand. pedagogical sciences : 13.00.08 / Rukavishnikov Denis Anatolyevich. Cheboksary, 2006. 193 p.

5. Serebryannikov V. A., Mudrenko N. A., Stor-zhuk A. V. On the need to develop a modern concept of physical training for police officers // Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and law enforcement officers departments: materials of the XVIII international. scientific-practical Conf.: in 2 vols. T. I. Irkutsk : FGKOU VO VSI Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. P. 249-255.

6. Slavko A. L. Experience in introducing new forms and methods of physical training in internal affairs bodies // Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017.

7. Troyan E. I. Professional training of police officers for complex force actions in operational situations. Tyumen : Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019. 84 p.

Информация об авторах

В. А. Тихомиров - преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

В. М. Бычков - доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук;

К. Н. Костиков - преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

133

Information about the authors

V. A. Tikhomirov - Lecturer at the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training at Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot';

V. M. Bychkov - Associate Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Training at Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', candidate of pedagogical sciences;

K. N. Kostikov - Lecturer at the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Training at Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.12.2023; одобрена после рецензирования 22.04.2024; принята к публикации 30.04.2024.

The article was submitted 18.12.2023; approved after reviewing 22.04.2024; accepted for publication 30.04.2024.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СУДЕБНОГО ПРИСТАВА

Профессиональная этика судебного пристава : учебник для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / И. И. Аминов, К. Г. Дедюхин, А. Р. Усиевич. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 239 с.

В учебнике отражен один из первых опытов разработки проблем профессиональной этики государственных гражданских служащих ФССП России. Его основное предназначение — способствовать повышению нравственной и правовой культуры работников трех, органически дополняющих друг друга «ветвей» этой службы: судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; судебных приставов-исполнителей, осуществляющих исполнение актов юрисдик-ционных органов, работников, осуществляющих предварительное расследование в форме дознания по делам, отнесенным к подследственности ФССП России.

С современных позиций рассматриваются основные этические проблемы: сущность морали, категории этики, история нравственных начал в исполнении судебных решений; даются также рекомендации по формированию у сотрудников ФССП России общих и профессиональных компетенций, убеждений, умений и навыков соблюдения моральных и правовых норм в профессиональной деятельности и повседневном поведении.

Для студентов и преподавателей образовательных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации. Может быть использован в рамках служебной подготовки сотрудников Федеральной службы судебных приставов.

134

PEDAGOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.