Научная статья на тему 'Педагогическая технология обучения физической подготовке сотрудников органов внутренних дел'

Педагогическая технология обучения физической подготовке сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудники ОВД / педагогическая технология / физическая подготовка / вооруженные конфликты / чрезвычайные ситуации / police officers / pedagogical technology / physical training / armed conflicts / emergencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иван Николаевич Марченко, Вадим Михайлович Бычков, Дженнет Муслимовна Гашимова

Рассматривается педагогическая основа физической подготовке сотрудников органов внутренних дел. Подготовка высококвалифицированных кадров для МВД России требует значительных усилий по формированию и развитию физических навыков у каждого сотрудника правоохранительных органов. Особенно данные навыки требуются в ситуациях, которые относят к разряду нестандартных: вооруженные конфликты, чрезвычайные ситуации. В зависимости от условий профессиональной деятельности сотруднику ОВД могут понадобиться различные умения и навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иван Николаевич Марченко, Вадим Михайлович Бычков, Дженнет Муслимовна Гашимова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technology of teaching physical training to employees of internal affairs bodies

The article considers the pedagogical basis of physical training of employees of the internal affairs bodies. The training of highly qualified personnel for the Ministry of Internal Affairs of Russia requires significant efforts to form and develop physical skills in every law enforcement officer. Especially, these skills are required in situations that are classified as non-standard: armed conflicts, emergencies. Depending on the conditions of professional activity, an employee of the Department of Internal Affairs may need various skills and abilities.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология обучения физической подготовке сотрудников органов внутренних дел»

Научная статья УДК 796

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-144-147 EDN: https://elibrary.ru/UTATIH NIION: 2018-0077-4/23-404 MOSURED: 77/27-024-2023-04-603

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Педагогическая технология обучения физической подготовке сотрудников органов внутренних дел

Иван Николаевич Марченко1, Вадим Михайлович Бычков2, Дженнет Муслимовна Гашимова3

12'3 Московский университет России МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 iv.marchencko2012@yandex.ru

2 wind2999@rambler.ru

3 iv.marchencko2012@yandex.ru

Аннотация. Рассматривается педагогическая основа физической подготовке сотрудников органов внутренних дел. Подготовка высококвалифицированных кадров для МВД России требует значительных усилий по формированию и развитию физических навыков у каждого сотрудника правоохранительных органов. Особенно данные навыки требуются в ситуациях, которые относят к разряду нестандартных: вооруженные конфликты, чрезвычайные ситуации. В зависимости от условий профессиональной деятельности сотруднику ОВД могут понадобиться различные умения и навыки.

Ключевые слова: сотрудники ОВД, педагогическая технология, физическая подготовка, вооруженные конфликты, чрезвычайные ситуации

Для цитирования: Марченко И. Н., Бычков В. М., Гашимова Д. М. Педагогическая технология обучения физической подготовке сотрудников органов внутренних дел II Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 4. С. 144-147. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-144-147. EDN: UTATIH.

Original article

Pedagogical technology ofteaching physical training to employees

of internal affairs bodies

Ivan N. Marchenko1, Vadim M. Bychkov2, Jennet M. Gashimova3

2-3 Moscow University of Russia Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 iv.marchencko2012@yandex.ru

2 wind2999@rambler.ru

3 iv.marchencko2012@yandex.ru

Abstract. The article considers the pedagogical basis of physical training of employees of the internal affairs bodies. The training of highly qualified personnel for the Ministry of Internal Affairs of Russia requires significant efforts to form and develop physical skills in every law enforcement officer. Especially, these skills are required in situations that are classified as non-standard: armed conflicts, emergencies. Depending on the conditions of professional activity, an employee of the Department of Internal Affairs may need various skills and abilities.

Keywords: police officers, pedagogical technology, physical training, armed conflicts, emergencies

For citation: Marchenko I. N., Bychkov V. M., Hashimova D. M. Pedagogical technology of teaching physical training to employees of internal affairs bodies II Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(4):144-147. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-144-147. EDN: UTATIH.

В настоящее время для решения задач, стоящих бованиями, во всех образовательных учреждениях перед полицией [6], сотрудники ОВД должны знать МВД России происходит обучение, которое регламен-основания применения физической силы и уметь ее тируется федеральными законами и ведомственными правильно использовать. В соответствии с этими тре- нормативными правовыми актами. К примеру, к по© Марченко И. Н., Бычков В. М., Бычков М. В., 2023 144 PEDAGOGICAL SCIENCES

№ 4 / 2023 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

следним можно отнести Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации». Однако мы понимаем, что для качественного обучения необходимо выработать единообразные стандартизированные педагогические технологии, включающие способы, методы и приемы, передачи знаний от преподавателя к каждому сотруднику ОВД. К передаче знаний преподавателем должны предъявляться определенные требования, при отсутствии способности преподавателя к подобной передаче он не будет допущен к занятиям.

Закономерно считается, что сотрудник, прошедший обучение, «должен быть в хорошей физической форме,

уметь применять боевые приемы борьбы и огнестрельное оружие» [1,с. 13]. Как видно из анализа статистических данных, опубликованных в сборнике «Состояние преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2022 года», отраженных в рис. 1, большое количество преступлений занимают требующие физических усилий при раскрытии и задержании. Хотя мы понимаем, что преступность в большинстве своем переходит на новый качественный уровень, и преступления совершаются все чаще с помощью информационно-телекоммуникационных технологий, однако, задержание лица, совершившего преступный акт, осуществляется с применением физической силы, особенно по преступлениям, связанным с посягательством на личность и собственность.

Процент от общего количества (%)

I Взяточничество

I Убийство, УПТВЗ, изнасилование

I Хулиганство

I Мошенничество

I Управление т/с в состоянии опьянения

I Нарушение ПДД Грабеж, разбой Присвоение или растрата

■ Кража

■ Прочие

Рис. 1. Состояние преступности в Российской Федерации за 2022 год.

Однако в современных условиях педагогические технологии обучения личного состава не всегда соответствуют ситуациям чрезвычайного характера и вооруженных конфликтов. Недостаток практических навыков вполне оправдан, теоретические знания о действиях в специальных условиях не могут полностью подготовить сотрудника ОВД к реальным ситуациям. Поэтому выходом из сложившейся проблемы может быть внедрение в учебный процесс максимально приближенных к особым условиям практических занятий, позволяющих оптимизировать обучение. Конечно, не каждое образовательное учреждение системы МВД России может позволить создать материальную базу для прове-

дения занятия, однако, необходимо обратить внимание и на методические условия. Каждая организация педагогической подготовки проводится в несколько этапов. В среднем ученые выделяют:

Правовое обеспечение, которое выражено в разъяснении нормативно-правовой базы организации физической подготовки, в том числе в особых условиях - вооруженный конфликт, чрезвычайные ситуации. Важным является обращение внимания личного состава ОВД на отличительные особенности ситуаций, в которых применяется физическая сила. Таким образом, преподаватель должен обратить внимание на необходимость проведения комплексного анализа

ситуации: психологических, уголовно-правовых, криминологических.

Теоретическая подготовка включает в себя объяснение основ физической подготовки, преподаватель должен обратить внимание каждого сотрудника ОВД на физиологические особенности организма, технику выполнения приемов.

Практическую подготовку составляют различные приемы, способы и методы, которые каждый преподаватель выбирает самостоятельно исходя из различных факторов: темы занятия, собственных компетенций, материальной оснащенности. Как показывает практика, некоторые формы проведения занятий демонстрируют большую действенность. «Применение игровых технологий в образовательном процессе раскрывает психологические и творческие механизмы у обучаемых, обеспечивая активность, реалистичность, ответственность на занятиях, а также определяет и утверждает профессиональную готовность к выполнению служебного долга будущего сотрудника МВД России» [5, с. 360].

Правильным будет использование «метода критических ситуаций и метода ситуационного моделирования». Правильным тактическим ходом будет создание ролевой ситуации, которая основа на анализе реальности, с которой может столкнуться сотрудник правоохранительных органов. В условиях интерактивного обучения возможно создать ситуации, где несколько обучающихся могут выполнять различные роли, что позволяет индивидуально подходить к подготовке каждого сотрудника, выявить его сильные и слабые стороны, а также закрепить навыки работы как в команде, так и в одиночку. Обучающийся в условиях ограниченных ресурсов (времени, сил) опирается на теоретические знания, принимает тактические решения, которые на его взгляд наиболее эффективно должны решить возникшую оперативную ситуацию [4].

Одним из важных особенностей подобного вида обучения являются имитационные действия, которые помогают каждому сотруднику поменяться местами с любым человеком и, следовательно, примерить на себя различные поведенческие модели. Данные действия способствуют выработке навыка быстрого анализа реальной ситуации и принятию наиболее эффективного решения. При этом мы понимаем, что реализация программы подобного занятия возможна не во всех образовательные учреждениях МВД России, так как может потребовать высокой материальной оснащенности в виде специально подготовленной базы и хорошей методической организации.

Стоит отметить, что наиболее эффективным считается начинать физическую подготовку одиночно, постепенно вырабатывая навыки слаживания функциональной группы, при этом преподавателями должно поощряться использование различных макетов: холодного и огнестрельного оружия, страйкбольного, пейнтбольного и пневматического оборудования, средств бронезащиты и активной обороны, имитационных средств - «средства имитации взрыва, пожара и холостые патроны», в разное времени суток и время года [5, с. 362].

146 РЕйДООО1СДЬ

Отдельное внимание заслуживает организация проведения занятия. Практические занятия должны проводиться посредством не менее двух преподавателей, с обязательным делением взводов на подгруппы. Причем лучше использовать наблюдение за группой или человеком, выполняющим задания, для анализа его действий и возможности выработки собственной стратегии решения проблемы. В последующем для понимания эффективности выбранных методов обучения, а также для отслеживания прогресса знаний личного состава должны быть использованы формы контроля знаний: текущий, предварительный и промежуточный.

Таким образом, педагогическая технология занятий по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел включает в себя различные формы, способы и средства, направленные на выработку у личного состава навыков в действиях в различных условиях, в целях решения задач, стоящих перед ОВД в настоящее время. Наиболее эффективно показывает себя создание ролевых моделей, наиболее приближенных к реальным условиям прохождения службы. Представляется, что к проведению данных занятий должны быть привлечены специалисты, имеющие боевой опыт. Данные исследования, на наш взгляд, совершенствуют педагогические технологии при обучении физической подготовке сотрудников и делают ее более практически направленной, совершенствуют ее методическую и материальную базы, внедряют современные педагогические технологии и методики.

Библиографический список

1. Зотов, Н. В. Педагогические технологии организации огневой и физической подготовки в образовательной организации Министерства внутренних дел России / Н. В. Зотов // Автономия личности. 2022. № 1 (27). С. 12-16.

2. Министерство внутренних дел Российской Федерации ФКУ «Главный информационный аналитический центр». Состояние преступности в России за январь - декабрь 2022 года : сборник. Москва. 2023. 66 с.

3. Осипов, Д. В. Особенности специальной физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России / Д. В. Осипов // Наука-2020. 2020. №3(39). С. 20-33.

4. Носов, С. А. Роль физической подготовки среди курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России и подготовка их к предстоящей профессиональной деятельности сотрудника полиции / [С. А. Носов и др.] // Обзор педагогических исследований. 2022. №3. Т. 4. С. 105-109.

5. Старцев, А. М. К вопросу о методах и средствах методики специальной подготовки в условиях полигонной базы в образовательных учреждениях МВД России / А. М. Старцев // Вестник экономической безопасности. 2020. № 1. С. 359-364.

6. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции» (в ред. от 24.02.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011.№7. Ст. 900.

SCIENCES

№ 4 / 2023 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Bibliographic list

1. Zotov, N. V. Pedagogical technologies for the organization of fire and physical training in an educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia / N. V. Zotov // Autonomy of personality. 2022. No. 1 (27). P. 12-16.

2. Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation FKU «Main Information Analytical Center». The state of crime in Russia in January - December 2022 : a collection. Moscow. 2023. 66 p.

3. Osipov, D. V. Features of special physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / D. V. Osipov II Science-2020. 2020. № 3 (39). P. 20-33.

4. Nosov, S. A. The role of physical training among cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and their preparation for the upcoming professional activity police officer / [S. A. Nosov et al.] II Review of pedagogical research. 2022. No. 3. Vol. 4. P. 105-109.

5. Startsev, A. M. On the question of methods and means of special training methods in the conditions of a landfill base in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia / A. M. Startsev II Bulletin of Economic security. 2020. No. 1. P. 359-364.

6. Federal Law No. 3 of February 7, 2011 «On the Police» (as amended, dated 02/24/2021) II Collection of legislation of the Russian Federation. 2011. No. 7. St. 900.

Информация об авторах

И. Н. Марченко - старший преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

В. М. Бычков - доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук;

Д. М. Гашимова - курсант Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

I. N. Marchenko - senior lecturer at the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training at the Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot';

V. M. Bychkov - Associate Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Training at the Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', candidate of pedagogical sciences;

D. M. Gashimova - cadet at the Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 26.04.2023; одобрена после рецензирования 12.12.2023; принята к публикации 25.12.2023.

The article was submitted 26.04.2023; approved after reviewing 12.12.2023; accepted for publication 25.12.2023.

Журнал «Судебная экспертиза и исследования» приглашает к сотрудничеству аспирантов, докторантов и соискателей, а также всех заинтересованных лиц.

Главный редактор журнала: заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации, почетный профессор Университета правоохранительной службы Монголии, почетный член Литовского криминалистического общества, член Международного сообщества судебных экспертов, доктор юридических наук, профессор Надежда Павловна Майлис.

Журнал расширяет платформу для дискуссий ученых и практиков по насущным вопросам назначения, организации, проведения всех видов судебных экспертиз, а также производства исследований, в том числе с применением инновационных технологий.

Адрес редакции:123298, г. Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1.

E-mail: sud-ekspertiz@mail.ru

Телефон: +7 499 740-68-30

СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И ИССЛЕДОВАНИЯ

V1

1

2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.