Научная статья на тему 'Предпосылки образования республики Ингушетия'

Предпосылки образования республики Ингушетия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
436
55
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ИНГУШЕТИЯ / REPUBLIC OF INGUSHETIA / ВТОРОЙ СЪЕЗД НАРОДОВ ИНГУШЕТИИ / SECOND CONGRESS OF THE PEOPLES OF INGUSHETIA / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / PUBLIC AUTHORITIES / ИНГУШСКИЙ НАРОД / INGUSH PEOPLE / ДЕПОРТАЦИЯ НАРОДА / DEPORTATION OF THE PEOPLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гулиева Малика Магомедовна

В статье рассматриваются предпосылки образования Республики Ингушетия. Прослеживается исторический путь ее становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACKGROUND OF EDUCATION OF THE REPUBLIC OF INGUSHETIA

The article discusses the background of education of the Republic of Ingushetia. Traced the historical path of formation of the Republic.

Текст научной работы на тему «Предпосылки образования республики Ингушетия»

СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ: ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

УДК 32 М.М. Гулиева

МаНка Guliyevа

Рассматривая вопрос о предпосылках образования Ингушской Республики, необходимо обратиться к временам административного деления территории, принадлежащей ингушскому народу. С момента образования Терской области (вторая половина XIX в.) территория Ингушетии много раз перекраивалась. В результате административно-территориальных реформ царской России во второй половине XIX века ингуши оказались в разных административно-территориальных округах. Это привело к утрате территориальной целостности Ингушетии и, как следствие, идентичности ингушского населения, оказавшегося в различных округах.

Н.Ф. Грабовский писал: «В начале 80-х гг. Терская область разбивалась на семь округов: Пятигорский, Нальчинский, Владикавказский, Грозненский, Хасав-Юртовский, Аргунский и Веденский. Ингуши входили во Владикавказский округ, Грозненский, Нальчинский и Хасав-Юртовский» [6, с. 178-179]. Ингушское население, оказавшееся в разных округах, подвергалось этнокультурной и языковой ассимиляции, что вело к потере не только территории, но и национально-демографического состава ингушей. Они были изгнаны из своих исконных мест поселений. На месте ингушских поселений заложили казачьи станицы, так называемой Сунженской линии. Вместе с тем ингуши с 1888 по 1905 г. вместе с казаками входили в Сунженский отдел, так как Сунженский отдел был образован на территории Ингушетии.

Через некоторое время на Северном Кавказе вновь происходят административно-территориальные изменения. В 1905 г. в области учреждены были четыре отдела: Пятигорский, Моздокский, Кизлярский, Сунженский, а так же шесть округов: Владикавказский, Хасав-Юртовский, Нальчинский, Грозненский, Веденский Назрановский [6, с. 179-180].

Ингуши были выделены из Сунженского отдела в отдельный Назрановский округ. В округах проживало горское население, в отделах - казаки.

После революции, в феврале 1919 г. в ингушском селении Базоркино на вооруженном съезде ингушского народа провозглашается Горская Советская республика. Позднее, в 1921 г. ВЦИК РСФСР принял декрет об образовании Горской АССР. В ее состав, на правах автономных округов,

© Гулиева М.М., 2015

вошли шесть национально-административных образований: Балкария, Ингушетия, Кабарда, Карачай, Осетия, Чечня [6, с. 180]. В июле 1924 г. ВЦИК РСФСР принял Постановление об упразднении Горской АССР, по которому она расчленялась на две автономные области - Северную Осетию и Ингушетию, на автономный Сунженский округ и самостоятельную административную единицу - город Владикавказ.

В 1934 г. Ингушетия, вопреки воле и желанию ее народа, без учета исторически сложившихся социальных, политических, экономических и культурных условий жизни и быта лишена своей автономии и присоединена к Чеченской автономной области. Северной Осетии передали не только город Орджоникидзе, а также и значительную часть территории Ингушетии. В результате Ингушетия потеряла не только свой административный, экономический и культурный центр - г. Владикавказ, но и статус самостоятельной автономной области [5, с. 99]. В июне 1940 г. законом, принятым на третьей сессии Верховного Совета РСФСР первого созыва, было утверждено образование ЧИАССР.

В 1944 г. весь ингушский народ был депортирован в Казахстан. В результате народ был лишен надежды на восстановление территории и статуса автономной области: ушли в прошлое многие народные обычаи, традиции, песни, легенды, предания, профессии предков, навыки народной медицины, постепенно умирал язык. В то время для народа важно было выжить физически. Вернувшись из ссылки, ингуши в очередной раз вынуждены были обустраивать свой быт. Были разграблены и уничтожены дома, мечети, кладбища, многие боевые и жилые башни, храмы, святилища, могильники.

Тем самым Ингушский народ, понесший неисчислимые физические и нравственные потери после возвращения из депортации, оказался разделенным на пять частей:

- одна часть ингушей, претерпевая физический и духовный геноцид, поселилась в Пригородном районе;

- вторая часть - в г. Грозном, в основном интеллигенция и чиновники;

- третья часть - среди русских и казаков в Сунженском районе;

- четвертая часть ингушей - в Назрановском, Малгобекском и Галашкинском (бывшем Первомайском) районах;

- значительная часть ингушей, в основном бывших жителей Пригородного района, осталась в Казахстане [7, с. 56].

Декларацией Верховного Совета от 14 ноября 1989 г. и Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» законодательные и иные акты, согласно которым ингушский народ в числе других был подвергнут массовым репрессиям и депортации, признаны незаконными и преступными. Анализ совершенных против них преступлений, предание этих преступлений гласности побудили Верховный Совет СССР принять Декларацию «О признании незаконными репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» [3, с. 37].

Тем самым Верховный Совет СССР безоговорочно осуждал практику насильственного переселения целых народов как тяжелейшее преступление, противоречащее основам международного права, гуманистической природе социалистического строя.

Принятие Декларации «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» позволило Верховному Совету СССР принять Постановление «Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав». В Постановлении отмечалось: «Руководствуясь Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» и исходя из политического и со-

Вестник Университета № 8, 2015

циального значения полного решения всех вопросов, связанных с восстановлением прав народов, подвергшихся необоснованным репрессия. Также согласно Постановлению отменялась статья 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1956 г. «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны» [2].

В 1991-1992 гг. в сфере регулирования взаимоотношений центра и республик больше всего было сделано Верховным Советом РСФСР, в том числе его Палатой национальностей. «Опираясь на международные акты, Декларацию Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», постановления съездов народных депутатов РСФСР, а также действующее законодательство РСФСР и СССР, закрепляющее равноправие советских народов, и стремясь к восстановлению исторической справедливости, Верховный Совет РСФСР провозглашает отмену всех незаконных актов, принятых в отношении репрессированных народов и принимает настоящий Закон об их реабилитации. В соответствии со ст. 3 Закона политическая реабилитация репрессированных народов «означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально - государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством» [1]. Политическая реабилитация репрессированных народов, ранее имевших свои незаконно упраздненные национально-государственные образования, предусматривает восстановление этих образований в порядке, установленном ст. 6 Закона «О реабилитации репрессированных народов». Статья 10 Закона гласит: «Социальная реабилитация репрессированных народов означает, что гражданам, подвергшимся репрессиям, время их пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) зачисляется в стаж в тройном размере. В связи с этим предусматривается также увеличение размера пенсий по возрасту за каждый год работы с учетом периодов, предусмотренных Законом РСФСР «О пенсионном обеспечении граждан в РСФСР» [1].

В сентябре 1989 г. в обострившихся политических условиях в столице ЧИАССР г. Грозном состоялся Второй съезд ингушского народа с повесткой дня: «О социально-политическом положении ингушского народа», где был избран Организационный комитет по восстановлению ингушской государственности в составе 31 чел. Этот Оргкомитет по существу стал мозговым центром национального движения, штабом создателей республики. В состав Оргкомитета были избраны такие известные и уважаемые люди, как И.М. Базоркин, Б.М. Сейнароев, Б.Б. Богатырев, и др. [6, с. 32-34]. Ингушский народ 30 ноября 1991 г. под руководством Народного Совета Ингушетии провел референдум, на котором 97 % ингушей высказались за создание Ингушской республики в составе России.

Благодаря целенаправленной, грамотной и кропотливой работе народных депутатов от ингушского народа Верховным Советом России были приняты два закона:

1) Закон от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов»;

2) Закон от 4 июня 1992 г. «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации».В результате провозглашается Ингушская Республика (а с 1994 г. - Республика Ингушетия).

За годы существования Республики Ингушетия, несмотря на трудности и недостатки, сделано немало в становлении органов государственной власти, в законотворчестве, в социально-экономическом развитии, в духовной жизни. Предстоит еще решение достаточно многих вопросов. Республика Ингушетия созидает и развивается.

Библиографический список

1. Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26.04.1991 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсюльтантПлюс» (дата обращения : 05. 05. 2015).

2. Постановление Верховного Совета СССР «Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечении их прав». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.zonazakona.ru/law/docs_ussr/426/ (дата обращения : 05.05.2015).

3. Правозащитники репрессированных народов / Сост. Б. Лайпанов. - М., 1996. - 134 с.

4. Кокорхоева, Д. С. Становление и развитие советской национальной государственности ингушского народа (1917-1944 гг.) / Д. С. Кокорхоева. - Элиста, 2002. - 179 с. - ISBN 5-230-20169-Х.

5. Сагов, Р. З. Репрессивная политика России в Ингушетии / Р. З. Сагов // 65 лет депортации ингушского народа : сборник статей. - Назрань, 2009. - C. 133-136. - ISBN 978-5-98993-114-9.

6. Сейнароев, Б. М. На трудном пути создания Ингушской Республики / Б. М. Сейнароев. - М., 2012. - 442 с. - ISBN 978-5-7777-0528-0 (впер.).

7. Хамчиев, С. А. Хронология истории ингушского народа / С. А. Хамчиев. - Саратов, 1996. - 736 с. -ISBN 5-8270-0175-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.