СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ: ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
УДК 32 М.М. Гулиева
МаНка Guliyevа
Рассматривая вопрос о предпосылках образования Ингушской Республики, необходимо обратиться к временам административного деления территории, принадлежащей ингушскому народу. С момента образования Терской области (вторая половина XIX в.) территория Ингушетии много раз перекраивалась. В результате административно-территориальных реформ царской России во второй половине XIX века ингуши оказались в разных административно-территориальных округах. Это привело к утрате территориальной целостности Ингушетии и, как следствие, идентичности ингушского населения, оказавшегося в различных округах.
Н.Ф. Грабовский писал: «В начале 80-х гг. Терская область разбивалась на семь округов: Пятигорский, Нальчинский, Владикавказский, Грозненский, Хасав-Юртовский, Аргунский и Веденский. Ингуши входили во Владикавказский округ, Грозненский, Нальчинский и Хасав-Юртовский» [6, с. 178-179]. Ингушское население, оказавшееся в разных округах, подвергалось этнокультурной и языковой ассимиляции, что вело к потере не только территории, но и национально-демографического состава ингушей. Они были изгнаны из своих исконных мест поселений. На месте ингушских поселений заложили казачьи станицы, так называемой Сунженской линии. Вместе с тем ингуши с 1888 по 1905 г. вместе с казаками входили в Сунженский отдел, так как Сунженский отдел был образован на территории Ингушетии.
Через некоторое время на Северном Кавказе вновь происходят административно-территориальные изменения. В 1905 г. в области учреждены были четыре отдела: Пятигорский, Моздокский, Кизлярский, Сунженский, а так же шесть округов: Владикавказский, Хасав-Юртовский, Нальчинский, Грозненский, Веденский Назрановский [6, с. 179-180].
Ингуши были выделены из Сунженского отдела в отдельный Назрановский округ. В округах проживало горское население, в отделах - казаки.
После революции, в феврале 1919 г. в ингушском селении Базоркино на вооруженном съезде ингушского народа провозглашается Горская Советская республика. Позднее, в 1921 г. ВЦИК РСФСР принял декрет об образовании Горской АССР. В ее состав, на правах автономных округов,
© Гулиева М.М., 2015
вошли шесть национально-административных образований: Балкария, Ингушетия, Кабарда, Карачай, Осетия, Чечня [6, с. 180]. В июле 1924 г. ВЦИК РСФСР принял Постановление об упразднении Горской АССР, по которому она расчленялась на две автономные области - Северную Осетию и Ингушетию, на автономный Сунженский округ и самостоятельную административную единицу - город Владикавказ.
В 1934 г. Ингушетия, вопреки воле и желанию ее народа, без учета исторически сложившихся социальных, политических, экономических и культурных условий жизни и быта лишена своей автономии и присоединена к Чеченской автономной области. Северной Осетии передали не только город Орджоникидзе, а также и значительную часть территории Ингушетии. В результате Ингушетия потеряла не только свой административный, экономический и культурный центр - г. Владикавказ, но и статус самостоятельной автономной области [5, с. 99]. В июне 1940 г. законом, принятым на третьей сессии Верховного Совета РСФСР первого созыва, было утверждено образование ЧИАССР.
В 1944 г. весь ингушский народ был депортирован в Казахстан. В результате народ был лишен надежды на восстановление территории и статуса автономной области: ушли в прошлое многие народные обычаи, традиции, песни, легенды, предания, профессии предков, навыки народной медицины, постепенно умирал язык. В то время для народа важно было выжить физически. Вернувшись из ссылки, ингуши в очередной раз вынуждены были обустраивать свой быт. Были разграблены и уничтожены дома, мечети, кладбища, многие боевые и жилые башни, храмы, святилища, могильники.
Тем самым Ингушский народ, понесший неисчислимые физические и нравственные потери после возвращения из депортации, оказался разделенным на пять частей:
- одна часть ингушей, претерпевая физический и духовный геноцид, поселилась в Пригородном районе;
- вторая часть - в г. Грозном, в основном интеллигенция и чиновники;
- третья часть - среди русских и казаков в Сунженском районе;
- четвертая часть ингушей - в Назрановском, Малгобекском и Галашкинском (бывшем Первомайском) районах;
- значительная часть ингушей, в основном бывших жителей Пригородного района, осталась в Казахстане [7, с. 56].
Декларацией Верховного Совета от 14 ноября 1989 г. и Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» законодательные и иные акты, согласно которым ингушский народ в числе других был подвергнут массовым репрессиям и депортации, признаны незаконными и преступными. Анализ совершенных против них преступлений, предание этих преступлений гласности побудили Верховный Совет СССР принять Декларацию «О признании незаконными репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» [3, с. 37].
Тем самым Верховный Совет СССР безоговорочно осуждал практику насильственного переселения целых народов как тяжелейшее преступление, противоречащее основам международного права, гуманистической природе социалистического строя.
Принятие Декларации «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» позволило Верховному Совету СССР принять Постановление «Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав». В Постановлении отмечалось: «Руководствуясь Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» и исходя из политического и со-
Вестник Университета № 8, 2015
циального значения полного решения всех вопросов, связанных с восстановлением прав народов, подвергшихся необоснованным репрессия. Также согласно Постановлению отменялась статья 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1956 г. «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны» [2].
В 1991-1992 гг. в сфере регулирования взаимоотношений центра и республик больше всего было сделано Верховным Советом РСФСР, в том числе его Палатой национальностей. «Опираясь на международные акты, Декларацию Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», постановления съездов народных депутатов РСФСР, а также действующее законодательство РСФСР и СССР, закрепляющее равноправие советских народов, и стремясь к восстановлению исторической справедливости, Верховный Совет РСФСР провозглашает отмену всех незаконных актов, принятых в отношении репрессированных народов и принимает настоящий Закон об их реабилитации. В соответствии со ст. 3 Закона политическая реабилитация репрессированных народов «означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально - государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством» [1]. Политическая реабилитация репрессированных народов, ранее имевших свои незаконно упраздненные национально-государственные образования, предусматривает восстановление этих образований в порядке, установленном ст. 6 Закона «О реабилитации репрессированных народов». Статья 10 Закона гласит: «Социальная реабилитация репрессированных народов означает, что гражданам, подвергшимся репрессиям, время их пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) зачисляется в стаж в тройном размере. В связи с этим предусматривается также увеличение размера пенсий по возрасту за каждый год работы с учетом периодов, предусмотренных Законом РСФСР «О пенсионном обеспечении граждан в РСФСР» [1].
В сентябре 1989 г. в обострившихся политических условиях в столице ЧИАССР г. Грозном состоялся Второй съезд ингушского народа с повесткой дня: «О социально-политическом положении ингушского народа», где был избран Организационный комитет по восстановлению ингушской государственности в составе 31 чел. Этот Оргкомитет по существу стал мозговым центром национального движения, штабом создателей республики. В состав Оргкомитета были избраны такие известные и уважаемые люди, как И.М. Базоркин, Б.М. Сейнароев, Б.Б. Богатырев, и др. [6, с. 32-34]. Ингушский народ 30 ноября 1991 г. под руководством Народного Совета Ингушетии провел референдум, на котором 97 % ингушей высказались за создание Ингушской республики в составе России.
Благодаря целенаправленной, грамотной и кропотливой работе народных депутатов от ингушского народа Верховным Советом России были приняты два закона:
1) Закон от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов»;
2) Закон от 4 июня 1992 г. «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации».В результате провозглашается Ингушская Республика (а с 1994 г. - Республика Ингушетия).
За годы существования Республики Ингушетия, несмотря на трудности и недостатки, сделано немало в становлении органов государственной власти, в законотворчестве, в социально-экономическом развитии, в духовной жизни. Предстоит еще решение достаточно многих вопросов. Республика Ингушетия созидает и развивается.
Библиографический список
1. Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26.04.1991 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсюльтантПлюс» (дата обращения : 05. 05. 2015).
2. Постановление Верховного Совета СССР «Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечении их прав». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.zonazakona.ru/law/docs_ussr/426/ (дата обращения : 05.05.2015).
3. Правозащитники репрессированных народов / Сост. Б. Лайпанов. - М., 1996. - 134 с.
4. Кокорхоева, Д. С. Становление и развитие советской национальной государственности ингушского народа (1917-1944 гг.) / Д. С. Кокорхоева. - Элиста, 2002. - 179 с. - ISBN 5-230-20169-Х.
5. Сагов, Р. З. Репрессивная политика России в Ингушетии / Р. З. Сагов // 65 лет депортации ингушского народа : сборник статей. - Назрань, 2009. - C. 133-136. - ISBN 978-5-98993-114-9.
6. Сейнароев, Б. М. На трудном пути создания Ингушской Республики / Б. М. Сейнароев. - М., 2012. - 442 с. - ISBN 978-5-7777-0528-0 (впер.).
7. Хамчиев, С. А. Хронология истории ингушского народа / С. А. Хамчиев. - Саратов, 1996. - 736 с. -ISBN 5-8270-0175-9.