Научная статья на тему 'Проблемы восстановления национальных автономий репрессированных народов'

Проблемы восстановления национальных автономий репрессированных народов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
368
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ДЕПОРТАЦИЯ / СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / XX СЪЕЗД ПАРТИИ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / АВТОНОМИЯ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / THE GREAT PATRIOTIC WAR / THE NORTH CAUCASUS / DEPORTATION / SPECIAL SETTLERS / THE XX PARTY CONGRESS / REHABILITATION / AUTONOMY / RESTORATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цуцулаева Сапият Сайпуддиновна

В статье предпринята попытка осветить проблемы восстановления автономий репрессированных народов России в годы Великой Отечественной войны. Карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы и другие народы были насильственно переселены в восточные районы страны, а их автономии упразднены. И только после смерти И. Сталина начинается процесс смягчения режима спецпоселения для депортированных народов. Однако решающую роль сыграл XX съезд партии, состоявшийся в феврале 1956 года. На закрытом заседании съезда, выселение народов, Н.С. Хрущев назвал «грубым попранием национальной политики советского государства». XX съезд партии предложил возродить незаконно упраздненные национальные автономии репрессированных народов. Публичное осуждение массовых репрессий против народов Северного Кавказа имело огромное значение для судеб депортированных этносов, способствовало проведению ряда мероприятий на восстановление справедливости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article attempts to highlight the problems of restoring the autonomies of the repressed peoples of Russia during the Great Patriotic War. Karachais, Kalmyks, Chechens, Ingush, Balkars and other peoples were forcibly relocated to the eastern regions of the country, and their autonomies were abolished. And only after the death of Stalin began the process of softening the special settlement regime for deported peoples. However, the decisive role was played by the 20th Congress of the Party, held in February 1956. At a closed meeting of the congress, the eviction of peoples, NS. Khrushchev called "a gross violation of the national policy of the Soviet state." The Twentieth Party Congress proposed reviving the illegally abolished national autonomies of repressed peoples. Public condemnation of mass repressions against the peoples of the North Caucasus was of great importance for the fate of deported ethnic groups, facilitated a number of measures to restore justice

Текст научной работы на тему «Проблемы восстановления национальных автономий репрессированных народов»

УДК 93194

UDC 93194

07.00.00 Исторические науки

ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ АВТОНОМИЙ РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ

Цуцулаева Сапият Сайпуддиновна к.и.н., доцент,

заведующий кафедрой истории древнего мира и средних веков sapiyat univ@mail.ru

Чеченский государственный университет, Грозный, Россия

В статье предпринята попытка осветить проблемы восстановления автономий репрессированных народов России в годы Великой Отечественной войны. Карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы и другие народы были насильственно переселены в восточные районы страны, а их автономии упразднены. И только после смерти И. Сталина начинается процесс смягчения режима спецпоселения для депортированных народов. Однако решающую роль сыграл XX съезд партии, состоявшийся в феврале 1956 года. На закрытом заседании съезда, выселение народов, Н.С. Хрущев назвал «грубым попранием национальной политики советского государства». XX съезд партии предложил возродить незаконно упраздненные национальные автономии репрессированных народов. Публичное осуждение массовых репрессий против народов Северного Кавказа имело огромное значение для судеб депортированных этносов, способствовало проведению ряда мероприятий на восстановление справедливости

Ключевые слова: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА, СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ, ДЕПОРТАЦИЯ, СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЫ, XX СЪЕЗД ПАРТИИ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, АВТОНОМИЯ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ

Рок 10.21515/1990-4665-133-025

History

PROBLEMS OF RESTORATION OF NATIONAL AUTONOMIES OF REPRESSED PEOPLES

Tsutsulaeva Sapiyat Saypuddinovna

Candidate of historical sciences, associate professor,

head of the Department of history

of the ancient world and the Middle Ages

sapiyat univ@mail.ru

Chechen state University, Grozny, Russia

The article attempts to highlight the problems of restoring the autonomies of the repressed peoples of Russia during the Great Patriotic War. Karachais, Kalmyks, Chechens, Ingush, Balkars and other peoples were forcibly relocated to the eastern regions of the country, and their autonomies were abolished. And only after the death of Stalin began the process of softening the special settlement regime for deported peoples. However, the decisive role was played by the 20th Congress of the Party, held in February 1956. At a closed meeting of the congress, the eviction of peoples, NS. Khrushchev called "a gross violation of the national policy of the Soviet state." The Twentieth Party Congress proposed reviving the illegally abolished national autonomies of repressed peoples. Public condemnation of mass repressions against the peoples of the North Caucasus was of great importance for the fate of deported ethnic groups, facilitated a number of measures to restore justice

Keywords: THE GREAT PATRIOTIC WAR, THE NORTH CAUCASUS, DEPORTATION, SPECIAL SETTLERS, THE XX PARTY CONGRESS, REHABILITATION, AUTONOMY, RESTORATION

В результате выселения за пределы своих национальных образований народы (калмыки, карачаевцы, чеченцы, ингуши, балкарцы, и др.), подвергшиеся репрессии лишились своей государственности и территории, на которой проживали их предки сотни лет, а также имущества, многих культурных достижений и условий для нормального

экономического и культурного развития.

В начале 1950 - х годов, после смерти И. Сталина, начинается процесс реабилитации депортированных народов. Огромную роль в этом процессе сыграл XX съезд партии, состоявшийся в феврале 1956 года. Вот здесь власти стали выяснять, а что же стало с этими обездоленными народами, в каком они находятся состоянии? Вот некоторые сведения о численности выселенных народов.

карачаевцев -15332 семей (66682 чел.); калмыков - 28577 семей (91059 чел.); чеченцев и ингушей - 105674 семей (496460); балкарцев - 8830 семей (37400 чел.).

Для сравнения приведем следующие данные. В сентябре 1965 года, т.е. через 22 (карачаевцы и калмыки) и 23 года (чеченцы, ингуши и балкарцы) их численный состав был следующим: карачаевцев - 13231 семей (56505 чел.); калмыков - 21410 семей (82806 чел.); чеченцев и ингушей - 89854 семей (394713 чел.); балкарцев - 7790 семей (30446 чел.).

Как видим, ввиду нечеловеческого обращения с репрессированными народами, среди них отмечалась, особенно в первые годы, очень высокая смертность. Во многих местах спецпоселений депортированные народы были на грани катастрофы. Районы расселения депортированных народов не были своевременно подготовлены к приему, размещению трудоустройству огромного контингента людей и что немаловажно, в зимних условиях. Только 8 марта 1944 года (т.е. после переселения) ГУЛАГом НКВД СССР были утверждены правила жизнеобеспечения спецпереселенцев - калмыков, карачаевцев, чеченцев, балкарцев и немцев, все, кто из них был способен трудиться, как записано в правилах «в целях создания им нормальных условий существования», должны были быть в

самые короткие сроки устроены на работу. В первые месяцы более 80 % спецпереселенцев не были трудоустроены. На почве голода среди спецпереселенцев наблюдается массовая смертность. Вот один из примеров: В Андреевском районе Алтайского края на почве отсутствия хлеба имелись случаи массового опухания спецпереселенцев-калмыков [1, с.140-144]. Подобные данные можно привести по всем депортированным народам.

С конца 1955 года по 1956 год были приняты Постановления ЦК КПСС «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпереселенцев». Но права вернуться на родину эти постановления не давали. Особенно категорическое возражение встретили попытки властей по созданию национально-административных образований в местах ссылки. В одном из писем карачаевцев, в котором стояло 1168 подписей, адресованному руководству страны, говорилось, создание автономий вне пределов прежних границ, является «новым наказанием». Такие письма шли и от других репрессированных народов. В частности, обсуждалась перспектива создания автономии Чечено-Ингушской республики в пределах Казахской ССР, фактически - в районах их ссылки!

Тем не менее, истосковавшиеся по родным местам спецпереселенцы массами возвращались домой. Самовольное возвращение репрессированных народов ускорило принятие официальных решений о восстановлении их упраздненной государственности. 24 ноября 1956 года ЦК КПСС принял постановление «О восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов».

9 января 1957 года, наконец, был принят ряд Указов Президиума Верховного Совета СССР, восстанавливавших ранее ликвидированные автономные образования карачаевского, калмыцкого, чеченского, ингушского и балкарского народов. Также для руководства и организации

всей работы, связанной с восстановлением автономий, впредь до выборов руководящих советских органов, был утвержден Организационный комитет по вновь образованны республикам.

Первоочередной задачей являлось возвращение чеченского и ингушского народов, депортированного 23 февраля 1944 года в восточные районы страны. Чеченцы и ингуши проживали в основном республиках Средней Азии и Казахстана. Вопросами переселения занималось Главное управление переселения и организованного набора рабочих Совете Министров РСФСР. Планировалось переселить в 1957 году из Казахской ССР и Киргизской ССР 17 тысяч семей чеченцев и ингушей (с учетом прибывших до 1 января 1957 года). Но уже в мае в республику прибыло 11556 семей, по данным на 27 июня - 116 тысяч человек, а к концу года численность возвратившихся составила более 48 тысяч семей - около 200 тысяч человек [2, с.18-19]. Организованное переселение чеченского и ингушского населения предполагалось осуществить в четыре года 19571960 гг., но реальность оказалась намного сложнее и труднее.

К сожалению, в ходе восстановительного процесса, который происходил в условиях господства командно-административной системы в стране, были допущены серьезные нарушения национальной политики. Руководством партии и Советского государства предприняты также непродуманные действия, которые и по сей день продолжают негативно отражаться на судьбах народов, обостряют межнациональные конфликты, подрывают традиционную дружбу братских наций и народностей нашей страны.

Однако, как известно, в ряде случаев, не в старых границах были восстановлены автономии. Ряд территорий оказались не включенными в Калмыцкую АССР, т.е. два самых мощных и экономически развитых района Калмыкии, расположенных на Нижней Волге и Северном Прикаспии - Долбанский и Приволжский, остались в составе

Астраханской области. Калмыцкое население отторгнутых Астраханской областью двух бывших районов Калмыцкой АССР, приехав из Сибири к родным очагам, не могло примириться с вопиющей несправедливостью, допущенной по отношению к ним. В центральные органы власти направлялись сотни писем, резолюций схода граждан калмыцкой национальности. Однако проблема и по сей день не решена.

После восстановления Чечено-Ингушской АССР не был возвращен Пригородный район, включённый в состав Северо-Осетинской АССР. В 1990 - е годы нерешенность проблемы привело к военным столкновениям между ингушами и осетинами. До сих пор не решена и проблема бывшего Ауховского района Дагестана. Буквально пару месяцев назад произошли столкновения между чеченцами - акинцами и аварцами. Не изменилось положение о восстановлении законной территории упраздненных республик и после принятия Закона «О реабилитации репрессированных народов».

Восстановление национальных автономий представляло собой сложный процесс. Не просто было решить те сложные проблемы, которые возникали в связи с восстановлением автономий. Например, по районам Чечено-Ингушской АССР из 2269 населенных пунктов осталось 324 [3, с. 90]. Сразу же после восстановления Чечено-Ингушской АССР необходимо было решить вопрос о ее административно-территориальном делении. До ликвидации Чечено-Ингушской автономной республики на ее территории находились: г. Грозный - республиканский центр и 24 административных районов:

1. Ачалукский - с. Средние Ачалуки

2. Ачхой-Мартановский - с. Ачхой-Мартан

3. Веденский - с. Ведено

4. Галанчожский - с. Галанчож

5. Галашкинский - с. Галашки

6. Грозненский - г. Грозный

7. Гудермесский - с. Гудермес

8. Итум-Калинский - с. Итум-Кали

9. Курчалоевский - с. Курчалой

10.Малгобекский - п. Малгобек

11 .Надтеречный - с. Нижний Наур

12.Назрановский - с. Назрань

13.Ножай-Юртовский - с. Ножай-Юрт

14. Пригородный - с. Базоркино

15.Пседахский - с. Пседах

16.Саясановский - с. Саясан

17. Старо-Атагинский - с. Старые Атаги

18.Старо-Юртовский - с. Старо-Юрт

19. Сунженский - ст-ца Слепцовская

20. Урус-Мартановский - с. Урус-Мартан 21.Чеберлоевский - с. Шаро-Аргун

22.Шалинский - с. Шали

23.Шароевский - с. Шарой

24.Шатоевский - с. Шатой

С марта 1944 года территория упраздненной республики претерпела существенные изменения. Ее частями передали соседним национально-государственным и административно-территориальным образованиям. При этом районные центры и практически все остальные населенные пункты, ранее входившие в состав Чечено-Ингушской АССР, были переименованы.

Два дня, 5 - 6 января 1957 года, под председательством Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева проходило заседание Президиума ЦК КПСС. Под номером 32 в его повестке дня стоял вопрос «О территории Чечено-Ингушской АССР» [2, с.10].

21 января 1957 года Оргкомитет ЧИАССР и Бюро Чечено-Ингушского Обкома КПСС обратились в Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Президиум Верховного Совета РСФСР с предложениями о новом административно-территориальном делении ЧИАССР. Под юрисдикцию Чечено-Ингушской АССР, в соответствии с решениями вышестоящих органов власти, вошли: г. Грозный и г. Малгобек - республиканского подчинения и 17 административных районов:

1. Ачхой-Мартановский - с. Ачхой-Мартан

2. Веденский - с. Ведено

3. Грозненский - г. Грозный

4. Гудермесский - с. Гудермес

5. Каргалинский - ст-ца Каргалинская

6. Курчалоевский - с. Курчалой

7. Надтеречный - с. Надтеречное

8. Назрановский - с. Назрань

9. Наурский - ст-ца Наурская

10.Ножай-Юртовский - с. Ножай-Юрт

11. Первомайский - с. Первомайское

12.Саясановский - с. Саясан

13. Советский - с. Советское

14. Сунженский - ст-ца Орджоникидзевская

15. Урус-Мартановский - с. Урус-Мартан

16.Шалинский - с. Шали

17.Шелковский - ст-ца Шелковская

Сокращение их (в 1944 году их было 24) произошло за счет укрупнения сельских районов. В частности, в состав нового Советского района вошли территории бывших Шатоевского, Чеберлоевского, Шароевского и Итум-Калинского районов. Кроме того, как сказано выше Пригородный район, в состав которого входило 39 ингушских сел, остался под юрисдикцией

Северо-Осетинской АССР. Неоднократно на самых разных уровнях ставился вопрос о возврате земель Пригородного района, но он так и остался нерешенным. Осевшие после возвращения из республик Средней Азии и Казахстана ингуши - уроженцы этого района, так и не были воссоединены с основной массой своего этноса. Впоследствии это привело к возникновению спорных, конфликтных вопросов. Осенью 1993 года произошел кровавый осетино-ингушский конфликт.

Многие населенные пункты, где ранее проживали карачаевцы -полностью были разрушены, или находились в крайне запущенном состоянии. Оставшийся жилой фонд 10375 домов в большинстве своем пришел в негодность. Не лучше было и по другим народам. Места, куда возвращались репрессированные, как правило, были заселены другими людьми, часто перемещенных сюда принудительно. Для многих молодых поколений Кавказ стал Родиной. Требовались огромные средства и время для разрядки сложившейся ситуации. Много сделано было в те годы волевыми решениями. Завязались новые противоречия.

Итак, репрессии, беззаконие, а затем и сам ход реабилитации нагромоздили массу противоречий как объективного, так и субъективного порядка. Принятый в апреле 1991 года Закон «О реабилитации репрессированных народов» должен был решить многие противоречия, которые имелись и продолжают быть сегодня. К сожалению, Закон бездействует, а противоречия приводят к возникновению новых спорных, конфликтных вопросов.

Список литературы:

1. Ссылка калмыков: Как это было: Сборник документов и материалов. Элиста, 1993. Т.1. Кн. 1.

2. Восстановление Чечено - Ингушской АССР (1953-1962). Сборник документов и материалов. / Отв. сост. А.М. Бугаев. Нальчик, 2013. Т.1.

3. Бугай Н.Ф. Л. Берия - И. Сталину: Согласно Вашему указанию ... М., 1995.

4. Репрессированные народы России: чеченцы и ингуши. Документы, факты

комментарии /Сост. Н.Ф. Бугай. М., 1994.

5. Реабилитация: как это было. Документы и материалы: в 3-х томах /Сост. Артизов А Н., Сигачев Ю.В., Хлопов В.Г., Шевчук И.Н. М., 2000. Т.1.

References

1. Ssylka kalmykov: Kak jeto bylo: Sbornik dokumentov i materialov. Jelista, 1993. T.1. Kn.

2. Vosstanovlenie Checheno - Ingushskoj ASSR (1953-1962). Sbornik dokumentov i materialov. / Otv. sost. A.M. Bugaev. Nal'chik, 2013. T.1.

3. Bugaj N.F. L. Berija - I. Stalinu: Soglasno Vashemu ukazaniju ... M., 1995.

4. Repressirovannye narody Rossii: chechency i ingushi. Dokumenty, fakty kommentarii /Sost. N.F. Bugaj. M., 1994.

5. Reabilitacija: kak jeto bylo. Dokumenty i materialy: v 3-h tomah /Sost. Artizov A.N., Sigachev Ju.V., Hlopov V.G., Shevchuk I.N. M., 2000. T.1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.