Научная статья на тему 'Предпосылки изменения структуры управления в условиях реорганизации в учреждениях культуры дополнительного образования (на примере Азовской детской школы искусств)'

Предпосылки изменения структуры управления в условиях реорганизации в учреждениях культуры дополнительного образования (на примере Азовской детской школы искусств) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1127
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА РЕГИОНА / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / MANAGEMENT STRUCTURE / REORGANISATION / AN ADDITIONAL EDUCATION / THE WELFARE AND PEDAGOGICAL ENVIRONMENT OF REGION / MANAGEMENT OF THE PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривицкая Татьяна Николаевна

В статье рассматриваются предпосылки возможных изменений структуры управления в учреждениях культуры дополнительного образования, как механизм их реорганизации. На основе Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в РФ выявлены специфические особенности развития системы педагогического управления в детских школах искусств посредством комфортного культурно-образовательного микроклимата педагогической среды. Проблема рассматривается на пересечении внешней и внутренней социально:культурной среды, структура которой определяется целым рядом факторов. В результате анализа представляется инновационная структура управления детской школы искусств (ДШИ), практическая значимость которой заключается в открытии новых направлений в художественном творчестве, практически применимых для региона (поликультурной среды Прииртышья), введении комплексных адаптированных программ, введении в управленческую структуру ДШИ отдела менеджмента по управлению персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривицкая Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preconditions of management structure change within reorganization in additional education culture establishments (on an example Azov school of arts)

In the article preconditions of possible changes of structure of management in additional education culture establishments as the mechanism of their reorganisation are considered. On the basis of the concept of a development of education in the sphere of culture and art in the Russian Federation specific features of development of system of pedagogical management at children's schools of arts by means of a comfortable cultural-educational microclimate of the pedagogical environment are revealed. The problem is considered on crossing of the external and internal welfare environment which structure is defined by variety of factors. As a result of the analysis the innovative structure of management school of arts which practical importance consists in opening of new directions in art creativity, significant for region, to introduction of the complex adapted programs, introduction in administrative structure DSHI of department of management on management of the personnel is represented.

Текст научной работы на тему «Предпосылки изменения структуры управления в условиях реорганизации в учреждениях культуры дополнительного образования (на примере Азовской детской школы искусств)»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (96) 2011

УДК 37. 013. 42 : 005

Т. Н. КРИВИЦКАЯ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕОРГАНИЗАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(НА ПРИМЕРЕ АЗОВСКОЙ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ)

В статье рассматриваются предпосылки возможных изменений структуры управления в учреждениях культуры дополнительного образования, как механизм их реорганизации. На основе Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в РФ выявлены специфические особенности развития системы педагогического управления в детских школах искусств посредством комфортного культурно-образовательного микроклимата педагогической среды. Проблема рассматривается на пересечении внешней и внутренней социально-культурной среды, структура которой определяется целым рядом факторов. В результате анализа представляется инновационная структура управления детской школы искусств (ДШИ), практическая значимость которой заключается в открытии новых направлений в художественном творчестве, практически применимых для региона (поликультурной среды Прииртышья), введении комплексных адаптированных программ, введении в управленческую структуру ДШИ отдела менеджмента по управлению персоналом.

Ключевые слова: структура управления, реорганизация, дополнительное образование, социально-культурная и педагогическая среда региона, управление персоналом.

Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 года одобрена Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 — 2015 гг. Утвержденный прилагаемый план мероприятий по реализации Концепции рекомендован органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с рекомендациями Правительства РФ необходимо разработать меры, направленные на сохранение и развитие системы образования в сфере культуры и искусства; учитывать положения Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 — 2015 годы при утверждении целевых программ развития культуры субъектов Российской Федерации.

Анализ существующих программ развития культуры позволяет сделать вывод, что механизмы разработки и реализации обновленной культурной политики включают в себя необходимость изучения потребителя и организации культурной жизни общества. Одной из многочисленных задач, требующих развития социокультурной жизни страны, является задача о реорганизации системы управления учреждениями культуры, определения их взаимодействия с вышестоящими органами [1, с. 3].

В сфере культуры и искусства функционирует около 5,5 тыс. (в 2000 г. — 5,9 тыс.) детских школ искусств, 260 учреждений среднего профессионального образования и 68 (в 2000 г. — 56) образовательных учреждений высшего профессионального образования. Руководители и преподаватели этих образовательных учреждений несут ответственность за сохранение и передачу новым поколениям традиций рос-

сийского профессионального образования в сфере культуры и искусства [2, раздел 4] .

За всю историю своего существования ДШИ накопили огромный педагогический и методический опыт по начальному музыкальному воспитанию детей. В достаточной мере отработаны учебные планы и программы обучения, имеется опыт традиционных внеклассных мероприятий, есть определённые обычаи и традиции.

На сегодняшний день разработана управленческая деятельность в общеобразовательной школе. Из этой литературы можно кое-что заимствовать, но, отталкиваясь от неё, следует учесть ряд специфических особенностей, которыми обладает детская школа искусств.

1. Индивидуальная система занятий даёт широкие возможности для дифференцированного обучения учащихся. Следовательно, одной из особенностей школ искусств можно считать относительность учебных программ.

2. В большинстве детских школ искусств наблюдается однородность ученического состава. Практически нет детей из неблагополучных семей, соответственно нет проблемы «трудных», и совершенно иные акценты в образовательной и воспитательной деятельности.

3. Значительное отличие школ искусств от общеобразовательной в сложности фиксации результатов обучения, что в определенной мере затрудняет оценку деятельности школы.

4. Специфическая особенность ДШИ, как и любой школы дополнительного образования, заключается в её необязательности, следовательно, здесь существует острая необходимость в создании комфорта в куль-

Рис. 1. Ближайшее непосредственное конкурентоспособное окружение ДШИ

турно-образовательном микроклимате педагогической среды, в котором учащимся будет легко и приятно.

5. В силу того, что ДШИ не является основной, для многих учащихся знания, полученные в ней, часто являются конечными, и как следствие, встает вопрос не о выдаче суммы знаний детям, а о привитии им навыков самообразования» [3, с. 3].

В этом состоит актуальность и особенность управления персоналом, творческим педагогическим коллективом и образовательным процессом в условиях реорганизации в школах искусств. В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект (персонал) с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Процесс управления персоналом направлен на создание оптимальных условий для всестороннего раскрытия потенциальных резервов работника и стимулирования его лучших качеств как одного из факторов достижения максимально высоких результатов в конкретных условиях.

Организационные изменения необходимы для того, чтобы существовать и развиваться в современном быстроменяющемся мире. Какая структура управления будет наиболее эффективна? Наиболее эффективна та структура, которая в данный момент времени адекватна достижению поставленных перед организацией целей. Иными словами, самой эффективной, лучшей структуры нет. Не имеет особого смысла копировать структуру успешных организаций, учреждений, фирм. Копирование не гарантирует успеха. Но изучать чужой прогрессивный опыт (отечественный и зарубежный) надо.

Изменение организационной системы управления, создание новой продукции или вида услуг и коренное изменение технологии важны, но не менее важны мелкие изменения, которые происходят постоянно. Изменения в методах работы, в канцелярских процедурах, в размещении оборудования, в назначениях руководителей и названиях должностей.

В условиях реорганизации меняются цели, технологии и задачи, происходят изменения в людях. Следовательно, возникает необходимость изменения и в организационной структуре управления.

Цели организации должны периодически оцениваться и меняться в соответствии с изменениями внешней среды. Модификация целей необходима даже для самых успешных организаций, когда текущие цели уже достигнуты. Изменяются технологии и задачи, т.е. изменения претерпевают процессы и графики выполнения задач, внедряется новое оборудование, новые методы, нормативы и характер работы. Технологические изменения могут потребовать модификации структуры и рабочей силы. Например, использование компьютеров часто меняет многие функции персонала организации.

Необходимо менять и структуру управления в ходе реорганизационного процесса. Изменяют распределение полномочий и ответственности, координационные и интеграционные механизмы, деление на подразделения, управленческую иерархию, комитеты и степень централизации. Структурные изменения необходимы, когда происходят значительные изменения в целях или стратегии. Например, большая организация открывает новое направление деятельности, для этого она создает подразделение с основной ответственностью за эту деятельность и проводит интеграцию руководства этого направления с руководством всей остальной организации. Предпосылками изменения организационной структуры управления (ОСУ) Азовской детской школы искусств (ДШИ) стали многочисленные обстоятельства, касающиеся изменений внешней и внутренней сред организации.

Внешняя социально-культурная среда организации— это объективная неподдающаяся существенному воздействию со стороны организации реальность, которая постоянно тем или иным образом вмешивается в жизнедеятельность организации. Во внешней среде важно выявить деловое и фоновое окружение, она является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Учреждение дополнительного образования ДШИ находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой среде: Центр детского творчества (ЦДЮТ), Центры немецкой культуры (ЦНК—11 центров в Азовском районе), Детская спортивная школа (ДЮСШ), библиотеки, музей, дома культуры, персональные компьютеры, наконец (рис. 1). Для того, чтобы организация могла результативно изучать внешнюю среду и отслеживать возможные социальные, технологические, экономические и политические изменения, необходимо создать специальную службу, работающую в этом направлении. Возможно продвижение проекта по «Созданию сектора по связям с общественностью» в комитете культуры муниципального образования «Азовский немецкий национальный район». В результате его осуществления добавить в систему управления комитета ещё один отдел (цели, задачи, схема ОСУ и пути осуществления проекта и шаги по решению задач разработаны автором данной статьи).

Внутренняя среда организации — это та часть общей среды, которая находится в рамках организации и является источником её жизненной силы, это совокупность субъектов, объектов и процессов, придающих организации конкурентное лицо-имидж (рис. 2). Элементами внутренней среды являются: разделение труда и специализация, организационная культура, технология и дифференциация, интеграция

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рис. 2. Пересечение внутренней и внешней социокультурных сред

Директор

Методический отдел

Зав. учебной частью Менеджер

X \\

зав. музыкальным отделением

зав. художественным отделением

преподаватели

преподаватели

зав. хореограф, отделением

преподаватели

Орган,представляющий нтересы коллектива

тех. персонал

Рис. 3. Инновационная схема новой ОСУ детской школы искусств

производственных процессов. Анализ внешней и внутренней сред должен быть изучен руководством организации. На основании этого анализа вырабатывается стратегическое решение по созданию новой организационной структуры управления.

Важная предпосылка изменения ОСУ в образовательных учреждениях культуры — это создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение нововведений, инноваций. Это должно стать неотъемлемой частью обычной, нормальной деятельности организации. Основными предпосылками изменения структуры управления являются следующие предполагаемые преобразования: расширение образовательных услуг, предоставляемых данной организацией, и поэтапное открытие новых художественных направлений.

Выбор той или иной организационной структуры зависит от целого ряда факторов. Наиболее существенными по значимости и степени являются следующие факторы: размер и степень разнообразия деятельности, присущие организации; географическое размещение организации; технология; отношение к организации со стороны руководителей и сотрудников организации; динамизм внешней среды; стратегия, реализуемая организацией.

Организационная структура должна соответствовать размеру организации и не быть более сложной, чем это необходимо при имеющихся масштабах. Обычно влияние размера организации на ее ОСУ проявляется в виде увеличения числа уровней иерархии управления организацией. Если организация небольшая и руководитель может один управлять деятельностью сотрудников, то применяется несложная оргструктура. Если же число сотрудников увеличивается до такого размера, что ими уже трудно управлять одному руководителю, или возникают отдельные специализированные виды деятельности, то в организации появляется промежуточный уровень в управлении и целесообразнее применение функциональной структуры управления. Дальнейший рост организации может привести к появлению новых уровней в управленческой иерархии.

Географическое размещение организации в случае, если регионы достаточно изолированы, приводит к делегированию филиалам определенных прав в принятии решений. Если права не очень большие, то это приводит к увеличению числа ячеек в функциональной организационной структуре.

Влияние технологии на оргструктуру проявляется в следующем. Во-первых, она привязана к той техно-

логии, которая используется в организации. Число структурных единиц и их взаимное расположение сильно зависят от того, какая технология используется в организации. Во-вторых, оргструктура должна быть построена таким образом, чтобы она позволяла проводить технологическое обновление. Организационная структура в значительной мере зависит от того, как к ее выбору относятся руководители и менеджеры, какой тип структуры они предпочитают и насколько готовы идти на введение нетрадиционных форм построения организации.

Динамизм внешней среды является очень сильным фактором, определяющим то, какой вид оргструктуры должна выбирать организация. Если внешняя среда стабильна, в ней наблюдаются незначительные перемены, то организация может с успехом применять структуры, обладающие малой гибкостью и требующие больших усилий для их изменения. В частности, такая структура должна предполагать высокий уровень децентрализации, наличие больших прав у структурных подразделений. Стратегия оказывает заметное влияние на выбор оргструктуры. При смене стратегии не обязательно менять оргструктуру. Однако совершенно необходимо установить то, насколько существующая организационная структура соответствует стратегии, а уже потом, если это необходимо, провести соответствующие изменения.

В результате процесса формирования структуры управления, ее подразделений, состава подразделений в увязке с поставленными целями и задачами, произойдет переход от линейной к линейно-функциональной (штабной) структуре управления организацией (рис. 3).

В связи с предстоящими реорганизационными изменениями в деятельности школы предполагается: открытие новых художественных направлений; усовершенствование процесса управления знаниями и введение новых форм и методов образовательного процесса; использование программ комплексной направленности, скорректированной педагогами разных дисциплин, отделений (программа интегрированного курса обучения для учащихся детской школы искусств).

Благодаря и следуя законам внедрения технологии менеджмента, организация сможет на основе действующего законодательства РФ и грамотно разработанных нормативно-правовых локальных документов привлечь денежные и материальные средства для дальнейшего развития учреждения. Положительным изменением в этом направлении будет решение вопроса о введении в штат должности менеджера по управлению персоналом, занимающего постоянную должность, который будет организовывать профессиональную деятельность, направленную на формирование и обеспечение достижения целей путем рационального использования имеющихся ресурсов.

В любой организации рано или поздно возникает необходимость структурных, организационных, функциональных и других преобразований. Это могут быть преобразования в виде реорганизации, изменения статуса и названия, внедрения новых технологий, изменения оргструктуры и штатного расписания. Без нововведений организация не развивается, не совершенствуется, а ее деятельность постепенно сворачивается. Нововведения совершенствуют организационную структуру, систему труда, методы работы т.д. К сожалению, множество новых законов, указов, постановлений не только не увязываются друг с другом, но и вступают в противоречие. Поэтому при формировании организационной структуры нужно учитывать определенные факторы и принципы ее построения для правильного распределения задач, решаемых персоналом. Организационная структура управления персоналом должна представлять собой взаимосвязь всех структурных подразделений и наилучшим образом позволить организации взаимодействовать с внешней средой и направлять усилия персонала для достижения своих целей с высокой эффективностью. В условиях реорганизации меняются цели, задачи и технологии, происходят изменения и в людях. И для успешного проведения реорганизации нужно скоординировать все предстоящие и произошедшие перемены, тогда изменения принесут пользу.

Библиографический список

1. Брижатова, С. Б. Современное состояние региональной культурной политики в регионе / С. Б. Брижанова // Современное состояние и тенденции развития культуры и искусства России и региона : материалы Второй Омской региональной научнопрактической конференции ; отв. ред. Г. Г. Волощенко, Н. М. Генова. — Омск : Издатель-Полиграфист, 2009. — 186 с.

2. О Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008 — 2015 годы [Текст] : распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2008 г. №1244-р // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справ.-прав. система / Компания ПРОМЭКС.—Режим доступа : www.promex.ru/. (дата обращения : 27.07.2010).

3. Артеменкова, Т. А. Основы управления детской музыкальной школой : учеб. пособие / А. А. Артеменкова. — Новосибирск : НГОНБ, 1997.- 120 с.

КРИВИЦКАЯ Татьяна Николаевна, соискатель кафедры социально-культурной деятельности, факультет культуры и искусств ОмГУ им. Ф. М. Достоевского; преподаватель Азовской ДШИ им. В. Я. Шпета. Адрес для переписки: e-mail: krivitck@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.08.2010 г.

© Т. Н. Кривицкая

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.