Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАСКЕТБОЛЕ'

ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАСКЕТБОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фонарев Д.В., Дедловская М.В., Лопатина А.А., Золотухина И.А.

В статье представлены результаты социологического исследования, подтверждающие гипотезу о целесообразности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в баскетболе. Определены возможности, преимущества и недостатки применения средств информационно-коммуникативных технологий в тренировочном процессе, как они могут способствовать развитию у баскетболистов спортивного мастерства. Цель исследования: изучение практики использования информационно-коммуникационных технологий в сфере баскетбола на основе социологического исследования. Методика и организация исследования. В качестве инструмента для достижения цели применяли разработанную нами анкету. Анкетирование показало, что в тренировочной деятельности существует ряд организационных проблем, сдерживающих применение информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фонарев Д.В., Дедловская М.В., Лопатина А.А., Золотухина И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREREQUISITES FOR THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN BASKETBALL

The article presents the results of a sociological study confirming the hypothesis of the expediency of using information and communication technologies (ICT) in basketball. The possibilities, advantages and disadvantages of using information and communication technologies in the training process are determined, how they can contribute to the development of basketball players' sports skills. The purpose of the study: to study the practice of using information and communication technologies in the field of basketball on the basis of sociological research. Methodology and organization of the study. A questionnaire developed by us was used as a tool to achieve the goal. The survey showed that there are a number of organizational problems in training activities that hinder the use of information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАСКЕТБОЛЕ»

2. Behrens, M., Mau-Meller, A., Muller, K., Heise, S., Gube, M., Booster, N., Herlin, P.K., Fischer, D.K. and Brun, S. (2016), "Plyometric training improves arbitrary activation and strength during isometric, concentric and eccentric contractions", Scientific and medical sport, pp. 170-176.

3. Cahill, M.J., Cronin, B., Oliver, L.P., Clark, K., Lloyd, R.S. and Cross, M.R. (2019), "Pushing and pulling the sled to increase speed", A test of strength, pp. 94-104.

4. Kawamori, N., Newton, R. and Nosaka, K. (2014), "Impact towing a weighted sled to the reaction force of the ground during the acceleration phase of sprint running", Sports science, pp. 1139-1145.

5. Pantoja, P.D., Carvalho, A.R., Ribas, L.R. and Peire-Tartaruga, L.A. (2018), "The influence of towing weighted sledges on the efficiency of sprinting, power and the ratio of strength and speed", Sports Science, p. 13.

6. Petrakos, G., Morin, B. and Egan, B. (2016), "Sleigh training to improve results in the sprint: a systematic review", Sports medicine, pp. 381-400.

7. Zaits, L.B., Mina, M.A. and Huff, G. (2017), "The push of the sledge enhances the subsequent results in the 20 m sprint", Sports Medicine, pp. 781-785.

8. Seitz, L.B., Reyes, A., Tran, T.T., Villarreal, E.S. and Huff, G.G. (2014), "Increasing the strength of the lower body positively affects the results in the sprint: a systematic review with meta-analysis", Sports medal, pp. 1693-1702.

9. Slimani, M., Chamari, K., Miarka, B., Del Vecchio, F.B. and Sheur, F. (2016), "The influence of plyometric training on the physical form of athletes of team sports: a systematic review", Jay Hum Kinet, pp. 231-247.

10. Suarez, A., Yabar, L., Yabar, P., Javier, L., Gonzalez, R., Jose, M., Francisco, V. and Francisco, S. (2012), "Compare the running performance in the elite men's Rugby Union of Spain using the global positioning system", Isokinetics and the science of exercise, pp. 77-83.

Контактная информация: ifateev.mp@icloud.com

Статья поступила в редакцию 02.06.2023

УДК 796.323.2

ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАСКЕТБОЛЕ

Дмитрий Владимирович Фонарев, доктор педагогических наук, доцент, Марина Владимировна Дедловская, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань; Анна Андреевна Лопатина, аспирант, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, Чайковский; Инна Анатольевна Золотухина, заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент, Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул

Аннотация

В статье представлены результаты социологического исследования, подтверждающие гипотезу о целесообразности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в баскетболе. Определены возможности, преимущества и недостатки применения средств информационно-коммуникативных технологий в тренировочном процессе, как они могут способствовать развитию у баскетболистов спортивного мастерства. Цель исследования: изучение практики использования информационно-коммуникационных технологий в сфере баскетбола на основе социологического исследования. Методика и организация исследования. В качестве инструмента для достижения цели применяли разработанную нами анкету. Анкетирование показало, что в тренировочной деятельности существует ряд организационных проблем, сдерживающих применение информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: баскетбол, информационно-коммуникационные технологии, тренировочный процесс, технико-тактическая подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p438-442

PREREQUISITES FOR THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN BASKETBALL

Dmitry Vladimirovich Fonarev, doctor of pedagogical sciences, docent, Marina Vladimirovna Dedlovskaya, candidate of pedagogical sciences, docent, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan; Anna Andreevna Lopatina, post-graduate student, Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and Sports; Inna Anatolyevna Zolotukhina, head of department, candidate ofpedagogical sciences, docent, Altai State Pedagogical University, Barnaul

Abstract

The article presents the results of a sociological study confirming the hypothesis of the expediency of using information and communication technologies (ICT) in basketball. The possibilities, advantages and disadvantages of using information and communication technologies in the training process are determined, how they can contribute to the development of basketball players' sports skills. The purpose of the study: to study the practice of using information and communication technologies in the field of basketball on the basis of sociological research. Methodology and organization of the study. A questionnaire developed by us was used as a tool to achieve the goal. The survey showed that there are a number of organizational problems in training activities that hinder the use of information and communication technologies.

Keywords: basketball, information and communication technologies, training process, technical and tactical readiness.

В Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года одной из главных задач ставится повышение эффективности ключевых процессов подготовки спортсменов путем внедрения цифровых инструментов и сервисов, обеспечивающих систематизацию и эффективное использование информации о каждом объекте и субъекте сферы физической культуры и спорта [4]. Современная технологизация спорта предполагает использование информационно-коммуникационных технологий, к которым мы можем отнести мобильные приложения, фитнес-трекеры [2].

Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет совершенствовать тренировочный процесс спортсменов [5].

По мнению И. А. Воронова существует необходимость перехода от традиционных форм подготовки к использованию современных информационных и коммуникационных технологий, позволяющих более эффективному сбору, обработку и передачу информации, вести самостоятельную работу и самообразование, качественно изменять содержание, методы и организационные формы учебно-тренировочного процесса [1].

Что понимается под информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) в спорте? Прежде всего, это совокупность средств и методов, позволяющих тренеру и спортсмену: получать, воспроизводить, передавать, обрабатывать, хранить информацию с помощью технических средств.

ИКТ значительно расширяют возможности демонстрации эталонных моделей игровой деятельности. Аудиовизуальные информационные технологии включают совокупность классических методов: словесных, наглядных и практических. Информационные технологии легко внедряются в процесс обучения, обладают высокой степенью наглядности. Кроме этого, современные информационно-коммуникационные технологии в баскетболе позволяют организовать самостоятельную деятельность спортсменов во многих разделах спортивной подготовки [6].

При обучении элементам техники в спортивных играх важное значение имеет четкое осмысливание занимающимся основных деталей движения. Это имеет значение, на всех этапах многолетней подготовки. Основой для отражения в сознании полученной информации, является образное представление движения. В связи с этим визуализация информации и технология ее применения в учебно-тренировочном процессе, по мнению

Ж.Л. Козиной, может обеспечить высокий процент эффективности ее запоминанию [3].

В баскетболе существует высокая потребность в использовании информационно-коммуникационных технологий. В частности, для анализа статистических параметров спортивной деятельности необходим видеоконтент и компьютерная программа (мобильное приложение); для оперативного взаимодействия с игроками во время тайм аута применяются интерактивные доски (планшеты). Все это позволяет не только сократить время на передачу информации, но и мобилизовать познавательную активность спортсменов, ускорять ход обучения, помогая запоминать большой объём информации.

Большое значение имеет информирование занимающихся путем проблемного изложения материала, поэтому применение информационно-коммуникационных технологий должно быть направлено не на передачу готовых навыков и умений, не на заучивание и ориентацию «повторяй как я», а на развитие творческих, исследовательских навыков (как у тренера, так и у спортсменов) и попытку найти «свою индивидуальную стратегию, которая представляет собой видение и попытку заглянуть внутрь, чтобы нащупать свой собственный стиль и голос» [1].

Таким образом, в баскетболе, по данным научных публикаций, эпизодически применяются ИКТ в формате обучающих программ, экспертно-аналитических программных комплексов. Однако мы не нашли ответа на вопрос «Почему ИКТ не стали массовым инструментом в работе тренеров по баскетболу и каковы по их мнению предпосылочные данные для их повсеместного применения?»

Цель исследования: изучение практики использования информационно-коммуникационных технологий в сфере баскетбола на основе социологического исследования.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве инструмента для достижения цели применяли разработанную нами анкету.

Анкетирование проводилось среди тренеров-преподавателей различной квалификации. Анкетирование применялось в гугл-форме. В дистантном формате опроса приняло участие 72 респондента со стажем работы в баскетболе от года до 35 лет. Опрос включал 15 вопросов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При ответе на вопрос: «Как влияет использование ИКТ в тренировочном процессе на технико-тактическую подготовленность баскетболистов?» 100% респондентов считают, что использование информационно-коммуникационных технологий в тренировочном процессе положительно влияют на технико-тактическую подготовленность баскетболистов.

На рисунке 1 представлены ответы на вопрос «Как часто Вы применяете ИКТ в своей работе?». Следует отметить, что тренеры со стажем более 20 лет используют ИКТ ежедневно, в свою очередь тренеры, стаж работы которых до 5 лет, применяют 1 -2 раза в неделю. Полученные данные согласуются с мнением М.В. Проховской (2015), которая изучала применение ИКТ в сфере физической культуры и спорта [6].

На рисунке 2 представлены ответы на вопрос: «Какой вид подготовки Вы считаете наиболее значим для баскетболистов 13-15 лет?».

На рисунке 3 представлены ответы на вопрос: «Какие ИКТ Вы используете в тренировочном процессе и/или соревновательной деятельности?».

При этом установлено, что 100% респондентов считают, что использование ИКТ в тренировочном процессе оказывает положительное влияние на технико-тактическую подготовленность баскетболистов и тем самым повышает качество подготовки баскетболистов. 94% респондентов считают, что применение ИКТ существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет их разнообразить.

На рисунке 4 представлены ответы на вопрос: «Какие ИКТ Вы используете в теоретической работе с баскетболистами?». К числу тренеров, применяющих Интернет

(беседы), относятся тренеры, стаж работы которых менее 5 лет.

На рисунке 5 представлены ответы на вопрос: «Считаете ли Вы, что использование ИКТ сможет повысить качество подготовки спортсменов?»

Все тренеры единогласны во мнении, что нужно применять ИКТ для изучения технико-тактических действий. Это позволит более продуктивно использовать тренировочное время и добиться высоких результатов в построении командных действий.

Не использую

1-2 раза в месяц

1-2 раза в неделю

1 раз в неделю Ежедневно

Все выше перечисленные

Психологическая подготовка

Физическая подготовка

Тактическая подготовка

Техническая подготовка

0,0%

■0

3%

3%

10,5%

78,9

0%

20%

40%

60%

Рисунок 1 - Ответы на вопрос: «Как часто Вы применяете ИКТ в своей работе?»

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Рисунок 2 - Ответы на вопрос: «Какой вид подготовки Вы считаете наиболее значим для баскетболистов 1315 лет?»

Видеоматериалы соревн. деят-ти

Компьютерные игры

Видеоуроки

Прогр. системы видеоанализа

Графич. схемы

31,6%

78,9

68,4%

68,4%

Не использую

Электронные учебники и учебные пособия

Компьютерные обучающие программы

Интернет (беседы)

Частично

31,6%

Нет

Да

0,0

%

1

4%

0% 40% 80% 120%

Рисунок 3 - Ответы на вопрос: «Какие ИКТ Вы используете в тренировочном процессе и/или соревновательной деятельности?»

0%

40%

80%

Рисунок 4 - Ответы на вопрос: «Какие ИКТ Вы используете в теоретической работе с баскетболистами?»

0% 50% 100%

Рисунок 5 - Ответы на вопрос: «Считаете ли Вы, что использование ИКТ сможет повысить качество подготовки спортсменов?»

5

>0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЫВОДЫ

Таким образом, с развитием современных компьютерных технологий и программ стало актуальным применение ИКТ в тренировочном процессе баскетболистов, которые дают возможность существенно разнообразить занятия и повысить эффективность учебно-тренировочного процесса, однако не все тренеры систематически используют ИКТ в своей работе, несмотря на их высокую значимость во всех видах подготовки баскетболистов.

Анкетирование показало, что в тренировочной деятельности существует ряд организационных проблем, сдерживающих применение ИКТ. Так во многих в спортивных учреждениях не созданы условия для их использования. Только у 15,8% респондентов существуют требуемые для применения ИКТ условия.

Рассматривая использование ИКТ тренерами в своей работе мы установили, что 73,7% респондентов применяют Интернет (беседы), 26,3% - электронные учебники и

учебные пособия и 15,8% - компьютерные обучающие программы.

100% респондентов считают, что использование ИКТ в тренировочном процессе оказывает положительное влияние на технико-тактическую подготовленность баскетболистов, тем самым повышает качество подготовки баскетболистов. 94% респондентов считают, что применение информационно-коммуникативных технологий существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет их разнообразить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронов И.А. Информационные технологии в физической культуре и спорте : учеб. пособие / И.А. Воронов. - СПб. : Изд-во СПбГУП, 2007. - 139 с.

2. Головкова Е.А. Информационные технологии в спортивной практике: средства повышения эффективности тренировочного процесса квалифицированных баскетболистов / Е.А. Головкова, С.А. Горбатенко // Современные векторы прикладных исследований в сфере физической культуры и спорта : сборник научных статей II Международной научно-практической конференции для молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов (Воронеж, 25-26 февраля 2021 г.).- Воронеж : Ритм, 2021. - С. 114-119.

3. Козина Ж.Л. Индивидуализация подготовки спортсменов в игровых видах спорта : монография / Ж.Л. Козина. - Харьков : Точка, 2009. - 396 с.

4. Стратегия развития физической культуры и спорта в российской Федерации на период до 2030 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html/ (дата обращения: 02.05.2023).

5. Пасько В.В. Применение компьютерных технологий в процессе развития тактического мышления у юных спортсменов в игровых видах спорта / В.В. Пасько // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях : материалы IV Междунар. науч. конф. 2008. - С.150-152.

6. Пороховская М.В. Анализ использования информационно-коммуникационных технологий в сфере физической культуры и спорта / М.В. Пороховская // Веснж Вщебскага дзяржаунага ушверсггэта. - 2015. - № 2-3 (86-87). - С. 99-107.

REFERENCES

1. Voronov, I.A. (2007), Information technologies in physical culture and sports, textbook, publishing house of Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences.

2. Golovkova, E.A. (2021), "Information technologies in sports practice: means of improving the effectiveness of the training process of qualified basketball players", Modern vectors of applied research in the field of physical culture and sports, collection of scientific articles of the II International Scientific and Practical Conference for young scientists, graduate students, undergraduates and students, Voronezh, February 25-26, 2021, Rhythm, Voronezh, pp. 114-119.

3. Kozina Zh.L. (2009), Individualization of athletes' training in game sports, monograph, Tochka, Kharkiv.

4. Government of the Russian Federation (2020), "Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2030", Order of the of24.11.2020 No. 3081-r, available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html/ (accessed 2 May 2023).

5. Pasko, V.V. (2008), "The use of computer technologies in the development of tactical thinking among young athletes in game sports", Problems and prospects for the development of sports games and martial arts in higher educational institutions, proceedings of IV International Scientific Conference, pp. 150-152.

6. Porokhovskaya, M.V. (2015), "Analysis of the use of information and communication technologies in the field of physical culture and sports", Vesnik Vitsebskaga dzyarzhaynaga university, № 2-3 (8687), pp. 99-107.

Контактная информация: annamsi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.