Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ'

ТЕОРЕТИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ТЕОРЕТИКО - ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ / СПОРТСМЕН / БАСКЕТБОЛ / ТЕХНОЛОГИЯ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Ангелина Михайловна, Брыкина Валентина Анатольевна, Крикунова Ольга Федоровна

Рассматривается значение теоретико - тактической подготовки в общей системе подготовки студентов - баскетболистов, ее основные задачи, средства и методы. Раскрывается вопрос популярности баскетбола среди современной молодежи, его влияние на функциональные системы организма, роль в воспитании физических и нравственных качеств у спортсменов. Авторами разработана технология по теоретико - тактической подготовке баскетболистов - сборников Волгоградского государственного социально - педагогического университета. Проведено анкетирование тренеров и преподавателей по проблеме значимости тактической подготовки спортсменов. Проведен педагогический эксперимент в целях изучения влияния данной технологии на уровень тактической подготовленности студентов, раскрыты все этапы исследования. В работе проанализированы и представлены результаты исследований в контрольной группе и экспериментальной, сделаны соответствующие выводы, даны рекомендации по обучению студентов основам тактических взаимодействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева Ангелина Михайловна, Брыкина Валентина Анатольевна, Крикунова Ольга Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND TACTICAL TRAINING OF BASKETBALL STUDENTS

The importance of theoretical and tactical training in the general system of training students - basketball players, its main tasks, means and methods is considered. The question of the popularity of basketball among modern youth, its influence on the functional systems of the body, the role in the education of physical and moral qualities among athletes is revealed. The authors have developed a technology for the theoretical and tactical training of basketball players - collections of the Volgograd State Social and Pedagogical University. Questioning of coaches and teachers on the problem of the importance of tactical training of athletes was carried out. A pedagogical experiment was carried out in order to study the influence of this technology on the level of tactical preparedness of students, all stages of the study were disclosed. The paper analyzes and presents the results of studies in the control group and the experimental group, draws the appropriate conclusions, and gives recommendations for teaching students the basics of tactical interactions.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ»

УДК 378

ТЕОРЕТИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ

THEORETICAL AND TACTICAL TRAINING OF BASKETBALL STUDENTS

Журавлева Ангелина Михайловна

студент

Институт художественного образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Zhuravleva Angelina Mikhailovna

student

Institute of art education Volgograd State Social Pedagogical University

Volgograd, Russia

Брыкина Валентина Анатольевна

старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Brykina Valentina Anatolievna senior lecturer department of physical education Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Крикунова Ольга Федоровна

доцент

кафедра физического воспитания Институт архитектуры и строительства Волгоградский государственный технический университет

г. Волгоград, Россия Krikunova Olga Fedorovna associate professor department of physical education Institute of architecture and construction Volgograd state technical university Volgograd, Russia

Аннотация. Рассматривается значение теоретико-тактической подготовки в общей системе подготовки студентов - баскетболистов, ее основные задачи, средства и методы. Раскрывается вопрос популярности баскетбола среди современной молодежи, его влияние на функциональные системы организма, роль в воспитании физических и нравственных качеств у спортсменов. Авторами разработана технология по теоретико-тактической подготовке баскетболистов - сборников Волгоградского госу-

дарственного социально-педагогического университета. Проведено анкетирование тренеров и преподавателей по проблеме значимости тактической подготовки спортс-менов. Проведен педагогический эксперимент в целях изучения влияния данной технологии на уровень тактической подготовленности студентов, раскрыты все этапы исследования. В работе проанализированы и представлены результаты исследований в контрольной группе и экспериментальной, сделаны соответствующие выводы, даны рекомендации по обучению студентов основам тактических взаимодействий.

Abstract. The importance of theoretical and tactical training in the general system of training students - basketball players, its main tasks, means and methods is considered. The question of the popularity of basketball among modern youth, its influence on the functional systems of the body, the role in the education of physical and moral qualities among athletes is revealed. The authors have developed a technology for the theoretical and tactical training of basketball players - collections of the Volgograd State Social and Pedagogical University. Questioning of coaches and teachers on the problem of the importance of tactical training of athletes was carried out. A pedagogical experiment was carried out in order to study the influence of this technology on the level of tactical preparedness of students, all stages of the study were disclosed. The paper analyzes and presents the results of studies in the control group and the experimental group, draws the appropriate conclusions, and gives recommendations for teaching students the basics of tactical interactions.

Ключевые слова: теоретико-тактическая подготовка; студенты; спортсмен; баскетбол; технология; тренировочный процесс; логическое мышление.

Keywords: theoretical and tactical training; students; athlete; basketball; technology; training process; logical thinking.

Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания современной молодежи. Это очень популярная игра в нашей стране. Для нее характерно разнообразие двигательных действий: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Противоборство, целью которого является взятие корзины соперника и защита своей, способствует проявлению многих жизненно важных физических качеств: скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, ловкости, гибкости и выносливости.

В работу включаются практически все мышечные группы, функциональные системы организма, а так же основные механизмы энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от игроков проявления целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма и взаимопомощи. Такое всестороннее и комплексное воздействие на организм дает право считать баскетбол полезным, увлекательным, интересным и зрелищным видом спорта, а так же прекрасным средством нравственного воспитания студенческой молодежи [3].

Вопрос подготовки сборных команд в вузе по баскетболу всегда остается актуальным в настоящее время. Многие студенты, поступившие в вуз и проявившие желание заниматься баскетболом, имеют слабую физическую и техническую подготовленность [2]. Современный баскетбол - игра скоростная и атлетическая, требующая быстрого принятия решения в постоянно меняющихся условиях в очень короткое время [1]. Опыт показал, что многие студенты не обладают быстрым логическим

мышлением, не умеют в соревновательных условиях принять правильное решение, решить ту или иную тактическую задачу, не знают элементарных групповых и командных взаимодействий, что свидетельствует о низком уровне тактической подготовленности. Тактическое мышление у студентов необходимо постоянно развивать, совершенствовать и учить применять в игре. Усвоение основ тактики является важным разделом в подготовке студентов-баскетболистов. Практика показывает, что чаще всего побеждают команды, у которых в основе тактики лежат передовые тактические идеи, основанные на мобильных схемах.

Тактика - это своеобразное искусство спортивной борьбы, умение грамотно применять индивидуальные, групповые и командные действия в игре. К средствам тактики в баскетболе относят приемы техники.

Тактическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на овладение наиболее рациональными способами ведения спортивной борьбы. Тактическая подготовка всегда тесно связана с технической и физической подготовкой. В тактике используют игровые комбинации - это заранее разученные и согласованные взаимодействия группы или всех игроков команды с целью создания одному из игроков хороших условий для атаки корзины соперника. В соответствии с основным содержанием игры тактика подразделяется на тактику нападения и тактику защиты. Каждый раздел тактики классифицируется на группы по принципу организации действий игроков: индивидуальные, групповые, командные.

В свою очередь, каждая из групп делится на другие виды [4]. Организация действий команды предполагает распределение тактических функций между ее игроками. Функции игроков определяются с учетом цели игровой деятельности нападать и защищаться. В процессе игры в баскетбол игра в защите беспрерывно чередуется с игрой в нападении. Как только один из игроков команды овладевает мячом, то вся пятерка переходит в нападение с целью прорвать оборону противника и атаковать корзину. При потере мяча вся команда переходит к обороне, где каждый игрок пытается как можно скорее овладеть мячом, не дав его забросить в свою корзину. Таким образом, успех команды зависит от качества игры и в нападении, и в защите [5]. Так как современная тактика баскетбола обладает большим арсеналом способов и форм ведения игры, то их наилучшее использование возможно только при правильном учете основных факторов, влияющих на данный конкретный матч. Они базируются на всесторонней оценке возможностей своей команды и команды соперника: уровня тренированности игроков, их морального состояния, технической оснащенности, погодных условий, состояния поверхности площадки, особенностей оборудования, реакции зрителей. Только с учетом указанных факторов команда может достигнуть положительного результата.

В основе тактического мастерства баскетболиста находятся тактические знания, умения и навыки.

Тактические знания - совокупность представлений о видах, формах, средствах, принципах ведения спортивного поединка.

Тактические умения - форма проявления сознания спортсмена, отражающая действия на основе знаний тактики. Сюда относят умение предсказывать действия соперника и предвидеть ход развития игры.

Тактические навыки - это хорошо заученные тактические комбинации.

В данной работе рассмотрим значение теоретико-тактической подготовки, так как именно она дает спортсменам первичное представление и необходимые знания о тактике ведения спортивного поединка.

Основные задачи теоретико-тактической подготовки:

1. Создание общего представления об индивидуальных, групповых и командных взаимодействиях.

2. Повышение индивидуального тактического мастерства спортсмена, лидеров и команды в целом.

3. Изучение конкретных тактических действий в нападении и защите.

4. Изучение и эффективное применение всех видов прессинга в игре.

5. Повышение эрудиции и уровня интеллектуальных способностей игроков и способности ориентироваться в сложной игровой ситуации.

6. Развитие умения рационально организовывать комбинированную игру.

7. Развитие сообразительности, внимательности, творческих способностей, быстроты сложных реакций.

8. Умение быстро переключаться с одного варианта группового или командного взаимодействия на другое.

Годами сложившаяся практика организации учебно-тренировочного процесса не позволяет в полной мере совершенствовать индивидуально-тактическую подготовленность игроков. Тренеры в своей деятельности большее время уделяют физической и технической подготовке игроков, что приводит к снижению эффективнос-

«_» а-«

ти спортивной подготовки и соревновательной деятельности. В связи с этим, возникает необходимость использования новых форм подготовки, направленных на интеллектуальное развитие баскетболистов, формирование у них системы специальных тактических знаний, умений и навыков. Требования, предъявляемые к спортивной деятельности баскетболистов, обязывают применять инновационные технологии обучения. Это позволит интенсифицировать и индивидуализировать учебно-тренировочный процесс и повысить уровень тактического мастерства спортсменов. Все это определяет актуальность данного направления исследования.

Объект исследования: процесс подготовки студентов-баскетболистов в вузе.

Предмет исследования: средства и методы обеспечения теоретико-тактической подготовки студентов-баскетболистов.

Цель исследования: повышение уровня тактической подготовленности у студентов-баскетболистов с помощью теоретико-тактической технологии.

Задачи исследования:

1) провести анкетирование тренеров и преподавателей по проблеме значимости теоретико-тактической подготовки спортсменов;

2) разработать технологию по теоретико-тактической подготовке студентов-баскетболистов и экспериментально обосновать ее эффективность.

Методы исследования: систематизация научно-методической литературы, анализ, обобщение, наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент.

Гипотеза: предполагалось, что использование разработанной технологии позво-

лит повысить уровень тактического мастерства студентов-баскетболистов.

Теоретическая значимость: будут дополнены положения теории спортивной тренировки студентов-баскетболистов, связанных с совершенствованием тактической подготовки и индивидуализацией учебно-тренировочного процесса.

Практическая значимость: результаты полученных исследований позволят каждому игроку добиться более высоких показателей в тренировочной и соревновательной деятельности, будут способствовать развитию интереса к занятиям спортом.

Организация исследования. Исследование проводилось в период с сентября по декабрь 2021 года на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Контингент испытуемых: студенты-баскетболисты в возрасте 17-23 лет, юноши - 12 человек и девушки - 12 человек 1-го, 11-го и Ш-го спортивных разрядов.

На первом этапе (сентябрь-октябрь) нами был проведен анализ научной и методической литературы с целью теоретического обоснования проблемы. Были проанализированы материалы учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов-баскетболистов.

На втором этапе (ноябрь) был проведен опрос тренеров и преподавателей (16 чел.) по изучению значимости теоретико-тактической подготовки. Тренерам были предложен блок вопросов, где необходимо было выбрать один из вариантов ответа. Опрос показал, что 35 % респондентов считает достаточным имеющийся у студентов уровень знаний по тактической подготовке, 65 % считает, что уровень тактической подготовки не достаточен и требует повышения. Значительная часть тренеров (45 %) не уделяет должного внимания данному разделу, 30 % - игнорирует его, а 25 % проводит специальные занятия для развития тактического мышления. Причиной игнорирования данного вида подготовки 24 % видят в недостаточной оснащенности материальной базы, 35% - в малом объеме тренировочных занятий, а 41% - в слабой подготовленности студентов.

На третьем этапе (декабрь) был проведен основной педагогический эксперимент в условиях учебно-тренировочного процесса. Были созданы две равнозначные группы студентов-баскетболистов: контрольная и экспериментальная по 12 человек в

а-« «_»

каждой. В контрольной группе занятия проводились с использованием традиционных средств теоретической подготовки по совершенствованию теоретико-тактического мастерства. На теоретических занятиях внимание уделялось созданию представления о выполнении определенного тактического действия, проводились лекции и семинары с разбором тактических ситуаций, развитие тактического мышления с помощью моделирования. Тактические задания состояли из вопросов по индивидуальным действиям игрока с мячом и без мяча, групповым и командным взаимодействиям. Игровые варианты были представлены в виде карточек-заданий и динамических аудиовизуальных средств.

В экспериментальной группе применялась разработанная нами технология, направленная на эффективное приобретение знаний тактики игры, развитие тактического мышления. Помимо перечисленных выше традиционных средств использовались компьютерные обучающие и контролирующие программы. Особое внимание уделялось показу тактических ситуаций через видео-проектирование с останов-

кой кадра в определенный игровой момент. Студентам предлагалось дать оценку действиям в данной ситуации и спрогнозировать дальнейшее развитие. Для развития тактического мышления, точности и быстроты принятия решений были разработаны компьютерные задания. Эти тактические упражнения спортсмены выполняли в условиях дефицита времени и информации. На учебно-тренировочных занятиях применялась круговая тренировка, подвижные игры с тактической направленностью.

Результаты исследования.

В результате проведенного эксперимента была выявлена положительная динамика показателей теоретико-тактической подготовленности в обеих группах. Показатели быстроты решения оперативных задач улучшились в экспериментальной группе на 15 % (1,5 сек), улучшилось и время решения тактических задач на 10 % (2 сек). Точность принятия решений так же улучшилась на 25 %, повысился уровень решения теоретических задач на 28 %. В контрольной группе тактические задачи решались точнее на 9 %, а теоретические на 13 %. Сравнительный анализ выявил достоверные различия в показателях теоретико-тактической подготовленности в пользу экспериментальной группы. Эти различия в решении тактических задач составили 30 %, в быстроте принятия решений в тактических ситуациях - 6 %, в быст-роте принятии решений оперативных задач - 15 %. Можно сделать вывод, что использованная нами технология позволила повысить уровень теоретико-тактических знаний, улучшить способности студентов-баскетболистов к принятию правильных и быстрых решений в учебно-тренировочных и соревновательных условиях.

Рекомендации:

1. Уделять внимание теоретико-тактической подготовке студентов-баскетболистов на протяжении всего учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности.

2. Использовать программированное обучение и современные компьютерные технологии с осуществлением всех видов контроля по качеству усвоения теоретического и практического материала.

3. Применять круговую тренировку и подвижные игры, специальные упражнения, направленные на развитие тактического мышления.

4. Применять видеоматериалы студенческих соревнований в целях анализа и корректировки тактических действий каждого игрока и команды в целом.

5. Начинать обучение необходимо с индивидуальной тактики, затем приступать к изучению простейших групповых и командных взаимодействий.

Выводы.

Разработанная нами технология подготовки студентов - баскетболистов обеспечивает целенаправленное и комплексное воздействие на приобретение тактических знаний, умений и навыков, развитие двигательных способностей. Она позволяет через автоматизированную систему управлять параметрами подготовленности и соревновательной деятельности баскетболистов. Таким образом, можно определить большую значимость теоретико-тактической подготовки. Она дает студентам необходимые знания о тактике ведения спортивной борьбы, помогает оценить свои

интеллектуальные способности как необходимого условия роста спортивного мастерства. Тактическая подготовка развивает способность баскетболиста быстро воспринимать, оценивать и обрабатывать информацию на площадке, кратчайшим путем из множества вариантов находить наиболее правильный, который приведет к успешной атаке корзины соперника. В процессе занятий развиваются интеллектуальные качества: объем и скорость зрительного восприятия, скорость обработки полученной информации, стойкость внимания, устойчивость к различным сбивающим факторам. Тактическое мышление спортсмена приобретает такие характеристики как: действенность, импровизация, оперативность, вероятность, гибкость. Развитое логическое мышление у студентов - баскетболистов является одним из критериев восприятия его в качестве действительно талантливого игрока. Именно логическое и стратегическое мышление позволяет баскетболисту понимать и предполагать порядок действий, как игроков своей команды, так и противников. Хорошо развитые интеллектуальные способности студентов-баскетболистов положительно влияют не только спортивную деятельность, но и на учебную, что подтверждает необходимость применения средств теоретико-тактической подготовки.

Литература

1. Болгов А. Н., Орлан И. В., Буров А. В. Организация взаимодействий баскетболистов при подборе мяча на основе определения вероятности его отскока // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2014. № 2 (8). С. 10-13.

2. Карагодина А. М., Клычкова О. В., Брыкина В. А. Использование метода сопряженного воздействия в спортивной подготовке студентов для совершенствования бросков в баскетболе // PrimoAspectu. 2018. № 4 (36). С. 151-157. URL: https://www.vstu.ru/uploadiblok/files/primo-aspectu/primo_aspectu_no_4 (35) - 2018.pdf (дата обращения: 21.05.2022).

3. Карагодина А. М., Царапкин Л. В. Роль спортивных игр в занятиях по физической культуре в вузе // Актуальные проблемы и инновационные технологии в сфере физи-ческой культуры и спорта в образовательных учреждениях : материалы городской научно-практической конференции. (г. Волгоград, 19 июня 2015 года). Волгоград : Волгоградский государственный аграрный университет. 2015. С. 36-41.

4. Минина Л. Н. Повышение эффективности индивидуальных защитных действий у квалифицированных баскетболисток // Известия Тульского государственного уни-верситета. Физическая культура. Спорт. 2014. № 2. С. 132-136.

5. Шатенов Р. М., Бутакова Е. В. Совершенствование командных действий в защите у студентов-баскетболистов // Актуальные проблемы развития студенческого спорта и пути их решения : сборник научных статей по материалам студенческой научно-практической конференции. (г. Москва, 26-27 апреля 2018 года). Москва : Перо, 2018. С. 289-297.

References

1. Bolgov A. N., Orlan I. V., Burov A. V. Organizatsiya vzaimodeystviy basketbolis-tov pri podbore myacha na osnove opredeleniya veroyatnosti ego otskoka [Organization of interactions between basketball players when picking up the ball based on determining the probability of its

rebound]. Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka - Physical education and sports training, 2014, no. 2 (8), pp. 10-13.

2. Karagodina A. M., Klychkova O. V., Brykina V. A. Ispol'zovanie metoda soprya-zhennogo vozdeystviya v sportivnoy podgotovke studentov dlya sovershenstvovaniya broskov v basketbole [Using the method of conjugate influence in the sports training of students to improve throws in basketball]. PrimoAspectu - PrimoAspectu, 2018, no. 4 (36), pp. 151-157. Available at: https://www.vstu.ru/uploadiblok/files/primo-aspectu/primo_aspectu_no_4 (35) - 2018.pdf (accessed: 21.05.2022).

3. Karagodina A. M., Tsarapkin L. V. [The role of sports games in physical culture classes at the university]. Aktual'nye problemy i innovatsionnye tekhnologii v sfere fizi-cheskoy kul'tury i sporta v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh. Materialy gorodskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (g. Volgograd, 19 iyunya 2015 g.) [Actual problems and innovative technologies in the field of physical culture and sports in educational institutions. Proceedings of the city scientific and practical conference, Volgograd, June 19, 2015. Volgograd, Volgograd State Agrarian University Publ., 2015, pp. 36-41. (In Russia).

4. Minina L. N. Povyshenie effektivnosti individual'nykh zashchitnykh deystviy u kvalifitsirovannykh basketbolistok [Increasing the effectiveness of individual protective actions among qualified basketball players]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Fizicheskaya kul'tura - News of the Tula State University. Physical Culture. Sport, 2014, no. 2, pp. 132-136.

5. Shatenov R. M., Butakova E. V. [Improving team actions in the shield of basketball students]. Aktual'nye problemy razvitiya studencheskogo sporta i puti ikh resheniya. Sbornik nauchnykh statey po materialam studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (g. Moskva, 26-27 aprelya 2018 g.) [Actual problems of student sports development and ways to solve them. A collection of scientific articles based on the materials of the student scientific and practical conference. (Moscow, April 26-27, 2018)]. Moscow, Pero Publ., 2018, pp. 289-297.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.