Как уже отмечалось выше, в процессе творческой деятельности младшие подростки проявляют антисоциальный интерес к нелегальному изготовлению холодного оружия, взрывчатых изделий, совершению взрывов и т.п. Данных детей отличают интеллектуально-эстетические способности на фоне мозаичной направленности. Делинквентные «срывы» обусловлены неспособностью подростков разрешать противоречия между требованиями внешней реальности и внутренними потребностями, с одновременным повышением адреналина [5, с. 91-92].
Библиографический список
1. Бомба Я. Юношеская депрессия // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1987. - Вып. 10. -С. 1501-1503.
2. Климов Е.А. Основы психологии. - М.: Юни-та-Дана, 2003. - 462 с.
3. Платонов К.К. О системе психологии. - М.: Мысль, 1972. - 216 с.
4. Скроцкин Ю.А. Становление личности и психические отклонения. - СПб.: Алетейя, 2009. - 348 с.
5. Фетискин Н.П., Миронова Т.И., Шепелева С.В. Детско-молодежная девиантология. - Кострома, 2015. - 378 с.
УДК 159.922.7 ; 159.95
Шепелева Светлана Витальевна
кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПРЕДПОСЫЛКИ И ТИПОЛОГИИ ПРЕДДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУППАХ*
В работе представлены результаты эмпирических исследований посвященных изучению преддевиантного или латентного отклоняющегося поведения в детских дошкольных группах. Предложен концептуальный подход к разграничению девиантного и преддевиантного. Латентные девиации рассматриваются в контексте предельно возможных форм психологической защиты и самоутверждения детей дошкольного возраста. Выделены предпосылки и различные типологии нормативного и преддевиантного поведения.
Ключевые слова: девиантное поведение, латентные девиации, предпосылки, симптомы, типологии преддеви-антного поведения.
Большинство авторов [1; 2; 3; 4] при рассмотрении девиантного поведения характеризуют его как первичное деструктивное новообразование, связанное с нарушением социальных норм в виде агрессии, уклонения от деятельностно-ролевых обязанностей, корыстных актов, порчи вещей и имущества и др. Однако актуализации девиантного поведения в большинстве случаев предшествуют либо поведенческие акты, не содержащие очевидных угроз для окружающих, либо защитные действия, обусловленные предельными возможностями ребенка в сложившийся проблемной ситуации. Относить подобные поведенческие формы детей к девиантным было бы весьма неадекватным и психологически необоснованным. Примером сказанного могут служить неосознанные проявления защитной агрессивности или кражи игрушек и вещей у детей дошкольного возраста. Указанные формы детского поведения отнесены нами к преддевиантным и латентно-де-виантным проявлениям [4, с. 38-45; 5, с. 58-64]. Однако в исследовательской практике до сих пор не обнаружено описание латентной девиантности или преддевиантного поведения как специфического психологического феномена в детских дошкольных группах. На наш взгляд, дифференциация этих форм отклоняющего поведения позволяет лучше понять не только истоки и стадии форми-
рования девиантного поведения, но и целесообразность используемых мер профилактики латентных девиаций.
В этой связи нами предпринята попытка изучения различных специфических проявлений и типологии преддевиантного поведения в дошкольных группах. Базовыми методами исследования служили контролируемое наблюдение, материалы экспертных оценок (воспитатели и психологи детских садов) и невербальные тесты.
Обобщенные данные исследования по выявлению типов преобладающего поведения дошкольников в игровом общении со сверстниками позволяют выявить, что у большего числа исследуемых детей доминирует пассивно-социальный тип преддевиантного поведения. Так как суммы действий (26,6) и актов (22,4) этого типа поведения является наивысшим в экспериментальной группе и полностью отсутствует в контрольной группе. Обобщенные результаты по экспериментальной группе показывают, что доминирует у детей в игровой деятельности общение без предметного взаимодействия, они подражают сверстникам и во всем следуют за другими.
Активно-социальный тип поведения выявлен только в контрольной группе, причем невербальных действий детьми совершено больше (21,6%), чем вербальных актов (16,8%), что объясняется
* Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-06-10868/15.
Таблица 1
Средние количественные показатели преобладающих типов поведения в дошкольных группах
Типы преобладающего поведения
Антисоциальное Асоциальное Пассивно-социальное Активно-социальное
Исследуемые детские группы Невербальные действия Вербальные акты Невербальные действия Вербальные акты Невербальные действия Вербальные акты Невербальные действия Вербальные акты
Экспериментальная 19,80 15,40 17,60 16,60 26,60 22,40 0 0
Контрольная 0 0 0 0 0 0 21,60 16,80
Таблица 2
Количественный показатель каузальной атрибутивности у активно-социальных и преддевиантных детей
Типы нормированного и преддевиантного поведения Показатели каузальной атрибутивности (в %)
Адекватное Завышенное Заниженное
1. Активно-социальные 26,0% 62,0% 12,0%
Преддевиантные типы
2. Антисоциальный 20,0% 24,0% 56,0%
3. Асоциальный 33,0% 34,0% 33,0%
4. Пассивно-социальный 11,0% 51,0% 37,0%
психическими особенностями дошкольного возраста. В целом детям с преобладающим активно-социальным типом поведения характерно: руководство и сотрудничество.
На третьем месте по сумме невербальных действий и вербальных актов стоит антисоциальный тип преддевиантного поведения. Агрессивных физических действий детьми совершено больше (19,8%), чем вербальных актов, носящих так же агрессивный характер (15,4%) - это угроза, ругательство, требования, многие дети дразнились.
Исследуя асоциальный тип поведения в группах дошкольников, нами выявлено, что в экспериментальной группе он имеет место. Невербальные действия превышают вербальные акты (17,6% и 16,6%). В целом детям с преобладающим асоциальным типом поведения характерно: избегание общения, игнорирование, реакция протеста.
В концепции генезиса общения отношение ребенка к себе рассматривается через анализ его образа «Я». Образ себя понимается как сложный комплекс, включающий аффективный и когнитивный компоненты. Аффективная часть образа себя представляет собой общую самооценку - целостное отношение ребенка к себе как к значимому, любимому (или незначимому нелюбимому) существу, а когнитивная часть выражает отношение ребенка к успехам или неуспехам своего отдельного, частного действия или поступка. Исследуя каузальную атрибутивность в аффективной части образа ровесника у активно-социальных детей и предде-виантных детей существенных различий не обнаружилось. Дети положительно оценивают ровесника. Однако между активно-социальными детьми
и антисоциальнымии, асоциальными эти различия выражены заметно. Дети с асоциальным и антисоциальным типом поведения чаще относятся к ровеснику отрицательно.
В когнитивной части образа ровесника у пред-девиантных детей наблюдаются более явные, но довольно неоднозначные отличия.
Для детей с активно-социальным типом поведения характерна тенденция к завышенному представлению о деловых возможностях ровесника. У преддевиантных детей эта составляющая образа ровесника вариативна: чем менее выражено предде-виантное поведение у ребенка, тем более он склонен завышать его возможности (пассивно-социальные), чем более выражено преддевиантное поведение у ребенка, - тем более он занижает возможности ровесника (антисоциальный и асоциальный тип).
В целом, у преддевиантных детей, в сравнении с активно-социальными детьми, тенденция к занижению возможностей ровесника выражена более последовательно, чем другие (адекватные представления и завышенные).
Беседа с детьми о ровесниках подтвердила полученные данные и позволила внести в них дополнения. Дети с преобладающим активно-социальным типом поведения видят ровесника самого по себе, не сравнивая с собой. Положительные оценки ровесника доминируют над отрицательными. Активно-социальные дети положительно оценивают внешние особенности сверстников («красивые волосы», «умеет кувыркаться») и личностные качества детей («вежливый», «добрый»). Эти дети отзывчивы, чувствительны в общении со всеми типами детей.
Дети с преобладанием преддевиантных типов поведения в образе ровесника на первое место ставят отношение сверстника к самому ребенку. Если оно положительное, сверстник оценивается как «хороший», а если отрицательное - как «плохой». К отрицательным качествам сверстника предде-виантные дети относят его внешние недостатки («очкарик», «беззубый») и умения, в которых сверстник превосходит преддевиантного ребенка («дерется лучше», «бегает быстрее»). В беседах выявилось конкурентное отношение у преддевиантных детей к активно-социальным детям.
К положительным качествам сверстника пред-девиантные дети относят его сходство с внешними достоинствами, чаще физическими, с преддеви-антными детьми.
Таким образом, дети с преобладанием предде-виантных типов поведения видят сверстника через себя, его сходство и несходство с собой в его внешних проявлениях, они постоянно сравнивают себя с другими и пытаются конкурировать. Преддеви-антные дети мало чувствительны к коммуникативным потребностям сверстника. Ориентация пред-девиантных детей на отношение сверстника к нему, оценивание его как «плохого» при отрицательном варианте отношений между ними, является способом удержания положительной самооценки пред-девиантных детей. Они стремятся оставаться на уровне этой положительной самооценки, именно это стремление и порождает во взаимоотношениях конкурентность и повышенную потребность в признании у преддевиантных детей. Ожидание отрицательного отношения к себе у преддевиант-ных детей от других людей, переживается ими, как страх сойти с уровня положительной самооценки. Это порождает у детей преддевиантные эмоциональные и поведенческие отклонения от нормы в виде агрессивности, конфликтности, негативизма и т. д. Но все проявления преддевиантных форм поведения направлены на поддержание положительной самооценки у этой категории детей. Выявлены различия по способам реализации намерения быть на уровне положительной самооценки среди самих преддевиантных типов.
Дети с антисоциальным и асоциальным типом поведения ищут, поддержу положительной самооценки в своей предметно-практической деятельности, они, если появляется возможность, завышают представления о своих возможностях. Это является мотивом того, что эти дети активно ищут контакты с равными себе партнерами, делая это более активно, чем дети с активно-социальным типом поведения. Повышенная активность проявляется в том, что эти дети навязывают своим партнерам образцы своей деятельности, утверждают свои возможности и способности, доказывают свое преимущество и превосходство. Если антисоциальные и асоциальные дети встречают со сторо-
ны сверстников сопротивление, то они на это реагируют яркими, порой чрезмерными, вспышками эмоций и агрессивным поведением по отношению к партнерам. Такое поведение для этих детей очень значимо, они пытаются реализовать свой потенциал и утвердить себя. Это прямой способ поддержания своей положительной самооценки. Например, свое физическое превосходство эти группы детей видят, сравнивая себя со сверстниками. Таким образом, потребность в признании у антисоциальных и асоциальных детей доминирует над другими потребностями, и проявляется в обостренной и напряженной форме.
Дети с преобладанием пассивно-социального типа поведения, так же как и антисоциальные и асоциальные, пытаются держаться на уровне положительной самооценки, но добиваются этого другим путем. Пассивно-социальные дети снижают образ ровесника, утверждают себя путем отрицания другого. У них существует стремление доминировать над ровесником, но оно не выражается в ярких агрессивных формах поведения и в ярких проявлениях эмоций. Чаще эти дети удовлетворяются вариантом отношений быть равным со сверстником, но не хуже его. Они скорее защищают свое «Я» от реальной или мнимой недооценки, поэтому во взаимоотношении у них наблюдается подражание, следование за другими. Образ себя у антисоциальных, асоциальных и пассивно-социальных детей играет важную роль в детерминировании преддевиантных форм поведения, он определяет характер общения со сверстниками и влияет на свою систему взаимоотношений с окружающим миром.
Таким образом, для дошкольников всех типов преддевиантного поведения характерна высокая активность в стремлении к взаимодействию с ровесниками и неумение согласовано контактировать с ними, а также явно выступающее самоутверждение. Но происходит это в трех типах неодинаково. Дети с антисоциальным и асоциальным типом поведения активно подчиняют себе ровесника, манипулируют им. А дети с пассивно-социальным типом поведения скорее защищают свое «Я» от недооценки и больше следуют за ровесниками.
Среди психологических особенностей пред-девиантного поведения детей дошкольного возраста особое место занимают эмоциональные проявления отклонений, которые обнаружились в экспериментальных ситуациях. Неблагоприятный психологический климат в семье, в детском саду приводит к отрицательным реакциям ребенка и к появлению преддевиантных форм поведения. Преддевиантное поведение у детей сопровождается широким кругом негативных эмоций, особенно тревогой, страхом и агрессией. Затянувшиеся отрицательные эмоциональные состояния приводят к разрушению социальных связей ребенка с окружающими людьми, к формированию негативной
жизненной позиции, а в отдельных случаях и к задержке психического развития.
Прежде всего, необходимо отметить, что в дошкольном возрасте все эмоциональные проявления преддевиантного поведения носят ситуационно-личностный характер и типологические различия можно обнаружить лишь в когнитивной сфере и эмоционально-личностной сфере дошкольников.
Первый тип эмоциональных проявлений пред-девиантного поведения связан с ситуационно-личностными реакциями дошкольников в эмоционально-личностной сфере.
Эмоциональные трудности у дошкольников проявляются в эмоциональной отчужденности, тревоге, страхе, враждебности, агрессивности, конфликтности, реакции отказа, негативизме, нерешительности, избегании каких-либо усилий, эмоциональной неустойчивости, эгоцентризме. У дошкольников с таким типом эмоциональных проявлений наблюдаются нарушения в процессах торможения и возбуждения, они гиперактивны или заторможены, у них двигательная и речевая рас-торможенность или замедленный темп движений и речи, пропуск условных сигналов к действию, часто состояние бездеятельности.
Второй тип эмоциональных проявлений пред-девиантного поведения связан с ситуационно-личностными реакциями дошкольников в когнитивной сфере. У дошкольников наблюдается нарушение познавательной сферы, им сложно действовать по простому или сложному образцу, по простой или сложной словесной инструкции или в соответствии с правилами игры. Они избегают умственных действий, у них повышена подражательность, слабая общая осведомленность, плохо развиты наблюдательность, внимание, воля, воображение.
Эмоциональные проявления преддевиантного поведения дошкольников, ими не осознаются, они не мотивированы. Степень и сила их проявления зависит от типа преддевиантного поведения (пассивно-социальное, асоциальное, антисоциальное).
У дошкольников с пассивно-социальным типом преддевиантного поведения все эмоциональные проявления в когнитивной сфере и сфере переживаний носят слабо выраженный характер, они быстро угасают, играют защитно-компенсаторную роль. Преддевиантные проявления у них чаще сопровождаются астеническими эмоциональными состояниями, такими как состояние подавленности, тревоги, страха, грусти. Многие из них характеризуются индифферентностью эмоциональных проявлений.
У дошкольников с асоциальным и антисоциальным типом преддевиантного поведения все эмоциональные проявления ярко выражены и долго-временны. В их основе лежит мотив привлечения внимания и самоутверждения. Преддевиантное поведение у них всегда сопровождается негативными
эмоциональными состояниями такими, как агрессия, гиперактивность, негативизм.
В детских группах дошкольного возраста могут проявляться специфические симптомы пред-девиантного поведения и характеризоваться: импульсивностью, спонтанностью, ситуативностью, деструктивными действиями на ограничивающие нормативные условия микросреды относительной неустойчивостью.
Преддевиантное поведение в детских дошкольных группах проявляется в различных социально-психологических деструктивных формах (пассивно-социальных, асоциальных и антисоциальных). Выявленные нами данные подтвердили на статистически значимом уровне наблюдения педагогов и родителей о наличии негативных поведенческих проявлений у «маленьких» детей не только в виде вредных привычек, но и преддевиаций в форме «агрессивности», «непослушания», «гиперактивного поведения» и др.
Наибольшая выраженность в преддевиантном поведении у детей дошкольных групп встречается в следующих типах отклоняющегося, преддеви-антного поведения [1, с. 82-86; 3, с. 86-90]:
- пассивно-социальном, который обнаруживается у дошкольников слабовыраженной (пороговой) степени проявления преддевиантного поведения, проявляющееся во внешних и внутренних деструктивных поведенческих формах. Дети с пассивно-социальным типом преддевиантного поведения характеризуются капризностью, инфантилизмом, слабо выраженным негативизмом, подражанием, следованием за другими, конформизмом, отсутствием оригинальности. Они знают нормы на словах, но постоянно их нарушают. Они как бы не замечают собственной агрессивности, это их привычный способ действия, их агрессия носит нормативно-инструментальный характер;
- асоциальном, который обнаруживается у дошкольников в деструктивном поведении, деформирующим разноуровневое состояние межличностных отношений. Дети с асоциальным типом преддевиантного поведения характеризуются непослушанием, отрицанием, игнорированием норм и правил, ярко выраженным негативизмом, проявляющимся как протест, конфликтностью, их действия направлены на привлечение к себе внимания. Агрессия у них носит импульсивно-демонстративный характер. Они способны присвоить чужое;
- антисоциальном, который обнаруживается у дошкольников в ярко выраженной степени внешнего и внутреннего деструктивного поведения, наносящего ущерб порядку и благополучию окружающих людей. Дети с антисоциальным типом преддевиантного поведения характеризуются гиперактивностью, эгоцентизмом, активным, ярко выраженным, долговременным негативизмом, проявляющимся как бунт, непредсказуемостью,
акцентуированной готовностью к риску, преднамеренным нарушением норм и правил. Эти дети крайне агрессивны, их агрессия носит целенаправленно-враждебный характер, выражается как в вербальной, так и физической формах. Для таких детей характерна мстительность и злопамятство.
Таким образом, антисоциальный и асоциальный типы преддевиантного поведения имеют явный, открытый характер, а пассивно-социальный тип приобретает латентный характер, так как не содержит очевидных угроз для окружающих людей.
Критериальный социально-психологический симптомокомплекс преддевиантного поведения в детских дошкольных группах составляют ситу-ативность, спонтанность, деструктивная направленность, неустойчивость, подверженность позитивным изменениям [2, с. 230-236].
Таким образом, проявление преддевиантного поведения обусловлено включенностью детей до-
школьных групп в неблагоприятные фрустрационно-стрессовые социальные ситуации, связанные с повреждениями личных и общественных предметных ценностей, эгоистическими ориентациями, деятель-ностной неуспешностью, низким социально-ролевым статусом носящих психозащитный характер.
Библиографический список
1. Змановсая Е.В. Девиантология. - М.: Академия, 2003. - 288 с.
2. КлейбергЮ.А. Девиантология. - СПб.: Речь,
2007. - 412 с.
3. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М.: Речь, 2005. - 445 с.
4. Фетискин Н.П. Практическая девиантология. - М.: Форум, 2015. - 272 с.
5. Шепелева С.В. Психология преддевиантного поведения. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова,
2008. - 168 с.
УДК159.922.8
Сорокина Татьяна Васильевна
Институт психологии Российской Академии наук, г. Москва
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ
В статье представлены результаты исследования темпераментальных особенностей и специфики Я-концепции у девиантных и социально-компетентных подростков. В проведенном исследовании приняли участие 103 подростка и их родители (206 человек). Подростки, чьи родители обратились за помощью в психологическую службу с жалобами на непослушание, неуспеваемость своих детей и нарушение ими социальных норм поведения составили основную группу исследования: 60 подростков и их родители: 60 матерей и 60 отцов. В контрольную группу вошли подростки (43 чел.), которые характеризуются, со слов родителей, высокой социальной компетентностью; отсутствуют жалобы на поведение детей со стороны взрослых и их родители: матери (43 чел.) и отцы (43 чел.). Выявлено, что ряд темпераментальных характеристик свойственен социально-компетентным подросткам в отличие от девиантных. Проведен сравнительный анализ обсуждаемых параметров у подростков с различными проявлениями отклоняющегося поведения: неуспеваемость, непослушание, асоциальное поведение. Подростки с различным типом отклоняющегося поведения имеют различные особенности темперамента в сравнении между собой. Ярко выраженной оказалась специфика Я-концепции у подростков с различными формами отклоняющегося поведения, которая сопоставима с особенностями их ценностной сферы, а также с характеристиками их семейных систем.
Ключевые слова: подростки, девиантное поведение, темперамент, Я-концепция, неуспеваемость, непослушание, асоциальное поведение.
Негативные проявления отклоняющегося поведения подростков авторы связывают с трудностями самого подросткового периода и спецификой функционирования их семей (А. Адлер, Дж. Боулби, А.Я. Варга, В. Де Гольжак,
B.Н. Дружинин, А.М. Прихожан, Е.А. Сергиенко,
C.В. Черников, Н.Е. Харламенкова, А.А. Шутцен-бергер, М. Bowen).
Есть данные о наличии различий в темпераменте у девиантных, деликвентных и социально-компетентных подростков (А. Торгерсен, М. Риза), в Я-концепции (Ю.А. Пучкова, Е.В. Свистунова, К.В. Сергеева, В.О. Щипрова). Различия индивидуально-психологических свойств подростка в зависимости от формы девиантного поведения подростков изучались меньше. В литературе встречаются упоминания о разнице акцентуаций при различных проявлениях негативного поведения (В.Ф. Десятников, Г.Р. Трофимов, В.Г. Козюля, М.М. Гатауллин, В.В. Юстицкий). Однако авторы расходятся в выводах, связывая различные акцентуации с девиантным поведением. Настоящее исследование направлено на изучение подростков с различными формами отклоняющегося поведения и выявление различий в особенностях темперамента и Я-концепции.
Исходя из выше изложенного, были сформулированы гипотезы:
1. Подростки с такими формами девиантного поведения как «Неуспеваемость», «Непослушание», «Асоциальное поведение» имеют различные темпераментальные особенности.
2. Между подростками с формами отклоняющегося поведения: «Неуспеваемость», «Непослушание», «Асоциальное поведение» существуют различия в особенностях Я-концепции.
Целью нашего исследования является изучение темпераментальных особенностей и специфики
Я-концепции в связи с формой отклоняющегося поведения подростков.
Методика
Участники исследования. В исследовании приняли участие учащиеся - 103 подростка. Средний возраст детей - 14,2 лет, что соответствует периоду подросткового возраста, среди них 49 девочек, 54 мальчика. Подростки, чьи родители обратились за помощью в психологическую службу с жалобами на непослушание, неуспеваемость своих детей и нарушение ими социальных норм поведения составили основную группу: 60 подростков и их родители: 60 матерей и 60 отцов. Диагностическая работа с семьями проводилась до консультативной работы психолога.
В контрольную группу вошли подростки (43 чел.), которые характеризуются, со слов родителей, высокой социальной компетентностью. Их матери (43 чел.) и отцы (43 чел.) также приняли участие в исследовании. С такими семьями проводилось однократное 2-часовое интервью, включающее заполнение исследовательских методик.
Правомерность распределения на группы подтвердилась методикой А.М. Прихожан «Исследование социальной компетентности» (2007).
Семьи основной группы по критерию отклоняющегося поведения (запроса) были поделены на 3 подгруппы по следующим признакам:
1) «Неуспеваемость» - жалобы на неуспеваемость в школе (21 семья);
2) «Непослушание» - жалобы на непослушание (20 семей);
3) «Асоциальное поведение» - жалобы на асоциальное поведение (19 семей).
Методы исследования. В настоящем исследовании использовались опросник формально-динами-