ДЕВИАНТОЛОГИЯ
УДК 159.923; 159.922.8
Фетискин Николай Петрович
доктор психологических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ДЕСТРУКТИВНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У ДЕВИАНТОВ*
Статья посвящена выделению и обоснованию деструктивных новообразований на уровне форм личностной направленности в подростковой среде. Рассмотрены особенности мозаичных форм направленности и действенность девиантных проявлений. В структуре мозаичной личностной направленности выделены следующие девиантные новообразования: искаженное восприятие мира и нравственных смыслов, фрустрация мышления, ангедония, суженое сознание, «плохое» настроение, ложные ценности самовыражения.
Ключевые слова: мозаичность направленности, девиантные новообразования, делинквентность творчества, структура девиантных новообразований, формы девиантных новообразований.
Направленность личности, являясь её базовой подструктурой, служит своеобразным навигатором психического развития и оказывает определяющее влияние на социопрактику (знания, навыки, умения), познавательные процессы, характер и способности человека. Не случайно по этому поводу отмечается, чтобы узнать человека очень важно понять, к чему он стремится и во имя чего; чего, по его мнению, он не успел ещё добиться и каким образом намерен достичь поставленной перед собой жизненной цели. Все это и определяет направленность личности.
Структура направленности личности в ряде работ [2, с. 121-132], включает формы (убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания влечения) и качества (уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность.
Психическое развитие в любом возрасте, особенно в подростковом и юношеском, не является статичным и однонаправленным только в сторону позитивно-конструктивных новообразований.
Развитие в подростковом возрасте называют трудным кризисным, переходным. У подростка формируется новое представление о себе самом, появляются новые чувства, переживания, обостряется интерес к личным качествам, становится демонстративным стремление к взрослости, самостоятельности, независимости, к освобождению от покорности взрослым. Происходит расширение знаний о мире, развитие мышления. Главным для подростка является уже не то, что происходит «под носом», дома, в школе, но и в широком мире. В юношестве учебные интересы мало-помалу начинают связываться с профессиональными мечтами и идеалами.
Указанные бурные личностные изменения в подростковом возрасте сопровождаются целым рядом девиантных новообразований и прежде всего - на уровне направленности личности. Некоторые авторы характеризуют её мозаичностью [3, с. 80]. Содержание мозаичной направленности
у девиантов выражается в виде деструктивных новообразований в сфере мировоззрения, убеждений, склонностей и интересов. Как известно, мировоззрение представляет собой систему взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе, обществе и правосознании.
Развитое правосознание предполагает не только осведомленность в мире норм, знание о своих правах и умение их отстаивать, но и, что значительно труднее, принятие на себя обязанностей и ответственности. Обязанности (с психологической стороны) - это представления о действиях, возложенных на человека от имени сообщества и подлежащих безусловному выполнению. Ответственность - это обязанность отдавать мысленный отчет в своих действиях, поведении.
Существенными составляющими правосознания являются, во-первых, специфическая социальная предусмотрительность - способность до совершения поступков мысленно нарисовать (предвидеть) картину их возможных последствий и, во-вторых, умение осуществлять постоянный мысленный контроль за приближением к цели, за уменьшением разницы между замыслом и складывающимися обстоятельствами, результатами действий субъекта активности. По мнению Е.А. Климова [2, с. 255-257], человек с развитым положительным моральным и правовым сознанием ведет себя лояльно (в соответствии с моралью и законом) без усилий над собой. И не потому, что помнит и успевает мысленно перебрать в голове моральные заповеди и положения государственных постановлений. Он иначе и не мыслит, и не склонен, и даже не может (т.е. испытывает неодолимые внутренние трудности). Аналогично человек, которому, скажем, «не повезло» с моральным и правовым воспитанием, может искренне, наивно или убежденно, или цинично придерживаться асоциальных, антиобщественных норм: «Красть надо, если все сделал, чтобы не поймали: все так делают» и пр. [2, с. 256].
" Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 15-06-108-68/15.
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «ij- 2016, Том 22
© Фетискин Н.П., 2016
86
Деструктивные новообразования в структуре личностной направленности у девиантов
Рисунок 1. Деструктивные новообразования в структуре личностной направленности девианта
(по Н.П. Фетискину, 2015)
Исходя, из этого нетрудно предложить, что мозаичность направленности личности на уровне правосознания и мировоззрения в целом является доминирующим девиантным новообразованием. На рисунке 1 видно, что в мозаичной направленности особое место занимает искажение восприятия мира и окружающей действительности.
Правонарушения девиантов, как правило, обусловлены мировоззренческими тупиками, сопровождающихся искажением нравственных смыслов и целей личности, обликом ложных ценностей. Конфронтация обществу осознается как неудача, несправедливость, лживость ближайшего окружения и как своя социальная особость. Мировоззрение девиантов носит жестко индивидуалистическую ориентацию, исключающую сочувствие, сопереживание и принятие окружающего мира. Находясь во власти эмансипации девианты пытаются организовать свой мир, подчиняющийся, по их мнению, жесткому закону справедливости,
трактуемого противоположно общепринятому. Мозаичность направленности, как девиантное новообразование, характеризуется размытостью доминирующей личностной цели, разрозненностью интересов и увлечений. Отсутствие «стержня» в структуре направленности девианта выражается в разбросанности и неустойчивости желаний и интересов, проявляемых чаще всего в асоциальных формах.
Одной из составляющих мозаичной направленности девиантов выступает бесперспективность и бессмысленность существования, отражающих содержание их биографического кризиса. Бесперспективность выражается в слабой представленности потенциальных связей в мыслительной картине жизни. Прежние цели недостигнуты, а новые цели как-то «не вырисовываются», кажутся недостижимыми или кем-то «перехвачены», «закрыты». Девиант не видит «свет в конце тоннеля»; ему кажется, что некуда стремиться, хотя у него есть
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
87
ДЕВИАНТОЛОГИЯ
и силы, и активность, но он затрудняется в определении своих жизненных программ [5, с. 86].
Выход из этого мотивационного тупика и актуальной потребности в признании, толкает подростка к совершению асоциальных и антисоциальных актов. Бессмысленность своего существования подростки объясняют невозможностью разрешения своих нравственных проблем, связанных с понятиями справедливости, честности, свободы. Следуя этому, девианты нередко культивируют веру в судьбу, откуда следует вывод о бессмысленности раздумий о завтрашнем дне, проявляется большой интерес к сиюминутной мистике. Часто они стыдятся того, что называется сентиментальностью и, прекрасно сознавая свою отверженность, демонстрируют только те стороны своего характера, которые представляются им сильными, постоянно путая наглость, жестокость, грубость с силой характера [4, с. 83-84].
Указанные компоненты мозаичной направленности становятся одним из условий формирования девиантных убеждений, основанных не столько на мифологической картине мира в виде «складной» сказки. Следует отметить, что противоречивость мозаичной направленности не связана жестко с календарными возрастами. Человек может сам и не отдавать себе отчета в том, что с ним происходит (а становится просто другим - тревожным, подавленным, пассивным, злобным, суетливым).
Специфические особенности мозаично-деви-антной направленности в подростково-юношеских группах оказывали существенное влияние на их психоэмоциональную сферу (рис. 1). Большинству девиантов присуща неудовлетворенность собой и всем окружающим. Невозможность разрешения нравственных проблем протекает либо на фоне уныния, тревожности, раздражительности, либо неадекватном, «защитном» веселье и оптимизме. По мнению Ю.А. Скроцкина [4, с. 109] ключом к пониманию многих эпизодов правонарушений является проблема «плохого настроения», которая приобрела особое значение в кризисную эпоху. Недаром в некоторых странах диагноз психопатии близок к понятию криминальности. Поэтому привычное недовольство собой и окружающими людьми может актуализировать делинквентное поведение. Согласно данных Я. Бомба и Ю.А. Скроцкина [1; 4] у подавляющего большинства правонарушителей (88%) отмечаются психопанические или неврологические черты. В этой связи вызывает интерес гипотеза, рассматривающая юношескую депрессию как эмоциональную реакцию на встречающиеся трудности и невозможность их преодоления при достижении поставленных перед собой целей» [1, с. 1501]. При этом девианты, страдающие психологическими заболеваниями, правонарушения рассматривали как аутопсихотерапию, а психически здоровые девианты правонарушения
увязывали с поиском истины, вызванного накопившимися разочарованиями, смысловой безрезультатности и устойчивого негативного фона.
Существенным фактором в доминировании отрицательных эмоций является возникновение длительной тревожной ангедонии. На наш взгляд, ангедония является следствием дефицитарности удовольствий, успешности, признания. Поэтому правонарушения или делинквентные «срывы»» во многом обусловлены плохим настроением деви-антных подростков.
Это положение дает основание считать «плохое настроение» одним из девиантных новообразований, помимо мировоззренческих тупиков, приводивших к искажению нравственного смысла и цели личности.
Анализ форм девиантно-поведенческих новообразований показал, что их основу составляют пассивные и активные девиации. К числу пассивных форм поведенческих девиантных новообразований необходимо отнести экстрапунитивную фрустрированность поведения в виде инфантильного отказа от выполнения трудных заданий, сопряженных с непереносимостью трудностей. Данную группу поведенческих новообразований дополняют нигилизм и бесцельное времяпрепровождение. У большинства подростков существует повышенный интерес к жизни улицы, носящий, можно сказать, артистический оттенок. Активную группу девиантно-поведенческих новообразований составляют протестно-оппозиционное поведение, цинизм, мщение, вандализм. Основой этих девиаций является стремление девиантов к бездоказательному отвержению преимуществ правильной жизни или нормативного поведения, а также эгоцентризм, щелевидное сужение сознания, «засоренность» нравственного зрения. Провоцирование указанных девиаций данной группы обусловлено доминированием формальных трех целей семьи и школы: здоровье, учение, послушание. Современные же подростки объясняют свои де-линквентные срывы потребностью включенности в контекст мира, но на своих условиях.
Вызывает интерес и такое девиантное новообразование, как включенность девиантов в творческую деятельность. По мнению некоторых авторов [4, с. 75-76], делинквентность более ярко выражена и сочетается с творческим подходом к другим интересам, особенно к спорту, который является устойчивым увлечением. При интеллектуально-эстетической направленности характерологически наблюдается много сходного с подростками спортивной культуры, а также обнаруживается некоторая склонность к уединению. Такая делинквент-ность необычна по форме, часто изощренна. При этом «положительное» творчество, не только не предохраняет от правонарушений, но даже, в ряде случаев, придает им зловещую остроту.
88
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
Предпосылки и типологии преддевиантного поведения в детских дошкольных группах
Как уже отмечалось выше, в процессе творческой деятельности младшие подростки проявляют антисоциальный интерес к нелегальному изготовлению холодного оружия, взрывчатых изделий, совершению взрывов и т.п. Данных детей отличают интеллектуально-эстетические способности на фоне мозаичной направленности. Делинквентные «срывы» обусловлены неспособностью подростков разрешать противоречия между требованиями внешней реальности и внутренними потребностями, с одновременным повышением адреналина [5, с. 91-92].
Библиографический список
1. Бомба Я. Юношеская депрессия // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1987. - Вып. 10. -С. 1501-1503.
2. Климов Е.А. Основы психологии. - М.: Юни-та-Дана, 2003. - 462 с.
3. Платонов К.К. О системе психологии. - М.: Мысль, 1972. - 216 с.
4. Скроцкин Ю.А. Становление личности и психические отклонения. - СПб.: Алетейя, 2009. - 348 с.
5. Фетискин Н.П., Миронова Т.И., Шепелева С.В. Детско-молодежная девиантология. - Кострома, 2015. - 378 с.
УДК 159.922.7 ; 159.95
Шепелева Светлана Витальевна
кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПРЕДПОСЫЛКИ И ТИПОЛОГИИ ПРЕДДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУППАХ*
В работе представлены результаты эмпирических исследований посвященных изучению преддевиантного или латентного отклоняющегося поведения в детских дошкольных группах. Предложен концептуальный подход к разграничению девиантного и преддевиантного. Латентные девиации рассматриваются в контексте предельно возможных форм психологической защиты и самоутверждения детей дошкольного возраста. Выделены предпосылки и различные типологии нормативного и преддевиантного поведения.
Ключевые слова: девиантное поведение, латентные девиации, предпосылки, симптомы, типологии преддеви-антного поведения.
Большинство авторов [1; 2; 3; 4] при рассмотрении девиантного поведения характеризуют его как первичное деструктивное новообразование, связанное с нарушением социальных норм в виде агрессии, уклонения от деятельностно-ролевых обязанностей, корыстных актов, порчи вещей и имущества и др. Однако актуализации девиантного поведения в большинстве случаев предшествуют либо поведенческие акты, не содержащие очевидных угроз для окружающих, либо защитные действия, обусловленные предельными возможностями ребенка в сложившийся проблемной ситуации. Относить подобные поведенческие формы детей к девиантным было бы весьма неадекватным и психологически необоснованным. Примером сказанного могут служить неосознанные проявления защитной агрессивности или кражи игрушек и вещей у детей дошкольного возраста. Указанные формы детского поведения отнесены нами к преддевиантным и латентно-де-виантным проявлениям [4, с. 38-45; 5, с. 58-64]. Однако в исследовательской практике до сих пор не обнаружено описание латентной девиантности или преддевиантного поведения как специфического психологического феномена в детских дошкольных группах. На наш взгляд, дифференциация этих форм отклоняющего поведения позволяет лучше понять не только истоки и стадии форми-
рования девиантного поведения, но и целесообразность используемых мер профилактики латентных девиаций.
В этой связи нами предпринята попытка изучения различных специфических проявлений и типологии преддевиантного поведения в дошкольных группах. Базовыми методами исследования служили контролируемое наблюдение, материалы экспертных оценок (воспитатели и психологи детских садов) и невербальные тесты.
Обобщенные данные исследования по выявлению типов преобладающего поведения дошкольников в игровом общении со сверстниками позволяют выявить, что у большего числа исследуемых детей доминирует пассивно-социальный тип преддевиантного поведения. Так как суммы действий (26,6) и актов (22,4) этого типа поведения является наивысшим в экспериментальной группе и полностью отсутствует в контрольной группе. Обобщенные результаты по экспериментальной группе показывают, что доминирует у детей в игровой деятельности общение без предметного взаимодействия, они подражают сверстникам и во всем следуют за другими.
Активно-социальный тип поведения выявлен только в контрольной группе, причем невербальных действий детьми совершено больше (21,6%), чем вербальных актов (16,8%), что объясняется
* Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-06-10868/15.
© Шепелева С.В., 2016
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
89