Вестник Института экономики Российской академии наук
2/2021
З.У МЕДЖИДОВ
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и кафедры «Информационные технологии и информационная безопасность» Дагестанского государственного университета народного хозяйства
ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОН ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
В современных условиях обострилась проблема обеспечения стабильной занятости населения, нивелирования безработицы, притока частных инвестиций, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В настоящем исследовании автор рассматривает возможность развития депрессивного региона (на примере Республики Дагестан) за счет активизации такого инструмента, как создание зон территориального развития. Выявлена типология таких зон, определены перспективные направления формирования территориальных кластеров применительно к Республике Дагестан, определены их сильные и слабые стороны. Представлены сведения о текущей деятельности индустриальных парков и технопарков. Разработан алгоритм функционирования территориального кластера, приводится формула для расчета экономического эффекта деятельности кластера.
Ключевые слова: экономика, Республика Дагестан, зоны территориального развития, территории с особым экономическим статусом, моногорода, градообразующие предприятия, территориальный кластер.
Э01:10.52180/2073-6487_2021_2_107_126.
В Российской Федерации, при всех ее огромных пространственных масштабах, существуют определенные территории, характеризующиеся значительными диспропорциями в процессе их развития. Это может быть обусловлено географическим положением, природно-климатическими условиями, уровнем научно-технологического и социально-экономического развития и др. факторами. Одним из инструментов, который может способствовать выравниванию уровней социально-экономического развития разных регионов, является создание территорий с особым экономическим статусом (особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития, специальные административные районы, наукограды и пр.).
В современной научной литературе представлены позиции ряда ученых о предпосылках формирования таких территорий, перспективах и механизмах их развития. Некоторые из них будут рассмотрены автором данной статьи на примере Республики Дагестан. Так, в сложившихся на сегодняшний день в Республике Дагестан условиях, по мнению профессора С.Г. Абдулманапова, создание особых экономических зон (ОЭЗ) на ее территории весьма перспективно - они должны стать точками роста экономики региона [1, с. 49]. А.Ш. Ахме-дуев и З.З. Абдулаева считают, что особая экономическая зона в Республике Дагестан способна активизировать инвестиционную деятельность в регионе, а также более активно вовлечь республику в международные хозяйственные связи и инвестиционные процессы. При этом ученые полагают, что создание особой экономической зоны требует большой организационной работы, финансовых затрат и формирования правовой базы [6, с. 50-51].
Другие авторы отмечают, что ОЭЗ обладают потенциальной возможностью по улучшению инвестиционного климата, стимулированию притока капитала в различные сферы хозяйственной деятельности, по созданию новых рабочих мест, снижению уровня безработицы в регионе [18, с 27]. Для улучшения ситуации в производственной сфере Республики Дагестан профессор Я.Г. Бучаев предлагает создавать ОЭЗ промышленно-производственного типа, промышленные парки и технопарки, опираясь на успешный опыт создания и функционирования промышленно-производственной ОЭЗ «Липецк» [7, с 10].
Другие ученые видят в качестве оптимального сценария развития экономики республики, учитывая ее местоположение, формирование особой экономической зоны портового типа - транспортно-логисти-ческого комплекса «Каспийский ХАБ» [19, с. 56].
Помимо создания особых экономических зон в регионе, некоторые авторы считают, что территория Республики Дагестан обладает необходимыми возможностями и для формирования территорий опережающего социально-экономического развития. Так, ряд авторов рассматривает создание ТОР «Каспийск» как базы для развития оборонной промышленности, производства различного промышленного оборудования, товаров народного потребления, что в целом улучшит экономическую ситуацию в Республике Дагестан [10, с. 56].
Иные авторы рассматривают механизм, позволяющий взаимодействовать различным точкам роста, используя особый режим инновационной политики в разных кластерах экономики республики для повышения эффективности производства и модернизации экономики [8]. Группа ученых (С.Г. Абдулманапов, В.К. Гираев и Х.М. Хаджалова) на основе проведенного анализа деятельности особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического разви-
тия определили, что действующие механизмы сужают финансовые возможности как бюджетной системы, так и потенциальных инвесторов. В этом случае необходим системный подход и единые принципы финансирования и привлечения инвестиций, направленные на устойчивое развитие регионов и повышение их инвестиционной привлекательности [2].
Таким образом, следует отметить, что развитие Республики Дагестан посредством создания новых территорий с особым экономическим статусом вышеупомянутые авторы рассматривают как перспективное направление, учитывая, что в регионе имеются необходимые предпосылки и условия. Тем не менее в научных работах на сегодняшний день недостаточно представлен системный подход к исследованию процесса создания таких территорий в регионе, что требует проведения дальнейших исследований.
В настоящее время в Республике Дагестан принято решение о создании ОЭЗ туристко-рекреационного типа «Матлас», Каспийского прибрежного кластера, а также территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах Дагестанские Огни и Каспийск. Республика Дагестан входит в перечень субъектов, на территориях которых допускается создание зон территориального развития. В предыдущих исследованиях мы уже рассматривали практику функционирования таких территорий в регионе, определили их сильные и слабые стороны, наметили перспективные направления их развития [4]. В настоящем исследовании попытаемся определить предпосылки и перспективы формирования зон территориального развития в регионе. Выбор данного инструмента обусловлен тем, что с момента принятия Федерального закона от 03.12.2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прошло уже около десяти лет, но по сей день не было принято ни одного решения о создании таких зон в регионах.
Ключевым фактором в обеспечении эффективного функционирования практически всех типов территорий с особым экономическим статусом следует считать уровень развития инфраструктуры, которая влияет на уровень развития экономики и качество жизни всего населения, проживающего на данной территории. Как правило, эффективность производств различной направленности зависит не только от наличия производственных помещений, современных технологий, но и от развитой территориальной инфраструктуры. Такой фактор, при благоприятных условиях, обеспечивает существенный для региона синергетиче-ский экономический, социальный и экологический эффекты [5].
Рассмотрим инфраструктурную базу Республики Дагестан и сопутствующую ей нормативно-правовую основу развития отраслевых
структур экономики. Для территории Республики Дагестан характерна высокая плотность автомобильной и железнодорожной сети. В частности, плотность железнодорожных путей составляет 103 км путей на 10 000 кв. км площади, что вдвое превышает среднестатистический российский показатель. Плотность автомобильных дорог составляет ориентировочно 148 км на 1 000 кв. км дорог, что также превышает аналогичный среднестатистический российский показатель в 4,6 раз. Кроме того, в регионе расположены международный аэропорт и морской торговый порт, услугами которых могли бы воспользоваться резиденты территорий с особым экономическим статусом.
Государственная программа Республики Дагестан «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» ориентирована на создание в регионе конкурентоспособной, устойчиво развивающейся промышленности на основе разработки и применения передовых промышленных технологий.
В регионе функционируют индустриальные парки:
• государственные:
- «Тюбе» (Кумторкалинский район), с площадью территории -171,5 га. Якорный резидент - ОАО «Каспийский завода листового стекла» (тип «браунфилд»);
- «КИП ПромКаспий» (г. Каспийск), с площадью территории -32,2 га. Якорный резидент - ООО «Агрико Северный Кавказ» (тип «гринфилд»);
• частные:
- «Кристалл Сити» (на стыке г. Махачкала и г. Каспийск) с площадью территории - 16,6 га. Якорный резидент - ИП «Ахмедов А. А.» (тип «гринфилд»);
- «Фотон» (г. Махачкала) с площадью территории - 13,2 га. Якорный резидент - ООО «Глобал-М» (тип «гринфилд»).
Ниже представлена информация о деятельности резидентов индустриальных парков в РД (см. табл. 1).
Для активизации переработки и хранения производимой продукции в Кайтагском и близлежащих районах, снижения затрат на логистику и для облегчения организационных и иных процессов, в том числе комплексного содействия развитию производственной деятельности в республике, планируется создать индустриальный парк «Кайтаг» (Кайтагский район) с площадью 8,7 га, что позволит создать 1,5 тыс. новых рабочих мест. С этой целью принято соответствующее Постановление Правительства РД, однако на текущий момент не определен даже участок под индустриальный парк.
Принято решение о создании новых индустриальных парков типа «гринфилд»: «Дагестанские Огни» (г. Дагестанские Огни), «Уйташ» и «Аврора» (Карабудахкентский район).
Таблица 1
Информация о деятельности резидентов индустриальных парков, расположенных в Республике Дагестан (на 1 января 2021 г.)
Наименование организаций -резидентов Занимаемая площадь (га) Количество рабочих мест (человек) Перечень выпускаемой продукции, услуг
Индустриальный парк «Тюбе»
АО «Каспийский завод листового стекла» 50,0 403 стекло
ООО «Мараби» 10,0 135 мраморная плитка
ООО «Трансметаллстрой» 0,1 2 металлоконструкции
Индустриальный парк «КИП ПромКаспий»
ОАО «Завод им. Гаджиева» 7,2 92 Глубинные насосы для нефтедобывающей промышленности, судовое оборудование, оборудование для ЖКХ
ООО «Завод строительных материалов» 17,0 2 Известь, газобетонные блоки, ячеистый бетон, керамический кирпич
Индустриальный парк «Фотон»
ООО «Стеклопроект» 5,1 66 стеклопакеты
ООО «Шатим Трейд» 1,6 22 производство изделий из алюминия и пластика
ООО «Гарант- Юг» 0,6 3 производство пластиковых бочек
ООО «Ротор» 0,8 18 производство пищевых полиэтиленовых пакетов
ИП Магомедов М.Г. 0,4 10 производство пластиковых бочек
Филиал ФГБОУ ВО «РГУТ и С» в г. Махачкале 0,6 20 среднее и высшее профессиональное образование
Источник: составлено автором по: [17].
В Республике Дагестан особое внимание уделяется научно-технической и инновационной сферам. С этой целью была принята государственная программа РД «Развитие научно-технического и иннова-
ционного потенциала Республики Дагестан на 2014-2018 годы». Цель госпрограммы - развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала региона. В последующем программу объединили с другой государственной программой РД - «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
Одним из эффективных инструментов развития научно-технического потенциала территорий в современных условиях считаются технопарки. На территории Республики Дагестан статус технопарка присвоен следующим площадкам:
• «Композиционные материалы и волокна» на базе ООО «НБТ Дагестан». Сфера деятельности - производство композиционных материалов и волокон;
• «1Т-парк полного цикла «Идея-серия» на базе ОАО НПК «Русская радиоэлектроника». Сфера деятельности - производство и распространение информационных продуктов и услуг;
• «Фотон» на базе ООО «Глобал-М». Сфера деятельности - разработка электроники, автоматизация производства, приборостроение, фармакология, производство товаров народного потребления;
• «Сулак Композит» на базе ООО «Нано-Композит». На текущий момент деятельность на территории технопарка не ведется.
В Республике Дагестан уделяется особое внимание развитию технических навыков у подрастающего поколения. Принято Распоряжение Правительства РД о создании детского технопарка «Кванториум» в г. Махачкала, целью создания которого является приобретение и развитие знаний у детей в области робототехники, аэрокосмической деятельности, 1Т-индустрии. Кроме того, за счет внебюджетных средств создан образовательный центр для одаренных детей «Сириус-Альтаир». Взаимосвязь вышеперечисленных технопарков с детскими центрами может стать фундаментом для подготовки кадров в научно-технической сфере и способствовать развитию инновационного направления в регионе.
На особом счету у руководства страны находится туристическая отрасль. Вопросы регулирования процессов развития туриндустрии в регионе обозначены в государственной программе «Развитие турист-ско-рекреационного комплекса и народных художественных промыслов в Республике Дагестан». Развитию в Республике Дагестан туристической индустрии способствует наличие разнообразных музеев и самобытных народных искусств, теплых песчаных пляжей Каспийского моря, уникального горного комплекса для развития альпинизма [13, с. 77].
Ключевую роль в структуре ВРП региона занимает агропродоволь-ственная сфера. В Республике Дагестан реализуется государственная
программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», целью которой является повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на базе технической модернизации, инновационного развития агропромышленного комплекса.
Одной из задач создания территорий с особым экономическим статусом в регионах является снижение зависимости регионального бюджета от федерального центра. На протяжении последних лет бюджет Республики Дагестан принимается с дефицитом. При этом 78% доходной части регионального бюджета составляют трансфертные платежи из федерального бюджета в виде субсидий, субвенций, дотаций [20]. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что бюджетные расходы в Республике Дагестан должны исходить из доходной части, образуемой за счет поступления налогов и создания новых рабочих мест.
Следует отметить, что за последние годы наметилась тенденция на существенное сокращение доли налога на прибыль в структуре доходной части регионального бюджета, которая с 2005 г. сократилась более чем в три раза, что было непосредственно связано с падением темпов роста производства продукции промышленных предприятий. В свою очередь, доля НДФЛ в доходной части регионального бюджета, напротив, увеличилась, что было связано с некоторым увеличением экономически активного населения в РД. Тем не менее Республика Дагестан по-прежнему уступает многим субъектам Северо-Кавказского федерального округа по индексу налогового потенциала, превосходя лишь показатели Республики Ингушетия, Чеченской Республики (см. рис. 1).
Рис. 1. Индекс налогового потенциала регионов СКФО за 2019 г., % [16].
Такая тенденция в деятельности организаций на территории РД обусловлена накопившимися региональными проблемами, которые не решались из года в год, а также финансовым кризисом 2008 г. Осложняет ситуацию и распространение коронавирусной инфекции СОУГО-19, мешая достижению целевых показателей деятельности организаций.
Еще академик РАН С.Ю. Глазьев отмечал, что падение производства и инвестиций в России во времена финансового кризиса 2008 г. оказалось самым глубоким по сравнению с ведущими странами мира. Так, доля инвестиций в развитие производства снизилась более чем на 15% [9, с. 7-8]. Тем не менее уже сейчас ясно, что СОУГО-19 ударил по большинству отраслей мировой и отечественной экономики, причем в некоторых случаях даже сильнее, чем финансовый кризис 2008-2009 гг. По-прежнему не ясно, когда рынок полностью восстановится.
Как показывают данные Счетной палаты, за предшествующие годы лишь часть особых экономических зон и территорий опережающего развития работали эффективно. По-прежнему на большую часть таких территорий с особым экономическим статусом затраты из федерального центра существенно превышают вложения резидентов, а каждое рабочее место обходится государству в среднем в 21 млн руб. [15]. Учитывая сложное финансово-экономическое положение не только Республики Дагестан, но и других Северо-Кавказских регионов, актуализировалась проблема создания новых рынков труда, технологий, знаний, упрощения доступа резидентов к использованию общих ресурсов, повышению конкурентоспособности экономики регионов и их налогового потенциала. В этом случае считаем, что приоритетным вектором развития территорий с особым экономическим статусом и, в частности, зон территориального развития является использование кластерного подхода.
В законе «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года» указано, что в республике есть перспективы к формированию двух кластеров: «Каспийский ХАБ» и «Дом народов» [14]. В рамках кластера «Каспийский ХАБ» приоритетными направлениями развития обозначены следующие комплексы: торгово-транспортно-логистический, промышленный, агропромышленный, строительный и топливно-энергетический. В свою очередь, кластер «Дом народов» направлен на развитие социально-инновационного и туристско-рекреационного комплексов.
Считаем, что такой подход к кластеризации экономики с выделением двух крупных кластеров, включающих все сферы жизнедеятельности региона, не совсем соответствует теории кластеризации и требует корректировки.
Мировой опыт показывает, что формирование кластера в отрыве от развития всего региона неэффективно, так как реализация кластерных инициатив возможна при наличии общей региональной стратегии развития, ориентированной на кластеризацию экономики региона [3, с. 100]. Кроме того, территории с особым экономическим статусом и с развитой инфраструктурой являются базой для развития кластеров. На основе кооперационных и интеграционных связей происходит взаимодействие крупных, средних и малых предприятий с другими участниками кластера. Это может привести к формированию рынка, который, в свою очередь, и формирует кластер [11].
По сути, в мировой практике кластеры на территориях с особым экономическим статусом включают в себя все этапы производственных процессов - от заготовки сырья до производства готовой продукции. Такие кластеры развивают внутреннюю конкуренцию, обеспечивают развитие отраслевых и региональных приоритетов, формируют точки внутреннего территориального роста [12]. В рамках настоящего исследования автор рассматривает наиболее перспективные направления формирования территориальных кластеров в Республике Дагестан.
Машиностроительную отрасль принято считать драйвером развития промышленного комплекса Республики Дагестан, на ее долю приходится более 52% выпуска продукции. Основным в регионе является производство электрооборудования. Анализ товарной структуры экспорта в Республике Дагестан демонстрирует, что за последние годы машиностроительная продукция занимает высокую долю в экспорте - 12,5%. Машиностроение формирует 3,5% налоговых платежей всей экономики РД. К наиболее крупным поставщикам машиностроительной продукции относят ОАО «Завод Дагдизель», ОАО НИИ «Сапфир» (совместно с ОАО ПО "Азимут"), ОАО «Концерн КЭМЗ», ОАО «Авиаагрегат».
Строительная отрасль играет важную роль в Республике Дагестан. По данным регионального министерства строительства, в 2020 г. в регионе введено в эксплуатацию свыше 950 тыс. кв. м жилья, что составляет 103% от запланированного. В последние годы в регионе наблюдается строительный бум, поэтому существует потребность в производстве различных строительных материалов. Этому способствует наличие значительных запасов природных ресурсов, а также достаточное количество профильных предприятий.
В последние годы в республике активно развивается стекольная промышленность, обеспечивая большую долю поступлений налоговых платежей в бюджет. Здесь якорным кластерообразующим предприятием может выступать ОАО «Каспийский завод листового стекла», транспортная доступность и географическое местоположение которого позволяет использовать автомобильный, железнодорожный
и морской транспорт. В частности, к заводу протянута железнодорожная ветка, построена автодорога, соединившая предприятие с федеральной трассой М-29 «Кавказ».
Как уже мы выше указывали, агропромышленный сектор имеет особое значение для Республики Дагестан. Здесь есть все необходимые условия для формирования профильных кластеров: наличие крупных потребительских рынков на территории Дагестана, СевероКавказского федерального округа и Российской Федерации, достаточное количество сельскохозяйственных предприятий, транспортная доступность, наличие профильного учебного заведения - ФГБОУ ВО Дагестанский государственный аграрный университет (ДагГАУ). К перспективным направлениям формирования территориальных кластеров следует считать плодоовощеконсервный и сокопродукто-вый кластеры на базе ООО «Югагрохолдинг». ООО «Югагрохолдинг» в рамках участия в программе импортозамещения осуществляет реализацию ряда инвестпроектов по приоритетным направлениям экономики Дагестана, призванных оказать позитивное влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе. Реализация проектов осуществляется на двух площадках: в поселке Шамхал-Термен Кировского района г. Махачкалы (Инвестплощадка №1) и поселке Тюбе Кумтор-калинского района (Инвестплощадка №2).
Развитию туристического кластера в регионе посвящено немало трудов ученых. На территории республики созданы ОЭЗ туристко-рекреационного типа, объединенные в туристический кластер. Поэтому обозначим лишь некоторые преимущества развития туризма в регионе: обилие солнечных дней, наличие уникальных памятников архитектуры, доступ к морскому побережью, наличие бальнеологических ресурсов.
Есть в регионе и сопутствующие факторы для формирования территорий с особым экономическим статусом транспортно-логистиче-ского направления, о которых мы упоминали выше. Перспективными кластерами здесь могут быть кластеры логистической и судостроительной специализации. При этом в судостроительном кластере многообещающим выглядит освоение производства малотоннажного судостроения, строительство катеров и яхт. В этом случае кластероо-бразующими предприятиями могут выступать профильные промышленные предприятия региона, что в перспективе позволит развить круизный туризм в республике.
Таким образом, проведенное исследование позволяет нам выявить сильные и слабые стороны кластеров в зонах территориального развития региона (см. табл. 2).
Таким образом, мы пришли к выводу, что Республика Дагестан является потенциально успешной площадкой для формирования
Г)
¡с? П5 ю п н
К> Я о а £2 *
и
п н
^ н
К> и
я о И о £ а
я =
о п п
а а<
п я о
а< »
я в> ь го ¡2 а а
в »
"с я
Таблица 2
Сильные и слабые стороны стратегических направлений формирования и функционирования
территориальных кластеров в Республике Дагестан
Специализация территории с особым экономическим статусом Наименование территориального кластера Сильные стороны Слабые стороны
Строительный Наличие высококачественного минерального сырья, подходящих трудовых ресурсов Высокая потребность в улучшении жилищных условий населения региона Потребность в строительстве объектов инфраструктуры Перспектива формирования строительного кластера Необходимость технического перевооружения строительных предприятий Ограниченный платежеспособный спрос
Промышленная Энергетический Наличие благоприятных природно-климатических условий выработки электроэнергии ветряными и солнечными электростанциями Наличие высокого потенциала горных рек, где могут быть созданы дополнительные объекты гидрогенерации энергии Необходимость модернизации устаревшего оборудования сетей Сложность технического регулирования и лицензирования
Стекольный Наличие якорного кластерообразующего предиятия - ОАО «Каспийский завод листового стекла» Наличие современного оборудования и высокого уровня автоматизации Транспортная доступность Дефицит кадровых ресурсов в части производства флоат-сгекла Возможность пперенасыщения рынка стекольной продукции
Продолжение табл. 2
Специализация территории с особым экономическим статусом Наименование территориального кластера Сильные стороны Слабые стороны
Промышленная Машиностроительный Сложившиеся традиции в машиностроительной отрасли Возможность выхода на межрегиональные рынки Недостаток инвестиционных ресурсов Высокий уровень износа основных фондов Отсутствие кадровых ресурсов Ограниченный спрос на внутреннем рынке Необходимость диверсификации продукции
Инновационно-технологическая Инновационный Современная научно-исследовательская база Наличие технопарков и детского технопарка «Кванториум» Низкий уровень развития инфраструктуры Низкий уровень заработной платы сотрудников научной сферы
Агропромышленная Плодоовоще-консервный Благоприятные природно- климатические условия для аграрного производства Наличие опыта ведения хозяйства: виноградарство, садоводство, овцеводство, овощеводство Высокий экспортный потенциал Высокий уровень урожайности Ограниченность поливных земель Затруднения с применением техники, преобладание в основном ручного труда
Мясопродукто-вый Наличие спроса на мясо на региональном и российском рынках Экологически чистая продукция Высокий износ основных производственных фондов Очень низкая продуктивность животных
Г)
¡с? П5 ю п н
К> Я о а £2 *
а
п н
^ н
К> и
я о в о
а
я =
о п п
а а<
п я о
а< »
я в> ь го
а а
в »
"с я
Окончание табл. 2
Специализация территории с особым экономическим статусом Наименование территориального кластера Сильные стороны Слабые стороны
Туристическая Туристическая Обилие солнечных дней; Уникальные памятники архитектуры Доступ к побережью Каспийского моря Наличие бальнеологических ресурсов Неблагоприятная политическая ситуация Низкий уровень развития инфраструктуры
Транспортно-логистическая Логистический Высокий потенциал развития транспортно-логисгического комплекса Наличие в Дагестане всех видов транспорта: воздушного, морского, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного Недостаточно эффективное управление товародвижением на экспортно-импортных и транзитных направлениях Риск перегруженности пограничных пропускных пунктов в связи с ожидаемым увеличением транзитного потока
Судостроительный Наличие Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г., в которой в качестве приоритета заложено развитие судостроения Наличие свободного выхода на море, что создает дополнительный спрос на судостроительную продукцию со стороны предпринимательских структур и населения Низкий уровень менеджмента и конъюнктурный конфликт интересов государства и крупных акционеров Дефицит квалифицированной рабочей силы в связи с развалом среднего звена в системе образования (ПТУ, СПТУ)
Источник: составлено автором.
я
ЧО
и функционирования территорий с особым экономическим статусом различного профиля и специализации. На карте республики мы обозначили перспективные районы для формирования территорий с особым экономическим статусом различной направленности (см. рис. 2).
Источник: составлено автором.
Рис. 2. Перспективные направления формирования территорий с особым экономическим статусом в Республике Дагестан
Применительно к условиям Республики Дагестан, на примере плодоовощеконсервного кластера в Республике якорными резидентами могут выступать крупные корпорации (как показывает опыт Японии, Южной Кореи, Франции), которые, будучи генераторами новых знаний и инноваций, способны обеспечить высокий технологический уровень развития региона. Ниже представлен разработанный автором алгоритм функционирования территориального кластера (см. рис. 3).
Как и положено в теории кластеризации, якорный резидент при прочих равных условиях усиливает конкурентные преимущества кластера за счет соперничества с иными резидентами территорий с особым экономическим статусом, либо соперничества последних
[¿ТИЬшгикие Огни
^■ИпГм-тп-
& Б
3 ч
Технологии, элитные семена
Взаимодействие Консультационная поддержка
Управленческий консалтинг
Источник: составлено автором.
Рис. 3. Алгоритм функционирования территориального кластера (на примере плодоовощеконсервного кластера в Республике Дагестан
друг с другом, что позволяет обеспечить выпуск высококачественной продукции на региональный, межрегиональный и зарубежный рынки.
Кроме того, любое кластерное образование должно формироваться с учетом особенностей и возможностей конкретной геоэкономической территории, достигнутого уровня и потенциала научно-технической и технологической базы конкретных производственных направлений, а также текущей и прогнозируемой рыночной ситуации. Причем для обеспечения полного цикла производства высококачественной продукции необходимо усилить кооперационные связи между всеми участниками кластера и интеграционные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Представленный алгоритм позволит оптимизировать коммуникации между властью и бизнесом, развить налаженную цепочку взаимоотношений между производителями, поставщиками, финансовыми и государственными институтами.
Именно при кластерной организации на базе отраслевой и межотраслевой кооперации целенаправленно создаются условия для повышения эффективности взаимодействия государства и бизнеса в области реализации инновационных проектов, а также образования кооперационных объединений внутри бизнес-сообщества, между бизнесом и государством, общественными институтами и организациями, позволяющими достичь новых уровней эффективности в области развития экономики страны и регионов.
Процесс кластеризации территорий с особым экономическим статусом позволит снять или локализировать ограничения отраслевого характера, свойственные деятельности отдельных субъектов. Экономический эффект кластера в таком случае можно определять отношением совокупной производительности использования ресурсов в кластере к средней производительности использования ресурсов входящих в кластер предприятий.
Развитие кластерных форм кооперации предприятий в территориях с особым экономическим статусом существенно снижает транс-акционные издержки, позволяет предприятиям - участникам кластерных образований поддерживать определенные конкурентные позиции на рынке за счет взаимодействия участников, стандартизации продукции, эффекта масштаба и инновационного характера используемых технологий.
Таким образом, проведенное исследование позволяет нам сделать вывод о том, что территория с особым экономическим статусом представляет собой один из наиболее эффективных механизмов обеспечения поступательного развития территорий регионов, которые обеспечивают стимулирование регионального саморазвития [12].
Предлагаемые в работе стратегические направления развития кластеров на территориях с особым экономическим статусом могут обеспечить поступательный рост экономики региона, наполняемость бюджетов всех уровней, окупаемость государственных инвестиций, рост занятости и снижение уровня безработицы, повышение доходов населения и, как следствие, рост качества жизни, устойчивый рост региональной экономики в долгосрочной перспективе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдулманапов С.Г. Особые экономические зоны в обеспечении развития Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 1. С. 47-54.
2. Абдулманапов С.Г., Гираев В.К., Хаджалова Х.М. Практика применения механизма финансового обеспечения инвестиций на региональном уровне // Экономика
и предпринимательство. 2020. № 4 (117). С. 404-408.
3. Абдулманапов С.Г., Кунбутаев Т.Н.И. Перспективы формирования экономических кластеров в Республике Дагестан // Вопросы экономики и права. 2015. № 79.
С. 99-103.
4. Абдулманапов С.Г., Меджидов З.У. Анализ функционирования территорий
с особым экономическим статусом в дотационном регионе (на материалах Республики Дагестан) // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 5. С. 87-96.
5. Абдулманапов С.Г., Рамазанов М.М. Инфраструктурное обеспечение
в формировании региональных промышленных кластеров // Вопросы экономики и права. 2011. № 11. С. 96-100.
6. Ахмедуев А.Ш., Абдулаева З.З. Проблемы и механизмы обеспечения экономической безопасности Республики Дагестан // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 34. С. 44-53.
7. Бучаев Я.Г. Производственные приоритеты Республики Дагестан и механизмы их реализации // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2015. № 3. С. 3-12.
8. ГашимоваЛ.Г., Магомедбеков Г.У., Рамазанова А.Г., Юсупова М.Г. Возможности реализации механизма территорий опережающего социально-экономического развития в Республике Дагестан // Экономика и предпринимательство. 2018.
№ 12 (101). С. 444-447.
9. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010.
10. Магомедова П.А., Османова Х.О., Дудина О.И. Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) как способ повышения инвестиционной привлекательности регионов РФ // Агропродовольственная политика России. 2017. № 4 (64). С. 52-59.
11. Меджидов З.У. Зарубежный опыт функционирования особых экономических зон // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института) им. М.И. Платова. Серия: Социально-экономические науки. 2016. № 6. С. 70-79.
12. Меджидов З.У. Пространственное социально-экономическое развитие региона на основе формирования территорий с особым экономическим статусом (на материалах Республики Дагестан): дис. ... канд. экон. наук, Махачкала, 2018.
13. Мудуев Ш.С. Особенности развития туризма в Дагестане // Труды Географического общества Республики Дагестан. 2012. № 40. С. 76-79.
14. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года. Закон Республики Дагестан от 15.07.2011 № 38.
15. Отчет Счетной палаты о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ практики применения преференциальных режимов, действующих на территории Российской Федерации, с точки зрения их влияния на экономический рост и соответствия заявленным целям». ach.gov.ru/upload/iblock/ d22/d22daa028b1854b51b99c9d2927c2e06.pdf.
16. Официальный сайт Министерства финансов РФ. minfin.ru.
17. Официальный сайт Министерства экономики и территориального развития РД. www.minec-rd.ru.
18. Петросянц В.З., Дохолян С.В., Елисеева Е.М. Экономические проблемы развития северокавказских республик // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 2. С. 19-28.
19. Султанов А.Г. Перспективы использования потенциала ТЛК «Каспийский ХАБ»: особая экономическая зона или территория опережающего развития? // Российский экономический интернет-журнал. 2016. № 2. С. 48-57.
20. Федеральная служба государственной статистики. www.gks.ru.
REFERENCES
1. Abdulmanapov S. G. Special economic zones in ensuring the development of the Republic of Dagestan / / Regional problems of economic transformation. 2011. No. 1. Рp. 47-54. (In Russ.).
2. Abdulmanapov S. G, Giraev У. K., Khadzhalova Kh. M. Praktika primeneniya mekhanizma finansovogo obespecheniya investitsii na regionnogo urovne [The practice of applying the mechanism of financial support for investments at the regional level]. 2020. No. 4 (117). Рp. 404-408. (In Russ.).
3. Abdulmanapov S. G, Kunbutaev T. N. I. Prospects for the formation of economic clusters in the Republic of Dagestan // Questions of economics and law. 2015. No. 79. Рp. 99-103. (In Russ.).
4. Abdulmanapov S. G, Medzhidov Z. U. Analysis of the functioning of territories with special economic status in the subsidized region (based on the materials of the Republic of Dagestan) // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2019. No. 5. Рp. 87-96. (In Russ.).
5. Abdulmanapov S. G, Ramazanov M. M. Infrastructural support in the formation of regional industrial clusters // Voprosy ekonomiki i prava. 2011. No. 11. Рp. 96-100. (In Russ.).
6. Akhmeduev A. Sh., Abdulaeva Z. Z. Problems and mechanisms of ensuring economic security of the Republic of Dagestan / / National interests: priorities and security. 2010. No. 34. Рp. 44-53. (In Russ.).
7. Buchaev Ya. G. Production priorities of the Republic of Dagestan and mechanisms of their implementation // UEPS: management, economy, politics, Sociology. 2015. No. 3. Р. 3-12. (In Russ.).
8. Gashimova L. G., Magomedbekov G. U., Ramazanova A. G, Yusupova M. G. Opportunities for implementing the mechanism of territories of advanced socio-economic development in the Republic of Dagestan // Economics and Entrepreneurship. 2018. No. 12 (101). rp. 444-447. (In Russ.).
9. Glazyev S. Yu. Strategy of advanced development of Russia in the conditions of the global crisis. Moscow: Ekonomika, 2010. (In Russ.).
10. Magomedova P. A, Osmanova Kh. O., Dudina O. I. The territory of advanced socioeconomic development (TOSER) as a way to increase the investment attractiveness of the regions of the Russian Federation. 2017. No. 4 (64). rp. 52-59. (In Russ.).
11. Medzhidov Z. U. Foreign experience of functioning of special economic zones // Bulletin of the South-Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute) named after M. I. Platov. Series: Socio-economic sciences. - 2016. No. 6. Pp. 70-79 (0.8 p. l.). (In Russ.).
12. Medzhidov Z. U. Spatial socio-economic development of the region on the basis of the formation of territories with a special economic status (based on the materials of the Republic of Dagestan):dis. ... kand. ekon. nauk, Makhachkala, 2018. (In Russ.).
13. Muduev Sh. S. Features of tourism development in Dagestan / / Proceedings of the Geographical Society of the Republic of Dagestan. 2012. No. 40. Pp. 76-79. (In Russ.).
14. On the approval of the strategy of socio-economic development of the Republic of Dagestan until 2025. Law of the Republic of Dagestan of 15.07.2011 No. 38. (In Russ.).
15. Report of the Accounting Chamber on the results of the expert and analytical event "Analysis of the practice of applying preferential regimes operating on the territory of the Russian Federation, from the point of view of their impact on economic growth and compliance with the stated goals. ach.gov.ru/upload/iblock/d22/d22daa028b1854b 51b99c9d2927c2e06.pdf. (In Russ.).
16. Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation [electronic resource]. Access mode. minfin.ru. (In Russ.).
17. Official website of the Ministry of Economy and Territorial Development of the Republic of Dagestan. www.minec-rd.ru. (In Russ.).
18. Petrosyants V. Z, Dokholyan S. V, Eliseeva E. M. Economic problems of the development of the North Caucasus republics. 2012. No. 2. Pp. 19-28. (In Russ.).
19. Sultanov A. G. Prospects for using the potential of the Caspian HUB TLC: a special economic zone or a territory of advanced development? // Russian Economic Online magazine. 2016. No. 2. Pp. 48-57. (In Russ.).
20. Federal State Statistics Service. www.gks.ru. (In Russ.).
ABOUT THE AUTHOR
Medzhidov Zaur Urudzhaliyevich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Departments of Economics, "Information Technologies and Information Security" of the Dagestan State University of National Economy, Makhachkala. Russia [email protected]
PREREQUISITES AND PROSPECTS FOR THE FORMATION OF ZONES OF TERRITORIAL DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN In modern conditions, the issue of ensuring stable employment of the population, leveling unemployment, accumulating the inflow of private investment, both at the federal level
and at the regional level, is an acute issue. In this study, the author considers the idea of the development of a depressed region ( on the example of the Republic of Dagestan) through the activation of such an instrument as the zones of territorial development. The typology of such zones has been revealed, promising directions for the formation of territorial clusters in relation to the Republic of Dagestan, their strengths and weaknesses have been determined. Information on the current activities of industrial parks and technoparks is presented. An algorithm for the functioning of a territorial cluster has been developed, and the economic effect of the cluster has been calculated.
Keywords: economy, the Republic of Dagestan, territorial development zones, territories with the special economic status, monotowns, the city-forming enterprises, territorial cluster. JEL: R11.