Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования промышленных кластеров в РД'

Некоторые аспекты формирования промышленных кластеров в РД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / REGION / INDUSTRY / INDUSTRIAL CLUSTERS / INDUSTRIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маммаев Р.А.

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования промышленных кластеров в Республике Дагестан. Определены условия формирования и развития как промышленных кластеров в целом, так и на территории Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE FORMATION OF INDUSTRIAL CLUSTERS IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article examines some aspects of the formation of industrial clusters in the Republic of Dagestan. The conditions for the formation and development of both industrial clusters in general and in the territory of the Republic of Dagestan are determined.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования промышленных кластеров в РД»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

УДК: 338.244 ББК 65

Маммаев Р.А. - доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства Mammayev R.A. - Doctor of Economic Sciences, Leading Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ

КЛАСТЕРОВ В РД

SOME ASPECTS OF THE FORMATION OF INDUSTRIAL CLUSTERS IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования промышленных кластеров в Республике Дагестан. Определены условия формирования и развития как промышленных кластеров в целом, так и на территории Республики Дагестан.

Ключевые слова: регион, промышленность, промышленные кластеры, промышленная политика.

The article examines some aspects of the formation of industrial clusters in the Republic of Dagestan. The conditions for the formation and development of both industrial clusters in general and in the territory of the Republic of Dagestan are determined.

Keywords: region, Industry, Industrial Clusters, Industrial Policy.

На сегодняшний день в Республике Дагестан сложились десятки производственных предприятий в сферах производства обуви, производства мебели, камне и металлообработке. Это малые и средние предприятия с уже сложившимися рынками сбыта своей продукции (не только в республике, но и за ее пределами), со сложившимися поставщиками. Несмотря на то, что большинство этих предприятий работает в теневом секторе, они уже приносят пользу республике в форме создания рабочих мест, роста уровня доходов населения. Работая в тени, эти предприятия фактически выпадают из сферы государственной экономической политики, и, соответственно, никакими мерами государственной поддержки воспользоваться не могут.

Между тем, создание на основе этих малых и средних предприятий интегрированных структур в форме тех же кластеров, позволит вывести эти предприятия из тени, дать им дополнительные стимулы для развития путем получения доступа к государственной поддержке, к создаваемой на базе кластеров промышленной инфраструктуре. Государство же в ближайшей перспективе получит налогоплательщиков.

Крупные промышленные предприятия в республике на сегодняшний день имеют доступ к ресурсам (инвестиции, инфраструктура, рынки), к которым доступ для большинства малых и средних предприятий ограничен. В то же время, малые и средние предприятия республики, имеющие потенциал роста и развития, могут сформировать для крупных предприятий республики базу в виде рынков сбыта своей продукции, или поставщиков сырья, материалов, комплектующих, страхуя, тем самым, крупные предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Между тем, хозяйственные связи между множеством средних и малых предприятий, с одной стороны, и крупными предприятиями, с другой, формируются крайне тяжело. Большинство крупных предприятий республики расширять хозяйственные связи с малыми и средними предприятиями в республике не торопятся. Сказывается преимущественная ориентация на внешние рынки и внешних поставщиков крупных промышленных предприятий республики.

В такой ситуации органы государственной власти должны создать условия для расширения хозяйственных связей между крупными, малыми и средними предприятиями, функционирующими на территории республики. Реализовываться же такие условия должны в форме создания интегрированных структур (в том числе и кластеров), в рамках которых участники кластера не только получат расширенный доступ к местной инфраструктуре, но и расширить собственные рынки сбыта или диверсифицировать поставщиков сырья, материалов, комплектующих.

Согласно М. Портеру, кластеры - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенных сферах и взаимодополняющих друг друга.

Согласно закону РФ «О промышленной политике в Российской Федерации», промышленный кластер - совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.

На лицо несоответствие понимания категории кластера в рамках классического представления о кластерах в экономике, пониманию этой же категории в рамках отечественного законодательства.

К основным нормативным актам, регулирующим создание, функционирование и государственную поддержку кластеров в РФ относятся:

1. ФЗ РФ от 25 декабря 2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации»;

2. Постановление Правительства РФ от 31 июля 2015 г. № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров»;

3. Постановление Правительства РФ от 28 января 2016 г. № 41 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части

затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения» [3].

Для понимания сложившейся ситуации можно, в частности, рассмотреть некоторые пункты в приведенных выше нормативных актах. В частности, в пункте 4 Постановления № 779 «Применение в отношении промышленных кластеров мер стимулирования» озвучено следующее требование к группе предприятий, претендующих на государственную поддержку, предусмотренную для промышленных кластеров: «не менее 20 процентов общего объема промышленной продукции, материалов и комплектующих, произведенных каждым участником промышленного кластера, используется другими его участниками». Так же приведенный нормативный акт требует «наличие не менее одного участника промышленного кластера, являющегося субъектом деятельности в сфере промышленности, осуществляющим конечное промышленное производство промышленной продукции с использованием промышленной продукции участников промышленного кластера в целях реализации ее на внутреннем и внешних рынках». Приведенные примеры свидетельствуют о представлении о кластерах, в рамках отечественного законодательства, как о вертикально интегрированных структурах, в то время как понимание кластера в экономике, введенное М. Портером, предполагает формирование кластера на основе интеграции на горизонтальном уровне, с сохранением конкурентной борьбы между структурами, сформировавшими кластер. Наличие конкурентной борьбы между организациями, сформировавшими кластер, является ключевым условием эффективности кластерной организации экономики. Вертикальная составляющая в кластере возникает в результате аутсорсинга отдельных функций участников кластера сторонним организациям, которые так же могут входить в кластер. Здесь следует понимать, что основу кластера формируют предприятия, первоначально сформировавшие кластер и конкурирующие между собой, так как именно конкуренция между участниками кластера является необходимым условием для повышения эффективности функционирования предприятий, входящих в кластер, и, как следствие, роста их конкурентоспособности. Вертикально ориентированные структуры в рамках кластера являются лишь производными, обеспечивающими повышение эффективности основных участников кластера, вследствие отказа от реализации части непрофильных функций.

Таким образом, интегрированные структуры, описанные в рамках рассмотренных нормативно-правовых актов, могут определяться скорее как вертикально интегрированные промышленно-производственные комплексы, но никак не промышленные кластеры.

Не смотря на обозначенное несоответствие, нельзя сказать, что рассматриваемое законодательство никак не влияет или же влияет отрицательно на промышленно-производственный комплекс страны. Предусмотренные в рамках данных нормативных актов меры поддержки интегрированных промышленно-производственных структур, могут быть вполне востребованы отечественными предпринимателями.

В частности, для участников кластера законодательством РФ предусмотрен ряд мер поддержки, в частности, субсидирование затрат участников промышленного кластера на:

1. Лицензирование и сертификация продукции, деятельности,

услуг;

2. Разработку нормативной и методической документации;

3. Обучение кадров и повышение квалификации ИТР;

4. Оплату процентов по кредитам и лизинговых платежей.

Кроме того, в стране созданы и активно развиваются структуры,

деятельность которых направлена на поддержку формирования и функционирования кластеров, во всяком случае, в том понимании, которое закладывается в это понятие отечественным законодательством. В частности, в РФ создана и функционирует общественная организация Ассоциация кластеров и технопарков, которая объединяет организации технологической и промышленной инфраструктуры в целях совершенствования условий социально-экономического развития и реализации научно-промышленного потенциала страны, как это отмечается в официальных документах организации.

Согласно данным озвученных самой организацией она образована в 2011 году и объединяет более 65 организаций из 33 субъектов Российской Федерации, в том числе управляющие компании технопарков, нанотехнологических центров и особых экономических зон, центры кластерного развития, специализированные организации промышленных кластеров, корпорации развития регионов и другие организации.

Ассоциация объединяет в себе свыше 2500 организаций -резидентов технопарков и участников кластеров, на предприятиях которых работает свыше 110 тыс. человек, а совокупный объем выпускаемой продукции составляет свыше 450 млрд. рублей (0,5% ВВП России) [2].

Основные направления деятельности Ассоциации:

- содействие эффективной реализации политики государства в области промышленного и научно-технологического развития;

- поддержка органов власти и частных инвесторов в создании инновационной инфраструктуры для высокотехнологичных производств и развитии кооперационных связей;

- совершенствование нормативно-правовой базы в области развития инновационной и промышленной инфраструктуры (технопарков, кластеров, особых экономических зон);

- содействие формированию условий для выхода российских производителей и продукции на новые рынки сбыта;

- стимулирование международного сотрудничества в сфере инновационной и промышленной инфраструктуры;

- формирование имиджа России как страны, активно внедряющей передовые технологии и нацеленной на мировое технологическое лидерство.

Деятельность Ассоциации в последнее время коснулась и промышленно-производственного сектора Республики Дагестан. В частности, на сегодняшний день в Дагестане подписано соглашение о создании Стекольного кластера, на базе промышленной площадки Тюбе. В состав рабочей группы по созданию кластера вошли:

1. Каспийский завод листового стекла,

2. ДагестанСтеклоТара,

3. Махачкалинский завод стекловолокна,

4. НБТ Дагестан,

5. Субъекты среднего и малого предпринимательства,

6. Высшие учебные заведения.

Предполагается, что в основе данного объединения станет горнообогатительный комбинат, который должен будет обеспечивать сырьем все следующие по технологической цепочке предприятия, вплоть до получения готовой продукции потребительского назначения. Т.е. в основе вертикально-интегрированной цепочки должно стать еще не созданное, находящееся еще на концептуальном этапе, предприятие. Возникают сомнения в перспективности реального развития идеи создания такого кластера, не смотря на наличие уже подписанных документов предприятиями потенциальными участниками промышленного кластера. [4]

В данном случае следует понимать, что если промышленное предприятие не заинтересовано в участии в кластере, искусственное создание кластера невозможно. Ключевое условие вхождения частного промышленного предприятия в структуру кластера является выгода получаемая предпринимателем от вхождения в кластер. Органы государственной власти, заинтересованные в создании промышленного кластера, должны обеспечить условия для получения предприятием выгоды от участия в кластере. Причем, получение выгоды должно быть обеспечено для предприятий, которые уже функционируют, имеют заключенные взаимовыгодные договора, как с поставщиками, так и с покупателями готовой продукции. Подписание соглашения о вхождении в кластер само по себе выгоды будущим участникам кластера не обеспечит, а значит, такое соглашение может целиком остаться только на бумаге.

Единственное и обязательное условие, при котором соглашение о вступлении в кластер окажется выгодным для участника соглашения, это появление, в результате подписания соглашения, реальных перспектив развития участников соглашения. Предприятия, входящие в кластер, должны получать преимущественный (по сравнению с предприятиями не входящими в кластер) доступ к инвестиционным ресурсам, доступ к инфраструктуре, доступ на специализированные рынки. Подобное преимущество способны обеспечить органы государственной власти, заинтересованные в создании кластера. Обеспечение государством преимущественных условий для предприятий кластера имеет целью получение выгоды в будущем, в виде прироста налоговой базы, создания новых рабочих мест, в результате роста и развития предприятий участников кластера.

Т.е. создавать кластер имеет смысл только при условии наличия перспектив роста и развития предприятий, входящих в кластер.

Создаваемые по миру технопарки, индустриальные парки первоначально и нацелены на создание привилегированных условий для небольших предприятий, обладающих потенциалом существенного роста.

Таким образом, вести речь о наличии каких-либо перспектив развития стекольного кластера в Республике Дагестан, документы по которому были недавно подписаны, пока еще преждевременно. Несомненно, предоставляемые государством льготы и преференции являются серьезным стимулом для развития означенной интегрированной структуры. Но будут ли эти меры поддержки

дополнены выгодами, получаемыми предприятиями от участия в кластере как таковыми, покажет лишь время.

Список литературы:

1. Шильченко, Т.Н. Потенциал развития кластеров в экономике региона. // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2014 - № 1.

2. http://akitrf.ru/about_association/description/

3. http://www.consultant.ru

4. http://www.mintesrd.ru/

УДК 334.021.1 ББК 65.1

Борисова Л.А. - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Налоги и налогообложение, старший научный сотрудник НИИ УЭПС, Дагестанский государственный университет народного хозяйства Исмаилова Ф.Н. - кандидат экономических наук, доцент кафедры Маркетинг и коммерция, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Borisova L.A. - Candidate of economic science, docent, associate professor Taxes and taxation, senior research assistant, Research Institute of Management, Economics and Sociology SAEI, Dagestan State University of National Economy

Ismailova F.N. - Candidate of economic science, senior lecturer of Department «Marketing and commerce» Department Dagestan State University of National Economy

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА ФИНАНСИРОВАНИЯ В ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОМ

КОМПЛЕКСЕ

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS A FORM OF FINANCING IN THE INVESTMENT AND CONSTRUCTION COMPLEX (FOR THE EXAMPLE OF THE RD)

В статье раскрыта роль государственно-частного партнерства как перспективной формы финансирования в инвестиционно-строительном комплексе, рассмотрены факторы и предпосылки развития ГЧП, описаны основные схемы ГЧП в ИСК, обоснована значимость, принципы и содержание финансовой модели инвестиционного проекта. Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционно -строительный комплекс, инвестиционный проекты, финансовая модель.

The article reveals the role of public-private partnership as a promising form of financing in the investment and construction complex, considers factors and prerequisites for PPP development, describes the main PPP schemes in the ICS, substantiates the significance, principles and content of the financial model of the investment project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.