Научная статья на тему 'Предпосылки и направления информатизации и инновационного развития аграрного сектора Украины'

Предпосылки и направления информатизации и инновационного развития аграрного сектора Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и направления информатизации и инновационного развития аграрного сектора Украины»

участие при принятии решений в процессе обсуждения проекта;

— объективность, т.е. выполнение оценки воздействия профессионально и беспристрастно;

— научная обоснованность;

— достоверность и полнота информации, означающие наличие в процессе оценки воздействия как можно более полной информации, способствующей принятию экологически обоснованных решений.

ОВОС организуется заказчиком, т.е. инициатором планируемой хозяйственной и иной деятельности, а проводится разработчиком - проектной или научно-исследовательской организацией по поручению заказчика, одновременно с разработкой проектной документации. Заказчик финансирует исследовательские работы, необходимые для проведения ОВОС, организует проведение ОВОС и общественных слушаний и изучает предложения общественности о возможной реализации намечаемой деятельности на конкретной территории. Разработчик проводит ОВОС, рас-

сматривает и учитывает экологические условия и требования при подготовке обосновывающей документации.

ОВОС включает следующие этапы деятельности:

— подготовка заявки о намерениях реализации планируемой деятельности и составление технического задания на проведение ОВОС;

— определение видов и значимости воздействия на окружающую среду и прогнозирование их последствий;

— составление заявления о возможном воздействии на окружающую среду;

— проведение общественных слушаний;

— подготовка и представление отчета и других материалов по ОВОС для проведения государственной экологической экспертизы.

Таким образом, являясь самостоятельным организационно-правовым механизмом оценка воздействия на окружающую среду и мониторинг обеспечивают предупреждения нарушений экологических требований в сельскохозяйственном производстве.

6.4. УКРАИНА

ПРЕДПОСЫЛКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА УКРАИНЫ

Исследование выполнено при поддержке НАН Украины в рамках ведомственной НИР «Агропродовольственное развитие Украины в контексте обеспечения продовольственной безопасности» (№ 0111U001318).

Д.Ф. Крисанов, д.э.н., проф., ведущий науч. сотр. Институт экономики и прогнозирования

НАН Украины

Необходимость информатизации и перехода национальной экономики на инновационную модель развития в Украине на государственном уровне была осознана в конце 1990-х годов. На изломе ХХ-ХХ1 столетий были приняты Закон Украины «О Концепции Национальной программы информатизации», а также более десятка законодательных актов, относящихся к сфере инновационной деятельности. В 2009 г. правительством была утверждена Концепция развития национальной инновационной системы. Однако, как свидетельствуют статистическая отчетность, инновационная деятельность в агропродовольственном комплексе не получила достаточного распространения (количество предприятий, которые ею занимаются и ее результативность при определенных колебаниях снижается), а информатизация процессов социально-экономического развития сельской местности в основном носит зачаточный и фрагментарный характер и не

охватывает ее основных проблем (безработицы и рынка труда; занятости в сельских домохозяй-ствах; социально-экономического развития сельских поселений; формирования баз данных и знаний, которые относятся к развитию систем сельского расселения; при этом отмечается низкая доступность информационных ресурсов и систем для жителей небольших и отдаленных сельских населенных пунктов и т.п.). Вследствие этого значительно усложняются и становятся недостаточно эффективными процессы управления развитием аграрного сектора Украины, включая сельскую составляющую в экономическом, социальном, транспортном, экологическом и территориальном аспектах.

Необходимо подчеркнуть, что на государственном уровне с начала 2000-х гг. проводится определенная работа и отмечены позитивные результаты, а именно: полностью переведены на информационную основу и унифицирована статистическая отчетность субъектов хо-

зяйствования, пенсионный учет и индивидуальные отчисления в Пенсионный фонд, формирование и использование государственного и местных бюджетов и т.п. Однако значительное продвижение на отдельных ведомственных направлениях не подкреплены и не получили развития относительно комплексных территориаль-но-социально-эконо-мических образований (территориальные громады, населенные пункты, системы социального обслуживания сельского населения и т.п.).

Еще более неприглядная картина с проведением инновационной деятельности в аграрном секторе экономики. Украинской статистикой в этом отношении отслеживается инновационная деятельность в пищевой и перерабатывающей промышленности. За 2000-е гг. доля предприятий, которые занимались инновационной деятельностью, сократилась более чем на четверть - до 14,3% (по количеству - в 1,4 раза меньше), удельный вес инновационной продукции в общей массе снизился в 2,2 раза (до 3,8%), а доля затрат на приобретение основных средств производства с инновационными характеристиками во всем объеме капитальных вложений также уменьшилась вдвое (до 8,5%). Таким образом, наблюдается значительный регресс и основная причина этого заключается в том, что даже среди предприятий, которые занимаются инновационной деятельностью, лишь каждое пятое-седьмое осуществляло ее на основе внедрения процессных инноваций в сочетании с продуктовыми, организационными, маркетинговыми, логистическими и т.п. Остальные же предприятия из группы инновационно активных фактически включены в нее вследствие эпизодического использования единичных инноваций на имеющейся технико-технологической базе и это ощутимого влияния на общеотраслевые показатели практически не оказывало. Более того, как заметный шаг назад необходимо рассматривать выделение в структуре инновационной продукции, начиная с 2007 г., двух ее групп: новой для рынка (доля составила 0,6% в стоимости отправленной потребителям продукции, которую произвели в 2010 г.), и новой для предприятия (доля составила 3,2%). В структуре реализованной на продовольственных рынках продукции значительная часть новой для предприятия производится также другими субъектами хозяйствования более трех лет, т.е. фактически инновационной она является условно. Причем, численность предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, которые производили вышеуказанные (для рынка и для предприятия) виды инновационной продук-

ции, соотносится как 1:5,2, а количество выпускавших инновационную продукцию субъектов хозяйствования к занимавшимся инновационной деятельностью - как 1:1,4 (2010 г.). Количество предприятий, которые выпускают новую для рынка продукцию, постоянно сокращается и лишь на определенное время они задерживаются в группе, где производятся новые для предприятия продовольственные товары. Таким образом, имеет место ухудшение не только количественных показателей текущего момента, но и качественных, которые отражают и раскрывают перспективные направления инновационной деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что критическая ситуация с инновационной деятельностью в агропродовольственном комплексе обусловлена, с одной стороны, комплексом сложных и взаимосвязанных причин (законодательных, экономических, ментальных), с другой, - отсутствием четких параметров развития инновационной деятельности на перспективу и очень широким спектром законодательно закрепленных приоритетных направлений и отраслей, а с третьей, - декларативной заботой и поддержкой государством инновационной деятельности (практически каждый год при формировании государственного бюджета все льготы для инновационно активных предприятий отменяются). В таких условиях вхождение зарубежных инвесторов в отечественный агропродовольственный комплекс выступает реальным катализатором инновационной деятельности, что создает «ассиметрические шо-ки» по отношению к субъектам хозяйствования с национальным капиталом. Это способствует усилению процессов дифференциации и структурно-отраслевой селекции предприятий с отечественным капиталом, увеличению разрыва между субъектами хозяйствования, которые проводят свою производственную деятельность на традиционной материально-технической и современной инновационно-технологической базе. Как следствие этих трансформаций стало сокращение (практически вдвое) числа предприятий пищевой промышленности за 2000-е гг. (до 5,4 тыс. ед.).

Расширение и углубление глобализаци-онных, а также и усиление интеграционных процессов объективно способствует обострению проблем, которые тормозят формирование и использование информационных ресурсов и не позволяют в полной мере использовать возможности инновационной модели развития национальной экономики. Вместе с тем, такая ситуация требует поиска, выделения и обоснования наиболее приоритетных направ-

лений проведения информатизации и активизации инновационной деятельности, перевода их на качественно новый уровень, а также систематизации и обновления инструментов и механизмов, использование которых позволит максимально реализовать открывающиеся новые возможности. В сфере информатизации приоритетными направлениями выступают:

- формирование банка данных относительно разных аспектов развития сельских сообществ (громад) и отдельных населенных пунктов (т.е. демографической, жилищной, производственной, социальной и других составляющих);

- формирование системы персонифицированных показателей банка данных относительно заболеваемости и состояния здоровья сельского населения, расширение арсенала инструментов его диагностирования с использованием возможностей интернета, отслеживание его изменения с учетом генетической составляющей, условий проживания семьи и т.п.;

- внедрение систем дистанционного обучения с использованием возможностей интернета и телевидения для получения школьного образования детьми, проживающими в небольших, отдаленных и труднодоступных сельских поселениях;

- улучшение и упрощение доступа сельского населения к информационным сетям и ресурсам, использование их возможностей с целью улучшения условий жизни на селе и т.п.

Что же касается инновационного развития предприятий агропродовольственного комплекса, то очень важно обеспечить тесную связь аграрной и экономической науки с сельскохозяйственной и перерабатывающей деятельностью. Необходимо принимать во внимание, что научные исследования для АПК выполняются почти полностью за бюджетные средства, а субъекты хозяйствования в аграрном секторе экономики представлены мелкими товаропроизводителями, открытыми акционерными обществами, а также агроходингами. В связи с этим остро стоит проблема разработки эффективных механизмов инновационного провайдинга, создания прозрачного рынка инноваций для предприятий АПК, формирования инновационной модели развития как отдельных субъектов хозяйствования, так и интегрированных агропродовольственных систем и т.п.

В настоящее время очень узким местом в инновационном развитии пищевой промышленности выступает низкий технологический уровень оборудования, которое производится предприятиями продовольственного машино-

строения, а также острый дефицит продуктовых инноваций - т. е. современных разработок продуктов питания различного функционального назначения с инновационными характеристиками. За прошедшие более двадцати лет научная база отраслей пищевой промышленности, за исключением нескольких направлений (детское питание, молочные и мясные изделия, спирт, консервы), была практически полностью разрушена. Предприятия пищевой промышленности не в состоянии на имеющейся лабораторной базе разработать новые высококачественные и безопасные продукты питания. Разрешение этой проблемы возможно либо на основе приобретения зарубежных продуктовых инноваций и, соответственно, технологий и технологического оборудования для организации их производства, либо же восстановления отечественной научно-лабораторной базы с целью разработки современных продуктов питания.

Очень низкий уровень инновационной активности предприятий пищевой промышленности (реально ее проводят менее двух процентов субъектов хозяйствования) способствует привлечению повышенного внимания к этой проблеме, активного поиска механизмов и инструментов ее разрешения. Среди них позитивную роль может сыграть реализация следующих предложений:

- недопущение отмены тех положений принятых законодательных актов, которые предусматривают предоставление различных льгот инновационно активным предприятиям;

- восстановление научно-лабораторной базы и бюджетное финансирование работ по созданию технологических (процессных и продуктовых) инноваций;

- формирование отраслевого банка данных современных разработок в сфере процессных и продуктовых инноваций, включая отечественные и зарубежные;

- разработка механизмов льготного финансирования субъектов хозяйствования, которые планируют проводить инновационно-технологическую модернизацию существующей производственной базы, обновить ассортимент, начать выпуск продуктов питания с инновационными характеристиками и т. п.

С целью торможения негативных тенденций и активизации инновационной деятельности в агропродовольственной сфере необходимо реализовать комплекс разноплановых мероприятий и оправданно было бы с чего-то начинать, а при этом, по возможности, учесть предоставленные выше предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.