Научная статья на тему 'Инновационное развитие АПК Украины: состояние, проблемы и новые возможности'

Инновационное развитие АПК Украины: состояние, проблемы и новые возможности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие АПК Украины: состояние, проблемы и новые возможности»

[2] Мазалов В.В., Печников А.А. О рейтинге официальных сайтов научных учреждений Северо-Запада России// Управление большими системами. Выпуск 24. С. 130-146.

[3] Шокин Ю.И., Клименко О.А., Рычкова Е.В., Шабальников И.В. Рейтинг сайтов научных организаций СО РАН// Вычислительные технологии 2008. Т. 13. N 3. С. 128-135.

[4] Ханчук А.И., Наумова В.В. Информационное пространство Дальневосточного отделения РАН// Информационные технологии. Вестник ДВО РАН 2009. N 4. С. 122-129.

[5] Шокин Ю.И., Клименко О.А., Рычкова Е.В. Рейтинг сайтов научных организаций Республики Сербия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ict.nsc.ru/userfiles/file/presentation/MIT-09/Srbija_webometrics.pdf

[6] Ranking Web of World Research Centers [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://research.webometrics.info

[7] Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. Международный рейтинг университетских веб-сайтов [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/09_2008/06.pdf

Исследование выполнено при поддержке НАН Украины в рамках ведомственной НИР «Агропродовольственное развитие Украины в контексте обеспечения продовольственной безопасности» (0111U001318)

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АПК УКРАИНЫ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

КрисановД.Ф., д.э.н., проф., в.н.с.

Институт экономики и прогнозирования НАН Украины Состояние инновационной деятельности в отраслях национального АПК не может считаться даже удовлетворительным. Определенные позитивные приращения в инновационной сфере аграрного сектора экономики имеют место, однако в сравнении со странами Евросоюза Украина не может приблизиться даже к ее аутсайдерам - Ирландии и Португалии (доля инновационно активних предприятий в отечественной промышленности составляет примерно 12-14%, а в наименее развитых странах ЕС - вдвое больше). Поэтому необходимо объективно оценить процесс формирования нормативной базы, движущие силы, наметившиеся тенденции, возникшие проблемы и тормозящие обстоятельства в этой сфере аграрной экономики, обосновать направления активизации, механизмы и инструменты создания отраслевой инновационной системы.

Внимание государства к инновационной сфере было отмечено в конце 90-тых годов и совпало с выходом украинской экономики из глубокого и затяжного кризиса. Оно сопровождалось активной законотворческой деятельностью и сейчас нормативная база научно-технологической и инновационной деятельности насчитывает полтора десятка законов, более полусотни постановлений Правительства и свыше сотни других отраслевых документов. Их общее направление - устранение имеющихся препятствий и создание дополнительных стимулов для активизации научных поисков, направленных на обеспечение перехода экономики на инновационную модель развития, разработку новых технологий и новых видов продукции с инновационными характеристиками, наращивание масштабов

Инновационной деятельности на основе инновационно-технологической модернизации производства и т.п. Однако практические результаты постоянно ухудшались: если за индикатор инновационной деятельности принять показатель «доля инновационной продукции во всем объеме отгруженных потребителям пищевых продуктов», то в 2012 году она составила 2,5% - в пять раз меньше, нежели десять лет назад. Если к этому добавить, что доля «новой для рынка» продукции составила менее 0,8% (остальная - «новая для предприятия»), то станет понятным масштаб отставания от экономически развитых стран -там она на два порядка выше.

Критическая ситуация с инновационной деятельностью в АПК есть отражением ее адекватного состояния в национальной экономике и это следствие влияния комплекса разноплановых причин, а именно:

- переход к рыночной системе хозяйствования значительно сузил масштабы государственного финансирования научно-инновационной деятельности, по многих направлениях она была практически полностью свернута, а частные предприниматели длительное время стремились с максимальной отдачей использовать доставшийся в наследство от плановой системы хозяйствования потенциал предприятий, объединений, научно-производственных комплексов и т.п.;

- попытки задействовать путем конверсии потенциал военно-промышленного комплекса на цели развития АПК успеха не имели, в основном, вследствие отсутствия необходимого финансирования для перехода на другие - гражданские - направления его использования, серьезного отставания от мирового уровня развития сельскохозяйственного и продовольственного машиностроения, а также от качества, безопасности и ассортимента продовольственной продукции, которая была представлена тогда на зарубежных рынках;

- разрушение научного потенциала АПК (отраслевая наука) в сочетании из обнуливанием финансовых средств на счетах агропромышленных предприятий привели в состояние коллапса отрасли, производящие средства производства для аграрной и перерабатывающей сфер, а также не только уменьшили частоту появления технологических (процессовых и продуктовых), организационных, маркетинговых и других инноваций, но и выхолостили их сущность: незначительные изменения и дополнения заменили современные научные разработки, а их отражением стало появление «новой для предприятия» инновационной продукции - ее инновационность измеряется уровнем технологичности конкретного производства, который может быть ниже среднего по отрасли, и т.п.

С целью кардинального изменения ситуации в июне 2009 года Правительством была одобрена Концепция развития национальной инновационной системы (НИС) на период до 2025 года. В ней определены основные составляющие НИС (подсистемы государственного регулирования, просвещения, генерации знаний, инновационной инфраструктуры и системы производств, которые заняты выпуском инновационной продукции, предоставлением услуг или выступают потребителями технологических инноваций), цели ее развития (повышение производительности труда и конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, качества жизни человека и стабильного экономического роста), средства достижения (технологической модернизации экономики, повышения инновационной активности и объемов выпуска инновационной продукции, использования передовых технологий, методов производства и управления деятельностью) с их детализацией за отдельными направлениями. Ожидаемые результаты от развития и укрепления НИС: прирост ВВП не менее чем на 30% обеспечить за счет инновационной продукции и до 50% увеличить ее долю в объеме выпускаемой промышленной продукции, до 60% повысить долю инновационно активных предприятий, в 5-7 раз увеличить объемы экспорта высокотехнологической продукции и технологий и т.п.

Необходимо подчеркнуть, что со времени одобрения Концепции развития НИС пошел пятый год. Однако в связи с экономическим спадом, охватившей Украину глобализацией, постоянным запаздыванием с реализацией поставленных целей традиционные и устаревшие проблемы дополнились новыми вызовами, угрозами и рисками. Вместе с тем, трансформировались предпосылки и условия, возникли новые возможности и стимулы, системный учет и использование которых будет способствовать развитию отраслевой НИС в аграрной сфере. Они систематизированы ниже.

Проблемы: незавершенный и ассиметричный характер действующей нормативно-правовой базы, относящейся к инновационной сфере; низкий уровень бюджетного финансирования научной и научно-технической деятельности; низкая эффективность государственного управления АПК и слабая сочетаемость государственной поддержки с принципами равенства всех форм хозяйствования; отсутствие механизмов государственно-публичного партнерства в сфере финансирования научных исследований, создания инновационных разработок, внедрения их в практическую деятельность субъектов хозяйствования, а также разделения полученной прибыли соответственно вкладу;

отсутствие системы банковского кредитования научно-инновационных разработок; дефицит сквозных инновационных разработок в сфере продуктов питания, которые базируются на использовании сельскохозяйственного сырья с инновационными характеристиками, процессовых инноваций для его переработки и выпуска инновационного ассортимента пищевых продуктов с высокой долей прибавочной стоимости; незавершенность формирования государственной системы рыночного наблюдения и контроля за соблюдением обязательных требований и оговорок относительно безопасности и качества реализуемой пищевой продукции; преобладание традиционных и устаревших технологий переработки сельскохозяйственного сырья и ассортимента выпускаемых пищевых продуктов; высокая изношенность основных средств производства на предприятиях АПК и др.

Вызовы: острая необходимость перехода к развитию V-VI технологических укладов (пищевая промышленность в основном представлена отраслями, относящимися к IV, частично к III и в зачаточном состоянии - к V технологическому укладу); участившееся возникновение природных катаклизмов и форс-мажорных обстоятельств, обостряющих проблему продовольственной безопасности; неотложное требование, чтобы отечественные научно-инновационные разработки были не ниже мировых образцов; отечественная пищевая продукция должна соответствовать требованиям европейских и мировых стандартов, которые относятся к агропродовольственной сфере; обострение проблемы повышения конкурентоспособности агропромышленных предприятий и производимой продукции; усиленные разрыва в инновационно-технологической составляющей предприятий с отечественным и зарубежным капиталом и др.

Предпосылки и условия: неиспользуемые в полной мере возможности имеющегося научного потенциала; относительно высокий потенциал естественного плодородия сельскохозяйственных угодий; реальные возможности расширения производства органической сельскохозяйственной продукции; очень низкая насыщенность рынков продовольственной продукцией с инновационными характеристиками; повышение спроса на безопасную и качественную продовольственную продукцию и органические продукты питания на отечественном рынке; улучшающийся инвестиционный климат, способствующий трансферту зарубежных инноваций, и др.

Возможности и стимулы: повышение спроса на продукты питания в мире и роли Украины в создании стратегических запасов продовольствия (под эгидой международных организаций) для удовлетворения запросов голодающего населения; усиление влияния и роли иностранных инвесторов в наращивании производства аграрного сырья и пищевой продукции в соответствии с требованиями европейских и мировых стандартов; расширение сети и масштабов деятельности технологических парков, университетов исследовательского типа, научно-инновационных, инновационных и внедренческих центров, направленной на активизацию инновационных процессов в отраслях и на предприятиях АПК, и др.

СОВРЕМЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА -ОСНОВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ЗАПАДНОГО ОПЫТА

Балашенко В.А., к.э.н., старший преподаватель Пашкина О.В., к.э.н., доцент кафедры ФГБОУВПО Самарская государственная сельскохозяйственная академия Европейский Союз один из главных аграрных партнеров США и один из значимых конкурентов на рынке продовольствия. США и ЕС проводят значительную государственную поддержку агробизнеса. Американская аграрная политика фокусируется, главным образом, на таких культурах, как пшеница, кормовое зерно, хлопок, маслосемена, сахар и молочные продукты. ЕС обеспечивает господдержку продовольствию, включая зерно, хлопок, рис, маслосемена, орехи, молочные продукты и сахар, а также свежие и переработанные овощи и фрукты и животноводческую продукцию. С 1980-х годов США и ЕС проводят сбалансированную политику по консервации почв. Ученые из США и ЕС отмечают, что до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.