Научная статья на тему 'Предпосылки и движущие силы развития систем управления малыми предприятиями в туристско-рекреационной сфере'

Предпосылки и движущие силы развития систем управления малыми предприятиями в туристско-рекреационной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ТЕМПЫ РАЗВИТИЯ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / DEVELOPMENT TRENDS / DOMESTIC TOURISM / GOVERNMENT REGULATION / GOVERNMENT SUPPORT / LOGISTICS INFRASTRUCTURE / MANAGEMENT SYSTEMS FOR INTERACTIONS BETWEEN MANAGEMENT ENTITIES / MANAGEMENT SYSTEMS / REGULATORY IMPACT / THE PACE OF DEVELOPMENT / THE TOURISM INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишин Андрей Юрьевич

Введение: в статье рассмотрены особенности тенденций развития систем управления в туризме. Описывается значение туризма и его позиционирование, эффективные подходы к управлению. Особо отмечены проблемы по формированию системы управления в малом сегменте туристического бизнеса. Проблема эффективного управления в малом сегменте туристического бизнеса требует научного обоснования и технологий внедрения в практику. Материалы и методы: проанализированы темпы развития туристической отрасли, выделена роль рынка туристической отрасли в экономике России; выделены факторы влияния на выбор оптимальной системы управления малым сегментом туристического бизнеса, произведена оценка развития малых туристических организаций в региональном разрезе. При проведении исследования были использованы следующие методы: статистический, структурный, аналитический, системный, логический анализ. Базой исследований послужили государственные программы развития Российской Федерации, реализуемые в туристической отрасли, официальные материалы государственной статистики, публикации по исследуемой тематике, аналитические отчеты. Результаты: очерчен круг ключевых проблем формирования систем управления в малом сегменте туристического бизнеса на современном этапе и сформулированы рекомендации по интеграции малого туристического рынка в цифровую экономику России. Обсуждение: в статье представлен комплекс предложений по формированию благоприятных условий для оптимального развития системы управления сегментом малых туристических организаций в РФ. Заключение: необходима комплексная политика государственной поддержки развития систем управления в малом сегменте туристического бизнеса в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACKGROUND AND MOVING FORCES OF THE DEVELOPMENT OF MANAGEMENT SYSTEMS OF SMALL ENTERPRISES IN THE TOURISM AND RECREATION SPHERE

Introduction: the article discusses the features of trends in the development of management systems in tourism. The importance of tourism and its positioning, effective management approaches are described. The problem of effective management in a small segment of the tourism business requires scientific justification and implementation technologies. Materials and methods: analyzed the pace of development of the tourism industry, highlighted the role of the tourism industry market in the Russian economy; factors of influence on the choice of the optimal management system for a small segment of the tourism business are identified, the development of small tourism organizations in the regional context is assessed. During the study, the following methods were used: statistical, structural, analytical, systemic, logical analysis. The research was based on state development programs of the Russian Federation implemented in the tourism industry, official state statistics, publications on the subject under study, and analytical reports. Results: the circle of key problems of forming management systems in a small segment of the tourism business at the present stage is outlined and recommendations are formulated for integrating the small tourism market into the digital economy of Russia. Discussion: the article presents a set of proposals for the creation of favorable conditions for the optimal development of the management system for the segment of small tourism organizations in the Russian Federation. Conclusion: a comprehensive policy of state support for the development of management systems in a small segment of the tourism business in the Russian Federation is needed.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и движущие силы развития систем управления малыми предприятиями в туристско-рекреационной сфере»

08.00.05 УДК 334

ПРЕДПОСЫЛКИ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЕ

© 2020

Андрей Юрьевич Мишин, аспирант

Московский финансово-юридический университет, Москва (Россия)

Аннотация

Введение: в статье рассмотрены особенности тенденций развития систем управления в туризме. Описывается значение туризма и его позиционирование, эффективные подходы к управлению. Особо отмечены проблемы по формированию системы управления в малом сегменте туристического бизнеса. Проблема эффективного управления в малом сегменте туристического бизнеса требует научного обоснования и технологий внедрения в практику.

Материалы и методы: проанализированы темпы развития туристической отрасли, выделена роль рынка туристической отрасли в экономике России; выделены факторы влияния на выбор оптимальной системы управления малым сегментом туристического бизнеса, произведена оценка развития малых туристических организаций в региональном разрезе. При проведении исследования были использованы следующие методы: статистический, структурный, аналитический, системный, логический анализ. Базой исследований послужили государственные программы развития Российской Федерации, реализуемые в туристической отрасли, официальные материалы государственной статистики, публикации по исследуемой тематике, аналитические отчеты. Результаты: очерчен круг ключевых проблем формирования систем управления в малом сегменте туристического бизнеса на современном этапе и сформулированы рекомендации по интеграции малого туристического рынка в цифровую экономику России.

Обсуждение: в статье представлен комплекс предложений по формированию благоприятных условий для оптимального развития системы управления сегментом малых туристических организаций в РФ. Заключение: необходима комплексная политика государственной поддержки развития систем управления в малом сегменте туристического бизнеса в РФ.

Ключевые слова: внутренний туризм, государственная поддержка, государственное регулирование, логистическая инфраструктура, регулирующее воздействие, системы управления взаимодействий субъектов управления, системы управления, темпы развития, тенденции развития, туристическая отрасль.

Для цитирования: Мишин А. Ю. Предпосылки и движущие силы развития систем управления малыми предприятиями в туристско-рекреационной сфере // Вестник НГИЭИ. 2020. № 3 (106). С. 99-111.

BACKGROUND AND MOVING FORCES OF THE DEVELOPMENT OF MANAGEMENT SYSTEMS OF SMALL ENTERPRISES IN THE TOURISM AND RECREATION SPHERE

© 2020

Andrey Yurievich Mishin, postgraduate

Moscow University of Finance and law, Moscow (Russia)

Abstract

Introduction: the article discusses the features of trends in the development of management systems in tourism. The importance of tourism and its positioning, effective management approaches are described. The problem of effective management in a small segment of the tourism business requires scientific justification and implementation technologies.

Materials and methods: analyzed the pace of development of the tourism industry, highlighted the role of the tourism industry market in the Russian economy; factors of influence on the choice of the optimal management system for a small segment of the tourism business are identified, the development of small tourism organizations in the regional context is assessed. During the study, the following methods were used: statistical, structural, analytical, systemic, logical analysis. The research was based on state development programs of the Russian Federation implemented in the tourism industry, official state statistics, publications on the subject under study, and analytical reports.

Results: the circle of key problems of forming management systems in a small segment of the tourism business at the present stage is outlined and recommendations are formulated for integrating the small tourism market into the digital economy of Russia.

Discussion: the article presents a set of proposals for the creation of favorable conditions for the optimal development of the management system for the segment of small tourism organizations in the Russian Federation. Conclusion: a comprehensive policy of state support for the development of management systems in a small segment of the tourism business in the Russian Federation is needed.

Keywords: development trends, domestic tourism, government regulation, government support, logistics infrastructure, management systems for interactions between management entities, management systems, regulatory impact, the pace of development, the tourism industry.

For citation: Mishin A. Yu. Background and moving forces of the development of management systems of small enterprises in the tourism and recreation sphere // Bulletin NGIEI. 2020. № 3 (106). P. 99-111.

Введение

На современном этапе развития общества туризм выступает одной из приоритетных отраслей в экономике России. Развитие туристической отрасли способствует росту ВВП, привлечению иностранного капитала, созданию новых рабочих мест и т. д. Для повышения эффективности развития туристической отрасли постоянно поднимается вопрос о формировании оптимальной системы управления не только со стороны органов государственной власти, но и региональном аспекте данной отрасли экономики страны.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в свете перестройки российской экономики на цифровую платформу необходимо реформирование всех ее отраслей, и на данном этапе необходима интеграция малой туристической отрасли в цифровую экономику России.

Среди авторов публикаций, посвященных проблематике интеграции малой туристической отрасли в цифровую экономику России, можно выделить М. А. Булыгина [1], М. А. Гачегова [2], Ж. А. Захарова [3], В. П. Киседобрева [4] и др.

Материалы и методы Туризм как объект управления имеет ряд присущих только ему особенностей, которые во многом обусловлены спецификой отрасли. Туристический менеджмент основной целью ставит формирование оптимальной системы управления туристической отраслью с учетом специфики ее функционирования.

Динамика развития туристической отрасли в России (включая внутренний и въездной туризм) за последние 6 лет наглядно представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика доходов туристической отрасли России за 2014-2019 гг., млрд руб. Fig. 1. Dynamics of incomes of the tourism industry in Russia for 2014-2019, billion rubles Источник: составлено автором на основании [5]

Исследовав динамику доходов туристической отрасли России за 2014-2019 гг., необходимо отметить, что после введения санкционной политики в отношении России в 2014-2015 гг. прослеживается снижение доходов туристической отрасли.

В последующие годы (2016-2017 гг.), несмотря на усилившееся санкционное давление, туристи-

В результате анализа предоставленных данных был отмечен положительный рост показателей в последние два года, по прогнозам ведущих информационных рейтинговых агентств доля туризма в ВВП РФ к 2025 году возрастет до 5 %.

Поворотным для туристической отрасли стал 2018 год. Чемпионат мира по футболу в 2018 году

ческая отрасль начала отыгрывать свои позиции, осваивая новые туристические услуги и новые рынки присутствия.

Также в последние годы доля туризма в ВВП РФ имеет тенденцию к росту, что наглядно продемонстрировано на рисунке 2.

дал почувствовать россиянам гордость за страну и предоставил отличную возможность продемонстрировать иностранным гостям исконно русское гостеприимство и показать Россию изнутри - иначе, чем она представляется в зарубежных СМИ.

Отзывы иностранных гостей чемпионата мира по футболу 2018 представлены на рисунке 3.

■ Гостеприимство/ Hospitality ■ Безопасность/ Security

■ Смена стереотипов/ Change of stereotypes ■ Желание вернуться/ The desire to return

2014 2015 2016 2017 2018 2019 год/year год/year год/year год/year год/year год/year

Рис. 2. Доля туристической отрасли в ВВП России за 2014-2019 гг., % Fig. 2. The share of the tourism industry in Russia's GDP for 2014-2019, % Источник: составлено автором на основании [5]

Рис. 3. Отзывы иностранных гостей чемпионата мира по футболу 2018, % Fig. 3. Reviews of foreign guests of the World Cup 2018, % Источник: составлено автором на основании [6]

По данным информационных агентств [6], в среднем 90 % зарубежных гостей изменили мнение о России в благоприятную сторону (рисунок 3). Иностранные гости более всего оценили гостеприимство, ощущение безопасности во время нахождения на территории России. Желание вернуться вы-

сказали свыше 69 % от общей массы респондентов [6]. Поэтому, начиная с 2018 года, поток иностранных гостей начал изменяться в сторону увеличения.

Следующим этапом рассмотрим ТОП-10 крупнейших туристических агентств в РФ (таблица 1).

Таблица 1. ТОП-10 крупнейших туристических агентств в РФ, млрд долл. Table 1. TOP 10 largest travel agencies in the Russian Federation, billion dollars

Номер в рейтинге / Rating number Туроператор/ Tuorperator Объем рынка за год (2019 г.), млрд долл. / Market size for the year (2019), billion dollars Доля в общем объеме, %/ Share in total, %

1 Tutu.ru 983 21,7

2 Tui 734 16,2

3 Onlinetours 615 13,6

4 Tez Tour 539 11,9

5 Пегас Туристик 472 10,4

6 Coral Travel 317 7,0

7 AnexTour 289 6,3

8 Sunmar 221 4,8

9 Библио-Глобус 185 4,1

10 Mouzenidis Travel 166 4,0

Итого / Total 4 521 100

Источник: составлено автором на основании [7].

По представленным данным в таблице 1, крупнейшие туристические агентства в РФ занимают свыше 36,6 % общего туристического рынка России. Первенство на анализируемом рынке занимает туроператор Tutu.ru, на сайте которого можно забронировать туры в любую страну мира, авиабилеты, железнодорожные билеты, заказать гостиницу и т. д. Основными направлениями туроператора Tutu.ru выступают такие страны, как: Греция, Египет, Индия, Испания, Тунис и т. д. [6].

По мнению экспертов, в последние годы в ту-риндустрии активно появляются мелкие туристические организации, которые являются посредниками между населением региона присутствия и крупными туроператорами РФ [8, с. 213].

Рассмотрим основные показатели развития малых туристических организаций в региональном разрезе и представим полученные данные в таблице 2.

Таблица 2. Появление малых туристических организаций в региональном разрезе, тыс. ед. Table 2. Appearance of small tourist organizations in regional view, thousand units

Регион/ Region 2016 год / year 2017 год / year 2018 год / year 2019 год / year Темп роста, % / Growth rate, %

Владимирская область / Vladimir region 2,8 3,2 3,3 3,4 121,4

Ивановская область / Ivanovo region 0,9 0,9 1,0 1,0 111,1

Калужская область / Kaluga region 2,8 3,1 3,2 3,4 121,4

Костромская область / Kostroma region 1,03 1,1 1,2 1,2 116,5

Московская область / Moscow region 4,6 4,8 5,2 5,6 121,7

Рязанская область / Ryazan Oblast 2,1 2,1 2,2 2,2 104,7

Орловская область / Oryol Region 1,2 1,2 1,2 1,3 108,3

Саратовская область / Saratov region 1,2 1,2 1,3 1,3 108,3

Ярославская область / Yaroslav region 2,2 2,3 2,3 2,4 109,0

Свердловская область / Sverdlovsk region 3,1 3,5 3,7 3,8 122,5

Ленинградская область / Leningrad region 4,1 4,6 4,7 5,1 124,4

Итого / Total 39,7 43,3 45,5 47,1 118,6

Источник: составлено автором на основании [7].

Так, согласно данным таблицы 2 за период с 2016 по 2019 год численность малых туристических организаций увеличилась по России в среднем на 18,6 %.

Наибольшее увеличение малых туристических организаций прослеживается во Владимирской, Калужской, Московской, Свердловской, Ленинградской областях. Наименьшее количество вновь образованных малых туристических организаций отмечается в таких регионах, как: Орловская, Костромская, Ивановская области и т. д. По анализируемым данным наблюдается значительный раз-

По анализируемым данным, малые туристические организации Московской области смотрятся на фоне региональных коллег наиболее выигрышно. В Орловской области темпы роста прибыли малых туристических организаций намного ниже темпов роста малых туристических организаций в Московской области.

Проблемы развития малых туристических организаций кроятся глубоко, сюда можно отнести и неразвитую инфраструктуру в регионах, и высокую затратность туристического бизнеса, и отсутствие государственной поддержки для малых туристических организаций, и многое другое. На данный момент до сих пор многие эксперты дискутируют по проблеме выбора наиболее оптимальной схемы управления туристической отраслью. Поэтому в рамках данной статьи более подробно рассмотрим именно этот вопрос.

Анализ особенностей туризма как объекта управления показывает, что эта отрасль совершенно не похожа на другие, и потому механически перенести наработки и модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно [11, с. 116].

Проведем практическое исследование наиболее успешных систем управления туристической

рыв между образованием малых туристических организаций в лидирующих областях страны и в сельскохозяйственных аграрных регионах, что, в свою очередь, свидетельствует о проблеме интенсивности развития малых туристических организаций в регионах [9]. Для наглядности сравним темпы роста ряда туристических организаций, для этого возьмем три малых туристических организации Московской области и три малых туристических организации Орловской области. Сравнение будем проводить непосредственно по темпам роста прибыли данных организаций (таблица 3).

,, % / Growth rate, % 117 123 121 102 103 101,5

отрасли. Выделим особенности функционирования указанных выше систем с привязкой к странам, их применяющих, и сведем полученные результаты в единую таблицу 4.

На настоящее время отсутствует единая система управления для туристической отрасли, в международной практике доминируют три основные системы принятия решений: централизованная система управления; частично децентрализованная система управления; децентрализованная система управления [14, с. 59]. Выбор системы осуществляется на государственном уровне с учетом специфики, с одной стороны, государственного регулирования, с другой стороны, внутреннего управления.

Согласно проанализированным данным в таблице 4 необходимо отметить, что, несмотря на значительные отличия используемых моделей, все имеют направленность на развитие туристической отрасли и получение максимальной прибыли.

Учитывая специфику функционирования туристической отрасли в России, наиболее оптимальной для использования выступает централизованная система управления «административная», однако необходимо учитывать также тот факт, что взаимодействие внутри туристической отрасли (рисунок 4) отличается от уровня европейских стандартов.

Таблица 3. Сравнение темпов роста прибыли малых туристических организаций, % Table 3. Comparison of profit growth rate of small tourist organizations, %

Организация / Organization

Область / Region

Темп роста

12 месяцев / 12 months ALCES / Alces Египт-Бест / Egypt Best Кроникс Тур / Chronix Tour Роза ветров / Rose of Wind Ретротур / Retrotour

Московская область / Moscow region Московская область / Moscow region Московская область / Moscow region Орловская область / Oryol Region Орловская область / Oryol Region Орловская область / Oryol Region

Источник: составлено автором на основании [5; 7; 10].

Таблица 4. Типология и особенности моделей принятия управленческих решений в туристической отрасли

Table 4. Typology and features of management decision-making models in the tourism industry

Модель / Model

Страны / Countries

Отличительные особенности / Distinctive features

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Централизованная система управления «административная» /

Centralized management system «administrative»

Египет, Турция, Китай, Тунис / Egypt, Turkey, Key Tai, Tunisia

Частично децентрализованная система управления «партнерская модель» / Partially decentralized partnership model management system

Децентрализованная система управления /

Decentralized management system

Источник: составлено

- приоритетность отрасли туристических услуг в экономике страны / priority of the tourism services industry in the country's economy;

- построение вертикальной «цепочки» ответственности субъектов регулирования / building a vertical «chain» of responsibility of regulatory entities;

- наличие административных рычагов макроэкономического регулирования / the presence of administrative levers of macroeconomic regulation;

- поддержка со стороны государства (льготное налогообложение, государственные кредиты и т. д.) / support from the state (preferential taxation, state loans, etc.);

- значительные финансовые вложения / significant financial investments

- сильное министерство, контролирующее деятельность туристической отрасли / a strong ministry overseeing the tourism industry;

- активное взаимодействие государственных органов с органами местного самоуправления и туристическими организациями / active interaction of state bodies with local governments and tourism organizations;

- четкое разделение органов государственного туристического администрирования / a clear separation of state tourism administration;

- значительные финансовые вложения в индустрию туризма, инвестирование в туристическую инфраструктуру / significant financial investments in the tourism industry, investment in tourism infrastructure

- относительная автономность субъектов туристической деятельности / relative autonomy of subjects of tourist activity;

- решение вопросов на местах по принципу рыночной «самоорганизации» / solving issues on the ground on the principle of market «self-organization»;

- отсутствие центрального государственного администрирования / lack of Central government administration

автором на основании [4; 7; 12; 13].

Франция, Италия, Испания / France, Italy, Spain

США / USA

Рис. 4. Взаимодействие внутри туристической отрасли в РФ [15] Fig. 4. Interaction within the tourism industry in the Russian Federation Источник: составлено автором на основании [15].

104

Взаимодействие на информационном уровне в большинстве случаев несогласованно, в частности можно отметить, что малые туристические агентства при организации тура для клиентов часть полномочий делегируют туроператорам, а те, в свою очередь, связываются с иностранными партнерами для согласования объектов размещения, питания и т. д. [16, с. 121].

В свою очередь, если у туриста возникает проблема и он связывается непосредственно с туристической организацией, куда он обращался за приобретением тура, туристическая организация решает вопрос по той же схеме: туристическая организация ^ туроператор ^ иностранный представитель ^ объекты размещения.

Это обусловлено тем, что на практике между первым и последним элементом схемы нет никакой двухсторонней связи.

Так как в большей степени нас интересует малый сегмент туристического бизнеса, проведем сравнение малых туристических организаций, взяв для каждой модели по три малых туристических организаций и сравним с темпами развития малых туристических организаций Орловской области. В качестве критериев сравнения возьмем следующие: темп роста прибыли, количество лет на рынке отрасли, количество штата сотрудников; количество туристических направлений, время функционирования. Полученные результаты анализа сведем в таблицу 5.

Таблица 5. Сравнительный анализ развития малого сегмента туристической отрасли Table 5. Comparative analysis of the development of a small segment of the tourism industry

Страна I Country Модель управления I Management model Организация I Organization Количество лет на рынке / Number of years in the market Штат сотруд-труд-ников I Staff Темп роста прибыли, % I Profit Количество туристических направлений I Number of travel destinations

growth rate, % внешние I external внутренние I domestic

Турция I Turkey

Централизованная система управления «административная» I Centralized management system «administrative»

Seyahat Acentasi 11

Tursab 9

Yedikapitour 12

34 32 38

112,5

115.1

116.2

38 35 29

35 31 26

Частично децентрализованная система Испа- управления ния / «партнерская модель» / Spain Partially decentralized partnership model management system

Nautalia Viajes 12 26 111,4 36 33

Viajesexito 11 23 115,3 35 36

Rumbo 14 27 114,8 38 32

Децентрализованная США / система управления / USA Decentralized management system

OneTravel

Orbitz

Cruises.com

11 11 13

39

41

42

119,3 121,6 120,7

37

33

34

25 29 32

Россия I Russia

Централизованная система управления «административная» I Centralized management system «administrative»

Кроникс Тур / Chronix Tour Роза ветров / Rose of Wind Ретротур / Retrotour

7 9 107,4 27 6

6 8 108,2 29 8

8 8 106,5 31 8

Источник: составлено автором на основании [4; 5; 13; 17; 18; 19].

Необходимо отметить, что вне зависимости от используемой модели принятия управленческих решений, малые иностранные туристические организации значительно отличаются как на качественном, так и на количественном уровне.

Дадим балльную оценку малым туристическим организациям (10-балльная система) в целом по странам принадлежности малых туристических организаций и для наглядного изображения составим многоугольник конкурентоспособности (рисунок 5).

Количество лет на

рынке/ Number of years

in the market 10

Внутренние туристические направления/ Domestic..

Внешние туристически направления/ External travel destinations

тат сотрудников/ Staff

емп роста прибыли/ Profit growth rate

Турция/ Turkey

Испания/ Spain

США/ USA

■Россия/ Russia

Рис. 5. Балльная оценка конкурентоспособности малых организаций в России и за рубежом [15; 19; 20] Fig. 5. Ballpoint assessment of the competitiveness of small organizations in Russia and abroad Источник: составлено автором на основании [5; 18; 19; 20].

Судя по предоставленным данным, малый сегмент туристического бизнеса проигрывает по большинству позиций, особенно можно выделить: низкие темпы роста прибыли; неразвитость внутренних направлений туристической сферы; ограниченный штат сотрудников и т. д. Необходимо отметить, что на международном уровне в малом сегменте туристической отрасли значительное внимание уделяется развитию внутренних туристических направлений. И напротив, в России внутренний туризм представлен на региональном уровне очень ограниченно, что обусловлено в первую очередь неразвитой инфраструктурой российской «глубинки».

Проведенное исследование показало, что ключевой проблемой формирования оптимальной схемы управления для сегмента малых туристических организации являются низкие темпы развития как самого малого сегмента отрасли, так и модели управления на государственном уровне.

Поэтому мы вернулись к изначальному вопросу, какие факторы тормозят развитие малого сегмента туристической отрасли в регионах. Выделим основные проблемы развития малого сегмента туристической отрасли (таблица 6).

Таблица 6. Проблемы развития малых региональных туристических организаций в РФ Table 6. Problems of development of small regional tourist organizations in the Russian Federation

Проблема/ The problem Причина / The reason Влияние на развитие туристического сегмента / Influence on the development of the tourism segment

1 2 3

Системные проблемы / System problems

Неблагоприятные регуляторные условия / Adverse regulatory conditions

Низкий уровень оцифровки услуг / Low digitization of services

Глобальная конкурентоспособность / Global competitiveness

Низкая степень конкуренции региональных туристических организаций относительно глобальных игроков рынка / Low level of competition among regional tourism organizations relative to global market players

Неразвитость цифровых технологий в регионах / Underdevelopment of digital technologies in the regions

Тормозят развитие малого сегмента туристической отрасли / Slow down the development of a small segment of the tourism industry

Ограничивает возможности развития малых туристических организаций / Limits the development of small tourism organizations

Отсутствие актуальной информации о предоставляемых услугах / Lack of relevant information on the services provided

Окончание таблицы 6 / End of table 6

1

2

3

Неразвитость инфраструктуры регионов /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Underdeveloped regional infrastructure Нехватка квалифицированного персонала / Lack of qualified personnel Отсутствие в регионах координирующих центров / Lack of focal points in the regions

Недостаточное бюджетное

финансирование/ Inadequate budget funding

Низкий уровень оплаты труда в регионах / Low wages in the regions

Неэффективная модель управления отраслью/ Ineffective industry management model

Тормозят развитие внутреннего туризма в регионах / Slow down the development of domestic tourism in the regions

Переток квалифицированных сотрудников отрасли в наиболее развитые регионы / The flow of qualified industry employees to the most developed regions Тормозят развитие малого сегмента туристической отрасли / Slow down the development of a small segment of the tourism industry

Источник: составлено автором на основании [5; 18; 19].

Согласно предоставленным данным, в таблице 6 выделена совокупность факторов, которые оказывают негативное влияние на развитие малого сегмента туристического бизнеса в регионах России.

В первую очередь это системные проблемы, обусловленные глобальной конкурентоспособностью на рынке туристических услуг.

В качестве следующей проблемы можно выделить наличие неблагоприятных регуляторных условий, к которым можно отнести низкую степень конкуренции региональных туристических организаций относительно глобальных игроков рынка, что, в свою очередь, ограничивает возможности развития малых туристических организаций.

Специфической проблемой малого сегмента туристической отрасли выступает низкий уровень оцифровки услуг, что обусловлено неразвитостью цифровых технологий в регионах страны и приводит к тому, что у потенциальных клиентов отсутствует актуальная информация о предоставляемых услугах туристической организации. В частности это находит выражение в том, что на сайтах малых туристических организаций присутствует устаревшая информация о наличии горящих туров, их стоимости и т. д. При попытке связаться с менеджером организации длительность отклика (обратный звонок) может достигать 5-6 часов. Это также обусловлено тем, что менеджеры не наделены полномочиями самостоятельно решать сложные вопросы (постоянно просят перезвонить позднее).

Наиболее глобальной проблемой в развитии малого сегмента туристического бизнеса в регионах России, на наш взгляд, является неразвитость инфраструктуры регионов: отсутствие транспортной инфраструктуры, приемлемых средств размещения, интересных туров и т. д. Проблема неразвитости

инфраструктуры регионов перекликается с проблемой недостаточности бюджетного финансирования развития регионального туристического бизнеса. Конечно, на современном этапе существует множество государственных программ, направленных на развитие туристической отрасли. Но суть проблемы в том, что они по своей сути глобальны и не проработаны для участия в них малых региональных туристических организаций.

Еще одной не менее важной проблемой выступает нехватка квалифицированного персонала. Более низкий уровень оплаты труда в менее развитых регионах страны приводит к тому, что происходит переток специалистов отрасли в наиболее развитые регионы - поближе к центру.

Указанные проблемы развития малых региональных туристических организаций в регионах РФ не являются исчерпывающими, сюда также можно добавить:

- высокий уровень неопределенности, вызванный существующей государственной экономической политикой (растущие налоги, сборы, обязательное введение онлайн-продуктов, требующих дополнительных затрат, и др.);

- недостаточное развитие в Орловской, Ивановской, Костромской, Ярославской, Владимирской и Рязанская областях и т. д. крупного капитала, обеспечивающего заказами малое предпринимательство;

- отсутствие единых координирующих центров, обеспечивающих связь регионов с центром, что свидетельствует о неэффективности модели управления отраслью;

- некоторые направления и программы государственной поддержки, не учитывающие финансовые возможности малого предпринимательства в отдельных регионах центра России и т. д.

Вышеуказанные проблемы, препятствующие эффективному развитию малых туристических организаций в регионах РФ, являются первоочередными и требуют решения в ближайшее время.

Обсуждение

Предложим ряд рекомендаций, направленных на повышение эффективности формирования оптимальной системы управления малым сегментом туристической отрасли.

В первую очередь, необходимо способствовать на государственном уровне повышению конкурентоспособности региональных туристических организаций посредством разработки специальных поддерживающих государственных программ.

Также необходимо продвигать развитие цифровых услуг в регионы посредством организации специальных курсов, тренингов для менеджеров туристической отрасли за счет федерального (или областного) бюджета.

Выделить отдельную статью целевых расходов в федеральном бюджете, направленную на развитие транспортной инфраструктуры, приемлемых средств размещения и т. д.

Адаптировать государственные программы, направленные на развитие туристической отрасли, для предоставления возможности участия в них малых туристических региональных организаций.

Организовать финансовую поддержку малым туристических региональным организациям в части доплат к заработной плате менеджеров до среднероссийского уровня.

Вышеуказанные проблемы, препятствующие эффективному развитию малых туристических организаций в регионах РФ, являются первоочередными и требуют решения в ближайшее время.

Перечисленные рекомендации относятся к малому сегменту туристического бизнеса в регионах России в целом, в свою очередь, конкретно для Орловской области можно предложить следующие управленческие решения для развития туристической отрасли:

- организовать активное взаимодействие с соседними областями страны;

- разработать совместные краткосрочные программы для внутреннего туризма в рамках межрегиональных маршрутов (активный туризм (походы, сплавы); культурно-познавательный туризм (знакомство с наследием нашей страны); духовный туризм (посещение значимых мест (церквей, мечетей, храмов, монастырей);

- разработать единый сайт малых туристических организаций, на котором может быть предоставлена страница для каждого хозяйствующего

субъекта для информирования потенциальных клиентов об имеющихся туристических программах;

- способствовать формированию программ сельского и оздоровительного туризма на длительный период;

- обеспечить поддержку инициатив бизнеса, общественных организаций и населения региона, направленных на развитие событийного туризма (фестивали, дни города, экспозиции, деловые симпозиумы).

На современном этапе в Орловской области начинает реализовываться программа презентации «Орловская область - территория сотрудничества», которая направлена на развитие делового туризма, исторического и событийного туризма [10].

Например, на территории Орловской области расположено родовое имение Ивана Сергеевича Тургенева (музей), которое пользуется постоянным спросом у посетителей. Рекомендуется организовать программу посещения музея с использованием современных технологий, оживших образов, насыщения жизни музея событиями. Построить рядом с имением гостиницу с задействованием сельских жителей для остановки гостей музея. Обеспечить транспортную доступность посещения имения из городов Мценск и Орел.

Или можно порекомендовать на территории Орловской области построить Туристический многофункциональный комплекс. Создание такого глобального объекта с системой гостиниц, ресторанов и торговых центров под одной крышей будет способствовать развитию делового туризма в отрасли. Инфраструктура Туристического многофункционального комплекса будет создана по принципу «город в городе».

Событийный туризм - это также перспективное направление для привлечения гостей в регион. Можно порекомендовать туристическую программу с посещением литературно-кулинарного фестиваля «Тургеневский бережок». Мероприятие может включать интересные мастер-классы и конкурс 3D картин из продуктов питания.

Также в России реализуется Национальный туристический проект «Императорский маршрут» под эгидой Министерства культуры Российской Федерации совместно с Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» и направлен на возрождение основ историко-культурной составляющей России. Наличие на территории Орловской области значительного количества значимых памятников истории позволяет присоединиться к проекту «Императорский маршрут».

С целью популяризации туристического потенциала регионов России необходимо формирование успешных брендов территории посредством имеющихся курортно-рекреационных возможностей.

Заключение

Реализация даже части рекомендованных предложений будет способствовать успешному развитию малого сегмента туристического бизнеса в

регионах страны. По нашему мнению, необходима координация и комплексная государственная поддержка развития туристической отрасли исходя из специфики каждого региона. Необходимо разрабатывать программы, направленные на развитие внутреннего и въездного туризма, туристической привлекательности российских регионов, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булыгин М. А., Камаев Д. В. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России // Молодой ученый. 2019. № 7. С. 15-17.

2. Гачегов М. А., Охрименко А. В. Малое и среднее предпринимательство в России в 2017 году: состояние сектора, система государственной поддержки // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 12. С. 3887-3902.

3. Захарова Ж. А. Предпосылки и ограничения формирования потенциала саморазвития видов экономической деятельности // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. 2018. № 2-3 (36-37). С. 24-36.

4. Богданов Е. И., Киседобрев А. В., Киседобрев В. П., Кострюкова О. Н. Менеджмент в туризме : учебник. М. : Издательство Инфа-М, 2020. 152 с.

5. Материалы официального сайта Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/rusfig/rus18.pdf (дата обращения 08.01.2020).

6. Материалы официального сайта информационного центра Aftershock [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://aftershock.news/?q=node/670739&page=4 (дата обращения 08.01.2020).

7. Материалы официального сайта Национальный рейтинг [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russia-rating.ru/info/17205.html (дата обращения 06.01.2020).

8. Иванова М. В., Кужель Ю. Л., Полынова Л. А., Сазонкина Л. В. География туризма. Западная и северная Европа. Япония : учебник для среднего профессионального образования. М. : Издательство Юрайт, 2019. 465 с.

9. Материалы официального сайта Государство. Бизнес. ИТ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mice.ru/news/overview/1140-razvitie-delovogo-turizma-v-rossii (дата обращения 10.01.2020).

10. Материалы официального сайта Администрации Орловской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://orel-region.ru/index.php?head=20&part=39 (дата обращения 11.01.2020).

11. Абаев А. Л., Алексунин В. А. Международный маркетинг : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М. : Издательство Юрайт, 2016. 362 с.

12. Лапшова Л. Н., Камзабаева М. С. Основные тенденции развития туристической отрасли КНР // Проблемы экономической науки и практики. Новосибирск : НГУЭУ, 2017. C. 70-77.

13. Материалы официального сайта Tourwriter [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tourwriter.com/newsroom/2020-tour-operator-profitability-report/ (дата обращения 09.01.2020).

14. Бугорский В. П. Организация туристической индустрии : учебное пособие для среднего профессионального образования. М. : Издательство Юрайт, 2019. 165 с.

15. Боголюбов В. С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве : учебник для академического бакалавриата. М. : Издательство Юрайт, 2019. 293 c.

16. Джанджугазова Е. А. Маркетинговые технологии в туризме: маркетинг туристических территорий : учебное пособие для среднего профессионального образования. М. : Издательство Юрайт, 2019. 208 с.

17. Статистический сборник. Регионы России. Социально-экономические показатели за 2018 год. М. : Росстат, 2018. 1162 с.

18. Материалы официального сайта Риа Рейтинг [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20200125/1563856004.html (дата обращения 11.01.2020).

19. Материалы официального сайта Федерального агентства по туризму Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/regions/?fedokr=109&freg=217 (дата обращения 13.01.2020).

20. Материалы официального сайта E-pepper.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://e-pepper.ru/news/onlayn-operedil-oflayn-v-etravel.html (дата обращения 12.01.2020).

Дата поступления статьи в редакцию 11.12.2019, принята к публикации 13.01.2020.

Информация об авторах: Мишин Андрей Юрьевич, аспирант

Адрес: Московский финансово-юридический университет, 117342, Россия, Москва, ул. Введенского, 1а E-mail: andrey.mishin.1993@mail.ru Spin-код: 8003-9790

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Bulygin M. A., Kamaev D. V. Problemy razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii [Problems of development of small and medium enterprises in Russia], Molodoy uchenyy [Young scientist], 2019, No. 7. pp. 15-17.

2. Gachegov M. A., Ohrimenko A. V. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii v 2017 godu: sostoyanie sektora, sistema gosudarstvennoj podderzhki [Small and medium enterprises in Russia in 2017: state of the sector, state support system], Rossijskoepredprinimatel'stvo [Russian business], 2018, Vol. 19, No. 12, pp. 3887-3902.

3. Zaharova Zh. A. Predposylki i ogranicheniya formirovaniya potenciala samorazvitiya vidov ekonomicheskoj deyatel'nosti [Prerequisites and limitations of the formation of the potential for self-development of types of economic activity], Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Ivanovo State University. Series: Economics], 2018, No. 2-3 (36-37), pp. 24-36.

4. Bogdanov E. I., Kisedobrev A. V., Kisedobrev V. P., Kostryukova O. N. Menedzhment v turizme: uchebnik [Tourism Management: textbook], Moscow : Publishing house Infa-M, 2020, 152 p.

5. Materialy oficial'nogo sajta Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki Rossijskoj Federacii [Materials of the official website of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation] [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/rusfig/rus18.pdf (Accessed 08.01.2020).

6. Materialy oficial'nogo sajta informacionnogo centra Aftershock [Materials of the official website of the Aftershock information center] [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://aftershock.news/?q=node/670739&page=4 (Accessed 08.01.2020).

7. Materialy oficial'nogo sajta Nacional'nyj rejting [Materials of the official website National rating] [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://russia-rating.ru/info/17205.html (Accessed 06.01.2020).

8. Ivanova M. V., Kuzhel' Yu. L., Polynova L. A., Sazonkina L. V. Geografiya turizma. Zapadnaya i severnaya Evropa. YAponiya: uchebnik dlya srednego professional'nogo obrazovaniya [The geography of tourism. Western and Northern Europe. Japan: textbook for secondary vocational education], Moscow: Publ. Yurait, 2019, 465 p.

9. Materialy oficial'nogo sajta Gosudarstvo. Biznes. IT [Materials of the official website of the State. Business. IT] [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://www.mice.ru/news/overview/1140-razvitie-delovogo-turizma-v-rossii (Accessed 10.01.2020).

10. Materialy oficial'nogo sajta Administracii Orlovskoj oblasti [Materials of the official website of the Administration of the Oryol Region] [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://orel-region.ru/index.php?head=20&part=39 (Accessed 11.01.2020).

11. Abaev A. L., Aleksunin V. A. Mezhdunarodnyj marketing: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magis-tratury [International marketing: textbook and workshop for undergraduate and graduate programs], Moscow: Publ. Yurait, 2016, 362 p.

12. Lapshova L. N., Kamzabaeva M. S. Osnovnye tendencii razvitiya turisticheskoj otrasli KNR [The main trends in the development of the tourism industry in China], Problemy ekonomicheskoj nauki i praktiki [Problems of economic science and practice], Novosibirsk : NGUEU, 2017, pp. 70-77.

13. Materialy oficial'nogo sajta Tourwriter [Tourwriter official site materials] [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://www.tourwriter.com/newsroom/2020-tour-operator-profitability-report/ (Accessed 09.01.2020).

14. Bugorskij V. P. Organizaciya turisticheskoj industrii: uchebnoe posobie dlya srednego professional'nogo obrazovaniya [Organization of the tourism industry: a textbook for secondary vocational education], Moscow: Publ. Yurait, 2019, 165 p.

15. Bogolyubov V. S. Finansovyj menedzhment v turizme i gostinichnom hozyajstve: uchebnik dlya akad-emicheskogo bakalavriata [Financial Management in Tourism and Hospitality: A Textbook for Academic Undergraduate], Moscow: Publ. Yurait, 2019, 293 p.

16. Dzhandzhugazova E. A. Marketingovye tekhnologii v turizme: marketing turisticheskih territorij: uchebnoe posobie dlya srednego professional'nogo obrazovaniya [Marketing technologies in tourism: marketing of tourist areas: a manual for secondary vocational education], Moscow: Publ. Yurait], 2019, 208 p.

17. Statisticheskij sbornik. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli za 2018 god [Statistical compendium. Regions of Russia. Socio-economic indicators for 2018], Moscow: Rosstat, 2018, 1162 p.

18. Materialy oficial'nogo sajta Ria Rejting [Materials of the official website of Ria Rating] [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://ria.ru/20200125/1563856004.html (Accessed 11.01.2020).

19. Materialy oficial'nogo sajta Federal'nogo agentstva po turizmu Rossijskoj Federacii [Materials of the official website of the Federal Agency for Tourism of the Russian Federation] [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://www.russiatourism.ru/regions/?fedokr=109&freg=217 (Accessed 13.01.2020).

20. Materialy oficial'nogo sajta E-pepper.ru [Materialy oficial'nogo sajta E-pepper.ru] [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://e-pepper.ru/news/onlayn-operedil-oflayn-v-etravel.html (Accessed 12.01.2020).

Submitted 11.12.2019; revised 13.01.2020.

About the authors: Andrey Y. Mishin, postgraduate

Address: Moscow University of Finance and law, 117342, Russia, Moscow, Vvedensky's Str., 1a E-mail: andrey.mishin.1993@mail.ru Spin-code: 8003-9790

Author have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.