Майданевич Ю.П. PPTPROM
Управление развитием туристской отрасли: C|TA\/UUI \\Л
региональный аспект х1Х\/пилпНЫ
ЖУРНАЛ
УДК 332.14:338.486.1(292.471) DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10512
МАЙДАНЕВИЧ Юлия Петровна
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Институт экономики и управления (Симферополь, Респ. Крым, РФ); доктор экономических наук, доцент; e-mail: maidanevich@rambler.ru
Управление развитием туристской отрасли: региональный аспект
Развитие туристской отрасли республики Крым невозможно без централизованного управления объектами сферы туризма, которое должно осуществляться региональными органам власти, поскольку непосредственно на уровне региона возможен максимальный учет всех потребностей, особенностей и иных факторов в подсистемах региона, способствующих эффективному административно-правовому регулированию в отрасли. Целью исследования является определение направлений совершенствования регионального управления туристской отраслью в Республике Крым. Методологической основой для исследования стали общенаучные методы системного подхода, наблюдения, современные методы статистического анализа, группировки, формально-юридический и сравнительно-правовой. В ходе исследования установлено, что туристская отрасль Республики Крым представлена достаточно большим количеством объектов в регионе. С момента вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации (с 2014 г.) количество отдыхающих возросло в 5,4 раза. При этом наибольшее число лиц, отдохнувших в Крыму (1210,9 тыс. чел.) было отмечено в 2016 г., а в 2017 г. число отдыхающих сократилось более чем в 2 раза. Наибольшей популярностью у отдыхающих пользуются дома отдыха, на втором месте пансионаты и на третьем месте базы отдыха и другие организаций отдыха. Данное соотношение обусловлено, в основном, ростом стоимости услуг в сфере туризма, что отрицательно сказывается на потоке туристов. И, к сожалению, не во всех средствах размещения отдыхающих повышение стоимости гарантирует качество предоставляемых услуг. Региональное управление туристкой отраслью в Республике Крым осуществляет Министерство курортов и туризма Республики Крым, которое контролирует деятельность всех предприятий туристической отрасли в регионе и воздействует на них посредством Федеральных целевых программ, государственных программ и планов. Отметим, что региональное управление туристкой отраслью в республике осуществляется в полной мере. К основным недостаткам регионального управления на полуострове можно отнести неправильное, несвоевременное или же неэффективное урегулирование вопросов развития отрасли, из-за несогласованности интересов государственного сектора и бизнес-структур. При этом отмечено, что именно при правильном региональном управлении отраслью, существует возможность сформировать баланс, искоренить все
Ключевые слова:
туризм, туристская отрасль, управление, региональное управление, эффективное управление, государственно-частное партнерство, ассоциации
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
диспропорции и проблемы отрасли. С целью повышения эффективности управление туристкой отраслью на региональном уровне считаем необходимым развивать государственно-частное партнерство в сфере туризма в регионе, посредством сотрудничества государственных и местных органов власти, предприятий туризма и объектов туристической инфраструктуры. Данный вид партнерства целесообразно осуществлять в виде ассоциаций, с определением функции властей по управлению туристкой отраслью в Республике Крым. Предложенные мероприятия будут способствовать повышению эффективности управления туристкой отраслью Республики Крым.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Совета министров Республики Крым в рамках научного проекта № 19-410910016 «Механизм устойчивого эколого-экономического развития рекреационной сферы региона: концепция, факторы, критерии».
На современном этапе развития Республики Крым возрастает социально-экономическая значимость туристской отрасли, как сферы, обладающей мультипликативным эффектом, с одной стороны и оказывающей значительное влияние на формирование валового внутреннего продукта полуострова, с другой. Кроме того, развитие данной отрасли стимулирует развитие сопутствующих отраслей (транспорт, строительство, торговлю, общественное питание и др.), способствует решению социальных вопросов, в части снижения уровня безработицы и развивает межкультурные коммуникации.
Для обеспечения поступательного развития отрасли туризма в рамках реализации Стратегии развития Республики Крым до 2030 г.1 была разработана и утверждена Государственная программа развития курортов и туризма в республике Крым на 2017 - 2020 гг.2, основной целью которой определено формирование современного туристско-рекреаци-онного комплекса, характеризующегося конкурентоспособностью, востребованностью,
1 Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года. URL: business.rk.gov.ru/ content/strategiya-razvitiya-kryima/strategiya-soczialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-kryim-do-2030-goda (Дата обращения: 22.11.2019).
2 Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым на 2017-2020 годы. URL: minek.rk.gov.ru (Дата обращения: 20.11.2019).
разнообразием предлагаемых туристских и лечебно-оздоровительных услуг и высоким качеством обслуживания. Достижение данной цели невозможно без обеспечения благоприятных условий, способствующих комплексному развитию данной отрасли, формирование которых возможно только при участии государственной публичной власти. Особое значение в создании благоприятных условий и управлении туризмом отводится региональным органам власти, поскольку непосредственно на уровне региона возможен максимальный учет всех потребностей, особенностей и иных факторов в подсистемах региона, способствующих эффективному административно-правовому регулированию в отрасли.
Исследованию вопросов управления туристской деятельностью посвящены работы как отечественных, так и зарубежных исследователей. Так достаточно внимания учеными уделяется вопросам государственного регулирования в туристической отрасли (М.И. Горбачева, З.А. Фардзинова [6], М.С. Гусева, Д.В. Амелькина [7], А.Ю. Зобнин [8], Ю.А. Лебедева [10]), исследуются вопросы муниципального управления в данной сфере (Е.В. Гоман, А.А. Забегаева [5], Е. Никитина [12], С.М. Романов, П.П. Василенко [14]), в работах М.С. Гусева, Д.В. Амелькина [7] и Ю.А. Лебедева [10] раскрываются проблемы взаимодействия государственного и муниципального
управления; Н.Е. Левицкая, И.И. Кохановская [11], Л.Г. Скульмовская [15], Е.А. Ячник [17] рассматривают вопросы регионального управления и др. исследования. Несмотря на достаточное количество исследований в данной области вопросы совершенствования регионального управления туристской отраслью продолжают оставаться актуальными.
Региональное управление отрасли туризма - это публичные отношения, которые складываются в процессе организации административно-правового регулирования в туристской сфере. Для эффективной организации регионального управления туристкой отраслью Республики Крым необходимо понимать ее преимущества и недостатки.
Курортно-рекреационная и туристическая отрасль представляет собой специфическую индустрию, охватывающую множество сфер деятельности, тесно связанных между собой и зависящих друг от друга [1]. Данная отрасль является сферой обслуживания, так как она направлена в первую очередь на предоставление гражданам услуг отдыха, оздоровления и лечения на основе использования природно-климатических и лечебных ресурсов, то есть обеспечивает получение нематериальных благ. В то же время она является сферой экономики, значительным источником роста внутреннего валового продукта - ВВП, что характеризует ее как определенный вид индустрии. Курортно-рекреационная и туристическая отрасль объединяет совокупность различных отраслей хозяйства, каждая из которых осуществляет свою деятельность путем предоставления определенных услуг, тем самым удовлетворяя потребности граждан.
К основным факторам социально-экономического влияния на развитие индустрии туризма можно отнести: демографические тенденции, качество жизни населения, трудовая занятость, профессиональная и образовательная структура населения. Все эти факторы необходимо соотносить с соответствующими ресурсами: природными, финансовыми, историко-культурными, трудовыми,
земельными и пр., которые обеспечивают баланс рекреационных потребностей населения и возможностей их удовлетворения.
С экономической точки зрения, главным нематериальным товаром является услуга -деятельность субъектов, которая не приобретает материально-вещественной формы и удовлетворяет определенные потребности заказчиков (индивидуальные, групповые, общественные). Услуги являются результатом разнородной деятельности, осуществляемой производителем по заказу любых потребителей [1].
Исследование туристской отрасли Республики Крым, для осознания проблем, тормозящих ее развитие, необходимо осуществлять с учетом закономерностей освоения полуострова, а также не игнорировать тот факт, что ранее регион был частью бывшего СССР. До распада Советского Союза санаторно-курортная система Крыма стремительно развивалась и насчитывала более 500 разных по структуре и назначению здравниц, включая санатории, пансионаты, оздоровительные заведения и прочее, половина из которых обслуживалась и могла принимать туристов круглый год. Однако после распада СССР туристская отрасль в Крыму стала приходить в упадок, лишившись главного государственного заказчика рекреационных услуг. Ранее развитые центры «всесоюзной здравницы» постепенно превратились в депрессивные районы [2].
Уже на современном этапе в Крыму в отрасли туризма стала преобладать частная собственность (которая в большинстве своем не уплачивала налоги), что в свою очередь повлекло за собой высокий уровень теневой экономики в данном секторе. Таким образом, структурированный и организованный санаторно-курортный отдых перешел на задний план относительно неорганизованного пляжного отдыха и дикого туризма, который не приносит существенных отчислений в бюджет республики. Значительный урон развитию туристской отрасли принесли политические
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
события в 2014 г. В связи с вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации значительно сократилось количество отдыхающих на полуострове, так как основной поток отдыхающих был из Украины, кроме того отсутствие транспортного сообщения (отсутствие наземного сообщения с материковой частью России в 2014-2016 гг.) и высокая стоимость авиаперелетов отрицательно сказались и на потоке отдыхающих из России.
На сегодняшний день, согласно данным Министерства курортов и туризма, зарегистрировано 766 санитарно-курортных и гостиничных учреждений, внесено 168 записей в реестре субъектов и объектов туристской индустрии Республики Крым (включая памятники истории, культуры, архитектуры, историко-культурных сооружений и прочее). В систему экскурсионного обслуживания включено 219 объектов показа, а из 11,5 тыс. памятников истории и культуры, в настоящее время в туристических целях используется только 20%. В ведение Министерства курортов и туризма
Республики Крым находится 7 государствен-
^ 2
ных унитарных предприятий2.
Ежегодные отчеты, которые представляет Министерство курортов и туризма Крыма 1400000
1200000
1000000
ш ш
о ^
ш т
800000
600000
400000
200000
0
содержит информацию о количестве туристов, посетивших Республику Крым, структуре туристического потока по видам транспорта, распределении туристов по регионам, загрузке работающих средств размещения и прочем.
Так, согласно данным Крымстата, с момента вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации (с 2014 г.) количество отдыхающих возросло в 5,4 раза. При этом наибольшее число лиц, отдохнувших в Крыму (1210,9 тыс. чел.) было отмечено в 2016 г., а в 2017 г. число отдыхающих сократилось более чем в 2 раза (рис. 1).
Если рассматривать отдыхающих по предпочтению средств размещения, то необходимо отметить, что в 2018 г. наибольшей популярностью у отдыхающих пользуются дома отдыха, где было размещено 44% отдыхающих (рис. 2). На втором месте пансионаты - размещено 24,6 % отдыхающих и на третьем месте базы отдыха и другие организаций отдыха - в них разместились 17,1%. В санаторно-курортных комплексах в 2018 г. было размещено 10,3% отдыхающих полуострова при 33,6% в 2016 г. Кроме того туристы отдыхали на туристских базах и в кемпингах.
Туристские базы
Базы отдыха, другие организаций отдыха
(кроме турбаз)
Кемпинги
Пансионаты
Дома отдыха
Организации отдыха
Санатории-профилактории
Санатории для детей с родителями
Санатории для детей
Санатории
Санаторно-курортные организации Специализированные средств размещения
Годы 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Рис. 1 - Динамика численности отдыхающих в Республике Крым за период 2014-2018 гг.3
! Туризм и туристские ресурсы Республики Крым за 2018 год: Стат.сб. Симферополь: Крымстат, 2019. 134 с.
Майданевич Ю.П. РРТРГЗОМ
Управление развитием туристской отрасли: С|ТлВ/Ой1 \\Л
региональный аспект х1Х\/пил1ЧНЫЙ
ЖУРНАЛ
2%
0%
2%
■ Специализированные средств размещения
■ Санаторно-курортные организации
■ Санатории
■ Санатории для детей
■ Санатории для детей с родителями
■ Санатории-профилактории
■ Организации отдыха Дома отдыха
■ Пансионаты
■ Кемпинги
■ Базы отдыха, другие организаций отдыха (кроме турбаз)
■ Туристские базы
Рис. 2 - Структура размещения отдыхающих в Республике Крым в 2018 г.4
Данное предпочтение туристов обусловлено преимущественно следующим: большинство предприятий санаторно-курортного комплекса Крыма требуют модернизации, и их, в основном, посещают с целью лечения; дома отдыха позволяют отдыхающим полностью располагать своим временем и не зависеть от режима дня (что присутствует в санаториях); пансионаты предпочитают семьи с детьми и люди более зрелого возраста.
Согласно данным Крымстата3, средняя загруженность санаторных учреждений в 2018 г. составила 0,35, других средств размещения менее 0,16, что связано с сезонностью работы данных учреждений. Основной пери-
4 Перечень санаторно-курортных и гостиничных учреждений Республики Крым / Портал правительства Республики Крым. URL: mtur.rk.gov.ru/ru/document/ show/59. (Дата обращения: 20.11.2019).
од их работы - май-сентябрь, а остальной период времени большая часть предприятий закрыта.
Для обеспечения заполняемости в межсезонье такие крупные санаторно-курортные комплексы как ООО «Гарант-СВ», ООО «Семейный отдых» (гостиница «Ялта-Интурист»), Абдуллаева Гульнас Исмаиловна (База отдыха «Сейт-Неби»), ФГБОУ «МДЦ «Артек» и ООО «Парк-Отель «Порто Маре» предлагают путевки со скидной, как для жителей материка, так и для жителей Крыма, организуют отдых выходного дня, сдают залы для проведения конференций, фестивалей и других мероприятий, организуют праздничные мероприятий и прочее. Данные мероприятия не позволяют полностью заполнить отели, но обеспечивают хотя бы частичное поступление средств.
■ Специализированные средств размещения
■ Санаторно-курортные организации
■ Санатории
■ Санатории для детей
■ Санатории для детей с родителями
■ Санатории-профилактории
■ Организации отдыха
■ Дома отдыха
■ Пансионаты
■ Кемпинги
■ Базы отдыха, другие организаций отдыха (кроме турбаз)
■ Туристские базы
Рис. 3 - Структура доходов от предоставляемых услуг в сфере туризма Республики Крым за 2018 г.
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Несмотря на то, что туристы основное предпочтение отдают домам отдыха и пансионатам, наибольший объем доходов в 2018 г. 44650 млн. руб. получили санаторно-курортные учреждения, что на 36,7% выше уровня 2016 г. (рис. 3). Доход домов отдыха в 2018 г. составил 178,5 млн. руб., а пансионатов - 2945,0 млн. руб.
Столь значительная разница обусловлено тем, что в санаторно-курортных учреждениях можно приобрести дополнительные услуги (лечебные процедуры, экскурсионные маршруты, рестораны и др.). В пансионатах так же реализуются дополнительные услуги, а в домах отдыха данные услуги не реализуются, и основная часть выручки поступает за аренду жилья.
Отметим, что в 2018 г. от деятельности учреждений сферы отдыха было получено 52723,1 млн.руб., что на 60,8 % выше уровня 2016 г., хотя отдыхающих в 2016 г. было значительно больше. Данное изменение обусловлено, в основном, ростом стоимости услуг в сфере туризма, что отрицательно сказывается на потоке туристов. И, к сожалению, не во всех средствах размещения отдыхающих повышение стоимости гарантирует качество предоставляемых услуг.
Несмотря на сокращение потока туристов в Республику Крым налоговые поступления в бюджет от туристкой отрасли с 2014 г. увеличились в 1,8 раза: в 2014 г. эта сумма составляла 1,7 млрд руб., в 2018 г. - 3,2 млрд руб. Прямые доходы от туристской отрасли в общей сумме налогов составили 16% (за 1 квартал 2018 года эта доля составляла 12%).
По экспертной оценке, сфера туризма дает мультипликативный эффект в виде налоговых поступлений от смежных с туризмом отраслей в объеме 25%, отмечает в своем докладе В. Волченко [4].
Проведенный анализ туристской отрасли в Республике Крым позволяет сделать вывод о том, что туристская отрасль развивается, но не все составляющие отрасли развиваются равномерно. Для полного и глубоко
понимания состояния отрасли туризма в Крыму и определения перспектив ее развития необходимо провести SWOT-анализ (табл. 1).
Исходя из анализа видно, что все слабые стороны и угрозы для отрасли возникают в большей степени от неправильного, несвоевременного или же неэффективного регулирования самой отраслью на государственном и региональном уровне. Однако сильные стороны и возможности показывают, что именно при правильном региональном управлении отраслью, существует возможность сформировать баланс, искоренить все диспропорции и проблемы отрасли.
Региональное управление туристкой отраслью в Республике Крым осуществляет Министерство курортов и туризма Республики Крым, которое контролирует деятельность всех предприятий туристической отрасли в регионе и воздействует на них посредством Федеральных целевых программ, государственных программ и планов. Отметим, что региональное управление туристкой отраслью в республике осуществляется в полной мере.
Официальный сайт Министерства курортов и туризма Крыма декларирует информацию об итогах реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года»5 в части создания туристско-рекреационных кластеров на территории Республики Крым за 2016 год.
С 2015 года в рамках этой программы планировалось создать 5 туристско-рекреа-ционных кластеров (кластер «Детский отдых и оздоровление», г. Евпатория; кластер «Лечебно-оздоровительный отдых», г. Саки; кластер в районе озера Чокракское, Ленинский р-н, п. Курортное; кластер «Черноморский», Черноморский р-н; кластер «Коктебель», пгт. Кокте-
5 Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года». URL: mzdrav.rk.gov.ru (Дата обращения: 20.11.2019).
бель). Отмечается, что такие кластеры будут создаваться до 2020 года, общий объём финансирования создания таких кластеров на территории Республики Крым из федерального бюджета составляет 23 881,57 млн. руб. Средства направлены на создание (реконструкцию) объектов обеспечивающей (инже-
Данная федеральная целевая программа является программно-целевым инструментом государственной программы «Развитие курортов и туризма в Республике Крым на 20172020 годы» от 29.12.2016 г. №6502. Совет ми-
нерной) инфраструктуры. В 2016 году действовало 32 контракта, в том числе по направлениям: «капитальные вложения» - 30 контрактов, «прочие нужды» (в том числе НИОКР) - 22 контракта. За 2016 год проведено финансирование на общую сумму 839 061 578,58 руб [16].
нистров Республики Крым постановил признать утратившим силу постановление Совета министров Республики Крым от 9.12.2014 г. 48 №501 «Об утверждении Государственной программы развития курортов и туризма в
Таблица 1 - SWOT-анализ туристской отрасли Республики Крым
Сильные стороны (Б) Слабые стороны
1. Полуостров обладает богатым историко-культурным наследием 2. Уникальный регион с мощным природно-климатическим потенциалом 3. Достаточное количество гостиничных комплексов, обслуживающих туристов среднего класса 4. Функционирование государственных программ развития; государственная поддержка туристической отрасли 5. Наличие действующих туристических предприятий, в том числе государственных 1. Слабо развитая транспортная инфраструктура; низкая пропускная способность 2. Сезонная нестабильность, преобладание сезонного отдыха над круглогодичным отдыхом; неравномерность развития туристического потенциала 3. Недостаточное качество обслуживания санаторно-курортного комплекса из-за слабого владения иностранными языками персоналом, низкая квалификация персонала в туристской сфере, недостаточные усилия администрации власти по привлечению крупных инвесторов и прочее 4. Низкий уровень развитости государствен но-частного партнерства в туристской сфере; наличие коррупционной и теневой составляющей 5. Проблемы с благоустройством территорий полуострова (загрязненные прибрежные зоны, пляжи; повышенная загрязненность городов, сточных вод и прочее; отсутствие ландшафтного озеленения территорий)
Возможности (О) Угрозы (Т)
1. Возможность вовлечения инновационных подходов в управление и регулирование туристской отраслью 2. Формирование Крыма как туристического продукта, функционирующего круглый год 3. Увеличение туристического потока посредством создания дополнительных объектов оздоровительного характера, расширения номенклатуры туристического продукта республики, развития инфраструктуры, повышения качества туристической отрасли в целом, завершения строительства Крымского моста 4. Возможность развития и укрепления благоприятного инвестиционного климата Крыма 5. Реконструкция и модернизация туристического комплекса полуострова; формирование туристических кластеров 1. Усиление неравномерности нагрузки на туристскую сферу, в том числе на историко-культурное наследие Крыма с учетом роста туристического потока 2. Высокий уровень износа основных фондов и медицинской базы коллективных средств размещения; угроза значительного повышения цен в туристской 3. Угроза подавления малого и даже среднего бизнеса в туристской отрасли с приходом крупных предприятий 4. Угроза повышения инфляции 5. Неконтролируемая и довольно часто незаконная постройка прибрежных территорий
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Республике Крым на 2015-2017 годы». Официальный сайт Министерства курортов и туризма представил отчет о реализации данной государственной программы только за 2015 год.
В государственной программе развития курортов и туризма до 2017 года отмечаются такие основные мероприятия: обеспечение комплексного устойчивого развития доступной и комфортной туристской среды (создание туристско-рекреационных кластеров); создание туристских продуктов; методическое обеспечение и подготовка кадров; маркетинговая и имиджевая политика.
Но, несмотря на представленные в отчетах данные о выполнении федеральной целевой программы в части создания туристско-рекреационных кластеров, государственной программы развития курортов и туризма можно отметить, что не достигнуты какие-то конкретные результаты. Воздействия на отрасль происходят только точечно, а необходимо достигнуть комплексных изменений в отрасли, что невозможно без глубокого анализа уже существующих методов и инструмен-
тов регионального управления отраслью [3].
Формы и инструменты государственного регулирования отрасли туризма в Республике Крым представлены на рис. 4. Основой такой системы является законодательно-правовой механизм, который по своей сути обеспечивает все функционирование отрасли туризма; он проявляется через формирование нормативно-правовой системы, основанной на конституционном признанном праве граждан на рекреацию и последующую конкретизацию в законах субъектов Российской Федерации и иных нормативно-правовых актах республики.
Исходя из данных рис. 4, каждый инструмент из вышеперечисленных групп системы имеет свои характерные черты и в конкретных условиях могут применяться отдельно. На сегодняшний день государственные органы управления сферой туризма на полуострове в лице Министерства курортов и туризма объективно должны использовать целый комплект таких средств (методов, механизмов, инструментов), не ограничиваясь только одной из групп.
Формы и инструменты государственного регулирования отрасли туризма
в Республике Крым
----- Прямые >- Косвенные
Административные:
- сертификация и стандартизация;
- аттестация и аккредитация;
- лицензирование и квотирование;
- контроль качества туристских услуг;
- контроль над ценами;
- применение санкций;
- охрана окружающей среды
Законодательно-правовые:
- хозяйственное закон одател ьство;
- санитарное,строительное и др. законодательство;
- законодательство по обеспечению всех видов безопасности туристов и отдыхающих на курортах
Экономическое регулирование:
- государственная закупка;
- целевое финансирование;
- льготное кредитование
Экономическое регулирование:
- индикативное планирование;
- целевое программирование;
- кредитно-денежные инструменты; -валютные рычаги;
- социальная политика; -внешнеэкономическое взаимодействие
* У
Направлены на повышение эффективности функционирования туристкой отрасли посредством принуждения Основаны на действии экономических законов
Рис. 4. - Формы и инструменты государственного регулирования отрасли туризма в Респ. Крым
Майданевич Ю.П.
Управление развитием туристской отрасли: С|ТаВ/Ой1 \\Л
региональный аспект НАУЧНЫЙ
ЖУРНАЛ
Законодательно-правовой инструмент обуславливает процесс административного (организационного) механизма государственного регулирования в республике. Данный механизм, как отмечают в своем исследования М.И. Горбачева и З.А. Фардзинова, реализуется в системе, исполняет координационную взаимосвязь между всеми субъектами сферы туризма и рекреации посредством передачи и получения информации, направление денежных потоков, заключения решений об усовершенствовании правового механизма, тем самым обеспечивая устойчивость и стабильность инструментов государственного регулирования сферы туризма и рекреации [6].
Отдельные механизмы административно-правового регулирования в области туризма также требуют оптимизации. Такой процесс не должен иметь абсолютный универсальный характер, но по максимум должен учитывать все особенности процесса реализации государственного управления в отрасли
туризма. К способам государственного регулирования туристской деятельности, которым необходима определенная корректировка, можно отнести классификацию объектов туристской индустрии и стандартизацию; сертификацию в сфере туризма и формирование, а затем ведение единого федерального реестра туроператоров.
Необходимо так же внести в существующие инструменты государственного регулирования туризма в республике, такой инструмент как линейный контроль. То есть это по факту не будет принципиально новым инструментом, такой инструмент частично будут выполнять различные органы, отвечающие за контроль в той или иной области. Такой инструмент повысит нагрузку на отдельные органы и их работников. Мотивация путем надбавки к заработной плате и усиления ответственности за неисполнение отдельных функций, поможет сотрудникам органов контроля выполнять свои обязанности в полной мере.
СУБЪЕКТЫ
Государственная власть
Туристические предприятия
Туристическая инфраструктура
ОБЪЕКТЫ
НАЗВАЧЕНИЕ
ЗАДАЧИ
Туристический рынок
Туристические ресурсы
Достопримечательности
Обеспечение эффективного управления туристкой отраслью Республики Крым
Повышение качества предоставляемых услуг, конкурентоспособности отрасли и эффективности деятельности организаций туристской отрасли
Государственное регулирование в сфере туризма
Совершенствование и внедрение стратегии развития туризма региона
Заинтересованность всех сторон в достижении целей развития туризма региона
Мониторинг управления развитием туризма региона
МЕТОДЫ
Государственный
Административный
Экономический Экологический
Маркетинг Инновационный
Рис. 5 - Механизм управления туристской отраслью в Республике Крым
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Эффективное управление туристкой отраслью на региональном уровне, как отмечают Е.В. Одарюк и М.Н. Недина [13], невозможно без сотрудничества государственных и местных органов власти, предприятий туризма и объектов туристической инфраструктуры. Совместные, согласованные действия вышеперечисленных участников обеспечат более эффективную работу каждого из них в отдельности. Механизм управления туристской отраслью в Республике Крым схематично показан на рис. 5.
Эффективное взаимодействие, при котором каждый из участников получит определенный результат, возможно обеспечить за счет развития государственно-частного партнерство в сфере туризма в регионе.
Гусев М.С. и Д.В. Амелькина определяют государственно-частное партнерство (ГЧП) в сфере туризма как совокупность мероприятий по сотрудничеству между партнерами, которые представляют организацию в двух или более секторах, своими интересами затрагивают туризм, и объединяются путем взаимодействия [7]. Реализация данного вида партнерства возможна только при условии использования общих правил, норм и структуры относительно развития туризма на предварительно установленном организационном уровне и географически ограниченной территории.
В таких партнерствах к ответственности обычно относят: разработку общего видения развития туризма в регионе; создание и обеспечение благоприятной среды развития туристической сферы, которое предусматривает постоянство и доходность для частного сектора, предложение временно свободного капитала и содействие инвестициям, обеспечение надлежащей инфраструктуры и ее содержание; генерирования надлежащих рыночных условий для стимулирования устойчивого развития туризма; обеспечение поддержки, благоприятных условий и услуг для частного сектора наряду со стимулами для него; создание гибкого законодательства о труде; осу-
ществления стабильной регулятивной политики и справедливого ценообразования; разработка регулятивной модели путем консультирования со всеми заинтересованными сторонами для защиты природной, культурной и социальной сред; обеспечение благосостояния местного сообщества; осуществление исследовательских инициатив в сотрудничестве с частным сектором для получения информации о рынках для потребностей отрасли и инвесторов с целью улучшения восприятия и понимания рыночных изменений и тому подобное.
Развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) в Республике Крым на институциональном уровне должно опираться на гармоничное сочетание формальных и неформальных институтов, регулирующих отдельные направления развития, а так же формирующих и совершенствующих систему, формы и методы взаимодействия государства и частного сектора.
На территории Республики Крым осуществление данного партнерства целесообразно осуществлять в виде ассоциаций. Целью создания ассоциаций по типу государственно-частного партнерства является управление развитием туризма путем повышения региональной и национальной конкурентоспособности туризма, усиления инновационной деятельности. Это будет способствовать привлечению отечественных и зарубежных инвестиций, что позволит эффективное использование природных ресурсов, обеспечивая их сохранность и повышая социальную ответственность всех участников.
Партнерство органов власти и предприятий индустрии туризма должно быть ориентировано на управление туристическим рынком, эффективное использование туристических ресурсов и повышение туристической привлекательности региона.
Для достижения устойчивого развития туристкой отрасли Республики Крым необходимо решить следующие проблемы: государственное и региональное управление состав-
ляющими отрасли, совершенствование и реализация соответствующей стратегии, содействие субъектам хозяйствования в реализации мероприятий, направленных на реализацию стратегических целей и задач, постоянный мониторинг управления туристской отраслью.
Этот вид мониторинга должен проводиться на уровне туристических центров и на региональном уровне и основываться на конкретной системе показателей. Необходимо оценивать эффективность всех факторов, взятых в целом. По результатам мониторинга стратегические и тактические цели и приоритеты развития туристкой отрасли должны быть скорректированы с использованием набора методов (государственных, экономических, министерское, экологическое, маркетинговое, инновационных).
Функции властей по управлению туристкой отраслью в Республике Крым посредством государственно-частного партнерства должны включать следующее:
- определение основных приоритетов, целей, задач и принципов государственно-частного партнерства в сфере туризма;
- комплексный анализ уровня социально-экономического и экологического развития региона в целом и туристкой отрасли в частности, выявление факторов, влияющих на развитие;
- интеграция программ инвестиционного и инновационного развития региона с целями и мероприятиями туристических предприятий;
- формирование и реализация программ улучшения инфраструктуры региона с целью создания условий, способствующих эффективному развитию туристкой отрасли;
- мотивация туристических предприятий к проведению мероприятий, направленных на развитие Республики Крым.
На основании изложенного выше можно отметить, функционирование ГЧП в сфере туризма является не только целесообразным, но и эффективным, так как каждый участник сможет достичь определенных результатов:
- государственный сектор - формирование привлекательного имиджа региона, социально-экономическое развитие региона, повышение инвестиционной привлекательности региона, увеличение поступлений в бюджет и др.;
- регион - формирование привлекательного образа региона, эффективное использование природных ресурсов, с обеспечением их сохранности, повышение конкурентоспособности региона и пр.;
- частный сектор - развитие бизнес-среды, улучшение условий ведения бизнеса (льготное кредитование, налогообложение), повышение прибыльности и др.;
- местное население - развитие инфраструктуры, увеличение количества рабочих мест, повышение качества жизни и др.;
- туристы - качественные услуги по доступной цене.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что туристская отрасль Республики Крым представлена достаточно большим количеством объектов в регионе. На сегодняшний день, согласно данным Министерства курортов и туризма, зарегистрировано 766 санитарно-курортных и гостиничных учреждений, внесено 168 записей в реестре субъектов и объектов туристской индустрии Республики Крым (включая памятники истории, культуры, архитектуры, историко-культурных сооружений и прочее). В систему экскурсионного обслуживания включено 219 объектов показа, а из 11,5 тыс. памятников истории и культуры, в настоящее время в туристических целях используется только 20%. В ведение Министерства курортов и туризма Республики Крым находится 7 государственных унитарных предприятий.
Региональное управление туристкой отраслью в Республике Крым осуществляет Министерство курортов и туризма Республики Крым, которое контролирует деятельность всех предприятий туристической отрасли в регионе и воздействует на них посредством Федеральных целевых программ, государ-
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
ственных программ и планов. Отметим, что региональное управление туристкой отраслью в республике осуществляется в полной мере. Отметим, что туристская отрасль в регионе развивается, но не все составляющие отрасли развиваются равномерно. Все слабые стороны и угрозы для отрасли возникают в большей степени от неправильного, несвоевременного или же неэффективного регулирования вопросов развития самой отраслью на государственном и региональном уровне. Однако сильные стороны и возможности показывают, что именно при правильном региональном управлении отраслью, существует возможность сформировать баланс, искоренить все диспропорции и проблемы отрасли.
Эффективное управление туристкой отраслью на региональном уровне невозможно
без сотрудничества государственных и местных органов власти, предприятий туризма и объектов туристической инфраструктуры. Совместные, согласованные действия вышеперечисленных участников обеспечат более эффективную работу каждого из них в отдельности, каждый участник сможет достичь определенных результатов. Обеспечение данного взаимодействия необходимо осуществить за счет развития государственно-частного партнерство в сфере туризма в регионе. Данный вид партнерства целесообразно осуществлять в виде ассоциаций, с определением функции властей по управлению туристкой отраслью в Республике Крым. Предложенные мероприятия будут способствовать повышению эффективности управления туристкой отраслью Республики Крым.
Список источников:
1. Абухба Г.В. Рекреационно-туристическая деятельность как фактор регионального развития // Социология власти. 2011. №7. С. 151-158.
2. Афанасьев О.Е. Этапы развития сферы туристских услуг в Крыму // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. №1. C. 5-13.
3. Бубнов А.В. Программно-целевой подход к управлению кластерным развитием туризма на муниципальном уровне // Транспортное дело России. 2017. №5. С. 73-75. DOI: 10.12737/7901
4. Волченко В. Налоговые поступления в бюджет Республики Крым от туристской отрасли // Министерство курортов и туризма Республики Крым. URL: https://mtur.rk.gov.ru/ru/article/show/1721 (дата обращения: 22.11.2019).
5. Гоман Е.В., Забегаева А.А. Муниципальное управление санаторно-курортным комплексом и туризмом // В сб.: Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления: региональный аспект: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Сборник статей. 2018. С. 61-63.
6. Горбачева М.И., Фардзинова З.А. Государственное регулирование в сфере туризма // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2015. №27. С. 94-96.
7. Гусева М.С., Амелькина Д.В. Взаимодействие государства и бизнеса в развитии внутреннего въездного туризма // Ars Administrandi. Искусство управления. 2017. Т.9. №2. С. 217236.
8. Зобнин А.Ю. Проблематика государственного и муниципального управления в сфере туризма // Успехи современной науки. 2017. Т.6. №1. С. 176-178.
9. Климчук С.В., Надворная Г.Г., Оборин М.С., Гварлиани Т.Е. Разработка механизма эффективного формирования и использования экономического потенциала предприятий туристско-рекреационной сферы // Проблемы развития территории. 2017. №1(87). С. 4558.
10.Лебедева Ю.А. Межрегиональное сотрудничество в системе государственного и муниципального управления сферой туристских услуг в Российской Федерации // Вестник университета. 2014. №18. С. 137-143.
11.Левицкая Н.Е., Кохановская И.И. Региональное управление развития туристкой отрасли (на примере Республики Крым) // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2017. №4(23). С. 91-96.
12.Никитина Е. Роль органов муниципального управления в развитии туризма. / Е. Никитина // В сб.: Инновации в развитии туризма, профессионального туристского образования и муниципального управления: Материалы VIII Международной научной школы магистрантов, аспирантов и молодых ученых / Под ред. Е.В. Мошняги. 2017. С. 206-208.
13.Одарюк Е.В., Недина М.Н. Механизмы развития туризма в Республике Крым в переходный период. // В сб.: Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе. Севастополь, 2018. С. 161-166.
14.Романов С.М., Василенко П.П. Методические подходы к формированию систем управления в туристско-рекреационных комплексах // Известия Сочинского государственного университета. 2013. №4-1(27). С. 165-172.
15.Скульмовская Л.Г. Социальное прогнозирование и проектирование как индикатор нового качества регионального управления туристско-рекреационной сферой: сценарный подход // Вестник культуры и искусств. 2018. №3(55). С. 111-119.
16.Шляхова П.С., Матушевская Е.А. Туристический кластер Крыма: современное состояние и перспективы развития // Крымский научный вестник. 2018. №3. С. 15-12. DOI: 10.24411/2412-1657-2018-10015.
17.Ячник Е.А. Создание региональных центров инновационного развития как необходимое условие совершенствования системы управления туристской отраслью // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2013. №3. С. 144-147.
YulIa P. MAYDANEVICH V. I. Vernadsky Crimean Federal University,
Institute of Economics and Management (Simferopol, Crimea);
PhD (Dr.Sc.) in Economics, Associate Professor;
e-mail: maidanevich@rambler.ru
TOURISM DEVELOPMENT MANAGEMENT: A REGIONAL ASPECT
The tourism industry development in the Republic of Crimea is impossible without centralized management of tourism facilities. It should be carried out by regional authorities, since directly at the regional level it is possible to maximize the consideration of all the needs, features and other factors in the region's subsystems that contribute to effective administrative and legal regulation in the industry. The study is aimed at identifying the areas for improving the regional management of the tourism industry in the Republic of Crimea. The general scientific methods of a systematic approach, observation, modern methods of statistical analysis, grouping, formal legal and comparative legal are the methodological basis of the study. The author found that the tourism industry of the Republic of Crimea is represented by a fairly large number of objects in the region. Since the Republic of Crimea joined the Russian Federation (since 2014), the number of vacationers has increased by 5.4 times. At the same time, the largest number of people who had a rest in Crimea (1210.9 thousand people) was noted in 2016, and in 2017 the number of vacationers decreased by more than 2 times. The most popular among holidaymakers are holiday homes, boarding houses take the second place, recreation centers and other recreation organizations take third place. This ratio is mainly due to the increase in the cost of tourism services, which negatively affects the tourist flow. And, unfortunately, not in all accommodation facilities for vacationers, an
Keywords:
tourism, tourism industry, management, regional management, effective management, public-private partnerships, associations
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
increase in value guarantees the quality of the services provided. Regional management of the tourism industry in the Republic of Crimea is carried out by the Ministry of Resorts and Tourism of the Republic of Crimea, which controls the activities of all tourism industry enterprises in the region and affects them through federal target programs, state programs and plans. It should be noted that the regional management of the tourist industry in the Republic is carried out in full. The main disadvantages of regional management on the peninsula include incorrect, untimely or ineffective settlement of industry development issues, due to inconsistency of interests of the public sector and business structures. At the same time, it is noted that the proper regional management of the industry makes it possible to create a balance, eradicate all imbalances and problems of the industry. In order to increase the efficiency of managing the tourism industry at the regional level, we suppose it necessary to develop public-private partnerships in the field of tourism in the region through the cooperation of state and local authorities, tourism enterprises and tourism infrastructure facilities. It is advisable to carry out this type of partnership in the form of associations, with the definition of the function of the authorities in managing the tourism industry in the Republic of Crimea. The proposed activities will contribute to improving the management of tourism industry in the Republic of Crimea.
The reported study was funded by RFBR and Council of Ministers of the Republic of Crimea according to the research project № 19-410-910016 «The mechanism of sustainable ecological and economic development of the regional recreational sphere: The concept, factors, criteria».
References
Abuhba, G. V. (2011). Rekreacionno-turisticheskaja dejatel'nost' kak faktor regional'nogo razvitija [Recreational and tourist activity as a factor in regional development]. Sociologija vlas-ti [Sociology of power], 7, 151-158. (In Russ.).
Afanasiev, O. E. (2015). Etapy razvitija sfery turistskih uslug v Krymu [Stages of development of tourism services in the Crimea]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 1, 5-13. doi: 10.12737/7901.
Bubnov, A. V. (2017). Programmno-celevoj podhod k upravleniju klasternym razvitiem turizma na municipal'nom urovne [Program-targeted approach to managing cluster development of tourism at the municipal level]. Transportnoe delo Rossii [Transport business of Russia], 5, 7375.
Volchenko, V. (2019). Nalogovye postuplenija v bjudzhet Respubliki Krym ot turistskoj otrasli [Tax revenues to the budget of the Republic of Crimea from the tourism industry]. Ministerstvo kurortov i turizma Respubliki Krym [Ministry of Resorts and Tourism of the Republic of Crimea] - [Electronic resource]. URL: mtur.rk.gov.ru/ru/article/show/1721 (Accessed on: 11/22/2019). Goman, E. V., & Zabegaeva, A. A. (2018). Municipal'noe upravlenie sanatorno-kurortnym kompleksom i turizmom [Municipal management of the spa complex and tourism]. Sovremennye problemy i tendencii razvitija ekonomiki i upravlenija: regional'nyj aspekt [Current Problems and Trends in the Development of Economics and Management: Regional Aspect]: Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference. Collection of articles, 61-63. Gorbacheva, M. I., & Fardzinova, Z. A. (2015). Gosudarstvennoe regulirovanie v sfere turizma [State regulation in the field of tourism]. Strategija ustojchivogo razvitija regionov Rossii [Strategy for sustainable development of Russian regions], 27, 94-96.
Guseva, M. S., & Amelkina, D. V. (2017). Vzaimodejstvie gosudarstva i biznesa v razvitii vnu-trennego v#ezdnogo turizma [The interaction of the state and business in the development of domestic inbound tourism]. Ars Administrandi. Iskusstvo upravlenija [Ars Administrandi. The art of management], 9(2), 217-236.
1. 2.
3.
4.
5.
6. 7.
8. Zobnin, A. Yu. (2017). Problematika gosudarstvennogo i municipal'nogo upravlenija v sfere tur-izma [Problems of state and municipal government in the field of tourism]. Uspehi sovremen-noj nauki [Successes of modern science], 6(1), 176-178.
9. Klimchuk, S. V., Nadvirna, G. G., Oborin, M. S., & Gvarliani, T. E. (2017). Razrabotka mehaniz-ma effektivnogo formirovanija i ispol'zovanija ekonomicheskogo potenciala predprijatij turistsko-rekreacionnoj sfery [Development of a mechanism for the effective formation and use of the economic potential of tourism and recreation enterprises]. Problemy razvitija terri-torii [Problems of development of the territory], 1(87), 45-58.
10.Lebedeva, Yu. A. (2014). Mezhregional'noe sotrudnichestvo v sisteme gosudarstvennogo i municipal'nogo upravlenija sferoj turistskih uslug v Rossijskoj Federacii [Interregional cooperation in the system of state and municipal management of tourism services in the Russian Federation]. Vestnik universiteta [University Bulletin], 18, 137-143.
11.Levitskaya, N. E., & Kokhanovskaya, I. I. (2017). Regional'noe upravlenie razvitija turistkoj ot-rasli (na primere Respubliki Krym) [Regional management of the development of the tourism industry (using the example of Republic of Crimea)]. Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Serija 1: Ekonomika i upravlenie [Bulletin of Moscow University. S.Yu. Witte. Series 1: Economics and Management], 4(23), 91-96.
12.Nikitina, E. (2017). Rol' organov municipal'nogo upravlenija v razvitii turizma. [The role of municipal authorities in the development of tourism]. Innovacii v razvitii turizma, profession-al'nogo turistskogo obrazovanija i municipal'nogo upravlenija [Innovations in the Development of Tourism, Professional Tourism Education and Municipal Management]: Materials of the VIII International Scientific School of undergraduates, graduate students and young scientists, 206208.
13.Odaryuk, E. V., & Nedina, M. N. (2018). Mehanizmy razvitija turizma v Respublike Krym v perehodnyj period. [Mechanisms for the development of tourism in the Republic of Crimea in transition]. Problemy i perspektivy razvitija turizma v Yuzhnom federal'nom okruge [Problems and prospects of tourism development in the Southern Federal District]: Collection of scientific papers. Sevastopol, 161-166.
14.Romanov, S. M., & Vasilenko, P. P. (2013). Metodicheskie podhody k formirovaniju sistem upravlenija v turistsko-rekreacionnyh kompleksah [Methodological approaches to the formation of management systems in tourist and recreational complexes]. Izvestija Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of Sochi State University], 4-1(27), 165-172.
15.Skulmovskaya, L. G. (2018). Social'noe prognozirovanie i proektirovanie kak indikator novogo kachestva regional'nogo upravlenija turistsko-rekreacionnoj sferoj: scenarnyj podhod [Social forecasting and design as an indicator of a new quality of regional management of the tourist and recreational sphere: a scenario approach]. Vestnik kul'tury i iskusstv [Bulletin of Culture and Arts], 3(55), 111-119.
16.Shlyakhova, P. S., & Matushevskaya, E. A. (2018). Turisticheskij klaster Kryma: sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija [Tourist cluster of Crimea: Current status and development prospects]. Krymskij nauchnyj vestnik [Crimean Scientific Bulletin], 3, 15-23. doi: 10.24411/2412-1657-2018-10015.
17.Yachnik, E. A. (2013). Sozdanie regional'nyh centrov innovacionnogo razvitija kak neob-hodimoe uslovie sovershenstvovanija sistemy upravlenija turistskoj otrasl'ju [Creation of regional centers of innovative development as a necessary condition for improving the tourism industry management system]. Trudy Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putej soob-shhenija [Scientific Works of Rostov State Transport University], 3, 144-147.
Майданевич Ю.П. Управление развитием туристской отрасли: региональный аспект // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 5. С. 125139. DOI: 10.24411/1995-042X^019-10512.
Maydanevich, Yu. P. (2019). Tourism Development Management: A Regional Aspect. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(5), 125139. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10512. (In Russ).