DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_86 УДК 340.1
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ PREREQUISITES FOR THE FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF RELIGIOUS POLICY DURING THE FORMATION AND FORMATION OF RUSSIAN STATEHOOD
НИНЦИЕВА Тамила Магомедовна,
доктор юридических наук, доцент, зав. кафедрой гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова». Россия, г. Грозный, ул. А. Шерипова, д. 32. E-mail: tamila761076@mail.ru;
КОЛЕСНИКОВА Ольга Юрьевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса филиала
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» в г. Пятигорске Ставропольского края. 115054, Россия, г. Москва, Стремянный переулок, д.36. Е-mail: ksk.kavkaz@yandex.ru;
ХАРИТОНОВА Олимпиада Николаевна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и административного права Северо-Кавказского федерального университета, филиал в г. Пятигорске. 357502, Россия, г. Пятигорск, пр. 40 лет Октября, 56. Е-mail: olimpiada_h@list.ru;
NINTSIEVA Tamila Magomedovna,
Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Civil Law and Procedure FGBOU HE "Chechen State University named after A.A. Kadyrov". Russia, Grozny, ul. A. Sheripova, 32. E-mail: tamila761076@mail.ru;
KOLESNIKOVA Olga Yurievna,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Law and Process of the branch Plekhanov Russian University of Economics in Pyatigorsk, Stavropol Territory. 36 Stremyanny Lane, Moscow, 115054, Russia. E-mail: ksk.kavkaz@yandex.ru ;
KHARITONOVA Olimpiada Nikolaevna,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law North Caucasus Federal University, branch in Pyatigorsk. 56, 40 let Oktyabrya Ave., Pyatigorsk, 357502, Russia. E-mail: olimpiada_h@list.ru
Краткая аннотация: в статье анализируются религиозные воззрения Руси в IX-X веках, то есть в период образования и становления государства. Исследованы политические и религиозные процессы, способствовавшие отказу от язычества и принятие христианства в форме православия и влияние принятия православия на формирование религиозной политики Древнерусского государства.
Abstract: the article analyzes the religious views of Russia in the IX-X centuries, that is, during the formation and establishment of the state. The political and religious processes that contributed to the rejection of paganism and the adoption of Christianity in the form of Orthodoxy and the influence of the adoption of Orthodoxy on the formation of the religious policy of the Ancient Russian state are investigated.
Ключевые слова: общество, древнерусское государство, язычество, христианство, православие, религиозная политики, правовая система.
Keywords: society, ancient Russian state, paganism, Christianity, Orthodoxy, religious politics, legal system.
Для цитирования: Нинциева Т.М., Колесникова О.Ю., Харитонова О.Н. Предпосылки формирования основ религиозной политики в период образования и становления российской государственности // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 86-88. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_86.
For citation: Nintsieva T.M., Kolesnikova O.Yu., Kharitonova O.N. Prerequisites for the formation of the foundations of religious policy during the formation and formation of Russian statehood // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 86-88. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_86.
Статья поступила в редакцию: 13.05.2023
В IX-X вв. славянские народы Восточной Европы в своем развитии подошли к феодальным отношениям и в конечном итоге эти процессе феодализации привели к формированию их государственности, а . этнические группы древнерусских народов составили нацию для формирования русского государства.
Древнерусский этнос сформировался из смеси славянских, балтийских, финно-венгерских, германских, турецких и северокавказских этносов, а также из пересечения различных религиозных традиций.
В то время центральное место занимало природоцентричное, мифологическое мировоззрение языческих религий, которое впоследствии было адаптировано человеческим обществом.
Что касается верований других народов, живших на территории Восточной Европы и входивших в состав Древней Руси, то они были столь же политеистичны, как и славянские народы. Так было с поволжскими финнами, прибалтийскими финнами и финно-венгерскими народами.
С распространением христианства на территории России происходил процесс распространения христианства как мировой религии и
Теоретико-исторические правовые науки
замещения им народных религиозных и мифологических верований и представлений.
Поскольку геополитическое пространство Древней Руси располагалось на перекрестке разных миров, народ Руси изначально испытывал сильное влияние культур разных направлений - христианства и ислама. Развиваясь по образцу Западной Европы, Древняя Русь стояла на пороге формирования раннефеодального государства в то же время, что и Западная Европа.
В 1Х-Х вв. на Руси происходил процесс зарождения феодализма. Языческая религия настаивала на полной независимости славянского народа и выступала против рабства и порабощения кем бы то ни было. С другой стороны, феодальное общество нуждалось в неприкосновенных производителях, связанных с землей. Язычество подорвало основы феодального общества и перестало быть идеологической основой для объединения всех восточнославянских народов. Славянское язычество уже не могло быть учением, объединяющим все народы, проживающие на территории России [1, с. 78].
Таким образом, в годы становления раннефеодального древнерусского государства в 1Х-Х веках славянское язычество было препятствием для его развития, и весь процесс дальнейшего развития общества требовал замены язычества новой религией.
Киевская Русь, преемница Древней Руси и следующий этап в развитии русского государства, сформировалась как политический и культурный центр во время правления Владимира I Святославича (980-1015) [2,с.31].
Принятие христианского православия в качестве государственной религии в Киевской Руси стало важнейшей вехой в становлении русского государства. В «Повести временных лет» описывается момент этого религиозного избрания в виде проповедников различных религий -волжских болгар (мусульман), немцев (католиков) и хазарских евреев (иудеев) - которые пришли к князю Владимиру в 986 году и провозгласили главенство своей веры. Он остановился на христианстве византийского типа по разным причинам. Христианство в Византии было государственной религией, лояльной и послушной императорской власти. Князю Владимиру импонировала идея, что православная церковь просвещает верховную власть [3, с. 223], и, по словам В.С. Соловьева, «православная церковь принесла на Русь из православной Византии идею, что великий князь есть боговенчанный правитель, государь и верховный судья своих подданных». [4,с.291].
Одной из важнейших причин принятия христианства в качестве государственной религии было то, что правящая элита делала все возможное для укрепления государства и пыталась объединить племенные группы с различными религиями и позициями вокруг Киева, политического центра Руси. Принятие христианства решило большинство политических и социальных проблем, стоявших перед государством, включая формирование единого русского государства, единого славянского языка, моногамных семей и более совершенной системы центрального и регионального управления [5, с. 175].
В первые десятилетия после Крещения Русь не была единым культурным и социальным пространством. Это было мультикультурное, мультиэтническое и мультирелигиозное общество, с множеством различных особенностей повседневной жизни и социальной организации. Христианство содержало идеи добра, счастья, блаженства и мира, которые были благосклонны к людям того времени, и в то же время великий царь, помазанник Божий, который принес эти идеи, постепенно стал ассоциироваться с этими идеями и стал благодетелем в глазах народа. Все больше и больше людей верили в него, и эта вера в конечном итоге стала предпосылкой для установления права на религиозную свободу.
Это означало замену традиционной структуры отношений князя и церкви новой моделью церковно-государственных отношений и сопровождалось увеличением единоличной власти князя в политической организации древнерусского государства.
В конце X - начале XI века законы, в основном на византийском и южнославянском языках, сочетающие церковную и византийскую правовые основы, впоследствии стали одним из источников права в Киевской Руси.
С распространением христианства в Киевской области и укреплением его позиций большое значение приобрели церковные документы византийского периода, номоканны, сборники церковных постановлений христианской церкви, указы римских и византийских императоров.
Однако эти источники права не отражали общего формирования правовых обычаев в древнерусском обществе и не могли в полной мере гарантировать правовое регулирование сложившихся отношений между жителями Киевской Руси. Поэтому объективно необходимо было создать такую правовую систему, которая отражала бы существующие общественные отношения и создавала баланс между нормами византийского права и обычным правом населения Киевской Руси.
Архаичное право Древней Руси постепенно преодолело этап перехода от регулирования общественных отношений с помощью одиозных обычаев к рациональным, нравственно-справедливым и абсолютно законным методам и институтам, благодаря широкому принятию христианства.
Создание одного из важнейших памятников древнерусского права - Русской Правды, закона, кодифицированного в 1016 году, напрямую связано с введением христианства на Руси и необходимостью правового регулирования существующих общественных отношений с учетом правовых обычаев, сложившихся у древних славян. Наиболее четкое представление о правовой системе бывшего русского государства можно найти в Русской Правде [6, с. 87].
Русская Правда не содержала преступлений против церкви, религии или нравственности, не регулировала отношения с церковью, так как уставы дворянских церквей были юридически независимы. Вопрос веры также не был прямо упомянут в Русской Правде, так как в Х-Х1 веках этот вопрос не поднимался. Классификация населения по религиозному признаку появилась в российском законодательстве не сразу. Такое положение сохранялось до монголо-татарского нашествия [7, с. 193].
В ходе развития домонгольского Древнерусского государства происходил процесс адаптации греческой правовой системы к реалиям Древней Руси, с постепенной «русификацией» русскими правителями путем введения собственных нововведений и смягчения наказаний за ре-
лигиозные преступления. Согласно ранним русским правилам, основными наказаниями против Церкви были только канонические меры, такие как запрет и отлучение.
Начиная с XI века, церковь смогла определить свое основное отношение к приверженцам других верований в своей доктринальной программе. Каноническим основанием для этого послужили « Слово святого Григорья (Богословца) изобретено в толцех о том, како първое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят «. Этот документ, выдержавший шесть изданий на русском языке, представляет собой своего рода каталог «иностранных» религий, в котором перечислены учения различных религий, таких как культы Афродиты, Диониса и Артемиды в Древней Греции, Осириды в Древнем Египте и культ Реи в Малой Азии, но в первом издании не упоминаются культы в восточнословянских народов, тогда как в последнем издании впервые упоминаются культы Перуна, Мокоши, Хорса и Рода [8, с. 231].
Когда в XIII веке на русской территории установилось господство Золотой Орды, уже существовавшая система церковно-государственных отношений не только не рухнула, но и была усилена вновь введенной системой ярлыков, которая характеризовалась защитой православной Руси на территориях, непосредственно управляемых правителями Золотой Орды. В 1361 - 1363 год в Сарае, столице Золотой Орды, была организована особая епископия - православная церковь.
В середине XIV века к власти в Золотой Орде пришли мусульмане, но положение православной церкви не изменилось, и она стала оплотом национального единства, чтобы противостоять растущему гнету Орды и защищать национальные интересы.
Целью своего правления Иван III поставил объединение северо-восточной Руси, руководствуясь идеями единства и сплоченности, для создания сильной государственной организации, способной противостоять и преодолевать внешнее давление для обеспечения собственного развития [9, с. 102].
С момента создания единого централизованного государства в феодальной России стали создаваться новые и сложные формы законодательства: судебники, кодексы, уставы, судебные уставы и т.д. В XV -XVI вв. гражданские правоотношения постепенно превращались в особую область, которая регулировалась специальными законами, содержащимися в различных сборниках (уставах, судебных уставах и т.д.). Судебник 1497 стал главным инструментом ликвидации феодальной раздробленности, централизации Русского государства и создания общерусского права. Он ввел единую систему государственных судов, определил их полномочия и подчиненность, регламентировал судебные пошлины, расширил круг деяний, подлежащих уголовному наказанию, ввел новые понятия преступлений и особо опасного преступления. Анализ норм Судебника 1497 показывает, что иностранцы подпадают под действие данного права, независимо от их религиозной принадлежности, что следует рассматривать как предпосылку для развития права на религиозную свободу в будущем.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что в первые годы существования российского государства отношения между государством и церковью определяли направление развития государства, в том числе и развитие его правовой системы. В рамках российского религиозного законодательства были созданы условия для понятия «религиозной свободы» и признаны «толерантными» верующие, принадлежащие к расам и этническим группам, проживающим в России. Первая религиозная реформа князя Владимира и терпимое отношение князей к двум основным религиям, исповедуемым большинством славянского населения, характерные для XI—XII вв., отражают терпимость властей в религиозных вопросах.
Правовая система древнерусского государства в этот период сформировалась в результате взаимодействия обычного права славянских народов, проживавших на территории Руси, и византийского права, которое было принесено на Русь вместе с христианством. В этом отношении влияние византийского права не представляется особенно решающим в формировании правовой системы, в том числе в создании условий для формирования права на религиозную свободу в России.
Библиогра фия:
1. Рапов О.М. Русская церковь в XI - первой трети XII в. Принятие христианства. М.: Наука, 1988. 213 с.
2. Костромин К.А. Конфессиональная поликультурность Киевской Руси начала XI века // Палеоросия. 2015. №3. С. 34-39.
3. Размахов К.Е. Инкорпорация церковной организации в государство Древней Руси // Вестник экономической безопасности. 2016. №1. С. 27-33.
4. Хорошев А.С. Политическая история русской канонизации (IX-XVI вв.). М.: Издательство МГУ, 1986. 208 с.
5. Повесть временных лет. / под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. 404 с.
6. Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т.1 / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги. М.: Мысль, 1988. 892 с.
7. Голубинский Е.Е. История русской церкви. М.: Мысль, 1900. Т. 1. 352 с.
8. Тихомиров М.И. Пособие для изучения Русской Правды. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1953. 192 с.
9. Кревылев И.А. История религий. М.: Мысль, 1975. 414 с.
10. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наук, 1980. 196 с.
11. Батурин Н.К. Историко-правовые аспекты завершения объединения Северо-Восточной Руси // Вестник Российского университета кооперации. 2020. №1. С. 100-106.
12. Осадчук Е. И. Судебник 1497 года как памятник русского феодального права. Общая характеристика // Актуальные проблемы гуманитарных и
естественных наук. 2013. №8. С. 218-222. References:
1. Rapov O.M. The Russian Church in the XI - first third of the XII century. Acceptance of Christianity. Moscow: Nauka, 1988. 213 p.
2. Kostromin K.A. Confessional multiculturalism of Kievan Rus at the beginning of the XI century // Paleorosia. 2015. No. 3. pp. 34-39.
3. Razmakhov K.E. Incorporation of the church organization into the state of Ancient Russia // Bulletin of Economic Security. 2016. No. 1. pp. 27-33.
4. Khoroshev A.S. Political history of Russian canonization (IX-XVI centuries). Moscow: Publishing House of Moscow State University, 1986. 208 p . 5. The Tale of Bygone Years. / edited by V. P. Adrianova-Peretz. M.: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1950. 404 p.
6. Solovyov V.S. Essays in 2 vols.I / Under the general editorship of A. F. Losev and A.V. Gulygi. M.: Mysl, 1988. 892 p.
7. Golubinsky E.E. History of the Russian Church. Moscow: Mysl, 1900. Vol. 1. 352 p.
8. Tikhomirov M.I. Manual for the study of Russian Truth. Moscow: Publishing House of Moscow. un-ta, 1953. 192 p . 9. Krevylev I.A. History of Religions. Moscow: Mysl, 1975. 414 p.
10. Rybakov B.A. Paganism of the ancient Slavs. M.: Nauk, 1980. 196 p.
11. Baturin N.K. Historical and legal aspects of the completion of the unification of North-Eastern Russia // Bulletin of the Russian University of Cooperation. 2020. No. 1. pp. 100-106.
12. Osadchuk E. I. The Sudebnik of 1497 as a monument of Russian feudal law. General characteristics // Actual problems of humanities and natural sciences. 2013. No.8. pp. 218-222.